Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Критерии оценки эффективности применения автоматизированных информационных систем. Оценка необходимости перехода на новую информационн

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Проектирование  систем управления играет важную роль в современных технологических  системах. Выгоды от её совершенствования  систем управления в промышленности могут быть огромны. Они включают улучшение качества изделия, уменьшение потребления энергии, минимизацию  максимальных затрат, повышение уровней  безопасности и сокращение загрязнения  окружающей среды. Трудность здесь  состоит в том, что ряд наиболее передовых идей имеет сложный  математический аппарат. Возможно, математическая теория систем – одно из наиболее существенных достижений науки ХХ века, но её практическая ценность определяется выгодами, которые  она может приносить. Проектирование и функционирование автоматического  процесса, предназначенного для обеспечения  технических характеристик, таких, например, как прибыльность, качество, безопасность и воздействие на окружающую среду, требуют тесного воздействия  специалистов различных дисциплин.
    Эффективное управление предприятием в современных  условиях невозможно без использования  компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика - это первый и определяющий этап автоматизации бухгалтерского учета. В настоящее время проблема выбора информационной системы  (ИС) из специфической задачи превращается в стандартную процедуру. В этом смысле российские предприятия сильно уступают зарубежным конкурентам. Иностранные предприятия, как правило, имеют опыт модернизации и внедрения не одного поколения ИС. В развитых западных странах происходит смена уже четвертого поколения ИС. На российских предприятиях зачастую используют системы первого или второго поколения.
    Руководители  многих российских предприятий имеют  слабое представление о современных  компьютерных интегрированных системах и предпочитают содержать большой  штат собственных программистов, которые  разрабатывают индивидуальные программы  для решения стандартных управленческих задач.
    Процедура принятия решения о выборе наиболее эффективной компьютерной системы  управления нова для большинства  отечественных руководителей, а  ее последствия во многом будут оказывать  значительное влияние на предприятие  в течение нескольких лет. Т.к. применение интегрированной ИС, которая отвечала бы требованиям предприятия (масштабу, специфике бизнеса и т.д.), позволила  бы руководителю минимизировать издержки и повысить оперативность управления предприятием в целом. 

Актуальность темы.
    На  зарубежных промышленных предприятиях вопросам внедрения автоматизированных средств информационной поддержки  процессов управления уделяется  особое внимание. По статистике на 500 крупнейших фирмах Европы и Америки на совершенствование  информационных систем расходуется  от 1,5 до 4% годового оборота, что составляет примерно от 8 до 15 тысяч долларов США  на одно автоматизированное рабочее  место. На Российских предприятиях эта  цифра на порядок ниже. Ситуация усугубляется высокими таможенными  пошлинами на сложное вычислительное оборудование и программное обеспечение, что существенно повышает их стоимость. Отсутствие опыта создания корпоративных  систем автоматизированной информационной поддержки приводит к увеличению рисков, связанных с неправильной организацией работ и разработке проектов корпоративных информационных систем. Таким образом, разработка общей  методологии построения корпоративной  системы информационной поддержки, обеспечивающей снижение рисков и издержек при организации и проведении работ представляется важной и актуальной для обеспечения конкурентоспособности Российских авиационных предприятий на мировом рынке.
    Управление  ресурсами является важным аспектом, однако он не единственный, который  учитывается при создании систем информационной поддержки.
    Вопрос  критериев эффективности создаваемых  структур управления рассматривается  абстрактно.
    В условиях рыночных отношений нельзя уходить от экономических вопросов. В условиях жесткой конкуренции  при проведении любых мероприятий  ключевыми показателями эффективности  являются их затратность и окупаемость. Вследствие этого возникает необходимость  решения проблемы создания и совершенствования  автоматизированных информационных систем поддержки процессов управления производством авиационного предприятия  на основе управления затратами. Данная проблема может быть решена разработкой  общей методологии построения автоматизированных корпоративных информационных систем поддержки авиационного производства на основе критериев эффективности, предполагающих оптимизацию затрат соответствие и несоответствие информационных процессов требованиям качества. 

    Целью работы является рассмотрение основных наиболее значимых достижений информационной технологии в сфере управления персоналом. 
 

Научная новизна курсовой работы.
    Научная новизна заключается в решении  проблемы проектирования и совершенствования  автоматизированных корпоративных  информационных систем поддержки процессов  управления промышленным предприятием на основе управления затратами, включающем в себя следующие достижения. 

