На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая безопасность в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 Введение.................................................................................................................3
1. Понятие экономической  безопасности и ее место в  системе 
 национальной  безопасности..................................................................................5
2. Угрозы экономической  безопасности………………………………………10
3. Критерии и  показатели экономической безопасности………………….....14
4. Основные направления  обеспечения экономической безопасности…………………………………………………………………….19
 Заключение………………………………………………………………………30
 Список использованной  литературы……………..…………………………….32
 Приложения  ……………………………………………………………………..34  

 ВВЕДЕНИЕ 
 Беларусь  относится к малым странам  с открытой экономикой. В 1995 г.  в Республике Беларусь принята экономическая модель социально ориентированной рыночной экономики, сочетающая преимущества современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан.
 Одной из  главных задач в условиях трансформации  экономики является обеспечение экономической безопасности страны: эффективное развитие экономики, интегрированность в международные союзы, создание механизмов защиты собственных экономических интересов.
 Автор учебника  «Экономическая безопасность государства»  Е.Г.Моисеенко дает следующее определение понятию «экономическая безопасность»:
 Экономическая  безопасность государства – процесс  существования и развития общественно-экономической  формации в экономической среде,  устойчивый, саморазвивающийся материальный  и социально-экономический комплекс, в пределах которого при отражении угроз определенным способом происходит формирование структурных объектов, их взаимодействие для эффективного удовлетворения развивающихся материальных потребностей субъектов общества [8, с.43].
 Следует подчеркнуть,  что понятие «экономическая безопасность  страны» охватывает все сектора  экономики. Из этого можно сделать  вывод, что для обеспечения  экономической безопасности страны, необходимо обеспечить экономическую  безопасность выше самих секторов экономики.
 В условиях  глобализации мировой экономики  каждое государство вынуждено  обеспечивать собственную экономическую  безопасность. Этого особенно сложно  достигнуть небольшим государствам, не имеющим достаточного количества  природно-сырьевых ресурсов, необходимых для развития и устойчивого положения на мировой арене. К таким государствам относится и Республика Беларусь, в связи с чем проблемы национальной экономической безопасности приобретают для нашей страны важное значение в теоретическом и практическом аспектах.
 Как показывает  опыт обеспечение экономической  безопасности — это гарантия  независимости страны, условие стабильности  общества, путь к достижению успеха. Поэтому обеспечение ее — один  из национальных приоритетов. 
 Положение  Беларуси в мире, изменение ее внутреннего состояния объяснили необходимость разработки концепции национальной безопасности в целом и ее экономической составляющей.
 Проблемы  экономической безопасности рассматриваются  рядом белорусских ученых. В. Пузиков  ставит экономическую безопасность государства в прямую зависимость как от внешних, так и внутренних факторов. В.Пинигин рассматривает методологические подходы и воп-росы измерения экономической безопасности. Ю. Енин и В. Журавлев рассмотрели параметры, критерии, механизмы обеспечения финансовой безопасности, являющейся составляющей экономической безопасности. М. Мясникович связывает экономическую безопасность с задачами экономического роста на каждой ступени развития общества. Свой вклад в разработку направлений и изучения экономической безопасности нашей страны внесли также Е.Г.Моисеенко, П.Г.Никитенко, В.Н.Ермашкевич, А.В.Бондарь, В.А.Дадалко, Г.Пурс, А.И Громкович и др.  

1. ПОНОЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ МЕСТО В  СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  

