На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Формальные и неформальные организации

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Содержание

 

        Введение

 
       Общество  состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты  и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Теория организации призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены организаций действуют именно так, а не иначе.
       Тема  данной контрольной работы «Формальные  и неформальные организации. Их особенности  и роли». Актуальность данной тематики обусловлена тем, что организация  – это социальная категория и  одновременно – средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.
 

        1 Понятие групп  и их значимость

 
       Одно  из задач исследования организаций  и групп является обеспечение  перехода от интуитивного представления  о поведении к системному подходу, что позволит повысить точность предвидения и объяснения поведения людей в организациях. Принципиально важным является понимание того, почему люди объединяются в группы. Причинами здесь являются потребности людей в достижении определенных целей, усиления власти и влияния, обеспечении безопасности, общении, получении определенного статуса.
       Следуют различать формальные и неформальные, постоянные и переменные группы. К  формальным относятся группы, которые, являясь составной частью структуры  организаций, созданы для исполнения конкретных задач. Неформальные группы образуются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Они оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность ее работы и нередко имеют не менее важное значение, чем группы, формально созданные в составе организационной структуры. Группа как подсистема в составе конкретной структуры определяются следующими условиями функционирования организации: стратегией развития, формально установленными нормами и правилами, ресурсами, системой подбора персонала, системой оценки работников и их поощрения, организационной культурой.
       При этом под организацией понимается сознательно координируемое социальное подразделение, состоящее из двух или более людей, работающих на относительно сдельной основе с целью достижения определённой цели или нескольких целей. Производственные компании и компании сферы услуг, безусловно, подпадают под это определение. В равной мере касается и школ, больниц, церкви, военных подразделений, магазинов розничной торговли, милицейских структур, федеральных, региональных и местных учреждений и организаций [5 с.222-223].
 

        2 Формальные организации 

       Формальная  организация - созданная по воле руководства  для достижения целей организации. Это командные группы, комитеты, рабочие группы. Их функции - выполнение конкретных задач и достижение целей.
       Система безличных требований фиксируется  нормами и образцами поведения, которые представляют собой основные элементы культуры. Они фиксируются в ролевых предписаниях. Формальную организацию с полным правом следует отнести к числу наиболее древних социальных изобретений человечества, направленных на рационализацию управления и эффективность кооперированной деятельности. Поскольку её цель - сделать управление людьми эффективным, а поведение контролируемым и предсказуемым, в фундаменте такой организации лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией ролевых предписаний, введением безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации.
       Формальная  структура образует каркас отношений  в организации, придаёт их необходимую  устойчивость, позволяя облегчить и  рационализировать процесс целедостижения. Вместе с тем она порождает  ряд неустранимых дисфункций, поэтому  служит для социологов самых разных направлений объектом критики.
       Формальная  организация может быть описана  в виде системы узаконенных безличных  требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний (начальник - подчиненный, технический работник - инженер, преподаватель - студент). Ее горизонтальная организационная структура характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальная - отношения власти и субординации. 

       Особенности формальных организаций состоят в следующем:
    Рациональность, так как в их основе лежит принцип целесообразности;
    Безличность, рассчитанная не на конкретные личности, а на абстрактных индивидов (членов организации);
    Отношения людей в них преимущественно служебного характера;
    Цели организации функциональные, намеренно однозначные.
       Главной функцией формальной организации является соединение людей со средствами и  целями коллективного труда. Преимущества формальных организаций - то, что они  обеспечивают максимальную эффективность  деятельности за счет определенного ограничения разнообразия, т.е. они направляют усилия людей в узкое русло выполнения целей и задач организации. Также они создают целостность коллектива как единого организма со своими законами и правилами жизни[4 с.554-555].
 

