На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация, управление и администрирование в социальной работе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
  Байкальский государственный  университет экономики  и права 
Кафедра социологии и социальной работы 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине  Организация, управление и администрирование в социальной работе
на  тему Проблемы подготовки кадров 
 
 
 
 
 

Исполнитель                                           УРС-03/08 Петрова Л.А.                                                                                                   
                                                                                              (группа,Ф.И.О.) 
 

Руководитель                                       _________________________
                                                                                       (ученая степень, звание, Ф.И.О.) 
 
 
 
 
 
 

Иркутск, 2011 год.
      Оглавление 
      
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Подготовка специалистов социальной работы..…………………………………5
    1.1.Особенности подготовки специалистов социальной работы……………...5
    1.2.Современный подход к оценке эффективности профессиональных важных качеств социальных работников………………….……………………………….10
2.Проблемы  формирования кадрового состава  для социальных служб……..…19
    2.1.Службы социальной помощи в России……………………………….……19
    2.2. Проблемы подготовки социальных работников……………………….…27
3. Рекомендации специалисту по социальной  работе в   решении его профессиональных проблем…………………………………………….…………30
Заключение…………………………………………………………………….……32
Список  используемой литературы…………………………………………...……34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение
     Современное российское общество переживает бурный и болезненный процесс социальной трансформации, в ходе которой формируются  качественно новые принципы организации  жизни и деятельности людей. В  этих условиях на передний план выступают  вопросы социальной активности личности, ее профессиональной компетентности, инициативности, гибкости, способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям социальной среды. Решить все эти вопросы можно только на основе функционирования эффективной, учитывающей все тенденции мирового развития, системы образования.
     Однако  знакомство с реальным положением дел  в системе высшего профессионального образования России приводит к выводу, что образовательная система страны в ее нынешнем состоянии, несмотря на многие достоинства, не в состоянии обеспечить в полной мере формирование специалиста, удовлетворяющего потребностям современного общественного производства. Подтверждение этому – стоящая на повестке дня вот уже в течение полутора десятилетий задача модернизации высшего профессионального образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается: «…Основной целью профессионального образования страны является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».
     Особую  актуальность проблема подготовки компетентного  специалиста приобрела в сфере  социального обеспечения населения, которая с конца 80-х годов ХХ века подверглась серьезному реформированию, что способствовало появлению большого количества новых социальных учреждений. Это центры социальной помощи семье  и социального обслуживания населения, медико-реабилитационные центры, биржи труда, центры занятости населения и др. Их деятельность привела к существенному расширению и увеличению функциональных и ролевых обязанностей специалиста сферы социального обеспечения. Одним из путей решения этой проблемы является формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы, занимающегося адаптивной деятельностью среди социально уязвимых категорий граждан.
      Объект  исследования системы профессиональной подготовки социального работника.
     Предмет исследования – содержание, организация и условия, обеспечивающие формирование профессиональной компетентности студентов в вузе.
     Задачи:
     - раскрыть особенности социальной  работы как профессии;
     - раскрыть особенности форм подготовки  кадров для социальной работы;
     - сделать определённые выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Подготовка специалистов  социальной работы
1.1. Особенности подготовки специалистов социальной работы
     Проблема  подготовки студентов к практической социальной работе деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.
     В 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной              деятельности.
     Профессиональная  подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование  разного уровня:
    учреждения начального профессионального образования (лицей, школа и другие);
    среднего  профессионального образования (училище, колледж и      другие);
    высшего профессионального образования (институты, университеты и другие).
     В настоящее время принят государственный  образовательный стандарт высшего  профессионального образования, разработаны  учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Однако сложность в недостаточном объеме литературы по этой профессии и в специально подготовленных преподавательских кадрах.
     Профессиональные  знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость  знания законодательства и основ  социально-педагогической деятельности.
