На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Объект и предмет политологии

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Объект и предмет  политологии.
Политология представляет собой науку о политике и ее взаимоотношениях с человеком и  обществом.Она изучает отношения  различных социальных,этнических и  религиозных групп.В центре политологии  традиционно стоят проблемы власти,государства,социального господства,войны и мира.Также она выступает теоретической основой политических реформ и реорганизаций,разрабатывая оптимальные формы сочетания и гармонизации политических интересов и интеграции общества. Объект науки – это исследуемая ею сфера действительности. Предмет науки – это часть изучаемого объекта, определенные закономерности его развития и функционирования, отражающие специфику данной науки. Изучение объекта в целом не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Выделение предмета исследования позволяет изучить одно или несколько свойств объекта, учитывая или не учитывая другие свойства. Объектом политологии является политическая сфера жизни общества, а предметом – власть, как первооснова политики, закономерности ее функционирования в государственно-организованном обществе. Ключевыми проблемами политологии являются: политическая власть, ее сущность, структура и объекты, политические системы и режимы, правовое государство и гражданское общество, формы правления и территориального устройства, партийные и избирательные системы, политические процессы, политические конфликты и способы их разрешения, международные политические отношения, политические технологии. Политология функционирует и развивается на двух уровнях – теоретическом и прикладном. Теоретический уровень, на котором политика анализируется как целое явление, выводы применимы для многочисленных ситуа-ций. Прикладная политология – выработка конкретной ситуации с целью определения мер. Технология и техника организации власти, избирательная кампания, общественное мнение, политическая ориентация и поведение различных социальных групп, деятельность различных политических институтов – это сферы внимания прикладной политологии.  

2. Методы, категории  и функции политологии.
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ: *Социологический подход - Он предполагает выяснение зависимости политики от общества,социальной обусловленности  политических явлений,в том числе  влияние на политическую систему  экономических отношений,социальной структуры,идеологии и культуры. *Нормативно-ценностный подход - Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности. * Функциональный метод *Структурно-функциональный анализ и системный подход- Этот анализ предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности,системы,обладающей сложной структурой,каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции ,направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. *Системный подход - это рассмотрение политики как целостного ,сложно организованного, саморегулирующегося механизма. * Психологический * Критическо-диалектический метод- он ориентирует на критический анализ политики,выявление противоречий как источника ее самодвижения,социально-политических изменений. * Сравнительный метод- Он предполагает сопоставление однотипных политических явлений, с целью выявления их общих черт и специфики. *Деятельностный метод- Дает динамическую картину политики.Он предполагает ее рассмотрение как специфического вида живой и осуществленной деятельности,как циклического процесса,имеющего определенные стадии. *Субстанциальный "антологический " метод- Требует выявления и исследования той первоосновы, которая составляет специфическую качественную определенность политики. Такой первоосновой обычно считают власть *Исторический метод- Он требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого ,настоящего и будущего. * Опрос. ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ: * познавательная – реализуется в исследовании мира реальной политики, его описании и выяснении особенностей, тенденций, закономерностей. * методологическая. Проявляется в использовании знаний, накопленных этой наукой, для дальнейшего исследования мира политики и в использовании политических знаний в качестве основы конкретным политическим наукам(пример сравнительная политология). *прогностически-управленченская – возможность прогнозировать ход событий, понимать их и принимать эффективные решения. *оценочная – обусловлена способностью выносить суждения о значимости, приемлемости или неприемлемости тех или иных политических фактов. *социализирующая – проявляется в том, что изучение политической науки способствует приобретению навыков анализа политической жизни и рационально-критической оценки властвующих. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ: политика, политическая власть, политическая организация, политическая система, политический режим, политический плюрализм, политические интересы, политическая деятельность и др.  