Практическая  ценность
    Предложенная  методология автоматизации процессов  может быть использована в качестве руководства для практического  внедрения корпоративных информационных систем управления качеством продукции  наукоемкого предприятия.
    Универсальная информационная структура подразделения, обеспечивает повышение эффективности  работ по разработке базы данных процессов  управления качеством продукции.
    Разработанные автоматизированные модели процессов  позволяют повысить степень формализации деятельности по управлению документацией, персоналом, а также оценки конкурентоспособности  продукции, процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Автоматизированные информационные системы. 

      Основные  понятия о автоматизированных информационных систем.
 
     Интенсивное усложнение и увеличение масштабов  промышленного производства, развитие экономико-математических методов  управления, внедрение ЭВМ во все  сферы производственной деятельности человека, обладающих большим быстродействием, гибкостью логики, значительным объёмом  памяти, послужили основой для  разработки автоматизированных систем управления (АСУ), которые качественно  изменили формулу управления, значительно  повысили его эффективность. Достоинства  компьютерной техники проявляются  в наиболее яркой форме при  сборе и обработке большого количества информации, реализации сложных законов  управления.
     АСУ – это, как правило, система «человек-машина», призванная обеспечивать автоматизированный сбор и обработку информации, необходимый  для оптимизации процесса управления. В отличие от автоматических систем, где человек полностью исключён из контура управления, АСУ предполагает активное участие человека в контуре  управления, который обеспечивает необходимую  гибкость и адаптивность АСУ.
     Рассмотрим  упрощённую структурную схему переработки  данных в АСУ (рис. 1). Цифрами обозначены этапы переработки данных. Из анализа  схемы видно, что этапы 1, 2, 3, 4, 8, 9 в своём составе могут содержать  много операций, которые не требуют  творческого участия человека и, следовательно, могут быть выполнены  техническими средствами. Этапы же 5, 6, 7 требуют творческого подхода  к решению поставленных задач, этап 7 вообще не может быть осуществлён  без участия человека, т.к. несёт  в себе элемент правовой ответственности.  

      Упрощённая схема переработки информации в АСУ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Поэтому следует говорить не о вытеснении человека из контура управления сложными системами, а о рациональном распределении  функций управления между человеком  и техническими средствами, освобождающем  человека от решения рутинных задач  и возлагающем на него задачи, решение  которых требует творчества.
     Существенными признаками АСУ является наличие  больших потоков информации, сложной  информационной структуры, достаточно сложных алгоритмов переработки  информации. Общими свойствами и отличительными особенностями АСУ как сложных  систем являются следующие:
    наличие большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, причём изменение в характере функционирования какого-либо из элементов отражается на характере функционирования другого и всей системы в целом;
    система и входящие в неё разнообразные элементы в подавляющем большинстве являются многофункциональными;
    взаимодействие элементов в системе может происходить по каналам обмена информацией, энергией, материала и др.;
    наличие у всей системы общей цели, общего назначения, определяющего единство сложности и организованности, несмотря на всё разнообразие входящих в неё элементов;
    переменность структуры (связей и состава системы), обеспечивающий многорежимный характер функционирования;
    взаимодействие элементов в системе и с внешней средой в большинстве случаев носит стохастический характер;
    автоматизация имеет высокую степень, в частности широкое применение средств автоматики и вычислительной техники для гибкого управления и механизации умственного и ручного труда человека, работающего в системе;
    управление в подавляющем большинстве систем носит иерархический характер, предусматривающий сочетание централизованного управления или контроля с автономностью её частей. [5 , c. 201]
 

    1.2. Классификация АСУ. 

     В зависимости от роли человека в процессе управления, форм связи и функционирования звена «человек-машина», оператором и ЭВМ, между ЭВМ и средствами контроля и управления все системы  можно разделить на два класса:
    Информационные системы, обеспечивающие сбор и выдачу в удобном виде информацию о ходе технологического или производственного процесса. В результате соответствующих расчётов определяют, какие управляющие воздействия следует произвести, чтобы управляемый процесс протекал наилучшим образом. Основная роль принадлежит человеку, а машина играет вспомогательную роль, выдавая для него необходимую информацию.
    Управляющие системы, которые обеспечивают наряду со сбором информации выдачу непосредственно команд исполнителям или исполнительным механизмам. Управляющие системы работают обычно в реальном масштабе времени, т.е. в темпе технологических или производственных операций. В управляющих системах важнейшая роль принадлежит машине, а человек контролирует и решает наиболее сложные вопросы, которые по тем или иным причинам не могут решить вычислительные средства системы.

