На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольняа работа по "Политологии"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
Учреждение  образования
«Витебский  государственный технологический  университет» 
 
 
 
 
 

Кафедра «Истории и права» 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (№ 1)
по дисциплине 
 

«Политология»
«Тема 10» 
 
 
 
 

                                       Выполнила:
                                       Подгайская Е.В.
                                       Группа Шкс-25 

                Факультет: заочный
                (сокращённая  форма) 

                                       Зачётная книжка № 09850 

                Домашний  адрес: 220053 г.Минск, ул.Тарханова д.9а, кв.13 

                Телефон: 8-025-977-57-87 (Life)
                8-017-293-05-56 (раб.) 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Витебск, 2010
 

СОДЕРЖАНИЕ 

    Типы и формы  государства
      Типы государства: формационный и цивилизационный подходы
      Формы государства: понятие и элементы
        Форма государственного правления
        Форма государственного устройства
        политический режим: понятие, признаки, виды
    Гражданское общество и правовое государство
      Гражданское общество: понятие, признаки
      Понятие правового государства
      Отношение государства и права
 
            Список использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Типы  и формы государства
 
      типы  государства: формационный и цивилизационный  подходы
     Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных  для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.
     Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.
     Главным критерием первого подхода выступают  социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической  формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.
     Рабовладельческое государство есть орудие поддержания  власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных  граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой  говорящее орудие труда.
     Феодальное  государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.
     Буржуазное  государство представляет собой  диктатуру буржуазии, в котором  сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.
     Социалистическое  государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство  высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности  на средства производства и имеющее  широкую социальную базу.
     Первые  три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит  в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.
     Социалистическое  же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.
     В основе цивилизационного подхода лежат  как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические  и пр. Представители: английский историк  А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий  в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.
     А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих  друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.
     В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и  цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
      формы государства: понятие и элементы
     Категория «форма государства» означает, кто  и как правит в обществе, как  устроены и действуют в нем  государственно-властные структуры, как  объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.
     Если  территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам, то в понятии «форма государства» выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга.
     От  формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов.
     Форма государства - это способ организации  политической власти, охватывающий форму  правления, форму государственного устройства и политический режим.
     В форме  государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические  факторы, так и природные, климатические  условия, национально-исторические и  религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.
     Элементами  формы государства являются: форма  правления, форма государственного устройства и политический режим.
    форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
    форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;
    политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.
     Таким образом, форма государства - это  его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.
        форма государственного правления
     Форма государственного правления - это элемент  формы государства, характеризующий  организацию верховной государственной  власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство. Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики. Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.
     Признаки  монархии:
    власть передается по наследству;
    осуществляется бессрочно;
    не зависит от волеизъявления населения. Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.). Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
     Признаки  республики:
    выборность власти;
    ограниченность срока полномочий власти;
    зависимость от избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.
        форма государственного устройства
     Форма государственного устройства - это  элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
     С помощью  данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.
     В зависимости  от этого критерия различают следующие  формы.
     Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.
     Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).
     Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.
     Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и  некоторые другие специфические  формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.
        политический режим: понятие, признаки, виды
     Политический (государственный) режим - это система  методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
     Политический  режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично.
     Политический  режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического  осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли.
     В известном  смысле политический режим близок к  понятию "стиль государственного управления", но если последний раскрывает технологию управления с точки зрения ее рациональности и эффективности, то политический режим фиксирует политическую сторону государственного управления - реальную принадлежность власти определенным субъектам политических действий, способы владения и удержания ее и, соответственно, механизмы воздействия на людей.
     Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):
    степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
    соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
    характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;
    положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
    место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
    тип политического поведения; характер политического лидерства;
    доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
    политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
    меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.
     В зависимости  от особенностей набора методов и  средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.
     Демократический режим. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Основными характеристиками демократического режима являются следующие:
    провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
    решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
    предполагается существование правового государства и гражданского общества;
    выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
    силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;
    доминируют методы убеждения, компромисса;
    политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;
    гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;
    реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).
     К антидемократическим  режимам относят тоталитарные и  авторитарные режимы.
     Тоталитарный  режим. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
     Основными характеристиками тоталитарного политического  режима являются следующие:
    государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
    общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;
    монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
    государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
    доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
    господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
    фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.
     Тоталитарный  политический режим фашистского  типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
     Авторитарный  режим. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Авторитарный режим - это государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа.
     Основные  характеристики авторитарного политического режима:
    в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
    игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
    роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
    суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
    сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
    в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
    сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";
    существует частичный плюрализм;
    права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
    силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.
     