        3 Неформальные организации 

       Неформальная  организация - это стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей (цели). В отличие от формальной неформальная организация строится на принципах саморегуляции и самоорганизации.
       Вся она строится на основе личностных особенностей работников, специфики  отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жёстко закрепленных безличных  стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, превалируют групповые  нормы, а спонтанное взаимодействие придаёт гибкость организационному поведению.
       Причины существования неформальных организаций: чувство принадлежности - наиболее сильное из эмоциональных потребностей (формальные организации лишают людей  возможностей социальных контактов, следовательно‚ необходимы неформальные организации); взаимопомощь; защита (сила - в единстве); общение - доступ к неформальному получению информации; симпатия.
       В общих чертах, неформальная организация  появляется в ответ на социальную потребность - потребность людей общаться друг с другом.
       Интересы - еще один фактор для формирования неформальной группы. Даже если люди находятся  в одном и том же месте, выполняют  схожие работы, различие интересов  у них объясняет, почему возникает  несколько маленьких неформальных организаций вместо одной большой.
       В неформальных организациях со временем создаются собственные нормы поведения, механизм внутригруппового контроля. Группа может распадаться на формальную и социально-психологическую. Рано или поздно такое разделение может привести к дезорганизации. Поэтому необходимо находить способы совмещения формальных и неформальных организаций путем кадровой политики, подбора персонала, участия сотрудников в принятии решений [6].
 

        Сравнительная характеристика 

       Существуют следующие отличия формальной и неформальной организации:
    в формальной организации отношения регламентированы, в неформальной - нет. Процесс управления относится только к созданию и функционированию формальной организации;
    формальная организация планируется руководством, неформальная имеет спонтанный характер создания. Основами отношений являются личные симпатии, общность взглядов, целей, интересов, дружеские отношения.
       Существование неформальной организации может  создавать проблемы управления. Для  нормального функционирования организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Особенно это важно для больших организаций, большого количество людей. В этих условиях усиливается власть неформальной группы. Способом влияния неформальной организации является неофициальное общение, "тайный телеграф"‚- один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация). Другой способ, которым пользуется неформальная группа для проявления власти‚- ее способность действовать или бездействовать (несанкционированный менеджмент): несанкционированное установление производственных норм. Это один из путей, благодаря которому неформальные группы оказывают влияние на людей. Это может быть усердие‚ превышающее нормы‚ или наоборот‚ занижение норм. Таким образом‚ неформальная группа может либо продвигать, либо тормозить развитие организации. Следовательно‚ задачей менеджеров является минимизация влияния этих групп.
       Влияние неформальной организации можно  контролировать, но менеджер должен иметь представление о базовой мотивации функционирования неформальной группы. Для разработки стратегии поведения важно понять, что неформальная организация рождается из взаимодействия.
       Следует отметить, что разделение формальных и неформальных организаций (и групп), несмотря на его очевидность, не является абсолютным. Неформальные группы могут трансформироваться в формальные и наоборот. И те и другие, различаясь по механизмам возникновения, имеют и важные черты общности - наличие структуры, "ведущего" и "ведомых" членов, множество общих социально-психологических феноменов. И те и другие при условии их достаточно большого объема, как правило, дифференцируются на подгруппы. В формальных организациях это, например, регламентировано устанавливаемые подразделения, отделы, Неформальные организации также разделяются на подгруппы, группировки - так называемые клики и подклики, между которыми устанавливаются довольно сложные отношения. Наконец, наиболее важно то, что любая формальная организация не исключает, а наоборот, предполагает наличие внутри себя ряда, а часто - многих неформальных групп. Тем самым в структуре организаций, особенно - крупных, тесно взаимодействуют и как бы "накладываются" друг на друга формальные и неформальные способы их структурирования. Взаимодействие формальных и неформальных групп внутри организаций - одна из важнейших проблем и трудностей управления.
       Выводы:
       Формальная  организация может быть описана  в виде системы узаконенных безличных  требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний. Неформальная организация строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними.
       Существование неформальной организации может  создавать проблемы управления. Для нормального функционирования организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Особенно это важно для больших организаций, большого количество людей.
 

        5 Развитие неформальных организаций и их характеристика на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»» 
 