3. Политические учения периода античности(Платон, Аристотель)
Политическая  сфера общества возникла 6 тыс. лет  назад, с появлением первых государств: Древняя Индия и т.п. И с этого  момента возникают идеи, отражающие политическую жизнь в различных  формах : мифология, религия, мораль, утопия т.п. Этот процесс формирования политических идей продолжался до середины XIX века, до появления политической науки. Сама история политической жизни длительное время развивалась вне научной формы. Основными понятиями истории политической мысли явились: справедливость, власть, личность. В дальнейшем понятие справедливости стало связываться с понятием право, власть с понятием государства, понятие личности с понятием свободы. Политические учения существовали в форме мифов (Египет, Китай, Греция). Первыми творцами политический идей были мыслители Древней Греции., поскольку в городах-полисах сформировалось управление, нормы управления, приемы управления. Это способствовало развитию идей об управлении. Именно в Древней Греции были впервые применены термины: политика, политическое управление и т.д. По мере усложнения политической жизни формировались и другие понятия: понятие государство. 1. Платон- имя Аристокл (427-347 г.г. до н.э.)Платон один из первых обращается к характеристике политической жизни и прежде всего государства. Он изучил политическое устройство многих государств. Он дал классификацию форм государств, выделил две группы:совершенная( аристократическая республика аристократическая монархия), несовершенная( тимократия (государство чести и цензы) , олигархия, демократия ( власть толпы , неимущих) , тирания). Платон создает концепцию наилучшего идеального государства. В этом государстве власть принадлежит справедливо избранным мудрецам. Рядовые граждане не обладают истинным знанием, потому они обязаны подчиниться мудрецам. Устанавливается государственная собственность на все. Общество и личная жизнь регулируются государственными законами. В государстве должно существовать очищение от негодных с помощь смертной казни. Высшие классы хотя и управляют государством, но они не могут воспользоваться ничем, что не разрешено законом. В более поздних работах Платон допускает существование частной собственности, существование отдельной семьи и возможность участия граждан в управлении через народное собрание. 2. Аристотель (384 - 32 гг. до н.э. ) - ученик Платона. Изучил политическое устройство 158 государств-полисов. 1. Аристотель был идеологом рабовладения и считал его естественным и необходимым. Аристотель говорил: «Рабы существуют потому, что люди различаются по своим способностям. Одни способны только управлять, а другие не способны даже понимать происходящее. Рабы необходимы в государстве т.к они обеспечивают свободное время философов, ученых и управляющих, чтобы они имели свободное время для занятий своими делами>>. Одна часть общества развивается за счет другой части общества.2.Высказывается за индивидуальную частную собственность, однако выступает против сверхбогатства и считает разумным средний достаток.3. Аристотель порывает с идеей религиозного происхождения государства и указывает на естественные причины.4. Высказывал догадку о сущности государства. Считал, что государство - воплощение справедливости и права; право Аристотель связывает с государством. Право понимает как справедливость, порядок установленный государством. Выделяет справедливость: распределяющая ( в управлении );уравнивающая ( в торговле ).5. Выделяет разные формы государства:5.1. По количеству властвующих (один, немногие):иерархия;деспотия, олигархия;демократия.5.2. По справедливости: правильные ( правители имеют в виду общее благо );неправильное ( личное ).5.3. По степени влияния: олигархия ( власть богатых );демократия.6. Аристотель вскрывает причины смен форм государства. Одна из причин - стремление людей к увеличению социального неравенства; другая - стремление людей к уменьшению социального неравенства. 7. Аристотель дает характеристику идеального государства. В нем сохраняются рабство, индивидуальная собственность; ремесленники лично свободны, но не являются гражданами государства. Граждане не занимаются ни ремеслами, ни земледелием - это удел рабов и ремесленников. 

