На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Безработица и её типы, особенности современной безработицы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Достижение  высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.
     Объектом  исследования является занятость и безработица в Республике Беларусь. Целью работы является рассмотрение причин и тенденций, связанных с безработицей и разработка мероприятий по обеспечению занятости населения.
     В первой части дается понятие безработицы, ее типы, закономерности развития, а также рассказывается о сущности безработицы в разных экономических школах. Здесь рассматриваются такие важные понятия, как фрикционная, естественная, циклическая и сезонная безработица, а также и другие виды безработицы. В этой же части раскрыты основные причины возникновения безработицы, ее характерные черты.
     Во  второй части рассказывается о социально-экономических  последствиях безработицы: снижение уровня жизни, возрастание преступности, потенциальные потери производства товаров и услуг в результате вытеснения рабочей силы, а также другие экономические и социальные издержки. Однако, не все последствия безработицы выступают как негативные, существуют и положительные аспекты, которые способствуют росту экономического потенциала страны и снижению социальной напряженности. Замечу, что определенного единого метода борьбы с безработицей не существует – каждая экономическая школа предлагает свой «идеальный» метод, но, как правило, у каждого метода имеется множество негативных сторон. Странам обычно приходится искать некий компромисс между основными методами.
     В третьей части описаны основные причины безработицы в Республике Беларусь сегодня и несколько  лет назад и методы борьбы с  ней.
     Для написания работы были использованы теоретические материалы, а также статьи из журналов и газет, личные исследования и наблюдения.
 

1. БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

     1.1 Содержание и  виды безработицы

     Одновременно  с развитием рыночных реформ в  Республике Беларусь обостряется проблема безработицы – незанятости части трудоспособного населения. Безработица – весьма распространенное явление и во многих странах с рыночной экономикой, особенно в Западной Европе – остается довольно высокой, порой превышая 10% трудоспособного населения [3, с.85].
     В отличие от теории на практике достаточно сложно разграничить категории занятых, незанятых и безработных. Согласно принятой системе учета рабочей силы занятым считается тот, кто выполняет оплачиваемую работу, а также тот, кто имеет работу, но в данное время не работает по причине болезни, отпуска или забастовки.
     Безработным, по методологии Международной организации  труда (МОТ), считается тот, кто в  настоящий момент не имеет работы, ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников дохода, кроме заработной платы в сфере оплачиваемой занятости.
     Не  относятся к числу ни занятых, ни безработных (не включаются в состав рабочей силы) «обескураженные» работники – те, кто пробовал найти подходящую работу, но отчаялся и прекратил дальнейшие поиски, а также те, кто не имеет работы, не ищет ее и не собирается работать [5, с.242]. Это студенты, учащиеся, домохозяйки и те, кто просто не хочет работать по каким то ни было причинам. Также в состав рабочей силы не включаются лица, находящиеся длительное время в институциональных учреждениях (психиатрических больницах, тюрьмах и т.д.). Эту категорию принято считать экономически неактивной частью населения.
     В сумме лица, относящиеся к занятым  и безработным, представляют собой  рабочую силу страны. Уровень безработицы  рассчитывается как отношение количества безработных к количеству лиц, представляющих рабочую силу, и выражается в процентах. Например, (1 млн. человек безработных / 10 млн. человек в составе рабочей силы) х 100% = 10%.
     В конце ХХ века количество безработных  в промышленно развитых странах приблизилось к отметке 40 миллионов человек [2, с.430].
     В зависимости от избранных критериев  выделяют следующие виды безработицы:
     - по продолжительности существования различают краткосрочную и долгосрочную безработицу;
     - в зависимости от характера проявления - открытую безработицу, учитывающуюся официальной статистикой, и скрытую, характеризующуюся наличием в производстве излишних работников;
     - по степени охвата различных групп населения – основную безработицу лиц трудоспособного возраста, молодежную и остаточную, охватывающую работников с ограниченной трудоспособностью и лиц предпенсионного и пенсионного возраста;
     - по отношению безработных к занятости – действительную, когда безработные желают и могут трудиться, и фиксированную, когда у безработных нет желания, а со временем, и возможность работать [3, с.86].

