На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностями организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Финансовой и налоговой политики 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по учебной  дисциплине: «Краткосрочная финансовая политика»
на тему: «Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностями организации»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
(по материалам ООО «Сахарный завод») 
 

Факультет: ЗФ
Специальность: «Финансы и кредит»
Группа: ОТЗ – 602
Выполнила: Воробьева Н.
Шифр:
Проверила: Приходько Е.А.
Дата  сдачи: «___»________ 2010 год
Дата  защиты: «___»______ 2010 год 
 
 

Новосибирск 2010г
     ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………….………………….
 
3
 
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ …………………...…………....…….………...……………….
 
 
 
6
    1.1. Сущность дебиторской и кредиторской задолженностей ……………
6
    1.2. Способы управления дебиторской и кредиторской задолженностями .
10
   1.3. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия ……………………………………………………………………….  
14
        
2. ОЦЕНКА ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ ООО «САХАРНЫЙ ЗАВОД» …  
16
   2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Сахарный завод» …………………………………………………………………………..  
16
    2.2. Анализ технико-экономических показателей ООО «Сахарный завод»
19
   2.3. Анализ финансово-экономических  показателей ООО «Сахарный завод» ………………………………………………………………………….  
25
   2.4. Диагностика проблем в существующей политике управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Сахарный завод» ...….  
31
             
3. МЕХАНИЗМЫ УСКОРЕНИЯ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ООО «САХАРНЫЙ ЗАВОД» ........  
32
        
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………................... 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………….…....................... 42
ПРИЛОЖЕНИЯ  ………………………………………………….……………….. 44
 
     ВВЕДЕНИЕ 

     Особое  место в жизни современного общества занимают долговые денежные обязательства. Пальма первенства по величине, разнообразию, частоте и сложности долговых обязательств принадлежит хозяйствующим  субъектам: организациям, предприятиям, банкам, инвестиционным, страховым  компаниям и другим учреждениям, ведущим предпринимательскую деятельность. Долги у них постоянны и  вызваны не только отсутствием денег  к моменту платежа или их избытком, но и желанием часть своих средств  отдать в долг, чтобы вернуть его  с дополнительной прибылью, выраженной в процентах. Долги предприятий  стали частью системы хозяйствования, обязательной и необходимой принадлежностью  денежных расчетов, их составным элементом.
     Современная система бухгалтерского и управленческого  учета должна включать и совокупность методов анализа и управления кредиторской и дебиторской задолженностями. С их помощью находят оптимальное соотношение между долгами дебиторов и кредиторов, добиваются более высокой эффективности использования денежных средств.
     Сегодня все фирмы стараются производить  продажу за наличный расчет, однако часто приходится соглашаться и  на отсрочку платежей. В таких случаях  возникает ситуация, когда продукция  отправлена покупателю, запасы сократились, а денежные средства еще не поступили. Возникает дебиторская задолженность, и, как следствие, кредиторская. Таким  образом, предприятиям необходима эффективная  политика управления дебиторской и  кредиторской задолженностями, которая  максимизирует денежные поступления за короткий период и сократит периоды задолженностей организации.
     Уровень дебиторской задолженности зависит  от вида изготавливаемой продукции, емкости рынка, степени насыщенности рынка данной продукцией, принятой на предприятии системы расчетов, политики коммерческого кредитования и других условий.
     В странах со стабильной экономической  системой, низким уровнем инфляции увеличение дебиторской задолженности  часто расценивается как наращивание  оборота и не считается тревожным  сигналом. В России же в условиях повышенной инфляции и нестабильности экономики такое положение может быть очень опасным, так как ведет к повышению финансовых рисков и, как следствие, к финансовой неустойчивости организации.
     Эффективность реструктуризации кредиторской задолженности  во многом зависит от реализации применяемой  расчетной политики в отношениях с поставщиками, банками, заказчиками, налоговыми органами и другими организациями.
     Понимая сложность этих вопросов и неоднозначность  их решения, хотелось бы высказать некоторые  суждения, осмыслить накопленный  опыт.
     Поэтому, актуальность заявленной тематики состоит в том, что динамика изменения кредиторской и дебиторской задолженностей, их состав, структура и качество, а также интенсивность увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние предприятия. Таким образом, необходимо формирование такой концепции развития предприятия, при которой финансовое его состояние будет обладать наибольшей устойчивостью.
     Целью курсовой работы выступает выявление и обоснование сущности финансовой устойчивости предприятия, целей и концепции его политики в сфере снижения кредиторской и дебиторской задолженностей, а также разработка методологических основ механизма реализации этой политики.
     Объектом  исследования выступает существующее финансовое положение ООО «Сахарный завод».
     В соответствии с поставленной целью  исследования, в работе необходимо решить следующие задачи:
      исследование роли финансовой политики в формировании стратегии;
      выявление сущности кредиторской и дебиторской задолженности и принципов ее снижения;
      анализ существующего положения финансовой устойчивости ООО «Сахарный завод»;
      рекомендации по обеспечению финансовой устойчивости предприятия в целях реализации концепции стратегического планирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность дебиторской и кредиторской задолженностей 

