На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая безопасность страны

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
Учреждение  образования
МОГИЛЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
Кафедра экономики и организации производства 
 
 
 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ 
 

      Курсовая  работа
по дисциплине «Макроэкономика»
Специальность 1 – 2 7 0 1 0 1 Экономика и организация  производства
Специализация 1 – 2 7 0 1 0 1 2 1 Экономика и организация производства (общественное питание) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель Выполнила
ассистент студентка группы ЭОП-091
__________ Н.М. Гречихо __________ Б.А. Соколова
«___»___________2010г.            «___»_____________2010г. 
 
 
 
 

Могилёв 2010
Содержание 

Введение
1 Понятие и структура экономической безопасности страны 5
1.1 Экономическая безопасность как система: критерии и показатели 5
1.2 Институциональные основы системы экономической безопасности 10
2 Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности 15
2.1 Негативное влияние внутренних угроз. Основные факторы, создающие угрозу экономической безопасности 15
2.2 Классификация внешних угроз 18
3 Механизм обеспечения экономической безопасности РБ 21
3.1 Проблемы экономической безопасности в РБ 21
3.2 Основные направления минимизации угроз экономической безопасности в РБ 26
Заключение
Список  литературы 

 


     Введение
     Проблемы  обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира. Современное социально-экономическое  положение Белоруссии обусловливает  чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере  обеспечения экономической безопасности страны, белорусского общества и каждого  гражданина в отдельности.
     Понятие «экономическая безопасность» неразрывно связано с понятием «национальная  безопасность». Термин «национальная  безопасность» прочно вошел в  жизнь современного мира и стал частью внутренней и внешней политики многих стран. Поскольку экономика является одной из жизненно важных сторон деятельности личности, общества и государства, то обеспечение национальной безопасности по существу невозможно без обеспечения  экономической.
     Все элементы триады «личность-общество-государство» одновременно являются и объектом безопасности, и субъектом ее обеспечения.
     Рассматривая  различные стороны национальной безопасности, нельзя обойти экономические  аспекты.
     Проблемы  обеспечения экономической безопасности Белоруссии, как непременного условия  стабилизации ее текущего состояния  и развития, привлекают к себе все более пристальное внимание ученых и общественности. Такое внимание отнюдь не случайно. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их парирования. Реализация национальных интересов Белоруссии в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития
     Экономическая безопасность в ряде изданий определяется следующим образом: «это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической  сфере от внутренних и внешних  угроз». Ее специфика и значимость подразумеваются выделением экономической безопасности из общего понятия национальной безопасности. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы и критерии безопасности и вместе с тем дополнительно отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужают его возможности разрабатывать и реализовывать программы экономической компенсации и стабилизации.
     В связи с этим важно выделить четыре основные направления, которые требуют  наибольшего внимания в рамках исследования экономической безопасности.
     Во-первых, внешняя торговля и ее влияние  на экономическое развитие страны. Стало почти общепризнанным то, что  внешнеэкономические связи выступают в качестве мощного усилителя тенденций развития. В условиях подъема эти связи усиливают благоприятную конъюнктуру, стимулируют технологический прогресс в стране, ведут к снижению издержек и улучшению качества выпускаемой продукции, содействуют прогрессивным изменениям в отраслевой структуре; в периоды спада и кризиса – наоборот, усугубляют экономические трудности.
     Во-вторых, миграция капитала и проблема финансовой безопасности. Рассмотрение этой проблемы позволяет говорить о причинах, мотивах  и последствиях бегства капиталов, а также исследовать количество и качество иностранных инвестиций, методы их привлечения и причины  их низкого объема.
     В-третьих, влияние участия в международных  экономических организациях на развитие экономики страны. Экономические отношения Беларуси с разными регионами мира имеют свою специфику, особенно сегодня, вследствие перемен и в самой Беларуси, и во внешнем мире, а также то, что структурная адаптация к мировому хозяйству страны происходит в значительно более сложных условиях, чем в западноевропейских или восточноазиатских государствах.
     В-четвертых, взаимосвязь открытости страны и  ее экономической безопасности. Современные  факты говорят о том, что даже успешно развивающиеся и интегрирующиеся  с мировым хозяйством страны очень  рискуют, полностью открывая свою экономику  для международных потоков капитала. Но это не означает призыв к замкнутости, а только лишь к оптимальному открытию экономики страны.
     Поэтому тема курсовой работы является наиболее актуальной в наше время.
     Целью курсовой работы является изучение экономической  безопасности страны.
     Задачи  курсовой работы:
     1) Изучение экономической безопасности страны как системы: критерии и показатели;
     2) Рассмотрение институциональных основ системы экономической безопасности;
     3) Изучение негативного влияния внутренних угроз, основных факторов, создающих угрозы экономической безопасности;
     4) Рассмотрение внешних угроз экономической  безопасности;
     5) Изучение проблем экономической безопасности в Республики Беларусь;
     6) Рассмотрение основных направлений минимизации угроз экономической безопасности в Республики Беларусь 

