На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркировка и упаковка товара

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

Волгоградский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра агробизнеса 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров
на тему: «Маркировка и упаковка товара» 
 
 

            Выполнил:
            Студент  II курса, очной формы обучения
                  Иванова Нина Александровна  
                     (Ф.И.О)
                                4231     
                                                     (группа, шифр)
            Проверил:
                                      ассистент    
                           ( должность, ученое звание, ученая  степень)
                                Васильева Ирина Николаевна  
                     (Ф.И.О.)
               Оценка  после защиты______________________
               Дата защиты_____________________________ 
           
           
           

 

Содержание: 
 

 Введение………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основы маркировки и упаковки товаров:
1.1 Классификация и функции упаковки.………………………………….…..5
1.2 Упаковка и окружающая среда ………………………………………..…..18
1.3 Разновидности и основные функции маркировки …………………….....22
1.4 Основные требования, к упаковке и маркировке товаров ………….…....27
II. Анализ деятельности предприятия в области маркировки и упаковки товара:
 2.1 Историко - экономическая характеристика научно-производственного предприятия «Интер-Масло»…………………………………………………..34
2.2 Анализ деятельности научно-производственного предприятия «Интер-Масло» в области маркировки и упаковки…………………………………….41
III. Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки
3.1 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки в целом..……….43
3.2 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки на научно-производственном предприятии «Интер-Масло»..……………………………46
Заключение……………………………………………………………………...48
Список  использованной литературы…………………………………………..49 
 
 
 

 

Введение 

      Вхождение России в цивилизованный рынок поставило перед российскими предпринимателями задачу увеличить объемы продаж товаров за счет предложения покупателям качественного сертифицированного товара и сопровождающих его услуг. Товар, который хлынул на российский рынок пять-шесть лет тому назад, ошеломил обилием и ассортиментом, красочным оформлением и многообразием форм, «лейблов», различных маркировочных обозначений, о которых большинство покупателей, да и сами предприниматели просто не знали или имели поверхностное представление.
     Быстро  наступившее товарное насыщение  заставило всех нас более тщательно подходить к товару, изучать его свойства и потребительские характеристики, более придирчиво рассматривать его, вчитываясь в ту небольшую и не всегда понятную, условно-схематическую информацию, которую можно было почерпнуть из упаковки. Поэтому упаковка должна содержать в себе полную информацию о товаре и быть запоминающейся для покупателей.
     Актуальностью данной темы является то, что сегодня, в условиях жесточайшей конкуренции, упаковка окончательно признана одним из главных средств в борьбе за лидерство на рынке, и является главным источником информации о товаре.
     Цель  курсовой работы заключается в изучении основных характеристик маркировки и упаковки товара.
Объектом  исследования является научно-производственное предприятие «Интер-Масло».
Предметом исследования является способы получения и применения маркировки и упаковки.
     Целями  исследования являются: 

    анализ  и оценка системы формирования маркировки и упаковки
    предложение мероприятий по совершенствованию производства качества упаковки
    Задачами  исследования являются:
    дать понятие маркировки и упаковки товаров
    исследовать деятельность предприятия «Интер-Масло»
     В настоящее время уже издано достаточно много различных постановлений и положений о сертификации, маркировке товаров и тары, об ответственности и штрафных санкциях за поставку недоброкачественных товаров и продуктов питания.
     В данной курсовой работе сделана попытка проанализировать теоретико-методические разработки и имеющуюся нормативно-правовую документацию по маркировке и упаковке товаров и услуг в нашей  стране, а также изучить требования, предъявляемые к ним на территории Алтайского края.  

 

      I. Теоретические основы маркировки и упаковки товаров
1.1 Классификация и основные функции упаковки 

      Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку, являются назначение, материал, состав, конструкция, технология производства.
      Тару и упаковку можно разделить на производственную, транспортную, потребительскую, специальную (консервирующую). 