     Дебиторская задолженность - один из элементов (как  правило, количественно значительный) оборотных активов предприятия, а также кредитование покупателей (заказчиков) с момента отгрузки готовой продукции до перечисления на расчетный счет в банке платежа за нее.
     Кредиторская задолженность - один из заемных источников покрытия оборотных активов (так же, как правило, значительный по сумме), а также процесс подготовки и исполнения ряда сделок и операций между организацией- должником и ее кредиторами.
     Чем быстрее оборачивается дебиторская задолженность, то есть чем чаще поступают платежи от дебиторов, тем меньше балансовые остатки дебиторской задолженности на каждую дату, и наоборот. Соответственно, точно такая же связь имеет место между скоростью оборота кредиторской задолженности и ее балансовыми остатками.
     Из  выше изложенного следуют два  вывода:
    При быстрой оборачиваемости дебиторской задолженности и медленной оборачиваемости кредиторской задолженности последняя полностью покрывает дебиторскую задолженность и сверх того служит источником финансирования других элементов оборотных активов. С этой точки зрения ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и замедление - кредиторской улучшает финансовое состояние предприятия. Разумеется, здесь речь может идти лишь о нормальной дебиторской или кредиторской задолженности, а не о просроченной или безнадежной, но еще не списанной. Под нормальной подразумевается задолженность, образующаяся в соответствии с договорными или законодательно установленными сроками расчетов предприятия с дебиторами и кредиторами. [1, с. 186]
    Одновременно быстрая оборачиваемость дебиторской и медленная - кредиторской может привести к снижению показателей платежеспособности предприятия. Поэтому даже при наличии возможностей управлять сроками платежей дебиторов и сроками расчетов с кредиторами, нельзя безгранично уменьшать первые и увеличивать вторые. Границами здесь являются уровни коэффициентов платежеспособности. [1, с. 187]
     Почему  из всех элементов оборотных активов  и источников финансирования выбраны  для сопоставления лишь дебиторская  и кредиторская задолженность?
     Особая  важность такого сопоставления состоит  в следующем: если дебиторы расплачиваются с предприятием своевременно и в  полном объеме, предприятие имеет  возможность столь же своевременно расплачиваться по своим долгам кредиторам. Известно, что дебиторская задолженность - это главным образом долги  покупателей, то есть те долги, на базе которых формируется выручка  от продаж. Кредиторская задолженность - это в основном долги поставщикам, работникам предприятия, бюджету и  по единому социальному налогу, то есть те долги, на базе которых в  значительной степени формируются  затраты на продаваемую продукцию. Как правило, при условии рентабельности продаж нормальная дебиторская задолженность  за какой-то период выше нормальной кредиторской задолженности. Но это утверждение  верно только в случае, когда оборачиваемость  дебиторской и кредиторской задолженностей равны.
     При соблюдении всех этих условий проблемы просроченной задолженности просто бы не было. Она возникает либо из-за нарушения сроков платежей дебиторами, либо из-за невыгодного для предприятия  соотношения установленных сроков платежей дебиторов и сроков расчетов с кредиторами, либо из-за убыточности продаж и т. д.
     Тогда появляются просроченные долги предприятия, управлять которыми необходимо уже  не финансовыми, а юридическими методами.
     Таким образом, нормальное состояние оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности - это одно из условий отсутствия сбоев в деятельности предприятия  и осуществления им нормальных циклов деятельности. [5, с. 218]
     На  практике описанных выше идеальных  условий, как правило, не бывает. Предприятию  приходится решать проблемы, возникающие  из-за отсутствия идеальных условий  расчетов с дебиторами и кредиторами. Вот некоторые из них:
      сроки расчетов с дебиторами и кредиторами. Если дебиторы платят предприятию реже, чем предприятие должно платить кредиторам, может наступить недостаток денежных средств в обороте, могут потребоваться дополнительные источники финансирования большой кредиторской задолженности;
      суммы платежей дебиторов и суммы, которые надо заплатить кредиторам на каждую дату, соответствующую срокам платежей. Если кредиторам по состоянию на определенную дату надо заплатить больше, чем мы имеем на эту дату от дебиторов, придется изыскивать дополнительные источники финансирования для погашения кредиторской задолженности или она превратиться в просроченную.
     На  практике возникает необходимость  регулярной (иногда повседневной) количественной оценки таких ситуаций, то есть недостатка средств для расчетов с кредиторами, для принятия соответствующих мер, чтобы не превращать кредиторскую задолженность  в просроченную. Возможна, однако, и  противоположная ситуация: платежи  дебиторов позволяют полностью  и своевременно рассчитаться с кредиторами, и после этих расчетов остается сумма уплаченной дебиторской задолженности, которую можно направить на другие цели. Это так называемые временно свободные средства в обороте. Если они есть, надо оценить, в течение, какого времени они свободны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Способы управления дебиторской  и кредиторской задолженностями 

     Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают  в результате несовпадения даты появления  обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия  оказывают влияние как размеры  балансовых остатков дебиторской и  кредиторской задолженности, так и  период оборачиваемости каждой из них.
     Значительный  удельный вес в составе источников средств предприятия занимают заемные, в том числе кредиторская задолженность. Относительное увеличение кредиторской задолженности производит двоякий эффект. С одной стороны, это явление является благоприятным, так как у предприятия появляется дополнительный источник финансирования. С другой стороны, чрезмерное увеличение кредиторской задолженности чрезвычайно опасно, поскольку повышается риск возможного банкротства.
     Кредиторская  задолженность  — наиболее доступный источник финансирования текущей деятельности предприятия. Как правило, товарный кредит, не требует залога и не связан со значительными денежными и трудовыми затратами по его оформлению.
     Несмотря  на свою привлекательность, данный источник чаще всего не является бесплатным. Большинство поставщиков компенсируют величину «упущенной выгоды» от кредитования своих покупателей, закладывая ее в  цену товаров. Оценка стоимости товарного  кредита осложняется тем, что  число поставщиков может быть достаточно велико, а условия взаиморасчетов разнообразны. На стоимость кредиторской задолженности часто влияет не только плата за рассрочку, но и другие факторы, например, поощрения за выбранные объемы, поддержание товарных остатков и т.д., и т.п.
     Для того чтобы эффективно управлять  долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную  структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами. [4, с. 333]
     Управление  движением кредиторской задолженности - это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры  платежей предприятия последним  в зависимость от поступления  денежных средств от покупателей.
     Следовательно, практически речь идет об одновременном  управлении движением как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Практическое осуществление такого управления предполагает наличие информации о реальном состоянии дебиторской  и кредиторской задолженности и  их оборачиваемости. Из балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности надо исключать долгосрочную и просроченную, т.е. те элементы долгов, превращение которых в денежные средства относятся к другим временным периодам. Оставшаяся после этого часть дебиторской и кредиторской задолженности есть основа для оценки периодичности поступления долгов покупателей, достаточного погашения кредиторской задолженности, а также балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на конец периода при условии их оборачиваемости в соответствии с договорными условиями или установленным порядком расчетов.
     В условиях увеличения объемов полученных товарных кредитов задача поддержания  финансовой устойчивости и ликвидности  становится все более актуальной. Решение этой задачи включает в себя  несколько этапов, при этом особое внимание следует уделять балансировке кредиторской и дебиторской задолженности по стоимости, срокам погашения, объемам.
     Процесс управления дебиторской задолженностью начинается с вопроса о том, предоставлять  или не предоставлять кредит  покупателю. Дебиторскую задолженность нужно контролировать. Это делается для того, чтобы предотвратить излишнее ее увеличение, т.к. увеличение дебиторской задолженности приводит к снижению денежных поступлений и к возникновению безнадежных долгов. [4, с. 345]
     Важной  задачей в управлении дебиторской  задолженностью является определение  сроков кредита (предоставляемого покупателям), которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных  сроков кредита, вероятно, увеличит объем  продаж. Именно из-за этого часто  возникают конфликты между менеджером по продажам и менеджером по управлению дебиторской задолженностью. В интересах  менеджера по продажам увеличить  объем продаж, пусть даже за счет кредита, он не учитывает вероятность  неплатежа со стороны клиентов.
     Сроки кредита имеют прямое отношение  к затратам и доходу, связанному с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность  и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита  гибкие, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода.
     Исключение  составляет ситуация, когда поставщик  имеет прочные позиции на рынке  и может диктовать свои платежные  условия. Наоборот, если предприятие имеет неиспользуемые мощности и его продукция легко заменима на рынке, то для достижения запланированного уровня продаж требуется сроке либерализация платежных условий.
     Экономические условия и кредитная политика фирмы оказывают основное влияние  на уровень дебиторской задолженности  организации. Естественно, экономические  условия в значительной степени  находятся вне сферы контроля финансового менеджера. Однако, как  и в случае с другими текущими активами, финансовый менеджер может  изменять уровень дебиторской задолженности  исходя из компромисса между доходностью  и риском. Расширение продаж в кредит может стимулировать спрос, что в свою очередь должно привести к более высокой прибыли. Но при этом одновременно возрастают затраты на содержание дополнительной дебиторской задолженности и появляется риск потерь по безнадежным долгам.
     Политику  управления дебиторской задолженностью называют еще кредитной политикой  предприятия, хотя это не совсем верно. Кредитная политика – это принятие решения о том, кому из покупателей  предоставлять платежный кредит за отгруженную продукцию, а кому нет.
     Управление  дебиторской задолженностью намного  шире и включает в себя систему  методов проведения расчетов за отгруженную  продукцию и услуги, взыскание просроченных долгов, политику взаимоотношений с факторинговыми компаниями и коммерческими банками, с товарными и валютными биржами.
     Управление  движением дебиторской задолженности  – установление с покупателями таких  договорных отношений, которые обеспечивают своевременное и достаточное  поступление средств для осуществления  платежей кредиторам. [4, с. 349] 
 