4. политические учения  эпохи зарождения  и развития капитализма.
Эпоха капитализма  начала зарождаться в период первоначального  накопления капитала и великих географических открытий(15-16 века). Буржуазное общество формально начинается с 18 века – взятие Бастилии. Буржуазное общество на западе начало зарождаться в городе. Одна из основных идей появляющегося буржуазного общества заключается в идее гражданского общества. Эти идеи отражали объективную реальность того времени. Они делилась на 3 основных направления: *макиавализм (маккиавелли) *ранний утопический социализм *протестантизм. О первом направлении в нашей стране заговорили в период ельцинских реформ. Основная идея заключается в том, что благодаря деятельности высшего политического руководителя можно было бы перейти от монархии к демократии. Основные произведения Макиавелли – Государь. Главные идеи Макиавелли направлены на характеристику верховного правителя, государя. По его мнению государь должен обладать 2 качествами: качество льва(смелость, сила, мужество) и качествами лисы(хитрость, обман). Они должны быть направлены на государей-соседей. Государь как главнокомандующий должен лично осмотреть поле боя, расставить войска и командовать ими. В отношении к народу Макиавелли использовал принцип кнута и пряника. Т.О. Макиавелли состоит в идее цинизма в политике. Он рассуждает о форме гос-ва и называет 2 основные формы- монархия(нужна для объединения и создания централизованного гос-ва) и республика. Макиавелли считает что гос-во должно быть свобоным от влияния церкви. Вторым основным идейным направлением является ранний утопический социализм. Утопия – место которого нет. Представителями: Томас Морр и Томазо Кампанелла. Морр написал “Остров утопия”, а Кампанелла ”город солнца”. Под правителем солнца он понимает научное управление обществом. И в том и другом произведении излагаются идеи социалистического содержания. Их идеями были:- отсутствие частной собственности –всеобщность труда –стремление к распределению по труду. Они отрицают церковь, но не отрицают самих религиозных верований. Они высказали идеи далеко опережавшие их время. На основе их возник марксизм. Третье направление- протестантизм. В то время в европе было 2 центра власти- церковь и королевская. Церковь- мощная идеологическая организация, но было злоупотребления монахами(пьянство, разврат). Представители: Мартин Лютер, Томас Мюнсер, Жан Кальвин. Они активно выступили против церкви. Мартин Лютер вывесил на дверях все негативы церкви. Основными идеями были: *резкая критика тогдашней католической церкви *искренняя, глубокая вера в бога *упрощенность обрядов и церковного аппарата. Возникновение протестантизма совпадает и соответствует процессу возникновения и развития капитализма. Резкая активизация общественно политических идей произошла в эпоху просвещения в Европе(2 половина 17-18 века)или в эпоху первых буржуазных революций(голландская-1598, английская-1640, французкая буржуазная революция – 1789-93). Важнейшей идеей этой эпохи явилась идея просвещения народа через образовани. Среди ведущих политических авторов были такие как: Томас Гобс, Джон Локк, Руссо, Дидро, Монтескье, Кант. Идеологи зарождающейся буржуазии выдвинули следующие основные идеи: -свобода граждан, основанная на естественных и неотъемлемых правах человека основанная на частной собственности. – идея господства закона в обществе – идея создания правового гос-ва –идея договорного характера гос-ва. –идея создания механизма демократии. Монтескье стал автором теории разделения властей (законодат,исполнит,судеб). Идеи великой французской революции нашли свое практическое выражение в новом свете при создании США. Томас Джефферсон, Томас Пейн, Линкольн, Вашингтон выступили как теоретики и практики. Их идея:- источник власти народ –социальная сила и опора свободное фермерство –против рабства –идея президентства. Томас Джеферсон - американский пол. мыслитель, автор проекта «Декорации независимости США». Сторонник народного суверенитета. Создал положение о том, что только народ я-ся единственным источником гос. власти и образует прав-во для своей пользы. Прав-во устанавливается с согласия управляемых в интересах гарантирования их прав. Т.О. эпоха просвещения окончательно определила идеологию будущего буржуазного развития западной Европы и в настоящее время ее влияние распространяется на весь мир.  

5. общественно политическая  мысль в России.
Россия занимает середину между западом и востоком и испытывает влияние с обоих  сторон. Россия по своему социальному  положению всегда была авторитарной страной. Особенности России отмечены в ее символах: гимн, герб, флаг. Россия всегда была религиозной и многоконфессиональной страной при доминировании русской православной церкви. Все эти особенности на протяжении истории видоизменялись, но по своей сути оставались теми же. Главной ценностью России является ее люди. Основными этапами развития общественно политической мысли: *древний этап. Введение христианства на Руси. Единобожие вместо язычества. В повести временных лет отмечено это*становление или объединение земель под Киевом и Москвой. Татаро-монгольское иго. Выжили и объединились. *петровская эпоха. Россия стала открытой для запада и в то же время осуществляла свое влияние на запад. Создана настоящая российская армия. Россия расширила и укрепила свои границы. Усилена государственность. Выход на южные и северные моря. Петр создал промышленность, судостроение, градостроительство. Церковь стала не государственной. *эпоха Екатерины 2й. просвещенный абсолютизм. Эта эпоха характеризовалась мощным влиянием великой французской революцией. *эпоха Александра 1 . отечественная война 1812г. Этот период подтолкнул общество на серьезные, а в последствии революционные изменения. Стремление ограничить монархию. Декабристское движение. *период первых российский революций *период великой отечественной войны и последующая холодная война * распад СССР *современный этап. Особенности русской политической мысли 19-начала 20 вв. В 1 половине XIX в. в России под воздействием противоречий, связанных с возник-ием капиталистич. уклада, п-ка самодержавия колебалась от открытого реакционного курса до уступок либер-зму. В России создается ряд проектов либер. реформ в области обществен. отн-ий, разрабат-ся проекты реорган-ии высших органов гос-ва и местного самоупр-ия. Активным сторонником этих преобразований был М.М.Сперанский. Он настойчиво проводил идею разделения властей. Большой вклад внес Н.Данилевский (1822-1885), отвергший европоцентристскую, однолинейную схему развития мировой истории и обосновавший идею множественности и разнокачест-ти чел-х культур. Его можно считать предтечей тоталитаризма XX столетия. Он отрицал верхов-во этических принципов христианства в отн-иях полит-х, правовых, соц-х, отрывая политику от морали и одновр-но подчиняя ее политике. В развитие политич. мысли России на этом этапе возникли 2 течения: западники(Сперанский, Чаадаев, Анненков) и славянофилы (Чичерин, Карамзин, Данилевский). Кроме названных течений в России во 2-ой половине XIX века получила широкое распространение политич. мысль революц-го демократизма (Н.Чернышевский, А.Герцен, М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачев, Н.Михайловский и др.), а также либеральная теория гос-ва и права (С.Муромцев, М.Ковалевский, Б.Чичерин и др.).В целом к концу XIX в. определились некоторые характерные черты российской политической мысли: 1) тенденция отрыва от реальной действит-ти; 2) преимущественный анализ этических проблем п-ки; 3) умозрительный хар-р концепций обновления п-ой системы в России. 

