На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы политики обменного курса в странах Европейского Сообщества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 

     Введение

 
     Актуальность  темы предлагаемого исследования заключается  в том, что Европейский Союз объединяет 27 стран Европы, является влиятельным  участником мирового сообщества, на сегодняшний день, и одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с США и Японией. Европейский Союз поддерживает дипломатические отношения более чем со 140 странами мира. Европейский Союз — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.
     Актуальность  данной курсовой работы заключается  еще и в том, что Европейский  Союз представляет собой могучую  экономическую силу. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной торговли. Внутри союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в области безопасности.
    Важно также обратить внимание на валютную политику ЕС. Валютная политика  определяется, как совокупность мероприятий, осуществляемых государством в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.
    Валютная политика отражает принципы взаимоотношений стран: партнерство и разногласия, порождающие дискриминацию более слабых партнеров, в первую очередь развивающихся стран, вмешательство во внутренние дела других государств. Так как ЕС является объединением 27 государств, это очень важная тема для рассмотрения,что и будет выполнено в данной курсовой.
     Место и роль ЕС в современном мире несоизмеримы с местом и ролью любого торгового  блока или международной организации. ЕС – это сплочённая политическая и экономическая сила, один из главных  полюсов мировой политики и экономики.
     Основная  черта ЕС как политической системы заключается в том, что Европейский Союз - это огромная система.
     В отличие от национального государства  ЕС – это открытая политическая система. Европейский союз пережил  уже несколько расширений. Но система  открытости налагает все новые сложные обязательства. Незакрытая система, принимая новых членов, тем самым внутренне все более усложняется.
     Объектом  исследования данной работы являются Европейский союз как важнейший субъект международных отношений, его валютная политика.
     Предметом исследования данной работы являются экономическая деятельность Европейского Союза в современный период времени.
     Целью исследования работы является:
     Раскрыть  содержание основных направлений деятельности Европейского Союза, показать значимость и сущность уникального международного образования, проанализировать валютную политику, выявить ее слабые и сильные стороны
     Данная  цель обусловила постановку следующих задач:
     – Раскрыть исторический аспект возникновения  Европейского Союза;
     – Исследовать нынешнее состояние  ЕС в современном мире;
     – Рассмотреть валютную политику стран  еврозоны;
     – Выявить слабые и сильные стороны  единой валютной системы
     – Показать перспективы функционирования ЕС и его валютной политики в дальнейшем.
 

         1 Понятие валютной  системы
     Валютная  система - это совокупность двух понятий - валютного механизма и валютных отношений. Под валютным механизмом понимаются правовые нормы и институты, представляющие их на национальном и международном уровнях.1
     Валютные  отношения - это повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.2
     В условиях углубления интеграции экономик промышленно-развитых стран валютная система играет все более важную и самостоятельную роль в мирохозяйственных связях. Кроме того, оказывает непосредственное влияние на определяющие экономическое положение страны факторы: темпы роста производства и международного обмена, на цены, заработную плату и т.п.
     Различают национальные, региональные и мировые валютные системы. Базой мировых и региональных валютных систем является международное разделение труда, товарное производство и внешняя торговля. Мировая валютная система включает международные кредитно-финансовые институты и комплекс международных договорных и государственно-правовых норм, обеспечивающих функционирование валютных инструментов. Элементами мировой валютной системы являются определенный набор платежных средств, валютные курсы и валютные паритеты, условия конвертируемости, формы международных расчетов, режим международных рынков валюты и золота, международных и национальных банковских учреждений.
     Национальная  валютная система - это совокупность экономических отношений, с помощью  которых осуществляется платежный  оборот, формируются и используются валютные ресурсы, необходимые для процесса общественного производства. Элементы национальной валютной системы - это национальная валюта, объем и состав валютных резервов, валютный паритет и курс национальной валюты, условия конвертируемости валюты, статус национальных органов и учреждений, регулирующих валютные отношения страны, условия функционирования национального рынка валюты и золота.3
     От  эффективности валютного механизма, степени вмешательства государственных  и международных валютно-финансовых организаций в деятельность валютных, денежных и золотых рынков во многом зависит экономическое развитие, внешнеэкономическая стратегия промышленно-развитых стран. Рост значения валютной системы заставляет промышленно-развитые страны совершенствовать старые и искать новые инструменты и методы государственно-монополистического регулирования валютной сферы на национальных и наднациональных уровнях.