      Потребительская тара и упаковка: предназначаются для продажи населению товара, являются частью товара и входят в его стоимость, а после реализации переходят в полную собственность потребителя. Они, как правило, не предназначаются для самостоятельного транспортирования и перевозятся в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченную массу, вместительность и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр нее должен превышать 600 мм. Потребительская упаковка подразделяется:
    Мягкая потребительская упаковка. Позволяет надежно защитить продукцию от внешних воздействий, полностью автоматизировать процесс упаковывания. К мягкой потребительской таре относится тара, изготовляемая из одного - или многослойных полимерных пленок и комбинированных материалов. При упаковывании продукции в пленочные или комбинированные материалы автоматы выполняют фасование продукции, герметизацию и укладку упакованной продукции в транспортную тару. Упаковка из красочно оформленных полимерных пленок эстетична, имеет привлекательный внешний вид, содержит информацию о назначении продукции, способе ее использования. Пленочная потребительская упаковка имеет небольшую удельную массу и низкую цену, поэтому, как правило, предназначена для разового применения.
      Наиболее распространенной мягкой потребительской упаковкой является упаковка с корпусом в форме рукава, с дном различной конфигурации, цельным или со швом, с открытой горловиной, с клапанами или без них. Отличительные признаки различных пакетов: оформление дна, наличие боковых сгибов или складок. Форма и конструкция при упаковывании жидкой и сыпучей продукции определяются преимущественно конструкцией агрегатов, на которых производится упаковывание. Обычно вместимость пакетов не превышает 3000 см3. закрываются пакеты различными затворами. Основной способ изготовления пакетов – сваривание, реже – склеивание, сшивание скобами, зажимами и т.д. К этому же виду упаковки относится упаковка в термоусадочные и сокращающиеся пленки. Для изготовления мягкой потребительской тары используются однослойные пленки из ПЭ, ПП, ПВХ, ПС и сополимеров стирола, пенополистирола, ПА, различные многослойные и комбинированные пленки[2].
    Жесткая потребительская полимерная тара. Основное ее назначение – обеспечить сохранность продукции в установленные НТД сроки, т.е. предохранять товары от деформации, разрушений и потерь. Поэтому тара должна обладать определенной механической прочностью и жесткостью, быть удобной в обращении и потреблении.
      К этому виду относится потребительская  тара из листовых материалов, формируемая  различными способами (термо - и механоформование), экструзионно – выдувная литьевая, прессованная.
      Потребительская тара из листовых материалов по экономичности, объему производства и потребления уступает только пленчатой упаковке, превосходя ее по жесткости и формоустойчивости. Для этого вида тары  используют рулонные материалы толщиной 0,25-1мм и листы толщиной 0,5-2 мм.
      Тара  из листовых материалов имеет простую конфигурацию. Это кассеты, банки, стаканчики, коробки, ложки, коробки с ячейками, коробки – кассеты и т.д. [1]
    Выдувная потребительская тара. По объемам производства занимает третье место. По разнообразию и функциональному назначению она удовлетворяет любым требованиям потребителей. Выдувную тару применяют для самых различных продуктов: жидких, сыпучих, пастообразных и твердых; газированных напитков, топливно-смазочных материалов, пищевых и химических продуктов, косметических и фармацевтических товаров. Для ее изготовления применяют практически все виды термопластов.
    Литьевая и прессованная потребительская тара. Изготавливается литьем под давлением и прессованием с точным выполнением внешних поверхностей, внутренних полостей изделия. Однако ряд недостатков этих методов не позволяет производить тару толщиной менее 1мм. Литьевая и прессованная тара значительно дороже упаковки, производимой другими способами. Прессование и литье под давлением применяют при изготовлении жесткой тары для дорогостоящей продукции, а также отдельных элементов упаковки, требующих высокой прочности выполнения (банки, коробки, пеналы, пробирки).
    Потребительская тара из газонаполненных материалов. Для изготовления такой тары чаще всего применяют пенопласты низкой плотности (15 – 60 кг/м3), способные выдерживать значительные удельные нагрузки без остаточной деформации.
      Тару  из пенопластов применяют преимущественно  для защиты продукции от ударов, толчков, механических повреждений, температурных колебаний, проникновения влаги, действия микроорганизмов, а также для уменьшения ее массы, повышения долговечности и снижения стоимости. Тара из газонаполненных материалов сохраняет форму и упругие свойства в широком диапазоне температуры (от +75 до -60°С) благодаря низкой теплопроводности пенопластов [0,026-0,037 Вт/(см*К)], что обусловило их применение для термической изоляции.
      Тару  из газонаполненных полимеров изготовляют  методами литья под давлением, прессования, выдувного формования, беспрессового вспенивания, пневмо – и вакуумного формования.
      Потребительскую тару выполняют в виде коробок, вкладышей, кювет, лотков, банок и т.д. При изготовлении тары из газонаполненных материалов достигается значительная экономия материала (до 30-40 %), уменьшается масса тары.
    Комбинированная потребительская тара и упаковка. Включает комбинацию полимерных материалов с бумагой, картоном, фольгой. Обеспечивает высокую сохраняемость и высокие потребительские свойства упакованной продукции.
      К этому виду относятся упаковки флоу (нанесение расплава полимера непосредственно на упаковываемые изделия) и скин (вторая кожа) с использованием термоусадочных пленок, когда на картонную подложку помещают изделия, обтянутое термоусадочной пленкой. Упаковку подвергают нагреванию, пленка усаживается и плотно облегает изделие. Отдельные виды продуктов упаковываются и плотно облегает изделие. Отдельные виды продуктов упаковываются без подложки (например, мясо, овощи, фрукты, рыба, батарейки и т.д.). Дополнительно может быть применено вакуумирование.