7. политическая жизнь.  Особенности политической  жизни России.
Важн. сферой жизни  людей явл-ся пол-ка. Она представляет собой особую форму жизнедеятельности, к-ая связана с властными отношениями, гос-вом и гос. устройством. Она  вкл-ет в себя те институты, принципы, нормы которые обеспечивают жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. К миру политики отн-ся гос-но-правовые, партийные, избирательные системы, мех-мы принятия решений, пол. процессы и отношения, пол. культура и т. д. Наиб. важными в пол. жизни любого общ-ва явл-ся проблемы пол. господства и правления, господство и сотрудничество, отношения людей с мех-мом власти, проблемы пол. социализации и т. д. Политика – это деят-сть гос. органов, пол. партий, обществ. движений, орг-ций их лидеров, в сфере отношений между большими соц. группами, нациями, гос-вами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочнения пол. власти или её завоёвывания специфическими методами. По критерию направленности политику разделяют на внутр. и внеш. Внутр. пол-ку можно разделить на экономич., социальную, политич. и духовную. Экономич. политика – это сов-ть научных положений, средств, и практич. мер, с помощью к-ых осущ-ся регулирование отношений между гр-ми в сфере экономич. жизни общ-ва. По отраслевому критерию в экономической пол-ке обычно выделяют: политику в области пром-ти, транспорта, финансов, аграрную политику. Внешняя политика – целенаправленная деятельность государства по реализации интересов общества в системе международных отношений (социальная политика, инвестиционная политика и т.д.). Гос-ая пол-ка занимает гл. место в общ-ве. Как вид деят-ти она рассматривается на нескольких уровнях: местном, региональном, национальном и международном. Функционирование политической жизни осуществляется на 3-х уровнях: 1-ый уровень - институциональный уровень – это гос-но-правовая сфера пол. жизни. На этом уровне пол. деят-ть сосредотачивается на утверждении и распр-нии пол. ценностей: национальная безопасность, конституционный порядок, прогресс, права и свободы граждан. 2-ой уровень – представительный. Здесь субъектами пол. жизни являются группы по интересам, различные обществ. объединения и организации. 3-ий уровень – индивидуальный. Здесь субъектами пол. жизни выступают независимые гр-не. Особенностью пол. жизни на этом уровне явл-ся: стихийность, свободное формирование интересов, мнений неорганизованных людей. Основными чертами политической жизни, к-ая проявляется в демократических общ-вах является следующее: 1) Плюралистичность - как форма выражения взаимосвязи и консолидации пол. интересов. 2) Открытость – является формой обществ. контроля за пол. властью. 3) Демократичность - предполагает высокую степень пол. активности и вовлеченности в обсуждение и принятие управленческих решений. 4) Противоречивость - обусловлена многообразием интересов и сложностью пол. отношений. Время от времени приходящих в столкновение и порождающих пол. конфликты. 5) Культурность - выступает как способ осмысления, объяснения, или изменения в пол. реальности. Важнейшими показателями в пол. жизни являются: стабильность, динамизм, изменчивость. Пол. стабильность состояния общ-ва характеризующаяся относительным собранием основных социальных и пол. сил по поводу целей и методов обществ. развития. Она вкл-ет в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти . К условиям обеспечивающим экономическую стабильность относятся: 1.Устойчивость экон. развития. 2.Формирование массового средн. класса. 3. Обеспечение свободного доступа к пол. институтам нетрадиционных соц. групп, к-ые ранее не участвовали в пол-ке. 4. Наличие хотя бы элементарного согласия нации отн-но гл. принципов функционирования и развития общ-ва. 5. Сдержанная позиция средств массовой информации, способных как раскалять страсти, так и формировать пол. культуру. 6. Эффективность гос. управления. Имеется ряд способов, используемых прав-вом для поддержания стабильности: а) пол. маневрирование , осущ-ние компромиссов с др. пол. силами. б) пол. манипулирование посредством целенаправленного воздействия на общ-ное мнение через ср-ва массовой инф-ции. в) интеграция контр-элиты в систему и приобщение ее к осущ-нию власти. г) силовое давление, сфера которого сужается по мере демократизации общ-ва. Политич. режим современ. России может быть характеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политич. корпоративизма. Авторитарность заложена в традициях российс. общ-ва. В рез-те реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений. С др. стороны, в современ. России все отчетливее проявл-ся характер. черты декмократии: строятся основы правовой государственности и созд-ся устои гражд. общ-ва; власть на федер. и местном уровнях выбираема и сменяема. Для усиления в России демократич. тенденций необх-мо проведение реформ, имеющих положит. рез-т для больш-ва людей: реформа административно-гос. аппарата, создание условий для эффективного функц-ия мелкого и среднего бизнеса, пенсионная реформа и т.д. 

