На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственные финансы РК

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений.  Ими пронизана внутренняя жизнь  любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия  и  кончая  национальной  экономикой  в целом, образуются фонды денежных  средств.  При  этом  не  имеет  значения,  в  какой  форме  выступают деньги:   в виде наличных бумажных   знаков,  толи  в  форме  кредитных карточек,  или на значащихся    на   банковских  счетах  сумм   вообще  вне  всякой формы.
     Экономические и политические реформы, проводимые в Республике Казахстан с начала девяностых годов, не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
     Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
     Финансовая  система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.
     Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы является определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают государственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.
     Государственные финансы управляются Министерством финансов и Министерством государственных доходов Республики Казахстан.
     Государственные финансы как звено финансовой системы связаны действием в  производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме.
     Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с  распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий.
     Субъектами  денежных отношений в этой сфере  является государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждане с другой.
     Поскольку финансы -  это распределительная  категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование  финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.
     Предмет курсовой работы – Государственные  финансы
     Объект  курсовой работы – Сущность и функции  государственных финансов, формирование и использование государственного бюджета.
     Целью курсовой работы является дать общую  характеристику государственных финансов
     Исходя  из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
    сущность государственных финансов и их роль в экономике;
    методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики;
    финансовую систему Республики Казахстан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Характеристика  государственных  финансов
 
