На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предпринимательство в Беларуси и России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                      СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные  этапы возрождения предпринимательства  в Беларуси и России, их особенности 
1.1 Возрождение  предпринимательства в Беларуси…………………………..5
1.2 Эволюция  и этапы возрождения предпринимательства в России……….7
2. Предпринимательство  в Республике Беларусь и России: современное состояние и проблемы  дальнейшего развития 
2.1 Предпринимательство  в Беларуси на современном  этапе развития……..11
2.2 Формы  поддержки предпринимательства в Беларуси…………………….14
2.3 Состояние  и перспективы развития современного  предпринимательства в России…………………………………………………………………………….21
3. Проблемы и направления развития предпринимательства в Беларуси и России…………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………34
Список  использованных источников…………………………………………..35 

  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     ВВЕДЕНИЕ 
    Развитие  современной экономики и внедрение  рыночных отношений во все сферы  общества влияет в первую очередь на сферу предпринимательства, которая непосредственно зависит от состояния на рынке. Предпринимательство в современных условиях становится наиболее развитой, но в то же время, наиболее противоречивой сферой, которая уже получила достаточное распространение и правовую регламентацию, но требует дальнейшего развития и совершенствования. В связи с этим, актуальным является рассмотрение этапов возрождения предпринимательства в Беларуси и России, проведение анализа современного положения предпринимательства и предпринимателей в современных условиях.
    В работе отмечается, что правовая регламентация  института предпринимательства  в Республике Беларусь находится  на достаточном уровне, так как  на сегодняшний день законодательные  и подзаконные акты регулируют порядок образования различных форм предпринимательства, их правовой статус и порядок ликвидации.
    В связи с этим, в работе рассматривается  современное развитие предпринимательства  в Республике Беларусь. В частности, анализируется Законы Республики Беларусь «О поддержке малого предпринимательства», «О предпринимательстве», Указ № 285 от 18.06.2005 г. с изм. и доп. от 29.12.2006 г. № 760 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятель ности», Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. в ред. от 12.11.2003 г. «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и др.
    Важное  значение в работе уделяется анализу  этапов возрождения и современного положения предпринимательства  в России. Отмечаются, как положительные прогрессивные, так и негативные черты данной сферы, которые требуют развития и совершенствования, как на законодательном уровне, так и в сфере практики его применения. Проводится исторический анализ эволюции российского предпринимательства.
    Отдельным вопросом в работе вынесен анализ отдельных форм предпринимательства в Беларуси: индивидуального и коллективного. В связи с раскрытием данного вопроса необходимо охарактеризовать каждую из форм и раскрыть порядок и особенности регистрации и функционирования таких форм. Особое значение уделяется анализу особенностей в эволюции российского и белорусского предпринимаиельства.
    Отдельной главой вынесен анализ возможных  направлений по совершенствованию  сферы предпринимательства в  России и в Республике Беларусь, где выявляются ее проблемы, и разрабатываются направления по развитию.
    Общей целью данной работы является анализ этапов и форм возрождения предпринимательства  и анализ его состояния на современном  этапе.
    В связи с вышеизложенным, перед данной работой поставлены следующие задачи:
    1. Проанализировать особенности эволюции и этапов возрождения предпринимательства в Беларуси и России.
    2. Раскрыть особенности и проблемы предпринимательства в России и Беларуси на современном этапе.
    3. Отметить и охарактеризовать  формы предпринимательства, устанавливаемые действующим законодательством в анализируемых странах.
    4. Выявить возможные резервы и  направления развития предпринимательской  сферы на современном этапе. 
    Объектом исследования в работе являются этапы и формы возрождения предпринимательств и его современное состояние, анализируется сфера предпринимательства, которые исследуются на основании действующего предпринимательства и теоретических исследований.
    1. Основные этапы  возрождения предпринимательства в Беларуси и России, их особенности
    1.1 Возрождение предпринимательства  в Беларуси 
    Предпринимательская деятельность является явлением, достаточно прочно вошедшим в обиход гражданских, экономических отношений. На сегодняшний  день предпринимательство является одной из самых развитых, обширных и в то же время противоречивых явлений. Предпринимательская деятельность в современное время выступает основным источником пополнения государственного бюджета, именно предпринимательская деятельность позволяет обеспечить основные потребности общества в материальных благах. В связи с этим, предпринимательство выступает наиболее актуальным вопросом, который необходимо совершенствовать и развивать на государственном и локальном уровнях.