8. определение и  содержание политики  как общественного  явления.
Политику можно  рассматривать с точки зрения классового и с точки зрения деятельностного  подхода. Классовый подход характеризует  политику как сферу борьбы классов, связанную с государством. Деятельностный подход является более современным по сравнению с классовым и характеризует политику следующим образом. Политика – деятельность, связанная с управлением государства. Это умение, искусство управлять государством. Роль искусства в политике предопределяется вероятностным характером политического процесса. Поэтому политика как искусство предпола-гает мудрое решение вопросов, тонкое маневрирование, верный психологический расчет, гибкость в политических решениях. Однако искусство политической деятельности невозможно без меры. Если меры нет, политика может перерасти в политиканство, господство амбиций, властолюбия и интриги. Элемент игры также присутствует в политике. Строго говоря, игра является имитацией деятельности, а не самой деятельностью. В отечественной политологии политику делят на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя политика – совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов, связанных с решением проблем, существующих в государстве (создание рабочих мест, решение проблем здравоохранения, образования и т.д.). Внешняя политика – целенаправленная деятельность государства по реализации интересов общества в системе международных отношений (социальная политика, инвестиционная политика и т.д.). В зарубежной политологии политику делят на четыре составляющие.1. Экстракционная политика черпает в обществе человеческие и материальные ресурсы для государственных целей(налоги и т.д).2. Регулирующая политика оказывает влияние на социальные слои, политические ин-ституты и политическую ситуацию в целом с помощью правовых норм и управляющих воздействий.3. Дистрибутивная политика направлена на распределение материальных и духовных благ в обществе, в том числе по программе социального обеспечения и благотворительности.4. Процедурная политика определяет структуры и процедуры, связанные с государст-венным управлением и политической системой. Функции политики. Прогностическая. Эта функция включает в себя прогнозирование как положительных, так и отрицательных последствий политической деятельности правящей элиты. Интегрирующая сводится к объединению различных групп общества на основе возвышенных идей, интересов и ценностей. Мобилизационно-организаторская выражается в мобилизации материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения экономических, социальных и других задач, которые стоят перед обществом. Идеологическая проявляется в разработке определенного общественного идеала(включает политические ценности и духовное обогащение).Воспитательная нацелена на активное включение человека в политическую жизнь, на его социализацию для интеллектуального и духовного развития индивида. Инноваци-онная нацелена на творческое осмысление политической действительности, способов и методов ее изменения.. Субъекты политики.1-я группа включает основные социальные общности (индивиды, социальные группы, слои, классы, нации, народы). Каждый из них обладает своим специфическим интересом, который и побуждает к участию в политике. Их называют первичными субъектами политики.2-я группа включает социальные институты и организации, которые формируются людьми и их общностями с целью участия в политике. Это политические институты, к которым относится государство, политические партии, общественные организации и движения. Все они вторичны по отношению к субъектам 1-ой группы, т.к. создаются для выражения политических интересов различных социальных групп (классов, наций, народов). 

9. Свойства, виды и  функции политики.
Важн. сферой жизни  людей явл-ся пол-ка. Она представляет собой особую форму жизнедеятельности, к-ая связана с властными отношениями, гос-вом и гос. устройством. Она вкл-ет в себя те институты, принципы, нормы к-ые обеспечивают жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. К миру политики отн-ся гос-но-правовые, партийные, избирательные системы, мех-мы принятия решений, пол. процессы и отношения, пол. культура и т. д. Наиб. важными в пол. жизни любого общ-ва явл-ся проблемы пол. господства и правления, господство и сотрудничество, отношения людей с мех-мом власти, проблемы пол. социализации и т. д. Политика – это деят-сть гос. органов, пол. партий, обществ. движений, орг-ций их лидеров, в сфере отношений между большими соц. группами, нациями, гос-вами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочнения пол. власти или её завоёвывания специфическими методами. Все виды политики находятся в едином потоке и разорвать их невозможно. Основную роль в политике играет гос-во, поэтому гос-ая политика сотоит на первом месте. Она делится на: *внутреннюю *внешнюю. Также выделяют политику государств мира. Важнейшим видом политики является политика партий и общественно-политических организаций. Сегодня большое значение имеет политка СМИ. К видам политики можно отнести деятельность крупных политических руководителей, которые своими действиями влияют на ход политики. Также выделяют: экономическую, социальную, военную, духодно-культурную, финансовую, религиозную политику. Функции: управленческая, нормативно-регулятивная, коммуникативная, мобилизирующая, оценочная, прогностическая, распределяющая. Они служат для:1. Поддержание, укрепление целостности об-ва как сложно диф-ференцируемой соц системы. 2. Разработка целей всего об-ва и состав-ляющих его коллективных субъектов, и мобилизация ресурсов на реализа-цию этих целей. 3. Авторитарная – Обязательное распределение дефицит-ных ценностей и благ. 4. Предотвращение, регулирование групповых кон-фликтов. 5. Обеспечение взаимопонимания, взаимодействия. 
 