     
      Понятие государственных финансов
 
     Государственные  финансы  являются  важной  сферой  финансовой  системы страны,  призванной   обеспечить государство денежными средствами,  необходимыми ему  для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической  сущности   государственные   финансы – это   денежные  отношения  по поводу распределения  и   перераспределения  стоимости      общественного   продукта  и   части национального  богатства,   связанные   с  формированием   финансовых ресурсов   в    распоряжении    государства  и    его предприятий    и  использованием     государственных  средств на затраты по расширению производства,  удовлетворению  растущих   социально-культурных  потребностей   членов  общества,  нужд  обороны  страны  и  управления.  Субъектами   денежных отношений  в  данной  сфере являются     государство,  предприятия,  объединения,  организации,  учреждения и   граждане.
     Экономическое  содержание  государственных  финансов  неоднородно;  в  их  составе  выделяются  отдельные  обособленные  звенья,  каждое  из  которых  выполняет  специфические  функции.  В  состав  государственных   финансов   включаются:   бюджеты  разных  уровней   государственного  управления,  внебюджетные фонды, государственный кредит,  финансы  государственных    предприятий.  Благодаря   разному   функциональному   назначению  перечисленных  звеньев   государство оказывает  влияние  на  широкий   спектр  экономических   и  социальных  процессов,  решение  отраслевых  и  территориальных   проблем.
     Государственные финансы мобилизуют денежные ресурсы для выполнения государством своих функций, обеспечивающих нормальное политическое, экономическое и социальное развитие. К которым относятся:
     Оказание  государственных услуг общего назначения, включающих функционирование органов  государственной власти, оборону, общественный порядок, защиту прав собственности и гражданских прав населения.
     Обеспечение законодательных основ страны, предполагающую наряду с выработкой и реализацией  законов, организацию их исполнения. В отношении экономики законодательство формирует институциональные основы рынка и определяет пропорции дополняющих друг друга рыночного и государственного механизмов обеспечения рыночного хозяйства.
     Разделение  полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями  власти, между центральными, региональными и местными органами власти, принятие таких основополагающих актов, как Гражданский кодекс, законов об акционерных обществах, ценных бумагах, земле, ипотеке, векселях, Налоговый кодекс и т. п., должно обеспечить устойчивую систему  и создать хозяйственно-правовые основы для деятельности в условиях рынка. Однако важно не только четко сформулировать законодательные нормы, но и обеспечить их непротиворечивость, устойчивость и практическую реализацию. Доверие к законодательным установлениям, последовательное проведение в жизнь принятых законов и предсказуемость действий государственных органов, руководствующихся законами, не менее важны, чем сами законы. Коррумпированность государственного аппарата и высокая преступность подрывают основы рыночного хозяйствования, ведут к формированию теневой экономики.
     Разработка  и реализация экономической политики призвана обеспечить макроэкономическую и социально-политическую стабильность и создание благоприятных условий  для экономического и социального развития. На основе системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом.
     Чтобы государство было эффективным, необходимы пути и методы, которые должны быть различными и зависят от конкретной обстановки. То, что годится для стран с развитой рыночной экономикой, может не подойти для Китая, Аргентины или Афганистана. Даже для одной и той же страны на разных этапах должны быть свои рецепты. Мировой опыт учит, что не существует общих шаблонов действий, не зависящих от конкретной ситуации.
     Государство обеспечивает взаимодействие и регулирование  отношений с другими странами путем участия в ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, ОИК международных финансовых и  кредитных организациях, на двусторонней основе в политической, военной, культурной, экономической и иных сферах.
     Проблемы  регулирования интеграции в мировую  экономику приобрели особую актуальность в конце XX - начале XXI вв. Развитие международной  торговли и движение капиталов дали импульс к усилению вовлеченности стран в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, сокращением налогообложения, стремлением преодолеть ограничения государственных органов внутри отдельных стран, возможностями и желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества, обусловленные выпуском продукции более высоких стадий обработки, высокотехнологичной и наукоемкой, а также широкими возможностями использования международных валютных и фондовых рынков.
     Государственное регулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе государственных законодательных норм, бюджетных расходов самого государства, воздействия на частное предпринимательство с помощью рыночных механизмов, привлечения внимания общественного мнения, средств массовой информации и др.
