На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Конкуренция в предпринимательстве

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Перед отечественным бизнесом в современных  условиях стоит амбициозная задача – достижение конкурентоспособности  мирового уровня, обусловленное процессами постиндустриального развития, обеспечения макроэкономического роста и социализации национальной экономики. Наряду с новыми возможностями определенные риски и угрозы для бизнеса привносит экономический кризис, который оказывает существенное влияние на характер конкурентной среды национальной экономики.
       Предприниматели работают в конкурентной среде, под влиянием факторов и тенденций, на которые необходимо вовремя реагировать в изменяющихся экономических условиях. Об этом говорил в своем Послании Президент Казахстана Н. Назарбаев «Мы хотим видеть мощный предпринимательский класс, готовый брать на себя риски, осваивать новые рынки, внедрять инновации. Именно предприниматели являются движущей силой модернизации экономики».
     Конкурентная  позиция современного предпринимательства  формируется не только внутренним потенциалом, но и в большей степени внешними факторами макросреды. Это приводит к усложнению среды функционирования предпринимательства, усилению ее конкурентности и неопределенности, что обусловливает необходимость определения границ конкурентной среды, факторов ее развития, критериев оценки и механизмов развития.
     Возникновение потребности в оценке конкурентоспособности предпринимательских структур обусловлено формированием новой структуры производства, освоением наиболее эффективных форм хозяйствования в сфере услуг, расширяющих спектр рисков, управление которыми требует системного подхода. Развитие конкурентной среды будет способствовать реализации кластерных инициатив в Республике Казахстан.
     Информационная  база сформирована на основе использования  данных Агентства Республики Казахстан  по статистике, законодательных, нормативно-правовых актов и методических материалов Правительства Республики Казахстан, а также статистической отчетности предприятий, социологических исследований, публикаций в периодической печати. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конкуренция в предпринимательстве
     Предпринимательство и конкуренция два ключевых основопологающих понятия рыночной экономики. Взаимосвязь и взаимодействие конкуренции и предпринимательства объективный процесс, который характеризуется многоаспектностью, выраженной во взаимном стимулирующем развитии каждого из этих явлений. Конкурентное воздействие стимулирует появление многообразия предпринимательских структур, которые поддерживают интенсивность и развитие самой конкуренции, ее форм и методов.
       Развертывание новаторских свойств предпринимательской функции привело к усложнению конкурентного процесса и смещению конкуренции от ценовых форм к неценовым, все более смещая центр тяжести конкурентной борьбы в область выявления потребительских предпочтений и поиска наиболее эффективных способов их удовлетворения.
     Конкуренция, исполняя роль системного фактора, определяет основные параметры рыночного хозяйства. Отбрасывая неэффективные хозяйственные звенья, она предопределяет развитие производства, регулируя отраслевые пропорции, и способствует стимулированию непрерывного совершенствования. В институциональной организации рыночной экономики конкуренция, как институт, занимает особенное положение, выражающееся в зависимости эффективности функционирования других институтов от уровня ее развития. Специфической особенностью конкуренции как рыночного института является отсутствие у нее  свойств самоорганизации и устойчивости, поэтому она не может быть ни результатом согласованных действий, ни следствием поведения хозяйствующих субъектов, что указывает на необходимость регулирования самой конкуренции извне как условия ее сохранения.
     В связи с этим первоочередной задачей государства становится выявление и формирование институциональных условий, которые обеспечивали бы максимально благоприятную среду для функционирования и развития конкуренции, способствуя ее становлению как эффективного   координатора и фактора целостности хозяйственной системы. Такими условиями являются:
    неограниченность числа участников, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него. Это предполагает свободу предпринимательской деятельности, наличие различных форм собственности, исключение всех форм дискриминации потребителей. Каждый обладатель денежного дохода, намеревающийся воплотить свою потребность в спрос, имеет право купить нужные ему товары и услуги;
    мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов. Свободное перемещение капитала приводит к расширению производства и росту объема сбыта, следствием чего является привлечение дополнительных ресурсов, применение более эффективных их комбинаций, использование законсервированных мощностей и освоение передовых технологий;
    полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли. Неполная информация может служить источником дискриминации;
    невозможность одних участников рынка оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками. При большом количестве субъектов рынка решения по индивидуальной цене не отражаются на рыночной цене. Реальные уровни цен мало зависят от желаний отдельных субъектов экономики и устанавливаются механизмом рынка.
     Систематизация  научных подходов позволяет нам  сформулировать определение экономической  категории «конкурентная среда предпринимательства», которая представляет собой « совокупность факторов, процессов, отношений и условий, влияющих на соперничество независимых хозяйствующих субъектов». В данном определении выделен основной принцип конкурентной среды, а именно независимость рыночных агентов друг от друга.
