Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Реализация права

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание:
Введение……………………………………………………………………..…....….3
    Понятие, основные черты  и социальное назначение реализации права…………………………………………………………………………………..8
      Понятие реализации права………………………….………………...….…..8
      Основные черты и социальное назначение реализации права…………………………………………………..…….…………………….....14
    Основные формы  реализации права………………….……………….…...17
    Механизм реализации и гарантии прав и свобод личности………………….…………………………………..………......................42
    Стадии реализации прав и свобод                                       личности.……………………………………………………...………………….....45
    Гарантии реализации права…………………………………………………47
    Проблемы реализации права в современной России………………………………………………………….……………………53
Заключение………………………………………………………………………….63
Библиография ……………………….………………………………………….…..66 
 
 
 
 

       Введение
       Создание и реализация права, необходимого для жизни и деятельности людей, которое адекватно и в нужный момент отражало бы жизнь во всей ее сложности и со свойственными ей тенденциями развития - это почетная, но трудная задача. Достижению этой высокой цели служат осмысление и исследование процесса правореализации, анализ разнообразных связей и зависимостей между правом и факторами, его обуславливающими, изучение механизма процесса правореализации и основных его форм.
     Актуальность  темы дипломной работы. Реализация права - общецивилизованная основа и суть правопорядка. Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях социального общения. В правовом обществе народ с одной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву.1
       Понятие правовых законов, формулирования в законах правовых предписаний, ведь исходной формой реализации права государством является законотворчество. В цивилизованном обществе, принимая новый закон, законодатель обязан проследить его соответствие конституции и всем ранее принятым законам, более того, законодатель должен следовать не только собственным, но и федеральным законам, а так же законам всех субъектов федерации. Во всяком случае, он реализует их в форме соблюдения. Право способно непосредственно воздействовать на поведение людей, но это будет идейно-мотивационное воздействие. Реализующее действие права в полной мере проявляется там, где право нашло свое позитивное выражение.
     Право создается для того, чтобы быть реализованным  в поведении, деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Без воплощения правовых предписаний  в жизнь нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное назначение. Вместе  с процессом законотворчества реализация правовых норм возглавляет позицию в правовом регулировании общественных отношений, в социальной жизни для успешного функционирования права важно не только закреплять принципы и нормы права в законодательных актах. Также необходимо,   чтобы предписания правовых норм получали реализацию в реальной жизни, т.е. в общественных отношениях.
     Если  таковые предписания правовых норм не находят реализации в жизненных  отношениях, то они теряют свой правовой смысл  и  свою роль как, социального регулятора.   «Право ничто,   – отмечает Л. С. Явич,   – если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций,   в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества»2. В первую очередь необходимо, чтобы положения законодательства имели реальное осуществление в жизни, чтобы каждый гражданин мог реализовать свои конституционные права и свободы,  находясь при этом  под защитой государства.  Еще Ш. Монтескье писал: «Когда я отправляюсь в какую-либо страну, я проверяю не то, хороши ли там законы, а то, как они осуществляются, ибо хорошие законы встречаются везде»3. Государство, которое не в состоянии обеспечить  реализацию права,  не идет вперед, а каждый раз делает несколько шагов назад в своем правовом развитии, так как не в состоянии достичь поставленные перед ним обществом - задачи и цели по регулированию общественных отношений. Социальное назначение права как раз и выражается в регулировании общественных отношений путем реализации правовых предписаний.
     Формирование  гражданского общества и построение демократической правовой государственности  предполагают эффективное осуществление  правового регулирования, повышение роли и авторитета закона, четкую реализацию и претворение в жизнь предписаний правовых норм.
     Объектом  дипломной работы являются – процесс исследования форм реализации права, а также механизма реализации права личности. Предмет исследования представляет общественные отношения, система взаимодействующих факторов, оказывающих влияние на правовое поведение (деятельность) субъектов общественных отношений и определяющих, в конечном счете, состояние законности и правопорядка.
     Цель  данной работы –  раскрытие содержания понятия реализации права, основных способов правореализации. Провести анализ гарантий и проблем возникающих при реализации правовых норм.
     Для достижения поставленной цели предпринято  последовательное рассмотрение и решение  следующих задач:
    раскрыть понятие и принципы реализации норм права;
    выделить основные черты реализации права; 
    охарактеризовать основные формы реализации права;
    рассмотреть механизм реализации прав и свобод человека и гражданина, его стадии;
    исследовать гарантии реализации права;
    проанализировать проблемы реализации права.
     Структура дипломной работы состоит из введения, четырех глав включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
     Во  введении мы отражаем актуальность выбранной  темы, акцентируя внимание на то, что право создается для того, чтобы быть реализованным  в поведении, деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Отметили, что цель дипломной работы раскрытие содержания понятия реализации права, основных способов правореализации и проведении анализа гарантий и проблем возникающих при реализации правовых норм. Определили объект и предмет как процесс исследования форм реализации права и систему взаимодействующих факторов, оказывающих влияние на правовое поведение (деятельность) субъектов общественных отношений. Отразили теоретическую разработанность данной проблемы и отметили методологическую базу исследования.
     В первой главе посвященной понятию  и основным чертам реализации права нами были рассмотрены такие вопросы как процесс правореализации и его этапы, выделены основные черты реализации права и отметили, что задача процесса правореализации заключается в том,  чтобы эффективно в режиме правовой законности переводить предписания правовых норм в правомерное поведение субъектов права.
     Вторая  глава, посвящена характеристике основных форм реализации права - это использование права, исполнение, соблюдение и правоприменительная деятельность.       
     В третье главе посвященной механизму  реализации и гарантии прав и свобод личности, исследуются природа механизма реализации и гарантии прав и свобод личности, и определяется фактическое осуществление основных прав и свобод человека и гражданина, путем анализа стадий данного процесса и гарантий реализации права.