 


     1 Понятие и структура  экономической безопасности  страны 
 

     1.1 Экономическая безопасность как система: критерии и показатели
     Экономическая безопасность – это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.
     Обеспечение экономической безопасности – это создание государством условий, гарантирующих недопущение нанесению хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз.
     Экономическую безопасность следует рассматривать  как систему взаимосвязанных уровней: международного, национального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности /19, с.706/.
     Как отмечал В.Сенчагов, «сущность и  стратегия экономической безопасности не ограничиваются проблемами восстановления экономического роста на основе структурной  политики, расширения потребительского и инвестиционного спроса, развития рынка ценных бумаг, создания конкурентной сферы, оптимизации отношений собственности  и менеджмента, создания эластичной системы государственного регулирования  рыночного типа. Стратегия не станет действенным инструментом политики, если не будут конкретизированы задачи безопасности в отдельных сферах экономики: в отраслях материального  производства и прежде всего по объектам магистральной производственной структуры; в регионах; в научно-технической, социальной и внешнеэкономической» /16, c.105/.
     Экономическая безопасность страны представляет собой  сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности:
    производственная;
    финансовая;
    продовольственная;
    энергетическая;
    инфраструктурная;
    инновационная;
    внешнеэкономическая.
     Производственная  безопасность – основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней. Она определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.
     Финансовая  безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность.
     Устойчивость  финансовой системы определяется уровнем  дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нормализацией финансовых потоков  и расчетных отношений, золотовалютным запасом, развитием финансового  рынка и рынка ценных бумаг, размерами  внешнего и внутреннего долгов, дефицита платежного баланса.
     Обеспечение финансовой безопасности Республики Беларусь является важнейшим направлением повышения  экономической безопасности страны. Финансовое состояние реального  сектора экономики, банковской системы  и государства определяет, насколько  успешно будут решаться проблемы по другим направлениям экономической  безопасности.
     Продовольственная безопасность является как самостоятельным направлением, так и составной частью экономической безопасности. Этот термин официально принят в мировой практике для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики стран или группы интегрированных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия.
     Эксперты  Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) оценивают  состояние международной продовольственной  безопасности по двум показателям: объемам  переходящих до следующего урожая мировых  зерновых запасов и уровню мирового производства зерна в среднем  на душу населения.
     Оценка  продовольственной безопасности каждой страны имеет свою специфику, обусловленную  объективными природно-климатическими условиями ведения сельскохозяйственного  производства, сложившимися традициями структуры потребления, уровнем  зависимости от импортных поставок продовольствия. Для Беларуси продовольственная  безопасность означает как сохранение суверенитета и независимости, так  и повышение уровня и качества жизни населения. /15, с.708/
     Энергетика  является одной из основ и составных  частей инфраструктуры человеческой цивилизации, важнейшим фактором производства и  жизнеобеспечения современного общества. Именно она ресурсно обеспечивает стационарные и мобильные силовые и температурные  процессы в хозяйстве, информационно-управленческую деятельность и социальную сферу, равно как формирует значительные потоки значительные потоки мировой торговли и тематику международных политических отношений. /1, с. 13/
     Энергетическая  безопасность является важнейшим слагаемым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления).
     Энергетическая  безопасность, по определению Мирового энергетического совета, - это наличие энергии в том количестве и того качества, которые необходимы при определенных экономических условиях.
     Энергетическая  безопасность определяется как долей  собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием. Считается  нормальным использование в равных пропорциях не менее трех основных видов топлива, например, для многих стран – природного газа, нефти, угля, Германии – урана, угля и природного газа. Для каждой страны эти пропорции индивидуальны.
     При закупке энергоносителей за рубежом  важно обеспечить диверсификацию не только их видов, но и поставщиков. Энергобезопасность возрастает при развитой сети магистральных  газо- и трубопроводов, линий электропередач, железных дорог, наличии резервов или  хранилищ топлива.
     Инфраструктурная  безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.
     К инфраструктуре относятся отрасли, создающие условия жизнедеятельности  общества. Инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. Производственная инфраструктура включает отрасли, которые непосредственно обслуживают производство (все виды транспорта, связь, электро-, газо-, водоснабжение и др.). К социальной инфраструктуре относятся торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др.
     Главная задача инфраструктурной безопасности – обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения.
     Инновационная безопасность также имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.
     Основным  показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).
     В Республике Беларусь в последние  годы данный показатель составляет менее 1 %. Это, естественно, является сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых  отечественных технологий. Потребность  же в технологической и структурной  модернизации производства остается высокой. По данным Комплексной программы  научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001—2020 годы, 48,2 % действующих  технологий использовались еще до 1985 г. Из применяемых промышленными  предприятиями 13 тыс. передовых производственных технологий 31,4 % внедрены до 1994 г.