     1.1 Валютный курс

     Одним из важнейших элементов любой  валютной системы является валютный курс, который показывает цену валюты одной страны, выраженную в валюте другой.
     Валютный  курс определяют как стоимость денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах другой страны.
     Основополагающая  роль валютного курса связана с:4
     1. необходимостью конвертации одних денежных единиц в другие при совершении международных операций (торговля товарами и услугами, движение капиталов и кредитов);
     2. сравнение цен на мировых товарных  рынках, а также стоимостных показателей  разных стран;
     3. периодическая переоценка счетов в иностранной валюте фирм, банков, правительств и физических лиц.
     На  валютный курс влияют следующие факторы:
      Спрос и предложение на валютном рынке;
      Платежеспособность страны;
      Сальдо платежного баланса;
      Инфляция.
     Международные экономические операции связаны с обменом национальных валют. Этот обмен происходит по определенному соотношению.
     Соотношение между денежными единицами разных стран, т.е. цена денежной единицы одной  страны, выраженная в денежной единице  другой страны (или в международной денежной единице), называется валютным курсом.
     Валютный  курс – это не технический коэффициент  пересчета, а «цена» денежной единицы  данной страны, выраженная в иностранной  валюте или международных валютных единицах (ЭКЮ, СДР).
     Валютный  курс необходим для международных валютных, расчетных, кредитно-финансовых операций.
     Например, экспортер обменивает вырученную иностранную  валюту на национальную, так как  в нормальных условиях валюты других стран не обращаются в качестве денежного  средства на территории данного государства. Импортер приобретает иностранную валюту для оплаты купленных за рубежом товаров.
     Стоимостной основой валютного курса служит паритет покупательной способности (ППС), т.е. соотношение валют по их покупательной способности.
     Покупательная способность выражает средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции.
     Одним из наиболее важных понятий, используемых на валютном рынке, является понятие  реального и номинального валютного  курса. Реальный валютный курс можно  определить как отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте. Номинальный валютный курс показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны. Валютный курс, поддерживающий постоянный паритет покупательной силы: это такой номинальный валютный курс, при котором реальный валютный курс неизменен.
     В современных условиях валютный курс формируется, как и любая рыночная цена, под воздействием спроса и  предложения. Уравновешивание последних  на валютном рынке приводит к установлению равновесного уровня рыночного курса валюты. Это так называемое «фундаментальное равновесие». 5
     Размер  спроса на иностранную валюту определяется потребностями страны в импорте  товаров и услуг, расходами туристов данной страны, выезжающих в иностранные государства, спросом на иностранные финансовые активы и спросом на иностранную валюту в связи с намерениями резидентов осуществлять инвестиционные проекты за рубежом.
     Чем выше курс иностранной валюты, тем  меньше спрос на нее; чем ниже курс иностранной валюты, тем  больше спрос на нее.
     Размер  предложения иностранной валюты определяется спросом резидентов иностранного государства на валюту данного государства, спросом иностранных туристов на услуги в данном государстве, спросом  иностранных инвесторов на активы, выраженные в национальной валюте данного государства, и спросом на национальную валюту в связи с намерениями нерезидентов осуществлять инвестиционные проекты в данном государстве.
     Так, чем выше курс иностранной валюты по отношению к отечественной, тем меньшее количество национальных субъектов валютного рынка готово предложить отечественную валюту в обмен на иностранную и наоборот, чем ниже курс национальной валюты по отношению к иностранной, тем большее количество субъектов национального рынка готово приобрести иностранную валюту.
     Существуют  два режима установления валютных курсов: система фиксированных курсов валют; система плавающих курсов валют.
     Фиксация  валютного курса осуществляется или согласно золотому паритету (гарантированному золотому содержанию национальной денежной единицы), или по международному договору. При классическом золотом стандарте, то есть при свободном размене валют на золото в центральном банке, валютный курс устанавливается в пропорциях к его золотому содержанию.
     Для конвертированных валют в основе курса лежит валютный паритет. Однако курсы валют почти никогда  не совпадают с их валютным паритетом. В условиях международной торговли и других внешнеэкономических акций отношение поступлений и платежей в иностранной валюте и, соответственно, спрос и предложение иностранной валюты не находится в равновесии. При активном платежном балансе курсы иностранных валют на валютном рынке данной страны падают, а курс национальной денежной единицы повышается. Обратное происходит в случае, когда страна имеет пассивный платежный баланс. Потому в большинстве стран вместе с твердым официальным курсом национальной валюты также существует свободный. По официальному паритету осуществляются расчеты центральных национальных банков и других валютно-финансовых учреждений между разными странами и с международными организациями. Расчеты между частными лицами и организациями осуществляются по свободному курсу.
     Размер  спроса на иностранную валюту определяется потребностями страны в импорте товаров и услуг, расходами туристов, разного рода платежами, которые обязана производить страна, и т.п. Размеры предложения валюты будут определяться объемами экспорта страны, займами, которые страна получает, и т.п. Разумеется, констатация того факта, что курс валюты формируется под воздействием спроса и предложения, сама по себе мало что говорит о реальных процессах, влияющих на курсовые соотношения. На спрос и предложение иностранной валюты, а следовательно, на валютный курс прямо или косвенно влияет вся совокупность экономических отношений страны, как внутренних, так и внешних.

