На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Потребление и качество жизни населения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
Учреждение  образования «Могилевский государственный  университет имени А.А.Кулешова» 
 

Кафедра экономики и управления 
 
 
 
 

Курсовая  работа  

             По дисциплине:   Макроэкономика
             На тему:               Потребление и качество жизни  населения 
 
 
 

Студентки
Факультета экономики  и права
Дневного отделения
Специальности – ЭУП
2 курса группы  ЭУП – 091                                       Войтовой Юлии Сергеевны 
 
 

Руководитель
Кандидат экономических  наук, доцент                 Балашова Тамара Фёдоровна 
 
 
 
 
 

Могилев,2010
РЕФЕРАТ 

     Курсовая работа 55 страниц, 9 рисунков, 8 таблиц, 25 источников литературы.
     Ключевые  слова : КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, ПОЛЕЗНОСТЬ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, БЛАГО.
     Целью курсовой работы является изучение и  анализирование потребления и качества жизни населения.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    изучение различных подходов к определению понятий уровень и качество жизни;
    выявление наиболее важных показателей, используемых для их оценки;
      изучение динамики этих показателей в 2000 - 2008 гг в Республике Беларусь и сравнение этих показателей с аналогичными в развитых странах мира;
      поиск путей повышения уровня и качества жизни.
     Объектом  исследования выступает национальная экономика.
Предметом исследования является потребление и качество жизни. Теоретической и методологической базой данной работы являются: «Социальная политика, уровень и качество жизни» В. Н. Бобкова, «Основные факторы, влияющие на качество жизни населения» А. В. Зенькова, «Потребительский рынок Республики Беларусь» О. И. Гаспадарец, интернет-ресурсы и др.
     В процессе исследования использованы следующие  методы: статистический, сравнительный анализ, метод экономического и графического анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ    
1.1.  Предпочтения потребителя и полезность ______________________ 6
1.2. Потребление, качество и уровень жизни населения, и его
составляющие ___________________________________________________9
1.3. Международные системы показателей качества жизни
 населения______________________________________________________14
1.4. Методика построения интегрального показателя
качества  жизни населения _____________________________________ 18
2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РБ
2.1. Показатели потребительского рынка Республики
Беларусь, анализ их тенденций _________________________________ 26
2.2. Факторы, определяющие динамику развития
потребительского  рынка ______________________________________ 31
2.3. Эконометрические модели потребительского рынка ____________ 34
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
3.1. Сущность государственного регулирования
потребительского  рынка _______________________________________ __ 41
3.1.1. Потребительский рынок и доходы населения _________________ __ 43
3.2. Зарубежный опыт регулирования потребительского
рынка _______________________________________________________ __ 44
3.3. Современные подходы к регулированию потребительского рынка Республики Беларусь ____________________________________________ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
 На  современном этапе развития экономики  Республики Беларусь проблемы повышения  уровня и качества жизни населения  становятся очень важными. От их решения  во многом зависит направленность и  темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая,а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе.
 Именно  поэтому актуальность темы курсовой работы подтверждается тем, что все  преобразования могут повлечь изменение  уровня и качества жизни, что вызывает большой интерес у самых разнообразных  слоев населения.
 На  качество жизни населения любого региона в той или иной мере оказывает влияние множество  факторов. Формирование региональных социально-экономических программ предполагает учет, научный анализ и экономическую оценку интегральных характеристик всего многообразия показателей качества жизни, населения  с тем, чтобы получить наиболее полную и достоверную картину существующей ситуации и разработать научно обоснованную систему мер воздействия на основные составляющие качества жизни населения.
 Повышение качества жизни населения страны - социально приоритетная цель развития общества, важнейшее направление  проводимой государством социальной политики.
     Таким образом, целью курсовой работы является изучение и анализирование потребления и качества жизни населения.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    изучение различных подходов к определению понятий уровень и качество жизни;
    выявление наиболее важных показателей, используемых для их оценки;
      изучение динамики этих показателей в 2000 - 2008 гг в Республике Беларусь и сравнение этих показателей с аналогичными в развитых странах мира;
      поиск путей повышения уровня и качества жизни.
     Объектом  исследования выступает национальная экономика.
Предметом исследования является потребление и качество жизни. Теоретической и методологической базой данной работы являются: «Социальная политика, уровень и качество жизни» В. Н. Бобкова, «Основные факторы, влияющие на качество жизни населения» А. В. Зенькова, «Потребительский рынок Республики Беларусь» О. И. Гаспадарец, интернет-ресурсы и др.
     В процессе исследования использованы следующие  методы: статистический, сравнительный анализ, метод экономического и графического анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