     Продолжают  сокращаться инвестиции в науку. Уменьшается объем научно-технических  работ, выполняемых промышленным сектором. Научно-исследовательские организации трансформируются в научно-производственные, переориентируя выпуск продукции с научно-технической на социально значимую мелкосерийную, но ненаукоемкую.
     Недофинансирование  и низкая заработная плата в научной  сфере привели более чем к  трехкратному, по сравнению с 1990 г., сокращению объема исследований и разработок, а также количества выполнявших  их работников.
     В Беларуси медленно создается инновационная  инфраструктура, нет соответствующих  мировому уровню технопарков, низкими  темпами формируется рынок научно-технической  продукции. Слабо развита инновационная  составляющая в индустриальной политике. Национальная промышленность инновационно недостаточно восприимчива к отечественным  разработкам.
     Система высшего образования не в полной мере отвечает потребностям реального  сектора экономики. Снижен престиж  инженерной и научной деятельности.
     Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:
    конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;
    объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП;
    товарную диверсификацию экспорта и импорта;
    долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;
    внешнюю задолженность:
     Обеспечение внешнеэкономической безопасности напрямую зависит от конкурентоспособности  производимой в республике продукции  и умелого использования внеэкономических факторов развития мировой экономики  в интересах национальной.
     Экономическая безопасность тесно взаимосвязана  также с демографическими, социальными, экологическими, информационными и оборонными аспектами национальной безопасности.
     Основные  задачи обеспечения демографической безопасности состоят в стабилизации рождаемости и ее повышении в перспективе до уровня, обеспечивающего нормальный режим воспроизводства населения, улучшении социально-экономических условий жизнедеятельности семей, оптимизации внутренних и внешних миграционных процессов.
     Главной задачей усиления социальной безопасности является повышение материального благосостояния граждан на основе реформы оплаты труда, обеспечения социальной защиты и соблюдения социальных гарантий. Политика государства в этой области должна быть направлена на устранение социальных опасностей и угроз, оказывающих влияние на уровень и качество жизни людей. Нельзя допускать перехода границ пороговых значений социальных индикаторов. В первую очередь требуется снизить уровень малообеспеченности (бедности) населения, избежать резкой дифференциации доходов различных его слоев.
     Ухудшение экологической ситуации в мире, наличие  на территории республики объектов повышенного  риска, последствия катастрофы на Чернобыльской  АЭС обусловливают необходимость  первоочередного решения проблем  экологической безопасности.
       Она является обязательным условием устойчивого социально-экономического развития и отражает состояние защищенности жизни и здоровья человека и среды обитания от возможных вредных воздействий экономической или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
     Для обеспечения информационной безопасности необходимы эффективное использование национальных информационных ресурсов, защита безопасности информационных систем и сетей связи, поддержка современных информационных технологий, национальной индустрии средств информатизации и связи. Важное значение имеют развитие современных информационных технологий, производство средств информатизации и связи, участие Беларуси в международных соглашениях, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен, в создании и использовании международных и межгосударственных информационных сетей и систем.
     Главной целью оборонной безопасности является создание необходимых условий для обеспечения эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны в случае применения против нее (или угрозы) вооруженной силы. Первостепенное значение имеют проведение государственной политики, направленной на предотвращение войны и поддержание мира, участие в системах международной безопасности, в том числе в рамках Договора о создании Союзного государства и Договора о коллективной безопасности. Для обеспечения оборонной безопасности необходимо повысить эффективность военно-промышленного комплекса, привести потенциал белорусской армии в соответствие с новыми реалиями геостратегической, военно-политической и экономической ситуаций.
     Система экономической безопасности характеризуется  совокупностью критериев и показателей, которые определяют угрозы устойчивому  развитию и пороговые значения функционирования национальной экономики.
     Угрозы  экономической безопасности – это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономические условия жизнедеятельности человека.
     Показатели  и индикаторы экономической безопасности – наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы страны, ее устойчивость и мобильность.
     Пороговые значения экономической безопасности – предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации национальной экономики, обострению социальной и политической ситуации.
     Для оценки реального состояния экономической  безопасности важное значение имеют  не столько сами показатели, сколько  их пороговые (предельные) значения. Они  должны быть научно обоснованы и официально признаны. В нашей стране впервые  пороговые значения и показатели социально-экономической безопасности были определены в Национальной стратегии  устойчивого развития Республики Беларусь, одобренной Президиумом Совета Министров  Республики Беларусь в марте 1997 года.
     Важнейшие показатели экономической безопасности определены в Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.
     В настоящее время некоторые показатели экономической безопасности в нашей  стране превысили критический рубеж. Прежде всего это касается степени  износа активной части основных производственных фондов, валового внутреннего продукта, доли заработной платы в доходах  населения и уровня рентабельности экономики. Реализация Национальной стратегии  устойчивого развития позволит уже  в 2010 г. почти по всем важнейшим экономическим  показателям обеспечить национальную безопасность страны и не выходить за пределы пороговых значений/ 19, с.725-734/.
Таким образом, экономическая безопасность имеет сложную структуру и включает в себя следующие виды безопасностей: продовольственную, энергетическую, инновационную, финансовую, инфраструктурную, производственную и внешнеэкономическую. Обеспечение этих видов безопасностей и составляет основу безопасности страны в целом. 
 
