На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


практическая работа Этические принципы работы практического психолога

Информация:

Тип работы: практическая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Этические принципы работы практического психолога
 СОДЕРЖАНИЕ. 

1. Этические  проблемы работы психолога.
2. Основные принципы  работы практического психолога.
3. Этические  стандарты психолога.
4. Этические  нормы профконсультанта службы  занятости. 

5. Список использованной литературы. 

1. Этические  проблемы работы психолога.
 Последствия  общения с консультантом имеют  большую личностную значимость  для клиента. Каким будет вмешательство  консультанта - развивающим или разрушающим  личность клиента - зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности.
 В своей  работе практический психолог  сталкиваеися с так называемыми  этическими проблемами и «соблазнами». Наиболее типичные из них представлены  ниже:
1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя. Плохо, когда власть над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью.
2. Проблема ответственности  психолога. В отличие от ответственности  обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная - постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых клиентов. Сам же консультант отвечает за саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения - это право (и ответственность) принадлежит клиенту как субъекту самоопределения.
3. Соблазн самокрасования  на работе, когда консультант  использует свою профессию скорее  для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся  к нему людей. Но, с другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на клиента (не уметь нравиться ему) тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении «производить впечатление» найти такую меру, которая не превратила бы консультацию в театр одного актера и позволила бы максимально проявить себя и консультируемому клиенту.
4. Соблазн следования  «методическим модам», когда в  погоне за самыми последними  новинками в практической психологии  консультант тратит массу времени  на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них. Но, с другой стороны, консультанты, действительно, не должны отставать от последних новинок. Вероятно, здесь требуется определенная мера.
5. Проблема «денег-подарков»  за оказываемые консультационные услуги. При анализе данной проблемы часто вспоминают об экспериментах (большей частью из области психиатрии и психотерапии), «доказывающих» большую эффективность платных услуг, когда клиент, заплатив немалые деньги, более ответственно относится проводимой с ним работе. Но вот как пишет об этом в свое известной книге «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» Э.Шостром: «...в бизнесе личность - это уже не столько личность, сколько машина для делания денег. Когда психотерапевт становится бизнесменом, ему невозможно удержаться от овеществления своего клиента (1992, с. 126). Но, как признается сам Э.Шостром, ему тоже «нужно кормить семью», поэтому он «вынужден брать со своих клиентов гонорары». Чтобы как-то успокоить себя, он пишет далее: «Вы платите не за любовь внимание, которое я вам оказываю, вы платите компенсацию за потраченное на вас время», которого «у меня существенно меньше, чем душевной теплоты и любви к человечеству». Но тут же он добавляет, что «бизнесмен в отношении своих потребителей исповедует похожую философию (Шостром, 1992, с. 127).
6. Проблема чрезмерного  экспериментирования, когда консультанту  в какой-то момент захочется  обобщить свой опыт и написать  научную статью (или сделать диссертацию). Можно не заметить, как клиенты  из живых людей со своими проблемами могут превратиться для психолога-экспериментатора в «статистический материал», и помощь в решении их проблем уйдет на второй план. Естественно, психолог-практик не должен отказываться от научного поиска и экспериментирования, но приоритетом все-таки должна оставаться консультационная помощь.
7. Соблазн работать  «вразнос», забывая о своем  здоровье и об интересах своих  родных и близких. Например, психолог, чтобы не показаться «черствым», всем раздает свой телефон,  постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи со своими клиентами, которым, быть может, действительно, больше не с кем общаться и т.п. Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога-практика приводит его самого в психиатрическую больницу. Примечательно, что с синдромом «эмоционального сгорания» педагога одни авторы (Х.ДжФрейденберг, К.Кондо) связывают его самозабвенность в работе, чрезмерное сочувствие, мягкость, а другие авторы (Е.Махер), наоборот, с авторитаризмом и низким уровнем эмпатии (Форманюк, 1994, с. 61). Как говорила на своих лекциях известный психотерапевт А.С.Спиваковская, консультант не должен глубоко погружаться в проблемы клиента, если он не обеспечил свои «тылы», которые позволили бы ему выйти из проблем консультируемого человека и вернуться в свое нормальное состояние.
