На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами 
 
 

курсовая работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тара 2009 
 

содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
      Раздел 1.  Положение детей-сирот
      Сущность понятия «сиротство». Лишение родительских прав…...6
      Проблемы, связанные с сиротством……………………..………….9
      Раздел 2.   Социальная защита детей-сирот
    2.1 Формы устройства детей-сирот……………………………………14
      2.2. Защита прав и интересов сирот……………………………………21
      Заключение……………………………………………………………………….26
      Библиография………………………………………………………………….…29 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Введение
      На  протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество сталкивается с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование.
      Роль  семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию новообразований, без которых ребенок не сможет стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность.
      Такие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, проживание за чертой бедности, пьянство и алкоголизм, наркомания, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.
      В России на 2002г насчитывалось около 600 тысяч детей-сирот, из них 95% социальные сироты, т.е. родители детей живы, но лишены родительских прав. В 2006 году к  этой цифре добавилось еще 127 тысяч детей-сирот.
     Различным аспектам социального воспитания детей-сирот посвящены работы Л.В. Байбородовой, Н.П. Ивановой, A.M. Нечаевой, Л.Я. Олиференко, М.И. Рожкова, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульги и др. Работы И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С.Мухиной, А.М. Прихожан, посвященные психологическим особенностям развития детей-сирот, имеют существенное значение для определения ведущих позиций данного исследования.
      По  результатам данных работ изучения сиротства как социального явления, можно заметить, что в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по различным причинам остаются без родителей, и процесс их развития происходит либо в другой семье, либо в специально созданных для этого учреждениях. Во многом дальнейшая судьба детей-сирот зависит от отношения к этой проблеме, как общества, так и государства.
      В современных условиях количество детей  с проблемами социализации и интеграции в общество возрастает с каждым годом. К сожалению, в связи с экономическими и политическими преобразованиями, мы вынуждены все чаще говорить о детях, чьи родители лишены родительских прав, о брошенных детях.
      Из  выше изложенного можно утверждать, что тема, выбранная нами актуальна.
      Проблему  нашего исследования можно сформулировать следующим образом, какие способы и направления деятельности социального педагога эффективны при работе с детьми-сиротами.
      Объектом исследования выступает деятельность социального педагога с детьми-сиротами.
      Предмет исследования: способы взаимодействия социального педагога с детьми-сиротами.
      Цель: выявить эффективные способы деятельности социального педагога с детьми-сиротами.
      Исходя  из цели, были поставлены следующие  задачи:
    1. Изучить в социально-педагогической литературе особенности детей-сирот.
     2. Выявить проблемы детей-сирот.
    3. Изучить направления деятельности социального педагога с детьми-сиротами.
      Семье  как основной ячейке общества для  роста и благополучия всех ее членов должны быть предоставлены необходимые  защита и содействие, с тем, чтобы  она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества. Задача взрослых заключается в том, чтобы вести детей к будущему, к открытию себя в жизни, развитию внутренних сил и стремлений.
     Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в  семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Дети должны быть полностью подготовлены к самостоятельной жизни в обществе и воспитаны в духе идеалов, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности [19, с.243].
     Сравнивая прошлое России с настоящим, легче осознавать трагизм нынешней ситуации, а также, оценив положительные и отрицательные особенности прошлого опыта, избежать ошибок.
      Благополучие  и нормальное развитие детей определяет будущее любой страны. Дети зависимы от мира взрослых, поэтому нуждаются в особой защите. Государство обязано заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном развитии своих детей – своем будущем.