10. происхождение, сущность  и особенности  гражданского общества. Его формирование в России.
Формирование  правового гос-ва возможно лишь на основе развитого граж-данского общества. Идея гражданского общества восходит к эпохе античности (Аристотель в  греческом полисе гражданами считал тех, кто участвует в политической жизни общества.)Первое употребление понятия “гражданское общество” у Гоббса: гражданское общество лишь составная часть государства и без государства оно будет в хаосе. Долгое время гос-во и общ-во не разграничивали, только в эпоху просвеще-ния возникло четкое представление о гражданском общ-ве. Гражданское общество – система самостоят. и независ. от гос-ва общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество создается постепенно, вырастая естественно – оно самореализующаяся и саморазвивающаяся система, но оно функционирует более успешно, если создаются благоприятные условия: 1..Наличие многообразных форм собственности 2.. существование множества соц групп, интересов, запросов …3.. наличие широкой сети добровольных объединений, движений4.. наличие четкой и непротиворечивой системы законов5.. общегражданская ментальность (вера в себя, конкурентность, готов-ность взять полит ответственность). Основа гражданского общества – средний класс. Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей, а государство выразитель воли всего населения примиряет и совмещает интересы по основным вопросам общественной жизни. При демократии: государство и общество равноправны и самостоятельны и решение проблем осуществляется путем компромиссов. Структура гражданского общества делится на сферы: 1.Экономическая – структурные эл-ты гражд. сообщества: негосуд. предприятия и объединения . 2.Социально-политическая – семья, классы, политическая, партия, организованные движения, органы общественного самоуправления 3.Духовная – традиции, нравы, обычаи, сфера образования, науки, культу-ры, союзы композиторов, национальные творческие организации. Основным элементом гражданского общества является отдельный индивид, личность. Отличительный признак общества от государственных структур - равноправие партнеров. Гражданское общество составляют : 1. различные предприятия не государ-ственной формы собствености.2... общественные организации и учреждения3.. разл союзы, фонды, клубы, общ движения, гражданские инициативы4.. органы местного самоуправления5.. полит партии () неправящие 6.. независимые СМИ 7.. группы давления. основу соц гражданского общества образует средний класс. Основополагающие условия жизнедеятельности гражданского общества: обладание членами конкретной собственностью, право использовать и распоряжаться по своему усмотрению.  

11. Социальная структура  общества. Теория  социальной стратификации.
Для более глубокого  понимания воздействия субъектов  политики необходим анализ социальной структуры общества. Социальная структура  общества – это совокупность социальных групп, различающихся по их положению  в обществе.Существуют 2 теории:1. Теория стратификации. 2. Теория классов. Есть 1-ные и 2-ные признаки классов. Первичные признаки: место в исторически сложившейся системе общественного производства; отношение к средствам производства; роль в общественной организации труда; способ получения и размер доли общественного богатства. Вторичные признаки: отношение к государственной власти и управлению; специфические черты образа жизни; особенности психологии; условия жизнедеятельности; уровень образования и культуры. Социальная структура не остается неизменной, происходят маргинальные процессы, т.е. перемещение людей из одной социальной группы в другую. Это перемещение происходит как вниз, так и вверх. Суть социальной теории стратификации: основу социального гражданского общества образует средний класс. Франк писал – важнейшая соц ценность средних слоев заключается в осознании того, что нельзя обогатиться с помощью каких либо мелких или революционных мероприятий, что свойственно только низшим слоям. Суть духовных усто-ев среднего слоя заключается в следующем : экономическое благосостоя-ние органически зависит от трудолюбия, предприимчивости и образования.Условия формирования гражданского общества: 1..Наличие многообразных форм собственности2.. существование множества соц групп, интересов, запросов …3.. наличие широкой сети добровольных объединений, движений 4.. наличие четкой и непротиворечивой системы законов5.. общегражданская ментальность (вера в себя, конкурентность, готов-ность взять полит ответственность) 