     Формирование  конкурентной среды происходит под влиянием рыночных элементов, сформулированных М.Портером как детерминантов национального ромба,  государства, реализующего систему мер по формированию основ рыночных взаимоотношений и заинтересованных общественных институтов.. Разработанная автором модель конкурентной среды имеет три уровня своей реализации – макро-, мезо- и микроуровень, которые формируются под воздействием ряда факторов и различных субъектов (рисунок 1).
       На  микроуровне формирование конкурентной среды идет за счет влияния пяти сил конкуренции, а также под воздействием совокупности процессов, регулируемых государством и корректируемых общественными институтами. На мезо- и макроуровне влияние международной конкуренции, в виде транснациональных компаний, и детерминантов конкурентных преимуществ обуславливают возникновение национальной конкурентной среды. Существенное влияние на этот процесс на всех уровнях оказывают государственные и общественные институты.
     Специфика формирования конкурентных условий в казахстанской экономике состоит в революционности ее формы осуществления. Из-за вынужденной радикальной трансформации всей хозяйственной системы, предпринимательская среда претерпела существенные изменения как на макро-, мезо-, так и микроуровне, что нашло выражение в финансовой дестабилизации; сокращении совокупного спроса; открытости экономики, формировании рационального поведения потребителей; изменении ориентиров деятельности производителей, их хозяйственной мотивации.
     Сам переход к рыночным способам хозяйствования не обеспечивает непосредственно конкурентности отраслевых рынков, конкурентное взаимодействие может вырабатываться с течением времени при соответствующем стимулирующем влиянии государства.  Последствия конкурентной борьбы носят конструктивный и деструктивный характер, обусловливаемый стремлением к перераспределению экономической власти в свою пользу, как внутренний двигатель конкурентной борьбы, что определяет  необходимость упорядочения среды ее проявления. Формирование конкурентной среды происходит под воздействием самих предпринимателей, поведение которых зависит от их конкурентного потенциала и способности реализовать имеющиеся конкурентные преимущества. Конкурентоспособность предпринимательства формирует конкурентоспособность страны, которое укрепляется при существовании интенсивной конкуренции в экономике.
     Формирование  конкурентной среды предпринимательства  осуществляется при соблюдении экономических, технологических и социальных предпосылок. Экономические предпосылки выражают динамику и структуру совокупного спроса, рассредоточение рыночной власти, видовое многообразие предприятий, развитие кооперационных связей и интеграции,
уровень и способы государственной поддержки  предпринимательства. Технологические  предпосылки определяют доступность  технологий и информационное обеспечение, позволяя создавать множество параллельных производств, открывают новые рыночные ниши, способствуя укреплению конкурентоспособности вновь формирующихся предпринимательских структур.
     Социальные  предпосылки связаны с созданием  новой системы мотивации и преодолением управленческой психологии командно-административной системы, требующей проведения массовой подготовки  и переподготовки кадров, и изменения мотивационных ориентиров.
      В Казахстане формирование и развитие конкурентной среды осуществляется поэтапно. Автором выделены пять основных этапов:
     первый - создание предпосылок для развития конкуренции;
     второй - формирование правовых основ развития конкуренции, законодательной базы ее регулирования;
     третий - осуществление демонополизации экономики;
     четвертый - формирование действенных механизмов регулирования естественных монополий, государственных монополий и доминирующих субъектов в отраслях экономики;
     пятый - осуществление системных мер  по развитию предпринимательства в  условиях происходящих процессов глобализации и региональной интеграции.
      Конкуренция определяет тип отраслевого рынка, формируя специфику отраслевой конкурентоспособности, которая находит выражение в  создании технических, экономических  и организационных возможностей для организации производства и сбыта продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. Наряду с этим конкуренция способствует становлению рациональной отраслевой структуры, группы высококонкурентных предприятий-лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня; отлаженной опытно-конструкторской и прогрессивной прозводственно-технологической базы, развитию отраслевой инфраструктуры; гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества, эффективной системы распределения продукции.  Отраслевой принцип формирования конкурентных отношений находит выражение в определении критериев и показателей отраслевой конкуренции, на основе которых автором определены виды отраслевой конкуренции. Видовая структура отраслевой конкуренции представлена внутриотраслевой, межотраслевой и конкуренцией между кластерами, как видом взаимосвязанных отраслей (рисунок 1).
    Каждый  уровень конкурентной среды предпринимательства  формирует собственную конкурентоспособность и воздействует на следующий уровень. Конкурентоспособность  среды характеризуется  условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, которые обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности и увеличивают возможность перехода на другие уровни конкурентной среды. Таким образом, конкурентоспособность есть изначально созидательная среда, способствующая развитию предпринимательства.
 