    В современных условиях предпринимательство выступает одной из форм, которая обеспечивает экономическую стабильность и выполнение ряда функций по обеспечению услугами и необходимыми товарами. На сегодняшний день предпринимательство, малый бизнес, позволяют реализовать ряд функций государства, в частности импорт и экспорт продукции, осуществление посреднической деятельности, создание и расширение инфраструктуры. [10; с. 124]
    Однако, развитие предпринимательства имеет  достаточно длительную историю. В Беларуси 15 июня считается днем возрождения предпринимательства. В 1988 году 15 июня был создан первый в республике Центр поддержки предпринимательства, в том же году возник «Союз научно-технических кооперативов БССР» и «Ассоциация физкультурно-оздоровительных кооперативов БССР» во главе с Владимиром Гетманцем, начала свою деятельность ассоциация делового сотрудничества «Гарант», которая объединила большую группу промышленных предприятий и кооперативов. В последующие два года были созданы Белорусский союз предпринимателей и Союз арендаторов БССР.
    В 1993 году в майские дни произошло  добровольное объединение трех ведущих  бизнес-ассоциаций – Белорусского союза предпринимателей, Белорусского союза предпринимателей и арендаторов, Белорусской научно-промышленной ассоциации в Белорусскую конфедерацию промышленников и предпринимателей.
    По  стечению обстоятельств юридическая  регистрация объединений проходила  в мае, а начало их деятельности приходилось  на июнь. Вот почему Союз предпринимателей Республики Беларусь под руководством В.Н. Карягина предложил отмечать 15 июня День возрождения предпринимательства Беларуси. В данном случае акцент был поставлен не на мероприятиях по празднованию. Тогда, впрочем, как и сейчас, инициаторы думали, что нужно не праздновать, а пройти долгий путь становления. Подчеркивалось, что предприниматели принимают активное участие в возрождении суверенного государства, создании частного сектора экономики, начинают осознавать свою социальную роль как работодатели, товаропроизводители, гиперналогоплательщики, инвесторы и инноваторы. Это день, когда проводится анализ пройденного пути, выявляются наиболее острые проблемы, проводятся позитивные мероприятия: круглые столы, выставки, ярмарки, благотворительные акции.
    В 1993 году был создан Белорусский союз налогоплательщиков, и инициатива возникновения официального дня Возрождения предпринимательства Беларуси достигла Президиума Верховного Совета Республики Беларусь. Однако Белорусский союз предпринимателей во главе с президентом В.Н. Карягиным предложил спикеру Парламента дату 15 июня, а Президент Союза арендаторов Макс Кунявский – 26 июня (примечание: мотивация нам не известна), напомнив горький урок, что если нет единства в мелочах, нет успеха в достижении цели. С этого момента последовала многократная реорганизация структур государственного регулирования бизнеса и перерегистация самих союзов. Однако все эти годы 15 июня предприниматели отмечают эту дату.
    1.2 Эволюция и этапы возрождения предпринимательства в России
    Анализ  теоретической литературы показал, что развитие предпринимательства  в России прощло длительный период развития. На развитие и изменение  форм предпрнимательства оказывало  влияние множество объективных  и субъективных факторов, основным из которых был принятый в стране курс экономического развития.
    Теоретически  можно выделить пять или шесть этапов эволюции предпринимательства в ходе его развития. Как правило, периодизацию связывают с тем или судьбоносным политическим решением, к чему имеются основания, однако такой подход не является в полной мере экономическим. Такой подход обусловлен обращением к отдаленному прошлому.
    Начало  предпринимательства связывают с попыткой устранения предпринимательства, как основы экономической системы. Первый удар по предпринимательству вообще, и малому в частности, был нанесен в конце 1917 г., а период длился до возникновения НЭПа. [7; 92]
    Важным периодом в формировании сферы предпринимательской деятельности стали годы НЭПа, когда были созданы благоприятные условия для всего малого и среднего. С момента свертывания НЭПа и товарно-денежных отношений, в результате чего малое предпринимательство утратило легальный статус, но не исчезло. Сложившийся экономический и правовой порядок привел к усилению теневой экономики, в которой доминировал малый бизнес. Такая ситуация существовала вплоть до принятия в 1986 году закона `Об индивидуальной трудовой деятельности`.