 

1.3. Методика анализа  дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия 

     Исследование долговых обязательств, т.е. изучение и прогнозирование ожидаемых сумм дебиторской и кредиторской задолженности по месяцам в течение года, в условиях российской экономики может оказаться весьма ориентировочным, но необходимым, так как без него невозможно управлять финансовой деятельностью предприятия и избежать неожиданной нехватки денежных средств в самое неподходящее время.
     Расчеты дебиторской и кредиторской задолженности  на перспективу ведутся на основе бюджета денежных поступлений, связанных  с основной производственно-сбытовой деятельностью, и данных финансовой отчетности о движении денежных средств.
     Ключевым  моментом в расчете ожидаемых  денежных поступлений является прогноз  продаж, и оценка влияющих на его  объем факторов. Для прогнозирования  используют прагматические и экстраполяционные  методы.
     Среди прагматических методов наиболее известны метод Делфи, анализ мнения специалистов и опрос покупателей. Метод Делфи  основан на изучении мнения экспертов  в индивидуальном порядке для  предотвращения склонности к единодушному и однозначному решению. Прогноз  на основе усредненного мнения специалистов из разных отделов позволяет произвести простую и достаточно качественную оценку планируемых продаж и соответственно долговых требований без расчета  статистических показателей. Его недостаток состоит в изоляции от внешних  мнений и возможности группового прессинга. В качестве источника  прогнозов может использоваться опрос покупателей и клиентов при помощи контактов по телефону, персонального интервьюирования и  анкетирования. В дальнейшем с использованием статистического анализа эти  результаты обобщаются в виде гипотез.
     Предпосылкой  перспективной оценки объема продаж и соответственно величины долговых требований и обязательств на основе методов экстраполяции является наличие достаточно длинного временного ряда препятствующих значений этих величин, стабильность условий работы предприятия, устойчивость тенденций его развития.
     Надежность  прогнозов при использовании  экстраполяционного метода зависит  в первую очередь от формулировки функции, выражающей прошлые тенденции, от ее стабильности и эластичности. С целью установления параметров этой функции используют специфические  экономико-статистические методы, подробно описанные в специальной литературе.
     Самой удобной методикой, на мой взгляд, выступают методы анализа кредиторской и дебиторской задолженностей Сергеева В.Н. Он наиболее полно и понятно изложил суть анализа кредиторской и дебиторской задолженностей.
     Главным ее отличием выступает приверженность к раздельному изучению кредиторской и дебиторской задолженностей, т.е. дебиторскую как средства временно отвлеченные из оборота, а кредиторскую как средства, временно привлеченные в оборот. [17, с. 58]
     Многие  авторы (такие как Бородина Е.И., Гиляровская  Л.Т., Парушина Н.В. и др.) считают, что дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую, и что при анализе следует принимать во внимание только разность между ними. Это мнение глубоко ошибочно, так как предприятие обязано погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает оно долги от своих дебиторов или нет. [1, 3, 9]Замечу, что в мировой учетно-аналитической практике сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности - обычный и весьма распространенный аналитический прием.
     Но  мы, при анализе кредиторской и  дебиторской задолженностей ООО  «Сахарный завод», будем придерживаться именно методики, разработанной Сергеевым  В.Н. На мой взгляд, она дает более  точные и полные результаты.
     2. ОЦЕНКА ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ ООО «САХАРНЫЙ ЗАВОД»
     2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Сахарный завод» 

     Общество  с ограниченной ответственностью «Сахарный завод» создано в 1988г. Учредителем ООО «Сахарный завод» является ООО «ТЭКСЛЭНД».
     Цель  деятельности общества - получение  прибыли. Общество имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое  на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, исполнять  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество осуществляет все  виды хозяйственной деятельности, которые  не запрещены законодательством  России, при этом основным видом  деятельности общества является организация  производства по переработке сахарной свеклы и сахара-сырца в белый  сахар.
     Среднесписочная численность рабочих в связи  с сезонным характером работы колеблется от 429 чел. постоянных рабочих в ремонт, до 678 человек в период переработки  свеклы, в т.ч. 249 человека - сезонные рабочие.
     В период переработки сырца занято 639 человек, из них 429 - постоянные рабочие, а 210 - сезонные. В приготовлении сиропа занято 609 человек, из них 429 - постоянные рабочие, 180 сезонные. В ремонтный  период имеется фактически 429 работника, хотя требуется 603. Это связано с  тем, что предприятие не имеет  достаточных финансовых средств  для оплаты труда необходимым  работникам.
     Генеральный директор завода персонально принимает  стратегические решения. За организацию  производства непосредственно отвечают главные специалисты. Для оценки квалификационных характеристик работников предприятия на сегодняшний день необходимо провести грамотную аттестацию. Однако, необходимо отметить, что для нормального функционирования производственного цикла заводу не хватает квалифицированных специалистов.
     Свеклосахарное  производство является массово-поточным, выпускающим в массовом масштабе один основной вид продукции - сахарный песок.
     Важнейшие укрупненные стадии технологического процесса:
      приемка, разгрузка, укладка сахарной свеклы;
      хранение сахарной свеклы;
      подача свеклы в завод и отделение от нее посторонних примесей;
      мойка свеклы;
      резание свеклы и получение из нее диффузионного сока;
      очистка сока;
      фильтрование соков и сиропов;
      выпаривание воды из сока;
      сушка и упаковка белого сахара-песка.
     Производственная  мощность завода - 3 000 т свеклы в сутки, установлена на основе расчётного определения  норм суточной производительности 10-ти основных объектов оборудования:
      диффузионной установки;
      фильтров для сока 1-ой сатурации;
      выпарной установки;
      вакуум-аппаратов 1-го продукта;
      центрифуг 1-го продукта;
      вакуум-аппаратов последнего продукта;
      центрифуг последнего продукта;
      силовых установок;
      паровых котлов;
      известково-обжигательных печей;
      газопровод среднего и низкого давления.
     Количество  свеклы, которое ООО «Сахарный завод» в среднем может переработать в сутки, сложилось на уровне 2500 т/сут.
     Основными поставщиками сырья являются сельхозпредприятия и хозяйства близлежащих районов. Потенциал сырьевой базы оценивается в среднем в 400 000 тонн свеклы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Анализ технико-экономических показателей ООО «Сахарный завод» 