     Однако  по окончанию высшего профессионального  обучения, по мнению социолога, Лященко А.И., [1; 39] специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями:
    Внимание, стремление понять позицию других;
    Дружелюбие, общительность;
    Способность стать лидером;
    Вежливость, обходительность;
    Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;
    Жизнерадостность;
    Толерантность, упорство;
    Большое чувство ответственности;
    Способность выполнить работу полную разнообразия;
    Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;
    Способность взаимодействовать со специалистами;
    Тщательность действий;
    Аккуратность и последовательность в работе;
    Способность к планированию своего будущего;
    Способность к устным высказываниям;
    Хорошая память, способность обучать других;
    Умение заботится о других;
    Реализация новых идей, самостоятельность суждений.
     Среди факторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного заведения  по специальности «социальная работа», влияющих в последующем на профессиональную карьеру, наиболее распространенными являются следующие [2; 9]:
     В числе отрицательных сторон:
    Недостаточность ведомственной нормативной и инструктивно-методической базы ввиду новизны профессии;
    Неотработанность профессионального инструментария по специальности, что приводит к необходимости его самостоятельной разработки специалистом;
    Фактор «профессионального одиночества», который означает непонимание специфики и значения должности в учреждении в распространенной ситуации наличия в штатном расписании одной ставки специалиста (или даже нескольких, но явно ниже потребностей);
     Есть  и положительные стороны этой работы:
    Многообразие возможных мест работы;
    Реализация положительных качеств личности, организаторских способностей;
    Возможность коммуникативного общения;
    Развитие творческих способностей.
     При подготовке кадров по специальности  «социальная работа» нужно: развивать профессиональные особенности личности, соответствующие специальности, вести более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы». [3; С13]
     Вышеизложенное показывает, что:
    Существует необходимость подготовки специалистов социальной работы, как на базе средних специальных учебных заведениях так и высших;
    Большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов преподавания;
    Немаловажную роль играет подготовка педагогического состава, существует необходимость специальной подготовки самих преподавателей, а также укрепление материально-технической базы учебных заведений;
    Учет личностных качеств абитуриента через тестирование.
     Социальная  работа не сводится к традиционным формам деятельности; ее определения, дефиниции весьма многообразны. Так, Ассоциация социальных работников Великобритании в 1989 году дала следующее определение:
     Социальная  работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи.
     Профессор Сильвия Штаун определяет социальную работу как работу, которую делает социальный работник, оказывая социальную помощь индивидам, группам, удовлетворяя их потребности, помогая мобилизовать все источники общества для оказания помощи. Должность социального работника предоставляется государственными и общественными организациями, а также частными агентствами социальной помощи. Сильвия Штаун считает, что необходимым условием для приема на работу в должность социального работника является наличие квалификации в патронаже — аттестата или диплома. Особое значение имеет градуированность (уровневость) квалификационных характеристик социального работника. [4; 41]
     Международная Федерация социальных работников дает свое определение социальной работе. Это профессиональная работа по: 1) ведению благотворительной деятельности, 2) оказанию помощи человеку в самовыражении, 3) дисциплинированному внедрению в жизнь научного знания о человеческом поведении (социальном поведении человека). Социальная работа направлена на развитие личности, индивида, семьи, нации и мирового сообщества - для воплощения в жизнь принципов социальной справедливости. [4; 43]
     Должность социального работника и специалиста  социальной работы в Российской Федерации  введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, микрорайонах семьи  и отдельных лиц, нуждающихся  в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д., организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы. [5; 123]
     Каждый  вид деятельности заканчивается  каким-то результатом, по которому оценивается проделанная работа. Одной из важнейших оценок результата является эффективность. Социальная работа тоже дает те или иные результаты. Она также оценивается по ее эффективности.
     В зависимости от рода деятельности понятие  эффективности определяется по-разному. В экономике - это соотношение результатов и затрат. Чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность. В медицине - приближение состояния здоровья пациента после проведения лечения к норме. В психологии - степень реализации духовно-нравственных идеалов.
     Определения вроде бы разные. Но в тоже время  в каждом из них есть обязательные элементы: цель, результат, затраты, общепринятая норма              (или идеал).