     1.2 Типы безработицы

     Для экономического анализа большое  значение имеют типы безработицы. К числу основных типов безработицы принадлежат: фрикционная, структурная, циклическая и естественная безработица [3, с.86].
     Фрикционная безработица связана с поисками и ожиданием работы. Это безработица  среди лиц, для которых поиск  места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определенного времени.
     Информация  о вакансиях и претендентах на рабочие места несовершенна, и ее распространение требует известного времени. Территориальное перемещение рабочей силы также не может быть моментальным. Часть работников увольняется по собственному желанию в связи с изменением профессиональных интересов, места жительства и т.д. Поэтому фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются «готовые» навыки к работе, которые можно продать на рынке труда.
     Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в  производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, рак как у этой категории безработных нет «готовых» к продаже навыков к работе и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.
     Сочетание фрикционной и структурной безработицы  образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВВП [1, с.49].
     Естественный  уровень безработицы – довольно подвижная величина, во многом зависящая от институциональной специфики национальной экономики. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой уровень естественной безработицы составляет 5-6%. Безработица, не превышающая естественный уровень, соответствует состоянию полной занятости [4, с.75].
     Ряд экономистов считают неприемлемым использование термина «естественный» по отношению к безработице, вызванной структурными сдвигами. Поэтому в макроэкономической литературе широко используется термин NAIRU (Non-Accelerating-Inflation Rate of Unemployment), т.е. уровень безработицы, не повышающий инфляцию. Такое название подчеркивает существование определенного предела уровня безработицы, выйдя за который, экономика столкнется с инфляцией. Иначе говоря, если правительство будет стремится снижать безработицу, существующую при уровне потенциального ВВП (полной занятости всех ресурсов), то оно неизбежно столкнется с инфляцией.
     Естественный  уровень безработицы, или NAIRU, определяется как усредненная величина фактического уровня безработицы в стране за предыдущие десять лет и последующие десять лет. Следует отметить, что любые методики подсчета естественного уровня безработицы обладают определенными погрешностями. Так, при опросах общественного мнения и опросах самих безработных, многие люди, которые по тем или иным причинам не пытаются активно искать рабочее место, тем не менее, указывают себя в графе «безработные». Часто безработными называют себя те, кто реально занят в теневой экономике. Это объясняет тот факт, что в некоторых странах, где уровень теневой экономики и ее доля в общественном производстве относительно высоки, статистический уровень безработицы тоже оказывается высоким.
     Выделяют  следующие причины устойчивости в долгосрочном периоде естественного уровня безработицы:
     Развитая  система страхования по безработице. Выплата пособий значительно снижают стимулы к быстрому трудоустройству и увеличивают время, которое безработные тратят на поиски нового рабочего места работы.
     Важным фактором является так называемая жесткость заработной платы, которая порождает вынужденную безработицу. На рынке труда равновесие между спросом и предложением труда устанавливается при определенных условиях.
     Вынужденная безработица возникает в тех  случаях, когда уровень реальной заработной платы (W1/P) превышает ее равновесное значение (W0/P). Негибкость заработной платы приводит к возникновению относительной нехватки рабочих мест. Многие рабочие становятся безработными потому, что при данном уровне заработной платы предложение труда L2 превосходит спрос L1 на него (рис.1.1). 

              W1/P   DL                                          SL
         
                  W1/P
             
                           W0/P            
 

     
           L 1          L2         L                
                                          Вынужденная безработица

     Рис 1.1. Жесткость заработной платы и вынужденная безработица
     Примечание. Источник: [7, с.89] 