       5.1 Краткая характеристика организации 
 

       Турфирма  «Агентство по туризму «Сфера» имеет  организационно-правовую форму общество с ограниченной ответственностью. Собственность  частная. В соответствии с законодательством  уставный капитал Общества с ограниченной ответственностью должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, то есть 10000 рублей. Уставный капитал ООО «Агентство по туризму «Сфера» составляет 10000 рублей, сформирован за счет взносов учредителей в денежном эквиваленте. Учредителями являются  2 физических лица, граждане Российской Федерации. Доля каждого учредителя в уставном капитале составляет 50%, то есть 5000 рублей. Учредители являются сотрудниками организации. ООО «Агентство по туризму «Сфера» применяет упрощенную систему налогообложения.
       Основным  видом деятельности является турагентская и туроператорская в сфере  внутреннего туризма.
       ООО «Агентство по туризму «Сфера» является туроператором в сфере  внутреннего  туризма. Номер в Едином Реестре  Туроператоров под № ВТ-011022. Финансовые гарантии Агентству предоставила Страховая компания «Москва». Финансовое обеспечение составляет пятьсот тысяч рублей.
       Согласно  штатному расписанию численность сотрудников  составляет 14 человек. Директором является Крюкова Елена Алексеевна. Главный бухгалтер – Крюкова Лилия Сергеевна. В ООО «Агентство по туризму «Сфера» работают старший менеджер и  3 менеджера по работе с клиентами по направлениям: внутренний туризм, внешний туризм, экскурсионное обслуживание. Также в штате фирмы находятся: помощник бухгалтера, 2 водителя, 2 экскурсовода, 2 курьера, специалист по информационному обеспечению.
       На  рисунке 1 показана организационная  структура агентства.
 

       
       
       
       
       
       
         

       
         

       
       
         

       
         

       Рис.1 Организационная  структура ООО «Агентство по туризму «Сфера»
 

        В обязанности директора входит:
    Организация работы фирмы.
    Работа с корпоративными клиентами.
    Принятие решений о предоставлении скидок тем или иным клиентам.
    Принятие решений по вопросам, касающимся деятельности фирмы.
       В обязанности главного бухгалтера входит:
    Составление Учетной политики организации.
    Ведение налогового учета.
    Составление промежуточной и годовой налоговой отчетности.
       Помощник  бухгалтера выполняет следующие  обязанности:
    Ведение Книги доходов и расходов для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
    Учет первичной документации.
       Старший менеджер выполняет следующие обязанности:
    Изучает справочники по туризму, каталоги, иные источники туристской информации с целью формирования собственных информационных баз по туроператорам.
    Изучает требования клиентов к туристским продуктам, осуществляет анализ маркетинговых исследований спроса на туристские услуги.
    Устанавливает контакты с туроператорами с целью изучения программ туров, определения туров, пользующихся наибольшим спросом у клиентов.
    Разрабатывает предложения по координации турпродуктов с учетом индивидуальных и специальных требований клиентов (диета, медицинские показания, инвалидность, пр.). При невозможности изменения составляющих турпродукта организует поиск наиболее приемлемых для клиентов туров.
    Осуществляет поиск наиболее выгодных по оплате, срокам и качеству обслуживания туроператоров.
    Заключает договоры с туроператорами на продвижение и реализацию турпродуктов.
    Принимает участие в планировании мероприятий по продвижению турпродуктов (рекламных кампаний, презентаций, пр.).
    Разрабатывает стандарты и процедуры предоставления информации о турпродуктах клиентам, готовит инструктивные материалы и проводит инструктаж менеджеров и агентов по продаже турпродуктов.
    Обеспечивает менеджеров и агентов по продаже турпродуктов распечатками, фотокопиями, каталогами, брошюрами, путеводителями и другими рекламными материалами в количестве, необходимом для информирования клиентов о турпродуктах.
    Организует составление туристской документации (проектов договоров; ваучеров; иных туристских документов) и контроль за правильностью оформления туристской документации.
    Организует контроль за:
      реализацией турпродуктов и послепродажным обслуживанием;
      выполнением туроператорами обязательств по заключенным договорам (услуг по размещению, проживанию и питанию туристов; по транспортному, визовому, экскурсионному, медицинскому (лечебно-профилактическому) обслуживанию; по оказанию: услуг культурного и спортивного характера; услуг по страхованию туристов в период турпоездки; услуг гидов-переводчиков и сопровождающих; др.).
    Изучает жалобы и претензии туристов к качеству туристского обслуживания, выявляет виновных, ведет статистический учет жалоб и претензий, принимает меры по устранению недостатков в обслуживании клиентов, направляет требования туроператорам об объяснении причин нарушения заключенных договоров, готовит предложения по предъявлению претензий к туроператорам, а также по приостановлению или полному прекращению работы с туроператорами, систематически нарушающими условия заключенных договоров.
    Готовит обзоры, отчеты о проделанной работе, обеспечивает их представление руководству, передачу в архивы на хранение.
       В обязанности менеджеров, работающих с клиентами, входит:
    Консультирование туристов по всем вопросам, касающихся предполагаемого тура.
    Заключение договоров с клиентами, заполнение всей сопутствующей документации.
    Бронирование услуг, их подтверждение и оформление.
    Предоставление туристам всей необходимой информации, связанной с туром.
    Предоставление отчетов о проделанной работе старшему менеджеру.
       Экскурсоводы  разрабатывают маршрут экскурсии, работают непосредственно с экскурсантами, проводят экскурсию на маршруте.
       В обязанность водителей входит:
    Осуществлять перевозку туристов по запланированному маршруту;
    Отвечать за безопасность туристов;
    Осуществлять необходимый уход, ремонт транспортного средства.
       Курьер  обязан доставлять необходимую документацию и корреспонденцию по назначению.
       Специалист  по информационному обеспечению  следит за компьютерной техникой, программным  обеспечением, информационными технологиям.
       Агентство формирует: экскурсионные туры, туры выходного дня, автобусные туры в  Краснодарский край, санаторно-курортное  лечение и другие индивидуальные туры. В начале каждого туристского сезона турфирма составляет каталог с ценовыми предложениями по сформированным турам и распространяет их в турагентствах. Агентство по туризму «Сфера» работает с Калужскими и Обнинскими турагентствами на основании агентского договора. 