1.  МЕТОДО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ 

1.1 Предпочтения потребителя и полезность 

  В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей конкретных благ. Благо в теории потребления — это любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое, предсказуемое) удовлетворение потребителю, то есть повышающий уровень его благосостояния. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах (комплектах, или "корзинах"). Набор благ — это совокупность данных количеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.
 Рассмотрим  график, представляющий потребительское множество (множество потребления) — множество всех реально возможных наборов потребляемых благ. Наглядным изображением потребительского множества является его геометрическая интерпретация, в которой множество потребления представляется в виде соответствующего пространства благ. Для этого каждый из отдельных видов благ, входящих в множество потребления, обозначается каким-либо номером в произвольной последовательности. Всего для n видов благ, входящих в набор, получается п номеров. Такому номеру ставится в соответствие одна из осей координат в конструируемом таким образом n-мерном пространстве. Тогда данное количество X блага данного i-ro вида, входящее в набор, будет характеризоваться соответствующей величиной координаты Xt, откладываемой по данной i-й оси n-мерного пространства благ. Отложенные по всем n осям такого пространства благ, все координаты от X1 до Хп и дадут в своей совокупности геометрический аналог данного набора А(Х1 Х2 ... ,Хn). Очевидно, что им будет точка А в n-мерном пространстве, все координаты которой Xt будут равны соответственно всем количествам благ i-го вида, входящим в данный набор А.[13,с.306]
 В реально  потребляемых наборах число видов  благ п достаточно велико. Однако для изучения закономерностей процессов потребления мы вполне можем ограничиться всего двумя, используя аналогичность свойств всех примерных пространств, начиная с п=2. Это означает, что все свойства и зависимости, определенные для двумерного пространства, будут справедливы и для соответствующих им свойств и зависимостей примерного пространства. Таким образом, мы получаем возможность широко использовать графики, выполненные на плоскости, то есть в пространстве с двумя координатами.
 Если  мы возьмем на таком графике точку  А, координатами которой будут соответствующие  количества первого (X1) и второго (Х2) видов благ в данном наборе А, то она и будет представлять набор А (рис. 1.1) 

     2
                  А
                 
 

                                 1
Рис. 1.1 - Кривая потребляемых наборов благ 

Соответственно  все множество потребления в  данном случае будет заключено между осями 1 и 2 (так как в любом наборе количество благ i-ro вида не бывает отрицательным). Отметим, что потребительское множество должно быть замкнутым и выпуклым, то есть не содержать разрывов и пустых промежутков.
 Экономические решения при выборе благ для приобретения продиктованы желанием покупателя достичь  наибольшей выгоды, или отдачи, при  имеющихся возможностях. Эта выгода, при потреблении представляющая собой уровень благосостояния или степень удовлетворения потребностей данного экономического субъекта, называется полезностью.
 В данной теме рассматриваются основы теории потребления. Она исходит из того, что потребитель при выборе покупаемых благ имеет определенные последовательные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным  ограничением, и в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным  ограничением, и что он делает в  этих условиях выбор, обеспечивающий максимально  возможную полезность.[13,с.308]
 Первой  такой обязательной, обеспечивающей существование системы последовательных предпочтений, предпосылкой или аксиомой теории потребительского выбора является аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Для построения теории, объясняющей поведение потребителя, по меньшей мере необходимо, чтобы само поведение было налицо, то есть чтобы реальный потребляющий субъект сфере потребления и затем реализовывал их, например, выбирал обои определенного цвета и рисунка и покупал их. Но ни одно фактическое, пусть даже молчаливое, решение не может быть принято без предварительного определения данным потребителем своего отношения к рассматриваемым благам и их комбинациям. Поэтому делающий покупку потребитель всегда может либо указать, какой из каждых двух сравниваемых наборов благ лучше другого, либо счесть их равноценными. Следовательно, для любых наборов А и Б либо А > Б, либо А < Б, либо А~Б, где знак ">" выражает отношение предпочтения, а знак "~" — отношение равноценности или безразличия. По сути дела, речь идет о принципиальной сопоставимости различных наборов благ для данного потребителя.
Второй  необходимой предпосылкой теории потребительского выбора является аксиома транзитивности предпочтений потребителя — для принятия определенного решения и его последующего осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие: если А > Б, а Б >В, то всегда А > В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А ~ В. Фактически речь идет о логичности и последовательности поведения потребителя, внутренней согласованности и систематичности его отношения к различным благам и их наборам. В ином случае потребитель будет просто обречен вращаться в замкнутом кругу нетранзитивных предпочтений и никогда не сможет остановиться на каком-нибудь определенном наборе благ, и отношение потребителя к ним тем самым не должно меняться в данном процессе выбора.[13,с.309]
Помимо  указанных аксиом, имеющих всеобщий характер, для построения достаточно практичной теории потребления необходимо еще сделать предположения менее обязательного свойства. Тем самым мы несколько сужаем круг охвачиваемых явлений, но взамен добиваемся гораздо большей работоспособности данной теории, при этом наши потери оказываются совсем невелики. Наиболее существенным здесь является предположение о ненасыщаемости потребностей — при решении каждой данной проблемы принимал определенные решения в потребления большее количество любого блага всегда будет предпочтительнее, чем меньшее количество того же блага (или короче: "больше всегда лучше"). Соответственно и набор благ, в котором количества каждого из видов благ не меньше аналогичных количеств благ в другом наборе, а количество благ, по крайней мере, одного вида больше, чем в другом, всегда будет рассматриваться нами как более предпочтительный. Следует иметь в виду, что под это предположение не подходят антиблага — блага, обладающие отрицательной полезностью. Потребление антиблаг не увеличивает, а сокращает уровень благосостояния данного потребителя. Например, загрязнение воздуха или шум ведут к снижению уровня полезности соответствующих потребителей. При этом надо иметь в виду, что антиблага для одних потребителей могут в то же самое время обладать положительной полезностью для других (например, дым сигареты для курящего и некурящего, находящихся в одном помещении). Наконец, еще одним существенным предположением будет непрерывность предпочтений. Не вдаваясь в теоретические тонкости, будем считать, что где-то в промежутке между явно лучшим и заведомо худшим по отношению к данному наборами всегда найдется более или менее равноценный ему.
 Все эти предпосылки необходимы для  того, чтобы получить возможность  определить функцию полезности. Наглядно особенности предпочтений каждого  данного потребителя могут быть выражены с помощью кривых безразличия.[13,с.310-311] 
 