     В таком застывшем неравновесном  состоянии рынок труда может  находиться довольно продолжительное время, которое определяется следующими факторами:
     - фиксацией уровня заработной платы в договорах с профсоюзами и в индивидуальных трудовых соглашениях;
     - законодательными установлениями минимума заработной платы, ниже которого предприниматели не имеют права снижать ее;
     - поведением фирм, не заинтересованных в снижении уровня заработной платы, потому что эти фирмы боятся при ее снижении потерять высококвалифицированную рабочую силу. [2, с.432]
     Уровень безработицы различен в разных демографических  группах. В частности, уровень безработицы среди молодежи значительно выше, чем в других возрастных группах.
     Тенденция к увеличению естественного уровня безработицы в долгосрочном периоде связана с:
     - увеличением доли молодежи в составе рабочей силы;
     - увеличением доли женщин в составе рабочей силы;
     - более частыми структурными сдвигами в экономике. [1, с.53]
     Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную безработицу; в периоды подъема циклическая безработица отсутствует. [1, с.50] Она порождается циклическими колебаниями экономической активности. Проблема усугубляется тем, что в условиях циклической безработицы людям не помогает ни переориентация, ни подготовка по какой-то новой квалификации. Не всегда спасет и перемена места жительства, потому что кризис может охватить всю национальную экономику и даже выйти на мировой уровень. [2, с.433]
     Сезонная  безработица периодически охватывает часть занятых в основном в сельском хозяйстве и строительстве. В зимний период часть занятых в этих отраслях теряет работу и получает ее вновь с наступлением теплого времени года.
     Считается, что естественный уровень безработицы  складывается при сбалансированности рынка труда, то есть когда количество ищущих работу примерно равно числу свободных рыночных мест. [4, с.75]
     Также следует отметить, что естественный уровень безработицы не является раз и навсегда заданным. Во многих странах в ХХ в. наблюдалась тенденция к увеличению естественного уровня безработицы в долговременном периоде, хотя в отдельные периоды он снижался. К началу 1999г. в США был достигнут беспрецедентно высокий уровень занятости за последние 30 лет: фактический уровень безработицы составил всего 4,2%. При трудоспособном населении в 133 млн.человек в стране работало 128 млн.человек, или каждый второй гражданин страны. Но повышения темпов инфляции не наблюдалось. Можно с известной осторожностью предположить, что к указанному периоду произошло снижение естественного уровня безработицы. Однако в 2001г. положение стало меняться. Уровень фактической безработицы в США составил на декабрь 2001г. 5,6%. По расчетам Национального бюро экономических исследований (NBER) экономика США находится в рецессии с марта 2001г. Подъем, который начался в марте 1999г., закончился в марте 2001г. Он продолжался ровно 10 лет и был самым продолжительным в истории экономических наблюдений NBER.[2, с.433]

     1.3 Причины возникновения  безработицы

     Равновесие  на рынке труда непосредственно связано с состоянием национальной экономики.
     В экономической теории существуют различные  подходы к решению проблемы неравновесия на рынке труда. К числу основных относятся: неоклассический и кейнсианский. Неоклассики и кейнсианцы фактически едины в подходе к проблеме предложения труда – по мере повышения ставки заработной платы до определенного уровня предложение труда растет, а затем стабилизируется или даже снижается (рис.1.2).

                     W     NS  
 


     W3     C
     W2     B
                                         A
     W1   
          0                    N1         N2 N3         N 

     Рис 1.2 . Предложение на рынке труда и заработная плата
     Примечание. Источник: [7, с.92] 

     Прекращение роста предложения труда в  точке С обусловлено тем, что  одним из важнейших благ в потребительской корзине индивида является свободное время. начиная с точкой С дальнейший рост заработной платы уже не компенсирует дополнительных затрат личного времени собственников рабочей силы.
     Некоторые расхождения между неоклассиками  и кейнсианцами по проблеме предложения труда касаются трех обстоятельств:
     - на реальную или номинальную ставку заработной платы ориентируются собственники рабочей силы;
     - изменяется ли номинальная ставка заработной платы только вверх или может снижаться;
     - влияет ли ставка процента на объем предложения труда.
     В частности, по мнению неоклассиков, предложение  труда снижается, если рост цен опережает  рост номинальной ставки заработной платы (то есть снижается реальная ставка). Кейнсианцы полагают, что номинальная  ставка заработной платы только растет, и в этой ситуации рост уровня цен в целом не влияет на предложение рабочей силы.
     Однако  равновесное состояние рынка  труда устанавливается, когда предложение  труда равно спросу на труд: 

     ND = NS ,                                                                                                  (1.1) 

     где NS – предложение на рынке труда;
          ND – спрос на труд.
     Неоклассики считают, что равновесие на рынке  труда устанавливается в условиях полной занятости (рис.1.3). 

