На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Механизм формирования правовой активности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 

Введение

 
    Демократическое государство стремится быть единой политической организацией всех слоев общества, способствует развитию политической активности граждан. В условиях политической системы демократического типа граждане свободны в выборе любых форм объединения, любых форм деятельности, не противоречащих действующим правовым нормам. Государство обеспечивает гарантии самореализации свободной личности, выражения личных интересов, участия личности в политической, экономической и других сферах жизни общества.1
    Правовая  активность личности может проявляться в различных сферах общественной жизни - производственной, политической и других. Это и добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, активное участие в общественной и политической жизни страны.
    Предписания правовых норм добровольно соблюдаются большинством участников общественных отношений. Правомерное поведение выступает в демократическом правовом обществе в качестве естественного проявления активности субъектов права, заключается в сознательности граждан и должностных лиц, понимании ими своего общественного долга, высоком уровне правосознания и правовой культуры.2
    На  развитие у личности правовой активности направлено правовое воспитание и правовое просвещение. Известно, что правовая активность личности включает в себя как комплекс личностных социально-правовых свойств субъекта, обусловливающих возможность его участия в правовой жизни, так и саму реальную жизнедеятельность личности в сфере отношений, урегулированных правом.
    Целью написания настоящей работы является изучение правовой активности.
    Для достижения поставленной цели мы постараемся  решить следующие задачи:
    - выявить роль правовой активности  в современном обществе;
    - дать понятие и провести классификацию  правовой активности;
    - рассмотреть вопрос о правовом  просвещении, как инструменте формирования правовой активности;
    - проанализировать юридическое закрепление  правовой активности.
    При написании настоящей работы использовались учебные пособия и монографии М.И. Абдуллаева, Н.В. Витрук, В.В. Комарова, С.И. Курганова, А.С. Пиголкина, статьи из периодических изданий «Российский судья», «Законность», «Право и политика» и другая литература. 
 

 

