На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Закон спроса и предложения на примере салонов красоты

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение.
1 Содержание  и характеристика закона спроса  и предложения.
1.1 Спрос.
1.2 Предложение.
1.3 Эластичность спроса и предложения.
1.4 Равновесная цена.
2 Проявление  рыночных законов спроса и  предложения в экономике.
3. Общая характеристика рынка услуг салонов красоты.
4 Закон спроса  и предложения на примере салонов  красоты.
5 Заключение.
6 Список используемой  литературы.
 

Введение 

     Любой рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
     Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок - основа рыночной экономики.
     Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей  спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных  товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличаются личным контактом между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.
     С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.
     У экономики есть очень действенный  инструмент для объяснения этих и  многих других изменений в экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос на товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложения товаров.
     Понятие предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам). Сначала мы рассмотрим кривую спроса, а затем кривую предложения. Используя эти основные понятия, можно увидеть, как определяются рыночные цены. Именно движение цен - механизм цен, уравновешивает или приводит к равновесию предложение и спрос.
     Изучение  же спроса и предложения на рынке  сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и предложения и способность моментально реагировать на малейшие их изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важно не только произвести какую-либо продукцию, а также и сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно, занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и предложение, а также как они изменяются с течением времени.
     Целью настоящей работы является теоретический  и, по возможности, практический анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного. 

 

1 Содержание  и характеристика закона спроса  и предложения. 

     Жизнь абсолютного большинства людей  сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их «истинности», «ложности» и относительности. Одним словом, возникает вопрос: насколько они настоятельны? Необходимо понятие, которое связывает покупаемые количества (блага) с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств. У экономистов таким понятием является спрос.
       1.1 Спрос.
     Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене.
     Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату - т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей - мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы.
     Итак, спрос -это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него.
     Спрос - это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Бизнесмены и коммерсанты для достижения успеха в своей деятельности изучают специальную науку «маркетинг», где раскрываются методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю».
     Можно выделить ряд основных факторов, влияющих на желания практически всех покупателей приобрести какое-то количество товара X. К ним относятся:
     1. цена самого товара Х (обозначим ее Рх);
     2. цены других товаров, взаимосвязанных с товаром Х (Pi, i=l, 2,.....n, где N - число товаров, взаимосвязанных с товаром X);
     3. вкусы потребителей (Т);
     4. средний доход потребителей (Y);
     5. распределение дохода между потребителями  (Y*);
     6. количество покупателей (N);
     7. ожидания изменений цен товаров или вкусов потребителей (Е).
     Исследовать характер влияния всех этих факторов сразу невозможно. Целесообразно  воспользоваться методом, в соответствии, с которым для выявления характера изменения какой-то величины Z, зависящей от нескольких неизвестных (факторов, в нашем случае), необходимо сначала зафиксировать значение всех переменных, кроме одной, и изучить взаимосвязь Z с этой неизвестной переменной. Затем считать переменной следующую неизвестную и выявить зависимость Z от этой переменной и т. д. Полный перебор неизвестных и позволит выявить характер изменения Z под влиянием всех переменных факторов. Подобный метод означает, что мы исследуем зависимость Z от каждой переменной при прочих равных условиях.
     Количество  товара X, которое желают купить потребители (QD), является функцией нескольких переменных:
     QD=QD (Px, Pi, Т, Y, Y*, N, Е).
     Задача  исследования состоит в том, чтобы  выявить закономерности формирования цены товаров и услуг. В этой связи  экономисты основное внимание уделяют изучению зависимости количества товара, которое желают приобрести потребители, от цены самого товара, т. е. зависимость QD товара Х от Px при прочих равных условиях.
     Спрос (demand-D) - это вся совокупность значений QD товара X, соответствующих возможным различным величинам цены товара Px, при прочих равных условиях.
     Алгебраически функция спроса представляется формулой
     QD=QD(Px)
     Pi, Т, Y, Y*, N, E= const.
     Таким образом, чтобы исследовать зависимость QD от цены Px мы должны зафиксировать все остальные факторы и изучить функцию QD=QD(Px).
     Из  данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Здравый смысл подсказывает людям при более высоких ценах покупать меньше, при более низких - больше. Такую обратную зависимость между количеством какого-либо блага, которое люди будут покупать, и ценой (жертвой), которую они должны платить для его приобретения, выражает закон спроса.
     