     Главное каждому ребенку создать домашние условия, чтобы он не чувствовал недостатка во внимании, заботе, имел все, что нужно для развития и становления как личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.   положение детей-сирот и меры по их поддержке
      1.1 Сущность понятия «сиротство», лишение родительских прав
      Возрастные  особенности ребенка характеризуются тем, что на каждом этапе происходит особенное физическое созревание, определенное познавательное развитие, опыт социальной жизни, определенные моральные устои. С возрастом происходит социальное становление ребенка, которое зависит в первую очередь от семьи.
      Сиротство — социальное явление, обусловленное  наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда относят также детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях [14, с.263].
      Понятие «сиротство» возникло в период кризисного состояния семьи, падения ее нравственных устоев, массовой беспризорности.
      Комиссия  по делам женщин, семьи и демографии отмечает, что за последние 5 лет  число детей-сирот увеличилось  на 70%.
      При современном уровне смертности каждый 5 ребенок остается сиротой до совершеннолетия. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях.
      Сиротство существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
      Основанное  на положениях ст. 121 Семейного кодекса  законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [8, c. 68].
      Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или один-единственный родитель.
      Дети, оставшиеся без попечения родителей  – лица в возрасте до 18 лет, которые  остались без попечения единственного  или обоих родителей в связи  со следующими обстоятельствами: отсутствием  таковых или лишением родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными; находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
      Ребенок на улице – это результат того, что такие институты социализации ребенка, как семья и школа, оказались не способными создать условия, необходимые для его нормального развития, сделать доступными для него любовь, заботу, обучение, воспитание.
      К родителям, не выполняющим родительских обязанностей, могут быть применены  меры ответственности.
      Уголовное право предусматривает ответственность  за уклонение от оплаты алиментов. Гражданское  право устанавливает ответственность  за действия малолетних детей (до 14 лет) и субсидиарную ответственность  родителей за действия ограниченно  дееспособных несовершеннолетних (14-18 лет).
      Большое количество детей становятся сиротами в довольно критическом возрасте – старше 12 лет. Как правило, это  происходит из-за лишения родительских прав. Оно возможно при обстоятельствах, которые СК РФ называет как основание для применения:
      1) уклонение от выполнения обязанностей  родителей, в том числе и  злостное уклонение от уплаты  алиментов;
      2) отказ взять ребенка из роддома  без уважительных причин, иного  лечебного учреждения, воспитательного  учреждения, учреждения социальной защиты по истечении необходимого срока пребывания в нем;
    3) злоупотребление  родительскими правами;
      4) жестокое обращение с детьми (физическое, психическое, социальное насилие);
    5) хронический  алкоголизм, наркомания;
      6) совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей.
      Эта мера исполняется только решением суда с обязательным участием представителя  органов опеки и попечительства, прокурора. Эта мера ответственности  рассчитана на неопределенный срок, и  если родительские права не восстановлены до 18-летнего возраста ребенка, то лишенный этих прав никогда не сможет приобрести их снова.
      Ребенок имеет право на содержание родителями, лишенными родительских прав, право  собственности на жилое помещение  или пользование им, сохраняет имущественные права, в том числе право на наследство.
      Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что социальное становление ребенка зависит в первую очередь от семьи. Поэтому ответственность родителей перед обществом огромна.
      Учитывая, что детство, как и жизнь взрослого человека, это процесс развития, важным в становлении взрослого человека является то, что заложено в детстве [4, с.294].