 1.2. Потребление, качество  и уровень жизни  населения, и его  составляющие. 

  Прежде  чем приступить к анализу и  оценке уровня жизни населения 
Республики Беларусь, следует ответить на вопрос, что же понимается под 
уровнем жизни населения, каково содержание или какие компоненты 
включаются в это понятие, какими показателями можно измерить уровень 
жизни населения и т.д.

 Уровень жизни населения является одной  из важнейших социальных категорий. Понятие «уровень жизни населения»[10,с.293] применяется во всём мире. В мировой практике впервые этот термин был предложен в 1954 году Комитетом экспертов ООН, и под уровнем жизни населения рекомендовалось понимать фактические условия жизни населения, сгруппированные в 12 компонентов. Наряду с материальными и культурными условиями жизни в состав уровня жизни включались здоровье, занятость,   условия   труда,   фонд   накопления,   человеческие   свободы.
 Во  времена существования Советского Союза понятие «уровень жизни  населения» рассматривалось в узком  и широком смысле. Под категорией «уровень жизни» в узком смысле понималась достигнутая степень материального  благосостояния и культурного развития трудящихся, отражаемая в потребительском  бюджете населения. В широком  смысле уровень жизни рассматривался как уровень развития и степень  удовлетворения потребностей населения. В данном случае речь идёт не только об условиях жизни, но и о жизнедеятельности  и развитии способностей людей в  сопоставлении с их потребностями  и интересами. Снижение уровня жизни  населения в последние годы повлекло за собой повышенный интерес со стороны государства, общественности и науки к этой проблеме. Споры по определению категории «уровень жизни населения» и её месту и значимости в системе общественных отношений продолжаются и в настоящее время. Существует множество определений уровня жизни населения, используемых в официальных материалах и научной литературе. Разработаны различные подходы и методы определения показателей, отражающих экономические и социальные аспекты. Наряду с понятием «уровень жизни населения» рассматриваются такие понятия, как «образ   жизни   людей»,   «качество   жизни»,   «стиль   жизни»   и   т.д.
 Изучение  различных научных оценок категории  «уровень жизни» позволило остановиться на следующем определении. Под уровнем жизни населения    понимается    обеспеченность    населения    необходимыми материальными и духовными благами и услугами, достигнутый уровень 
их потребления и накопления, а также степень удовлетворения 
общественно признанных потребностей, соответствующих данному 
социально-экономическому развитию страны.

 В категории  «уровень жизни населения» можно  выделить следующие составляющие:
    натурально-вещественное содержание (классификация потребляемых благ на материальные и духовные);
    отражение достигнутого уровня обеспеченности и потребления благ и услуг;
    характеристика уровня удовлетворения потребностей людей в этих благах и услугах.[10,с.295]
 Структура основных составляющих уровня жизни  позволяет отождествлять его  с уровнем благосостояния [3]. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домашнем хозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих  определённому уровню удовлетворения   потребностей,   представляет   собой   стоимость   жизни.
 Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование 
благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный 
уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, 
обеспечивающее человеку восстановление его физических и 
интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения 
работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); 
нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и 
услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнедеятельность человека) [1,3].

 XXI век  выдвигает новый подход к определению  места и роли человека в 
научно-техническом и социально-экономическом прогрессе. При таком 
подходе во главу угла поставлен человек. Всестороннее развитие человека- цель, экономический рост - средство для её достижения. В центре внимания 
социально-экономической политики государства должен находиться весь 
круг человеческих потребностей, играющих важнейшую роль для 
прогрессивного развития всего общества.