     Информационные  системы.

     Цель  таких систем – получение оператором информации с высокой достоверностью для эффективного принятия решений. Характерной особенностью для информационных систем является работа ЭВМ в разомкнутой  схеме управления. Причём возможны информационные системы различного уровня.
     Информационные  системы должны, с одной стороны, представлять отчёты о нормальном ходе производственного процесса и, с  другой стороны, информацию о ситуациях, вызванных любыми отклонениями от нормального  процесса.
     Различают два вида информационных систем: информационно-справочные (пассивные), которые поставляют информацию оператору после его связи  с системой по соответствующему запросу, и информационно-советующие (активные), которые сами периодически выдают абоненту предназначенную для него информацию.
     В информационно справочных системах ЭВМ необходима только для сбора  и обработки информации об управляемом  объекте. На основе информации, переработанной в ЭВМ и предоставленной в  удобной для восприятия форме, оператор принимает решения относительно способа управления объектом.
     Системы сбора и обработки данных выполняют  в основном те же функции, что и  системы централизованного контроля и являются более высокой ступенью их организации. Отличия носят преимущественно  качественный характер.
     В информационно-советующих системах наряду со сбором и обработкой информации выполняются следующие функции:
    определение рационального технологического режима функционирования по отдельным технологическим параметрам процесса;
    определение управляющих воздействий по всем или отдельным параметрам процесса;
    определение значений (величин) установок локальных регуляторов. [7 , c. 197]
     Данные  о технологических режимах и  управляющих воздействиях поступают  через средства отображения информации в форме рекомендаций оператору. Принятие решений оператором основывается на собственном понимании хода технологического процесса и опыта управления им. Схема системы советчика совпадает  со схемой системы сбора и обработки  информации.