 Концепция  национальной безопасности впервые  была сформулирована и реализована  в США, где в 1947 г. был принят  закон "О национальной безопасности". Сначала она исходила из необходимости  обеспечения военной безопасности, затем в ее содержание были  включены экономический, социальный, моральный и политический аспекты.
 В странах  СНГ разработка проблем национальной  безопасности началась в 90-х  гг. XX в. При подготовке Концепции  национальной безопасности Республики  Беларусь, утвержденной Советом  безопасности 27 марта 1995 г., понятие нациоцальной безопасности рассматривается как “состояние защищенности общества и его составляющих от внутренних и внешних угроз”. Определение национальной безопасности было сформулировано как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности: политической, экономической, военной, экологической, гуманитарной, информационной и т.д. [15, с.16].
 Следовательно,  национальную безопасность можно  рассматривать как способность  государства защитить национальные ценности и жизненно важные национальные интересы при конкретных внутренних и внешних угрозах. Национальные жизненно важные интересы определяются состоянием основных сфер жизнедеятельности нации (общества) и обеспечением экономической, политической, гуманитарной, военной и другими видами безопасности. Все они связаны между собой и взаимно влияют друг на друга.
 Национальная  безопасность включает в себя  такие слагаемые элементы, как  военная, экологическая, информационная, социальная.
 В свою  очередь экономическая безопасность  подразделяется на энергетическую, продовольственную, финансовую и  другие виды безопасности. Все  эти виды национальной безопасности  тесно взаимо-связаны и зависимы  друг от друга. Экономическая  безопасность является основополагающей частью национальной безопасности. Это обусловлено важностью и первостепенностью значения удовлетворения потребностей индивидов, субъектов хозяйственной деятельности, общественных групп в процессе функционирования и развития как экономики отдельной страны, так и экономики мирового хозяйства.
 Если национальная  безопасность — это форма проявления  безопасности, то экономическая  — это одна из форм проявления  национальной безопасности, являющаяся  ее подсистемой [13, с.52].
 Пока общепринятого понятия экономической безопасности, к сожалению, не существует. Достаточно широкое распространение получил подход, определяющий экономическую безопасность, как обеспечение живучести национальных экономик, в условиях мировых экономических кризисов. Более широкий смысл это понятие приобрело, получив дополнительно такой признак, как обеспечение конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировой арене. Это определение исходит из результатов глубоких структурных преобразований в экономиках развитых стран Запада. Все больше исследователей склонны полагать, что именно конкурентоспособность является наиболее объективным и интегральным критерием жизнеспособности рыночной экономики. Как показывает мировой опыт обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, путь к достижению успеха. Поэтому обеспечение ее — один из важнейших национальных приоритетов [4, с.9].
 Экономическая  безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяют вычленить три ее важнейших элемента:
 • экономическую  независимость, которая в условиях  современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно техническими достижениями.
 • стабильность и устойчивость национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантии для предпринимательской активности, сдерживания факторов способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.)
 • способность  к саморазвитию и прогрессу,  что особенно важно в современном,  динамично развивающемся мире. Создание  благоприятного климата для инвестиции и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.
 Таким образом,  экономическая безопасность —  это совокупность условий и  факторов, обеспечивающих независимость  национальной экономики ее стабильность  и устойчивость, способность к  постоянному обновлению и совершенствованию  [16, с. 54].
 Целями экономической безопасности в системе национальной безопасности может быть организация механизмов, обеспечивающих:
 • выявление  угроз и субъектов угроз экономической  безопасности в современных условиях; 
 • определение  объектов защиты;
 • механизм  выявления жизненно важных экономических интересов республики или субъекта хозяйствования, сфер и особенностей их реализации;
 • выявление  субъектов, чья деятельность наносит  ущерб жизненно важным экономическим  интересам личности, общества и  государства; 
 • определение основных факторов и условий, складывающихся в сфере обеспечения экономической безопасности государства или производителя;
 • определение  признаков, свидетельствующих о  совершении действий, наносящих  ущерб жизненно важным экономическим  интересам республики или субъекта хозяйствования;
 • анализ  особенностей и механизмов нанесения  ущерба жизненно важным экономическим  интересам республики или хозяйствующим  субъектам; 
 • определение  компетенции и взаимоотношений  органов, осуществляющих деятельность по обеспечению экономической безопас-ности;
 • формирование  системы мер по реализации  жизненно важных экономических  интересов;
 • деятельность  по противодействию угрозам  и локализации их последствий  [11, с. 59].
 Так как  экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, то в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня [16, с. 55]:
 • уровень  семьи и личности — экономические  интересы каждого гражданина  страны;
 • микроэкономический  уровень — экономические интересы  субъектов хозяйствования;
 • региональный  и отраслевой уровень — экономика  областей и отраслей;
 • макроэкономический  уровень — национальные экономические  интересы;
 • общемировой  экономический уровень — планетарные экономические интересы.
 Субъекты  экономической безопасности осуществляют  деятельность по обеспечению  экономической безопасности, т.е.  по защите своих жизненно важных  экономических интересов при  условии возникновения внутренних  и внешних угроз. Субъектами экономической безопасности являются: министерства, комитеты, департаменты, органы судебной власти, банки, биржи, фонды, страховые организации, производители и продавцы продукции, работ и услуг и общества потребителей. Государственные органы должны быть выделены как самостоятельные особые субъекты обеспечения экономической безопасности, которые призваны создать надлежащие условия и гарантии для успешной реализации национальной экономической безопасности юридическими и физическими лицами [5, с. 40].  

2. УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ  

 Система обеспечения  экономической безопасности —  это совокупность методов, обеспечивающих  стабильное функционирование экономических  отношений в стране, а также  их реализацию. Она предполагает: выделение наиболее жизненно важных интересов; выявление угроз, препятствующих реализации этих интересов; систему противодействия существующим и возникающим угрозам; механизм воздействия всех субъектов безопасности, обеспечивающий реализацию защитных мер.
 Под угрозой  понимается совокупность условий  и факторов, создающих опасность  жизненно важным интересам личности, общества, государства, а также  регионального объединения государств. Опасность же характеризуется  как возможность негативного  воздействия на "социальный организм", в результате которого ему может быть нанесен ущерб, ухудшающий его состояние и придающий его развитию нежелательную динамику или параметры.
 Концепция  ООН в качестве угроз экономической  безопасности государства рассматривает  необеспеченность сырьем, энергоресурсами, продуктами питания, производственно-техническими и научным потенциалом, стихийные бедствия, деградацию окружающей среды, неэквивалентный международный обмен, ограничение по политическим причинам доступа на рынки кредитов, объема помощи, частые колебания процентных ставок и др.
 Отсюда следует,  что источниками угроз могут  быть как факторы природного, так и техногенного характера,  как объективные процессы экономического  развития, так и действия субъектов  экономических отношений.
 При классификации  угроз используются различные  признаки, в том числе: 
 по сфере  человеческой деятельности —  политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, экологическая,  демографическая, генетическая, научнотехническая,  технологическая, идеологическая, психологическая, интеллектуальная, информационная, сырьевая;
 по источнику  угрозы — внутренняя и внешняя; 
 по отношению  к человеческой деятельности  — объективная, формирующаяся  независимо от целенаправленной  деятельности, и субъективная, которая создается сознательно;
 по вероятности  реализации — реалъные и потенциальные; 
 по последствиям  — всеобщие, локальные, частные 
 Кроме того, угрозы могут характеризоваться: 
 по временному  критерию — долговремеыные и  текущие; 
 по степени  предсказуемости — прогнозируемые и непрогнозируемые.
 Они могут  иметь универсальный, региональный  и специфический характер [16, с. 64].
 На данном  этапе исторического развития  объективно существуют следующие  наиболее реальные внутренние  и внешние угрозы экономической безопасности страны преодоление которых должно быть важнейшим элементом государственной экономической политики нашей страны:
1. Внутренние  угрозы:
 • унаследованная  от прошлого структурная деформированность  экономики, усугубившаяся выбытием  ряда жизнеобеспечивающих отраслей производства;
 • низкая  конкурентоспособность национальной  экономики, вызванная отсталостью  технологической базы большинства  отраслей, высокой энергоемкостью  и ресурсоемкостью, низким качеством  продукции и высокими издержками производства;
 • устарение  производственного аппарата в  результате замедления его обновления  и предпочтения агентами рынка  осуществления текущих расходов  в ущерб капитальным вложениям; 
 • изношенность  коммуникационных систем и аварийная  опасность; 
 • недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;
 • низкий  уровень природоохранной деятельности  и экологической безопасности;
 • отставание  прироста разведанных запасов  полезных ископаемых от масштабов  их извлечения из недр;
 • ухудшение состояния научно технического потенциала, потеря позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе в результате «утечки мозгов» за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;
 • криминализация экономики, рост коррупции и организованной преступности, ее проникновение в ключевые отрасли экономики;
 • отсутствие  адекватного законодательства  и судебной системы задержка  и отставание в создании важнейших  институтов рыночной экономики; 
 • несовершенство механизмов формирования экономической политики (несогласованность действий экономических ведомств), которое может приводить к нарушению финансовой сбалансированности, порождать угрозу социальных конфликтов, искусственно ослаблять конкурентоспособность отечественных производителей.
2. Внешние угрозы:
 • потеря  отдельных традиционных рынков  сбыта машиностроительной продукции; 
 • зависимость  республики от многих видов  сырья, а также комплектующих  изделий для машиностроения;
 • дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях;
 • высокий  уровень внешнего долга, усиление  попыток его использования для  воздействия на принятие экономических  и политических решении; 
 • неразвитость  транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций [15, с. 55].
 Угрозы для  экономической безопасности (т.е.  факторы, препятствующие нормальной  реализации системы экономических  интересов) проявляются как воздействие  на стабильное развитие экономики,  ее отраслей, предприятий, субъектов. Поэтому и необходимо своевременное выявление и предотвращение угроз экономической безопасности.  

