На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История развития отечественного делопроизводства по обращениям граждан

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Министерство  образования РФ
  Орловский государственный университет 

Факультет документоведения и педагогического  образования. 
 

                                           Кафедра: Документоведения
                                           и документационного
                                           обеспечения управления. 
 

  История развития отечественного делопроизводства по обращениям граждан. 

  Курсовая  работа студентки 4 курса дневного отделения. 

                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.
1.Введение………………………………………………………………………..3
2. Понятие  «обращение граждан»………………………………………………4
3. Этапы  отечественного делопроизводства…………………………………...8
4. Работа  с обращениями граждан в приказном  делопроизводстве…….........9
4.1. Челобитная - многофункциональный документ…………………………..9
4.2. Разновидности  челобитных………………………………………………...11
4.3. Структура и формуляр челобитных…………………………………….....12
5. Обращения  граждан в коллежском делопроизводстве……………………..17
6. Обращения  граждан в министерском делопроизводстве…………………..18
7. О  работе с обращениями граждан  в первые годы советской власти……...20
7.1. Первые нормативно-правовые акты о работе с заявлениями и
       жалобами граждан………………………………………………………….20
7.2. Губернские  бюро жалоб…………………………………………………....21
7.3. Анализ  жалоб и заявлений…………………………………………………26
8. Работа  с обращениями граждан в 30-е  годы………………………………..28
9. Законодательство  РФ о работе с обращениями  граждан…………………..30
10. Особенности  организации и ведения делопроизводства  по обращениям граждан на современном  этапе…………….…………………………………...38
11. Заключение…………………………………………………………………..50
12. Литература……………………………………………………………….......51 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение.
  Каждый  гражданин, живущий в Российской Федерации, может обратиться в государственные  органы власти и управления, организации  любой формы собственности, партии и общественные организации письменно или устно для того, чтобы выразить свое мнение о каких-либо сторонах жизнедеятельности государства и общества.
  Работа  с обращениями граждан и её законодательное регулирование  прошли эволюционный путь становления  и развития, соответствующий этапам отечественного делопроизводства.
  Тема  «работа с обращениями граждан» является актуальной. Так как государство  рассматривает обращения граждан  как важное средство реализации их конституционного права вскрывать  недостатки в деятельности государственного аппарата, отдельных организаций, вносить предложения по совершенствованию их работы, принимать участие в восстановлении нарушенных прав и свобод, а также в обеспечении социальной справедливости.
  При написании курсовой работы использовались законодательные акты, научная литература, учебники, периодические издания.
  Объектом  является обращение граждан.
  Предметом изучения данной темы является работа с обращениями граждан.
  Цели  данной курсовой работы:
  - рассмотреть вопросы законодательного  регулирования работы с обращениями граждан в различные исторические периоды;
  - раскрыть понятие «обращение  граждан»;
  - рассмотреть работу с обращениями  граждан в различных этапах  делопроизводства. 
 
 
 
 

