Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Гос. бюджет

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение
    Социально-экономическая сущность государственного бюджета
      Понятия государственного бюджета
      Причины возникновения государственного бюджета
      Источники формирования государственного бюджета
    Особенности становления государственного бюджета России
    На  современном этапе
      Экономические условия формирования государственного
     бюджета
      Проблемы и трудности становления государственного
     бюджета  до 2003 года
      Причины профицита государственного бюджета
      Использование государственного бюджета в условиях
     мирового кризиса (2008-2009)
Заключение
Список  используемой литературы
 

Введение
     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что государственный бюджет – это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Его функционирование осуществляется по средством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Государственный бюджет является одним из важнейших звеньев финансовой системы страны. Посредством бюджета производятся мобилизация централизованных финансовых ресурсов государствоам их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти.
     Являясь формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций федеральных, региональных и местных органов, бюджет занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. При этом значение государственного финансового регулирования посредством бюджетной системы трудно преоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время в практике перераспределения финансовых ресурсов и методах бюджетного воздействия на развитие экономики и социальной сферы. В частности, финансовые ресурсы в новых условиях все в большей степени перераспределяются через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения.
     Бюджет  является мощным рычагом воздействия  на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективного его использования в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется.
Цель  работы рассмотреть понятие и сущность бюджета Российской Федерации.
Задачи  работы:
      Рассмотреть понятие государственного бюджета;
      Определить причины возникновения государственного бюджета;
      Рассмотреть экономические условия формирования бюджета;
      Рассмотреть использование государственного бюджета в условиях мирового кризиса.
Объектом  исследования в данной работе является Государственный бюджет.
Предметом исследования является бюджетная система Российской Федерации ее роль и значение.
В первой главе раскрыта социально-экономическая сущность Государственного бюджета, причины и источники формирования.
Во  второй главе рассмотрены особенности становления государственного бюджета, проблемы и трудности становления.
Методом исследования в данной работе является анализ литературы по заявленной теме и обобщение материала.
Теоретической основой в работе послужили исследования отечественных и зарубежных авторов по теме, таких как: М.В. Романовского, О.В. Врублевской, М.И. Ткачук, А.Я. Лившиц, Я.Г. Либерман, И. Подпорина, Г.Б. Поляк, С.П. Солянникова, В.Н. Сумароков, Л.А. Дробочиной и др.
 

1 Социально-экономическая  сущность государственного  бюджета
1.1 Понятие государственного  бюджета
      Бюджет как правовая категория – это закрепленная законом форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.1
      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
      Бюджет  – категория, свойственная различным  отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.2
      Экономическая сущность бюджета любого государства  определяется экономическим строем общества и соответствующими производными отношениями. С развитием общества изменяется способ производства и распределения  материальных благ, меняется экономическая  сущность бюджета и характер его доходов и расходов. Это объективные факторы, влияющие на содержание бюджета.
      Бюджет  государства, а государство ыражает  интересы общества, и в силу необходимости  является как бы связывающим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Он управляющая и управляемая система в масштабах всего общества.3
      Бюджетное устройство определяет организацию  государственного бюджета и бюджетной  системы страны, взаимоотношения  между уу отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
      Составляющей  частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система  представояет собой совокупность бюджетов разных уровней и получателей бюджетных средств, организацию и принципы построения бюджетов, взаимоотношения между ними, а также между бюджетами и получателями бюджетных средств, возникающие в ходе бюджетного процесса.
      Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в  ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном вопроизводстве и социальных процессах. От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы.
 

1.2 Причины возникновения  государственного  бюджета
      Центральным звеном финансовой системы любого государства  является государственный бюджет, т.е. бюджет появляется практически с появлением государства.
      В рыночной экономике политическая, экономическая, социальная и другие формы деятельности государства неразрывно связаны  с перераспределением национального  дохода как части валового внутреннего продукта.
      Перераспределение национального дохода, непосредственно затаргивающее интересы общественных классов, имеет важное социально-политическое значение и выражает степень дополнительной эксплуатации широких народных масс. Используя бюджетную систему, государство глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадиях производства и первичного распределения национального дохода. Доля национального дохода, получаемая трудящимися, все больше падает. Одновременно быстрыми темпами растут прибыли монополий, усиливается концентрация богатства. Перераспределение национального дохода посредством бюджета – яркое проявление его классового характера.
      Перераспределение национального дохода наряду с социальным имеет также экономическое значение. Бюджет служит важным инструментом централизации в руках государства совокупного общественного капитала, мобилизации через налоги и займы средств трудящихся и доходов других слоев общества и использования их в целях вмешательства в хозяйственную жизнь страны.
      В форме бюджета государства концентрируют  огромные финансовые средства. Сосредотачиваемые  у государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой  его экономической деятельности и создают широкие возможности  активного вмешательства в общественное воспроизводство.4
      Контрольная функция заключается в том. Что  бюджет объективно отображает экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики. Благодаря этому  свойству бюджет может «сигнализировать» насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются и т.д.
      Основу  контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое  отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
      Единство  бюджета. Этот принцип означает сосредоточение в нем всех собираемых доходов  и производимых расходов. Он предполагает наличие одного бюджета в государстве, составленного по единой бюджетной классификации и по единым документам. Единство бюджета выражается в существовании единой бюджетной системы в государстве. Задача этого принципа – в установлении более эффективного контроля за финансовыми ресурсами государства.
      Принцип полноты дополняет принцип единства и означает более детальную расшифровку по каждой статье затрат и поступлений. Выполнение этого принципа позволяет  вести контроль за отчетностью по исполненным расходам.
      Принцип реальности или правдивости бюджета  предполагает правдивое отражение в бюджете финансовых операций, в соответствии учрежденных бюджетных сумм их исполнению. Он направлен против фальсификации бюджетных средств.
      Бюджетный механизм это совокупность способов организации бюджетных отношений, применяемых обществом для решения экономических и социальных задач. Это инструмент государственного регулирования экономики.
      Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в государственном бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, поэтому средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.
      Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Существенное влияние на него сказывают  задачи, решаемые обществом на том  или ином этапе развития. Меняются задачи – должен изменяться и бюджетный механизм.
      Расходы бюджета, будучи компонентом общей  финансовой категории бюджета –  представляют собой затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций. Эти затараты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда, денежных средств государства по различным направлениям.
      Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами.
 