 Если  исходить из понимания уровня жизни  населения «как уровня развития и  степени удовлетворения потребностей людей» [2,с.9], то системообразующей основой изучения уровня жизни населения являются разнообразные человеческие потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления.
 Личные  потребности отражают объективную  необходимость в определённом наборе и количестве материальных благ и  услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного  человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические  потребности являются определяющими - первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа. В их составе насущными, первичными выступают потребности  в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д. Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, культурного развития, творческой деятельности. Социальные потребности связаны  с функционированием человека в  обществе - это социально-политическая деятельность, обеспечение социальных прав и т.д. Интеллектуальные и социальные потребности прямой оценки не имеют, хотя во многом зависят от состояния  культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия  для их удовлетворения характеризуются  бюджетом времени населения. По величине рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность  рабочего времени и возможности  удовлетворения интеллектуальных и  социальных потребностей человека.
 Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Рациональные потребности  отвечают научным представлениям о  потреблении благ и услуг, необходимых  для поддержания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, трудно поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно  с помощью рациональных норм и  нормативов(кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки  о питании).
Иррациональные  потребности выходят за рамки  разумных норм, 
принимают гипертрофированные формы. Преодолеть их можно путём 
активного формирования разумных потребностей. Средства формирования 
потребностей - это рычаги, с помощью которых государство и общество 
целенаправленно воздействуют на процессы развития потребностей [2,с.10]. 
   Для изучения уровня жизни населения и его основных компонентов 
необходимо охарактеризовать основные потребности человека и особенности 
их удовлетворения.

 Одна  их первейших потребностей, удовлетворение которой составляет основу физической жизни человека и обеспечивает воспроизводство  его как биологического существа, - потребность в пище. Это естественная физическая потребность. В то же время  она формируется под влиянием социальных факторов и в этом смысле носит социальный характер. 
Подавляющая часть потребностей в пище удовлетворяется торговлей, 
общественным питанием, а у сельских жителей и личным подсобным 
хозяйством. Полнота и степень удовлетворения этой потребности зависит от уровня развития общественного производства вообще, и сельскохозяйственного в частности.

 Потребность в одежде - одна из важнейших материальных потребностей человека. Основной источник финансирования её удовлетворения - семейный бюджет. Из него берутся средства на приобретение предметов одежды - процент  всего совокупного дохода семьи.
 Потребность в ведении домашнего хозяйства - одна из материальных потребностей, связанных  с необходимостью сохранения и поддержания  домашнего очага. Удовлетворяется  путём трудовой деятельности в рамках домашнего хозяйства, предприятий  службы быта. Домашнее хозяйство - необходимый  элемент и условие жизни человека.
 Потребность в передвижении - одна из естественных потребностей. 
Удовлетворяется она путём развития пассажирского транспорта — как 
общественного, так и индивидуального.

 Потребность в жилье - также одна из первейших  потребностей человека, носящая одновременно и материальный, и социальный характер. От её удовлетворения зависит в конечном счёте и удовлетворение всех других потребностей. Степень удовлетворения потребности населения в жилье  свидетельствует о социальном развитии государства, о том, насколько полно  соблюдаются в нём принципы социальной справедливости.
 Потребность в труде - одна из основных социальных потребностей. Она обеспечивается правом граждан на труд, закреплённым Конституцией Республики    Беларусь, и реализуется  в процессе самого труда.[7,с.116]
 Потребность в отдыхе - это физиологическая  потребность человека и 
одновременно важная социальная потребность. Конкретным средством 
реализации права на отдых является трудовое законодательство Республики 
Беларусь, которое устанавливает продолжительность рабочего дня и рабочей 
недели, а также продолжительность оплачиваемого ежегодного отпуска. 
Помимо его существуют и другие виды оплачиваемых отпусков: по беременности и родам, по уходу за больным ребёнком, учебные отпуска и 
некоторые другие.

 Среди интеллектуальных - потребности в  образовании и культуре являются важнейшими социальными потребностями. От степени и качества их удовлетворения зависит формирование и совершенствование  главной производительной силы общества - человеческого капитала.
 Потребность в охране и укреплении здоровья в  основе своей выступает как 
естественная физическая потребность человека. Удовлетворение её служит в 
конечном счёте продлению его активной жизни. Но она рассматривается и 
как социальная, так как здоровье - один из факторов повышения 
эффективности общественного производства, совершенствования 
человеческого капитала.

 Потребность в социальном обеспечении - социальная потребность 
человека в гарантированном праве на материальное обеспечение и 
потребление социальных услуг в старости, в случае болезни, полной или 
частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и других 
предусмотренных законом случаях.

 В соответствии с систематикой потребностей выделяют следующие 
основные компоненты уровня жизни населения: денежные доходы и расходы 
населения, оплата труда; социальная защита населения, включая пенсионное 
обеспечение и социальные выплаты; здоровье; питание; потребление 
непродовольственных товаров и услуг; жилище; труд и занятость; домашнее 
имущество; условия образовательного и культурного развития, включая 
образование и культуру; использование свободного времени, включая 
физическую культуру и спорт, туризм и отдых; социально-бытовая 
обстановка (антиобщественные явления, преступность); обобщающие 
индикаторы уровня жизни и др[7,с.117-118].

 Каждый  из названных компонентов имеет  собственные показатели и 
обеспечивается потреблением товаров и услуг. Потребление населением 
определяется ресурсами (доходами и имуществом). Поэтому уровень жизни 
населения чаще всего рассматривается в экономической системе «ресурсы - 
потребление»[2,c.10].

 Важную  роль для повышения уровня жизни  населения играют социальные 
нормы и нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности 
социальных процессов в обществе. Они являются основой для выработки мер государственного воздействия на повышение уровня жизни населения и 
развитие социальной сферы.