2. Понятие «обращение  граждан».
  К обращениям граждан относятся предложения, заявления, жалобы, ходатайства. Каждое обращение может быть подано одним гражданином - индивидуальное обращение или несколькими гражданами - коллективное обращение.
  Предложение- это обращение гражданина, направленное на совершенствование работы органов власти и управления, решение важных вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер их деятельности, в котором предлагаются пути и способы решения затронутых проблем. Иными словами, это обращение всегда содержит конкретные предложения, направленные на совершенствование различных сторон жизнедеятельности государства и его институтов, и не связано с нарушением или реализацией прав гражданина.
  Заявление- это обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему личных прав и законных интересов, закрепленных Конституцией РФ, федеральными законами, не связанное с нарушением этих прав и интересов. Таким образом, гражданин пишет заявление в том случае, когда знает, что наделен конкретными правами, и хочет эти права реализовать.
  Жалоба- это обращение гражданина о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Жалоба подается гражданином, когда он хочет восстановить свои права или законные интересы, нарушенные действиями (или бездействием) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных и выборных лиц, руководителей организаций и общественных объединений. Необходимо знать, что в соответствии со ст. 5 Закона №4866-1 жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и не позднее одного месяца со дня письменного или устного уведомления органа власти  или должностного лица об отказе в удовлетворении его требований, содержащихся в обращении. Если срок подачи жалобы пропущен по уважительной причине, он может быть продлен при условии, что гражданин представляет оправдательные документы. Безусловно, подаваемая жалоба не должна содержать материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство лиц, на которых жалуется гражданин. В противном случае в соответствии со ст. 129 и 130 Уголовного кодекса РФ он может быть подвергнут наказанию в виде штрафа или обязательных либо исправительных работ.
  В последние годы законодательством  РФ введен еще один термин в понятие  «обращения граждан»- «ходатайство».
  Ходатайство- это обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением документов, их подтверждающих. Этот вид обращения оформляется лишь в случаях и по вопросам, установленным законодательством РФ. Очень важно, чтобы ходатайства и все необходимые документы были оформлены в соответствии с требованиями закона. Например, лица, которые имели в прошлом гражданство СССР, представляют документы, подтверждающие факт проживания на территории Российской Федерации на день обращения. Эти граждане представляют ходатайство, к которому прикладывается вид на жительство, а при его отсутствии- паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о регистрации по месту жительства или со свидетельством о регистрации по месту жительства или по месту пребывания, либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства со свидетельством о регистрации по месту жительства или месту пребывания.
  Законом г. Москвы от 14.02.1996 №4 «О референдуме города Москвы» в ст. 8 предусмотрена возможность направления ходатайства о проведении референдума для реализации гражданской инициативы жителей Москвы. В случае подачи ходатайства данный закон предусматривает необходимость указать формулировку вопроса или вопросов, выносимых на референдум, фамилии, имена и отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы. К ходатайству обязательно должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором принималось решение о необходимости проведения референдума.
  Коллективное  обращение- это обращение двух или нескольких лиц в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.
  Закон г. Москвы «Об обращениях граждан» ввел еще один вид обращения (разновидность коллективного обращения)- петицию.
  Петиция- это коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства. В случае получения петиции мэр г. Москвы совместно с городской думой рассматривает высказанные в ней предложения и в двухмесячный срок со дня официального внесения петиции принимает по ней решение.
  Граждане  имеют право обращаться в соответствующие  инстанции как письменно, так  и устно.
  Письменные  обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа власти, организации или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, номера телефонов, дату и личную подпись. Если в обращении не указаны фамилия, адрес (места жительства, работы или учебы) и личная подпись, оно считается анонимным  и не должно рассматриваться, поскольку ответить будет некуда и некому.
  Устные  обращения граждан излагаются во время личного приема. Если изложенные факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны, на них дается устный ответ. В некоторых случаях, когда для квалифицированного ответа требуется время для наведения справок и т.д., гражданину отвечают письменно.
 

3. Этапы отечественного  делопроизводства.
  Работа  с обращениями граждан и её законодательное регулирование  прошли эволюционный путь становления  и развития, соответствующий этапам отечественного делопроизводства.
  В истории делопроизводства России выделяются 2 периода: история дореволюционного делопроизводства и делопроизводство в советскую эпоху.
  Делопроизводство  дореволюционной России включает 3 этапа развития, каждый из которых  получил своё название по центральным органам управления соответствующего периода:
  приказное делопроизводство (XVI-XVII вв.)
  коллежское  делопроизводство (XVIII в)
  министерское  делопроизводство (XIX- нач.XX в)
  Государственное делопроизводство советской эпохи  начинается в октябре 1917 г. и заканчивается в декабре 1991 г.
  В приказном делопроизводстве частные  лица посылали в государственные  учреждения челобитные.
  В коллежском делопроизводстве челобитные стали называть прошениями.
   