    Гражданское общество и правовое государство 

    2.1    гражданское общество: понятие, признаки
     В недавнем прошлом привычным для нашей  науки и политической практики был  классовый подход к демократии, к  государству. В настоящее время  преобладает взгляд на эти проблемы с точки зрения общечеловеческих идеалов и ценностей. В общественном сознании все больше утверждается мысль о том, что основанное на демократических принципах гражданское общество может стать эффективным орудием урегулирования конфликтов, возникающих в обществе, утверждения в нем законности и правопорядка, средством защиты интересов и потребностей людей, их прав и свобод.
     Кроме того, сегодня меняется соотношение  общества и государства, личности и  государства. Все более осознается служебная роль государства по отношению  к человеку. Основанное на праве государство из простого инструмента власти-насилия превращается в правовое государство, которое оправдано тем, что оно создает право. В настоящее время теория правового государства, пожалуй, является единственно возможным его оправданием.
     Таким образом, гражданское общество является необходимым условием для обеспечения уважения всех прав человека и основных свобод. В виду этого их изучение представляется весьма актуальным.
     Понятие гражданское общество появилось  в XVII веке, сначала в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Затем оно получило свое развитие в XVIII веке в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Д. Вико и других ученых.
     Они отождествляют с гражданским  обществом не всякое государство, а  лишь такое, которое вследствие того, что оно основано на общественном договоре, выражает интересы граждан. Вместе с тем, они отмечали, что в действительности дело обстоит далеко не так, что реальное государство чаще всего подавляет гражданское обществе. Итак, понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан.
     Более подробное изложение взглядов на гражданское общество встречается  у Г. Гегеля. Указывая на историческую обусловленность возникновения  гражданского общества, которое, как  он отмечал, создано лишь в «современном мире», Г. Гегель писал об особой важности «принципа субъективной (т.е. личной) свободы», который сочетается с «системой всесторонней зависимости членов общества друг от друга».
     В качестве основополагающих принципов, на которых функционирует общество, Гегель называет личную свободу, частную собственность, «публичность», «всеобщую осведомленность», свободно формирующееся общественное мнение, справедливые и строго соблюдаемые законы.
     Государство и гражданское общество по Гегелю это не столько теснейшим образом связанные между собой части единого целого, сколько две стороны одной медали, причем лицевой стороной для него является скорее государство.
     Особый  подход к проблеме гражданского общества прослеживается в марксизме. По мысли  К. Маркса, социальные структуры гражданского общества представляют собой формы, в которых возникло буржуазное общество. Причем само гражданское общество имеет преходящий характер, поскольку оно порождает пролетариат-могильщика буржуазного общества, породившего гражданское общество. Уделяя главное внимание проблеме влияния экономики на политику, Маркс упростил крайне сложную структуру гегелевской модели гражданского общества. Для него гражданское общество составляет форму, в которой осуществляется экономическое развитие.
     В современной  научной литературе существует довольно большой разброс мнений по данной проблематике. Дискуссионным остается вопрос о происхождении, исторических судьбах, сущностных чертах гражданского общества, его взаимоотношениях с  государством. Часть исследователей считает, что сама идея гражданского общества как независимого от государства образования верна лишь на ранней стадии развития либерального капитализма. В подтверждение этого тезиса приводится довод, что в современных условиях границы между гражданским обществом и государством практически стерлись, что государство, по сути дела вмешивается в решение всех фундаментальных экономических и социальных проблем.
     Гражданское общество -- система негосударственных  организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот.
     Сущность  гражданского общества состоит в  том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.
     Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
    экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
    безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;
    легитимность и демократический характер власти;
    равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;
    правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
    политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции, многопартийности;
    свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;
    невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
    классовый мир, партнерство и национальное согласие;
    эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
     Гражданское общество -- не государственно-политическая, а главным образом экономическая  и личная, частная сфера жизнедеятельности  людей, реально складывающиеся отношения  между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.