      Одним из видов упаковки стреч является двойная заготовка из листового материала (чаще всего картона), в которой вырезают окно, соответствующее по форме упаковываемому изделию. Изделие закрывают с двух сторон растягивающейся или термоусадочной пленкой на основе ПВХ, ПВДХ, СЭВ, а концы ее закрепляют скобами, клеем или сваркой между листами картона. Для плотного прилегания пленки полость с изделием нагревают и вакуумируют. Эту упаковку применяют для парфюмерных и косметических средств в пеналах, флаконах, тубах, а также для различных галантерейных и хозяйственных товаров.
      Упаковка  вителло представляет собой термоформованный стакан, который вставлен в клееный картонный цилиндр. Стакан изготавливается из листового УПС, ПВХ-Ж толщиной 0,5-1,2 мм, крышка упаковки – из ПП, ПЭНП, ПЭВП методом литья под давлением. Такую упаковку используют для молочных продуктов, горчицы, пищевых приправ, товаров бытовой химии. Ее можно оформлять печатью в несколько красок.
      Упаковка  блистер состоит из жесткой картонной  подложки и футляра из прозрачного листового материала. Футляр может иметь форму правильного полушария («блистер-бабл-пак») или повторять по контуру изделие («блистер-контур-пак»). Футляр изготовляют методом термоформования и прикрепляют к картонной подложке сваркой, скобами или с помощью клеев-расплавов. Для упаковки блистер применяют листовые и пленочные материалы на основе ПС, ПВХ-Ж, ацетатов, бутиратов и пропиатов целлюлозы, иономеров. Упаковку блистер применяют для лекарственных препаратов, хозяйственных товаров, канцелярских принадлежностей, галантерейных, парфюмерных и косметических товаров, сувениров, игрушек и т.д.[6]
     Транспортная  тара
      Транспортная  тара предназначена для перевозок, складирования и хранения продукции. Эта тара может принадлежать любой организации, участвующей в процессе обращения.
      Транспортную  тару можно классифицировать по следующим  признакам:
    Кратности использования (разовая и многооборотная);
    Стабильности размеров (жесткая, мягкая);
    Виду упаковываемой продукции (жидкости, сыпучие продукты, штучные грузы);
    Способу изготовления (сварная, склеенная, выдувная, литьевая, прессованная, термоформованная, вспененная);
    Материалу (ПЭ, ПВХ, ПП, ПС, и т.д.);
    Конструкции (неразборная, разборная).
      Широкое применение в качестве жесткой транспортной тары находят различного рода лотки, ящики, бочки, амортизационные вкладыши к ящикам, складные полимерные ящики и специальная тара для перевозки продукции с использованием пенопластов. В жесткой транспортной таре особенно нуждаются отрасли АПК, потребность в ней составляет сотни миллионов штук. За последние годы вид тары из пластмасс пришел на смену таре из традиционных материалов. Жесткая транспортная полимерная тара обладает высокой прочностью и хорошим сопротивлением динамическим нагрузкам, не требует систематического ремонта, характеризуется длительным сроком эксплуатации, надежно сохраняет продукцию от внешних воздействий, имеет красивый внешний вид. Из термопластов можно получать транспортную тару различной формы и конструкции, что обеспечивает рациональное затаривание продукции. Благодаря своей жесткости тара может легко штабелироваться в несколько ярусов, занимая при складировании минимальные площади, без применения дополнительных устройств.
      Основные  способы изготовления жесткой транспортной тары: литье под давлением, термоформование, ротационное формование, штамповка и прессование с применением сварки.
      К мягкой транспортной упаковке относятся  мешки, чехлы, вкладыши, мягкие складные контейнеры и упаковка из термоусадочной пленки. Мешки широко применяются для перевозки и хранения различных сыпучих продуктов, химических удобрений  и пестицидов, семян, гранулированных продуктов, красителей и т.д. Мягкие контейнеры используются для транспортирования и временного хранения сыпучих, гранулированных, штучных и жидких продуктов. Они заменяют фанерные барабаны, бочки, мешки и могут перевозиться (заполненные грузом) на железнодорожных платформах или водным транспортом. Их применение снижает трудоемкость операций по упаковыванию и позволяет обеспечить механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Достоинством мягкой транспортной тары из полимерных материалов является то, что пустая она легко складывается и занимает немного места при возвратных перевозках.
      В последнее время в качестве транспортной тары все более широкое распространение  получают упаковки с использование термоусадочных пленок. Они применяются в виде индивидуальной и групповой упаковки в мясомолочной, рыбной, пищевой, медицинской и других отраслях промышленности. Пленки получают преимущественно экструзией либо соэкструзией.[9]
      Производственную и транспортную тару иногда (главным образом за рубежом) называют распределительной, поскольку она предназначена для продвижения товаров через товарораспределительную сеть от предприятия-изготовителя до пункта назначения.
      Особым  видом транспортной тары являются поддоны и контейнеры, называемые тарооборудованием. К нему относятся ящичные поддоны, в которых товар доставляется с предприятий-изготовителей и складов непосредственно в торговые залы розничных магазинов самообслуживания. Использование тарооборудования создает большие удобства, как при транспортировании, так и при реализации продуктов.
      В торговом зале такой ящичный поддон играет роль торгового оборудования и заменяет стеллажи, прилавки, торговые полки. Это позволяет исключить очень трудоемкое звено в цепи товародвижения – отбор товаров на складе по заказам розничных магазинов. Устраняется и целый ряд других операций (размещение товаров на полки стеллажей и прилавков, проставление на них цен), что приводит к ускорению доставки товаров, снижению издержек обращения, уменьшению потерь от порчи товаров и, в конечном счете, к увеличению прибыли в торговле.
        Применение поддонов удобно в  торговле овощами, фруктами, мясом, рыбой, поэтому они используются в пищевых отраслях АПК, текстильной, химической, парфюмерной промышленности. Поддоны легко штабелируются как в рабочем, так и в сложенном виде, отличаются малой собственной массой и высокой долговечностью, легко стерилизуются горячей водой и паром.
      Ящичные поддоны из ПЭВП разнообразны по конструкции  и размерам, выдерживают статическую нагрузку до 1,4*106 Н. Изготовляют складные ящичные поддоны литьем под давлением. Размер поддонов в плане 1000?1200мм, внутренняя высота 600мм, наружная (габаритная) 750 мм, высота в сложенном виде 305мм. Для возможности замены поврежденных деталей все боковые стенки делают съемными.[5]