     Рисунок 1 – Кривая спроса.
     Значение  закона спроса:
     • он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены;
     • он показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития, так как спрос может «нормально» себя проявлять - уменьшаться при росте цены и увеличиваться при снижении цены только при отсутствии дефицита. В дефицитной экономике все диктует производитель, игнорируя мнение покупателя. Отсюда неудовлетворительное количество и качество товаров, низкий жизненный уровень населения и другие известные негативные последствия.
     Закон спроса может быть изложен следующим  образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.
     Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении.
     Это происходит по двум причинам.
     Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее.
     Во-вторых, когда цена одного товара падает при  постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел.
     Следует учесть и такой важный момент. Формулируя закон спроса, мы под ценой подразумеваем цену относительную, то есть рассчитанную по отношению к другим товарам.  

     1.2 Предложение
     Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.
     Если  спрос является качественной характеристикой  потребления, то предложение - категория, с помощью которой можно ответить на вопрос: что же определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и предложено ими на продажу?
     Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.
     Рассмотрим  эту зависимость, покажем, какие  факторы на нее влияют.
     Количество  товара X, которое производители хотели бы выпустить и продать называется количеством предложенного товара (quantity supplied - QSx). QSx может отличаться от количества товара X, реально проданного потребителям. Величина QSx также зависит от промежутка времени как и QDx, поэтому предложение будем рассматривать за тот же неизменный период (год).
     На  количество товара X, которое фирмы желают произвести, влияют многие факторы. Основные из них:
     1) цена самого товара Х (обозначим Рх);
     2) цены ресурсов (Рг), используемых в производстве X;
     3) уровень технологии (L);
     4) цели фирмы (А);
     5) величины налогов и субсидий (Т);
     6) цены на иные товары (Pi);
     7) ожидания (Е);
       8) количество производителей товаров (N).
     Чтобы раскрыть категорию предложения  целесообразно сначала исследовать зависимость QSx от Рх при прочих равных условиях, т. е. полагая неизменными иные факторы, влияющие на QS.
     Количество  товара, предлагаемого фирмами к  продаже, является функцией нескольких переменных:
     QSx=QS
     (Рх, Рг, L, А, Т, Pi, Е, N).
     Нас в случае предложения товара Х  интересует характер зависимости QSx от цены самого товара Х при прочих равных условиях.
     Мы  исследуем функцию:
     QS=QS(Px)
     Рг, L, А, Т, Pi, E, N= const.
     Всю совокупность значений QSx товара X, соответствующих различным возможным величинам цены Рх при прочих равных условиях, называют предложением (supply - S) товара X.
     На  рисунке 2 изображена кривая предложения некоторого товара (услуг), показывающая зависимость между ценой товара Рх и количеством товара, которое продавцы намерены продать. Кривые предложения, как и кривые спроса, строятся, исходя из допущения «при прочих равных». Кривая предложения показывает, как производители меняют свои планы в ответ на изменения цены (предполагается, что неизменными остаются цены других товаров (услуг), технология производства и ряд других важных условий).
     
     Рисунок 2 - Кривая предложение.
     Кривая  предложения имеет положительный  наклон. Почему? Применительно к определенным обстоятельствам объяснений может быть несколько.
     Объяснение  первое. Положительный наклон кривой предложения выражает реакцию производителей на рыночные стимулы. Чем выше цена товара (услуг), тем больше смысла вкладывать время и силы в производство товаров (услуг).
     Объяснение  второе. Положительный наклон кривой предложения выражает растущие затраты на производство добавочной продукции при фиксированных производственных возможностях. Производитель продукции, будет вынужден увеличить затраты на связанные с производством товаров и услуг. Но это имеет смысл только до той точки, пока эти добавочные затраты не превышают добавочного количества товара, полученного на основе этих затрат.
     Объяснение  третье. Положительный наклон кривой предложения может быть объяснен при помощи понятий границы производственных возможностей и альтернативной стоимости. Допустим, что возможно производство только двух товаров - А и Б. Каждый товаропроизводитель имеет сравнительное преимущество в производстве одного из этих товаров. В ситуации, когда производятся только Б, товаропроизводители, имеющие наибольшее сравнительное преимущество в производстве А (т. е. те, кто может производить товар А по сравнительно низкой альтернативной стоимости), начнут производить товар, даже если ее рыночная цена низка. По мере движения точки вдоль кривой цена товара должна возрастать, чтобы те товаропроизводители, у которых альтернативная стоимость относительно высока также переключились на производство товара А. Наклон кривой в каждой точке равен альтернативной стоимости производства добавочного количества товара А для товаропроизводителя, который находит целесообразным переключиться с производства товара Б на производство товара А именно в этой точке границы производственных возможностей.
 