      Существует  зависимость между «утратой»  ребенком семьи и последующим  развитием у него неврозов и психозов; причиной правонарушительного поведения может стать подобная травма, полученная в раннем возрасте. Внутренний мир таких детей – чувство одиночества,  изолированности, выраженной печали и эмоциональной пустоты. Деятельность социального педагога не ограничивается рамками детского коллектива. Она направлена на педагогический коллектив, родственников, социальную защиту законных прав и интересов детей.
      1.2.Проблемы, связанные с сиротством
      Дети, лишенные материнской ласки, опоры  отстают в нервно-психическом, психосоциальном, физическом развитии. Эти изменения личного характера остаются обычно на всю жизнь.
      Очень тяжело ребенок переносит смену  одного учреждения другим, меняется микросреда, что тяжело отражается на его психике, характере, вызывая стресс, нервные срывы, ему приходится снова адаптироваться к другой обстановке [9, c.170].
      Группы детей должны быть небольшими, чтобы социальное и эмоциональное окружение было близко к семейному. Следует организовывать комнаты «семейного типа», где ребенок ощутил бы себя в домашней обстановке; увеличивать штат воспитателей для проведения индивидуальной работы. Нужно как можно реже переводить ребенка из одного учреждения в другое.
      Часто возникает проблема формирования навыков самостоятельной жизни: выпускники интернатских учреждений не имеют элементарных бытовых навыков. Существуют также проблемы социальной адаптации, неподготовленности к дальнейшей жизни, проблемы нормального общения друг с другом и окружающим миром.
      Дети  очень ожесточены, замкнуты, «скрытая дедовщина» откладывает отпечаток на их характер, дети испытывают состояние социальной депривации.
   Близко  к этой проблеме стоит проблема создания семьи.
      Социально-бытовая  дезадаптация, проблема общественного  мнения, отсутствие опыта семейной жизни мешает таким детям создавать  семью. Общество жалеет сирот раннего возраста и очень безжалостно и жестоко к подросткам (учитывая особенности данного возраста, девиантное поведение, агрессию и т.д.). Отсутствие полоролевой идентификации, неумение регулировать внутрисемейные отношения, слабая материальная обеспеченность, обеспеченность жильем, а также проблема профориентации и обучения не способствуют созданию семьи.
      Выделяется  проблема обучения. Такие дети хуже учатся, и только 20 % воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программе массовых школ.
      Слабо выявляются и развиваются индивидуальные способности детей-сирот. Отсутствие материальных средств для выбора профессии, дальнейшей учебы, как правило, приводит к неудовлетворению своим социальным статусом.
      Медико-социальные аспекты здоровья. Социальное существование воспитанников детских домов приводит к повышению заболеваемости, формированию хронических патологий, отрицательно влияет на физическое здоровье, умственное, физическое развитие.
      Таким образом, в основном у детей-сирот преобладают изменения психики, и формируются психические заболевания.
      Решение проблем сиротства должно строиться по двум основным направлениям: профилактика сиротства как социального явления и решение проблем сирот.
      Профилактика  социального сиротства заключается в эффективной семейной политике, направленная на защиту малообеспеченных семей и т.д., защиту матерей-одиночек, подготовку молодежи к семейной жизни, работа в неблагоприятных семьях, направленная на изменение образа жизни родителей, изменение воспитания детей в семье.
    Решение проблем сирот заключается:
    в совершенствовании системы попечительства и сиротства;
    в поощрении государством семейных форм устройства детей и создании оптимальных условий для их воспитания и развития;
    в улучшении психологической работы;
    в создании индивидуальных программ работы детских учреждений с учетом особенностей детей: сформированности у них навыков и способностей к различным видам трудовой деятельности, особенностей личности, развития индивидуальных наклонностей;
      -   в расширении малых семейных детских домов;
      - в создании службы социальных работников, обеспечивающих 
облегчение социальной адаптации ребенка и подготовку детей для 
оформления усыновления, опеки, попечительства;