     В четвертой главе посвященной  проблемам реализации права в  современной России мы попытались провести анализ существующих проблем. Сделав акцент на таких проблемах как – коррупция, проблема прямого применения Конституции Российской Федерации и правовом нигилизме большинства граждан России.
     В заключении  подводятся итоги дипломного исследования, выразившиеся в выводах о смысле процесса реализации права и его перспективах.
    Теоретическая и методологическая основа исследования. В основу дипломной работы положены достижения таких отраслей знаний, как теория государства и права, а также, гражданское, уголовное право и др.
     В дипломе использовались труды современных  российских ученых, и ученых советского периода - ведущих специалистов в  сфере права. Среди них следует  выделить работы следующих ученых:
    Н.В. Витрука, Е.А. Лукашевой, С.С. Алексеева,  М.Н. Марченко М.В. Баглай, И.В. Ростовщикова, В.В. Лазарева, А.С. Пиголкина и др.
     Методология и методы исследования сформировались в результате изучения нами литературы по современной философии, юриспруденции, истории, политологии, социологии, а также идей, положений, принципов, сформулированных в отечественном и зарубежном законодательстве. Использовались труды, как зарубежных ученых-правоведов, так и юристов, советской и современной России.
     В целях более глубокого понимания  сущности механизма действия права в исследовании применяются системный, диалектический, логические, сравнительно-правовой, историко-правовой и др. методы познания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие, основные черты  и социальное назначение реализации права.
     1.1.  Понятие реализации права.
       Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений.4 Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда – значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права. Можно иметь самое совершенное законодательство, прекрасные,  мудрые законы, но если они никем не будут восприниматься и исполняться, то всё это превращается в свод благих пожеланий; усилия законодателей, правотворческих органов будут сведены на нет. Закон силён не своими абстрактными достоинствами, а реальным, позитивным действием. Мёртвые, не функционирующие законы никому не нужны, так как никакой пользы не приносят.
     На  сегодняшний день в Российской федерации  принято немалое количество очень важных и нужных законов, указов, правительственных постановлений, иных нормативно-правовых актов, однако суть проблемы состоит в том, что они плохо реализуются, неэффективно работают.  В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект –  насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере оно легитимно. Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее не воспринимает данный акт как "свой", он обречён на бездействие. Тоже самое можно сказать и о всей юридической системе. Но это, однако, не означает, что каждый отдельно взятый закон должен нравиться всем и каждому.5
       Правореализация – это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если это не происходит, тогда государственная власть становится совершенно неспособной обеспечить стабильность и правопорядок в обществе. При этом правомерное поведение граждан может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций, в этом случае государственная власть опирается на аппарат принуждения.
       Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель, достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением, по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия,  правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.
       Процесс реализации права протекает под влиянием целого  ряда факторов – политических, культурных, социально-экономических, нравственных, организационных, психологических и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности,  материальные стимулы,  государственные гарантии.  Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для гражданина, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.
     Вместе  с тем реализация права имеет еще один смысловой оттенок: право в отличие от иных возможностей (планов, программ, намерений и т. п.) характеризуется повышенной способностью к реализации, обеспечено гарантиями.6
     Данное  понятие достаточно сложно разобрать, так как само право представляет собой многогранное явление, включающее в себя право естественное и позитивное, объективное и субъективное. Реализация права должна быть понята с учетом такого его разнопланового содержания.
     Этот  процесс очень сложен он протекает во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юридические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму,
     Юридические механизмы реализации права многообразны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны.7
     В романо-германской правовой системе (именно к этой правовой семье относится  Российская Федерация) процесс правореализации включает в себя следующие этапы.
     Первый  этап — возведение естественного  права в закон (позитивное право), придание ему нормативной формы. Ядро естественного права составляют права человека, его социально-правовые притязания, вытекающие из природы человека и общества. Для реализации этих притязаний необходимо законодательное, нормативное признание их государством. Возведение прав человека в закон означает:
     а) их конституционное закрепление;
         б) их закрепление в текущем законодательстве.8
     На  втором этапе включаются различные  механизмы реализации закона, с помощью  которых происходит перевод предписаний закона в конкретное содержание субъективных прав и юридических обязанностей. Механизмы эти многообразны: конкретизация закона в подзаконных нормативных актах правительства, министерств, ведомств, органов самоуправления и др., в локальных нормативных актах: разъяснение норм закона в актах официального толкования; процессуальные нормы, регулирующие процедуры принятия, применения и принудительного исполнения закона; многообразные акты применения норм права. Сюда же входит деятельность государственных органов по подготовке и принятию правовых актов.
     Третий, заключительный, этап представляет собой  собственно реализацию права. Именно здесь  права из возможности превращаются в действительность, и это превращение  происходит по воле обладателя права, т. е. от субъекта права зависит, будет ли право реализовано, когда и в каких пределах.9
     В англосаксонской правовой системе процесс правореализации идет иначе.
     Возведение  правовых притязаний, т. е. естественного  права, в ранг обязательной нормы  осуществляется судом. Суд, рассматривая конкретное юридическое дело, тщательно анализирует фактические обстоятельства возникшего спора, притязания сторон и, определяя их взаимные права и обязанности, разрешает конфликт. В качестве нормативного основания при разрешении дела выступает прецедент — ранее вынесенное судебное решение по аналогичному делу.10
     Механизм  реализации правового притязания в  англосаксонской правовой системе  более прост, нежели в романо-германской, поскольку не требует предварительного законодательного закрепления. Опасность же судейского произвола не следует преувеличивать, ибо всегда есть возможность обжалования судебного решения в вышестоящий суд. Например, в Англии, где и сформировалось англосаксонское право, высшей судебной инстанцией является Палата лордов — верхняя палата английского Парламента.