 

 

      Отраслевую  конкуренцию можно разделить  на два типа: проходящая внутри и  выходящая за пределы отрасли. В  качестве критериев оценки специфики  конкурентной среды автором определены: субъект конкуренции, объект конкуренции, масштаб конкурентной среды, факторы развития конкурентной среды, цель конкуренции. На их основе автором проведена оценка особенностей формирования конкурентной среды на различных уровнях видовой структуры отраслевой конкуренции (таблица 1).
    На  отраслевом уровне конкурируют малые, средние и крупные предприятия, которые делят потребителей и рынки. На конкурентоспособность субъектов рынка на данном уровне влияют пять сил конкуренции, сформулированные М.Портером. Самим субъектом конкуренции выступает отдельное предприятие отрасли, которое  конкурирует с другими за  долю в потребительском бюджете. В связи с однородностью и однотипностью производимой продукции, методы конкурентной борьбы сфокусированы на повышении конкурентоспособности производимой продукции.
     На  уровень межотраслевой конкуренции  в основном выходят крупные предприятия, значимые в рамках отрасли в своем регионе. Происходит конкуренция целых отраслей и подотраслей. Для взаимодействия с конкурентами такого масштаба, предприятие должно занимать значительную долю рынка в своей отрасли. Возможность межотраслевой конкуренции для малого бизнеса менее распространенное явление, в основном, выход становится актуальным, если возможности внутриотраслевой конкуренции исчерпаны. Риски, связанные с пятью силами конкуренции минимальны в связи с высокими барьерами входа в отрасль. На данном уровне отраслевой конкуренции осуществляется борьба между отраслями национальной экономики за долю в потребительском бюджете, а объектом конкуренции выступает рентабельность отрасли. В качестве факторов конкурентной среды  здесь выступают детерминанты национального ромба.
     Межотраслевая конкурентоспособность определяет эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемая по показателям, характеризующим степень динамичности отрасли при различных вариантах развития отечественной и мировой экономики. Высокие риски предпринимательской деятельности обуславливают  ужесточение условий конкуренции как для предприятий внутри одной отрасли,  так и межотраслевую конкуренцию, при которой особое значение приобретает положение компании  в международной конкуренции, обусловленной высоким уровнем взаимопроникновений экономик разных стран в результате глобализации.
     В данной ситуации повышается роль кластеров, как одной из форм отраслевой организации предприятий, позволяющей им существенно повысить свою конкурентоспособность.  Теория кластеров М. Портера основана на том, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно сконцентрированы в одном регионе, а это связано с волновой природой инноваций, распространяемых вокруг себя наиболее конкурентоспособными компаниями и затрагивающими поставщиков, потребителей и конкурентов данных компаний. Конкурентная среда внутри кластера формируется по воздействием таких факторов, как деятельность транснациональных корпораций, воздействие мирового спроса, степени развитости кластера, специализации кластера, воздействия государства и общественных институтов. Конкурентная борьба ориентирована на расширение рыночной доли, как в масштабах национальной, так и мировой экономики.
      Рыночная  конкуренция имеет свои границы, за пределами которой предпринимательская  деятельность либо не  выгодна, либо не конкурентна, что определяет характер поведения предпринимательства
      Разработана модель поведения предпринимателей при цивилизованной рыночной конкуренции, которая посредством использования математического аппарата может быть представлена как функция от различных факторов, в том числе, прибыльности и рискованности предпринимательской деятельности. Но, в условиях экономики Казахстана появляется ряд неформальных условий, обозначенных автором как « », которые дают возможность расширить границы прибыльной деятельности предпринимательства вне конкуренции.  