     Управляющие системы

     Управляющая система осуществляет функции управления по определённым программам, заранее  предусматривающим действия, которые  должны быть предприняты в той  или иной производственной ситуации. За человеком остаётся общий контроль и вмешательство в тех случаях, когда возникают непредвиденные алгоритмами управления обстоятельства. Управляющие системы имеют несколько  разновидностей.
     Супервизорные системы управления. АСУ, функционирующая  в режиме супервизорного управления, предназначена для организации  многопрограммного режима работы ЭВМ  и представляет собой двухуровневую  иерархическую систему, обладающую широкими возможностями и повышенной надёжностью. Управляющая программа  определяет очевидность выполнения программ и подпрограмм и руководит  загрузкой устройств ЭВМ.
     Системы прямого цифрового управления. ЭВМ  непосредственно вырабатывает оптимальные  управляющие воздействия и с  помощью соответствующих преобразователей передаёт команды управления на исполнительные механизмы. Режим прямого цифрового  управления позволяет применять  более эффективные принципы регулирования  и управления и выбирать их оптимальный  вариант; реализовать оптимизирующие функции и адаптацию к изменению  внешней среды и переменным параметрам объекта управления; снизить расходы  на техническое обслуживание и унифицировать  средства контроля и управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Использование информационных систем в управлении
    Каждый  из главных типов информационных систем, описанных раннее, ценен  для помощи организациям в решении важных проблем. В последнее десятилетие некоторые из этих систем стали особенно важны для длительного процветания фирмы и выживания. Такие системы, которые являются мощными инструментальными средствами для участия в конкуренции, названы стратегическими информационными системами.
    Стратегические  информационные системы изменяют цели, действия, изделия, услуги или относящиеся к окружающей среде связи организаций, чтобы помочь им получить преимущество перед конкурентами. Системы, которые имеют эти результаты, могут даже изменять бизнес организаций.
    Стратегические  информационные системы должны отличаться от систем со стратегическим уровнем для старших менеджеров, которые сосредоточиваются на длительных проблемах принятия решения. Стратегические информационные систем могут использоваться на всех уровнях организации и рассматривают боле глубокие и широкие причины, чем другие виды систем, которые мы описали.
    Стратегические  информационные системы существенно изменяют цели фирмы изделия, услуги внутренние и внешние связи. Они глубоко изменяют способ, которым фирма осуществляет руководств, или непосредственно сам бизнес фирмы.
    Чтобы использовать информационные системы  как конкурентоспособное оружие, нужно сначала понять, где должны быть выявлены стратегические возможности предпринимателей. Используются две модели фирмы и ее окружения, чтобы определить области бизнеса, где информационные системы могут обеспечивать преимущества над конкурентами. [5 , c. 57]
    Информационные  технологии не только изменили способ работы людей, они также изменили способ конкуренции предпринимателей. Хотя первые компьютеры использовались предпринимателями, чтобы повысить эффективность, автоматизируя то, что выполнялось прежде вручную, автоматизация считается само собой разумеющейся в веке информации. Сегодняшние фирмы не только автоматизируют, но и активно разыскивают новые способы использования ИТ для достижения превосходства над конкурентами.
    Предприниматели стремились достигать конкурентного  преимущества в прошлом конкурируя одним из двух способов:
    -         стоимостью, т.е. дешевыми товарами  или услугами;
    -   дифференцированием продуктов или услуг, конкурируя на восприятии клиентом качества продукции и услуг.
    Начиная с 60-х годов, когда большие фирмы  начали устанавливать компьютеры в отделы бухгалтерского учета, ИТ играли значительную роль в предоставлении возможности фирмам, чтобы конкурировать на низкой цене. Компьютеры использовались, чтобы автоматизировать диалоговую обработку запросов, уменьшая цикл времени, и обеспечивали операционные данные для принятия решения. Всплеск новых технологий в 80-х годах открыл дополнительные возможности, такие, как уменьшение времени для создания новых изделий посредством инструментальных средств автоматизированного проектирования; оптимизация процессов компьютеризированными системами управления, в которые внесены человеческие экспертные правила решения; быстрое изменение поточной линии планирующими системами, которые интегрируют научные исследования в производство, и коммерческая информация.
    К 90-м годам приложения ИТ были широко распространены и достаточно совершенны, чтобы позволить фирмам конкурировать новаторскими способами. Если в прошлом фирмы должны были выбрать между стратегиями стоимости или дифференцирования, сегодня ИТ позволяют фирмам в некоторых отраслях промышленности конкурировать с низкими ценами и дифференцированием изделий одновременно. Некоторые фирмы пытаются конкурировать не только с низкими ценами и высоким качеством, но также и на способности делать высоковарьируемые под пользователя изделия. Названные как «массовые настройки» ИТ используются, чтобы быстро увязать процессы и рабочие группы, произвести настроенные изделия, которые являются именно такими, в которых клиент нуждается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Критерии оценки эффективности  применения автоматизированных информационных систем 

    2.1. Влияние информационных систем управления на эффективность работы организации 

