На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы управления персоналом

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 

      Введение.

     Целью курсовой работы является изучение современных методов управления персоналом. Для достижения указанной цели в ходе выполнения курсовой работы должны быть решены следующие задачи :
    Определить сущность методов менеджмента;
    Изучить экономические методы менеджмента и их роль в рыночной экономике;
    Изучить административные (организационно-распорядительные) методы менеджмента;
    Изучить социально-психологические методы менеджмента;
    Исследовать влияние и убеждение как методы управления персоналом;
    Изучить самоуправление;
     По  своей структуре курсовая работа состоит из введения, 6 разделов, заключения.
     Проблема  методов управления всегда была актуальной. Переход стран  к рыночной модели экономики перевернул многое в этом вопросе.
       Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин  «Менеджмент»  по сути является аналогом термина «управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой  сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. По мере укрепления новых социальных и экономических отношений его роль растет,  так как менеджмент - это мощный двигатель и ускоритель общественного развития.
     Тема  является актуальной, так как затрагивает практически все сферы экономической жизни современного общества.
     Процессы  принятия  решений, понимаемые как выбор одной из нескольких возможных альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений  мы принимаем не задумываясь,  так как существует автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Есть решения,  которым мы придаем малое значение, и поэтому мало задумываемся при осуществлении выбора. И, наконец, существуют проблемы выбора,  решая которые, человек испытывает мучительные раздумья.  Как правило,  эти проблемы имеют исключительный неповторяющийся  характер  и  связаны с рассмотрением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым является либо объект выбора, либо обстановка, в которой совершается выбор. Такие проблемы принятия решений называются проблемами уникального выбора. Существует множество различных проблем уникального  выбора. Прежде всего, выделим проблемы, в которых в принципе может быть найдено рациональное, понятное другим людям изложение причин, приведших к  выбору одной из альтернатив (заметим, что многие человеческие, "житейские" проблемы выбора не попадают под это определение). Наиболее  характерными  проблемами рационального выбора являются проблемы, возникающие перед людьми, работающими в разных административных службах, - при управлении организациями и совокупностью организаций. Любой сотрудник административного аппарата обязан  быть  рациональным хотя бы для того, чтобы иметь возможность объяснить другим логические  обоснование своего выбора. Проблемы выбора рационального управленческого решения в уникальных ситуациях, характерных для административной деятельности (выбор плана, выбор проектов проведения научных исследований и разработок, выбор плана производства изделий, выбор перспективного плана развития предприятия и др.) всегда  интересовали многих специалистов и исследователей.  Список подобных проблем довольно обширен, но все они имеют следующие общие черты:
    уникальность, неповторяемость ситуации выбора;
    сложный для оценки характер рассматриваемых альтернатив;
    недостаточная определенность последствий принимаемых решений;
    наличие совокупности разнородных факторов, которые следу принять во внимание;
    наличие лица или группы лиц, ответственных за принятие решений.
     Проблемы  рационального выбора в уникальных ситуациях есть всегда, но  по ряду причин в последние десятилетия важность их значительно возросла. Прежде всего,  уменьшился период времени,  когда принятые раньше решения остаются правильными.  Во-вторых, развитие науки  и техники привело к появлению большого числа альтернативных вариантов выбора.  В-третьих,  возросла  сложность каждого из вариантов принимаемых решений.  В-четвертых, увели взаимозависимость различных решений и их последствий. В результате всего  этого  резко возросли трудности рационального решения проблем уникального выбора.  Эти проблемы  существенно усложнились, и люди,  руководители организаций,  встречаются с ними все чаще. В будущем можно ожидать  еще  большего  разнообразия трудных и ответственных проблем уникального выбора. Как же обычно решаются такие проблемы? Из истории мы знаем, что опытных руководителей  отличает  умение наилучшим образом использовать свой опыт и интуицию.  В ситуациях принятия  уникальных решений всегда существует нехватка информации, покрыть которую можно лишь верой в одну из возможных гипотез.  Опытные руководители обычно используют все полезные советы,  но посту по-своему,  на основе своей модели развития будущих особы, своей  оценки  тех или иных личностей.  Проблемы принятия уникальных решений всегда  требовали   творческого   подхода, озарения, другими словами рациональный выбор в уникальных си по своей сути является особым искусством.
 

         1.Сущность методов менеджмента.

     Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
     Слово "метод" греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
            По сути способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.
     Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.
     Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации по определенным критериям.
     Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
     Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).
     Содержание - это специфика приемов и способов воздействия.
     Организационная форма — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.
     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления.
     Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии. 94
     Направленность методов управления всегда одна и та же - на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.
     Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
              организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
         экономические, обусловленные экономическими стимулами;
              социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. 
 
 

     2. Экономические методы менеджмента и их роль в рыночной экономике.

     Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
     Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме - овладение экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.
     Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо как минимум обеспечить "отзывчивость" организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и самофинансирование организации. В свою очередь расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. 'Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников производственного процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при которых бы экономические методы были действенны и целенаправленны.
     Вся сложность проблемы состоит в обеспечении комплексной субординации хозяйственных связей и экономических зависимостей трудового коллектива в отношениях с организациями, учреждениями, иными структурами народнохозяйственного комплекса и членами своего коллектива. Выпадение или ослабление какого-либо звена в этой системе связей снижает эффективность экономического руководства.
     Перестройка экономического механизма по совершенствованию планирования, экономического стимулирования и управления должна обеспечить необходимые социально-экономические предпосылки реализации программы перехода на работу в условиях рынка. Для этого коренным образом должны измениться методология и технология планирования, в основе которых лежит нормативный метод. С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств, остающихся в распоряжении организации для решения различных экономических и социальных задач. Т.е. после осуществления обязательных отчислений и платежей (отчислений от доходов в бюджет и отчислений органам управления для образования централизованных резервов и фондов, предназначенных для финансирования мероприятий по развитию всей системы подведомственных предприятий, а также для оказания помощи предприятиям, имеющим финансовые затруднения) образуются фонды производственного и социального развития и оплаты труда. В конечном итоге формируются доходы (прибыль) организации. В некоторых рыночных структурах эти фонды не выделяются, а образованная прибыль по решению трудового коллектива распределяется на развитие производственной и материальной сфер.
     Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых бы они могли максимально полно учитывать экономические последствия их управленческой и производственной деятельности.
     Таким образом, основная задача изменения хозяйственного механизма состоит в том, чтобы создать такие экономические и организационные условия, при которых бы организация выполняла возложенные на Нее функции на самом высоком уровне.
     В отличие от организационно-административных экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения.
     В условиях рынка экономические методы руководства получат дальнейшее развитие, расширится сфера их действия, будет преодолен формальный хозрасчет, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и каждый коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными. Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией.
     Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.
     Для решения экономических задач в управлении организацией широко применяются и экономико-математические методы, поскольку основным свойством экономических задач является большое число ограничительных условий и множество решений. Их экономическую сущность может выразить математическая модель, представляющая собой систему ограничительных условий, налагаемых на неизвестные переменные.
     С помощью экономико-математических методов можно получить конкретные данные, характеризующие то или иное
     экономическое явление, и найти наиболее эффективные решения. Здесь налицо своеобразная "обратная связь": не только математика служит развитию экономики, но и экономика способствует развитию математики. Однако в этой области пока существует определенный разрыв: потребности экономики опережают возможности математики.
     Чаще всего применяются линейные модели, предназначенные для решения различного рода экономических задач, в то время как почти все зависимости в экономике нелинейны.
     Экономическая практика обусловила появление ряда математических дисциплин: математическое программирование, теория игр, массовое обслуживание, управление запасами, исследование операций и др.
     Несмотря на характерное для современного этапа усиление роли экономических рычагов и стимулов, не следует ограничивать организационно-административные методы воздействия, которые за счет централизации управления помогают выполнять напряженные плановые задания. 

 

      3. Административные (организационно-распорядительные) методы менеджмента.

     Объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления - функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Мы совершенно справедливо критиковали и критикуем рычаги административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.
     Подход, согласно которому сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с практической точки зрения, так как механизмы их действия принципиально различаются. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. администрированием.
     1 Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются: правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных Интересов предприятия и его работников в соответствии с КЗоТ и другими законодательными актами.
     В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов:
    обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
    согласительные (консультация, компромисс);
     3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).
     Как правило, это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителя на подчиненных), которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов. Организационно-административные методы отличается от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. По существу организационно-административные методы - это методы принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.
     В общем виде система организационно-административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления) и на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).
     Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования. J Наибольший интерес для нас представляет организационное воздействие руководителя на процесс управления (2-й элемент). По сути это методы распорядительного влияния руководителя на коллектив в целом и личность в частности. Необходимость в таком распорядительстве возникает в связи с отклонениями в системе управления от ранее заданных или желаемых режимов работы, неизбежно возникающими под воздействием как субъективных, так и объективных факторов.
     В зависимости от функционирующих в коллективе методов руководства формируется соответствующая им система подчинения. Понятно, что в процессе управленческой деятельности происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения, а иногда и стрессов, что исключает всякое взаимопонимание между управляющей и управляемой системами.
     Контроль и проверка исполнения - важные составные части любого управленческого акта. Однако опыт показывает, что чем больше внимания уделяется регламентированию, нормированию и инструктированию, тем меньше возникает потребности в распорядительном воздействии и меньше приходится решать частные вопросы.
     Для создания наиболее эффективных организационных структур необходимо настойчиво осуществлять меры, направленные на преодоление ведомственной разобщенности, более гибкое сочетание отраслевого и территориального управления, выполнение целевых программ. Оптимальное проектирование организационных структур управления в производстве занимает такое же место, как техническое совершенствование, планирование, снабжение и сбыт, так как оно охватывает интересы всей системы. Под ним
     подразумевается дальнейшая концентрация производства, выбор ее границ и установление таких организационных форм, которые обеспечивали бы эффективное управление.
     Основой совершенствования организационных структур является анализ, позволяющий оценить сложившуюся форму управления.
     Организационный анализ проводится в трех направлениях: состав органов управления, количественные параметры, взаимосвязи и соподчиненность.
     Для анализа состава органов управления используются такие показатели, как структура, количество служб и самостоятельных подразделений, их состав (бюро, групп и т.д.).
     Анализ количественных параметров охватывает численность и соотношение различных категорий управленческого аппарата по отдельным звеньям, службам и подразделениям системы, объем перерабатываемой информации, принимаемые решения, технику, объекты управления.
     При анализе взаимосвязей и подчиненности особое внимание уделяется комплексности охвата структурными подразделениями аппарата управления всех видов работ, которые выполняются в системе, а также скорости прохождения информации через взаимосвязанные структурные подразделения.
     На организационные структуры оказывают влияние следующие факторы: характер объекта управления, внешняя среда, специфика самой системы управления.
     Характер объекта управления определяется масштабами и типом производства, сложностью выпускаемой продукции, технической оснащенностью, количеством потребляемых материалов и поставщиков, составом кадров. На структуру влияют также специфические факторы системы: соотношение применяемых методов управления, уровень подготовки управленческих кадров, информационного обеспечения, техника управления и т.п. Для проведения комплексного организационного анализа необходим учет всех перечисленных факторов.
     Для анализа и правильного проектирования организационных структур используются методы организационного и математического моделирования. Появилась возможность системно описывать, строить оптимизированные организационные структуры и прогнозировать их развитие. Создаются автоматизированные системы управления и информационно-вычислительные системы на базе ЭВМ.
     Организационному анализу подвергаются разные элементы системы управления. Различают анализы организации, методов и техники управления.
     Организационное проектирование проводится в следующих направлениях: проектирование структуры производства, производственных процессов, структуры управляющей системы, процессов управления. 

 

      4. Социально-психологические методы менеджмента.

     Социально-психологические методы менеджмента в своей совокупности предназначены для создания и поддержания таких внутри организационных условий, при которых работники, во-первых, стремятся к повышению собственной результативности и результативности организации, во-вторых, имели бы все возможности для саморазвития в выбранных ими самими направлениях.
     Основаны социально-психологические методы на единстве жизненных ценностей организации и сотрудников. Это единство обязательно, поскольку только на этой основе возможно развитие у людей чувства патриотизма по отношению к организации. Проявляется это чувство, прежде всего, в сознательном стремлении человека отдавать организации больше времени и усилий, чем организация ему оплачивает. Такое возможно только в том случае, если организация предоставляет человеку не только высокий уровень заработной платы, но и дает возможность удовлетворять потребности высших уровней.
     Именно поэтому при приеме на работу не так важна квалификация будущего работника, как его жизненные ценности и ориентации. Если ценности человека и организации совпадают, то его можно брать. Ведь квалификация приобретается, а принципиальные расхождения в ценностях практически непреодолимы.
     Среди социально-психологических методов менеджмента можно выделить социологические исследования, соревнование, преодоление и использование конфликтов, методы морального поощрения и порицания, психологическое влияние, убеждение; методы планирования и развития карьеры сотрудников.
     Социологические исследования в современном менеджменте играют двойственную роль:
     - с одной стороны, они являются источником информации о социальных проблемах организации, подразделений и социальных групп;
     - с другой стороны, с их помощью можно оказывать непосредственное воздействие на персонал организации.
     Наглядным примером такого воздействия являются исследования Элтона Мэйо, проводимые в 1924 г. на заводе Хоронта, принадлежащего компании «Вестерн Электрик» (штат Иллинойс, США). Суть исследований заключалась в влиянии уровня освещенности рабочего места на производительность труда рабочих-станочников. Результаты были удивительными: производительность труда росла как при увеличении, так и при уменьшении освещения. Оказывается это была реакция рабочих на проявление внимания к ним.
     Соревнование между сотрудниками и подразделениями основывается на вполне естественном желании человека — быть лучше других. Реализовываться соревнование может одним из следующих способов (или их совокупностью):
    выявление лидера и мотивация остальных работников на достижение его результатов, благодаря чему возможна смена лидера;
    установление стандартов поведения и производительности в различных областях деятельности предприятия;
     3) поддержание социальной преемственности передового 
опыта, что достигается проведением различных конкурсов, работой кружков качества, поощрением передовиков производства, 
празднованием успешного завершения важных для организации 
работ.

     Важным аспектом соревнования является обязательное и гласное подведение его итогов с обязательным награждением победителя.
     Основными требованиями, предъявляемыми к методам морального поощрения, являются:
     -моральное поощрение необходимо распространять на всех работников, которые показали стремление к улучшению результатов трудовой деятельности, а не только на передовиков;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.