     Хозяйствующий субъект осуществляет свою производственно-товарную деятельность на рынке самостоятельно, но в условиях конкуренции. Одним  из инструментов исследования рынка  и обеспечения конкурентоспособности  является анализ коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе  анализ его технико-экономического состояния. [9, с. 254]
     Имея  данные производственной мощности предприятия  и объема произведенной продукции, мы можем узнать коэффициент использования производственной мощности:
     Кпм = Q / Mср,                                                                (2.1)
     где Кпм - коэффициент производственной мощности;
     Q - объем производства продукции;
     Mср. - среднегодовая производственная мощность.
     Полная  себестоимость - это затраты на производство и реализацию всей продукции, а также  общецеховые расходы. Рассчитывается она по следующей формуле:
     С = Q * Ci = Q * (Ипер.i + Ипост.i) = Ипер + Ипост.,     (2.2)
     где С - полная себестоимость продукции;
     Ипер - общие переменные затраты;
     Ипост - общие постоянные затраты;
     Q - объем производства в натуральном выражении;
     Ci - себестоимость единицы продукции;
     Ипер.i - переменные затраты на единицу  продукции;
     Ипост.i - постоянные затраты на единицу продукции.
     Товарная  продукция (Qт) - это стоимость: готовых  изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству  и непромышленным хозяйствам своего предприятия; полуфабрикатов своей  выработки и продукции вспомогательных  и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону; стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.
     Реализованная продукция (Qр) отличается от товарной на величину остатков готовой продукции  на складе на начало года и товаров  отгруженных, но не оплаченных на начало и конец отчетного года, и также исчисляется в текущих ценах:
     (Qр) = (Qт) + (Сн - Ск) + (Он - Ок),                              (2.3)
     где Сн - остатки готовой продукции  на складе на начало года;
     Ск - остатки готовой продукции на складе на конец года;
     Он - остатки товаров отгруженных, но не оплаченных на начало года;
     Он - остатки товаров отгруженных, но не оплаченных на конец года.
     Затраты на 1 рубль товарной и реализованной  продукции рассчитываются исходя из данных себестоимости и объема:
     Zтп = Стп / Qтп,                                                            (2.4)
     где Zтп - затраты на 1 рубль товарной (реализованной) продукции.
     Прибыль от реализации продукции (Пр) является основной формой накопления предприятия  и рассчитывается как разница  между выручкой от реализации продукции (Вр) (с учётом НДС и акцизов) и  затратами на производство и реализацию, входящими в себестоимость продукции:
     Пр = Вр - С.                                                                 (2.5)
     Чистая  прибыль (Пч) - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов:
     Пч = Пнал - Нпр * Пнал,                                              (2.6)
     где Пнал - налогооблагаемая прибыль;
     Нпр - налог на прибыль.
     Успех хозяйственной практики во многом зависит  также от того, какое место в  ней занимают оборотные средства и насколько целенаправленно  и точно выполняются необходимые  для этого условия.
     Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Коб) представляет собой объем выручки от реализации продукции в расчете на 1 рубль оборотных средств:
     Коб = Qр / Оср,                                                       (2.7)
     где Оср - средний остаток оборотных  средств.
     Скорость  оборота оборотных средств (То) определяется делением числа финансовых дней в  году (360) (в квартале) на коэффициент  оборачиваемости:
     То = 360 / Коб.                                                        (2.8)
     Этот  показатель рассчитывается в днях и  характеризует продолжительность  одного оборота.
     Анализ  основных технико-экономических показателей  предприятия характеризуется абсолютными  и относительными показателями. Абсолютный показатель - это сумма прибыли (доходов). Относительный показатель - уровень  рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность производственно-торгового  процесса. Уровень рентабельности предприятия, связанного с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции  к себестоимости продукции:
     Р = Пр / С,                                                                (2.9)