     Реализация  права  обеспечивает перевод всеобщей нормативности правовых предписаний, заключенных в источниках права, в плоскость субъективных прав и  обязанностей, составляющих юридическое  содержание правовых отношений. Понятие реализации права употребляется наряду с такими  категориями, как «социальное действие права», «правовое регулирование», выражающие различные аспекты  и стороны воздействия правовых предписаний на общественную жизнь. Но если термины «социальное действие права» и «правовое регулирование» акцентируют внимание на системе, средств, обеспечивающих воздействия права на общественные отношения, то «реализация права» показывает степень активности субъектов и организационно-управленческие особенности претворяемых в жизнь правовых предписаний.11
     Право имеет главенствующее влияние на общественную жизнь, и это влияние достаточно разнообразно. В зависимости от содержания правовых норм и их отношения к осуществлению со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений оно способно создать либо демократический правопорядок, основанный на гарантированных правах и свободах граждан, либо тоталитарный строй с детальной регламентацией большой части общественных отношений, замкнутых на государство и подверженных его контролю, либо, наконец, режим беззакония, при котором большинство законов носят декларативный характер, а многие общественные отношения регулируются произвольными велениями агентов власти. Специфические для права способы его осуществления принято называть реализацией правовых норм. Основными формами (способами) реализации правовых норм обычно называются использование права, исполнение обязанности, соблюдение запретов, применение правовых норм. Две из названных форм или способов (использование права и исполнение обязанности) представляют собой реализацию правоотношения. Как известно, не все правоотношения возникают в результате сознательно-волевых действий их участников (без таких действий, например, возникают правоотношения, порождаемые юридическим фактом - событием), но все они реализуются через сознательно-волевые действия их участников. Результатом осуществления правовой системы данной страны является правопорядок. 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Основные черты и социальное назначение реализации права
     В самом понятии реализации права  можно выделить три основных черты:
     - правомерность;
     - направленность на достижение целей правовых норм;
     - способность порождать юридические последствия;
     - результатом реализации правовой  нормы является правоотношение.
     Правомерность - необходимый элемент правореализационных  процессов. Она не только итоговый результат процесса претворения права в жизнь, но и внутренне присущее качественное состояние правовых связей и отношений, выражающих юридическое содержание правового регулирования. Реализация права предполагает необходимое соответствие правовых велений регулируемым ими общественным отношениям. Только правомерная деятельность, правомерное поведение способны «включать» общественные отношения по реализации права, управлять ими и направлять их развитие на достижение социально значимых результатов. 13
     Реализация права всегда ориентирована на достижение заложенных или запрограммированных в нормах права целей. Законодатель и иной правотворец, создавая и вводя в действие правовое предписание, имеет в виду охрану или регулирование каких-либо человеческих интересов. Нормотворческая идея непременно включает в себя цель. Интересы людей через правотворческую работу приобретают форму юридических мотивов и, таким образом, «дирижируют» правовыми целями.14  Последние, выглядят в виде юридически гарантированных социально значимых программ, стандартов, результатов. Претворение же права в жизнь выражается в деятельности по достижению тех целей, которые имел в виду законодатель, формулируя правовые нормы. Результатом этого является возникновение экономического, политического, социально-культурного или бытового эффекта, т.е. результата, к которому, стремился законодатель в самом общем виде. Следовательно реализация права,  это средство достижения и, одновременно, проверки соответствия юридической практики и идеалов законодательства.                             
          Конкретный человек, участник правореализации, не всегда правильно осознает и соотносит цели действующего законодательства с личными интересами, управляющими его деятельностью. Право в целом он воспринимает как средство к достижению личных целей. В действительности же, реализуя правовые нормы, субъект может достичь лишь той цели, того результата, который загодя смоделировал законодатель предвосхитив будущие процессы правореализации.15                                                                             
         Реализация права выглядит как особая разновидность юридической деятельности, влекущей возникновение определенных правовых последствий. Подача искового заявления в суд, участие в судебном заседании, приказ о поощрении или наказании работника и прочие юридически значимые действия означают собою акты реализации права. Результатом этого является возникновение, изменение либо прекращение правовых отношений. Отсюда, акты правореализации выступают в виде особых юридических фактов, управляющих движением правовых отношений. Сам же правореализационный процесс выглядит как цепь разнообразных взаимодействий между субъективными правовыми и юридическими обязанностями субъектов реализующих свои интересы. Все это позволяет заметить, что реализацию права можно рассматривать в двух аспектах: как процесс и как конечный результат.

     С точки зрения механизма правового регулирования общественных отношений любая юридическая норма применительно к поведению субъекта есть лишь возможность, осуществление которой превращает норму в само поведение, в действительность, результатом реализации правовой нормы является правоотношение. Представляя собой  права и обязанности, воплотившиеся в действительности, в реальном волевом взаимодействии конкретных лиц, правоотношение тем самым выступает диалектической противоположностью нормы как величины возможной, потенциальной. Связь нормы права и правоотношения, таким образом, можно охарактеризовать как возможность и действительность.
     Реализация  права связана всегда  только с правомерным поведением людей, т.е. поведением, соответствующим правовым предписаниям. В одном случае это  активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом – воздержание от совершения противоправных действий (бездействие). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права,  неправомерное нарушает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Основные формы реализации права 

     Реализация  права как процесс может быть охарактеризована с объективной  и субъективной стороны. Поскольку  норма права, являющаяся правилом поведения, представляет собой единство гипотезы, диспозиции и санкции, то ее содержание предусматривает два уровня (способа) реализации:
       -реализация диспозиции в правомерном поведении;
         -реализация санкции через принудительное воздействия на правонарушителя осуществляемое государственной властью при противоправном поведении субъекта права.
     С объективной — это совершение определенных действий, предусмотренных нормами права.