     Формы валютного  курса:

    Колеблющийся  — свободно меняется под влиянием спроса и предложения и основан  на использовании рыночного механизма.
    Плавающий — разновидность валютного курса, который колеблется, что обусловлено использованием механизма валютного регулирования. Так, для ограничения резких колебаний курсов национальных валют, которые вызывают неприятные последствия валютно-финансовых и экономических отношений, страны, вошедшие в Европейскую валютную систему, ввели в практику согласование относительных взаимных колебаний валютного курса.
    Фиксированный - официально установленное отношение между национальными валютами, основанное на определенных в законодательном порядке валютных паритетах. Он допускает закрепление содержания национальных денежных единиц непосредственно в золоте или долларах США при строгом ограничении колебаний рыночных курсов валют в оговоренных границах (порядка одного процента).

     1.2 Валютная политика, понятие, цели, формы и методы

     В широком смысле валютная политика включает валютное регулирование и контроль, международное валютно-финансовое сотрудничество, в том числе членство в международных организациях, взаимодействие между центральными банками. В ряде стран, например в Великобритании, валютная политика отдельно не выделяется и рассматривается в контексте денежно-кредитной политики.
     Юридически  валютная политика оформляется валютным законодательством (совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами) и валютными соглашениями (двусторонними и многосторонними) между отдельными государствами или группами государств.
     Предшественником  современных валютных соглашений был  Латинский монетный союз (1865-1926). Его целью было установление единой денежной единицы стран-членов, причем монеты одной страны считались законным платежным средством в других государствах.
     Далее события развивались следующим  образом.
     1922 г. — Генуя, оформлено создание  золотодевизного стандарта.
     1944 г. — Бреттон - Вудское соглашение  закрепило принципы послевоенной валютной системы.
     1976 г. — Ямайка, новая валютная  политика.
     1979 г.-ЕВС.
     Различают структурную и текущую валютную политику.
     Структурная валютная политика направлена на осуществление долгосрочных структурных изменений в мировой валютной системе (например, проведение валютных реформ).
     Текущая валютная политика означает повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного и золотого рынков.
     Формы валютной политики — дисконтная и  девизная.
     Дисконтная валютная политика (учетная) — это изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на движение краткосрочных капиталов и динамику внутренних кредитов (денежной массы, цен, совокупного спроса)
     Девизная  политика — метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты Центральный банк продает, а для снижения — скупает иностранную валюту. Девизная политика имеет следующие разновидности:
    валютная интервенция (с XIX в.);
    диверсификация валютных резервов;
    введение валютных ограничений;
    регулирование степени обратимости валют;
    регулирование режима валютного курса;
    девальвация;
    ревальвация.
     Валютная  интервенция — это вмешательство Центрального банка в операции на валютном рынке в целях воздействия в определенном направлении на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Она осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов, краткосрочных взаимных кредитов ЦБ в национальной валюте («своп»).
    Диверсификация валютных резервов — политика государства, банков, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют, проведение валютной интервенции и защиту от валютных рисков. Ее проявление — продажа нестабильных валют и приобретение устойчивых.
     Валютные  ограничения вводятся государством на операции с валютой, золотом и другими валютными ценностями, что отражается в валютном законодательстве.
    Двойной валютный рынок как форма валютной политики занимает промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов. Введен в начале 70-х гг. в Бельгии, Италии, Франции. Сущность его — в делении валютного рынка на две части: 1) официальный валютный курс — по коммерческим операциям и услугам; 2) рыночный валютный курс — по финансовым операциям (движение капиталов, кредитов). .
    Девальвация — снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам. Объективной основой для нее является завышение официального валютного курса по сравнению с реальной покупательной способностью денежных единиц.
    Ревальвация — повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте. Определяя проценты девальвации, необходимо принять данную валюту за 1, разделить курсовую разницу на первоначальный курс и умножить на 100.
     Д = Кс - Кн : Кс * 100%, где   Кс — старый курс; Кн — новый курс; Д   — процент девальвации.