     1.3 Эластичность спроса и предложения.
     В экономике широко распространено использование  процентного исчисления для выражения способности одной переменной, реагировать на изменение другой. Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений, используется термин эластичность (метафора, пришедшая в экономику из физики).
     Спрос и предложение разных товаров  по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Эластичность - это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.
     Рассмотрим  сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена.
     Эластичность  спроса по цене (прямая эластичность спроса) - это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар.
     Прямая  эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.
     Математически прямая эластичности может быть выражена в виде коэффициента эластичности:
     Относительное (процентное) изменение объема спроса   = ld
     Относительное (процентное) изменение цены
     Процентное  изменение называется относительным, так как, показывает, насколько изменилась данная величина по отношению к прежнему, настоящему или среднему значению данной величины.
     Формула средней точки, иначе называемая дуговой эластичностью, не единственная, позволяющая вычислить эластичность, и имеет свой недостаток: она может ввести в заблуждение, если ее применять к очень широким интервалам изменений цены и величины спроса.
     Поэтому ее рекомендуют применять к относительно небольшим интервалам изменений величины спроса и цен. Существует иная возможность вычисления коэффициента эластичности для одной точки на кривой спроса. Для линейной зависимости спроса приемлема следующая формула:
     q=a – рb, где q - величина спроса,
     р - цена,
     а и b—константы.
     Тогда коэффициент эластичности в точке  для эластичности спроса будет выглядеть так:
     Эластичность = bp/(а - bp)
     Представляемый  горизонтальной кривой спроса, численно не может быть определен, так как. по мере приближения кривой спроса к линии, параллельной оси абсцисс, знаменатель формулы эластичности стремится к нулю, а само численное значение эластичности стремится к бесконечности. Иначе говоря, любое сколь угодно малое повышение цены приводит к падению спроса до нуля, а любое сколь угодно малое понижение цены приводит к увеличению спроса до бесконечности. Спрос абсолютно чувствителен к цене.
     Эластичность  в различных точках кривой спроса.
     
     Рис.3 Эластичность в различных точках кривой спроса.
     ПРАВИЛО 1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.
     Классический  пример самых неэластичных товаров—соль, которую невозможно ничем заменить. Величина спроса на нее не изменится при любой цене. А спрос на оливковое масло имеет тенденцию быть относительно эластичным, так как. при повышении цены на него потребители переключатся на потребление подсолнечного, кукурузного и других растительных масел, пригодных для приготовления пищи. Другое дело - та категория потребителей, для которых нет альтернативы лечебным свойствам оливкового масла. В этом случае спрос будет относительно неэластичным.
     ПРАВИЛО 2. (следствие первого). Спрос на товар  тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.
     Агрегирование - это объединение товара с другими товарами во все более и более расширяющиеся группы.
     Степень агрегированности конкретного товара возрастает при движении от первого пункта к пятому.
     ПРАВИЛО 3. (следствие первого). Спрос на товар  одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей совокупности.
     Так, спрос на сигареты в целом менее  эластичен, чем спрос на конкретный их сорт. Причина в том, что один сорт сигарет можно заменить на другой, при изменении цены одного из них.
     ПРАВИЛО 4. (следствие первого). Товары, расходы  на которые имеют значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов.
     С этой точки зрения, 20% снижение цен на телевизоры окажет большее влияние на бюджет потребителя, чем такое же процентное понижение цены на зубные щетки. Спрос на телевизоры ощутимо возрастет, на зубные щетки - слабо.
     ПРАВИЛО 5. (следствие первого). Невысокую  эластичность имеет обычно спрос  на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.
     ПРАВИЛО 6. (следствие первого). Для большинства  товаров с ростом их цен эластичность спроса повышается, а с уменьшением  цен - падает.
     Это происходит потому, что снижение цены какого-либо товара при неизменном спросе означает расширение его предложения. Появление на рынке дополнительных более дешевых единиц этого товара вытеснит товары - заменители, и эластичность спроса на него понизится.
     ПРАВИЛО 7. (следствие первого). Повышение  спроса при неизменном предложении также в большинстве случаев приводит к снижению эластичности спроса, т. к. в этом случае данный товар начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители.
     ПРАВИЛО 8. (следствие первого). Эластичность спроса по цене в значительной степени определяется временными рамками, в пределах которых принимается решение о покупке.
 