                                                  

     Такими  неоформальными условиями являются:
    возможности «договориться» с государственными органами (фактор коррупционных возможностей в госорганах),
    возможности получения финансирования бизнеса через «договоренность» с финансовыми институтами,
    возможность реализации товара по цене выше, чем рыночная, либо покупки товара по цене ниже рыночной (фактор наличия «отношений» с экономическими контрагентами).
     Конкуренция порождает неопределенность предпринимательской  среды, что обуславливает закономерность риска предпринимательской деятельности.
     На  основе анализа возникающих рисков в предпринимательской среде Казахстана, автором производится их классификация и ранжирование по принципу институциональности источника их возникновения.
     Проведена оценка подверженности предприятий различных отраслей экономики Казахстана предпринимательским рискам. Были выделены такие виды риска как институциональный, коммерческий, политический, природный, производственный, финансовый.
     Оценка  рисков проводилась экспертным методом по каждой отрасли согласно данному перечню показателей.
     Производственный  риск: повышение пошлин и налогов, рост цен на сырье и материалы, транспортные расходы, недостаток оборотных средств, изношенность оборудования и основных фондов
    Коммерческий  риск: конъюнктурная цена, товарные запасы, время на
оформление  документов, уровень информативности.
     Финансовый  риск: валютный курс, инфляция, процентные ставки, инвестиции ,количество невозвращенных кредитов
     Институциональный риск: нормативно-правовая база, инфраструктурная обеспеченность процесса.
     Политический  риск: национализация и экспроприация без адекватной компенсации, риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты, риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент, риск военных действий и гражданских беспорядков.
     Природный риск: количество выбросов в атмосферу, количество техногенных катастроф.
     Уровень предпринимательских рисков определялся на основе экспертных оценок путем ранжирования  их степени внутри критериальной группы:
1 – низкий низкий; 4 – средний низкий; 7 – высокий низкий;
2 – низкий средний; 5 – средний средний; 8 – высокий средний;
3 – низкий высокий; 6 – средний высокий; 9 – высокий высокий.
     В таблице 2 приведены средние значения влияния рассматриваемых рисков на малые, средние и крупные предприятия  в исследуемых отраслях.
     Множественность участников конкурентной предпринимательской  деятельности, ограниченность ресурсов в экономической системе и платежеспособного спроса способствуют росту уровня предпринимательских рисков, что обуславливает необходимость мер по эффективному управлению ими. Выработанный автором подход к управлению рисками предпринимательской деятельности предполагает осуществление мероприятий по анализу среды, выявлению рисков, оценке рисков и выбор методов управления ими. 

     Таблица 1 - Подверженность предприятий различных отраслей экономики предпринимательским рискам 

         Отрасль 
     
     
     
         Риск
    Молочная промышленность Фармацевтика Туристическая отрасль Строительство
    Институциональный 4,3 8,3 7,3 8,7
    Коммерческий  7,0 7,0 7,0 6,7
    Политический  6,7 8,0 8,7 7,3
    Природный 8,7 2,0 8,7 4,7
    Производственный  7,3 4,3 2,0 9,0
    Финансовый 5,3 4,7 5,7 6,3
     Примечание - составлено автором 

    Прямая зависимость эффективности работы предпринимательства от уровня и характера риска существует на микроуровне, и здесь же имеется возможность эффективно им управлять. Разработанный автором алгоритм принятия решений по управлению предпринимательским риском на микроуровне  представлен на рисунке 3. Он позволяет своевременно выявлять риск, определить его характер и принять меры по снижению его влияния на конкурентоспособность предпринимательства, что в итоге способствует росту стабильности и снижению неопределенности конкурентной среды. В работе использован метод прогнозирования основанный на многофакторных моделях, которые точнее выражают взаимосвязь между различными показателями.
  