1.3 Источники формирования государственного бюджета
      Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета  Российской Федерации.
      Бюджетная классификация РФ – это группировка  доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
      Основные  принципы бюджетной классификации  полностью вошли в Бюджетный  кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:
    Классификацию доходов бюджетов РФ;
    Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
    Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
    Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
    Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
    Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
    Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
    Классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.
    Особое  внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней (рис. 1).
    Доходы  бюджетов – денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. 
     
     
     
     

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Согласно  действующей бюджетной классификации  все доходы бюджетов делятся на следующие  виды:
    Налоговые доходы, которые включают в себя:
      Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
      Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
      Налоги на товары и услуги;
      Налоги на имущество;
      Платежи за использование природных ресурсов;
      Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
      Прочие налоги, сборы и пошлины;
    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:
      Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
      Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные за возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
      Доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
      Иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).
    Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:
      От нерезидентов;
      От других уровней власти (дотации, субвенции, средства перечисленные по взаимным расчетоам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
      От государственных внебюджетных фондов;
      От государственных предприятий и учреждений;
      От наднациональных организаций.
     Бюджетные расходы – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
     Различаются бюджетные расходы по следующим  направлениям;
      Расходы федерального бюджета;
      Расходы бюджетов субъектов РФ;
      Расходы местных бюджетов.
    Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:
      Обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
      Функционирование федеральной судебной системы;
      Осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
      Национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
      Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
      Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
      Государственная поддержка атомной энергетики;
      Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
      Исследование и использование космического пространства;
      Содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
      Формирование федеральной собственности;
      Обслуживание и погашение государственного долго РФ;
      Компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
      Пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
      Проведение референдумов и выборов РФ;
      Федеральная инвестиционная программа;
      Обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
      Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
      Финансовая поддержка субъектов РФ;
      Федеральный статистический учет;
      Прочие расходы.
       