      Производственная  тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских, межзаводских перевозок, а также накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.
      Важнейшая роль до стадии доставки продуктов  питания в торговую сеть отводится  транспортной таре. С помощью именно этой тары должна быть обеспечена доставка населению продуктов питания с минимальными потерями.
      Эффективным способом повышения экономичности полимерной транспортной тары являются ее максимальная унификация и стандартизация[2].
      Унификация  тары необходима для сокращения числа ее видов и осуществляется по виду (форме), типоразмерам и конструкции или отдельным конструктивным элементам. Унификация способствует снижению расходов на разработку и изготовление полимерной тары, оснастки, организации специализированных производств с высокопроизводительным оборудованием, механизации, автоматизации и роботизации технологического процесса. Некоторое однообразие унифицированной тары может быть компенсировано полиграфическим оформлением, варьированием цветовой гаммы используемых полимеров, декорированием отдельных элементов упаковки. Эти приемы позволяют создавать однотипную упаковку, отвечающую высоким эстетическим требованиям.
     Унификация  тары по типоразмерам базируется на модульной системе. Принцип создания унифицированных размеров состоит в том, что площадь поддона делится на сетку кратных поддону размеров, определяющих наружные и внутренние размеры транспортной тары. Исходными данными при разработке тары являются внутренние размеры. Требования кратности распространяются на полимерную транспортную тару, получаемую из любого материала и любым способом. При этом размеры стандартного поддона являются модульной единицей для конструирования и проектирования погрузочно-разгрузочных средств, оптимальных площадей складских помещений, платформ различного вида транспорта. Эти размеры положены также в основу пакетных перевозок.
     Унификация  элементов тары обеспечивает возможность замены быстроизнашивающихся деталей, способствует сокращению потерь рабочего времени при остановке и выходе на рабочий режим оборудования, отработке технологических параметров и сокращению технологических потерь перерабатываемых материалов.
     Стандартизация полимерной тары призвана обеспечить современный уровень упаковки, т.е. единство четких показателей качества, механических и амортизационных средств, возможность укладки штабеля, технологичность, эстетичность, пригодность к нанесению красочной печати. Стандартизация упаковочных материалов, общих технических требований к полимерной таре и методов испытаний способствует сохранению качества упаковываемой продукции, снижению потерь при транспортировании, хранении и реализации, а также улучшению технико-экономических показателей во всех звеньях народного хозяйства, применяющих полимерную тару и упаковку.
     С учетом широкого ассортимента полимерных материалов, многообразия тары и упаковываемой продукции стандартизация приобретает значение большой комплексной проблемы. Решение ее начинается с разработки требований, предъявляемой к транспортной таре, и включает следующее этапы: выбор базового полимера, оптимизацию состава композиции, определение способа производства тары и оптимизацию режимов переработки, оценку качества и определение срока службы тары при эксплуатации.[7]
Основные  функции упаковки:
     При разработке тары и упаковки учитывают  совокупность условий и требований, предъявляемых к ним во всех сферах обращения — от изготовления до утилизации.
     Особенности обращения и функции, выполняемые тарой и упаковкой, обусловливают комплекс потребительских, экономических, технологических, эксплуатационных и утилизационных требований. Эти требования взаимосвязаны и зависят от изменений в структуре и свойствах товаров; условий транспортирования, хранения, реализации и использования продукции; системы упаковывания, характеристики тароупаковочных материалов, оборудования, организации производства.[8]
ЗАЩИТНАЯ  ФУНКЦИЯ
     Многофункциональность упаковки предопределяет необходимость знания специалистами свойств и способов переработки различных материалов в тару и упаковку, специфику защиты упакованного продукта от вредных внешних воздействий, что существенно, прежде всего, для продуктов питания. Любая продукция промышленных и сельскохозяйственных предприятий нуждается, в защите от механических, климатических и других воздействий при транспортировании, хранении и реализации. Функцию защиты выполняет упаковка, обеспечивая сохранность, качество, свежесть продукта и одновременно защищая окружающую среду от его влияния.
     Защитная  функция упаковки в полной мере зависит  от правильного выбора технологии и материала, учитывающих в первую очередь специфичность упаковываемой продукции. Для некоторых изделий достаточна лишь защита от механических воздействий и повреждений (автомобили, сельхозтехника, строительные; конструкции и т.д.). Другие виды продукции необходимо защищать от физических, химических, климатических, биологических и прочих воздействий. Сохранность продукции обеспечивается влагостойкой, химически стойкой, свето-, влаго- и газонепроницаемой, герметичной упаковкой и созданием внутри ее защитной атмосферы.
     Защита  продукции от механических воздействий обеспечивается высокой прочностью тары, стойкостью к удару при свободном; падении, вибростойкостью (при динамических нагрузках) и формоустойчивостью при статических нагрузках. Механическая стойкость тары к удару при свободном падении характеризуется высотой падения. Этот показатель зависит от материала, технологического режима и формы тары. Емкости из ПЭВД при падении, как правило, не разрушаются. Упаковки из ПЭНД, жесткого ПВХ, ПС при падении с определенной высоты разрушаются, необратимо деформируются, и при этом может быть нарушен товарный вид продукции.