Глава 1. Правовая активность

      Роль  правовой активности в современном  обществе
 
 
    Правовая  активность личности не только представляет большое значение как теоретическая конструкция для науки, но и играет значимую роль при формировании политико-правовой реальности России.
    Анализ  правовой активности личности с позиции  ее социокультурной, цивилизационной  обусловленности открывает перспективу для прояснения того, насколько мобильность индивидуального субъекта в сфере политической социальности, гражданская политико-правовая культура совместимы с российской действительностью. Не менее значимым является понимание всеми субъектами вопроса о перспективах гражданской активности в специфических условиях России, усугубленных периодом модернизационного обновления страны.
    Политические  представления, воспроизводимые в  актах поведения на протяжении длительного  этапа развития общества, проникают  из прошлого в будущее, оказывая влияние на акты поведения людей, порождающие отношения по поводу государственной власти. Во многом именно политические представления людей определяют природу, сущность, форму самого государства и других властных институтов общества.
    Правовая активность гражданина, с одной стороны, вовсе не отрицает, а напротив, предполагает сохранение цивилизационных особенностей и специфических культурных ценностей российской цивилизации, ее политико-правового сегмента (идея сильного государства, честного и преданного служения государству, народу), с другой - обусловливает динамику общественного и государственного развития на основе вновь освоенных и апробированных реальной практикой гуманистических идей и правовых ценностей.3
    Каждый  индивид занимает по отношению к  государству различные места и выполняет в нем различные роли, имеет различные юридические права и обязанности.
    Сильное государство во взаимодействии с  личностью, активным гражданским обществом  и другими элементами государственности  выступает в качестве важнейшего условия успешной модернизации всего российского общества. Эту свою миссию государство в состоянии выполнить только в неразрывной, органической взаимосвязи с правом, которое является ядром и нормативной основой государственности, ее связующим и цементирующим звеном. Государство сильно, когда оно является правовым.
    Разговоры о сильном государстве в отрыве от личности, от взаимодействия с ней  бессмысленны. Повышение эффективности  российской государственности, ее осовременивание  возможно только вместе с усилением и осовремениванием человека как личности. Его отличают: интерес ко всему новому, готовность к изменениям; разнообразие взглядов, ориентация на информацию; серьезное отношение ко времени и к его измерению; эффективность; планирование эффективности и времени; личное достоинство, партикуляризм и оптимизм.
    России  необходима такая система государственной  власти, которая, не поступаясь принципами демократизма, продолжая строить, совершенствовать, развивать демократический политический режим, повышала бы в то же время степень способности эффективно контролировать ситуацию в стране, была бы в состоянии вести борьбу с террористической и иными опасностями, стимулировать хозяйственную и общественную инициативу граждан, укрепляя тем самым российскую государственность.4
    Для современного общества, безусловно, характерно стремление человека ко всему новому, плюрализм мнений, многовариантность  культурного и политического  развития и в то же время во многом тяга к существующим традициям, повседневности. Отсюда степень политического участия то усиливается, то, наоборот, снижается либо приобретает весьма формальный характер (в советские годы один и тот же гражданин являлся членом не одного десятка общественных формирований).5
    Радикальная и быстрая смена социальных ориентаций российского государства и общества, то есть попытка перейти от системоцентристской к персоноцентристской модели общества, сопровождается расстройством экономики, существенным падением уровня жизни основной массы населения, резкой социальной дифференциацией, возникновением религиозного и национального противостояния. Это породило «безнормативную личность» в двух ее ипостасях - либо как саморазрушаемую (например, уход в себя), либо как «агрессивно стремящуюся выжить» ценой попрания всех социальных, моральных и правовых норм, что является, в частности, причиной роста криминогенности нашего общества.6
    Участие индивида в политических процессах  зависит: во-первых, от объема информации о предмете; во-вторых, от социально-психологической  установки индивида, а также группы, в которую он входит; в-третьих, от личностных качеств субъекта принятия решения и, если решение принимается коллективным субъектом, от характера межличностных отношений (в партиях и иных общественных объединениях). Особое место среди субъективных факторов участия личности в политике занимает политическая и правовая культура.
    Все это в одних случаях оказывает  позитивное влияние на формирование деятельного начала в человеке, на выработку как индивидуальной, так  и групповой (и иной коллективной) ценностно-ориентированной установки на участие в политике. В других случаях - негативное влияние, ведущее к отказу индивида осуществлять политические права и свободы.
    Для гражданского общества характерно наличие  состязательных потоков политической социализации, суть которых заключается в том, что на человека оказывает влияние семья, коллектив работников, уровень образования, возраст, религиозные верования, политические институты, средства массовой информации, политическая идеология, политические и иные условия жизни, личный или групповой опыт. Например, существенно различается характер и результаты политической социализации жителей крупных мегаполисов, небольших городов и сельской местности.
    Отсюда  социализация сегодня включает в  себя, прежде всего, формирование способностей, желания, навыков политического участия, усиление социально-политической активности, преодоление повседневных иллюзий. Достигается это путем усвоения политических ценностей и традиций, замещения личностью социальных ролей в системе политических отношений, а также развития механизма включенности индивида в систему политической самореализации личности с целью как выработать свои собственные политико-правовые ориентации и установки, так и способствовать развитию самого гражданского общества. В противном случае проводимая сверху демократизация общества осуществляется без включения в нее самих людей, не затрагивает их интересы.
    Вместе  с тем нельзя сбрасывать со счетов роль государства в формировании политико-правовой активности личности.
    Во-первых, именно государство создает правовые нормы (в частности, речь идет о поощрительных нормах), которые стимулируют инициативу и активность индивида в решении государственных и общественных вопросов.
    Во-вторых, именно государство предусматривает  формы контроля гражданского общества в сфере осуществления государственной власти, в том числе путем привлечения представителем «общественности» к экспертно-консультативной деятельности государственных органов, например, именно с этой целью в первую очередь была создана Общественная палата.
    В-третьих, нельзя забывать, что общество - естественная форма существования человека, а также существования государства. Признание высшей ценностью человека и его прав и свобод - это принцип не только существования гражданского общества, но и государства согласно конституционному законодательству.7
    Применительно к гражданскому обществу подходит научное понятие «политико-правовое состояние», так как эта категория раскрывает все стороны закрепленного в праве состояния личности и ее отношения с государством и иными политическими институтами, в том числе принципы и гарантии функционирования личности в гражданском обществе. Суть этих принципов состоит в одновременном взаимодействии государства и личности и разграничении сфер деятельности, обеспечивающих автономию личности.8
 