    Только в 80-е годы двадцатого столетия произвошло возрождение элементов отдельных сторон предпринимательской деятельности и начинают отсчет современных этапов большинство исследователей. Аргументом для этого служит соображение, что исторические экскурсы полезны в принципе, но малосодержательны для выявления современных закономерностей.
    Следует отметить, что с конца 80-х годов, также не наблюдается единого подхода. Некоторые из них пытаются построить периодизацию на основе таких критериев, как численность субъектов малого бизнеса, изменение их вклада в создание ВВП страны.
    Данный  подход наиболее уязвим по ряду причин. Во-первых, факт регистрации предприятия еще не означает, что оно действительно является хозяйствующим субъектом. Известны нередкие случаи создания либо фирм-однодневок для проведения каких-либо махинаций, либо резервных структур, имеющих нулевой баланс. Во-вторых, в официальной статистике сложно отразить реальную численность малых предприятий, поскольку многие из них существуют в теневой экономике без регистрации. Те же, которые зарегистрированы, в своем большинстве предпочитают частичный уход в `серый` бизнес. В этом случае происходит укрытие доли доходов от государства, часть работ выполняется без документального оформления, представляя так называемый `черный нал`. При значительном объеме подобных работ сложно судить о масштабах оборота в малом бизнесе. Материалы интервью с предпринимателями свидетельствуют о том, что работа без документального оформления с использованием наличных расчетов - самый распространенный способ получения неучтенного дохода.
    Более плодотворной представляется позиция тех исследователей, которые связывают с изменением экономической ситуации в стране. Оригинальную классификацию предлагают, например, И.П. Бойко и М Мессенгиссер. Они пишут: «Нам представляется целесообразным в весьма короткой истории становления и развития малого бизнеса в России выделить четыре этапа: романтический (1987-1991 гг.), шоковый (1992-1994гг.), несбывшихся надежд (1995-1998 гг.), начинающейся зрелости (с 1999г)».[7; 126]
    Предложенный  подход выглядит логичным, но имеет, на наш взгляд, определенный недостаток. Развитие предпринимвыглядит вторичным по отельства по отношению к происходившим в стране реформам, тогда как (особенно на первых порах становления в России новых экономических отношений) его вклад в это становление был весьма значительным.п
    Является целесообразным выделить следующие этапы эволюции отечественного предпринимательства: три уже состоявшихся и начинающийся четвертый.
    Первоначально предпринимательство выполняло революционную по своей сути функцию формирования принципиально новых для страны рыночных отношений, поскольку являлось единственным рыночным типом из всех существующих в обществе хозяйствующих субъектов. Главенствующую роль в государственной поддержке играло формирование нового институционального поля, в котором зарождающиеся малые предпринимательские структуры становились легитимными. В этой ситуации роль предпринимательства никак нельзя назвать пассивной. Фактически это был испытательный полигон, на котором проверялась жизнеспособность бизнеса в целом и совместимость рыночной и планово-директивной систем.
    Принято вести отсчет развития и возрождения предпринимательства в России от 1988 года, но подготовка к решительному шагу -  началась на два?переходу к реальным, а не декларируемым рыночным отношениям  года раньше. По сути, исходным пунктом становления российского бизнеса явилось принятие 19 ноября 1986 года закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», хотя индивидуальную деятельность нельзя в полной мере отождествлять с предпринимательской. В то время еще не был официально разрешен наемный труд на негосударственных предприятиях, не существовало множества присущих рынку атрибутов, но уже стали законными доходы, полученные вне общественного сектора. Это был своеобразный «пробный шар». Но даже этот маленький шаг встретил со стороны консервативной части социалистического общества активное неприятие, что нашло свое отражение в появлении закона «О нетрудовых доходах», который, по мнению его создателей, защищал советское общество от возможного разгула мелкобуржуазной стихии.