     Главными  в этом перечне являются цель и  результат. Они представляют собой  начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается цель, а в  конце получается результат. Соотношение  цели и результата и дает представление об эффективности деятельности. Не случайно определение: эффективность суть степени реализации цели. Конечным выражением этой степени служит результат: он совпадает с целью в большей или меньшей степени[6; 44].
1.2. Современный подход  к оценке эффективности  профессионально      важных качеств социального работника
     Важным  местом нашего изучения является эффективность социальной работы, которая в наиболее общем виде рассматривается как отношение полученных результатов к ранее выдвигаемым целям. Таким образом, она фиксирует степень соответствия тому, чего предполагалось достичь.
     Сущность  эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы  или ее отдельных элементов позитивно  реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективности социальной работы можно сформулировать следующим образом- это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах. Другими словами, речь идет о необходимости осуществления в той или иной форме сравнительного анализа, в ходе которого сопоставляются новейшие данные об объекте- клиенте в процессе терапии терапевтом либо социальным органом, учреждением, ведущими социальную работу, с информацией, полученной ранее. Это позволяет соотнести количественно-качественную оценку нынешнего и прежнего состояния дел на определенном участке социальной работы и сделать соответствующие выводы о степени ее эффективности. [7; 35]
     Одним из важнейших условий совершенствования  организации социальной защиты и социального обслуживания населения как составных частей всей социальной работы, является использование базовой информации, объективно отражающей состояние системы и ее элементов. Роль инструмента для получения такой информации выполняет система критериев и показателей эффективности социальной работы, которая должна содержать, как минимум, данные о клиентах, предоставленных им услугах и их результатах.
     В исследовании проблем эффективности  социальной работы важнейшее место  занимает вопрос о сущности критериев  и показателей эффективности.
     В имеющейся литературе понятие «критерий» определяется как отличительный признак, объективно отражающий состояние того или иного процесса, явления, объекта либо субъекта. Но критериями могут быть не всякие признаки состояния, в данном случае социальной работы, а только те, которые отвечают определенным требованиям. Прежде всего, они должны быть объективными, отражающими не второстепенные и случайные, а существенные и повторяющиеся признаки. Они также должны быть необходимыми и достаточными, служить эталоном измерения для оценки результатов деятельности, содержать качественно-количественную информацию о функционировании системы.
     Практика  исследований показывает, что единого  подхода к определению структуры  критериев и показателей, годных на все случаи оценки эффективности, быть не может. Особенность оценочных задач в каждом конкретном случае обязательно должна учитываться исследователем и получать специфическое отражение в структуре критериев [7; 37].
     Повышение эффективности социальной работы является стержневой проблемой не только научных  сотрудников, но и практиков - управленцев  федерального и регионального уровней, непосредственных организаторов системы социальной зашиты населения, руководителей и специалистов социальных служб, а также преподавателей высшей школы, которые занимаются подготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе.
     Однако  нередко еще ставятся вопросы: своевременна, ли постановка вопроса об эффективности социальной работы в целом и тем более о результативности отдельных социальных работников? Имеются ли достаточно четко разработанные основания для определения  эффективности деятельности социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе? Какова система критериев и показателей, на основе которых можно измерить эффективность социальной работы, отдельных видов и методов социального обслуживания населения?
     Главное, что отличает социальную работу от других видов социальной  деятельности – ее подчинение задачам возрождения человеческого достоинства, вмешательство в социальную среду ради преодоления депревации и деструкции, осуществление интеграции социальных, социокультурных, психологических и физических влияний на личность, индивидуум, обеспечение гармонии человека и среды, нормальное социально-психологическое функционирование человека в различных ситуациях и средах.
     Сегодня главная задача специалистов по социальной работе – научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. В условиях социально-экономического кризиса остро стоит вопрос о роли социальных работников в процессе адаптации различных категорий населения к новым социальным условиям, сложившимся в 90-е годы в Российской Федерации, об активном и профессиональном участии в социальной реабилитации людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