 

      1.2 Институциональные основы системы экономической безопасности
     Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства  по защите жизненно важных национальных социально-экономических интересов  страны на основе построения высокоэффективной  социально ориентированной рыночной экономики.
     Для реализации системы жизненно важных интересов Республики Беларусь решающее значение имеют достижение сбалансированности интересов граждан и государства, а также поддержка обществом  проводимой руководством страны внутренней и внешней экономической политики.
     Во  внутренней политике социально-экономические интересы заключаются в обеспечении стабильного и эффективного социально-экономического развития, роста национального богатства и повышения благосостояния населения, совершенствовании производственного и научно-технического потенциалов.
     Внешние социально-экономические интересы Республики Беларусь как небольшой  страны с открытой экономикой состоят  в максимализации использования  выгод от глобализации и международного разделения труда, повышении конкурентоспособности  национальной экономики.
     Для оценки экономической безопасности, наряду с рассмотренными выше угрозами, показателями и пороговыми значениями, необходимо определить объекты и  субъекты экономической безопасности, место и роль государственных  и иных институтов в реализации мер  по ее обеспечению.
     Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, агропромышленный комплекс, производственная и социальная инфраструктуры, регионы, население и трудовые ресурсы и др.
     Субъектами  экономической безопасности является государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации как государственного, так и частного секторов экономики, а также общественные объединения и граждане.
     Система обеспечения экономической безопасности представляет собой совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных социально-экономических  интересов государства, которые  осуществляют согласованную деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и действующим законодательством/19, с.718-720/.
     Одним из спецслужб Белоруссии по обеспечению  экономической безопасности является Комитета государственной безопасности Республики Беларусь. Его основными целями является: обеспечение в пределах компетенции государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, осуществление регулирования и управления в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в пределах своих полномочий и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления, а также непосредственно реализация основных направлений деятельности и задач органов государственной безопасности /10, с.2/.
Общее руководство  системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент  Республики Беларусь, который реализует  свои полномочия в этой сфере через  Совет безопасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.
     Президент Республики Беларусь наделен следующими полномочиями:
     1) формировать Совет безопасности  Республики Беларусь и руководить  его деятельностью;
     2) определять стратегии внутренней  и внешней безопасности, меры  по обеспечению социально-политической  и стабильности в обществе; организовывать  деятельность по защите суверенитета  Республики Беларусь, ее национальной  безопасности, территориальной целостности;
     3) контролировать и координировать  деятельность государственных органов  по обеспечению безопасности;
     4) издавать декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на  всей территории Республики Беларусь; обеспечивать их исполнение.
     Основной  функцией Национального собрания Республики Беларусь является разработка системы правового регулирования отношений в сфере безопасности, принятие соответствующих законов.
     Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по обеспечению безопасности Республики Беларусь; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики; организует и контролирует подготовку и исполнение мероприятий по обеспечению экономической безопасности министерствами, комитетами, иными подведомственными ему органами управления. Координирует деятельность всех субъектов страны по обеспечению национальной, в том числе экономической, безопасности Совет безопасности Республики Беларусь, председателем которого является Президент Республики Беларусь.
     Совет безопасности Республики Беларусь осуществляет подготовку решений Президента Республики Беларусь в сфере национальной безопасности и отвечает перед ним за организацию  деятельности по защите жизненно важных национальных интересов страны от внешних  и внутренних угроз.
     При Совете безопасности Республики Беларусь Указом Президента создана Межведомственная комиссия по безопасности в экономической сфере. Важнейшими ее задачами являются определение жизненно важных интересов Республики Беларусь в экономической сфере, выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и разработка мер противодействия возникающим угрозам.
     Комиссия  дает заключения по проектам республиканских  научно-технических, социально-экономических  и других целевых программ, а также  осуществляет по поручению Президента Республики Беларусь и Совета безопасности экспертизу проектов решений государственных  органов и иных организаций в  части, касающейся обеспечения экономической  безопасности.