     Наиболее  общими предпосылками эффективности  государства являются следующие:
     - объем осуществляемых государством  функций и реализуемые им меры  должны соответствовать экономическому  потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране;
     - используемые меры и механизмы  должны быть работоспособными  и содействовать улучшению экономической  ситуации;
     - работа госаппарата должна улучшаться, при этом имеется в виду  нацеливание его на решение  проблем общества в целом, преодоление интересов отдельных групп и слоев населения, не совпадающих с общенациональными, ликвидация коррупции.
     Средством решения проблемы соответствия роли государства его экономическому и финансовому потенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая корректировка может производиться на основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечению предоставляемых им благ и услуг, снятия существующих или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов.
     По  мере роста экономического потенциала страны возможности государства  и его способность расширять  свои функции увеличиваются. Государственные  расходы в странах с развитой рыночной экономикой в 90-е годы XX в. составляли около половины ВВП, тогда в развивающихся странах - около 1/4 или 1/3. Попытки стран с менее развитой экономикой обеспечить своим гражданам такой же объем товаров и услуг, как в развитых странах, обречены на провал, кроме вреда, ничего принести не могут. Сначала нужно добиться повышения экономического потенциала страны.
     Масштабы  перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. В диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе — крайности. Свободного рынка практически не существует. Экономика государств является, как правило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный сектора. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере.
     Специфической  частью  государственных  финансов  выступают  денежные      отношения,  составляющие  содержание  государственного  кредита.        Государственные  кредитные отношения  возникают в связи с мобилизацией  временно  свободных   денежных     средств  предприятий,  организаций  и  населения  и  их   передачей   во    временное   пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных   расходов.  Привлечение государством   временно  свободных денежных средств   юридических  и  физических  лиц  осуществляется  путем  продажи  на             финансовом   рынке  облигаций,   казначейских  обязательств  и   других   видов       государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.  Государственный  кредит  играет  важную  роль  в  укреплении  экономики и ее  финансовом  оздоровлении.
     С  его  помощью  ресурсы,  аккумулируемые  на   финансовом   рынке,     направляются  на  финансирование  потребностей  экономического  и социального   развития. Государственные  кредитные  ресурсы  позволяют  цивилизованным  способом  покрывать   бюджетный  дефицит.  Способствуя  оттоку  денег  из обращения, государственный кредит смягчает  остроту  проблеем   в  сфере  денежного  обращения.
     При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат — с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики. [15, с. 41] 

     
      Функции государственных финансов
 
     Государственные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют  несколько функций:
     Перераспределения функция - происходит концентрация денежных средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:
     1) перераспределение доходов рентабельных  отраслей в отрасли с низкой  рентабельностью (например, из промышленности  в сельское хозяйство);
     2) содержание за счет бюджета  учреждений непроизводственной  сферы; 
     3) перераспределение доходов между  различными социальными группами  населения; 
     4) перераспределение доходов между  различными территориальными образованиями.
     Регулирующая  функция связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Он образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.
     Использование бюджетного фонда осуществляется через  целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных  средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования.
     Контрольная функция финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно  финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
     Контрольная функция финансов заключается в  том, что через формирование и  использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.
     Распределительная и контрольная функции - это две  стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и  тесном взаимодействии финансы могут  проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
     Инструментом  реализации контрольной функции  финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
     Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
     В условиях рыночных отношений финансы  должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

     1.3 Государственный бюджет – центральный элемент в системе государственных финансов