     При выборе материала и способа упаковки исходят, прежде всего, из специфических свойств пищевого продукта, требуемого срока сохранности, возможных биохимических изменений продукта и его взаимодействия с упаковкой, влияния и продолжительности воздействия внешних факторов на продукт. Свойства продукта определяются его химической природой, физическим состоянием, чувствительностью к действию света, влаги, кислорода и микроорганизмам. В ряде случаев учитываются и другие специфические особенности, в частности при хранении свежего мяса — регулируемое поступление кислорода, для свежих плодов, ягод, овощей — строго регулируемый газообмен. В процессе хранения изменяются органолептические свойства продукта, например свежевыпеченные хлебобулочные изделия, высыхают, теряют вкусовые качества, черствеют, крошатся. Неупакованные изделия во влажных и теплых условиях не будут подвергаться сильному обезвоживанию, но зато быстро портятся в результате плесневения или бактериального заражения. Упаковка предотвращает ухудшение вкусовых качеств продукта, а также инфицирование микрофлорой. Булочки и сдобы, упакованные при нормальных атмосферных условиях, съедобны в течение 5 или 6 суток, в то время как упакованные в инертной газовой среде остаются пригодными для употребления несколько месяцев. Чтобы дольше сохранить продукт, необходимо его упаковать в полимерный материал, который обеспечил бы соответствующие условия. Так, для упаковки свежего мяса предпочтение следует отдать пленкам из полиэтилена или поливинилхлорида, фруктов — емкостям с газоселективными мембранами. Для упаковки продуктов в газовой среде выбирают материалы с низкой газопроницаемостью, например трех-пятислойные полимерные пленки.
     Не  менее важным фактором является возможность  взаимодействия продукта питания с упаковочным материалом. Например, при упаковке жирсодержащих продуктов нельзя использовать материалы, в которых присутствуют низкомолекулярные фракции, способные мигрировать в пищевой продукт.[8]
     ФУНКЦИЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ
     Изготовление  тары и упаковывание продукции требуют, как уже говорилось, больших материальных и трудовых затрат, которые в совокупности определяют стоимость упаковки. Затраты на тару и упаковку занимают важное место в экономике отдельных предприятий и целых отраслей народного хозяйства. Они существенно влияют на цену продукции. Особенно велики затраты на упаковку и тару в легкой, парфюмерной, пищевой и химической отраслях промышленности. Причем сам товар не становится более ценным, но дорожает из-за стоимости тары.
     В связи с этим важной функцией, выполняемой  упаковкой, является рационализация, т. е. выбор оптимальной технологии упаковки и всего производственного процесса в целом. С одной стороны, необходимо стремиться к экономии материальных и трудовых ресурсов при производстве тары и упаковочных материалов, с другой — к рациональной организации операций упаковывания, хранения и реализации упакованной продукции. В ряде случаев это должно учитываться уже на стадии изготовления самого продукта, чтобы оптимизировать весь производственный процесс, включая упаковывание и транспортирование.[8]
     Экономические соображения являются основным критерием  выбора. Наиболее эффективной считается  упаковка, обеспечивающая на всех стадиях обращения — от изготовления до утилизации — наименьшие затраты и наибольшую экономию общественного труда. Затраты на упаковку не должны составлять основную часть в себестоимости товаров, поэтому выбирают такую упаковку, которая обеспечила бы оптимальные защитные свойства в необходимые сроки хранения товаров. Надежность упаковки оценивают показателем эффективности
     Выбор тары не должен ограничиваться лишь учетом ее размеров. Тара должна исследоваться и с точки зрения формы с целью оптимального использования складских помещений и трансфертных средств. При конструировании полимерной транспортной тары необходимо учитывать ее абсолютную массу, относительную массу (т. е. отношение абсолютной массы тары к массе упаковываемого продукта) и коэффициент собственной массы тары (отношение массы тары к образуемому ею объему и к ее собственному объему). При изготовлении и использовании полимерной тары нужно стремиться к снижению этих показателей.
     Требования  к пригодности тары и упаковки для погрузочно-разгрузочных операций зависят от условий всей транспортной цепи перемещения упакованной продукции. Для этого на основе упаковки образуется грузовая единица (грузопакет), которой можно манипулировать при наименьших затратах труда и времени, осуществляя транспортные, складские, погрузочно-разгрузочные операции и обеспечивая при этом сохранность продукции.[8]
     ИНФОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
     Упаковка, как правило, выполняет и роль носителя информации, касающейся содержащегося в ней продукта и ее самой. К этой информации (наносится на изделие, упаковку или этикетку в виде текста, отдельных графических, цветных символов, а также их комбинаций), или маркировке, относятся данные о потребительских свойствах продукта, его производителе, требования по безопасному обращению, включая транспортирование, использование и утилизацию, а также данные о производителях и свойствах упаковки, в том числе об экологической безопасности для окружающей среды. Последнее особенно важно при осуществлении экспортных поставок, поскольку за рубежом все больше внимания уделяется проблеме охраны окружающей среды, в частности утилизации и вторичному использованию отходов упаковки.[4]
     РЕКЛАМНАЯ ФУНКЦИЯ
     Упаковка  выполняет и функцию рекламы, которая оказывает свое влияние  на сбыт товара. Возросший жизненный  уровень, изменяющиеся требования и привычки потребителей обусловливают создание соответствующей новой тары. Упаковка должна быть не просто красивой, запоминающейся, она должна быть уникальной и конкурентоспособной.   |
     Продукты  в упаковке одного и того же класса на одном и том же рынке пользуются разным успехом: одни быстро разбираются, другие подолгу пылятся на полках магазинов. Исследования рынка показали, что упаковочное изделие, в котором предлагается товар, обладая высокими функциональными свойствами и качеством исполнения, еще должно быть привлекательным. Что значит быть привлекательным и чем и как можно измерить привлекательность? Это и правильное позиционирование того или иного товара на рынке, и удачно проведенная рекламная кампания. Кроме того, уникальность проявляется через важнейшие элементы дизайна упаковки — форму: материал и цвет.
     Упаковка  товара должна запоминаться, т. е. быть стабильной и узнаваемой. Рекламные кампании должны реагировать на малейшие изменения моды, делая акценты на те или иные свойства товара[2]. 