     Значительный  объем работ по экономической  безопасности сосредоточен в структурах Правительства Республики Беларусь. Головной структурой, которая осуществляет координацию работы министерств  и других республиканских органов  управления по вопросам внутренней и  внешней экономической политики, является Министерство экономики.
     В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 августа 1998 года № 1321«О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» Министерство экономики совместно с министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству, облисполкомами и Минским горисполкомом осуществляет разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долго-, средне- и краткосрочную перспективу, в которых определяются основные направления и предусматриваются меры по обеспечению экономической безопасности.
     Продовольственная безопасность во многом зависит от развития агропромышленного комплекса, стратегия и регулирование деятельности которого определяются Министерством  сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
     Вопросы производственной безопасности должны решать Министерство промышленности, Государственный военно-промышленный комитет, а также государственные  отраслевые концерны, объединяющие предприятия  отдельных отраслей промышленности («Белгоспищепром», «Белнефтехим», «Бел-легпром», «Белбиофарм», «Беллесбумпром»).
     Вопросами энергетической безопасности призваны заниматься прежде всего Министерство энергетики и департамент по энергоэффективности  Государственного комитета по стандартизации.
     Инфраструктурную  безопасность должны обеспечивать Министерство транспорта и коммуникаций (департамент  по авиации, департамент «Белавтодор», Белорусская железная дорога), Министерство связи и информатизации, а также  Министерство архитектуры и строительства.
     Головными организациями по обеспечению инновационной  безопасности являются Национальная академия наук Беларуси и Государственный  комитет по науке и технологиям.
     За  внешнеэкономическую безопасность несут ответственность министерства экономики, иностранных дел, торговли, Государственный таможенный комитет.
     Все вопросы, связанные с финансовой безопасностью, регулированием дефицита государственного бюджета, внутренней и внешней задолженностью государства, контролируются Министерством финансов Республики Беларусь.
     Вопросы валютной безопасности, золотовалютных резервов, регулирование валютного  рынка и, соответственно, валютного  курса находятся в компетенции  Национального банка Республики Беларусь. Валютный контроль осуществляется Государственным таможенным комитетом, Комитетом государственного контроля, банковской системой.
     Главную роль в обеспечении экологической  безопасности играют Министерство природных  ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Государственный  комитет по имуществу.
     Координацию мероприятий по обеспечению демографической  безопасности осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Различные аспекты социальной безопасности обеспечивают министерства: образования, здравоохранения, культуры, труда и социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, спорта и туризма.
     Существенную  роль в обеспечении экономической  безопасности играют Министерство по налогам и сборам, департамент  по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также  местные исполнительные и распорядительные органы.
     Для обеспечения экономической безопасности важное значение имеет организация  борьбы с экономической преступностью, которая проявляется в нарушении  прав человека в сфере экономической  деятельности, усилении потенциала организованной преступности, расширении и углублении процесса криминализации экономических  отношений, контроле и активном использовании  преступными группировками в  своих интересах деятельности предпринимателей, отдельных банковских структур, проникновении  коррупции в разные сферы деятельности органов власти, управления и правоохранительных органов.
     Меры  по обеспечению экономической безопасности – это целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов по недопущению негативных явлений и процессов в сфере экономики. Такая деятельность включает: определение пороговых значений экономической безопасности; прогнозирование внешних и внутренних угроз экономической безопасности; разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту национальных экономических интересов; создание необходимых стратегических и мобилизационных ресурсов государства.
     Экономическая безопасность обеспечивается соответствующими субъектами и методами: экономическая  безопасность государства – органами государственной власти и управления; экономическая безопасность субъектов хозяйствования – руководителями и соответствующими службами предприятий, организаций или индивидуальными предпринимателями.
     Важное  значение имеет объективный и  всесторонний мониторинг экономики  и общества. Он представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой показателей экономической безопасности страны /19, с. 721-724/.
     Таким образом, для оценки экономической безопасности существуют объекты и субъекты экономической безопасности. Совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных социально-экономических интересов государства, и представляет собой систему обеспечения безопасности страны.
 