     Для достижения поставленных задач различным  типам учреждений социального обслуживания и специалистам социальных служб важно научиться всем и каждому специалисту проводить в жизнь отечественную концепцию социального обслуживания населения, основные методологические принципы социальной работы, умело использовать различные технологии социальной     работы.
     Определение критериев и показателей эффективности  социальной работы имеет важное значение как для научной, так и практической  деятельности социальных служб и отдельных ее специалистов. Индикаторы эффективности социального обслуживания, как правило, нацеливают практических социальных работников различной квалификации и функциональной предназначенности на достижение конкретных результатов – промежуточных и конечных.
     Эффективность деятельности специалистов по социальной работе может определяться на основе как общих, так и специфических  критериев. Общие критерии эффективности  социальной работы служат для оценки ее эффективности в целом, скажем в масштабе территориальной социальной службы или отдельного учреждения социального обслуживания на определенной территории, а специфические – для оценки основных видов социального обслуживания, форм и методов социальной работы с различными категориями населения. Выделим принципы, на которых основывается эффективность социальной работы с клиентом: [8; 149]
    умение точно сформулировать проблему клиента;
    анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятных решению проблемы;
    оценка разрешимости проблемы;
    разработка плана действий;
    вовлечение клиента в разрешение проблемы;
    оценка изменений, достигнутых в положении клиента.
     Разумеется, критерии, так же как и показатели эффективности осуществления социальной работы в стране могут применяться на макроуровне (на уровне государства), мезоуровне (республика, город, район),  и микроуровне (на уровне индивида, клиента).
       Что же касается макроуровня,  где, как правило, имеется в  виду преодоление социальных девиаций или стабилизация негативных тенденций социального здоровья общества и его постепенное улучшение, то здесь очень трудно выделить индикаторы, которые бы позволяли определить конкретный вклад социальных работников в преодоление таких девиаций и проблем, как бедность, безработица, бездомность, социальное нездоровье в виде наркомании, алкоголизма, проституции т.п., так как их решение во многом зависит от характера проведения социально-экономических реформ в стране, от осуществления социальной политики, от эффективности реализации механизма социальной безопасности. Нам представляется, что весьма трудно подсчитать коэффициент участия специалистов - представителей различных отраслей социальной сферы (учителей, врачей, социальных работников), например, в разрешении проблем семьи и детей [9; 128].
     На  основании каких показателей  можно судить об эффективности деятельности специалистов по социальной работе, учителей, работников МВД органов государственного и местного самоуправления в ликвидации детской безнадзорности и преступности и, естественно, в устройстве детей? Эта проблема, как известно, является общенациональной, межведомственной. На уровне всего общества можно оценивать эффективность федеральных целевых программ, которые предусматривают федеральную поддержку различных регионов в развитии социального обслуживания населения. Например, в рамках президентской программы «Дети России» реализуются такие федеральные целевые программы, как «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в которых поставлены различные общие задачи перед министерствами и ведомствами, имеющими социальные службы, но в то же время сформулированы конкретные задачи, относящиеся к деятельности Минтруда России, Минобразования России, МВД России, Государственного комитета РФ по делам молодежи. Выделение средств из федерального бюджета на поддержку территориальных социальных служб в рамках указанных программ, разумеется, предусматривает оценку деятельности этих служб, определение эффективности социальной работы, осуществляемой специалистами этих служб.
     Большое значение в повышении эффективности  социальной работы имеет микроуровень - непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента.
     Не  вызывает сомнения, что критерии и  показатели эффективности отдельных специалистов по социальной работе, прежде всего контактных социальных работников, имеют первостепенное значение не только для преодоления существующего сочетания высокого уровня профессионализма специалистов и элементарной некомпетентности целого ряда работников социальных служб, не только для формирования позитивной мотивации профессиональной деятельности. Они нужны, прежде всего, для защиты клиентов социальных служб, исключения или смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.
     Поэтому, как бы ни были важны критерии и  показатели, позволяющие оценить  эффективность развития базисных предпосылок  качественного и своевременного социального обслуживания, надо всегда помнить об индикаторах, позволяющих оценивать уровень доступности и адекватности клиента в предоставленных услугах, уровень доступности и адекватности этих услуг, позволяющих клиенту выйти из трудной жизненной ситуации.
     Оценка  эффективности работы специалиста  по социальной работе, так ж
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.