 

        5.2 Неформальные группы ООО «Агентство по туризму «Сфера»» 

       Одной из главных проблем организации  является наличие у ООО «Агентство по туризму «Сфера»», как и у  большинства компаний, неформальных групп. Приведем слабые, сильные стороны организации.
       Сильные стороны – 
      большой штат сотрудников, по сравнению с другими турфирмами;
      у каждого сотрудника есть своя цель;
      цели работников совпадают с целями организации;
      высококвалифицированные работники
       Слабые  стороны – 
    разделение всего персонала на группы;
    непонимание между старшим менеджером и подчиненными;
    общение работников только в пределах организации;
    нежелание директора бороться с неформальными группами;
    попытки увольнения работников из-за несогласия с мнением старшего менеджера;
    персонал не воспринимает директора как лидера коллектива;
    конфликты между неформальными лидерами групп;
    нежелание коллектива объединяться.
       Как видно, слабых сторон значительно больше в организации, чем сильных.
       Формальным  лидером в турфирме является ее директор.
       Директор – хороший работник, не терпит некомпетентности, сама хорошо эрудирован в своей области. Очень работоспособна, иногда работает «на износ», считая, что только в этом случае может требовать того же и от других. В фирме добивается качественности выполняемой работы. Главное для нее – чистота, порядок, функциональность. Имеет большой лидерский потенциал, способна контролировать ход событий и адекватно принимать на себя ответственность за свою профессиональную деятельность.
       Вместе  с тем имеет следующие недостатки: от нее нельзя ожидать гибкого изменения своего поведения соответственно ситуации. Когда ее охватывают эмоции, к чужому мнению не прислушивается, упрямо настаивает на своём. Ей сложно признать, что она был не права. Иногда не хватает выдержки и хладнокровия в экстремальных ситуациях. В сфере межличностных взаимодействий ведущий фактор – доминирование. Умеет заставить людей трудиться. Критична в оценке результатов чужой работы. Способна своё мнение высказывать прямо. В некоторых случаях от нее нельзя ожидать мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми. В случае возникновения конфликтных ситуаций считает, что использует тактики «сотрудничество» и «приспособление».
       В организации ее правой рукой является главный бухгалтер. Эти два человека составляют первую неформальную группу на предприятии.
       Главными  их «соперниками» являются старший  менеджер и помощник бухгалтера, которые  составляют вторую неформальную группу в организации. В этой группе явно выраженного неформального лидера нет. Группа организовалась, так как  оба работника находятся в одном кабинете, старший менеджер и помощник бухгалтера в большинстве случаев не согласны с мнением директора, из – за чего происходят постоянные споры и мелкие конфликты. Главный бухгалтер пытается часто предложить директору более выгодное по деньгам и эффективное предложение.
       Главный бухгалтер – напористый и работоспособный человек, способен работать столько часов, сколько требует дело, которым занимается. Борется за качество, надежность и продуктивность труда. Всё оценивает с точки зрения целесообразности и полезности. Ко всему готовится заблаговременно. Выступает против недисциплинированности, нарушения норм и правил. Сама отличается собранностью и организованностью. Критична в оценках своей и чужой работы. Умеет заставить людей работать. Не терпит возле себя лентяев и халтурщиков. В сфере межличностных отношений проявляет себя как человек вспыльчивый, но отходчивый. Приоритетные тактики поведения в конфликте: сотрудничество и приспособление, что, возможно, наиболее ярко проявляется в общении с вышестоящим руководством.
       Старший менеджер хорошо распределяет обязанности и следит за их выполнением, может эффективно осуществлять конкретное руководство подчиненными. Его сильной стороной является конкретная логика, т.е. тщательная проработка любого вопроса и мероприятия. Человек ответственный, не бросающий слов на ветер. Характерно стремление к порядку, дисциплине, соблюдению чётких норм и правил, нетерпелив к безответственности. Настойчивый, целеустремлённый. Склонен уважать авторитеты, при этом бескомпромиссен в выполнении своего дела, дисциплинирован, исполнителен, собран, следит за порядком в быту и на производстве. Члены коллектива считают его одним из наиболее компетентных работников организации.
       Чувствует уверенность в ситуациях, требующих  ломки устоявшихся взглядов без ясных перспектив, недоверчивость к неожиданным идеям и предложениям, требующим отказа от ценностей прошлого, альтернативности. Сторонник применения мер дисциплинарного воздействия к людям, не выполняющим свои обязанности.
       В случае возникновения конфликтных ситуаций в данном коллективе для преодоления разногласий стремится искать компромиссное решение.
       Третьей неформальной группой в ООО «Агентство по туризму «Сфера»» является менеджеры  по работе с персоналом и экскурсоводы. Группа состоит из пяти женщин: три менеджера по направлениям и два экскурсовода. Неформальным лидером в этой группе является менеджер по внутреннему туризму, так как она дольше всех пятерых работает в организации, имеет большой стаж работы, опытный работник.
       Группа  организовалась по нескольким причинам:
    Женский коллектив примерно одного возраста;
    Попытки доказать, что их мнение – правильное мнение;
    Присутствие личных антипатий к генеральному директору;
    Обеденные перерывы проводят вместе;
    Общие интересы.
       Таким образом, можно выделить три ярко выраженные неформальные группы в ООО «Агентство по туризму «Сфера»:
       Первая  группа директор и главный бухгалтер.
       Вторая  группа – старший менеджер и помощник бухгалтера.
       Третья  группа – три менеджера по направлениям и два экскурсовода.
       Выводы:
       Согласно  штатному расписанию численность сотрудников  ООО «Агентство по туризму «Сфера» составляет 12 человек. Одной из главных проблем организации является наличие у, как и у большинства компаний, неформальных групп. Формальным лидером в турфирме является ее директор.
       В ООО «Агентство по туризму «Сфера»  существует три ярко выраженные неформальные организации.
 