 Для определения уровня жизни фактическое  потребление необходимо сравнивать с социальными нормами и нормативами  потребления, определяя таким образом  степень удовлетворения потребностей.
 Важная  роль среди социальных нормативов принадлежит  системе потребительских бюджетов: прожиточному минимуму, минимальному потребительскому бюджету и бюджету  высокого достатка. В зависимости  от соотношения фактического потребления  и обеспечивающих его текущих  денежных доходов с потребительскими бюджетами могут быть выявлены слои с разным уровнем материального  достатка: бедные - с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума; низкообеспеченные - с доходами ниже минимального потребительского бюджета, но выше прожиточного минимума; средние - с доходами выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета  высокого достатка, а также относительно обеспеченные (состоятельные) и богатые, у которых текущее потребление  и доходы выше бюджета высокого достатка. Люди хотят знать, каков реальный уровень жизни, каков уровень  жизни различных социальных групп  населения, как он отличается от минимального, что такое бедность населения, а  также каково его соотношение  с уровнем жизни в других странах  и многое другое. В ряде статей мы попытаемся ответить на некоторые из этих вопросов. 
 

1.3  Международные системы показателей качества жизни населения 
 

 В последние  годы интегральным показателем, обобщающим уровень развития и используемым при международных и региональных сопоставлениях, является индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП (HDI), предложенный в качестве основного показателя, по которому ранжируются страны мирового сообщества и определяется рейтинг каждой страны.
 В 80-е  годы экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) активно разрабатывалась концепция  развития человеческого потенциала, в которой взаимосвязано рассматривались  проблемы совершенствования производства и распределения товаров и услуг с расширением и использованием способностей и возможностей людей. Этот новый подход более персонифицирован. Человек - не только участник создания и потребления материальных благ: его развитие рассматривается как собственно цель и критерий общественного прогресса.
 В начале 90-х годов концентрация внимания на человеке стала «соперничать»  с ориентацией исследований на рост доходов. Кроме доходов существуют иные цели развития человеческого потенциала: получение образования, долголетие, участие в политической жизни  и так далее. ВВП не дает оценку этим сторонам развития человеческого  потенциала.[9,с.80]
 Согласно  концепции экспертов ПРООН, развитие человеческого потенциала представляет собой процесс расширения возможностей для выбора личности и достижение повышения уровня благосостояния людей. Расширение имеющегося у населения  выбора или возможностей его использования  достаточно велико(практически безгранично). Концептуальная схема развития человеческого  потенциала построена на четырех  главных элементах.
•Продуктивность. Люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности, полноценно участвовать в формировании дохода и получать денежное вознаграждение за свой труд. Поэтому для развития человека необходимы экономический рост и динамика занятости и заработной платы.
•Равенство. Всем людям следует предоставлять изначально равные возможности.
•Устойчивость. Доступ к возможностям надо обеспечивать не только нынешним, но и будущим поколениям. Здесь предусматривается справедливое распределение возможностей развития между поколениями и внутри каждого поколения.
• Расширение возможностей. Эта категория означает повышение ответственности людей за судьбы своей семьи, страны и человечества в целом [1].
 Как отражение концепции ГТРООН и  был предложен в 1990 г. индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП, отражающий три ведущих фактора жизни: долголетие, образованность, доход. Каждому из факторов присущ определенный набор показателей, и в обобщенном виде он представляет собой компоненту ИРЧП. Причем компонента дохода используется как косвенная  характеристика возможностей, не получающих отражения в двух других компонентах  индекса. Она оценивается показателем  ВВП надушу населения в паритетах покупательной способности валют. Долголетие представляет собой способность личности прожить долгую и здоровую жизнь, измеряемую показателем ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении, определяемым по демографическим таблицам смертности. Уровень образования характеризуется следующими показателями: грамотностью взрослого населения, охватом молодежи обучением в учебных заведениях. На основе данных показателей определяются индекс грамотности взрослого населения и совокупный индекс числа поступивших в учебные заведения, которые дают обобщающую оценку достигнутого уровня образования как компоненту ИРЧП.
 При построении отдельных индексов наряду со значением фактического уровня показателей  используются фиксированные минимальное  и максимальное значения, которые  называются реперными точками.
Для любой  компоненты обобщенного ИРЧП рассчитываются отдельные индексы (индекс ожидаемой  продолжительности жизни при  рождении, индекс достигнутого уровня образования, индекс ВВП надушу населения) по следующей формуле (1.1):
                                                                    