      1.4 Равновесная цена.
     1.4.1 Равновесная цена как пересечение кривой спроса и предложения.
     Рынки передают информацию в форме цен  людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди планируют купить или продать определенные количества товара.
     На  каждом рынке существует множество  продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Если планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы изменять, устанавливается равновесная цена, которая устраивает одновременно и покупателя и продавца. При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок.
     Поместим  рассмотренные нами ранее кривые спроса и предложения в одной  системе координат.
     
     Рисунок Избыточный спрос и избыточное предложение
     Точка пересечения кривых спроса (DD) и предложения (SS) есть точка равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена. Положение на рынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители, есть рыночное равновесие. Однако, равенство спроса и предложения—это скорее теоретическая абстракция, позволяющая нам выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Отклонения от рыночного равновесия могут быть в следующих формах:
     1) избыточный спрос, когда количество благ, спрашиваемых на рынке, превышает количество предлагаемых. Признаками такого положения служат сокращение товарных запасов (т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к оперативной продаже или использованию) и появление очередей в сфере услуг (т. к. запасы невозможны в таких заведениях как парикмахерские, прачечные);
     2) избыточное предложение, когда количество благ, предлагаемых на рынке, превышает количество спрашиваемых. Признаки такого положения—рост товарных запасов (они превышают уровень, запланированный на случай нормальных изменений спроса) и появление очередей предпринимателей, продавцов, предлагающих услуги.
     На  графике подобные ситуации выглядят следующим образом:
     Р
     
     Рисунок Изменение спроса и предложения под влиянием различных факторов
     Если  рыночная цена превышает равновесное  значение, то существует избыточное предложение товаров, и это заставляет продавцов снижать цену. Если рыночная цена ниже равновесного значения, то имеет место избыточный спрос на товары, и это заставляет продавцов повышать цену. В любом случае, продавцы и покупатели имеют определенные ожидания относительно рыночной цены. В состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект - производитель или покупатель не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. Если же рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении равновесной цены.
     На  графике нахождение точки равновесия выглядит просто. В реальной жизни рыночные условия изменяются очень быстро. Как мы уже знаем, существует ряд факторов, которые помимо цены воздействуют либо на объем спроса, либо на объем предложения, что сопровождается сдвигом или кривой DD, или SS. В результате равновесие будет достигаться при других значениях цены. Возможны следующие 4 варианта:
     1.Уменьшение  спроса под влиянием неценовых факторов ведет к падению равновесной цены и объема предложения.
     
     2.Увеличение  спроса под влиянием неценовых  факторов повышает равновесную цену и объем предложения.
     
     3.Уменьшение  предложения под влиянием неценовых  факторов ведет к повышению равновесной цены и сокращению объема спроса.
     
     4.Увеличение  предложения под влиянием неценовых  факторов ведет к падению равновесной цены и расширению объема спроса.
     
 

     2 Проявление рыночных  законов спроса и предложения  в экономике.
     Рыночный  механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.
     «Цена пола» - установленная минимальная  цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.
     Цены  пола и потолка могут быть установлены  государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.