1.2. Понятие  и классификация  правовой активности

 
    Особенностью  правового государства является его стремление к обеспечению  всестороннего развития личности, ее творческой, политической активности, что требует дальнейшего развития политических, социальных и личных прав граждан и разнообразных гарантий их осуществления. Правовое государство и его законодательство призваны служить задачам обеспечения человеку достойной жизни, утверждать в обществе принципы гуманизма и справедливости.
    Понятие «политико-правовая активность личности»  конструируется в традиции гуманистического правопонимания в формате научного подхода, отстаивающего значимость индивидуального субъекта политико-правовых отношений в процессе рационального  осмысления государственно-правового бытия общества.9
    Политико-правовая активность личности - обобщенное научное  понятие, используемое для обозначения  многовариантных актов (реактивных и вербальных) деятельности гражданина, коррелирующих с правовыми нормами, направленными на урегулирование отношений, возникающих в публичной сфере общества. Политико-правовая активность граждан рассматривается как активная форма реализации составляющих органическую часть системы прав человека политических прав. Данный теоретико-правовой конструкт в максимально концентрированном, сжатом виде сохраняет и транслирует информацию о мобильности гражданина в сфере политической социальности, обеспечивающей функционирование публично-правовых институтов общества.10
    Мерилом правовой активности является:
    1) способность брать на себя  наиболее важные дела (как с  личной, так и общественной точки  зрения);
    2) эффективность использования политико-правовых  возможностей и средств; 
    3) результативность политического участия, то есть участия в принятии управленческих решений, в том числе с духовно-нравственных и гуманистических позиций. Если такое положение достигнуто (хотя бы минимально), то можно с уверенностью утверждать, что у общества и государства есть будущее, то есть продвижение вперед в своем развитии.
    Поэтому гражданское общество заинтересовано в активной личности. И не просто заинтересовано, а само способно ее формировать.11
    Классификация любого, в том числе и правового, явления начинается с поиска и  определения того, что одновременно лежит в основе деления и в то же время является консолидирующим обстоятельством, позволяющим разделить исследуемое явление на части, чтобы более полно изучить как целое.
    В научных исследованиях, посвященных  проблемам правового поведения, в частности правомерного поведения, в рамках классификации данной категории по критерию социальной полезности и желательности стабильно выделяется такая разновидность правового поведения, как правовая активность (социально-правовая активность, активное правовое поведение).
    Справедливо отмечается, что правовая активность личности характеризуется повышенной, по сравнению с обычным правомерным поведением, степенью использования предоставленных индивиду прав и свобод, что правовая активность превосходит обычные требования закона, конкретных правовых предписаний - превосходит в том отношении, что это поведение более инициативно, активно и, что немаловажно, результативно.12
    Социально-активное правомерное поведение - деятельность по реализации правовых норм на основе осознания их ценности и глубокого убеждения в необходимости их исполнения. Социально-активное правомерное поведение личности характеризуется ее осознанной и целенаправленной деятельностью ради достижения какого-либо социально полезного результата. Главный критерий такого поведения видится в наличии конкретных позитивных результатов. Социально-правовая активность определяется высоким уровнем правосознания, глубокой правовой убежденностью, сформированной самостоятельностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении.
    Следует заметить, что в юридической науке  отношение к социально-активному  поведению варьируется от полного  его отрицания до различных трактовок  этого вида правомерного поведения.
    Понятие правовой активности имеет сложную структуру. Оно включает, во-первых, правомерное поведение, предусмотренное законом; во-вторых, правомерное поведение, не предусмотренное законом, однако ему не противоречащее. Объективная сторона такого поведения содержит не просто общественно полезное, целенаправленное, имеющее положительный результат деяние, а главное - инициативное со стороны субъекта деяние. Субъективная же сторона характеризуется не только осознанием потребностей и интересов инициативной деятельности, но и готовностью к ней.
    Изложенное  позволяет определить правовую активность как, с одной стороны, свойство, содержательную характеристику личности, выражающуюся в готовности к активной деятельности в сфере права на основе уважительного отношения к праву, солидарности с его принципами и нормами (внутренний аспект), а с другой - как позитивную, целенаправленную, инициативную, сознательную, в значительной степени творческую и интенсивную деятельность личности, превосходящую обычные требования к возможному и должному поведению, как предусмотренному, так и не предусмотренному нормами права, однако им не противоречащую, объективно направленную на укрепление демократии, законности и правопорядка (внешнее ее проявление).
    При анализе правовой активности внутренний и внешний аспекты должны рассматриваться в единстве, ибо внутренняя правовая активность выступает предпосылкой внешнего ее проявления.