                                                                             (1.1)
где: Xi iminimax - фактическое, минимальное и максимальное значения показателя соответственно [2, с. 11 ].
 При определении индекса продолжительности  предстоящей жизни в качестве максимального значения принят возраст 85 лет, минимального - 25 лет; для индекса  уровня образования населения соответственно 0 и 100%; для индекса среднедушевого реального ВВП - 100 долл. по паритету покупательной способности (ППС) и 40 000 долл. ППС. На основе данной формулы показатели, составляющие ИРЧП, сводятся к относительным уровням (нормализуются перед усреднением), что приводит их к единой шкале измерений.
 Следовательно, ИРЧП включает три компоненты и определяется по формуле простой средней арифметической из трех индексов, что свидетельствует  о равенстве составляющих для  характеристики развития человеческого  потенциала.
 Величина  индекса изменяется от 0 до 1, при  этом чем ближе она к 1, тем выше развитие человеческого потенциала и короче путь, который надо пройти данной стране к достижению социально  значимых ориентиров. Страны, для которых  значение ИРЧП не меньше 0,8, относятся  к группе стран с высоким уровнем развития. К группе стран со средним уровнем относятся те, для которых ИРЧП изменяется в пределах от 0,5 до 0,8, а к категории с низким уровнем развития принадлежат государства, имеющие ИРЧП менее 0,5.
 ИРЧП  позволяет ранжировать страны  по уровню социально-экономического  развития, оценивать его динамику, сопоставлять достижения. Комплексное  исследование качества жизни  населения регионов страны возможно  только с помощью системы статистических  показателей.
 В последние  годы зарубежными авторами было предложено несколько систем, различающихся  структурой и набором показателей. Одной из наиболее полной и отвечающей современным требованиям является система «Основные показатели качества жизни населения в условиях рыночной экономики»,  разработанная  в  Центре  экономической  конъюнктуры  и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей. Эта система показателей разработана  Министерством экономики РФ и  Госкомстатом России, согласована с  заинтересованными министерствами и ведомствами, администрациями  регионов и введена в действие с 1993 г [3].
 Последний вариант Системы показателей  качества жизни в международной  статистике ООН разработан в 1978 г. и  включает 12 основных групп показателей:
    • рождаемость, смертность и другие демографические характеристики
    населения;
    санитарно-гигиенические условия жизни;
    потребление продовольственных товаров;
    жилищные условия;
    образование и культура;
    условия труда и занятость;
    доходы и расходы населения;
    стоимость жизни и потребительские цены;
    транспортные средства;
    организация отдыха;
    социальное обеспечение;
    свобода человека [4].
 Особой  подробностью и завершенностью отличается Система показателей социальной статистики Франции, разработанная  Национальным институтом статистики и  экономических исследований. В ней  выделены 4 группы показателей, в каждой из которых большая часть показателей имеет прямое или косвенное отношение к оценке [4].
 Российские  ученые в своих работах по проблемам  качества жизни также предлагают собственные варианты систем показателей  качества жизни населения. В частности, В.М. Жеребин в работе [4] предлагает систему показателей, состоящую  из пяти основных разделов:
    базисные показатели качества жизни с подразделами: доходов, стоимости жизни и потребления населения, соотношения доходов и стоимости жизни, уровня бедности;
    показатели условий жизни населения (характеристики обеспеченности населения объектами инфраструктуры, персоналом и техническими средствами отраслей социальной сферы);
    характеристики состояния и эффективности деятельности отраслей социальной сферы;
    демографические параметры;
    природно-климатические условия.
 В работе [5] предлагается иерархическая система  статистических показателей и интегральных индикаторов качества жизни населения, методология построения последних  в форме специального вида соответствующих  частных критериев. В данной работе авторами построена система показателей, характеризующих качество жизни  населения Беларуси. Все показатели количественно измеримы, сопоставимы  и взяты из официальной статистики. На их основе построен интегральный показатель качества жизни регионов Беларуси с  помощью методов математической статистики без участия экспертов. Проведен анализ факторов, которые  оказали наибольший вклад в формирование интегрального показателя качества жизни за 1995, 2000 и 2006 гг. 
 

 1.4 Методика построения интегрального показателя качества жизни населения 

    Формирование  системы показателей  для оценки качества жизни населения  на региональном уровне.
В работе категория качества жизни населения  представлена в виде 5 базовых компонент (табл.1.1. ).
     Качество  населения интегрирует в себе демографические показатели, показатели физического и психологического здоровья нации, миграционный прирост.
     Благосостояние  населения (уровень жизни). Это свойство характеризует степень удовлетворения материальных потребностей людей, выраженных в их реальных доходах и расходах; обеспеченности населения жильем и другой собственностью, а также средствами коммуникации.
     Социальная  безопасность. Рассматривая социальную среду обитания человека и его социальные потребности, мы выделяем: уровень условий труда (производственного травматизма, профзаболеваний, соцзащита государства); обеспеченность населения медицинской помощью; физическую и имущественную безопасность членов общества (характеристики социальной патологии, криминагенности, организованной преступности).
     Духовное  и культурное состояние  общества. Эта компонента категории «качество жизни» отражает уровень образованности и культуры людей. Показатели, включенные в данный блок, должны характеризовать внутреннее состояние общества в различных регионах. В международных сопоставлениях для оценки уровня образованности в ИРЧП используют долю неграмотных среди населения старше 15 лет и среднюю продолжительность обучения. Однако в региональных сопоставлениях таких показателей нет, так как в органах белорусской статистики по ним расчет не производится. Эти показатели можно компенсировать другими: доля студентов среди взрослого населения и доля специалистов с высшим образованием в экономике.
     Экологические и природные условия. Качество окружающей среды характеризует степень пригодности регионов для жизни, труда и отдыха населения. На основании имеющихся данных о состоянии нашей природы предлагается производить эту оценку на основе следующих антропогенных факторов: воздействия на воздушный бассейн, воздействия на водный бассейн, доля зараженных радионуклидами территорий 4 степени. Полный перечень показателей представлен в таблице 1. 1.
Таблица 1 .1
Перечень  статистических показателей качества жизни населения 

Статистические  показатели Базовые компоненты качества жизни
1 Естественный  прирост на 1000 нас.  
 