     С субъективной — отношение субъекта к правовым требованиям в момент совершения предписываемых действий (долг, страх последствий и т. п.).16
     Реализация  права (правовых норм) – это: 
     а) претворение права в жизнь, реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом поведении субъектов; 
б) осуществление в деятельности субъектов права общеобязательных правил поведения, установленных и санкционированных государством. 
в) претворение (воплощение) установленных правовых норм и принципов в правомерное поведение субъектов права в результате соблюдения запретов, исполнения юридических обязанностей, использования субъективных прав и правоприменительной деятельности.

     Существует  два основных средства понуждения людей  к реализации государственных велений  — это обещание награды и угроза физического принуждения или лишения каких-то благ. И это заложено в праве.
     Правовое  регулирование отношений граждан может быть авторитарным (административное, уголовное) и автономным (через дозволение, предоставление прав, предоставление возможности выбора).
     Как уже было сказано  выше,  выделяют следующие признаки реализации правовых норм:
     1) это всегда правомерное поведение;
     2) эта деятельность связана с  достижением определенного результата, предусмотренного нормой права;
     3) это волевое поведение, когда  субъект права согласует свое  поведение с требованиями правовых  норм.
     Структура реализации состоит из субъектов, объектов и содержания.
     Субъектами (кто реализует) являются все адресаты права.
     Объектом (что реализуют) выступает вся система законодательства.
     Содержанием (как реализуют) является само правомерное поведение, а именно, формы реализации.
     В основном реализация норм права происходит в рамках правоотношений (использование, исполнение и правоприменительная деятельность), вне правоотношений происходит соблюдение, когда не требуется контрагента.
       Использование права происходит следующим образом:
       Во-первых, это беспрепятственное осуществление действий в соответствии с субъективными правами, непосредственно входящими в правовой статус гражданина (свобода совести, слова, собраний, уличных шествий и демонстраций и др.);17
       Во-вторых, - совершение юридически значимых действий на основе правоспособности субъектами частного права (сделки, договоры и др.), а также - в соответствии с компетенцией - субъектами публичного права (приказы, распоряжения и др.);
       В-третьих, - осуществление участником правоотношения его возможностей: 1) определенного (правовой нормой или договором) поведения; 2) его требования соответствующих этому поведению действий других лиц; 3) в случае необходимости - обращения к правоохранительным органам государства с требованием защиты нарушаемого или восстановления нарушенного права.
     Субъективное  право иногда определяется как "дозволение". С точки зрения реализации права, это неточно.18 Гражданину дозволено все, что не запрещено. Поэтому отсутствие запрета уже означает разрешение (дозволение). Специальные разрешения (дозволения) как способ регулирования поведения граждан практиковались в тоталитарных государствах, где для проявления самостоятельности и инициативы по какому-либо вопросу гражданину каждый раз требовалось специальное разрешение властей. Но дозволение и наделение правом - не одно и то же. Каждому дозволено любоваться видом из окна своей комнаты; но отсюда не вытекает юридическая возможность препятствовать строительству здания, ограничивающего кругозор. В гражданском обществе субъективное право - не "мера дозволенного", а возможность поведения, гарантированная юридическими средствами, обеспеченная необходимостью соответствующего поведения обязанных лиц и неотвратимостью принудительного восстановления нарушенного права и (или) наказания его нарушителей.
     Существует  разница в использовании права  субъектами частного и публичного права. Для граждан и других участников отношения гражданского общества субъективные права являются способом выражения  и охраны их интересов, и они используют или не используют возможности, заложенные в правах, в соответствии со своими желаниями и интересами.19  Никто не может быть принуждаем к использованию своего права или нести ответственность за то, что не использовал его. Особенность использования права государственными органами и должностными лицами (субъектами публичного права) состоит в том, что для достижения поставленной перед ними цели они обязаны использовать предоставленные им права, нередко именуемые - "правомочия" (правообязанности). В целях осуществления правосудия суд не только имеет право, но и обязан в необходимых случаях вызывать и допрашивать свидетелей, истребовать документы и другие, письменные или вещественные доказательства; государственная инспекция безопасности дорожного движения имеет право и обязана проверять состояние транспортных средств и запрещать использование неисправных; руководитель учреждения в целях поддержания трудовой дисциплины имеет право и обязан налагать дисциплинарные взыскания на нарушителей трудовой дисциплины.