        Заключение 

             Управление группой  имеет очень большое значение в современном менеджменте. Поскольку  организации любого размера состоят  из групп, менеджеру необходимо хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития формальных и неформальных групп. Современный менеджер должен понимать важность существования неформальных групп. Он должен стремиться к обеспечению тесного взаимодействия между формальными и неформальными организациями, поскольку неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными организациями, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству.
             В число проблем, связанных с неформальными организациями, входят: снижение эффективности, распространение ложных слухов и тенденция сопротивляться переменам. К потенциальным выгодам относятся: большая преданность организации, высокий дух коллективизма и более высокая производительность труда наблюдаются в тех случаях, когда групповые нормы превосходят официально установленные. Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.
             Хорошо зная групповую  динамику, руководство сможет эффективно управлять формальными группами, проводить эффективные собрания, разумно использовать в деятельности своего предприятия такие структуры  как комитеты.
 

Список литературы

 
 
      Баженов Ю.К., Пронько В.А.  Менеджмент организации. Учебное пособие. Издательство «Дашков и К». 2007 – 164с.
      Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации / МИЭИФП - М., 2006 – 256с.
      Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И.. Основы менеджмента: Учеб. пособ. – М.: Центр, 1998. – 432с.
      Мескон М. Х. Алберт М., Хедоури Ф. Основы Менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 1997. – 704с.
      Мильнер Б.3. Теория организации: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М:.ИНФРА-М, 2008 – 797с.
      Сдам экзамен по менеджменту. Управление неформальными организациями [электронный ресурс]. Режим доступа: examen.od.ua/osnovi/page35.html, свободный

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.