3. КРИТЕРИИ И  ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  

 Стратегия  обеспечения экономической безопасности, помимо выделения, отслеживания, характеристики ее внешних и внутренних утроз, предполагает определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны.
 Критерий  экономической безопасности — это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.
 Национальные  интересы в сфере экономики  страны можно охарактеризовать  по следующим критериям: 
 • способность  экономики функционировать в режиме расширенного и эффективного воспроизводства;
 • приемлемый  уровень жизни населения, обеспечивающий  социально-политическую стабильность;
 • устойчивость  финансовой системы; 
 • сохранение  единого экономического пространства  страны;
 • создание  экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества;
 • оптимальная  встроенность в мировую экономику  (конкурентоспособность национальной  экономики, рациональная структура  внешней торговли);
 • поддержание  научного потенциала [10, с. 9].
 В целях  оценки состояния экономики с  точки зрения важнейших процессов,  отражающих сущность экономической  безопасности, используется система  показателей — количественных  характеристик социально-экономических  явлений и процессов, измерение  и сравнение которых позволяет выявить динамику экономической безопасности.
 В мировой  практике существует около 20 параметров, которые позволяют придать измеримый  смысл экономическим понятиям. Основные  показатели, характеризующие экономическую  безопасность Республики Беларусь, можно сформировать в 7 блоках:
1. Показатели, отражающие  способность экономики функционировать  в режиме общественного воспроизводства.  Это темпы роста ВВП, ВВП  на душу населения, структура  и доля в нем налогов и  сборов, удельный вес в ВВП  внутренних инвестиций, государственных инвестиций; доля государственного потребления к ВВП.
2. Показатели, обеспечивающие  социалъную стабильность: потребление  основных продуктов питания на  душу населения в соответствии  с научно обоснованными нормами;  обеспеченность населения товарами длительного пользования (в расчете на одну тыс. человек); децильный коэффициент и коэффициеыт Джени; доля людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума; уровень безработицы; средняя продолжительность жизни населения.
3. Показатели, свидетельствующие об устойчивости финансовой системы: темпы инфляции; дефицит государственного бюджета; объем государственного долга к ВВП; удельный вес в ВВП расходов на оборону; величина золотовалютных резервов; сальдо платежного баланса.
4. Показатели оптимального функционирования регионов врамках страны: разрыв в уровне ВВП на душу населения по регионам; дифференциация регионов по прожиточному минимуму; доля собственных доходов в бюджетных доходах региона.
5. Показатели, характеризующие  степень криминализации экономики: доля теневой экономики в ВВП; доля налогов и сборов в ВВП; доля налоговых отчислений в добавленной стоимости, созданной на предприятии.
6. Показатели, характеризующие  степень оптимальности "встроенности" национальной экономики в мировую: экспортная и импортная квоты, структура экспорта и импорта, доля импорта во внутреннем потреблении, объем внешнего долга и ВВП; платежи по обслуживанию внешнего долга.
7. Показатели  развития и поддержки научного  потенциала: доля расходов на  НИОКР в ВВП, уровень образования населения, расходы на образование в % к ВВП, количество студентов на 10 тыс. человек населения [9, с. 140].
 Важнейшие  критерии и показатели экономической  безопасности можно представить  с виде следующей схемы (приложение 1).