     Сегодня в Казахстане усиливается внутренняя конкуренция, которая среди всех  приведенных на ромбе конкурентоспособных преимуществ позиций, оказывается, наиболее важной в связи с мощным стимулирующим влиянием на остальные элементы. Именно внутренняя конкуренция и географическая концентрация, по мнению авторитета в области кластерного подхода, оказывают влияние на превращения ромба в единую систему. В исследуемых отраслях еще рано говорить о таком превращении.
     Следует отметить, что, несмотря на появление новых предприятий в силу поддержки государства проведения инновационной политики, наблюдается незначительный рост производства продукции в исследуемых предприятиях, в связи с нехваткой квалифицированных рабочих, недостатком местного сырья и неразвитостью производственной инфраструктуры.
     Формирование  и развитие кластеров в Казахстане обусловлено следующими причинами:
     1) увеличение производительности  труда и эффективности производства, в связи с усилением связей  с поставщиками, трудовыми ресурсами,  образовательными центрами;
     2) кластеры стимулируют изобретения нововведений ввиду того, что фирмы имеют доступ к самой современной информации по усовершенствованию производственного процесса, а образовательные и научно-исследовательские центры имеют тесную связь с практикой и готовы проводить эксперименты.
     Резервы развития отраслей переработки сырья кроются не только в уровне технологического развития производства, но также в разработке стратегий поведения предприятий на внутреннем и внешнем рынках.
     В диссертационном исследовании рассмотрена  взаимосвязь между целями, задачами конкурентной стратегии предпринимателя и между предпринимательскими рисками, а также их воздействием на конкурентную среду. Исходя из классификаций рисков на регулируемые и нерегулируемые, а также из их видов показаны вызванные ими изменения на конкурентную среду предприятия,  приведена оценка влияния этих изменений на состояние самого предприятия. Чтобы влияние рисков не отразились негативно на работе предприятия, на его прибыли и росте, предпринимателям необходимо своевременно выработать  конкурентную стратегию. Для этого нужно отслеживать изменения в конкурентной среде под воздействием различных рисков, проводить регулярный мониторинг внутренней и внешней среды функционирования предприятия. Предприниматель или руководитель предприятия задают цели и задачи конкурентной стратегии, исходя из оценок изменений в конкурентной среде на основе данных мониторинга. Следующий этап – выработка мер политики, направленной на улучшение позиций предприятия на рынке, повышение его конкурентоспособности, и оценка ожидаемых результатов от проводимых мер. Для полноты анализа необходимо также оценить риски самой политики, которые могут отразиться на ее эффективности.  
     Цели  конкурентной стратегии предприятия  разные при реакции на регулируемые и нерегулируемые риски. Если  наступают регулируемые риски, предприятие может активно воздействовать на свои  внутренние регулируемые параметры цен, доходов, расходов, на  порядок организации производства и сбыта. При воздействии нерегулируемых рисков, предприятие в основном ориентировано на выработку ответных мер, адаптацию или проведение превентивных мер для смягчения последствий от реализованных рисков. На реализацию конкурентных стратегий оказывает влияние потенциал субъектов рынка, который определяет целесообразность выбора определенного вида стратегии для достижения  дополнительных конкурентных преимуществ.
         Стремление развивать конкуренцию в экономике невозможно без действенных мер по развитию предпринимательства.
     Возникает необходимость разработки  системных мер в области поддержки и развития предпринимательства, способствующих их стимулированию на решение сопутствующих задач, как то усилению конкурентности отношений, инновационности производственных процессов, индустриального развития и повышения конкурентоспособности страны. Немаловажную роль играют меры государства в расширении рынка сбыта для продукции отечественного предпринимательства, что, в конечном счете, влияет на уровень конкурентности отечественной экономики.  Практическая реализация этих мер осуществляется в создании Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Беларуси,  который с одной стороны ужесточает конкуренцию, повышая качественный уровень внутреннего рынка, с другой стороны способствует появлению новых возможностей в повышении конкурентоспособности отечественного предпринимательства. Предлагаемые автором изменения в инвестиционную, налоговую инновационную составляющие государственной политики должны найти отражение в согласовании интересов на уровне Таможенного союза, чтобы максимально способствовать сохранению завоеваний (достижений) отечественного предпринимательства.
    В Казахстане важнейшим ограничивающим фактором развития инновационной деятельности предпринимательства служат капиталоемкость  производства и размер первоначальных инвестиций. В связи с этим со стороны государства требуются меры, способствующие появлению у предпринимателей стимула и возможности заниматься разработкой инноваций. Эти меры должны учитывать отраслевую специфику и сферу деятельности предприятий, так как отраслевые различия обусловливают неодинаковость экономических условий протекания инновационных процессов. К примеру, в сырьевых отраслях, где жизненный цикл продукции значителен, инновационная активность ниже, чем в обрабатывающей промышленности, и продукция обновляется медленней. К тому же в данном секторе применяемые технологии зачастую носят уникальный характер, так как ориентированы на особенности месторождения и не могут быть широко распространены.
    В данном случае государство должно стимулировать  создание и применение инноваций на предприятии набором косвенных мер, например, ужесточить экологическое законодательство в целях стимулирования применения технологий, снижающих негативный экологический эффект от производства. В обрабатывающей же промышленности более распространены продуктовые инновации. Здесь может быть два сценария развития – внедрение абсолютно нового продукта, что требует сильной научной базы и финансовых вливаний, и внедрение модификации существующей продукции для лучшего удовлетворения требований рынка. В данном случае основная задача государства заключается в обеспечении всем участникам рынка равных условий, в стимулировании появления новых участников рынка и приоритетном финансировании проектов, способных в будущем ужесточить конкуренцию и развить ее на совершенно новом уровне.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.