    С принятием закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» было легализовано явление, уже имевшее в стране широкое распространение. По оценкам экономистов, до 1986 года «теневиками» ремонтировалась половина всей обуви, почти половина квартир, более 2/3 автомобилей и 1/3 сложной бытовой техники. К середине 80-х годов в сфере обслуживания было занято около 2 миллионов человек. Тех же, кто от случая к случаю подрабатывал на обслуживании, насчитывалось 17-18 миллионов человек. [7; 138]
    Официальным признанием предпринимательства в России стало принятие 26.08. 1988 г. Закона СССР «О кооперации в СССР». Он заложил уже подлинные основы рыночной системы, хотя и не для всех. Кооперативам было разрешено использовать наемный труд, что фактически легализовало частную собственность и право устанавливать свободные рыночные цены на собственную продукцию. Малое предпринимательство в лице кооперативов заняло свое место в экономической системе российского общества.
    Таким образом, малое предпринимательство в России на сегодняшний день обладает самодостаточностью, активно участвуя в процессе формирования новых экономических отношений. Это отнюдь не снимает с повестки дня необходимость его государственной поддержки. Такой этап непременно наступит, когда российское государство столкнется с проблемами, побуждающими развитые капиталистические страны к активной поддержке малого бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Предпринимательство  в Республике Беларусь  и России: современное  состояние и проблемы  дальнейшего развития 
    2.1 Предпринимательство в Беларуси на современном этапе развития
    Правовую  основу современного предпринимательства  определяет множество нормативных  актов, которые определяют правовой статус субъектов предпринимательской  деятельности, порядок их образования, регистрации, налогообложения, возможность осуществлять отдельные виды деятельности и др. Основными нормативными актами определяющими основу предпринимательской деятельности является Закон Республики Беларусь от 28.05.1991 г. с изм. и доп. «О предпринимательстве в Республике Беларусь», Закон РБ от 09.12.1992 г. с изм. и доп. «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», Указ № 285 от 18.06.2005 г. с изм. и доп. от 29.12.2006 г. № 760 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. в ред. от 12.11.2003 г. «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и др.
    Предпринимательской деятельностью в Республике Беларусь рассматривается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного  дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную  ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица. Из данного определения предпринимательской деятельности следует сделать вывод о том, что основное отличие предпринимательской деятельности от иных видов деятельности, в том числе и от хозяйственной деятельности бюджетных организаций, культурных, оздоровительных и иных учреждений состоит в том, что основной целью ее осуществления является получение прибыли или личного дохода. Кроме того, важнейшим признаком предпринимательской деятельности является то, что ее субъекты осуществляют такую деятельность от своего имени и под свою ответственность.
    Современное положение предпринимательства  в современных условиях можно  оценивать с нескольких позиций, с одной стороны государство  старается обеспечить все условия для повышения эффективности предпринимательской деятельности, с другой стороны положение предпринимателей в Республике Беларусь становится все сложнее. Поэтому, необходимо отметить наиболее существенные аспекты функционирования предпринимательства в современных условиях.
    На  сегодняшний день в Республике Беларусь поддержка малого предпринимательства  осуществляется в соответствии с  Государственной программой поддержки  малого предпринимательства, а также  отраслевыми и региональными  программами поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Советом Министров Республики Беларусь, центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами.
    Для координации деятельность предпринимательства  создан специальный орган. Совет по развитию предпринимательства в Беларуси должен стать эффективным связующим звеном между руководством страны и предпринимательством. Однако в нашей стране власть и бизнес несовместимы, любые попытки создать «крышу» бесполезны. Совет по развитию предпринимательства был создан Указом Президента в 1999 году. В новый состав Совета для повышения эффективности его работы вошли представители как субъектов предпринимательской деятельности, предпринимательских объединений, так и государственных органов, ибо власть и предприниматели должны работать в одном ключе и на благо нашей страны, убежден белорусский лидер.
    В настоящее время Совет по развитию предпринимательства призван представлять и защищать интересы всех белорусских  предпринимателей (а не только членов Совета), своевременно информировать власть об актуальных проблемах в этой сфере, обобщать различные предложения субъектов хозяйствования, самостоятельно решать возникающие вопросы, а при необходимости обращаться за помощью в государственные органы и к Президенту. Совет совместно с госорганами должен детально прорабатывать проекты решений, касающиеся деятельности предпринимателей, «чтобы не допускать ошибок, ведущих к вспышкам и к противодействию властям».