    Внутренний  аспект правовой активности показывает, как личность, взаимодействуя с правовой средой, «снимает» ее объективные свойства, переносит и закрепляет их в своей структуре, накладывая на них печать субъективных восприятий. Специфика взаимодействия, в котором участвуют, с одной стороны, личность как субъект права, носитель юридических прав и обязанностей, с другой - социально-правовая среда, обусловливает специфическое отражение (как результат этого взаимодействия), нашедшее свое оформление в виде определенных образований, закрепленных в структуре данного субъекта. Исходя из того что структура человеческой личности представлена интеллектуальными, эмоциональными и волевыми процессами, а также основываясь на том, что правовая активность обеспечивает участие индивидов в правовой жизни общества, ее (личности) содержание можно охарактеризовать следующими свойствами: информативными (определяющими характер и объем правовых знаний); ценностно-ориентирующими (выражающими правовую позицию личности); поведенческими (обеспечивающими необходимый темп, интенсивность правовой деятельности).
    Если  внутренний аспект правовой активности отражает подверженность личности правовому воздействию, восприятие им права и его ценностей, то внешняя сторона правовой активности характеризует обратный процесс: воздействие его носителя сообразно его потребностям и интересам на правовую среду, в ходе которого она претерпевает определенные преобразования. Процесс объективирования правовой активности во внешней среде приобретает определенные формы. 13
    Участие индивида в политике предопределяется, во-первых, социальным статусом личности, во-вторых, объективными факторами и общественными потребностями.
    Социальный  статус личности - собирательное понятие, ибо охватывает как правовой статус гражданина, так и статус члена  общественного или иного объединения (общности). Более того, он содержит атрибутивные, функциональные, оценочные и нормативные признаки. Атрибутивные признаки предполагают принадлежность к определенной социальной общности, функциональные - определяют ту роль, которую личность играет, в частности, в политическом процессе. Оценочные признаки определяют «качество» этой роли, с одной стороны, с точки зрения оценки (престижа) самой личностью, а с другой - с точки зрения оценки со стороны общества. Нормативные же критерии говорят о нормативном, в том числе правовом, регулировании положения человека в обществе, об определении его поведения с позиций права, морали, корпоративности и иных социальных норм.14
    Помимо  социального статуса каждый человек  является обладателем личного статуса, который определяет положение личности с точки зрения его оценки и восприятия со стороны родных, знакомых, то есть довольно незначительного числа людей, непосредственно его окружающих. При этом для определения положения человека в гражданском обществе с точки зрения межличностных отношений важно то, что личный статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека, а не дан ему от рождения. Более того, личный статус всегда предопределяет тот или иной интерес, ради которого человек поступает так или иначе, проявляя всю свою разносторонность и индивидуальность.15
    Отсюда  в основе политико-правового поведения  личности лежит принцип личной инициативы, проявляемой не выходя за рамки социальных и прежде всего правовых норм, и  опора на осознание личностью  собственной ценности и ценности социально-правового статуса.
    В сфере политики это проявляется  в том, что индивид осознает общую  социально значимую цель своей деятельности, идентифицируя себя с другими  людьми в процессе совместной деятельности. И в первую очередь речь идет об отождествлении личности с конкретной политической партией, а также о приверженности тому или иному лидеру.
    При этом политическая социализация во многом предполагает политическую успешность индивида как на личностном уровне, так и в общественном мнении (уровне той или иной группы, организации, территориального образования или общества в целом). Успешность политической (политико-правовой) социализации проявляется в результативности политико-правового поведения в том или ином обществе и признании таких результатов в окружающей индивида среде или социуме, как соответствующих нормам и ценностям (политическим, правовым, моральным) конкретной социальной группы или общества.
    Среди факторов, влияющих на активность личности в гражданском обществе, следует  назвать следующие:
    1. Экономический фактор - стабильность  экономики, развитие производства, рост материального благополучия  населения, увеличение рядов среднего класса.
    2. Политический фактор включает  в себя эффективную деятельность  государственного аппарата, политических партий и других субъектов политической системы общества.
    3. Культурно-нравственный фактор подразумевает  уровень развития культуры, науки,  усиление нравственного климата  в обществе, признание и защиту  духовных ценностей, особенности национального менталитета.
    4. Информационный фактор охватывает  сферу получения и распространения  разнообразной информации о государстве,  политике, в том числе правовой.
    5. Организационный фактор зависит  от уровня развития и эффективности  институциональных форм общественной активности индивидов.
    Безусловно, определенное влияние на политико-правовую активность индивида оказывает менталитет (национальный, личностный), который  обладает устойчивостью во времени  и стабильностью структуры. Это  приводит к тому, что, во-первых, личностный менталитет обладает способностью сопротивляться нововведениям, во-вторых, пассивностью поведения, в-третьих, нередко ведет к психологическому кризису из-за неприятия изменяющихся политических и иных условий повседневной жизни.16 
 