     2 Европейский союз

     2.1 История создания  ЕС

     Становление европейского союза - это величайшее событие в истории Европы прошло полувековой путь. Сегодня в союз входят 27 стран (из них 12 составляют зону с единой валютой - еврозону), следующие 15 государств вольются в него до 2020 года.
     К концу Второй Мировой Войны несколько  европейских лидеров пришли к  выводу, что единственным способом обеспечить прочный мир между  странами Европы является их экономическое  и политическое объединение. В 1950 году Премьер Министр Франции Роберт Шуман предложил интегрировать угольную и сталелитейную промышленность стран Западной Европы. В результате в 1951 году было создано Европейское Объединение Угля и Стали (ЕОУС), в состав которого вошло 6 государств: Бельгия, Западная Германия, Люксембург, Франция, Италия и Нидерланды. Полномочия по принятию решений в отношении угольной и сталелитейной промышленности в этих странах были переданы независимому наднациональному органу - "Высшему полномочному органу". Первым председателем ЕОУС стал Жан Монне. ЕОУС оказалось настолько успешной организацией, что входившие в него шесть стран приняли решение расширить интеграцию и в другие сектора своих национальных экономик. В 1957 году был подписан ряд Римских Договоров, учредивших Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), и Сообщество по атомной энергии (Евратом). В целях создания "общего рынка" государства-участники данных организаций договорились об устранении торговых барьеров между ними. В 1967 году произошло слияние институтов трёх европейских сообществ. С этого момента стали действовать единая Европейская Комиссия, единый Совет Министров и Европейский Парламент. Изначально члены Европейского Парламента избирались национальными парламентами, но в 1979 году были впервые проведены прямые парламентские выборы, позволяющие гражданам стран-участников голосовать за кандидатов по своему выбору. С этого момента прямые выборы в Европарламент проводятся каждые пять лет. Маастрихтский Договор (1992) обеспечил введение новых форм сотрудничества между правительствами государств-участников, например, в области обороны, правосудия и правопорядка. Путем добавления новой формы межправительственного сотрудничества в существующую систему Сообщества, Маастрихтский Договор учредил создание Европейского Союза (ЕС).
     Общая политика Экономическая и политическая интеграция между государствами-участниками Европейского Союза означает, что по многим политическим вопросам эти государства принимают совместные решения. В свою очередь это подразумевает, что они выработали общие концепции во многих сферах деятельности, включающих сельское хозяйство и здравоохранение, потребительские отношения и рыночную конкуренцию, охрану окружающей среды и энергетику, а также транспорт и торговлю. В первые дни европейской интеграции основное внимание было сосредоточено на создании общего рынка угля и стали, а также разработке общей сельскохозяйственной политики. Новые аспекты сотрудничества возникали с течением времени и по мере необходимости. С того времени приоритеты деятельности Европейского Союза изменились: например, производство как можно большего количества сельскохозяйственных продуктов по возможно более низкой себестоимости больше не является приоритетом сельскохозяйственной политики ЕС. Вместо этого основные усилия направлены на производство здоровой высококачественной продукции и охрану окружающей среды. Необходимость обеспечения экологической безопасности принимается в расчёт при осуществлении любой деятельности Европейского Союза. Отношения между Европейским Союзом и остальным миром также приобретают принципиальное значение. ЕС заключает крупные торговые договоры и соглашения о помощи другим странам, а также развивает общую внешнюю политику, в том числе политику безопасности.
     Единый рынок и единая валюта Входящим в состав Европейского Союза странам потребовалось некоторое время для ликвидации торговых барьеров и превращения «общего рынка» в действительно единый рынок, обеспечивающий свободное перемещение товаров, капиталов и услуг. Создание единого рынка формально было завершено в конце 1992 года, хотя в некоторых областях ещё еще требуется доработка, например, в области создания действительно единого рынка услуг.
     В течение 90-х годов, вследствие упразднения  таможенных и иммиграционных проверок на большинстве внутренних границ ЕС, людям становилось всё легче передвигаться по Европе. Одним из результатов этого стало повышение мобильности европейских граждан. Например, с 1987 года более миллиона граждан европейских стран получили образование за границей при поддержке Европейского Союза.
     В 1992 году Европейским Союзом было принято  решение о создании экономического и валютного союза (ЭВС), включая  введение единой европейской валюты под контролем Европейского Центрального Банка. Эта единая валюта - евро - стала реальностью 1 января 2002 года, когда монеты и банкноты евро заменили национальные валюты в 12 государствах Европейского Союза (Бельгия, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия и Финляндия). В июне 2006 года было принято решение о вхождении Словении в зону евро, начиная с 2007 года. Позднее, с января 2008 года, к зоне европейской валюты присоединились также Кипр и Мальта. В настоящее время ожидается, что Словакия станет членом Еврозоны с начала 2009 года.
     Расширение 
Европейский Союз устойчиво расширялся путём присоединения к нему новых участников. Дания, Ирландия и Великобритания присоединились к Союзу в 1973 году, за ними в 1981 году в состав Союза была принята Греция, в 1986 - Испания и Португалия, 1995 - Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 году 10 новых стран получили приглашение о вступлении в члены Европейского Союза: Кипр, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения. Болгария и Румыния вошли в состав Европйеского Союза в январе 2007 года. Сейчас идут переговоры с Турцией и Хорватией в качестве стран-кандидатов.