     Границей  использования субъективного права являются права других лиц: "Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц" (ст. 17  РФ).20 Отсюда не следует, что свое право нельзя использовать, если этим правомерно причиняется ущерб, урон интересам других лиц. Можно использовать свое право на взыскание долга с неисправного плательщика, использовать право жалобы на должностные упущения работников государственного учреждения, использовать право необходимой обороны стороной против преступного нападения, хотя определенным интересам и, на основе закона, некоторым правам других лиц этим причиняется урон. Тихий и одинокий владелец домостроения вправе продать свой дом семье музыкантов, хотя этим нарушаются некоторые интересы владельцев ближайших строений.21
     Сложной в теории и на практике является проблема "злоупотребления правом". Еще недавно под этим понималось использование прав в противоречии с их социальным назначением (ст. 1 ГК РСФСР 1922 г., ст. 5 ГК РСФСР 1964 г.) либо наносящее ущерб интересам общества и государства (ч. 2 ст. 39 Конституции СССР 1977 г.). Обоснованно отмечалось, что в таком понимании идея "злоупотребления правом" делает неопределенной границу гражданских прав, ведет к противопоставлению законности и целесообразности, открывает возможность для широкого судебного и административного усмотрения и ограничения прав граждан по политико-идеологическим мотивам. Сам термин "злоупотребление правом" противоречив, поскольку содержит взаимоисключающие понятия: в рамках права не может быть злоупотребления, а злоупотребление противоречит праву. Критерии злоупотребления правом туманны и неопределенны. В гражданском процессе, например, практически возможно без совершения недобросовестной стороной действий, запрещенных законом, причинять ущерб законным интересам и правам других лиц, необоснованно заявляя отводы, ходатайства, жалобы и другими способами использовать свои процессуальные права, чтобы затянуть заведомо проигранный гражданский процесс. Однако сложность проблемы в том, что грань между неумелым использованием процессуальных прав и злоупотреблениями им трудно уловима и почти недоказуема, а формальные признаки злоупотребления процессуальными правами списать в законе практически невозможно.22
     Проблема  злоупотребления правом упрощается, если определение таких злоупотреблений дано в нормативном акте. Так, в законодательстве последних лет излагаются нормы, запрещающие злоупотребление некоторыми свободами и правами с описанием признаков запрещенных деяний. Например, в ст. 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"23 под злоупотреблением свободой массовой информации понимается совершение уголовно наказуемых деяний, а также использование в теле-, видео-, а также кинохроникальных программах скрытых вставок, воздействующих исключительно на подсознание людей. В ст. 51 того же закона содержится перечень запрещенных деяний, представляющих собой "злоупотребление правами журналиста".24
     Проще решается проблема злоупотребления  правами (точнее - правомочиями) должностных  лиц. Расплывчатый по отношению к гражданину критерий использования прав в соответствии с их назначением становится определенным в применении к должностным лицам, предмет ведения и компетенция которых точно определены законом. Как отмечено, использование должностными лицами правомочий в интересах службы является их обязанностью для достижения поставленной перед ними цели. Поэтому закон определяет злоупотребление властью или служебным положением как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы. При условиях, определенных законом, оно влечет уголовную ответственность (ст. 285 УК РФ).25
     Исходя  из изложенного для должностных  лиц противоправной является шикана. Шиканой называется использование  своего права исключительно для  того, чтобы досадить другому лицу (например, предъявление иска о взыскании алиментов к добросовестному плательщику с целью подорвать его репутацию). В отношениях между гражданами шикана не является правонарушением, но может влечь отказ в защите используемого права. Для должностного лица шикана - грубое нарушение служебной дисциплины, так как правомочия должны использоваться исключительно в интересах службы. Поэтому противоправно, скажем, беспокоить граждан из личной неприязни вызовами и повестками, по тем же мотивам затягивать и откладывать рассмотрение и решение дела и т.п.26
     Исполнением как формой реализации права называется выполнение обязанности, т.е. совершение тех действий, которые предусмотрены нормой права и (или) заключенным на ее основе договором либо индивидуальным актом применения права. Иногда исполнением обязанности является воздержание от определенных действий, создающее условия для использования права другими участниками правоотношения.
     Особенностью  исполнения должностными лицами и другими  субъектами публичного права является то, что одним актом, действием они исполняют две обязанности - перед гражданином (или иным субъектом права) и перед вышестоящими государственными органами, которым данное должностное лицо подчинено в порядке государственной (служебной) дисциплины.
     Для возникновения и реализации некоторых обязанностей, предусмотренных нормами права, необходимы акты применения права, либо конкретные распоряжения (приказы, "команды") управомоченных лиц. Эти акты и распоряжения адресованы точно определенному лицу и определяют конкретную обязанность адресата (бригаде N 40 передать такое-то имущество в указанный срок, свидетелю явиться к обозначенному часу по указанному адресу). При исполнении таких обязанностей иногда возникает вопрос о законности акта или распоряжения, а также об ответственности за исполнение незаконного приказа. 27 В таких случаях применяются следующие правила: 1) приказ (решение, распоряжение, указание), изданный явно вне пределов компетенции должностного лица или государственного органа либо с очевидным нарушением установленного (процессуального) порядка и (письменной) формы, не порождает обязанности его исполнять (считается, что в таких случаях вообще нет приказа); 2) не подлежит исполнению приказ, хотя и изданный в установленных порядке и форме уполномоченным лицом, но по содержанию предписывающий преступное деяние; выполнение действий, предписанных таким приказом, является соучастием в преступлении. Исполнение явно преступного приказа влечет за собой ответственность по закону; 3) во всех других случаях, когда возникают сомнения в законности приказа или распоряжения, лицо, на которое этим актом возлагается обязанность, может обжаловать соответствующий акт в установленном законом порядке; подача жалобы в случаях, предусмотренных законом, приостанавливает исполнение; во всех остальных случаях человек, сомневающийся в законности данного ему распоряжения, должен это распоряжение выполнить в указанный срок, но, исходя из перспективы обжалования, рекомендуется заручиться доказательствами, что было дано именно такое распоряжение (потребовать письменного указания, пригласить свидетелей и т.п.). То же относится к обязанностям, проистекающим из противоречащих закону нормативных актов, различных ведомственных инструкций, устанавливающих ограничения прав граждан или возлагающих на них дополнительные обязанности, с той особенностью, что основными способами их обжалования являются соответствующие заявления в прокуратуру или оспаривание в суде.28
     Соблюдение  права нередко определяется как воздержание от совершения запрещенных нормами права действий. Понимание реализации права как "ненарушение запретов", "несовершение преступлений и проступков" порождает ряд сомнений. Как отмечено выше, действие запретов своеобразно. Они реализуются через правоотношения только в случаях их (запретов) нарушения, когда к правонарушителю применяется санкция. Запреты регулируют поведение людей и общественные отношения уже в силу общеправового принципа гражданского общества, которым гражданам и их объединениям "разрешено все, что не запрещено". Действия в пределах этого общеправового принципа образуют правомерное поведение, для обозначения которого нет смысла вводить в теорию права дублирующий это понятие термин "соблюдение запретов". Существенно важно и то, что для соблюдения (ненарушения) большинства запретов от многих людей не требуется никаких специальных действий или волевых усилий; большая часть членов общества вообще соблюдает многие запреты, даже не зная об их существовании.29