    W     
                                                   NS
             
    W3 
 

     W2     
          
                                          
                                                    ND       
        
                         0          N2            N0                  N1         N 

     Рис 1.3. Предложение на рынке труда в условиях полной занятости
     (неоклассический подход)
     Примечание. Источник: [7, с.93] 

     Главным элементом механизма равновесия спроса и предложения на рынке  труда является абсолютно эластичная ставка заработной платы. Благодаря гибкости реальной заработной платы рыночный механизм обеспечивает полную и эффективную занятость, то есть любой желающий продать определенное количество труда по сложившейся в данный момент ставке заработной платы может осуществить свое желание. Данная ситуация проиллюстрирована на рис.1.3. Ставка реальной заработной платы W0 обеспечивает полное равновесие спроса и предложения на рынке труда. Эффективная занятость устанавливается на уровне N0. Однако полная занятость, как известно, не означает, что все трудовые ресурсы исчерпаны. Если реальная ставка заработной платы поднимется до W1, то предложение труда возрастет до N1. В то же время спрос на труд уменьшится до уровня N2. Возникает безработица в пределах интервала N1 – N2. Обострение конкуренции на рынке труда вызовет постепенное снижение заработной платы до равновесного уровня W0. Равновесие рынка восстановится.
     По  мнению кейнсианцев, рынок труда  может находиться в равновесии при наличии безработицы, превышающей естественный уровень, то есть в ситуации неполной занятости. Спрос на труд определяется только величиной эффективного (платежеспособного) спроса на блага. Таким образом, в кейнсианской концепции спрос на труд и цена труда заданы экзогенно (то есть складываются за пределами рынка труда). Иллюстрация основных тенденций на рынке труда в кейнсианской концепции представлена на рис.1.4. 

     W     
                 NS
                ND              
                        W3 


                    W2     
                         
                   

                
                         0               N0                          N1        N2            N 

     Рис 1.4. Равновесие на рынке труда (кейнсианский подход)
     Примечание. Источник: [7, с.94] 

     Спрос на труд на уровне N определяется спросом на рынке благ. Если работодатели установят номинальную ставку заработной платы на максимальном уровне W0, то предложение труда возрастет до N2. Избыток предложения над спросом на труд составит N2 – N0. Однако рыночный механизм спроса и предложения играет определенную роль и в кейнсианской схеме. Поэтому цена на труд снижается до установленного уровня W1 и сохраняется безработица в пределах интервала N1 – N0, то есть определенное количество работников готовы продавать свою рабочую силу и за такую понизившуюся цену. Спрос на труд изменится только в случае уменьшения или увеличения совокупного спроса на рынке благ. Таким образом, рынок труда стабилизируется при неэффективном уровне занятости, так как предельная производительность труда превышает предельные издержки на труд.
     В период циклического подъема может  возникнуть ситуация, когда безработица снижается ниже естественного уровня, а число свободных рабочих мест превышает численность ищущих работу. Такая ситуация на рынке труда является признаком «перегрева» экономики и приближения кризиса. В периоды спада факзработица, как уже отмечалось, превышает естественный уровень и составляет уровень конъюктурной безработицы. [4, с.79]
 

2. НЕОБХОДИМОСТЬ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОДАВЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