     Реформы 
С расширением ЕС от 15 до 27 стран-участниц, появилась необходимость в более эффективных и согласованных инструментах для обеспечения функционирования Сообщества и его способности реагировать на быстрые мировые изменения, что предполагает пересмотр некоторых основных правил совместной деятельности. Для обеспечения дальнейшего эффективного функционирования ЕС, с возросшим количеством стран-участниц, необходима модернизация системы принятия решений. Именно поэтому был разработан Договор Ниццы, определяющий новые правила и регулирующий размер институтов ЕС, и принципы их работы. Договор Ниццы вступил в силу 1 февраля 2003 года.

     Сегодня, в 21 веке, Европа противостоит новым проблемам, в числе которых: глобализация, демографические сдвиги, изменения климата, необходимость формирования устойчивых энергоресурсов, а также новые угрозы безопасности. Лидеры Европы тщательно следят за происходящими политическими, экономическими и социальными изменениями, учитывая необходимость оправдать ожидания европейских граждан. Они согласовали новый Договор о Реформе ЕС, который был подписан в декабре 2007 года в Лиссабоне. Договор внес изменения в структуру и методы работы институтов Европейского Союза, делая ЕС более демократичным, а его ценности - более прочными. Лиссабонский Договор согласован и ратифицирован всеми 27 странами Европейского Союза.