 
     Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономического строя, государственного устройства.
     Государственный бюджет является главным в системе  финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
     В бюджете ежегодно централизуется часть  денежных доходов предприятий и  населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций  государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.    
     Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двуяростное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований. [14, с. 73]
     Централизованные  финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать запланированные темпы и пропорции общественного воспроизводства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоначального развития прогрессивных отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства. [9, с.142].
     Государственный бюджет на 1 марта 2011 года.
     Единица измерения: млн. тенге
Наименование Кассовое исполнение
I. ДОХОДЫ 718 526,7
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 649 696,7
Налоговые поступления 649 696,7
НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 34 231,9
Неналоговые поступления 34 231,9
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА 4 598,1
Поступления от продажи основного капитала 4 598,1
ПОСТУПЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ 30 000,0
Поступления трансфертов 30 000,0
II. ЗАТРАТЫ 636 912,6
Государственные услуги общего характера 28 505,4
Оборона 23 521,7
Общественный  порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 43 488,3
Образование 107 505,4
Здравоохранение 107 899,8
Социальная  помощь и социальное обеспечение 194 864,8
Жилищно-коммунальное хозяйство 21 658,8
Культура, спорт, туризм и информационное пространство 22 450,2
Топливно-энергетический комплекс и недропользование 7 308,4
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения 21 757,4
Промышленность, архитектурная, градостроительная  и строительная деятельность 2 582,2
Транспорт и коммуникации 33 158,0
Прочие 4 917,2
Обслуживание  долга 17 295,2
III. ЧИСТОЕ  БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ 35 147,9
БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ 36 150,0
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного  мира, земельные отношения 36 001,8
Прочие 148,2
ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ 1 002,1
Погашение бюджетных кредитов 1 002,1
IV. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ  АКТИВАМИ 26 420,3
ПРИОБРЕТЕНИЕ  ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ 26 469,8
Социальная  помощь и социальное обеспечение 1 090,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 11 454,6
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного  мира, земельные отношения 712,9
Транспорт и коммуникации 5 507,8
Прочие 7 704,5
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА 49,5
Поступления от продажи финансовых активов государства 49,5
V. ДЕФИЦИТ  (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА 20 045,8
VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ  ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА)  БЮДЖЕТА -20 045,8
ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ 69 915,6
Поступления займов 69 915,6
ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ 38 738,3
Погашение займов 38 738,3
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ -51 223,1
       Итак, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
     - является особой экономической  формой распределительных отношений,  связанной с обособлением части  стоимости общественного продукта, национального дохода, валового внутреннего продукта в руках государства и использованием ее на удовлетворение общегосударственных потребностей;
     - предназначен для перераспределения  стоимости между отраслями народного  хозяйства, территориями страны, секторами экономики, в отличие от финансов хозяйствующих субъектов, опосредствующих процесс создания и производственного потребления стоимости и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;
     - пропорции и формы бюджетного распределения стоимости общественного продукта определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
     - область бюджетного распределения  занимает центральное место в составе финансов, выполняя ведущую роль по отношению к другим звеньям финансовой системы (финансам хозяйствующих субъектов, налогам и т.д.). Это обусловлено теснейшей взаимосвязью бюджета с другими звеньями финансовой системы, ее ключевым положением среди них (с его помощью обеспечиваются денежными средствами решающие участки экономического, социального и оборонного строительства);
     Функционирование  бюджета, связанное с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
     Каждый  из них имеет свои источники доходов  и сферы их использования. Доходная часть госбюджета формируется в основном из налогов. В большинстве стран сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства. Определенную роль в доходах также играют и два других источника - государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент. Их доля в государственном бюджете, как правило, не превышает 10-20% всех доходов. К эмиссии бумажных и кредитных денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходов.
     С помощью сбора налогов государство осуществляет решение основных возложенных на него функций и задач.
     Как правило, в бюджет правительства  поступают налоги на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог на физических лиц  и на прибыль предприятий. К главным налогам по казахстанскому законодательству отнесены:
     Корпоративный подоходный налог. (КПН) – 20%
     Индивидуальный подоходный налог. (ИПН) – 10%
     Налог на добавленную стоимость. (НДС) – 12%
     Акцизы.
     Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат.
     Налоги  и специальные платежи недропользователей.
     Социальный  налог. – 11%
     Земельный налог.
         Налог на транспортные средства.
     Расходы на экономику и социальные потребности  производятся путем государственных  закупок и трансфертных платежей. Закупая товары и услуги, государство осуществляет перераспределение ресурсов от частного к общественному потреблению.
     Используя другой вид расходов - трансфертные платежи (трансферт означает в переводе с английского "передавать"), государство  производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям населения - по социальному страхованию и обеспечению, пенсий по старости, пособий на детей, по инвалидности и безработице, и т.п. Через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Определенная часть населения с помощью государства получает возможность потреблять оплаченные обществом товары. Этим же целям служат и дотации (субсидии).
     Идеальное состояние государственного бюджета, когда достигается баланс доходной и расходной части, бывает довольно редко. В большинстве стран на практике расходы государственного бюджета превышают доходы (то есть бюджет сводится с дефицитом).
     Дефицит обычно бывает обусловлен либо общим  спадом производства, либо завышенными  расходами на социальные программы, либо возросшими расходами на оборону, либо - выполнением государством других функций. Снижение бюджетного дефицита стало для правительства большинства стран необходимым инструментом регулирования экономики. Значительно реже бюджетные доходы превосходят расходы, то есть имеют место излишки денег в бюджете, и тогда он становится профицитным.
     Бюджетный профицит представляет собой излишек  бюджета, то есть превышение доходов  над расходами.
     При недостатке средств (от сбора налогов  и эмиссии бумажных денег) для покрытия дефицита бюджета государство прибегает к заимствованию - внутреннему (то есть деньги одалживаются у граждан и организаций своей страны) или внешнему (то есть деньги берутся в долг у иностранных государств и финансовых организаций). Помимо основной суммы по долгам выплачиваются проценты. И крупные долги, и избыточная денежная эмиссия ведут к негативным последствиям: в результате дополнительного выпуска в оборот бумажных денег усиливается инфляция, а внутренние и внешние заимствования ведут к наращиванию государственного долга.
     В зависимости от сроков, на которые  предоставляются денежные средства, долговые обязательства подразделяются на: краткосрочные (до одного года); среднесрочные (от одного года до пяти лет); долгосрочные (на срок от пяти до тридцати дет).
     В настоящее время в большинстве  стран растут как внутренние, так  и внешние долги. Такое положение  при неэффективном использовании  полученных средств на определенном этапе развития может вызвать  тяжелые социально-экономические последствия. Современные эксперты признают опасным для стабильности национального хозяйства такое положение, при котором общая сумма государственного долга превышает объем ВВП в 1,5-2 раза. Поэтому правительства всех стран стараются не доводить государственный долг до этой черты. Они стремятся к сокращению расходов по обслуживанию долга путем снижения расходной части бюджета. Например, это может быть уменьшение расходов на военные нужды, конверсия в оборонной промышленности, сворачивание социальных программ, приватизация низкорентабельных предприятий госсектора [9,c 403].
     Таким образом, бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
     Состав  и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления  бюджетной и налоговой политик  государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.
     Проект  бюджет ежегодно обсуждается и принимается  законодательным органом – парламентом страны, штата или муниципальным собранием. [19, с. 82] 
 