     2.1 Социально-экономические  последствия безработицы

     Чрезмерная  безработица отрицательно сказывается  на всей жизни общества. Различают экономические и внеэкономические (социальные) издержки безработицы. 
     Прежде  всего, безработица означает экономические  потери для общества, когда часть потенциального объема производственных возможностей экономики не реализуются полностью. Разницу между фактическим ВНП и потенциальным ВНП экономисты называют отставанием ВНП. Статистические данные показывают, что с ростом безработицы отставание ВНП увеличивается.
     В западной экономической науке исчисление потенциальных потерь производства товаров и услуг в результате вытеснения рабочей силы осуществляется на основе закона Оукена.
     Закон гласит, что процентная величина падения  объема производств по сравнению  с его уровнем при полной занятости  равняется проценту роста безработицы, умноженному на определенный коэффициент: 
                                                                                           (2.1)
     где Q1, Q2 – соответственно потенциальный  и фактический объем производства;
          Y1, Y2 – фактический уровень безработицы и уровень безработицы при полной занятости;
          К – коэффициент, установленный эмпирическим путем и равный 2,5.
     Закон Оукена показывает, что если фактический  уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объема производства составляет 2,5%. [6, с.69]
     Следует отметить, что издержки безработицы распределяются неравномерно среди различных слоев и групп населения. Так, уровень безработицы среди неквалифицированной рабочей силы обычно выше, чем у квалифицированной, так как в обучение последней фирмы вкладывают значительные средства. Кроме того, квалифицированная рабочая сила занята в отраслях, менее подверженных циклическим колебаниям (сфера услуг, производство товаров кратковременного пользования).
     Отрасли промышленности, производящие инвестиционные товары, реагируют на спад более остро, что объясняет более высокий уровень безработицы среди мужчин по сравнению с уровнем безработицы среди женщин.
     Более низкая квалификация и меньшая мобильность  являются причинами более высокой нормы безработицы среди молодежи по сравнению с взрослым населением. Эти же причины вызывают гораздо больший рост безработицы среди «цветного» населения по сравнению с ее ростом у белого населения.
     К внеэкономическим или социальным последствиям безработицы относятся: потеря квалификации и самоуважения, полная и частичная потеря дохода, снижение уровня жизни, возрастание преступности, повышение смертности и числа психических заболеваний. Высокий уровень безработицы может привести к общественным и политическим беспорядкам. [3, с.92]
     Социальные  и психологические издержки безработицы могут быть гораздо более трагичными, чем финансовые потери. Рушатся все надежды и планы у рабочих, для которых работа – единственный источник существования. Распадаются семьи, молодежь теряет перспективу на получение желаемого уровня образования, растет детская и подростковая преступность. [5, с.254]
     Вместе  с тем необходимо отметить, что  вряд ли правомерно говорить о том, что все последствия безработицы в равной степени и всегда выступают исключительно как отрицательные и проявляются как потери. Безусловно, существует и позитивный аспект безработицы, который, как и многие негативные последствия, изучен недостаточно.
     Например, когда для человека безработица  может стать «трамплином» для получения новой профессии (специальности). В этом случае безработный в определенной степени моральных потерь не несет, а материальные затраты зачастую просчитаны и с его точки зрения оправданы (в будущем они «окупятся»). Безработица может побудить человека повысить свою квалификацию, получить знания по второй, третьей профессии. Зачастую именно она заставляет человека получить высшее образование.
     Последствия безработицы могут иметь положительные  результаты и для предприятий. Совершенно не обязательно, чтобы предприятие, сократившее или уволившее работника, оказалось в «минусе», наоборот, чаще всего оно только выигрывает. В результате сокращения штатов предприятие может обеспечить себе увеличение прибыли. Избавившись от нерадивого работника, оно сэкономит на зарплате, на налогах и т.д. Уволив такого работника, предприятие может найти на рынке труда более квалифицированного или интенсифицировать труд оставшихся членов коллектива и т.п.
     Позитивным  результатом существования безработицы  на уровне страны является, прежде всего, сумма указанных выше аспектов. Особое место занимает и конкуренция на рынке труда, которая может при определенных условиях выступить «двигателем» развития человеческого потенциала, роста производительности труда и т.д. [7, с.111-112]