 Построение  системы количественных показателей,  измерение и сравнение значений  позволяют изучить динамику экономической  безопасности. Однако для оценки  ее уровня в первую очередь  важны ие столько показатели, сколько сравнение их с нормативными (пороговыми) значениями. Степень экономической безопасыости определяется мерой приближения показателей к пороговым значениям.
 Пороговые  значения – это предельные  величины, несоблюдение которых  препятствует нормальному ходу  развития различных элементов  воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
 Государство  должно осуществлять свою функцию  защиты экономической безопасности, а значит, через пороговые значения  индикаторов экономической безопасности отслеживать границу между безопасной и опасной зонами в различных сферах экономики. Иными словами, пороговые значения индикаторов экономической безопасности придают национальным интересам страны в области экономики количественную определенность.
 Первая группа индикаторов пароговых значений экономической безопасности касается производственной сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важны здесь пороговые значения по общему объему производства.
 Второй важной группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизни населения. Важнейшими из них будут следующие:
 • доля  населения, имеющая доход ниже  прожиточного минимума;
 • уровень  (норма) безработицы к активной  части населения; 
 • расходы  на здравоохранение и физическую культуру из госбюджета к ВВП и др.
 Третьей,  наиболее обширной группой являются  пороговые значения финансового  состояния. По этой группе были  определены многие пороговые  значения, в частности, важнейшие  из них [9, с. 10]:
 • объем  внутреннего долга
 • объем  внешнего долга 
 • дефицит  бюджета 
 • денежная  масса 
 Так, состав  основных пороговых индикаторов,  приведенных в "Концепции программы  социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2001—2005 гт.", определен в количестве 10 показателей (приложение 2).
 В процессе  разработки перечня пороговых  значений показателей экономической  безопасности ставится вопрос  о включении в него специального  индекса — индекса развития  человеческого потенциала (ИРЧП). Он  призван в настоящее время быть наиболее обобщающим показателем социального прогресса, безопасности личности и развития социальной сферы. Это интегральный показатель, рассчитываемый за определенный период, производный от параметров ожидаемой продолжительности жизни, удельного веса грамотных во всем взрослом населении, удельного веса учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в соответствующей возрастной группе, уровня благосостоявия, измеряемого как доля ВВП на душу населения ( в долларах, по паритету покупательной способности). Из 120 представленых стран мира Республика Беларусь занимала по этому показателю в 1999 г. 53 место, Российская Федерация — 55 место [10, с. 15].  

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  

 В последнее  время на проблемы экономической  безопасности обращается пристальное  внимание. Исходя из Концепции  национальной безопасности, утвержденной  Указом Президента от 10.07.2001г. N 390, и иных важнейших государственных  документов один из наиболее  важных элементов национальной безопасности - экономическая. При этом путь к ее достижению лежит через обеспечение гарантий безопасности для субъектов экономической деятельности. Задача обеспечения экономической безопасности страны и субъектов экономической деятельности реализовывается в экономической политике государства, которая, как представляется, должна быть ориентирована:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.