     2.2 Роль Европейского  Центрального Банка  в новой валютной  системе ЕС

     Для обеспечения функционирования системы была создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) и Европейский Центральный банк (ЕЦБ).
     Согласно  уставу ЕСЦБ и ЕЦБ на новую Систему  фактически возлагаются традиционные функции денежно-кредитного и валютного  регулирования, а также валютного контроля и надзора за банковской системой, которые характерны для центральных банков.
     Это означает, что создан новый, достаточно централизованный механизм осуществления  денежно-кредитной и валютной политики, в котором главную роль играет ЕЦБ, при том, что выработка конкретной политики происходит при участии руководителей национальных центральных банков. Голос каждой страны увязан с ее долей в уставном капитале банка. В таких условиях, в случае несогласия конкретной страны с принимаемым решением в ее распоряжении не остается рычагов для блокирования этого решения, и она должна будет подчинить ему свою экономическую политику. При этом формально объявлено, что основная цель ЕЦБ - это поддержание стабильности цен. Для достижения этой задачи первоначально рассматривалось несколько возможных ориентиров денежно-кредитной политики:
    контроль за валютным курсом
    контроль за процентными ставками
    контроль за номинальным доходом
    контроль за денежной массой
    контроль за темпом роста цен
     После проведения среди участников обсуждений было решено остановиться на последних двух вариантах - контроле за денежной массой и контроле за темпами роста цен.
     При варианте с контролем за валютным курсом не были бы эффективно решены вопросы, связанные с ценовой стабильностью. Это вызвано следующими обстоятельствами:
    существует лаг между изменениями курса и цен;
    колебания валютных курсов могут носить конъюнктурный, краткосрочный характер;
    эти колебания могут быть спровоцированы каким-то событием за пределами региона, а потому быть менее предсказуемыми;
    валютный курс оказывает влияние в первую очередь на цены товаров, обращающихся исключительно на внутреннем рынке;
    в ряде случаев валютные курсы могут не гарантировать ценовой стабильности с учетом формирования спроса на финансовом рынке.
     Контроль  за процентными ставками также наталкивается  на ряд трудностей. Так, в частности, неясности относительно равновесного уровня процентных ставок, которые  обеспечивали бы ценовую стабильность и в то же время не являлись тормозом для экономического роста.
     Контроль  за номинальным доходом  является по сути регулированием спроса. Его  использование может наткнуться на целый ряд препятствий как  экономического так и политического  характера. Кроме того, отслеживание всех компонентов спроса является весьма трудоемкой работой, что может снизить эффективность и мобильность такого контроля.
     В конечном итоге как уже было сказано  выбор был оставлен на двух последних  подходах. Формально они отличаются тем, что в первом случае центральный  банк, выбрав соответствующие агрегаты денежной масс, осуществляет за ними и за каналами воздействия на них контроль, сопоставляя результаты с теми изменениями, которые возникают в области цен. При этом все остальные показатели (уровень процентных ставок, валютного курса) используются как вспомогательные. Во втором случае все факторы, влияющие на цены, рассматриваются как равнозначные. Все внимание при этом сосредоточено на ценах. Указанные подходы также не могут использоваться по таким чисто теоретическим схемам, поскольку заложенные в их основе причинно-следственные зависимости часто на практике проявляются со значительными погрешностями.
     За  ЕЦБ было закреплено право по использованию  определенных инструментов денежно-кредитной  политики: операций на открытом рынке, резервирования и так называемых постоянных механизмов, обеспечивающих мобилизацию свободных средств с рынка и возможность получения их в режиме "овернайт".
     Операции  на открытом рынке предполагается проводить  несколькими способами: в первую очередь путем реверсных операций, когда ЕЦБ либо осуществляет покупку или продажу определенных активов с обязательством осуществить обратную операцию через обозначенное время, либо выдает кредит под обеспечение определенными активами. Данные операции могут носить не только краткосрочный характер, но также осуществляться на более продолжительное время. Хотя заложенный в них характер стерилизации не ориентирует их на структурные изменения.
     Другим  инструментом является использование  метода прямых безвозвратных операций, предполагающих переход права собственности на активы от продавца к  покупателю. Главная особенность данного метода - отсутствие обратных стерилизующих операций, что позволяет достигать с их помощью более долгосрочных системных изменений.
     Возможен  также выпуск долговых сертификатов, операций по валютным свопам (покупка или продажа валюты спот с одновременной обратной форвардной операцией), а также операций по депозитам с фиксированным сроком действия.
     Помимо  операций на открытом рынке, ЕЦБ предоставлено  право устанавливать норму резервирования по определенным видам пассивов для кредитных учреждений.
     На  начальном этапе функционирования евро используется подход, согласно которому национальные банки держат у себя минимальный резерв в пользу ЕЦБ  для нужд последнего по регулированию денежно-кредитной политики.
     Помимо  официальных механизмов уже действует  и межбанковский рынок. В этой связи была создана электронная  система платежей ТАРГЕТ (транс-Европейская  автоматизированная экспресс-система  валовых расчетов в режиме реального  времени), которая соединяет национальные системы валовых расчетов для обеспечения бесперебойного перевода средств, контроля за дебиторской и кредиторской задолжностью и клиринга. При этом национальные кредитные учреждения завязаны на свои центральные банки через систему корреспондентских счетов,  а центральные банки, в свою очередь, взаимосвязаны через блок связи системы. Осуществление платежа финансового института одной страны в финансовый институт другой теперь предполагает списание средств со счета плательщика, зачисление их на счет национального центрального банка фирмы-плательщика, уведомление национального банка фирмы-получателя, перевод средств между центральными банками и кредитование счета конечного получателя. На каждом этапе производятся выверка и подтверждение обязательств и происхождение средств.
     Таким образом, создана достаточно разветвленная  система, позволяющая предотвратить  возникновение кризиса ликвидности  в зоне евро, потенциальную возможность  которого на этапе отладки создаваемых  механизмов движения финансовых потоков исключить нельзя.