1.2. Упаковка и  окружающая среда
     Отходы  — это материалы и предметы, от которых избавляется их владелец по собственному желанию или по требованию закона, что делает необходимым организацию их сбора, сортировки, очистки, транспортировки и обработки, складирование и дальнейшую переработку или какое-либо другое использование, а также ликвидацию.
     Отходы  подразделяют на бытовые и промышленные. Бытовые отходы: мусор, скапливающийся в квартирах, домах, крупных магазинах, предприятиях бытового обслуживания и т.д.; промышленные — скапливающиеся на промышленных предприятиях.
     К настоящему моменту в крупном  городе на одного человека в год  в среднем приходится 250—300 кг твердых  бытовых отходов (ТБО), а ежегодный прирост составляет около 5 %, что приводит к быстрому росту мусорных свалок как разрешенных (зарегистрированных), так и «диких» (незарегистрированных). На свалках в Российской Федерации (по данным АО «ИНЭКО») накопилось свыше 55 Мт ТБО.
     Свалки  приводят к значительному ухудшению  состояния окружающей среды: загрязнению воздуха, почвы и грунтовых вод метаном, диоксидом серы, растворителями, 2,3,7,8-тетрахлордибен-зо-1,4-диоксаном (диоксин), инсектицидами, тяжелыми металлами в виде их солей, другими вредными веществами. Свалки являются причиной просадки грунта, непродуктивного использования земельных участков вместо полезного отведения их под садово-парковые посадки, строительство жилья или общественно-значимых сооружений и т. д. Свалки способствуют возникновению эпидемиологической опасности, связанной с появлением грызунов и переносом ими различных заболеваний. По мере увеличения свалки постепенно занимают зеленые зоны и пригородные места отдыха. Это, в свою очередь, требует увеличения затрат на перевозку отходов и способствует дальнейшему загрязнению территорий выхлопными газами транспортных средств.
     Проблема  охраны окружающей среды от изношенной и использованной упаковки может быть решена двумя путями: уничтожением и утилизацией (последняя подразумевает ее трансформацию в полезный продукт).
     Основными способами уничтожения ТБО, в  том числе изношенной упаковки, являются захоронение и сжигание.
     Захоронение ТБО связано с отведением под мусорные свалки значительных земельных участков и отторжением их от полезного использования. В РФ примерно 90 % ТБО вывозится на свалки, занимающие более 20 тыс. га. Каждая такая свалка «съедает» от 6 до 50 га земельных угодий. Кроме того, на свалки вывозится ценнейшее вторичное сырье (макулатура, пластмассы, стекло, металлы и др.), которое может и должно вовлекаться в полезные производственные циклы.
     Сжиганию можно подвергать как твердые, так и жидкие отходы. Этот метод не является рациональным и экономичным, так как при сжигании имеют место быстрый износ установок (мусоросжигательных печей), выделение вредных продуктов в атмосферу и повторное ее загрязнение, попадание токсичных солей тяжелых металлов в почву и водную среду, а значит, и в организм человека. Установки для сжигания мусора, как правило, представляют собой сложные и дорогостоящие сооружения, так как они должны быть оснащены эффективными фильтрами и газоуловителями. Указанные причины ограничивают использование сжигания для уничтожения ТБО. Хотя в некоторых случаях (например, при невозможности разделения отходов) оно оказывается единственным способом их уничтожения.
     Форсировать уничтожение полимерных отходов  можно путем их радиационной обработки, излучением, нейтронами и частицами. Энергия этих излучений значительно превышает энергию химических связей макромолекул. При радиодеструкции полимеров образуются низкомолекулярные и олигомерные свободные радикалы, которые легко взаимодействуют с кислородом воздуха, инициируя цепные реакции фото- и термоокислительного разрушения полимеров.
     В результате воздействия на полимерную основу упаковки различных природных  и техногенных факторов макромолекула  распадается на более низкомолекулярные продукты: спирты, эфиры, кислоты и карбонильные соединения. Они естественным образом вовлекаются в природные и биологические циклы круговорота веществ, не нанося вреда окружающей среде.
     Отходы  потребления и промышленные отходы, пригодные к дальнейшей переработке, называют вторичным полимерным сырьем (ВПС). К ним относятся необработанные изделия из полимерных и других материалов, а также смесевых композиций, утративших свои потребительские свойства из-за физического или морального износа и предназначенных для переработки и использования в народном хозяйстве.
     При утилизации вторичного полимерного  сырья с целью создания малоотходных технологий и снижения нагрузки на окружающую среду особую роль в организации сбора и сортировки ВПС играет экологическая маркировка. ЕС предпринимает значительные усилия по введению унифицированной экомаркировки. Решение о ее присвоении принимается компетентными органами стран — членов ЕС на конкурсной основе. Наносимая на упаковку экологическая маркировка подразделяется на три основные группы.
     1. Знаки, обозначающие степень экологического  благополучия товара или его  упаковки. К ним относятся, например, «Голубой ангел» (Германия), «Белый лебедь» (Скандинавские страны), «Экознак» (Япония), а также экологические знаки различных товаропроизводящих фирм, стремящихся внести свой вклад в охрану окружающей среды.
     2. Знаки, призывающие к сбережению  окружающей среды. Знаки этой  группы чаще всего встречаются  на упаковке потребительских  товаров. Их смысл сводится  к призыву не сорить, поддерживать чистоту и сдавать использованные изделия на вторичную переработку, опуская их в соответствующие мусоросборники.
     3. Знаки, предупреждающие об опасности  изделия или предмета для окружающей  среды. К ним относятся специальные  знаки для обозначения веществ, представляющих опасность для морской фауны и флоры при перевозке водными путями.
     К сожалению, в России экомаркировка  очень часто не проставляется  из-за отсутствия единого государственного подхода к этой проблеме. Отрадным фактом в последнее время стало появление на продукции совместных предприятий экологических знаков и изображений, сопровождаемых надписями на русском языке и направленных на сохранение среды обитания[11]. 