 

   4. Работа с обращениями  граждан в приказном  делопроизводстве.
  4.1 Челобитная - многофункциональный  документ.
  Официально-деловой  стиль формировался на протяжении нескольких веков, и большое значение в его  развитии имел период 17-18 вв., связанный  с формированием приказного делопроизводства и с деятельностью Петра I.
  Среди многочисленных и разнообразных  по своей социальной значимости, по сфере использования и по своим  формальным особенностям деловых документов 17 века особо привлекают внимание челобитные. Так назывались в 16-17 вв. всякого рода прошения, заявления, жалобы на имя царя, членов его семьи, патриарха, феодала.1
  Как показывают памятники письменности 14-16 вв., слово «челобитная» появляется в московской деловой письменности в последней четверти 15 в., заменяя  употреблявшийся до этого термин «жалобница», имевший более узкое значение (акт, содержащий жалобу).
    Челобитные Московской Руси представляют  особый интерес, так как с  одной стороны, отражают традиционную  приказную стихию, а с другой- отличаются широтой охвата действительности., тематическим разнообразием и включением в свою сферу элементов живой разговорной речи. Если говорить о содержании челобитных, то, по-видимому, нет такой стороны русской жизни 17 в., которой бы не касался этот документ. Просили о приеме на службу, об освобождении от нее по старости или увечью, о служебном перемещении, писали челобитные с просьбой о суде по кражам и грабежам, нарушениям договоров, невыплате долгов. Широкий охват русской действительности 17 в., богатство бытовыми подробностями обеспечивают разнообразие лексического фонда челобитных.2
  Челобитная  в 17 в.- многофункциональный документ. Термин «челобитная» являлся в 17 в. Родовым наименованием определенной группы актов (прошений, официальных  заявлений, жалоб, доносов) по «государеву  слову и делу».
  Официально-деловой  характер челобитных обусловлен прежде всего тем, что по законам того времени всякое обращение в правительственные органы адресовалось на имя царя-самодержца; известную роль играло и то, что челобитные на имя царя составлялись в земских избах, где сосредоточивалось управление «посадской общиной», т.е. в органах, стоящих на грани правительственных и частных учреждений.
    
 

   4.2 Разновидности  челобитных.
  Челобитные  относятся к официально-деловой  письменности, т.к. они либо представляют собой документ судебной практики (исковая, изветная, повинная, ставочная, отсрочная, мировая челобитные), либо являются документами, на основе которых верховная власть принимает определенное решение и издает соответствующий официальный акт, выдает жалованную, льготную или какую-нибудь другую грамоту, дает указание «подписать» данную челобитную, т.е. сделать на ней имеющую силу указа пометку о принятом по челобитной решении или же официально регистрирует чье-либо заявление о чрезвычайном событии (побеге, смерти, недостойном поведении, угрозе убийством или пожаром), тем самым, снимая с заявителя вину за возможные последствия происшедшего или предупреждая возможность преступления (явочная челобитная).3
  Вместе  с тем челобитные являются и частно-деловыми актами, т.к. они в подавляющем  своем большинстве связаны с интересами определенного лица, касаются взаимоотношений между отдельными членами общества: это исковые челобитные, просьбы о суде, пересуде, перенесении судебного дела в другой орган, о предоставлении льгот, откупов, о приеме на службу или освобождении от нее, о пожалованиях за службу, о разрешении обмена поместьями и т.д.
  Все указанные выше разновидности челобитных - обычные документы частно-управленческой переписки между феодалом- землевладельцем (царем, вотчинником или помещиком, представителями белого и черного духовенства), предпринимателем- промышленником или купцом и их «людьми» (крестьянами, ремесленниками, работниками, старостами, приказчиками и др.
    