    2 Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности

      2.1 Негативное влияние внутренних угроз. Основные факторы, создающие угрозу экономической безопасности

     Экономическая безопасность страны предполагает наличие  упорядоченной, взаимосвязанной, стройной системы, обеспечивающей экономическую  независимость, эффективность, конкурентоспособность, стабильность, устойчивость и способность  к возрождению и развитию национальной экономики.
     Обеспечение экономической безопасности начинается с выявления имеющихся и потенциальных  угроз и выработки превентивных мер, направленных на упреждение возникновения  данных угроз.
     Угрозы  следует рассматривать не только как процессы, условия и факторы, но и как действия, направленные на ущемление жизненно важных экономических  интересов личности, общества и государства  или использующие для этого последствия  различных экономических, социальных, политических и природных факторов  и процессов. Именно конкретная деятельность, наносящая ущерб интересам общества и государства, вне зависимости  от того, осознаёт это или не осознаёт лицо или иной субъект экономических  отношений, представляет угрозу экономической  безопасности /6, с. 103/.
     Внешние и внутренние процессы и факторы  со всей остротой ставят вопросы обеспечения  экономической безопасности Беларуси, защиты жизненно важных экономических  интересов личности, общества и государства  от внешних и внутренних угроз, определение  компетенции каждого из субъектов  системы защиты экономики, построение модели обеспечения экономической  безопасности, применимой как на национальном, государственном уровне, так и  на уровне субъектов хозяйствования
     Угроза безопасности в целом и ее составляющих, имеет явно выраженный субъектный характер. То есть – она является выражением противодействия отдельных личностей, определенных социальных групп, субъектов хозяйствования или иных представителей общественных отношений (государств, общественных организаций, партий ) Угроза есть выражение реальных и уже существующих, или потенциальных противоречий, которые развиваются или могут развиться в обществе между отдельными классами, национальными, религиозными и иными социальными слоями и группами, элитами, между обществом и государством, в государстве между ветвями власти, между силами, стоящими у власти, и оппозицией, в международных и межгосударственных отношениях, а также в сфере межличностных отношений. Угроза есть выражение противодействия определенных лиц, социальных групп или их организационных структур удовлетворению противоположных им (например, общенациональных) интересов.
     Внутренними угрозами экономической безопасности могут быть как объективные процессы в сфере экономики, так и целенаправленная деятельность разнообразных социальных субъектов (международных политических и экономических сообществ, организованных структур и отдельных граждан внутри страны), преследующих собственные интересы, как экономические (извлечение наибольшей прибыли), так и политические (получение власти).
     На  сегодняшний день вопрос об экономической  безопасности является очень актуальным. Ведь в последние годы в стране проходило очень много реформ, которые изменили суть и принципы всей экономики страны. По мнению В. Захарова, к внутренним угрозам экономической  безопасности для Республики Беларусь относятся:
     1) низкая конкурентоспособность национальной  экономики;
     2) физическая изношенность производственных  фондов (80%);
     3) массовое уклонение от налогообложения  вследствие отсутствия стимулирующих  механизмов уплаты налогов и  снижения налоговой нагрузки; кризисное  состояние сельского хозяйства;
     4) спад производства и потеря  традиционных рынков сбыта вследствие  неконкурентоспособности отечественных  товаров; уже сами по себе  масштабы потерь рынков сбыта  представляют серьезную угрозу  экономической безопасности страны; но более существенно то, что  сокращение объемов производства  ведет к неизбежному вытеснению  отечественных производителей не  только с мирового рынка, но  и с внутреннего;
     5) низкий уровень жизни населения,  безработица; в условиях переходного  периода этот фактор представляет  серьезную угрозу для экономической  безопасности страны;
     6) практическое отсутствие иностранных  инвестиций; нежелание иностранного  инвестора вкладывать капитал  в Республику Беларусь;