1.3. Разновидности и основные функции маркировки
     Маркировка  подразделяется на товарную, отправительскую, транспортную и специальную. Для экспортных и импортных грузов предусматриваются дополнительные требования к маркировке. А на грузовые места с опасными грузами наносятся знаки опасности.
      Товарная  маркировка указывает наименование товара, его производителя, адрес, заводскую марку, сорт, ГОСТ, по которому изготовлен товар, использует цветовое обозначение (например, для стали, чугуна, ферросплавов), номер заказа, изготовленного товара, порядковый номер места в партии. Товарная марка на продукцию наносится производителем товара.
      Производственная  маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товар или упаковку и другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки.
      Торговая  маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки и товар. Носителями такой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. Наносится не на товар, а на указанные носители.
     По  своей структуре маркировка обычно включает три элемента: краткий текст, рисунок, условные обозначения товара или информационные знаки. Каждому из перечисленных элементов маркировки отводится определенная роль и выделяется соответствующее количество места в общем объеме маркировки, что наглядно представлено на рис 2. 

       
 
 
 
 

Рис.2. Соотношение товарной информации в структурных элементах маркировки товара
     Текст маркировки является самым распространенным и наиболее емким по количеству предоставляемой покупателю информации элементом маркировки. Он более предпочтителен и доступен потребителю, чем другие элементы, так как несет в себе информацию по использованию, качеству, сроку годности, дате изготовления с идентификацией продукта по стране, фирме-производителю. В этой связи понятна та доля общего объема маркировки, которая отводится производителем для текста.
Рисунок не является обязательным элементом  маркировки. Если он имеет место  на маркировке товара, то его нанесение  преследует, как правило, выполнение мотивационной и эмоциональной функций и значительно реже идентификационных и информационных. Исходя из степени доступности такой информации доля рисунка на маркировке в процентном отношении к общему объему значительно меньше, чем текста, — 0—50%.
Условные  обозначения на маркировке имеют  место, как правило, при нанесении производственной и товарной маркировок. Их цель идентифицировать товар конкретной фирмы, выделить его из массы аналогичных товаров. В этой связи условным обозначениям (информационным знакам) присущи краткость, наглядность, быстрота узнаваемости, привлекательность, выразительность. Условные обозначения включают в себя достаточно обширный классификационный перечень обозначений, показанных на рис.3.
     Если  большая часть приведенных на рисунке условных обозначений понятна по смыслу, то отдельные позиции требуют расшифровки в понятийном плане, хотя о них будет подробно рассказано в последующих разделах книги. К ним относятся: компонентные, эксплуатационные, размерные, манипуляционные и экологические знаки
     Компонентные  знаки — формируют достаточно обширный перечень условных обозначений маркировки, предназначенных для информации: о применяемых пищевых добавках - «индекс Е», химическом составе товара — краски, лаки, металлы, шпатлевки и пр. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.3. Классификационный  перечень условных обозначений  маркировки товаров и услуг 

        Размерные знаки — знаки, введенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественные параметры товара: массу, вес, объем, длину и пр. В соответствии с достигнутыми международными соглашениями размерные знаки, характеризующие конкретные физические величины товара, должны с 1980 г. соответствовать Международной системе единиц физических величин (СИ). Однако отечественный потребитель на упаковке многих импортных товаров встречает размерные величины, выраженные в национальной системе единиц отдельных стран (унциях, фунтах, пинтах, бушелях, баррелях, ярдах и др.).
Для обозначения  массы «нетто» на упаковке импортных товаров зачастую проставляется размерный знак «е» (от англ. — «exactly», нем. — «exart» — точно, ровно, одинаково), объема — размерный знак «V». Указываемый на упаковке код размерных знаков расшифровывается довольно просто — к условному обозначению физической величины (e,V и др.) добавляются фактические размеры этой величины в принятых национальных или международной (СИ) системах единиц измерения. Так, в частности, если на упаковке товара проставлено массовое значение его количества — 250 ge, то оно расшифровывается как масса, равная 250 г.
Размерные информационные знаки, проставляемые на упаковке товара или самом товаре в виде номера, букв или графических изображений, указывают, в частности, размер одежды, обуви или длину и объем бедер для соответствующего номера колготок.
     Эксплуатационные  маркировочные знаки  предназначены для информации потребителя о правилах эксплуатации, монтажа, наладки и ухода за потребительскими товарами. Они наносятся на ярлыки, бирки, этикетки, упаковку, контрольные ленты или непосредственно на товар. Перечень таких знаков утвержден на международном уровне. Наиболее распространенными являются эксплуатационные знаки, применяемые при использовании текстильных изделий. Широко распространены и такие разновидности эксплуатационной маркировки, как знаки управления (на стиральных машинах, микроволновых электропечах, утюгах и пр.), информационные знаки об установлении температурного режима в холодильниках в заданном диапазоне, регулирования и настройки аудио-, видео- и телеаппаратуры и др.
     Манипуляционные знаки формируют комплекс условных обозначений, предназначенных для информации о способах обращения (хранения, складирования, перевозки, погрузки-выгрузки и др.) с грузами (тарой) и товарами.
     Предупредительные знаки маркировки предназначены обеспечения безопасности потребителя товаров и сохранения окружающей среды при перевозке, хранении и использовании потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на выполнение обязательных действий по предупреждению опасности.
     Экологические маркировочные знаки (экомаркировка) — комплекс знаков, предназначенных для информации потребителей об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их применения, эксплуатации или утилизации.
      Существуют  общие правила маркировки товаров, однако в ряде случаев происходит отступление  от них по отдельным позициям в интересах покупателя. Обычно маркировка товаров и упаковки содержит основные, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки по погрузке, выгрузке, перевозке, а также дополнительные указания, характеризующие страну изготовления продукции, например: «Сделано в России» («Made in Russia»), «Сделано в США» («Made in USA») и др.[12]
      Основными функциями маркировки являются:
      Информационная  функция маркировки, обеспечивая потребителя комплексом необходимой ему товарной информации, является определяющей. Необходимо учитывать при этом, что информационная функция маркировки реализуется в следующих разновидностях: основополагающей, потребительской и коммерческой. Как правило, наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший - на коммерческую. Основополагающая информация на маркировке товара дублирует тот же вид информации. Что представлен в таваросопроводительных документах (ТСД). Необходимость дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, являясь для основной массы потребителей практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.[8]
      Идентифицирующая, указывающая, рекомендующая, ограничивающая функции маркировки обеспечивают прослеживаемость товарных партий  во всех звеньях логической цепи – снабженческих, транспортно-складских и т.п. Это позволяет реализовать основные логические функции: соблюдение технологического процесса товародвижения и хранения товара, управление запасами, распределение и потребление товара, соблюдение и оптимизацию процесса производства товара и т.п.[12]
      Эмоциональная, пропагандистская и  мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющая тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.[3] 