 
Качество населения
2 Коэффициент младенческой смертности на 1 ООО род.
3 Число умерших  от инфекционных и паразитических болезней на 10 000 нас.
 
Продолжение таблицы 1.1
4 Число умерших  от новообразований на   100 000 нас.  
 
 
 
 
Качество населения
5 Число умерших  от болезней системы кровообращения на 100000 нас.
6 Число умерших  от болезней органов дыхания на 100 000 нас.
7 Число умерших  от болезней органов пищеварения  на 1 00 000 нас.
8 Число умерших  от несчастных случаев, травм и отравлений на 1 00 000 нас.
9 Число инвалидов  на 1000 нас.
10 Количество  больных наркоманией, алкоголизмом, психозами на 100 000 нас.
11 Коэффициент миграционного  прироста
12 Реальные денежные доходы  
 
 
 
 
 
 
Уровень жизни 
 
 
 
 

13 Доля численности  населения с денежными доходами ниже
  величины прожиточного минимума, %
14 Реальная начисленная  среднемесячная заработная плата.
15 Объём платных  услуг, оказанных населению
16 Приходится  общей площади жил. фонда на одного жителя, кв.м.
17 Обеспеченность  населения собств. легковыми автомобилями (на 100 семей)
18 Численность занятых  в экономике, приходящихся на 1 пенс.
19 Количество  домашних телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования на 100 семей
20 Объём розничного товарооборота торговых организаций
21 Инвестиции  в ОК к 1990 году
22 Уровень безработицы  
 
 
 
 
 
Социальная  безопасность 
 
 
23 Численность пострадавших на производстве со смертельным исходом  или с утратой труд, на 1 раб. день и более на 1000 работающих, чел.
24 Реальный размер среднемесячной пенсии
25 Число больничных коек на 10000 населения
26 Мощность амбулаторно-поликлинических  посещений в смену на 10 000 нас.
27 Обеспеченность  врачами по всем специальностям на 1 0 000 населения
28 Количество  преступлений на-10 000 нас.
29 Количество  абортов на 100 новорожденных
 
Продолжение таблицы 1.1
30 Число разводов на 1 000 населения в году  
Духовное  и культурное
состояние общества
31 Число студентов  в ВУЗах на 10000 нас.
32 Доля работников с высшим образованием в организациях
33 Число посещений  театров
34 Число посещений  музеев
35 Масса   вредных   веществ,   выброшенных   в   атмосферу   от стационарных источников в среднем на душу населения, кг Окружающая  среда  и природные
ресурсы
36 Масса   вредных   веществ   выброшенных   в   атмосферу   от передвижных источников в ср на душ нас, кг
37 Доля   загрязненных   вод   в   общем   объеме   сточных   вод выброшенных в  поверхностные водоемы
38 Уд. вес области  в обшей площади радиоактивного загрязнения цезием 1 37 (4 степень)
 
 
 
 *Источник: собственная разработка авторов [6]. 
 
 

    Нормировка  показателей. Исходные данные приведены к единой шкале измерения при помощи преобразования, приводящего к отрезку (1.2) [1]:
 
 
 
    Построение  рейтинга областей Беларуси по качеству жизни  населения. К нормированным показателям применен метод главных компонент [11, с. 35-39]. В результате первый главный фактор сохранил менее 52,5% дисперсии исходных показателей, а два первых главных фактора - более 66% (табл. 1.2).
 
 
 
 
    Таблица 1.2 

    Процент сохраняемой дисперсии первыми  главными факторами 

Главные факторы 1995 2000 2006
F1 46,97 50,23 52,44
F2 19,70 17,02 16,44
Накопленная 66,70 67.26 68,88
дисперсия      
 
 
 Если  первый главный фактор сохраняет  большой процент общей дисперсии  исходных показателей, то можно считать, что он является удовлетворительной аппроксимацией всех анализируемых  частных критериев. Так, в работе [5] предлагается считать достаточным сохранение не менее 55% дисперсии. В данной работе построения интегрального показателя были использованы значения первых двух главных факторов. 