     где Р - уровень рентабельности, %;
     Пр - прибыль от реализации продукции;
     С - себестоимость продукции, руб.
     Рентабельность  производства показывает, насколько  результативно используется имущество  предприятия; она определяется как  процентное отношение годовой прибыли  к сумме среднегодовой стоимости  основных фондов и оборотных средств:
     Рп = Пр / (Фср + Оср),                                                (2.10)
     где Фср. и Оср. - среднегодовая стоимость основных и оборотных средств предприятия.
     В процессе анализа изучается динамика изменения объема чистой прибыли, уровень рентабельности и факторы, их определяющие. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности.
     Анализ  технико-экономических показателей ООО «Сахарный завод» приведен в таблице 2.1. Он приводится в сравнении с 2008 годом.
Таблица 2.1 – Основные технико-экономические показатели ООО «Сахарный завод» в сравнение с 2008 годом
Показатели Фактические значения Изме-нение, %
2008 год 2009 год
1 2 3 4
Среднегодовая производственная мощность, тонн 47,5 47,5 -
Уровень использования производственной мощности, % 41,3 67,2 +42
Объем производства продукции, тонн 19,6 31,9 +63
Товарная  продукция, тыс. руб. 190 719 284 521 +49
Объем реализованной продукции, тыс. руб. 105 115 305 023 +190
Среднесписочная численность ППП, чел 658 718 +9
в т. ч. численность рабочих, чел 525 513 -2
         численность служащих, чел 133 205 +54
Фонд  оплаты труда, тыс. руб. 15 980 31 130 +95
Себестоимость товарной продукции, тыс. руб. 101 477 278 830 +175
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 113 651 300 037 +164
Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб. 0,53 0,98 +85
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб. 1,08 0,98 -9
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 35 042 38 294 +9
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 41 943 71 456 +70
Прибыль от реализованной продукции, тыс. руб. 5 827 4 986 -14
Продолжение таблицы 2.1
1 2 3 4
Прибыль отчетного года, тыс. руб. -223 -154 -31
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (после уплаты налогов и т.д.), тыс. руб. -223 -154 -31
Рентабельность  продукции, % 5,5 1,6 -71
Рентабельность  производства, % 7,6 4,5 -41
Скорость  оборачиваемости оборотных средств, дни 145,6 85,5 -41
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 2,51 4,27 +70
Дебиторская задолженность, тыс. руб. 86 046 198 061 +130
Кредиторская  задолженность, тыс. руб. 91 374 46 640 +51
     По  данным таблицы 2.1 мы видим, что на предприятии ООО «Сахарный завод» среднегодовая производственная мощность составляет как в 2008 году, так и в 2009 году 47,5 тонн.
     Произошло увеличение объема производства продукции  в 2009 году по сравнению с 2008 годом  на 63%, т.е. с 19,6 до 31,9 тонн. Объем реализации продукции увеличился на 199 908 тыс. руб., с 105 115 тыс. руб. до 305 023 тыс. руб. или  на 190% за счет имеющейся на складе продукции.
     В 2009 году прибыль от реализации продукции  на ООО «Сахарный завод» снизилась на 841 тыс. руб., с 5 827 до 4 986 тыс. руб., или на 14 %. После уплаты налогов и от других видов деятельности предприятие получило убыток в сумме 154 тыс. руб., который по сравнению с предыдущим годом на 31% меньше.
     Отрицательным результатом работы ООО «Сахарный завод» является снижение рентабельности продукции по сравнению с 2008 годом на 3,9 %, с 5,5% до 1,6 %, а также  рентабельности производства на 3,1%, с 7,6% до 4,5%.
     На  снижение уровня рентабельности повлиял  рост себестоимости реализованной  продукции на 164%,что повысило сумму  затрат предприятия.
     Анализ  технико-экономических показателей ООО «Сахарный завод» показал, что снижение рентабельности продукции произошло за счет роста себестоимости реализованной продукции. Рентабельность производства уменьшилась на 3,1%, так как среднегодовая стоимость оборотных средств в 2009 году увеличилась на 70%.
     Дебиторская задолженность также увеличилась  в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 130%, а кредиторская задолженность уменьшилась на 51% т.е на 44 734 тыс.руб.
     Из  этого мы можем сделать вывод, что в связи с большей реализацией продукции 2009 года и продукции находящейся на складах предприятие смогло расплатиться с частью кредиторов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Анализ финансово-экономических показателей ООО «Сахарный завод» 