8. Соблазн спекуляции  на отсутствии общепринятых критериев  оценки эффективности консультационной  работы. Как известно, консультация  по сути своей чаще всего  прогностична, то есть ориентирована  в будущее и полноценно оценить качество работы консультанта часто можно лишь спустя много времени (оперативные показатели эффективности, то есть данные наблюдения, самоотчеты клиентов, мнения экспертов и т.п. носят частичный характер). Не помогают здесь и показатели эффективности, используемые в научных работах и диссертациях, поскольку часто они бывают сложны в использовании и отражают лишь отдельные (исследуемые) аспекты самоопределения.
 Поэтому кто-то  из консультантов, сославшись  на отсутствие четких критериев эффективности, может работать недобросовестно и заявлять, что только «время покажет», насколько качественна их помощь клиенту. Отсюда, одной из важнейших становится проблема профессиональной совести психолога-консультанта.
10. Проблема  «позднего прозрения» клиента может возникнуть при работе с клиентами, которые захотят осмыслить какой-то важный этап своей жизни или всю жизнь в целом. Если консультант покажет такому клиенту, что многое из содеянного человеком на самом деле никчемно и даже преступно, то этим он может нанести клиенту большую душевную травму, после которой человек окажется в глубоком кризисе. Вероятно, вести с клиентами откровенный разговор на такие темы можно лишь тогда, когда консультант будет уверен в способности человека пережить подобную правду.
11. Проблема  «сапожника без сапог». Имеет  ли право консультант, сам до  конца не самоопределившийся  в жизни, помогать самоопределяться  другим людям? С другой стороны,  имеет ли право консультант  помогать другим, сам никогда  не испытывая сложностей профессионального и личностного самоопределения? - Вероятно, ответ и здесь находится где-то посередине. Но в любом случае, консультант, при работе с конкретным клиентом, должен на время отодвинуть в сторону свои проблемы и сосредоточиться на проблемах клиента.
12. Проблема  отсутствия на данный момент  в стране общепризнанных идеалов  личностного и профессионального  самоопределения. Известно, что одной  из существенных характеристик  подросткового возраста (и не  только подросткового) является  подражание другим, стремление влить на кого-то, перенимать его лучшие, с точки зрения клиента, качества. Если раньше в России были свои герои и общепризнанные таланты, на которых равнялось много молодых людей, то сейчас большинство из них дискредитировано, а новые «герои», типа «новых русских» уже превращаются в героев анекдотов и часто ассоциируются в сознании большинства людей с преступной деятельностью. Простая констатация и даже осознание существующих этических проблем не может удовлетворить психологов-практиков, которые сами часто требуют способов разрешения этих проблем.
 Однако сам  этический характер данных проблем  достаточно деликатен, поэтому  было бы самообманом просто  вооружить психологов готовыми  рецептами поведения в сложных  этических ситуациях. Внутренняя активность и профессионализм самих консультантов должны проявляться и в том, чтобы уметь самостоятельно находить ответы на сложные нравственные вопросы и достойно поступать в уникальных ситуациях, для которых нет и не может быть каких-то единых рецептов.
2. Основные принципы  работы практического психолога.
 Рассмотрим  основные принципы работы психолога.  Часть из них очевидна и  является общепринятым стандартом  поведения человека в обществе, а часть определяется спецификой  профессиональной деятельности  психолога.
 Очевидные  принципы можно обозначить такими  правилами, как «не дерись с  клиентом», «не плюй в клиента», «не убивай клиента», «не наноси  ему увечий», «не проводи консультацию  в пьяном виде или в нижнем  белье» и т.п. Такого рода  правила являются само собой разумеющимися и их должен знать и выполнять любой воспитанный человек (в этом смысле данные правила являются даже банальными). Но, к сожалению, иногда и эти правила кто-то редко, но нарушает, поэтому их выделение все-таки правомерно.