     2  Государственные финансы Казахстана в упрочнении социально – экономического развития республики 

     2.1 Этапы формирования финансовой системы государства 

     Финансовая  система любого государства исторически  складывается во взаимосвязи с конкретными  условиями в социально-экономической жизни общества и зависима от множества факторов. Вместе с тем однозначно признано, что финансовая система в своей основе опирается на важнейшие методы государственного регулирования, где инструментами в составе других выступает финансовый механизм, финансовое право и финансовая политика.
     Коренные  экономические преобразования в  Казахстане в течении десяти лет  – это в принципе начало нового этапа суверенного государства  с утверждением его в мировом  сообществе. Естественно, за указанный  малый период финансовая система республики подверглась сильному испытанию. Она предстала в обществе на стыке отрицания существовавшей и еще не созданной по «готовой» схеме основ финансовой системы. Более того, только сегодня можно сказать, что отсутствие основательных теоретических подходов к созданию новой финансовой системы, скороспешные приемы в сфере финансовых реформ в первые пять-шесть лет сформировали некую «пеструю смесь» в отечественной финансовой системе. Сохранение командного стиля в управлении финансами с одновременным ростом цен во всем, беспочвенное кредитование рождающимися «рыночными» банками с раздуванием сферы необоснованного денежного оборота, решение бюджетных проблем государства при необоснованных налоговых преобразованиях, падение производства, темпы инфляции и многое другое не столько определили ход реформ, как привели страну к сложной социально-экономической ситуации.
     Непоследовательность  действий в сфере законодательных  решений, прямые ошибки в формировании новых подходов к организации  финансовых отношений на первом этапе перехода к рыночной экономике были обусловлены отсутствием глубоких теоретических исследований, определяющих развитие финансовой системы Республики Казахстан в условиях выбора рыночного пути в экономке. Сложилось так, что общество в целом не оказалось подготовленным к самому понятию «рынок», а государств пошло по пути снижения своей регулирующей роли, ограничиваясь только активным вмешательством на конкретных тактических уровнях.
     Прошедший двадцатилетний период в развитии экономики и сферы финансов Казахстана можно представить различными этапами и это мнение многих экономистов, идеологов, государственных деятелей. Суть не в признании количества этапов, а как на каждом из этапов решалась задача преобразования экономики страны и ее финансовой системы, как проводилась финансовая политика и насколько был эффективным финансовый механизм.
     По  группе принимаемых решений в  стране, вводимых государством законов  можно этапы представить 1991-1993, 1994-1997, 1998-2000 годами, а можно выделить этап до 1995 года, после (1995-2000 годы) и настоящий период.
     На  наш взгляд, указанные периоды  можно рассматривать с позиции  огромных перемен вследствие проводимых реформ в сфере банков, денежной системы, налогов, бюджета, инвестиций, приватизации и так далее, которые в целом полностью вывели финансовую систему Республики на новую основу, связанную с рыночными преобразованиями.
     На  данном этапе, подводя определенный итог прошедшему периоду, однозначно следует  признать, что для дальнейшего  «построения» прочной финансовой системы Казахстана важно в совокупности утвердить действия всех инструментариев для создания устойчивого бюджета страны, мобилизации всех видов денежных капиталов в интересах как владельцев капиталов, так и общества в целом, в интересах собственников, так и государства. [11, с. 123] 

     2.2  Основные звенья финансовой системы 

     Финансы любого государства составляют целостную  систему, включающую в себя несколько  взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
     Исходя  из этого, под финансовой системой Республики Казахстан следует понимать – совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность [7, c. 311].
     Так, в частности, финансовую систему  Республики Казахстан составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
     1. Бюджетная система, состоящая  из государственного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления.
     2. Государственные внебюджетные фонды  (Пенсионный фонд Республики Казахстан; Фонд социального страхования Республики Казахстан; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Республики Казахстан.)
     3. Государственный кредит.
     4. Финансы хозяйствующих субъектов.
     5. Финансы населения.
     Главным звеном финансовой системы государства  является государственный бюджет, который  представляет собой форму образования  и использования централизованного  фонда денежных средств для обеспечения  функций органов государственной  власти.
     Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Формирование которых осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.
     Организационно  внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует  использование средств в полном объеме.
     Обособленное  функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
     Фонды имущественного и личного страхования  обеспечивает возмещение возможных  убытков от стихийных бедствий и  несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
     В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование  осуществляют негосударственные страховые  компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. Страхование  в условиях рыночной экономики все  больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.
     Среди звеньев финансово-кредитной системы  особое место занимает фондовый рынок. Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Но его отличительной особенностью является то, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
     Наконец, финансы хозяйствующих субъектов, которые являются основой единой финансовой системы страны, обслуживают  процесс создания и распределения  общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
     В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости  предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и ресурсы финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.
     Каждое  звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья  в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное страхование появляется на страхование личного имущества, транспортное страхование.
     Финансовые  отношения представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями. организациями, отраслями, отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов.
     Например:
    финансовые отношения между государством и предприятием - это взнос платежей в бюджет (налоги, прибыль), а также дотации и кредиты.
    финансовые отношения между предприятиями - это долевое участие в создании совместных предприятий; взаимное кредитование: купля-продажа ценных бумаг.
    финансовые отношения между предприятием и его работниками -это движение фонда материального труда (зарплата, дивиденды, премии).
    финансовые отношения между предприятием и кредитной системой осуществляют при оплате процентов за предоставление кредитов.
    финансовые отношения между государством и населением - это уплата подоходного налога; откладывание средств на лицевые счета, получение ссуд.
     Финансовая  система представлена централизованными  финансами с децентрализованными  финансами.
     Централизованные (общегосударственные) финансы:
    бюджет (республиканский и местный);
    специальные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд содействия занятости населения, дорожный фонд, инвестиционный и др.).
    государственный кредит.
     Децентрализованные  финансы:
     - финансы предприятий и организаций народного хозяйства, которые подразделяются на финансы сферы материального производства и финансы непроизводственной сферы;
       - финансы населения (уплата подоходного налога, получение материальных и нематериальных благ, оплачиваемые услуги, оплата труда за исключение товаров в кооперативах и других рынках).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.