     Предположение, что нормальный человек, не убив и  не украв, реализовал тем самым правовую норму, не согласуется с социальным действием запретов. Хотя многие запреты адресованы всем и каждому, по существу они обращены к тем лицам, которые способны или стремятся совершать запрещенные действия. Социальное назначение запретов в том и состоит, чтобы либо сдержать этих лиц угрозой наказания, либо, в случае нарушения запрета, подвергнуть законному наказанию или взысканию в пределах санкции нарушенной нормы
     Несовершение  преступлений и других правонарушений - не особая форма реализации права наряду с использованием и исполнением правовых норм, а общий результат существования и действия правовой системы, системы воспитания, образования, общественного мнения.30
     Понятие "соблюдение права" есть смысл  использовать для обозначения тех  действий, которые по закону требуются для оформления каких-либо юридических результатов, достижение которых не является обязанностью сторон (заключение договора, оформление доверенности, составление завещания, расторжение брака, предъявление иска и т.п.). Правом определен порядок совершения некоторых действий, влекущих правовые последствия: форма, перечень документов, сроки представления, оплата пошлин и т.п. Нарушение этого порядка не является правонарушением, но препятствует наступлению юридического результата (подача жалобы или предъявление иска по истечении срока обжалования или срока исковой давности, представление незаверенной копии аттестата или иного документа и т.п.). Совершение таких действий не подпадает под понятие "исполнение права", если нет обязанности, эти действия совершать. 31В таком понимании "соблюдением" называется предусмотренный законом порядок оформления, осуществления или защиты своего права (чтобы подарить дом - надо оформить дарственную в нотариальной конторе или в муниципалитете; чтобы расторгнуть брак - надо собрать документы, уплатить пошлину, подать заявление в загс или в суд). Несоблюдение этого порядка, соответственно, приводит к тому, что не наступают юридические последствия неправильно оформленных или незавершенных действий.
     Сказанное относится к деятельности граждан и частных юридических лиц. Для государственных органов и должностных лиц соблюдение сроков, оформление документов, соблюдение процессуальных и процедурных правил является обязательным, если достижение соответствующего правового результата относится к их компетенции.
        Применением права называется особая форма его реализации - рассмотрение и решение дел управомоченными на то государственными органами или должностными лицами и принятие решений, определяющих юридическое значение установленных обстоятельств дела. Акт применения права (индивидуальный правовой акт, решение по конкретному делу) является юридическим фактом, ведущим к возникновению, изменению, прекращению правоотношений.32
     Ряд правовых норм не может быть реализован без применения права. Эта форма (способ) реализации правовых норм определяется законом и подзаконными нормативными актами в тех сферах общественных отношений, где особенно необходимы точная определенность прав и обязанностей сторон, государственный контроль за развитием отношений, внесение в это развитие элементов устойчивости, стабильности, определенности, доказуемости. Для этого, во-первых, нужно точное определение момента возникновения правоотношения, его содержания и субъектов (кто из абитуриентов зачислен в студенты, на какой факультет, на какое отделение, на какой курс, назначена ли стипендия, предоставлено ли общежитие?).
     Во-вторых, принятию решения (вывода, имеющего юридическое  значение) должна предшествовать строгая проверка фактических обстоятельств дела, определение их юридических последствий, фиксация этого в специально оформленном акте, допускающем последующую проверку обоснованности и законности решения.
     В-третьих, если государство считает необходимым  осуществлять систематический контроль за возникновением и развитием определенных видов правоотношений, необходимо точно определить процессуальные (процедурные) формы рассмотрения и решения соответствующих дел, готовить достаточно квалифицированные кадры государственных служащих, в компетенцию которых входит применение норм этой отрасли права, обеспечивая возможность проверки правильности этих решений и, соответственно, степени квалификации этих служащих.33
     Характерные особенности применения права заключаются в следующем:
     1) это   властно-императивная форма  реализации права;
     2) осуществляется компетентными, уполномоченными  на то органами и должностными  лицами;
     3) носит процессуально-процедурный  характер;
     4) состоит из ряда последовательных  стадий т.е. отличается, стадийностью;
     5) имеет под собой соответствующие  юридические основания;
     6) связано с вынесением правоприменительных  актов;
     7) является разовым и индивидуально-определенным  действием, касающимся персонифицированных  субъектов;
     8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций.
     Указанные признаки показывают специфику правоприменения  и достаточно четко отграничивают  его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется «вмешательство» соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.
     В каких же случаях возникает сама необходимость в применении норм права, какими причинами оно вызывается? Иными словами, каковы основания, поводы этого юридически властного действия? Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах: 34
     1) когда совершается правонарушение  и требуется применить caнкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;
     2) когда нет добровольного исполнения  обязательств  (возврата долга,  уплаты штрафа, налога, соблюдения  условий договора);
     3) когда появляется препятствие  на пути реализации субъектом  своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);
     4) когда возникает спор о праве  и стороны не могут сами  найти согласованное решение,  уладить конфликт (раздел имущества,  домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);
     5) когда те или иные юридически  значимые действия в силу их  особой важности должны пройти  контроль со стороны государства  с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки  по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания; выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.).
     6) когда определенные права и  обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);
     7) когда по закону необходимо  официально установить (нередко  через суд) наличие или отсутствие  какого-либо факта, события, состояния  (например, признание лица безвестно  отсутствующим либо yмершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).
     Высказывалось мнение, что правоприменение не следует рассматривать как способ (форму) реализации права в одном ряду с использованием права, исполнением обязанности, соблюдением запретов, поскольку оно сводится к одной из этих форм или к их сочетанию. С этим мнением трудно согласиться по следующим причинам:35
     1) ряд правовых норм вообще не  может быть реализован без  актов применения права. Таковы  нормы о юридической ответственности за правонарушения, многие нормы о передаче имущества, все нормы о регистрации или расторжении брака, о приеме на работу в государственные учреждения, об увольнении, о назначении пенсий и др. Исключив правоприменение из способов реализации права, невозможно представить себе систему этой реализации в целом.