     Анализ  финансового состояния предприятия  представляет собой глубокое, научно обоснованное исследование финансовых отношений и движение финансовых ресурсов в едином производственно-торговом процессе. [16, с. 487]
     Анализ  проводится с помощью следующих  основных приемов: сравнение, сводка и группировка, ценные постановки, прием разниц.
     Источником  информации для анализа финансового  состояния служит бухгалтерский  баланс (приложение 1) и приложения к нему, статистическая и оперативная отчетность.
     Для начала определим ликвидность ООО «Сахарный завод».
       Ликвидность - это способность предприятия быстро погашать свою задолженность. Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидности средств, то есть средств, которые могут быть использованы для погашения долгов. Ликвидность означает безусловную платежеспособность предприятия и предполагает постоянное равенство между активами и обязательствами, как по общей сумме, так и по срокам наступления.
     Анализ  ликвидности баланса заключается  в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности  и расположенных в порядке  убывания ликвидности, с обязательствами  по пассиву, объединенными по срокам их погашения и в порядке возрастания  сроков.
В зависимости  от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются  на следующие группы таблица 2.2. 
 
 

Таблица 2.2 – Анализ ликвидности ООО «Сахарный завод»
Актив Пассив
Группа  актива Платежный излишек (недостаток) Группа  пассива Платежный излишек (недостаток)
2008 год 2009 год 2008 год 2009 год
1 2 3 4 5 6
А1 (стр. 250, 260) 1 789 503 П1 (стр. 620) 91 374 46 640
А2 (стр. 240) 86 046 198 061 П2 (стр. 610, 630, 660) 31 125 146 099
А3 (стр. 210, 220, 270) 76 989 33 579 П3 (стр. 590, 640, 650) - -
А4 (стр. 190) 42 563 55 570 П4 (стр. 490) 84 888 94 974
     А1 - наиболее ликвидные активы. К ним относятся все денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения. Из баланса (приложение 1) имеем: в 2008 году А1 = 1 789 тыс. руб.; в 2009 году А1 = 503 тыс. руб.
     А2 - быстро реализуемые активы. Сюда входит дебиторская задолженность. В 2008 году А2 = 86 046 тыс. руб.; в 2009 году = 198 061 тыс. руб.
     А3 - медленно реализуемые активы. К ним относятся статьи баланса: запасы, налог на добавленную стоимость, прочие оборотные активы. В 2008 году А3 = 76 989 тыс. руб.; в 2009 году = 33 579 тыс. руб.
     А4 - трудно реализуемые активы. Сюда входит итог I раздела баланса «Внеоборотные активы». В 2008 году А4 = 42 563 тыс. руб.; в 2009 году А4 = 55 570 тыс. руб.
     П1 - наиболее срочные обязательства. К ним относится кредиторская задолженность. Имеем: в 2008 году П1 = 91 374 тыс. руб.; в 2009 году П1 = 46 640 тыс. руб.
     П2 - краткосрочные пассивы. Они охватывают займы и кредиты, задолженность по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства. В 2008 году П2 = 31 125 тыс. руб.; в 2009 году П2 = 146 099 тыс. руб.
     П3 - долгосрочные пассивы – отсутствуют на предприятии.
     П4 - постоянные пассивы. Они включают итог III раздела баланса «Капитал и резервы». В 2008 году П4 = 84 888 тыс. руб.; в 2009 году П4 = 94 974 тыс. руб.
     Из  таблицы 2.2 мы видим, что на предприятии ООО «Сахарный завод» ситуация сложилась следующая:
    наиболее срочные обязательства как в 2009 году, так и в 2008 году превысили наиболее ликвидные активы, т. е.: в 2008 году на 89 585 тыс. руб.; в 2009 году на 46 137 тыс. руб., или А1 < П1.
    быстро реализуемые активы в 2008 году превысили краткосрочные пассивы на 54 921 тыс. руб., а в 2009 году на 51 962 тыс. руб., т.е. А2 > П2.
    медленно реализуемые активы превысили долгосрочные пассивы, т. е. у предприятия отсутствует задолженность, которая подлежит погашению более чем через 12 месяцев, или А3 > П3.
    труднореализуемые активы больше капитала и резервов, т.е. А4 < П4.
     Для анализа оценки состоятельности  предприятия (таблица 2.3) воспользуемся данными таблицы 2.2.
Таблица 2.3 – Оценка состоятельности ООО «Сахарный завод»
Показатели Величина  коэффициентов
2008 год 2009 год Измене-ние, %
1 2 3 4
Общий показатель платежеспособности 0,51 0,92 +80
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,01 0,03 +200
Коэффициент текущей ликвидности 1,35 1,20 -11
Коэффициент маневренности функционирующего капитала 1,82 5,03 +176
Доля  оборотных средств в активах 0,79 0,81 +3
Продолжение таблицы 2.3
1 2 3 4
Коэффициент обеспеченности собственными средствами -0,26 0,17 +35
Коэффициент восстановления платежеспособности 0,87 0,69 -21
Коэффициент утраты платежеспособности 0,77 0,82 +7
     Из  таблицы 2.3 мы видим, что:
    Общий показатель платежеспособности представляет собой отношение, имеющихся в наличии денежных сумм к сумме срочных платежей на определенную дату или на постоянный период. Полученный показатель меньше 1 и свидетельствует о недостатке платежных средств на предприятии. Но за 2009 год он увеличивается на 80%, что говорит о значительном улучшении ситуации с платежными средствами.
    Коэффициент абсолютной ликвидности представляет собой отношение денежных средств, готовых для платежей и расчетов, к краткосрочным обязательствам. Анализ данного показателя дает нам понять, что для покрытия краткосрочной задолженности денежных средств на предприятии недостаточно, то есть предприятие является ненадежным заемщиком.
    Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Он определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств (производственные запасы, готовая продукция, денежные средства и другие), к наиболее срочным обязательствам (краткосрочные кредиты банков и различные кредиторские задолженности). Полученный показатель меньше 2,0, значит, предприятие является неплатежеспособным.
    Коэффициент маневренности функционирующего капитала характеризует способность маневрировать своими средствами, т.е. вкладывать их в производство и получать с них доходы. Расчет данного показателя показал положительный результата, что является отрицательным фактом для работы предприятия.
    Доля оборотных средств в активах, хотя в 2009 году возросла по сравнению с 2008 годом на 3%, но для работы предприятия этого результата недостаточно.
    Наличие собственных оборотных средств у предприятия характеризует коэффициент обеспеченности собственными средствами, который определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств и прочих оборотных активов. Рост полученного показателя характеризуется (в основном) за счет увеличения в 2009 году сумм запасов; дебиторской задолженности.
     Окончательным решением о финансовой неустойчивости предприятия являются отсутствие у  него реальной возможности восстановить свою платежеспособность и выполнить  обязательства перед кредиторами.
     На  основании результатов анализа  оценки состоятельности предприятия, можно сделать следующий вывод: неустойчивое финансовое положение  характеризуется неэффективным  размещением средств, неудовлетворительной платежной готовностью, просроченной задолженностью перед бюджетом, поставщиками и банками, недостаточно устойчивой потенциальной финансовой базой, связанной  с неблагоприятными ситуациями в  производстве.
     Финансовую  устойчивость предприятия можно  оценить следующими показателями (таблица 2.4). 
 