    Необходимость государственного регулирования данной сферы обуславливается тем, что предпринимательство в Беларуси является важным фактором социально-экономического развития, благодаря которому создаются новые рабочие места, привносится дух конкуренции, активизируются творчество и предприимчивость людей. Именно поэтому развитию среднего и малого бизнеса в республике уделяется особое внимание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Формы поддержки  предпринимательства  в Беларуси 
    В целях реализации государственной политики, создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства путем оказания комплексной и адресной поддержки субъектам хозяйствования в различных направлениях: информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказания целого спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации,  а также в прочих аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей, на республиканском и местном уровнях создается инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства как совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и других организаций, необходимых для развития бизнеса и формирования условий для производства товаров и услуг.
    Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства включает коммерческие и некоммерческие организации (центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технопарки, фонды поддержки предпринимательства, общества взаимного кредитования, союзы и ассоциации предпринимателей и другие организации), целью или одной из целей деятельности которых является осуществление поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
    В Республике Беларусь создана и действует сеть инфраструктуры поддержки предпринимательства, которая включает в себя центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства.
    Деятельность  центров поддержки предпринимательства  и инкубаторов малого предпринимательства  осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке предпринимательства в Республике Беларусь», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1997 года №1111 «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь» и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 1997 года № 640 «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь», Постановление Министерства экономики от 10.01.2003 г. № 14 «Об утверждении Положения о порядке присвоения юридическим лицам статуса центра поддержки предпринимательства», Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 04.07.2006 г. № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения юридическим лицам статуса инкубатора малого предпринимательства».
    В республике зарегистрировано 50 центров поддержки предпринимательства, 8 инкубаторов малого предпринимательства и 2 Научно-технологических парка. Они действуют во всех областях республики и в городе Минске.
    Основными направлениями деятельности центров  поддержки предпринимательства  являются информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства, маркетинговые исследования, консалтинговые услуги, подготовка и переподготовка кадров, а также независимая экспертиза инвестиционных проектов.
    Инкубаторы  осуществляют свою деятельность по следующим  основным направлениям: предоставление в аренду специально оборудованных под офисы и производство площадей субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность; предоставление в аренду (долевое использование) офисного оборудования и иного имущества; оказание на принципах долевого участия субъектам малого предпринимательства услуг, как общего, так и специализированного финансового и коммерческого характера: оценка и отбор предпринимательских проектов, поиск инвесторов и кредиторов, информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства, оказание консалтинговых и иных услуг, содействие внедрению современных технологий, подготовка и переподготовка кадров для субъектов малого предпринимательства.
    В соответствии с Постановлением, инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается на основе любой формы собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности. Инкубатором может стать юридическое лицо независимо от формы собственности, имеющее на праве собственности или ином вещном праве специально оборудованные помещения под офисы и производственные площади, выразившее готовность работать в качестве инкубатора и осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
    Бизнес-инкубатор является инструментом регионального содействия развитию экономики, направленным на эффективную поддержку только что созданных или молодых предприятий на начальной стадии.
    В центре внимания находится сдача  предпринимателям внаем офисных  и производственных помещений, а частично и технического оборудования на выгодных условиях, а также предоставление соответствующих сервисных услуг (консультации, сопровождение и инфраструктура). Бизнес-инкубаторы создают хорошие исходные предпосылки для молодых предпринимателей во время трудных первых лет работы.
    При этом по своему профилю бизнес-инкубаторы могут существенно различаться. В зависимости от местных условий  и постановки цели акцент может быть сделан в большей степени на производстве товаров или на оказании услуг (или на том и другом одновременно). В наукоградах, например, бизнес-инкубаторы могут носить скорее характер технопарка или инновационного центра, в то время как в других городах в качестве участников могут приглашаться либо исключительно лица, основывающие собственное дело, либо частично и уже созданные предприятия. Несмотря на эти различия в деталях, общий принцип функционирования, тем не менее, единый и широко применимый. Во всем мире в основу деятельности всех бизнес-инкубаторов заложен этот принцип. Однако ориентированность на местные условия приводит к возникновению самых различных вариантов.
    Правовое  обеспечение создания и деятельности бизнес-инкубатора обеспечивается уставом, а также внутренними документами, регламентирующими полномочия и регламент работы отдельных органов и должностных лиц (если предусматривается принятие таких положений), правила внутреннего распорядка, договорами аренды помещений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.