     2.2 Методы борьбы  с безработицей

     Начало  активного воздействия государства на рынок труда датируется концом 20-х годов, когда под влиянием мирового экономического кризиса правительствам западных стран, и в первую очередь США, пришлось активизировать свои усилия на рынке труда. Основным инструментом воздействия стали общественные работы, организованные на средства федерального бюджета.
     Однако  даже в эти годы деятельность государства  не ограничивалась экстренными мерами по трудоустройству. Именно в 30-е годы были заложены основы механизма рынка труда, который существовал до начала 80-х. Одна из его главных особенностей – активное участие государства в трудовых отношениях. Государство через трудовое законодательство, суд и арбитраж достаточно жестко регламентировало права и обязанности работодателей и работников в сфере найма и увольнений, проводило политику доходов, занималось разрешением трудовых споров. Тем самым была закреплена роль профсоюзов как главного контрагента на переговорах с предпринимателями.
     В этих условиях жесткая регламентация  деятельности основных участников рынка труда давала положительный экономический эффект. Усилившаяся социальная защищенность работника, стабильный рост доходов способствовали повышению платежеспособного спроса, смягчали остроту социальных конфликтов, обеспечивали условия для повышения производительности труда.
     Однако  с 60-х годов происходят существенные изменения в формах хозяйствования: внедрение компьютерной техники, диверсификация производства и максимальное его приближение к нуждам потребителей, структурная реорганизация экономики. Экономике был нужен высококвалифицированный, мобильный работник, способный быстро адаптироваться к возросшим требованиям. Однако здесь возникли противоречия с устоявшимися структурами рынка труда.
     Прежде  всего, следует сказать о заработной плате, роль которой в качестве стимулятора высококачественного труда, а также инструмента горизонтального и вертикального перелива рабочей силы существенно снизилась. В 70-е годы существенно сократился разрыв в заработной плате работников различной квалификации, не в последнюю очередь в результате жесткой позиции профсоюзов.
     Уже в 80-е годы в механизм рынка труда  были внесены серьезные коррективы в русле новой экономической стратегии. Она включала в себя такие компоненты, как индивидуализация трудовых отношений, повышение амплитуды колебания цены рабочей силы в зависимости от спроса и предложения, распространение различных нетрадиционных форм занятости. Повышение гибкости рынка труда рассматривалось и как средство решения проблемы безработицы.
     Важнейшим элементом нового подхода стала  либерализация рынка труда, то есть устранение массированного давления на рынок труда со стороны профсоюзов, с одной стороны, и государства – с другой. Это нашло воплощение в принятии законодательства, направленного на снижение роли профсоюзов и коллективно-договорной системы взаимоотношений между работодателем и работником. В западноевропейских странах наиболее активно эту политику проводило правительство М.Тэтчер.
     Изменение критериев, лежащих в основе определения  уровня заработной платы, было бы невозможно без трансформации всей системы трудовых отношений, отказа профсоюзов от жесткой конфронтации с менеджментом, согласования позиций сторон в целях повышения эффективности производства. Профсоюзам пришлось смириться со значительным расширением прав работодателей в вопросах увольнения работников.
     90-е  годы внесли новые коррективы  в государственную политику на  рынке рабочей силы. Основными  ее чертами стали: отказ от  наращивания расходов на мероприятия  непосредственно на рынке рабочей силы; приоритет институциональных изменений в сфере занятости, включая ужесточение системы страхования по безработице и либерализацию трудового законодательства; усиление экономической мотивации предпринимателей по найму наиболее уязвимых категорий рабочей силы; различные программы разделения рабочей силы.
     Снижение  расходов на проведение политики непосредственно  на рынке труда стало результатом  осознания ее низкой эффективности. Основное внимание теперь уделяется мерам, направленным на активизацию, с одной стороны, работы самих служб занятости, а с другой, усилий безработных, которых по поиску нового рабочего места. Последнее включает значительную либерализацию понятия подходящей работы, увязку активности поисков работы с размером пособия, материальное поощрение безработных, которые трудоустраиваются в короткие сроки.
     Либерализация трудового законодательства привела  к упрощению процедур найма и увольнений, расширила применение временных контрактов. Одновременно государство пытается с помощью экономических льгот предпринимателям увеличить трудоустройство работников, которые находятся в невыгодном положении. С другой стороны, пытаясь повысить стимулы к новому трудоустройству безработных с низкими профессионально-квалификационными характеристиками, для которых заработная плата зачастую не намного превышает размер пособия, государство принимает меры по повышению их доходов либо через выплату специального дополнительно пособия, либо через снижение налогов. [6, с.16]
     В отношении  безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.
     Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
     Макроэкономическая  политика предполагает использование  денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.
     Политика  в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
     Все методы и меры, с помощью которых  государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
     Активные  меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета; во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.
     Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума [3, с.494].
     Проблема  занятости становится центром социально-экономической  политики. Эта проблема решается в двух основных аспектах: стимулирование сбалансированного роста экономики; совершенствование организации и регулирования рынка труда. Государство может осуществлять долгосрочные бюджетные расходы на организацию общественных работ для повышения уровня занятости и стимулирования совокупного спроса. Для стимулирования общей макроэкономической динамики государство осуществляет систему стратегических мер:
     - расширение государственных заказов, прежде всего для ключевых предприятий национальной экономики;
     - уменьшение учетной ставки;
     - создание условий для привлечения иностранных инвестиций в сферу производства товаров и услуг;
     - посредством налоговых льгот и дотаций стимулируется реструктуризация национальной экономики с учетом изменения конъюктуры национального и международного рынков и расширение экспорта.
     Стабильный, устойчивый рост производства позволяет  рационально использовать трудовые ресурсы и сохранить занятость  на эффективном уровне.
     По  мере ускорения НТП все большее  значение для снижения уровня безработицы  и поддержания высокого уровня занятости имеет совершенствование структуры и качества рабочей силы, стимулирование ее динамики.
     В рамках политики совершенствования  рынка труда выделяются следующие основные направления:
     - расширение форм и методов профессиональной подготовки и переподготовки;
     - стимулирование самозанятости населения;
     - распространение гибких и нетрадиционных форм занятости;
     - ужесточение условий выплат по безработице;
     - стимулирование трудовой миграции и совершенствование системы распространения информации о вакансиях. [4, с.82]
 