     2.3 Три фазы перехода  к новой валюте

           Фаза  А началась 2 мая 1998 года с принятием Советом Европы решения о первом составе участников валютного союза, удовлетворяющих вышеперечисленным условиям. Решение было принято, как и предусматривалось, на основе уточненных экономических показателей за 1997 г. В 11 странах: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Ирландии, Португалии, Испании, Австрии и Финляндии решено было вводить единую валюту. Греция пока не удовлетворяет утвержденным критериям. Дания решила не участвовать в валютном союзе (референдум в июне 1992 г. продемонстрировал отрицательное отношение населения этой страны к вступлению в валютный союз), но оставила за собой право изменить это решение. Великобритания тоже решила воздержаться от участия в валютном союзе по политическим и экономическим соображениям. Последние заключаются в том, что в настоящее время страна переживает фазу подъема, при этом уровень процентных ставок один из самых высоких в ЕС (выше только в Греции). Она не может позволить себе их снижение, что неизбежно в случае присоединения к валютному союзу, из-за опасности "перегрева" экономической конъюнктуры. Но аналитики считают, что Великобритания будет стремиться вступить в валютный союз до 2002 г., не желая упустить возможность оказывать влияние на ситуацию в Европе. Швеция пока тоже воздерживается от участия в валютном союзе, опасаясь, что со своей громоздкой системой социального обеспечения не сможет адекватно реагировать на повышение уровня конкуренции в валютном союзе.
           После определения  состава участников валютного союза  на встрече в Брюсселе было принято  решение о создании Европейского центрального банка (ЕЦБ) и фиксации двусторонних обменных курсов 11 стран- участниц валютного союза. Решение о фиксации обменных курсов принято заранее с целью исключить спекуляции накануне 1 января 1999 г. Эти курсы будут использоваться при определении безотзывных конверсионных курсов перевода национальных валют в евро с первого дня ее принятия в качестве единой валюты.
           Фаза  В началась 1 января 1999 г. Для валют всех стран-участниц был установлен фиксированный обменный курс по отношению к евро, равный 1 экю, существование которой должно было прекратиться с введением евро.
     Во  время переходного периода (начало 1999-начало 2002 гг.) евро будет использоваться в банковских операциях наряду с национальными валютами. Банки будут иметь возможность осуществлять сделки и предоставлять услуги клиентам в евро с начала 1999 г. Ведение операций в евро станет обязательным только с начала 2002 г.
     С экономической точки зрения валютный союз существует уже с 1 января 1999 г., хотя евробанкноты и монеты будут  запущены в обращение только через 3 года. В этот период евро будет использоваться только для безналичных расчетов, причем на добровольной основе.
     Фаза  С начнется 1 января 2002 г. с введением в обращение евробанкнот и евромонет, которые в течение первого полугодия 2002 г. будут являться законным средством платежа наряду с национальными банкнотами и монетами, которые выйдут из обращения и потеряют статус законного платежного средства после 1 июля 2002 г., 30 июня 2002 года европейцы будут иметь возможность последний раз купить пива и орешков к нему за свои родные марки, песо, гульдены и фунты. С 1 июля для всех операций в обращении должны остаться лишь евро.
     2.4 Использование евро  в странах, не  входящих в еврозону, и динамика валютных  курсов
     С введением евро в странах Европы образовалась так называемая еврозона. Еврозо?на — понятие, обозначающее 16 стран Европейского союза (табл.1) официальной валютой которых является евро.  Национальные валюты стран — членов ЕВС подлежали изъятию из обращения. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.
Таблица 1 – Страны, входящие в еврозону
Страна Приняла Население
Австрия Бельгия
Кипр
Финляндия
Франция
Германия
Греция
Ирландия
Италия
Люксембург
Мальта  
Нидерланды
Португалия
Словакия
Словения
Испания
Еврозона
01.01.1999 01.01.1999
01.01.2008
01.01.1999
01.01.1999
01.01.1999
01.01.2001
01.01.1999
01.01.1999
01.01.1999
01.01.2008
01.01.1999
01.01.1999
01.01.2009
01.01.2007
01.01.1999
8 316 487 10 584 534
766 400
5 289 128
63 392 140
82 314 906
11 125 179
4 239 848
59 131 287
476 200
404 962
16 372 715
10 599 095
5 431 363
2 013 597
45 116 894
325 714 137
 