1.4. Основные требования, предъявляемые к упаковке
      и маркировке товаров
      Требования  к тароупаковочным средствам  определяются функциональным назначением последних и обусловлены объективными эксплуатационными факторами. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. Внешние факторы имеют различную природу: механическую (статические и ударные нагрузки, вибрация); климатическую (температура, влажность воздуха и их резкие колебания); биологическую (действие микроорганизмов, насекомых, грызунов). К внутренним факторам относятся химическая стойкость материала, внутреннее давление, а также износ упаковки под действием ее содержимого.[1]
      Различают общие требования, предъявляемые  к любому тароупаковочному материалу, и специфические, которые должны соблюдаться при упаковывании продукции конкретного назначения. Рассмотрим общие требования:
     Стойкость к механическим воздействиям. Это свойство характеризуется формоустойчивостью при статических нагрузках, вибростойкостью и стойкостью к ударным нагрузкам, оптимальными значениями физико-химических свойств (прочности и деформации). Требование формоустойчивости вызвано несколькими причинами: в частности, необходимостью длительного хранения в штабелях, когда нижние ряды испытывают значительные деформации; воздействием жидких и летучих веществ, находящихся внутри тары, особенно в условиях повышенной температуры и сопутствующего набухания материала; наличием острых граней и твердых частиц внутри тары и т.д. для транспортной тары, работающей в условиях постоянного возникновения ударов и колебаний, которые часто носят случайный характер и вызывают в материале возмущения различной амплитуды, требования механической прочности и стойкости к деформации являются доминирующими. Характер деформации, появление поверхностных трещин, изменение структуры напряженного материала, особенно в условиях контакта с агрессивной средой, зависящие от интенсивности напряжения и активности среды, должны всегда учитываться при выборе материала. Механические показатели упаковочного материала определяются по стандартным методикам.
Ряд требований должен выполняться при выборе формы  и конструкции тары, следует избегать резких переходов, острых граней и углов, а также участков, на которых могут концентрироваться внутренние напряжения, снижающие стойкость тары к ударным воздействиям.
      Химическая  стойкость. Упаковочный материал считается химически устойчивым относительно конкретной среды, если он не набухает, через него не происходит потеря продукции и его свойства остаются стабильными. Изменение физико-химических и механических свойств материала под действием агрессивной среды может привести к разрушению тары: растрескиванию, потере формоустойчивости и герметичности, т. е. к преждевременному износу. При оценке химической стойкости полимерного материала, представляющего собой многокомпонентную систему, необходимо определить стойкость к агрессивным средам пластификаторов, наполнителей, красителей, антиоксидантов, светостабилизаторов и других добавок, вводимых в полимерную композицию.
     Герметичность. По признаку отсутствия обмена между содержимым тары и внешней средой различают абсолютно, плотно и хорошо укупоренную тару. Абсолютно укупоренная тара непроницаема для газов, плотно укупоренная — для паров воды, хорошо укупоренная предохраняет продукцию от случайного проливания или высыпания. При изготовлении упаковки из полимерных и комбинированных материалов наиболее целесообразна герметизация с применением сварки; непременным требованием при этом являются прочность и плотность сварного шва.
     Проницаемость. Эта характеристика отражает возможность перехода компонентов и (или) содержимого через стенки упаковки, а также переноса веществ (газ, пар и т. д.) через материал (пленка, мембрана, ткань), обусловленного перепадом (градиентом) давления, концентрации или температуры по разные стороны материала. Для большинства товаров общими требованиями являются:
      минимальная проницаемость для  воды и водяных  паров, кислорода, агрессивных газов и т. п.;
     отсутствие  миграции микроорганизмов  и продуктов их жизнедеятельности;
     обеспечение радионуклидной защиты.
     Распространенным  требованием часто  является непроницаемость для УФ-лучей.
Проницаемость определяется, прежде всего, структурой и плотностью материала и в зависимости от этого может изменяться в широких пределах. Коэффициент газопроницаемости Р некоторых групп материалов (при 20°С и толщине материала 1 см):
Материал                                         Р, см3/(см2 • с • атм.)
Ткани                                                                     10—103
Бумага, кожа, керамика                                        Ю-5—10
Жидкости                                                             10~6—Ю-3
Полимеры                                                           10-12-10-6
Неорганические  соли, стекла                             Ю-13—Ю-12
Металлы                                                            10~16 и ниже
Существуют  прямые и косвенные методы определения коэффициента газопроницаемости. Прямые, или мембранные, методы заключаются в непосредственном измерении количества газа (пара), прошедшего через материал при заданных условиях. В этом случае применяют приборы в виде замкнутых ячеек, разделенных на две камеры исследуемым материалом. В одну камеру подают испытуемый газ, а по изменению давления, объема, массы или концентрации газа во второй камере определяют количество газа, прошедшего через материал. Концентрацию газа (пара) определяют при помощи оптических методов, химического анализа, масс-спектроскопии, газовой хроматографии, хромато-масс-спектрометрии. При использовании косвенных, или сорбционных, методов коэффициент проницаемости вычисляют по экспериментально полученным значениям коэффициентов диффузии или сорбции газа.
     Технологичность тароупаковочного материала. Выполнение этого требования обеспечивает возможность изготовления тары, заполнения ее продуктом и герметизации высокопроизводительными методами при малых трудовых затратах с использованием эффективного автоматизированного фасовочно-упаковочного оборудования. Материал, пригодный для этого, должен иметь достаточно высокую механическую прочность, жесткость (для обеспечения требуемой формы упаковки) или эластичность, легко воспринимать полиграфическую печать.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.