 Рассмотрим  традиционные (этические) принципы консультирования. Хотя этические принципы еще не сформулированы для профконсультанта, психотерапевта, практического психолога и социального работника в общепринятом виде, но попытки их выделения имеются (см. Фирсов, 1993; Климов, 1986; Мелибруда, 1986; Петровская, 1982; Рудестам, 1990; Пряжников, 1994). В самом обобщенном виде можно выделить следующие принципы:
1. Не навреди!  Или принцип ненанесения ущерба  испытуемому. Организация работы  психолога должна быть такой,  чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.
2. Не оценивай! Поскольку вообще без оценок (в  том числе, и положительных)  работать немыслимо, иногда этот  принцип уточняют: не навешивай  ярлыков! Но можно было бы сказать еще проще: не произноси отрицательных оценок вслух!
3. Принцип беспристрастности  психолога. Недопустимо предвзятое  отношение к испытуемому, какое  бы субъективное впечатление  он ни производил своим видом,  юридическим и социальным положением.
4. Принцип осведомленного  согласия. Необходимо извещать испытуемого  об этических принципах и правилах  психологической деятельности.
5. Принимай человека  таким, каков он есть. Этот принцип  нуждается в особом комментарии.  Л.А.Петровская, анализируя подходы К.Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как «безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения. Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта» (Петровская, 1982, с. 36).
6. Принцип конфиденциальности, то есть сохранения профессиональной  тайны. Материал, полученный психологом  в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
7. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии клиентов.
8. Принцип профессиональной  компетентности: не передавай сложные  психологические методики неподготовленным  специалистам и сам не используй  методики, которыми в должной  степени не владеешь. Психолог  имеет право браться за решение  только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.
9. Соблюдай меру  взаимного откровения с клиентом, не позволяй ему рассказывать  о себе самые сокровенные свои тайны (у каждого человека всегда должен оставаться хоть небольшой тайничок души, недоступный никому), а также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потерять его уважение и доверие.
10. Не отнимай  у клиента права самому отвечать за свои права и поступки.
11. Не выставляй  свои знания напоказ, стремись  помогать клиенту сначала самостоятельно  формулировать те или иные  положения и выводы. Конкретно  этот принцип может проявляться  хотя бы в том, что психолог  должен мгновенно замолкать каждый раз, когда клиент захочет что-то сказать, даже тогда, когда сам психолог «еще не договорил» и тогда, когда клиент хочет сказать «какую-то глупость»...
12. Принцип добровольности  участия в психологических процедурах. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.
13. Принцип безопасности  применяемых методик. Психолог  применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.
14. Принцип предупреждения  неправильных действий заказчика.  Психолог информирует испытуемого  о характере передаваемой заказчику  информации и делает это только  после получения согласия испытуемого.
15. Принцип сотрудничества  психолога и заказчика. Психолог  обязан уведомить заказчика о  реальных возможностях современной  психологической науки в области  поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.
16. Принцип профессионального  общения психолога и испытуемого.  Психолог должен владеть методами  психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на  таком уровне, который позволял  бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии, полученной в ЛГУ, МГУ, НИИ им. В.М.Бехтерева, ГИДУВе.
17. Принцип обоснованности  результатов исследований психолога.  Психолог формулирует результаты  исследования в терминах и  понятиях, принятых в психологической  науке. 
18. Принцип адекватности  методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
19. Принцип научности  результатов исследования. В результатах  исследования должно быть только  то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
20. Принцип взвешенности  сведений психологического характера.  Психолог передает заказчику  результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.
21. Принцип кодирования  сведений. На всех материалах  психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.
22. Принцип контролируемого  хранения сведений психологического  характера. Психолог должен предварительно  согласовать с заказчиком список  лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.