     Однако, одиннадцать стран Европейского союза пока не используют евро: Болгария, Великобритания, Венгрия, Дания, Латвия ,Литва, Польша, Румыния, Чехия, Швеция, Эстония.
     Дания и Великобритания получили специальное послабление действующего маастрихтского договора. От обеих стран не требуется в обязательном порядке присоединения к еврозоне до тех пор, пока их правительства не решат этот вопрос: либо голосованием в парламенте, либо проведя референдум. Действующее правительство Дании огласило планы о проведении референдума по вопросу принятия лиссабонского соглашения.
     Швеции  фактически было разрешено использовать правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям  и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий, хотя это государство и обязано вступить в еврозону. Причиной тому служит отказ шведского общества от вступления в еврозону, выраженный на проведённом в стране референдуме, к результатам которого Комиссия относится толерантно. Однако, Комиссией было заявлено, что она не потерпит подобного курса от будущих членов еврозоны.
     Евро  присутствует в некоторых элементах  шведского законодательства. Например, согласно директиве ЕС, все транзакции в евро внутри ЕС должны облагаться такими же самыми пошлинами как и валюта конкретной страны6. Правительство Швеции сделало поправку, согласно которой положения директивы относится и к транзакциям со шведской кроной. Это значит, что, к примеру, евро могут без дополнительных сборов сниматься в шведских банках и банкоматах Швеции или других стран Еврозоны. Также транзакции SEK+EUR между счетами банков внутри Европейской Экономической Зоны могут быть произведены по интернету также без дополнительной платы за перевод. Тем не менее, банк-получатель иногда может взимать плату за получение переводов, хотя та же директива ЕС делает это невозможным для переводов в евро в других странах еврозоны. Однако, банки Швеции всё ещё применяют обменный курс (рис.1),динамику которого можно увидеть на рисунке , и, таким образом, могут продолжать людей облагать небольшой платой за обмен крон на евро. Также для ограниченного числа компаний разрешено использовать банковские счета в евро и внутренний капитал исчислять в евро7. 

      10 Шведских  крон к 1 ЕВРО:
     
     Курс  обмена валют за месяц:   Курс валют за три месяца:
     10 SEK к 1 EUR = 1.0951 
Рис.1 – Динамика евро к шведской кроне

     

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.