     ИСУ оказывают влияние на многие характеристики организации. Рассмотрим более подробно наиболее важные из них.
     1. Производительность труда (операционная эффективность). Она имеет отношение к скорости, стоимости и качеству выполнения рутинных задач. Для повышения производительности труда в организациях применяют системы обработки транзакций. Например, для управления запасами на складе, чтобы сократить расходы, связанные с их содержанием. При этом компьютер определяет оптимальный запас изделий на складе, отслеживает текущее количество. Другой пример – повышение производительности труда работников офиса при помощи редакторов текста. При этом сокращается время подготовки текста, особенно в тех случаях, когда текст пересматривается несколько раз. Также производительность труда в офисе повышается за счет применения систем настольного издательства и систем презентационной графики.
     2. Функциональная эффективность может быть улучшена за счет применения СППР. Например, компания American Express, производящая кредитные карточки, для повышения эффективности функций разрешения кредита использует системы искусственного интеллекта. Эти системы объединяют в себе мастерство всех лучших менеджеров по кредиту.
     3. Качество обслуживания клиентов. Примером может служить применение банковских машин (банкоматов). Нормальный банкомат работает 24 часа в сутки каждый день. Он позволяет снимать со счета наличные в любое время суток.
     4. Создание и улучшение продукции. Продукция бывает двух видов: информационно-интенсивная и традиционная. Информационно-интенсивная продукция выпускается в банковской деятельности, страховании, финансовом обслуживании и т. д. Информационно-интенсивная продукция может быть создана и улучшена на основе современных информационных технологий.
     5. ИСУ открывают перед компанией  возможность изменения основ конкуренции. Например, в 70-х гг. один крупный дистрибьютор журналов и газет начал фиксировать информацию о еженедельных поставках и возврате печатной продукции от каждого продавца. После этого он использовал программу, которая определяла доход от единицы площади каждого издания для каждого продавца, затем – сравнивал полученные результаты, группируя их по экономически и этнически подобным районам. После этого дистрибьютор сообщал каждому из продавцов оптимальный для его района ассортимент изданий. Это позволило увеличить доход дистрибьюторам и розничным торговцам.
     6. Закрепление клиентов и отдаление конкурентов. Информационные системы конкурентоспособных преимуществ (ИСКП) обслуживают стратегические потребности организации. ИСКП дают мгновенный и быстрый доступ к информации о важнейших факторах, влияющих на достижение фирмой своих задач. Но главное то, что ИСКП производят такие информационные продукты и услуги, которые содействуют привлечению клиентов к своей фирме за счет клиентов конкурента. Например, банковские пластиковые карточки дают более надежную защиту от кражи наличных денег, поэтому клиент нередко выбирает именно тот банк, который предоставляет услуги в виде пластиковых карточек. [11 , c. 300]
     ИСКП  – это фактически комплекс многих других видов ИС. Рыночные условия  требуют от фирм, банков, корпораций постоянно изыскивать новые возможности  для повышения конкурентоспособности. В последнее время весомые  преимущества создаются за счет использования  телекоммуникаций, локальных, корпоративных, и глобальных компьютерных сетей. Они, во-первых, позволяют привлекать клиентов сокращением времени обслуживания или предоставления им комфорта, во-вторых, повышают качество и оперативность  работы менеджеров в процессе принятия решений за счет скоростного сбора  данных от региональных подразделений  и оперативного анализа данных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Основы оценки эффективности автоматизированных информационных систем 

     Любой бизнес-проект создается на базе понимания  его эффективности с точки  зрения востребованности и прибыльности. Как правило, преимущества информационных технологий у руководящего состава  предприятий не вызывают сомнений. Окупаемость ИТ-решений признает большинство представителей топ-менеджмента  компаний, однако, единой формулы подсчета эффективности информационных систем на настоящий момент не существует.
     Как ни парадоксально это звучит, но для многих руководителей компаний возврат на инвестицию в информационные технологии не является главнейшим критерием  для принятия решения о реализации проектов. Оценивают чаще эффективность  систем с точки зрения повышения  производительности труда. Однако, в  международной практике сложилось  несколько различных методологических подходов к оценке эффективности  от эксплуатации информационных систем, некоторые из которых вкратце  описаны в данной записке.
     Методологические  подходы к оценке эффективности  информационных систем.
     Инвестиции  в информационные технологии дают отдачу в виде роста рыночной капитализации  компании за счет её большей управляемости, прозрачности, новых компетенций, производственной культуры, привлекательности для  клиентов и сотрудников, уменьшения бизнес-рисков. В долгосрочной перспективе  инвестиции в ИТ снижают дисконт  на поток наличности от операционной деятельности компании, повышая её биржевую стоимость, а также снижают  ставку банковского процента за счет уменьшения рискованности бизнеса.
     ИТ  являются структурным элементом  системы корпоративного управления, обеспечивая потоки внешней и  внутренней информации для менеджмента  компании, и всех лиц так или  иначе заинтересованных в содержании управленческой информации компании. ИТ являются основным источником такой  информации и решают задачи по её формированию, сохранению и воспроизведению, обеспечивая  конкурентоспособность, непрерывность  и развитие бизнеса.
     Инвестиции  в ИТ являются основным инструментом для поддержания конкурентоспособности  предприятия. Гарантия конкурентоспособности  для предприятия - это применение ИТ в области формирования, поддержания  и развития продуктовых линеек, цепочек  поставок и отношений с клиентами  в их динамике.
     Инвестиции  в ИТ формируют развитие следующих  конкурентоспособных качеств компании:
    сокращение сроков поставок продуктов заказчикам;
    сокращение сроков ввода в производство новых продуктовых линеек;
    гибкость в планировании производства продукции за счет автоматизации управления материальными потоками;
    возможность управления себестоимостью продукции;
    автоматизация отношений с клиентами (CRM). [9 , c. 157]
     На  уровне функциональных подразделений  внедрение информационной системы  способно разрешить проблемные места  в сложившейся «фактической»  системе отношений. Каждое подразделение  имеет свой собственный набор  параметров эффективности работы системы.
 