     7) разрушение интеллектуального потенциала; не менее серьезной опасностью  является отток высококвалифицированных  специалистов в страны с более  развитой экономикой;
     8) техническая отсталость индустриального  сектора;
     9) монополизация белорусской экономики;
     10) опасность угрозы продовольственной  безопасности;
     11) увеличение имущественной дифференциации  населения и повышение уровня  бедности;
     12) рост внешнего долга страны и другие/4, с. 8-9/.
     Реализации  жизненно важных интересов Республики Беларусь в производственной сфере  противодействует ряд угроз, обусловленных  как внутренними, так и внешними факторами, к которым следует  отнести:
     1) процесс снижения технологического  уровня производственной сферы;
     2) сохраняющаяся и даже возрастающая  высокая энерго- и материалоемкость  производства и зависимость республики  от внешних поставок топливно-энергетических  и материально-сырьевых ресурсов (и в частности, из одного  источника – России);
     3) постоянное снижение конкурентоспособности  отечественной продукции, даже  на внутренних рынках;
     4) старение основных производственных  фондов, которые в настоящее время  находятся на грани, за которой  начинается физическое уничтожение  производительных сил республики;
     5) высокий уровень бартерных сделок, который вызван кризисом неплатежей  и хроническим дефицитом оборотных  средств производственных предприятий;
     6) высокий уровень монополизации  в производственной сфере, отсутствие  сбалансированного механизма регулирования  государством деятельности производственных  монополий, что провоцирует их  на увеличение издержек, снижение  качества и объемов производимой  продукции, а также рост цен  на нее;
     7) нарастание разрушительных тенденций  в сложившейся производственной  структуре экономической системы  при медленном формировании рыночной  структуры, в результате чего  утрачивается часть национального  богатства страны;
     8) потеря значительной части традиционных  рынков сбыта машиностроительной  и других видов продукции производственного  сектора экономики республики;
     9) вытеснение продукции отечественных  производителей с внутреннего  рынка аналогичными товарами  зарубежных производителей, осуществляемое  собственными белорусскими посредническими  структурами;
     10) дискриминационные меры со стороны  зарубежных стран и их сообществ  на мировых рынках промышленного  экспорта;
     11) снижение инвестиционной активности  и отток капиталов и других  инвестиционных ресурсов из производственного  сектора в финансовую сферу  и на посредническую деятельность.
     В соответствии с Концепцией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 года № 575, основными факторами, создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в экономической сфере являются:
     1) Рост изношенности производственных  мощностей, использование несовершенных  технологий, характеризующихся повышенной  энергоемкостью и ресурсоемкостью,  низким качеством продукции и  высокими издержками производства.
     2) Несогласованность отношений собственности  и структуры производственных  отношений, неравенство условий  для субъектов хозяйствования  с различными формами собственности.
     3) Ослабление научно-технического  и технологического потенциала  страны, сокращение исследований  на стратегически важных направлениях  научно-технического развития. Потеря  требуемой динамики развития  фундаментальной и прикладной  экономической науки.
     4) Снижение инвестиций в реальный  сектор экономики. Ограничение  прав товаропроизводителей.
     5) Снижение качества товаров и  услуг отечественных производителей, низкая их конкурентоспособность на внутреннем рынке.
     6) Снижение конкурентоспособности  белорусских товаров на внешних  рынках. Принятие зарубежными государствами  мер, ставящих в невыгодные  условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров  и условий по осуществлению  экспортно-импортных операций.
     7) Отток наиболее квалифицированных  специалистов за рубеж.
     Таким образом, угроза безопасности в целом имеет явно выраженный субъектный характер. То есть – она является выражением противодействия отдельных личностей, определенных социальных групп, субъектов хозяйствования или иных представителей общественных отношений. На сегодняшний день существует большое количество внутренних угроз экономической безопасности, от которых зависит экономическое развитие страны в целом /7, с. 94-98/. 
 