 Таблица 1.3
 Факторные нагрузки первого главного фактора 
 

    Год
                        Показатели 2006 2000 1995
1 Приходится  общей площади жилищного фонда  на одного жителя, кв.м. -0,94 -0,973 -0,963
2 Число разводов на 1000 нас. в году -0,83 -0,45 -0,555
3 Реальный размер среднемесячной пенсии -0,77 -0,786 -0,759
4 Отношение      численности      экономически активного населения к трудовым ресурсам в % 0,65 0,345 -0,911
5 Мощность  амбулаторно  -  поликлинических посещений  в смену на 1 0 ООО нас. 0,69 0,719 0,757
6 Доля численности  населения с денежными доходами    ниже    величины    прожиточного минимума, % 0,74 0,864 0,823
7 Реальная начисленная  среднемесячная з/п 0,75 0,852 0,876
8 Кол-во больных  наркоманией, алкоголизмом, психозами  на 100000 нас 0,77 0,492 0,338
9 Число умерших  от новообразований на 10 0000 нас. 0,78 0,88 0,718
Продолжение таблицы 1.3
10 Число умерших  от несчастных случаев, травм и отравлений на 10 0000 нас. 0,80 0,413 0,051
11 Обеспеченность  населения собств. легковыми автомобилями (на 100 семей) 0,81 0,767 0,695
12 Уровень телефонизации 0,81 0,992 0,993
13 Коэффициент  младенческой  смертности  на 1000 родившихся 0,82 0,765 0,024
14 Обеспеченность  врачами по всем специальностям на 10 000 нас. 0,88 0,909 0,907
15 Уровень безработицы 0,89 0,736 0,919
16 Естественный  прирост на 1000 нас. 0,90 0,851 0,750
17 Реальные денежные доходы 0,90 0,946 0,849
18 Число посещений  театров на 100 тыс. нас. 0,92 0,833 0,704
19 Миграционный  прирост на 10 тыс. нас. 0,94 0,958 0,961
20 Ожидаемая  продолжительность  жизни:   всё население 0,95 0,847 0,702
21 Число студентов  в вузах на 10000 нас. 0,97 0,938 -0,501
22 Число    умерших    от    болезней    системы кровообращения на 10 0000 нас. 0,97 0,987 0,881
23 Доля работников с высшим образованием в организациях 0,98 0,960 0,981
24 Численность      занятых      в      экономике, приходящихся на 1 пенсионера 0,99 0,988 0,998
 
Первый  главный фактор объединил в группу 24 из 38 тесно связанных показателей (табл. 1.3). На протяжении 12 лет с первыми  двумя главными факторами оказались  не связанными только два показателя: число больничных коек и число умерших от болезней органов пищеварения на 10 000 населения. В дальнейшем исследовании эти показатели были исключены из рассмотрения как малозначимые для рейтинга.
Интегральный  показатель качества жизни R рассчитан на основании значений двух первых главных факторов; в качестве веса главного фактора взята часть сохраняемой им дисперсии (1.3): 

            R= ()-1(.                (1.3) 

Здесь F1 и F2- значения главных факторов, () –собственные значения матрицы ковариаций, построенной по исходным показателям[8,с.57].
В результате получен рейтинг регионов Беларуси по данным 1995,2000,2006
гг. (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Интегральный  показатель качества жизни 

Области 1995 2000 2006
Брестская 0,180 0,211 -0,005
Витебская -0,283 -0,379 -0,216
Гомельская -0,278 -0,462 -0,373
Гродненская 0,100 0,063 -0,276
Минск 1,034 1,061 1,206
Минская -0,425 -0,114 -0,029
Могилевская -0,328 -0,38 -0,308
Особенностью  данной методики является то, что среднее  значение интегрального показателя равно нулю. Положительное значение интегрального показателя говорит  о качестве жизни выше среднего, отрицательное - ниже среднего. Отметим, что в 2006 г. только город Минск  имел положительное значение интегрального  показателя. Это говорит о нарастании диспропорции в качестве жизни населения в областях и столице. На рис. 1.2 отображено изменение интегрального показателя качества жизни населения в различных регионах за 1995, 2000 и 2006 гг.

Рис. 1.2 – Интегральный показатель качества жизни в регионах РБ
Следует отметить, что в 1995 г. наилучшими по качеству жизни были город Минск  и западные районы нашей страны, в 2006 г. в лидерах оказались столица, Брестская и Минская области. Неизменными аутсайдерами на протяжении всего времени являются Гомельская, Могилевская и Витебская области. Заметное ухудшение, по сравнению с  другими областями, наблюдалось  на Гродненщине. Это произошло в  основном за счет ухудшения показателей  из компоненты качество населения. В 2006 г. в Гродненской области оказалась самая низкая пропускная способность поликлиник, наибольшая смертность от новообразований, болезней органов дыхания, несчастных случаев, травм и отравлений, наибольшее количество больных наркоманией, алкоголизмом, психозами. Ухудшает обстановку самый высокий уровень миграции населения из региона.
    Группировка регионов на основании значения интегрального показателя. С помощью метода k-средних кластерного анализа произведена группировка областей по значению интегрального показателя. В результате было сформировано по 3 группы за каждый год. При этом город Минск выделился в отдельный кластер (табл. 1.5). Данная группировка позволяет сделать вывод о том, что различия между областями, попавшими в одну группу, являются недостоверными (случайными). Достоверность различия средних значений интегрального показателя в построенных кластерах была проверена с помощью критерия Шеффе (р<0,02).
    Таблица 1.5
    Группировка областей по интегральному показателю
Области 1995 2000 2006
Брестская 2 2 2
Витебская 3
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.