Таблица 2.4 – Оценка финансовой устойчивости ООО «Сахарный завод»
Показатели Значение  показателей
2008 год 2009 год Измене-ние, %
1 2 3 4
Коэффициент капитализации 2,44 3,03 +81
Коэффициент обеспеченности собственными источниками  финансирования -0,26 0,17 +35
Коэффициент финансовой независимости 0,00 0,33 -
Коэффициент финансирования 0,00 0,49 -
Коэффициент финансовой устойчивости 0,41 0,33 -19
     Так как результат коэффициента капитализации  положительный, следует сделать вывод, что данное предприятие зависит от заемных источников. Данную зависимость увеличивает рост данного коэффициента в 2009 году на 81%.
     Коэффициент обеспеченности собственными источниками  финансирования показывает, что при возникновении финансового риска не все свои обязательства предприятие покрывает за счет собственных средств.
     Из  приведенных выше результатов анализа  таблицы 2.2 и таблицы 2.3. мы сделали вывод, что предприятие неплатежеспособно, поэтому данные коэффициентов финансовой независимости и финансирования равны нулю в 2008 году и возрастают в 2009 году.
     На  основании полученного коэффициента финансовой устойчивости можно сказать, что к концу 2009 года кризисная ситуация на предприятии усугубляется.
     На  основании всех выше произведенных  расчетов и опираясь на методику Сергеева В.Н. можно сказать, что ООО «Сахарный завод» имеет неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности. 
 

2.4. Диагностика проблем в существующей политике управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Сахарный завод» 

     Задача  курсовой работы заключалась не только в констатации уровня финансового состояния предприятия, но и в подготовке предложений по его улучшению. Для этого необходимо выявить факторы (причины), оказавшие влияние на финансовое состояние предприятия (рис. 2.1), и дать предложения (варианты предложений) по устранению негативных факторов и усилению позитивных.

3. МЕХАНИЗМЫ УСКОРЕНИЯ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ООО «САХАРНЫЙ ЗАВОД» 

     Для улучшения финансового состояния  ООО «Сахарный завод» необходимо разработать и внедрить мероприятия, способствующие улучшению финансовых показателей.
     На  основе проведенного анализа технико-экономических показателей ООО «Сахарный завод» во второй главе было выявлено, что необходимо улучшить работу с кредиторской и дебиторской задолженностью. Таким образом, предлагается использование следующих мероприятий:
      реструктуризация кредиторской задолженности;
      взаимозачеты;
      аренда имущества дебиторов.
     Реструктуризация  различного рода долгов представляет собой сложный процесс, в каждом конкретном случае ее проведение зависит от тех обстоятельств, которые сложились в результате хозяйственной деятельности организации.
     Методология реструктуризации задолженности организации  должника, которая проводится на стадиях  предупреждения банкротства, финансового  оздоровления и внешнего управления, может состоять из следующих этапов [11, с. 3]:
      Определение и анализ состава кредиторской задолженности.
      Выбор наиболее рациональных способов (методов, направлений) реструктуризации кредиторской задолженности организации.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.