     2.3. Подходы оценки проектов по внедрению автоматизированных информационных систем 

     Портфельный подход.
     Наиболее  часто используемый подход оценки проектов по внедрению информационных технологий в компании – это так называемый портфельный подход. Его форма  представляет собой простую таблицу  правильно составленного ИТ-портфеля для предприятия. Такая таблица  содержит исчерпывающий перечень бизнес-процессов  компании с указанием всевозможных средств их автоматизации и оптимизации  в сравнении. Портфельный подход применяется для оценки эффективности  ИТ руководством компании на основании  оценки, проведенной специалистами  ИТ-подразделения. Оценка эффективности  ИТ-портфеля осуществляется, как правило, с точки зрения производительности труда (естественно, при оптимизации  бизнес-процессов командой внедрения  в рамках проектов по интеграции соответствующих  ИТ-решений на предприятии). Таблица  также содержит сведения о стоимости  проектов по внедрению и поддержке  ИТ-решений. Портфельный подход создан для руководителя предприятия, который  в простой и доступной форме  получает всю минимальную и достаточную  информацию для выбора стратегического  направления для развития ИТ на предприятии.  

     Бюджетный подход.
     Бюджетный подход применяется на основе предпосылок  о гарантированной эффективности  ИТ при правильно построенных  процедурах бюджетирования ИТ, мотивации  персонала и контроля за расходованием  средств. Данный подход применяется  компаниями с уже сформировавшимся ИТ-хозяйством, когда большая часть  ИТ-бюджета уходит не на внедрение  новых ИТ-решений, а на поддержание  уже внедренных ИТ (более 70% от бюджета). Как правило, компании определяют долю в процентах от, например, дохода компании которая уходит на инвестиции в ИТ. При этом ключевым параметром в обосновании для формирования такого бюджета является рост производительности труда.
     Стоит заметить, что на предприятиях, не освоивших  ИТ-системы, такой подход не применим, так как бюджетировать расходы  на ИТ в непроизводительный труд не имеет никакого смысла, сначала необходимо изменить суть бизнес-процессов, привести предприятие в соответствие с  современными требованиями к ИТ-оснащенности. Инвестиции в ИТ распределяются по функциональным подразделениям, которые  при должной мотивации формируют  обоснование применения соответствующего ИТ-решения в привязке к росту  производительности труда. Часто ИТ-бюджет осваивается функциональными подразделениями  по принципу внутреннего подряда  к ИТ-подразделению. Каждое из подразделений  оценивает, какие решения в области  ИТ являются обоснованными и необходимыми и, используя свой бюджет на ИТ, «заказывает» разработку у ИТ-подразделения. Таким  образом, при внедрении ИТ-решений  достигается эффективное участие  в ИТ-проекте и персонала со стороны функционального подразделения, и работников ИТ-подразделения. В  свою очередь, ИТ-подразделение, осваивая бюджеты от внутреннего подряда, привлекает внешних субподрядчиков для закупки/интеграции ИТ-решений.
     Основываясь на таком подходе, многие крупные  консорциумы в последние годы практикуют заключение сделок на аутсорсинг ИТ-подразделения. ИТ-бюджеты таких  крупных консорциумов, как J.P. Morgan Chase или Bank of America составляют несколько  миллиардов долларов, поэтому аутсорсинг или ауттаскинг (вынесение задач  ИТ за пределы компании) в таких  крупных компаниях имеет самое  практическое значение. С другой стороны, например, в Российской Федерации ауттаскинг имеет самое широкое применение среди небольших компаний. Причина проста – вынесение ИТ-бюджета за пределы компании позволяет даже самым небольшим компаниям конкурировать с гигантами отрасли, сосредоточившись на основных функциях, не занимаясь поддержкой (развитием) информационных систем. Для белорусских компаний состояние зрелости в ИТ за редким исключением пока в далекой перспективе, хотя некоторые функции информационных систем, например, поддержка сети и парка компьютеров, уже бюджетируются, исходя из принципов, изложенных выше.  