12.Субъекты  и объекты политики.
Сущностью общ-ва явл-ся сов-ть всех обществ. отношений. Осн. сферы этих отн-ний: экономич., соц., полит., духовная. Все эти сферы связаны между собой. Все сферы общ-ва вкл-ют в себя: 1) опр. форму обществ. отношений как основу сферы; 2) деятельность; 3) интересы, цели, потребности; 4) идеи, ценности, взгляды; 5) субъектов деят-ти (классы, нации, соц. группы, отд. индивиды). В системе политических в/о активно действующая сила выступает в кач-ве субъекта, а воспринимающая (подчиняющаяся) сила, политическая воля – в кач-ве объекта. Объект и субъект могут меняться местами в случае изменения их активности и смены направления вектора направленности политической воли. Объектами в политике могут выст-ть люди, институты, корпорации, классы и др. элементы полит. пр-сса. Субъектами выст-ют субъекты исторического пр-сса, влияющие на формир-ие полит. целостности. К субъектам относят гос-ва, классы, страты, полит. институты, которые выражают значит. пр-ссы социополитич. реальности. В правовом гос-ве абсолют. субъектом стан-ся система права. Все ост. участники полит. пр-сса в той или иной мере выступают в роли объекта политики, подчиняясь общест-политическим нормам. В то же время личности, классы, страты, полит. институты, различные корпорации выступают в качестве субъектов в том случае, если они становятся активной дейст. силой в полит. пр-ссе и за счет реал-ии своей полит. воли добив-ся достижения опред-х интересов. В зависимости от того какие субъекты пол-ки вступают в пол. отношения можно выделить 3 уровня этих отн-ний: 1) локальный (местный); 2) региональный– отношения между регионами; 3) глобальный – решение пол. проблем с участием всех или больш-ва стран мира (войны, ООН).  

13. Политическое лидерство  и политическая  элита.
Лидер- ведущий, тот авторитетный член организации, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в соц. процессах, ситуациях. Лидерство- 1 из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть соц. группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет действия всей группы, которая ожидает, принимает это действие. Черты лидера: способность прогнозировать, ум, умение отстаивать взгляды общ группы, нравст-ные кач-ва, спос-ть весть за собой массы, коммун-ть, орат-кие спос-ти и др. Существует 3 подхода: 1.Лидерство- способность влиять на других людей с помощью авторитета, власти и контроля. Усл-я: влияние лидера должно быть постоянным; воздействие должно осущ-ся не на отдел. гр., а на все общ-во + обратное влияние; общ-во ощущает приоритетное воздействие лидера.2.Лидерство- управл-кий статус; соц. позиция, связ-ная с принятием решений; рук-щая должность. 3.Лидерство- особый род предр-ва на пол. рынке, при кот. препр-ли в конкур. борьбе обменивают свои решения общест-х задач и предполагаемые спос-бы их реализ-ции на рук-щие должности.Существуют различные концепции:1.теория черт (индивид. кач-ва)2.ситуационная концепция (по обстоятельствам) 3.теория конституентов (инструмент группы). Типология лидерства (по Веберу): 1.традиционное (вожди племен, монархи)- авторитет основан на традициях, обычаях, 2.харизматическое- наделенные, по мнению масс, выдающ-ся кач-ми и спос-ми к рук-ву3.рационально-легальное -избранные демократическим путем. Маргарет Дж. Херманн выделяет 4 образа лидера:1.знаменосец – формирует свою пол прогр-му, реализует свои идей и цели, приверженцы не оказывают на него влияние (Маркс,Ленин)2.служитель – выражают интересы своих приверженцев, действуют от их имени (Брежнев)3.торговцы – отлич-ся спос-тью убеждать людей и вовлекать их в осуществленик своих планов (Рейган)4.пожарные – хар-ся быстрой реакцией на насущные требования времени, реагируют на проблемы избирателей. ВИДЫ:1.формальное2.неформальное3.дистанционное . Функции лидера: своевременный учет общих потребностей, четкая формулировка целей, ответственность за их реализацию, организация масс на их осущ-ие. Политическая элита – это неотъемлемая часть государственной системы. У нее в руках сосредоточена вся политическая власть. Без нее немыслимо существование государства. Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества. Необходимо создание соответствующих институтов, которые обеспечивали бы эффективность политической элиты и ее подконтрольность обществу. Роль элиты в обществе, в управлении, экономики отражают ее функции:1) элиты играют важнейшую роль в определении политической воли социальной группы, всего класса и в разработке механизмов реализации этой воли;2) элиты призваны формировать политические цели своей группы, класса;3) элиты регулируют деятельность по политическому представительству группы, класса, дозируя поддержку, усиливая или ограничивая ее;4) элиты являются основным резервом руководящих кадров 