3. БЕЗРАБОТИЦА В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     3.1 Рынок труда  Республики Беларусь

     В январе-марте 2009 года в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве  обратилось 77,1 тыс. человек (97 процентов  к соответствующему периоду 2008 года), из них признаны безработными 57,4 тыс. человек (93,8 процента). При этом в г. Минске наблюдается рост количества граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве (123,8 процента к уровню 2008 года).
     Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве в январе-марте 2009 года нуждалось 132,5 тыс. человек (93 процента от уровня 2008 года), в том числе 94,7 тыс. безработных (89,9 процента от уровня 2008 года).
     В январе-марте 2009 г. в соответствии с заданиями Государственной программы:
     - республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено создание новых рабочих мест, на которые трудоустроено 32,8 тыс. человек, в том числе 0,5 тыс. безработных - на рабочие места, созданные с выделением бюджетных ссуд;
     - на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 38,4 тыс. человек, из них 30,5 тыс. - безработных;
     - направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 8,0 тыс. безработных, из них 3,5 тыс. – женщин, 5,0 тыс. – молодежи в возрасте 16-29 лет;
     - трудоустроен 361 безработный из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики»;
     - на постоянную работу трудоустроено 4,8 тыс. безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, из них 3,1 тыс. – в счет установленной брони;
     - организована трудовая реабилитация 116 безработных из числа инвалидов;
     - оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 766 безработным;
     - на новое место жительства и работы переселено 120 семей безработных;
     - в оплачиваемых общественных работах приняли участие 19,8 тыс. человек, в том числе 13,9 тыс. безработных.
     За  счет всех источников финансирования на селе создано 3,7 тыс. рабочих мест, в том числе 172 – в агрогородках.
     За январь - март 2009 года в сельской местности трудоустроено 6,3 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка для организации собственного дела 135 безработным, направлено на профессиональное обучение 1,7 тыс. безработных, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 10,9 тыс. человек, в том числе 5,4 тыс. – безработных.
     В январе - марте 2009 года развитие рынка  труда малых городов происходило в соответствии с общереспубликанской тенденцией изменения численности зарегистрированных безработных.
     В целом с начала года в малых  городах республики количество безработных увеличилось на 1,1 тыс. человек (на 13,1 процента), количество вакансий уменьшилось с 8,2 тыс. до 6,8 тыс. рабочих мест, или на 17,1 процента, напряженность на рынке труда малых городов увеличилась с 1,0 безработного на 1 вакансию на 1.01.2009 (по республике 1,0) до 1,3 на 1.04.2009 (по республике 1,5). Этот показатель варьируется от 2,3 в Брестской области до 0,8 в Минской.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.