 

Глава 2. Механизм формирования правовой активности

2.1. Правовое просвещение  как инструмент  формирования правовой  активности

 
    Правовое  просвещение представляет собой  распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений  действующих нормативных правовых актов, а также практики их применения. Оно включает правовое обучение (преподавание правовых знаний в образовательных заведениях), правовую пропаганду (распространение в доступной форме сведений о правовых актах) и правовое консультирование (разъяснения отдельным гражданам юридических норм).17
    К основным формам, используемым исключительно  для правового просвещения, относится, например, устная пропаганда правовых знаний. В процессе ее осуществления  специалисты в области права и политики выступают перед гражданами с лекциями и докладами, проводят беседы, тематические вечера и вечера вопросов и ответов, недели, декады и месячники правовых знаний. Подобные мероприятия организуются по месту жительства, учебы, в трудовых коллективах организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности. Немалую пользу приносят встречи с лидерами и активистами общественных объединений. Приоритетными темами являются в том числе состояние и проблемы нормативно-правового регулирования противодействия коррупции и экстремизму, предпринимательской деятельности, трудовых, жилищных, земельных, экологических отношений. Причем обязательно учитывается возраст, национальность, профессия граждан, которым адресуется такая информация.
    Рекомендации  по совершенствованию нормативных  правовых актов отслеживаются в ходе научно-практических конференций и семинаров, онлайн- и пресс-конференций, тренинг-семинаров, «круглых столов», парламентских и публичных слушаний. При этом разъясняется порядок реализации правовых норм, состояние правоприменительной практики, меры по укреплению законности и правопорядка.
    Наряду  с приведенными формами повышения  правовой культуры граждан в целях  обеспечения их участия в правотворчестве  следует пропагандировать право и разъяснять законодательство.
    Есть  положительный опыт сотрудничества в сфере правового просвещения  граждан разных правоохранительных структур.18
    Существенный  вклад в деятельность по пропаганде правовых знаний вносят уполномоченные по правам человека (омбудсмены), занимающиеся, кроме своих обязанностей по внесудебной защите прав человека, правовым просвещением по вопросам прав человека, форм и методов их защиты. Уполномоченные, в частности, в школах и вузах выступают с лекциями, проводят семинары на темы об основных направлениях деятельности государственных правозащитных органов, о международных стандартах в области прав человека, осуществляют подготовку, издание и распространение периодических и информационных материалов, просветительской литературы, связанной с охраной и защитой прав человека.19
    Познавательная  функция состоит в том, что  правосознание как форма отражения  и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о  праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.
    Юристы  имеют дело с правовым воспитанием, которое представляет для них профессиональный интерес и поэтому изучается юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма - одна из задач проводимой в стране правовой реформы.
    Основные  пути преодоления правового нигилизма - это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы. Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать немедленно. Это трудный, длительный процесс.
    Состояние законности и правопорядка, всей юридической  системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические  убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.