14. Политическая власть. Ее определение и признаки.
Политическая  власть - способность и возможность  субъекта пол-ки осущ-лять свою волю, оказывать  воздействие на людей с пом. авторитета, права, насилия и др. средств. Отличительные  признаки пол. власти: 1)верховенство-обязательность решений для всего общества, всех его сфер и видов власти. 2)всеобщность-действие на основе права и от имени всего общества. 3)легальность - монопольное законное исп-ия силы и др. средств властвования в масштабе страны. 4)моноцентричность существование властных органов принятия решений . Источники власти: 1)различие свойств людей и их неравное соц-ное положение в обществе; 2)сила; в конечном счёте побеждает та соц-ая группа людей, которая обес-ет себе поддержку со стороны силовых структур; 3)богатство. Владельцы богатства могут обеспечить другим людям средства сущест-ия, а взамен повиновение зависящих от них материально; 4)знание, информация- обладающие знаниями привлекают внимание людей, предлагают способы и методы решения проблем, пользуются авторитетом; 5)занимаемое положение , приобретение больше знаний , информации, психологическая готовность к управлению; 6) организация – объединяет многих людей , след-но, лидеры орг-ии проявляют и чужие интересы , то что не под силу одному достигается общими усилиями. Пол. власть – отн-ие , в к-х участвуют субъекты пол-ки , облад-е волей или силой , а с другой подчинённые объекты пол-и , согласные или несогласные на подключение. В качестве властвующих субъектов могут быть отдельные общности людей , государство , организации.В качестве подчинённых объектов выступают люди социальные группы , классы . Властные отн-ия имеют 2 уровня отн-ний:1)отношения различных или противоположных интересов и целей ; 2) по поводу всеобщих тождественных целей . Сущность властных отношений – принуждение и насилие , на другом уровне – сохранение всеобщей взаимосвязи и обязательности всех людей на основе согласия и компромисса , взаимопонимания . Формы властных отношений с учётом власти обеих сторон : 1) согласие ; 2) компромисс 3)принуждение ; 4) насилие ; 5) борьба .При согласии обе стороны отношений проявляют чувства принадлежности к пол-ой общности , позитивно воспр-ют гос-тво , согласны на подключение . отношение компромисса – когда интересы сторон совпадают частично и готовы делать встречные уступки ; при несовпадении властвующая сторона , опираясь на ресурсы власти , навязывает свои цели и ценности . Отн-ие конфликта и насилия существуют при полной непримиримости интересов сторон. 

15. ресурсы политической  власти.
Ресурсы власти –те средства, с помощью кот. субъект вл-ти добивается влияния на общ-во и реализации своих поставленных целей. ? неск-ко подходов к классификации ресурсов. По одному из них ресурсы делятся на: 1) утилитарные – это материальные и другие соц.блага связанные с повседневными интересами людей; с их помощью власть может «покупать» не только политиков, но и целые слои населения; 2) принудит-ые –меры администр-го наказания, когда не срабатывают утилитарные ресурсы. 3) нормативные – включают ср-ва воздействия на внутрен. мир, ценностные ориентации и нормы поведения людей; призваны убедить влиянием на сознание человека в общности интересов власть придержащих и управляемых. Другой классификацией ресурсов явл.: 1) экономич. – это материальные ценности, необходимые для общественного пр-ва и потребления;деньги как их всеобщий эквивалент, ср-ва пр-ва, земли, полезные ископаемые, продукты питания. 2) политико-силовые – оружие; аппарат физического принуждения; специально подготовленные люди (армия, полиция и т.д.). 3)культурно- информационные – знания и информация, а также ср-ва их получения и распространения, институты науки, образования и СМИ. 4) соц. – способность понижения или повышения соц.статуса, место в соц.стратификации (т.е. должность, престиж, образование).Легитимность - это законность власти и обществен. поддержка. М.Вебер выделяет 3 пути обеспечивания легитимности власти: традиционный – вл-ть по наследству,монархия; конституционно-легальный (источ-к вл. – народ), харизматический (избранный владеет особыми качествами). В связи с этими путями он выделяет 3 уровня легитимности власти: 1)идеологический – основан на соотв-ии власти установившемуся типу социализации человека и его интеграции в полит.системе;характерен для тоталит.о режима и достигается путем интенсивной пропаганды. 2) структурный – характерен для устойчивых обществ, где порядок формир-ия власти стал привычным;люди признают власть, т.к. она сформирована на законах. 3) персональный – по мнению Вебера она заключена во всеобщем одобрении властвующего лица(идентифицируется с идеалом лидера) 

16. разделение, принадлежность  и функции политической  власти.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.