     2) если использование, исполнение  и соблюдение типичны для деятельности  граждан и частных юридических  лиц в сфере гражданского общества, то применение права типично  для субъектов публичного права (осуществление власти, управления, правосудия). Ряд государственных органов (например, суды) существует только для правоприменения. Полное рассмотрение проблемы реализации права требует исследования на всех уровнях его осуществления.
     3) именно правоприменение породило процессуальное право - комплексы правовых норм, определяющих порядок, процедуру реализации и охраны материально-правовых норм. Как отмечено выше, под юридическим процессом в последние годы понимается не только деятельность органов правосудия, но и других государственных органов, которая всегда подчинена определенной процедуре. Без рассмотрения места процессуального права в системе правового регулирования характеристика последнего будет неполной.36
     4) на материалах правоприменительного  процесса как наиболее формализованного способа реализации права теоретически разработаны стадии правореализации, приемы толкования правовых норм, типичные способы решения юридических ситуаций - то, что (в свернутом виде) присуще любой форме реализации права. По существу, это именно та тематика, которая составляет основное содержание обучения в юридических учебных заведениях. Оно начинается с исследования обстоятельств дела и выбора правовой нормы, регулирующей данный случай и отношение. То и другое по существу сводится к состыковке юридических фактов и гипотезы правовой нормы. Выбор правовой нормы, подлежащей применению к данному делу, иногда называют "юридическая квалификация".
     При исследовании обстоятельств дела может  оказаться, что среди этих обстоятельств  нет юридических фактов или юридический состав неполон (например, еще не достигнут возраст, необходимый для назначения пенсии), либо отсутствуют доказательства, подтверждающие необходимый для полноты состава юридический факт (нет документов о полном стаже работы). В первых двух случаях выносится мотивированное решение об отказе в применении права, в последнем случае дело может быть отложено до (и для) представления необходимых документов или иных доказательств.
     При применении правовой нормы может  возникнуть проблема "обратной силы" закона, под которой понимается распространение действия юридической нормы на обстоятельства и факты, существовавшие до ее установления (т.е. изменение юридической оценки, квалификации фактов и обстоятельств прошлого). Поскольку правовая норма - это не только правило должного, обращенное в будущее, но и обещание государства решать определенную категорию дел только обозначенным в норме способом, придание закону обратной силы крайне нежелательно, если это ухудшает правовое положение какой-либо категории граждан, и, наоборот, допустимо, а иногда обязательно, если это меняет их правовое положение к лучшему. На этом основана обратная сила уголовного закона, устраняющего наказуемость деяния или смягчающего наказание (ст. 10 УК РФ) и запрет придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность лица (ст. 54  РФ).
     Следующая стадия - толкование текста нормативного акта. Под толкованием понимается, прежде всего уяснение смысла текста закона, конструирование правовой нормы, подлежащей применению к данному случаю, со всеми ее элементами (гипотеза, диспозиция, санкция).37 Неразрывная связь и согласованность правовых норм, составные части которых содержатся в различных нормативных актах (статьях, разделах, частях текстов), требует при применении той или иной нормы права тщательно изучить все положения нормативных актов, содержащие применяемую норму. Применение правовых норм осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами; каждому из правоприменителей законом обозначена строго определенная категория дел, относящихся к его компетенции (трудовые споры, регистрация актов гражданского состояния, рассмотрение кассационных жалоб, взимание налогов, назначение пенсий и т.п.). 38Соответственно, работники этих органов и учреждений должны хорошо знать отрасли права, по которым они готовят и принимают решения. Практическое значение структуры правовой нормы (гипотеза - диспозиция - санкция) в том и состоит, что она ориентирует лиц, применяющих правовые нормы, на тщательный и всесторонний анализ нормативно-правового материала, сопоставление неразрывно связанных между собой статей законов и других нормативных актов, выявление элементов, образующих одну норму, определение условий ее применения, содержания, последствий нарушения (кто к чему обязан, на что имеет право, каково содержание запретов и последствия их нарушения). Этот основной прием толкования может быть назван логико-юридическим (конструирование правовой нормы).