     Проектный подход.
     Современная финансовая теория признает четыре основных способа расчета эффективности  проекта и его ценности для  компании: срок окупаемости, возврат  на инвестиции, внутренняя рентабельность и чистая прибыль от проекта с  учетом стоимости капитала, приведенная  к сегодняшнему дню. Подробное описание методологий есть в любом серьезном  финансовом руководстве.
     Ирония  заключается в том, что расчет NVP или внутренней рентабельности требует  учета многих параметров (стоимость  капитала, свободные потоки наличности, эффект от налогов, остаточная стоимость  и т.п.), которые при отсутствии уже освоенной на предприятии  информационной системы получить сложно (а зачастую и невозможно). В связи  с этим наиболее распространенной методологией оценки информационных систем является ROI с точки зрения наглядности  и простоты для руководителей  компании и инвесторов. ROI, как правило, рассчитывается по функциональным подразделениям, включенным в проект внедрения информационной системы. Недостаток данной методологии  заключается в том, что в рамках горизонта функционального подразделения  очень сложно количественно оценить  качественное изменение в сути бизнес-процессов (как вариант, важное качественное изменение  может быть просто не замечено). В  связи с этим такая оценка зачастую бывает притянута за уши или проигнорирована, если проводится самостоятельно функциональными  службами без участия специалистов финансового подразделения.
     Оценка ROI, проведенная в совокупности с  оценкой рисков внедрения информационной системы в компании, выдает показатели вероятности того или иного значения ROI (например, 85% вероятности успеха на 50% ROI, или 30% вероятности успеха на 70% ROI).
     Для простоты расчета ROI имеет смысл  разделить эффекты от внедрения  информационной системы на три вида:
     Расчетный эффект – рассчитывается все до копейки (снижение незавершенного производства при внедрении ERP-системы на миллион  долларов, за счет этого экономия банковского  процента на сто восемьдесят тысяч, экономия бумаги на производство справочников службы снабжения или сбыта на десять тысяч долларов в год и  т.п). Как правило, такой расчет наглядно демонстрирует финансовым руководителям  рост производительности капитала.
     Эффект  времени и производительности труда  за счет более быстрого исполнения сотрудниками своих функций (например, на 15 минут в день для формирования отчетов о производстве основы для  начальников смен, 8 часов в месяц  для начальников складов и  бухгалтеров для инвентаризации). В конце расчета этот эффект трансформируется в тысячи трудодней, обладающих объективной  и внушительной стоимостью.
     «Тонкие»  эффекты – рассчитываются, исходя из специфики каждой компании. Например, можно рассчитать эффект от внедрения ERP-системы на производстве для получения управленческой информации, которая позволит принять стратегические решения в отношении более эффективного использования производственных мощностей, или замены неэффективных рабочих мест на новые, более эффективные.
     Как правило, основной эффект от внедрения  информационных систем – это рост производительности труда:
    экономия рабочего времени определенного рода менеджеров;
    эффективное применение человеческих ресурсов на предприятии;
    сокращение стоимости осуществления той или иной трансакции на предприятии. [12 , c. 89]
     Для получения более наглядного обоснования  в отношении эффективности внедрения  информационных систем, как правило, применяют проектный подход с  расчетом ROI, привлекая для исполнения таких работ консультантов, специализирующихся в таких оценках.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4. Методика и критерии оценки экономической эффективности автоматизированных информационных систем 