     2.2 Классификация внешних  угроз

     Внешние угрозы, порожденные противоречиями между республикой и другими  странами, между республиканскими субъектами хозяйствования и зарубежными производителями  реализуются иностранными государствами, корпорациями, предприятиями, прежде всего, под флагом защиты своих национальных экономических, а зачастую и политических интересов.
     Соответственно  определению угроз как условий, факторов и действий (деятельности), их можно  классифицировать по видам:
     1) угрозы, вызываемые объективно развивающимися как природными, так и социально-экономическими процессами. Например, процессами, порождающими неравномерность экономического развития, отставание темпов роста экономики и развития ее структуры от потребностей общества из-за недостаточности природных или людских ресурсов и по другим объективным причинам. Угроза может формироваться в результате процессов загрязнения окружающей среды под воздействием расширения сферы и масштабов хозяйственной деятельности и так далее;
     2) угрозы, вызываемые определенными политическими, экономическими и социальными действиями или противоречиями. Они могут иметь как организованный и целенаправленный, так и стихийный характер. Такие действия могут осуществляться как отдельными личностями и субъектами хозяйствования, так и их группами при реализации своих экономических интересов в рамках национальной экономики, а также - в случае острых конфликтных ситуаций в сфере международных политических отношений. Такими угрозами могут быть действия производителей по незаконному получению и хищению кредитов, факты недобросовестной конкуренции, действия по «отмыванию» незаконно полученных доходов, провоцирование забастовок и другие парализующие и дестабилизирующие экономическую обстановку /6, с. 122-126/.
     Среди внешних факторов, представляющих угрозу безопасности Беларуси следует выделить
     - абсолютную зависимость Республики Беларусь от поставок минерально-сырьевых ресурсов, многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий;
     - потерю традиционных рынков сбыта военно-технической и машиностроительной продукции;
     - дискриминационные меры со стороны зарубежных стран и их сообществ во внешнеполитических и экономических отношениях с Республикой Беларусь, что особенно сильно ощущается на мировых рынках промышленного экспорта, трансферта технологий и «ноу-хау»;
     - установление жестких барьеров и условий при решении внешнеполитических вопросов по ввозу в республику сырья и товаров из стран-экспортеров;
     - навязывание модели демократических преобразований и вытеснение отечественных производителей товаров и услуг (особенно потребительских товаров) с внутреннего рынка зарубежными агентами рынка;
     - неадекватные интересам республики условия политического, экономического и гуманитарного сотрудничества со стороны международных организаций;
     - нарушение дипломатических соглашений странами-партнерами; недобросовестная экономическая деятельность зарубежных государств и компаний как на внутреннем, так и на внешних рынках, входящих в сферу экономических интересов Беларуси /4, с. 8-9/.
     Внешние угрозы могут быть созданы проводимой экспансионистской политикой зарубежных государств и реализовываться в  деятельности фирм и компаний, осуществляющих внешнеполитическую и экономическую  деятельность. Наконец, внешние угрозы - это противоправные посягательства на жизненно важные интересы со стороны  спецслужб и оказывающих им содействие негосударственных организаций.
     Следует также учитывать, что внешние  угрозы обусловлены, с одной стороны, заинтересованностью иностранных  партнеров в реализации своих  интересов в ущерб интересам  республики, с другой – стремлением национальных субъектов обеспечить врастание в мировое сообщество любыми методами. Такая ситуация обуславливает то, что деятельность инопартнеров не встречает противодействия со стороны республиканских субъектов внешних связей. А зачастую наши структуры сами создают условия для нанесения ущерба интересам республики. Поэтому к внешним угрозам безопасности Беларуси сегодня, наряду с другими, относятся:
     - проникновение в сферу общественных отношений и на формирующийся белорусский рынок сомнительных и недобросовестных партнеров из ближнего и дальнего зарубежья;
     - ограничительная деловая практика, используемая инопартнерами для воздействия на принятие политических решений, снижения возможностей нашего выхода на зарубежные рынки, для сбыта в республику устаревших технологий и оборудования, для сбивания или искусственного взвинчивания цен на республиканскую продукцию с целью устранения конкуренции и прочее;
     - неадекватное освещение в средствах массовой информации за рубежом политических и социальных процессов в республике, недобросовестная конкуренция инопартнеров, осуществляемая через дискредитацию республиканских предприятий как надежных партнеров и нашей конкурентоспособной на западном рынке продукции, скупку научных разработок и технологий по явно заниженным ценам, навязывание дискриминационных условий при заключении договоров;
     - экспансия идеологии, культурных ценностей, нравственных норм, товаров.
     Поэтому проблемы экономической безопасности требуют программного подхода при разработке мер по обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь. При этом необходимо учитывать вышеупомянутые виды угроз.
     Как показывает мировой опыт, обеспечение  экономической безопасности - это  гарантия независимости страны, условие  стабильности и эффективной жизнедеятельности  общества, достижения успеха /8, с. 431-435/.
 

     
     3 Механизм обеспечения  экономической безопасности  РБ
     3.1 Проблемы экономической безопасности в РБ
     Чтобы определить проблемы экономической  безопасности, прежде всего, нужно выявить основные угрозы безопасности. И так как экономическая безопасность представляет собой сложную систему, включающую различные виды безопасностей, для этого нужно выявить основные угрозы  каждой из этих составных безопасностей.
     Основными угрозами производственной безопасности в Республике Беларусь являются:
    износ, физическое и моральное старение основных производственных фондов;
    высокая энерго- и материалоемкость производства, зависимость от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов, а также комплектующих;
    неустойчивое финансовое положение предприятий, дефицит оборотных средств;
    наличие устаревших технологий;
    высокий уровень монополизации в производственной сфере, несовершенство механизма регулирования деятельности производственных монополий, что позволяет повышать цены без снижения издержек производства и улучшения качества продукции;
    сохранение сложившейся структуры производства без учета спроса на выпускаемую продукцию.
     В Республике Беларусь износ активной части основных производственных фондов ряда отраслей промышленности превышает критически допустимый уровень. На большинстве предприятий техническая база устарела и представляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на VI уклад /19, с. 729-730/.
     Можно отметить, что на 2008 год выпуск товаров по отраслям составил: промышленность –130927,2, сельское хозяйство –25375,9, лесное хозяйство – 701,8, строительство –25421,5, прочие виды деятельности по производству товаров – 995,8 миллиардов рублей. В том числе выпуск услуг по отраслям: транспорт – 14443,3, связь – 3866,2, торговля и общественное питание – 26 614,8, материально-техническое снабжение –515,5, операции с недвижимым имуществом – 2327,2, наука и научное обслуживание – 1058,1 миллиардов рублей /18/.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.