     К приемам уяснения текста нормативного акта относится грамматическое толкование, состоящее в уяснении смысла терминов, их связей, предлогов (и/или), иногда даже знаков препинания (наличие или отсутствие разделительной запятой). Используется также систематическое толкование текста закона, определение места статьи закона в его структуре, самого закона - в системе законодательства, связей общей и особенной частей нормативных актов и т.д.39
     Важное  место среди приемов уяснения принадлежит логическому толкованию, состоящему в уяснении понятий, выраженных словами и терминами, содержащимися в нормативных актах. При логическом толковании применяются все законы формальной логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания). 40С помощью логических операций (анализ и синтез, построение силлогизма и т.д.) определяются признаки и объем понятия. Особенность логического толкования нормативно-правового текста состоит в том, что приходится учитывать специфику изложения мысли законодателя в тексте закона, содержащем и образные выражения, адресованные массовому правосознанию, и специальные термины, понятные квалифицированным юристам, применяющим право. Поэтому тексты нередко подлежат логическому преобразованию или уяснению с позиций так называемого здравого смысла. 41 Из того, что в тексте закона сказано, что никто не может быть произвольно лишен жизни, отнюдь не следует, что любое лишение жизни, в том числе убийство, является непроизвольным, а тем самым - законным; если "молодому специалисту" далеко за 25 лет, которые медицина считает рубежом молодости, то он имеет право на льготы, определенные для лиц, обозначенных этим термином, но, конечно, не имеет прав на сокращенный рабочий день и другие льготы, предназначенные для собственно молодежи. С логическим толкованием связано "телеологическое" (целевое) толкование, под которым разумеется уяснение смысла закона в связи с его целевым назначением. Так, исходя из смысла конституционной гарантии судебной защиты прав и свобод граждан, а также их прав на юридическую помощь суды обязаны принимать и рассматривать жалобы граждан на все затрагивающие их права решения и действия должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, а не только лишь те, которые действительно (а не по ошибочному мнению граждан) нарушают, как сказано в законе, их права и свободы (цель закона - определить судебный контроль за законностью актов, касающихся прав и свобод граждан).42
     Среди видов толкования иногда называют "историческое", означающее изучение условий, при которых  принят нормативный акт, причины  его принятия, последующего изменения, сопоставление текста закона с его проектом, изучение прений по стенограмме заседания государственного органа, принявшего акт, и т.п. В целом это - сфера научной деятельности, а не практики работы государственного органа, применяющего право, а потому относится к выработке доктринальных толкований. 43 На практике историческое толкование может применяться разве только по свежим следам замены одного нормативного акта другим. Так, в ст. 13 Основ законодательства РФ о культуре определено право каждого человека "без ограничения возраста" на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов. Сопоставление этого текста с ранее действовавшими нормативными актами показывает, что слова "без ограничения возраста" означают не распространение этого права на младенцев и малолетних, а снимают существовавшие до того ограничения предельного возраста ("до 35 лет", "до 45 лет").
     При уяснении смысла правовой нормы используются ее официальные нормативные разъяснения, если такие имеются.
     Разъяснения-толкования делятся на виды по источнику (а тем  самым - по юридической силе) и по объему применения.44
     Официальные толкования законов и других нормативных  актов предоставляются издавшими  их ("аутентическое толкование") или специально на то уполномоченными органами (Конституционный Суд РФ по запросам указанных в ст. 125 Конституции государственных органов дает толкование Конституции Российской Федерации). Оно неразрывно связано с текстом истолкованного нормативного акта, носит нормативный характер и обязательно при его применении.
     По  объему применения от нормативных толкований-разъяснений  отличаются "казуальные", т.е. относящиеся  к тому делу, по которому вынесено решение, вступившее в законную силу. Среди  них особое место всегда принадлежало и принадлежит судебным толкованиям, из которых складывается судебная практика. Толкование закона, содержащееся в решении (приговоре, определении) суда, относится к официальным казуальным толкованиям; оно обязательно только для данного дела. 45Однако толкование законов, содержащееся в решениях высших судебных инстанций, особенно верховных судов, всегда оказывало влияние на текущую судебную практику. По существу они имели не только силу авторитета, но и авторитет силы, так как кассационная и надзорная практика этих инстанций направляли деятельность нижестоящих судов в сторону именно такого, а не иного толкования законов. Кроме того, Верховный Суд, а также Верховный арбитражный суд наделены правом давать "разъяснения по вопросам судебной практики", обязательные для судов и всех государственных органов и должностных лиц, применяющих истолкованный закон.
     Неофициальное толкование законов и иных нормативных  актов дается любым лицом, высказывающим  свое мнение о смысле текста закона; оно необязательно для лиц  и органов, применяющих право. Таково толкование закона истцом, ответчиком, адвокатом, подсудимым, прокурором - в процессе, лектором - в аудитории, журналистом - в газете и т.п.46
     Особым  видом неофициального толкования является доктринальное (научное), т.е. толкование закона учеными-правоведами и их коллективами (например, комментированный кодекс). Неофициальное толкование помогает уяснить смысл закона, но необязательно при его применении.
     Результатом использования различных приемов  уяснения смысла текста нормативных актов является конструирование правовой нормы, вывод об объеме ее применения к данному случаю.
     При идеальной системе законодательства как источника права, точно выражающего  намерения и мысли законодателя, текст закона подлежит буквальному  толкованию и применению. В странах, где нормативные акты являются главным источником права, предполагается, что "дух закона" выражен в его "букве"; "догма права" является основой основ правоприменения. 47Это правило применяется и в нашей стране. Однако и у нас, и в других странах все же различаются "дух" и "буква" закона, поскольку мысль законодателя не всегда получает в тексте нормативного акта адекватное воплощение (либо текст устаревает в связи с развитием и изменением общественных отношений). Поэтому кроме буквального (общее правило) иногда, как исключение, применяются ограничительный и распространительный виды толкования. Эти виды толкований, как правило, не могут применяться, если это приведет к ухудшению правового положения лица, в отношении которого выносится акт применения правовой нормы; так, судебной практикой твердо признана недопустимость расширительного толкования обстоятельств, отягчающих ответственность (ст. 63 УК РФ). И, наоборот, принцип гуманизма и другие нравственные нормы иногда оказывают влияние на официальное правосознание, стимулируя отход от буквального толкования некоторых норм. Так, в уголовном законе статьи, определяющие ответственность за отказ или уклонение свидетеля от дачи показаний или за ложные показания, толковались ограничительно в случаях, когда свидетелями оказывались родители, дети, супруг осужденного преступника (ныне основанием такого толкования стали ст. 51 Конституции РФ, а также примечание к ст. 308 УК РФ).48
     На  тех же принципах (отступление от буквы закона не должно ухудшать правовое положение граждан) применяется расширительное толкование, если буквальный смысл, терминология текста закона уже содержания нормы. Так, в Основах законодательства РФ о культуре разрешено вывозить за границу результаты своей творческой деятельности с целью продажи. Этот текст толкуется расширительно, так как разрешение вывоза с целью продажи предполагает и разрешение вывоза (тех же предметов) с целью дарения, обмена и других способов распоряжения (кому разрешено большее, тому разрешено меньшее).49
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.