    Особенности становления государственного бюджета России на современном этапе
      Экономические условия формирования государственного бюджета
   Государство не может осуществлять регулирование  экономики без воздействия на нее экономическими методами. В то же время государство не может  выступать предпринимателем и зарабатывать деньги для реализации своих функций.
   Деньги  государства – государственный  бюджет, формируется на основе налогообложения. Сложности формирования госбюджета заключается в том, что он определяется за год до фактического использования, поятому любой сбалансированный бюджет может быть нарушен в связи с возникновением непредсказуемых ситуаций.
   На  основе государственного бюджета государство  осуществляет стабилизационную политику. Так как стабилизационная политика сводится к манипуляции государственным  бюджетом и изменению предложения денег, то ее осуществление непосредственно влияет на размеры бюджетного дефицита и государственного долга.
   Не  всегда государственный бюджет должен быть сбалансированным. Возможны ситуации, когда государство инвестировало в экономику для развития производства значительную часть государственных средств, но отдача по ним будет осуществляться только в будущих периодах. Таким образом, бюджетный дефицит одного года может быть возмещен бюджетным избытком следующего года, когда предприятие, в которое были сделаны государственные инвестиции, начнет производить продукцию. В таком случае объем произведенного продукта будет превышать государственные расходы текущего года и возникнет бюджетный избыток (профицит).
   Главное условие формирования государственного бюджета заключается в том, чтобы дефицит его не превышал 10% т.к. преодоление десятипроцентного барьера может привести к росту инфляции и утрате государственного контроля над экономикой. Уменьшить бюджетный дефицит можно с помощью государственного долга.
   Государственный долг это алгебраическая сумма бюджетного дефицита и избытков за все прошедшие  годы. Государственный долг необходимо рассматривать в виде внутреннего и внешнего долга.
   Под внутренним долгом понимается задолженность  государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных государством.
   При недостатке средств в государственном  бюджете правительство дает поручение  Центральному банку произвести эмиссию  ценных бумаг – государственных облигаций. В зависимости от экономической ситуации государственные облигации могут быть краткосрочными и долгосрочными. Государство размещает ценные бумаги среди субъектов рынка. Недостатком внутреннего государственного долга является ограниченность средств субъектов внутреннего рынка.
   Кроме того, с размещением государственного долга внутри страны покупательная  способность субъектов падает, т.е. снижаются возможности вложения средств в производство. Вложенные в производство деньги не окупаются из-за низкой покупательной способности граждан. К негативным последствиям государственного долга можно отнести увеличение неравенства в доходах. Концентрация ценных бумаг в руках наиболее состоятельного населения, а затем их погашение приводит к перераспределению денег из карманов менее обеспеченных граждан к более обеспеченным.
   Помимо  внутреннего долга государство  формирует внешний государственный  долг.
   Под внешним долгом понимается задолженность государства иностранным гражданам, иностранным фирмам и учреждениям, а также государствам и международным финансовым организациям.
   Покрытие  бюджета за счет внешнего государственного долга имеет определенную сложность. Во-первых, денежные средства, формируемые  как внешний долг, имеют целевую  форму использования в основном на закупку товаров в стране-инвесторе, что уменьшает сумму денег, используемых для подъема национальной экономики. Во-вторых, в результате экономической зависимости страна-инвестор может оказывать как экономическое, так и политическое давление на страну-заемщика. В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта внутри страны за рубеж.
   В настоящее время большинство  стран за длительный период своего существования оказывалось как  в положении кредитора, так и  в положении заемщика, но в настоящий момент никакая из стран не формирует свой бюджет на основе заемных средств, хотя большая часть стран имеет в структуре государственного бюджета государственный долг. Главным в данном случае является уплата процентов по существующему долгу. Государственный долг приводит к появлению интереса к инвестируемой экономике. С одной стороны, страны, инвестирующие средства в чужую экономику, получают доход, с другой – у них появляется возможность осуществлять некоторый контроль и воздействовать на экономику другой страны.
   Деньги, функционирующие в национальной экономике, не всегда могут быть успешно  использованы, поэтому в странах  возникает ситуация «излишков» капитала. Этот капитал вывозится за границу  для лучшего его использования. В процессе создания благ капитал занимает нишу на рынке, удовлетворяя потребление населения. Доля продукта, созданного иностранным производителем, может быть достаточно большой, что позволяет через рынок осуществлять контроль над производством отдельных продуктов, а также воздействовать на принятие тех или иных экономических и политических решений на основе экономического давления. Таким образом, снижается авторитет страны на международном уровне.
         Как было указано, государственный  бюджет не может быть сбалансирован на каждый год. Если бы правительство стремилось к достижению этого каждый год, это бы привело к еще более сильным колебаниям в экономике. Но если бюджетный дефицит сохраняется долго и государственный долг растет, то возможности правительства при проведении стабилизационной политики, ограничиваются из-за необходимости уплаты процентов по долгу. И это может стать веской причиной дефицитности государственного бюджета, превращаясь в порочный круг.
         Однако государственная  политика, направленная на уменьшение расходов, хоть и имеет негативные стороны: сокращение финансирования бюджетных отраслей, уменьшение выплат пособий и пенсий, имеет и позитивную сторону – уменьшение долга на величину выплачиваемого процента.
   Общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат процентов по долгу, называется первичным дефицитом.
   При формировании государственного бюджета  правительство должно осуществлять налогообложение. Наиболее важным налогом, лежащим в основе формирования государственного бюджета, является подоходный налог. Формирование ставки названного налога зависит от суммы процента по государственному долгу.
   Сумма выплат процента по государственному долгу, деленная на величину национального  дохода, выступает в качестве нижнего  предела ставки подоходного налога, сужая тем самым пространство для маневра при проведении фискальной политики. По абсолютной величине невозможно определить величину государственного долга. Существует другой показатель, который называется доля государственного долга в национальном доходе. Следовательно, расчет данного показателя указывает, какую часть созданного чистого продукта необходимо изъять на обслуживание государственного долга, как правило, на выплату процентов по нему. Повышение ставки налогов подрывает действие экономических стимулов развития производства, снижает интерес к вложениям в новые экономические программы, усиливает социальную напряженность в обществе. С ростом государственного долга усиливается неуверенность в завтрашнем дне.
   Необходимо  заметить, что в условиях развивающейся, растущей экономики государственный долг может быть уменьшен. Это возможно в двух случаях.
   Во-первых, когда образуется первичный бюджетный  избыток, т.е. сумма выплат процентов  больше предполагаемых. Таким образом, погашаются не только проценты по заемным средствам, но и часть ссуды.
   Во-вторых, когда темп прироста национального  продукта превышает реальную ставку процента, таким образом, образуется избыток продукта, т.е. прирост продукта на каждый вложенный рубль превышает  доход, получаемый на средства, вложенные в банк.
 

    2.2 Причины профицита  государственного  бюджета
   Профицит  бюджета – (англ. Budget surplus) – превышение доходов бюджета над его расходами. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расход
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.