     По  мере роста цивилизованности российских рыночных отношений, а также профессионализма российского менеджмента стали  вырабатываться некоторые критерии оценки целесообразности ИТ-затрат. Наиболее популярным оказывается критерий ДОСТАТОЧНОСТИ размера затрат на ИТ. По аналогии с развитыми странами получают распространение показатель ИТ-затрат как доля от оборота компании и показатель доли ИТ-затрат на одного работающего. Однако в этом случае ИТ остается затратной областью и средства на нее "выпрашиваются".
     Альтернативным  такому подходу, на наш взгляд, является рассмотрение ИТ-проекта в качестве инвестиционного проекта. Если удается  оценить эффективность инвестиций в ИТ в соответствии с общепризнанными  критериями и показателями, ИТ-департамент  перестает быть просто "просителем" средств, а превращается в инициатора эффективного инвестиционного проекта.
     Задача  обоснования ИТ-инвестиций становится тем острее, чем сильнее дифференцируются функции выделения и распоряжения средств на ИТ-бюджет. CIO разрабатывает  и представляет ИТ-бюджет, CFO согласовывает  его с остальными параметрами  бюджета компании, а утверждает бюджет собственник бизнеса. Вот почему обоснование ИТ-затрат как инвестиционных затрат становится все более и  более актуальным.
     Классические  методы оценки эффективности инвестиционных проектов предполагают необходимость оценки "доходной" и "затратной" части проектов с последующей их интеграцией при расчете обобщенного "денежного потока" проекта. Оценка "затратной" части не представляет существенной сложности. Основная сложность - в оценке эффектов от реализации ИТ-проекта, т. е. оценки "доходной" части.
     Для полноценной, качественной оценки результата следует сделать упор на то, ради чего осуществляется внедрение ИТ-проекта. Такое целеполагание должно быть выполнено сверху донизу и органичным образом интегрировано в процесс  проектирования ИТ-системы.
     Практическое  применение данного подхода должно заключаться в построении многоуровневой детальной структуры "бизнес-стратегия - цели - задачи - подзадачи - функции/бизнес-процессы - ИТ-процедуры". Максимальная структуризация такого "дерева" позволяет тесно  увязать глобальную бизнес-стратегию  отрасли/предприятия, конкретные бизнес-задачи и качественные улучшения (факторы  ИТ-эффективности), получаемые за счет внедрения в практику управления информационных технологий, и выразить их в форме количественных финансово-экономических  выгод компании.
     Например, для некоторой компании одной  из основных стратегических линий является снижение затрат. Без добротного производственного (управленческого) учета и системы  бюджетирования эту задачу не решить. Предполагается, что быстрая систематизация данных о планируемых и фактических  затратах позволит более эффективно регулировать процесс затратообразования, что в конечном счете позволит снизить затраты на 4-7%. Вот цель высокого уровня.
     На  более низких уровнях управления - функциональных департаментов и  служб - внедрение ИТ осуществляется для решения более локальных  задач (например, ускорения оформления заявок, улучшения анализа результатов  деятельности, ускорения обработки  бухгалтерских данных). Естественно, что на этих уровнях и проектировщики, и лица, применяющие ИТ, рационализируя управленческие бизнес-процессы, стремятся  получить такие качественные улучшения, как сокращение дублирующих функций, увеличение оперативности расчетов, увеличение возможностей по оптимизации решений и др. Значит, для них цели должны быть сформулированы иным образом, более близким к решаемым ими задачам. А чтобы эти задачи не противоречили общей глобальной цели, целеполагание должно быть выполнено сверху донизу и органичным образом интегрировано в процесс проектирования ИТ-системы.
     Если  подобная процедура "структуризации" не встроена в процесс проектирования ИТ-системы, центр тяжести процедуры  оценки ложится на следующий этап - "этап агрегации". Этап агрегации  начинается с самого нижнего уровня детализации - ИТ-процедур, или ИТ-задач  низшего уровня. На этом уровне необходимо максимально подробно выявить качественные улучшения выполняемых бизнес-процессов.
     ИТ-задачи низкого уровня и ИТ-процедуры  гораздо более стандартизируемы, чем цели конкретной компании. Типовые "бизнес-процессы" и обеспечивающие их исполнение типовые "ИТ-процедуры" направлены на достижение, по крайней  мере на качественном уровне, типовых  эффектов, описание и систематизация которых возможна в универсальной "библиотеке типовых эффектов".
     Постепенная агрегация таких улучшений, обобщаемых на более высоком уровне построенного дерева, позволяет добиться количественного  выражения в финансово-экономических  показателях локального значения - факторах экономической эффективности  внедряемых ИТ.
     (Способ  получения таких оценок достаточно  трудоемок, а также требует  хорошего методического обеспечения.  Оценка экономической эффективности  ИТ-проекта может составлять от 1 до 2% его стоимости.)
     Для сведения факторов экономической эффективности  в интегральные показатели на самом  высоком уровне выделяются обобщенные, значимые направления, определяющие экономическую  эффективность любых инвестиций, - ключевые факторы экономической  эффективности (доход, эксплуатационные затраты, административно-управленческие затраты, налоговые и внереализационные  выплаты, оборотный капитал, капитальные  затраты). При условии аккуратной агрегации отдельных ИТ-эффектов в значимые факторы эффективности  дальнейшее построение "денежного  потока" является делом техники  инвестиционных аналитиков.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.