23. Принцип корректного  использования сведений психологического  характера. Сведения психологического  характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом
24. Уважай себя  как человека и как специалиста!  Часто можно услышать следующие  красивые слова: «Главное средство работы психолога - это его собственная личность». Но личность является высшей ценностью и поэтому она не должна выступать в качестве «средства». В качестве средства достижения каких-либо целей и человек, и его личность выступают лишь при извращенном понимании рыночных отношений, когда все, что угодно (и личность, и любовь, и дружба) может быть товаром, средством для обогащения или для получения каких-то благ.
 Как мы  видим, этика работы практического  психолога основывается на общечеловеческих  моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.
3. Этические  стандарты психолога.
 В соответствии  с вышеперечисленными принципами работы практического психолога были приняты этические стандарты психолога, которые используются во всем мире.
1.Общие принципы 
1.1. Деятельность  психолога направлена к достижению  таких гуманитарных и социальных  целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.
1.2. Психология  как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.
1.3. Психологи  не должны принимать участия  или способствовать разработке  методов, направленных против  свободы индивида и его физической  или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или  содействие в осуществлении пыток или издевательств, помимо того, что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психологов. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдание таких действий.
1.4. Все психологи  должны, как минимум, информировать  свои профессиональные объединения  о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике.
1.5. Психологи  должны уважать религиозные и  моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.
1.6. При оказании  помощи психологи не должны  осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.
1.7. Психологи  не должны использовать власть  или превосходство по отношению  к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.
1.8. В особенности  в письменных документах психологи  должны быть чрезвычайно осторожны,  сдержанны и критичны по отношению  к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный - абнормальный, адаптированный - неадаптированный, интеллигентный - умственно отсталый.
1.9. Психологи  не должны применять манипулятивные  процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области, Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.
1.10. Психолог  не должен допускать использования  своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации  и подготовки, для незаконного  применения психологических методов.  Психологи должны сообщать о  всех случаях посягательства  на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.
1.11. В случае, когда личные интересы клиента  вступают в противоречие с  интересами учреждения, психолог  должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступать как его защитник по отношению к администрации учреждения.
2. О профессиональной  компетенции и отношениях с  другими профессионалами 
2.1. Права и  обязанности профессионального  психолога основываются на принципе  профессиональной независимости  и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.
2.2. Профессиональный  статус психолога базируется  на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его  обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовленным и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений,
2.3. Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.
2.4. Все психологические  данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве  и лечении, должны быть доступны  только для профессиональных  психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.
2.5. Когда интересы  психологического обследования  или вмешательства требуют тесного  сотрудничества с профессионалами  из других областей, психологи должны обеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.
2.6. Психологические  методы не должны смешиваться  - как в применении, так и в  их представлении общественности  - с методами, чуждыми научным основам психологии.
2.7. Не отказываясь  от научной критики там, где  она необходима, психологи не  должны дискредитировать коллег  или представителей других профессий,  использующих те же или иные  научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.
2.8. Работа психолога  базируется на праве и обязанности  проявлять уважение (и пользоваться  таковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.
3. О вмешательстве 
3.1. Психологи  должны отказаться от вмешательства,  если они уверены, что их  помощь будет использована во  вред или против законных интересов  индивидов, групп, организаций  или общин. 
3.2. Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.
3.3. Психолог  должен стремиться к завершению  вмешательства и не продлевать его методами сокрытия информации или обмана как в случае достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители иных областей знания могут продолжить вмешательство.
3.4. Ни в коем  случае свобода клиента - как  в отношении прекращения вмешательства,  так и в отношении консультации у другого психолога или иного специалиста - не должна быть ограничена. Следует поощрять способность клиента принимать решения на основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом,
3.5. Психологи  не должны пользоваться властью,  которую их статус может им  дать, для требования особых рабочих  условий или платы, превосходящей  принятую в обычных обстоятельствах. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.