      -   в выявлении индивидуальных психологических особенностей 
ребенка при поступлении в детский дом и проведении с учетом 
этого профилактики социальной адаптации;

      -   в дифференцированном подходе к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей;
      -   в наличии определенного запаса знаний по возрастным закономерностям развития и особенностям воспитания в детских 
домах;

      -   в создании условий жизни в сиротских домах для оптимизации 
здоровья и развития;

      -   в помощи в социальной адаптации по достижении совершеннолетия.
     Приемные  родители не предполагают, как будет вести себя ребенок, попадая в новые условия (трудности адаптации).
     Одним из важных этапов подготовки родителей  к усыновлению является знакомство с психологическими особенностями детей, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений, с возможными трудностями, которые могут возникнуть при их взаимодействии с новыми родителями.
      Очень часто кандидаты в усыновители  не предполагают, как отражается на развитии ребенка отсутствие родителей; не представляют особенностей его поведения (как результата социальной дезадаптации и психологической депривации), когда он окажется в новых для него условиях.
      Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития воспитанников детских домов и школ-интернатов замедлен, развитие имеет ряд качественных негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируются умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля и т.п.
      Считается, что до 60% воспитанников домов  ребенка — дети с тяжелой, хронической патологией (в основном центральной нервной системы), примерно 55% отстают в физическом развитии, примерно 30% страдают органическими поражениями головного мозга и другими заболеваниями. Здоровыми считаются менее 5% сирот. В 85% случаев воспитанники детских домов не способны обучаться по школьной программе, тогда как среди детей в целом этот показатель не превышает 10%.
      Помимо  задержки интеллектуального развития, у детей-сирот наблюдаются сложные  нарушения в эмоциональной сфере - затруднение в общении, эмоциональное оскудение. Быстрая утрата побудительных мотивов к какой-либо деятельности, апатия, понижение активности или, наоборот, гиперактивность (которая часто влечет за собой уход в криминальный мир, вызывающее поведение в обществе, стремление любой ценой привлечь к себе внимание). В условиях детдома такие нарушения возникают и у совершенно здоровых детей, а у воспитанников с патологиями они только осложняются.
      В детском доме ребенок может не научиться просить об удовлетворении своих потребностей. Дети не ждут проявления заботы и внимания; часто они недоверчивы  и со временем учатся не полагаться на кого-либо. Такие дети имеют типичную задержку психического развития либо «скачкообразное развитие»; одни дети потом «догоняют» норму возрастного психического развития, а другие нет.
      Нарушение внимания и гиперактивность серьезные  заболевания, требующие специального ухода и медикаментов. Дети родителей-алкоголиков имеют проблемы со здоровьем на всю жизнь. Многие дети испытали тяжесть потери родной семьи, друзей и т.д.
      Исследования  показывают, что, если ребенок был  помещен в нормальные семейные условия уже в достаточно раннем возрасте, эти последствия устраняются, но уже после 6 месяцев сиротского вскармливания устранить их гораздо сложнее.
      Особая  проблема — феномен «мы» в условиях детского дома. У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть чувство фамильного «мы», отражающего причастность к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, обеспечивающая ребенку защищенность. В условиях жизни ребенка без родительского попечительства стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы» — совершенно особое психологическое образование.
      За последние годы наметились некоторые позитивные тенденции в решении проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений основывается на принципах поддержки семьи и взаимодействия с ней с соблюдением конфиденциальности полученной информации.
      Таким образом, органы управления образованием и образовательные учреждения осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для детей-сирот, оказывающих педагогическую и иную помощь.
      Если  родители находятся на стадии выбора определенного ребенка, им необходимо как можно больше узнать о самом ребенке и его прошлом, чтобы понять, с чем предстоит иметь дело, и начать семейную жизнь с позитивного общения. Конечно, невозможно узнать все о жизни ребенка, но полученная информация поможет преодолеть возможные проблемы и подготовиться к их решению [27, с.120]
    2.Социальная защита детей-сирот
    2.1.Формы устройства детей-сирот
      Опека - наиболее распространенная форма семейного устройства детей-сирот в целях их содержания, воспитания и образования.
      Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство — это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом [8, с.86].
      Согласно  п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 ГК, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
      Основные  функции опеки и попечительства закреплены в Семейном кодексе и в законах субъектов Российской Федерации, конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.
      Семейный  кодекс (п. 1, ст. 121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).
      Органы  опеки и попечительства, получив  сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, которое заключается, в частности, в проверке достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей.
      Наряду  с этим, органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей, а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.
      Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
      Лицам, изъявившим желание взять ребенка в семью, выдается направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в установленном законодательством РФ порядке.
      Обязанности по опеке (попечительству) выполняются  безвозмездно, на содержание ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства, порядок и размер выплаты установлен Правительством РФ. Государство осуществляет постоянный надзор за условиями жизни подопечного, как опекун выполняет свои обязанности (ими обычно становятся близкие родственники ребенка). Он должен воспитывать ребенка и заботиться о его здоровье. Закон предусматривает защиту ребенка от злоупотреблений опекунов, ограничивает их полномочия и самостоятельность при распоряжении имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ) [9, с.168].
      Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляется на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка на воспитание на срок, установленный договором, но договорные обязательства не всегда и несвоевременно выполняются, и не в полном объеме выплачиваются денежные средства. В приемную семью ребенка могут взять отдельные граждане или супруги. Они получают оплату за свой труд и выполняют функцию воспитателей.
      Ребенок старше 10 лет должен давать свое согласие. Нельзя разъединять братьев и сестер. Перспективной формой семейного воспитания осиротевших детей являются замещающие семьи, или семьи патронажных воспитателей. Эта форма применяется с учетом местных условий и возможностей.
      Усыновление (удочерение) ребенка — это юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком — с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.
      Усыновление является одним из самых старейших  правовых институтов и существует во всех современных правовых системах как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах.
      Основной  социальной целью усыновления является создание детям, лишившимся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. В целом под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.