4.3 Структура и формуляр  челобитных.
  Описание  структуры различных видов челобитных и их формуляра дает возможность выделить их постоянные, повторяющиеся из документа в документ части, определить набор специфических языковых средств (устойчивых предложений, штампов, клише), которые использовались при написании каждой такой части. Приемы построения и формуляр отражают традицию, сложившиеся способы оформления данной разновидности актов.
  В соответствии со структурой челобитных в их формуляре выделяют устойчивые сочетания (формулы) начального протокола (заголовок, вводная формула акта), и конечного протокола (концовка, заключительная формула акта).
  Начальный протокол челобитных представляет собой  полное двусоставное глагольное распространенное предложение. Порядок слов обратный, предложение начинается с косвенного дополнения. В водной формуле челобитных выделяют 3 элемента:
  адресат- косвенное дополнение в дательном  падеже;
  челобитье- сказуемое предложения;
  адресант (челобитчик)- подлежащее предложения.
  Каждый  из этих элементов дополняется относящимися к нему словами и словосочетаниями (согласованными и несогласованными определениями, приложениями).
  Остановимся на отдельных элементах начального протокола челобитных.
  Формула адресата включает в себя собственное имя того лица, к которому обращается челобитчик (имя и отчество, крайне редко- имя, отчество и фамилию у светских лиц), а также его титулы, например:
  Великому  гсдрю црю и  великому кнзю Петру  Алексъвичу всеа Великия  I Малыя i Бълыя Росиi самодержцу бьет челом холоп твои.
  В анализируемых материалах представлены также титулы в формуле адресата официальных челобитных на имя духовных носителей разного ранга: Великому гсдрю стъишему Никону патриарху московскому и всея Великия и Малыя Росиi бьет челом Васка Шорин.
  Как видно из приведенных примеров, во всех случаях обращения к светским властям челобитчики указывают в водной формуле отношение адресата к верховной государственной власти, от имени и по поручению которой действует данный светский правитель.
  Таким образом, формула адресата в заголовке  челобитной носит традиционный характер, переменным элементом в ней является лишь собственное имя лица, которому направляется данный акт.
  Рассмотрим  употребление челобитья в начальном протоколе. Челобитье- сказуемое в предложении, составляющем начальный протокол челобитной. Оно представляет собой фразеологизм бить челом4 с глаголом в форме 3-го лица единственного или множественного числа настоящего времени. Челобитье употребляется во всех разновидностях челобитных- официально-деловых и частно-деловых.
  В рассматриваемых официально-деловых  XVII в и частных актах в 5,6% всех случаев бить челом используется в значении «жаловаться, предъявлять иск» и имеет при себе косвенное дополнение в винительном падеже с предлогом «на», например: Црю гсдрю и великому кнзю Михаилу Федоровичу всеа Русиi бьет челом Васка Шорин на зятя своево на Степана Федорова.
  В результате исследования установлено, что в явочных челобитных официально-делового и частного характера челобитье  дополняется глаголом являть5 без дополнения или с дополнением в винительном падеже с предлогом «на»: бьет челом и являетъ холоп твои кадашевецъ Петрушка Семенов…; бьет челом и являет холопъ твои садовникъ… на Микиокоровд жену Басаргина.
  В заголовочной формуле фразеологизм бьет (бьют) челом всегда располагается  между данными об адресате и сведениями о челобитчике.
  Итак, рассмотрение второго элемента вводной  формулы челобитных показывает, что  традиционным является употребление в  ней глагольного фразеологизма  бить челом на кого-либо.
  Последним элементом заголовка в исследуемых  деловых челобитных XVII века является формула адресанта. Данные об адресанте челобитных являются подлежащим в предложении- формуле начального протокола. Приведем несколько примеров: бьет челом холоп твои кадашевец Якушко Петровъ…; бьет челом сирота твои Ардынские слободы тяглец Трошка Тимофъев.
  Из  приведенных примеров видно, что  подлежащим в водной формуле являются данные об адресанте: его имя, отчество (или наименование по отцу) и фамилия  или прозвище. Эти сведения об адресанте  всегда сопровождаются приложением6: холоп твой (ваш) у служилых людей разных сословий, сирота твой (ваш) у крестьян, богомолец твой (ваш) у священнослужителей всех рангов.
  Основная  часть челобитных состоит из двух разделов. Первый из них содержит изложение  обстоятельств дела, мотивов, причин, которые побудили челобитчика обратиться с просьбой, жалобой, официальным заявлением о чем-нибудь или с предъявлением исковых претензий к кому-нибудь, и называется казусным. Во втором разделе излагается просьба или сообщается о тех действиях, которые были бы желательны для адресанта челобитной в связи с изложенными обстоятельствами дела (просительная часть). Такое построение челобитной является обычной нормой.
  Казусная  часть начинается с датировки, которую  выражает обстоятельство времени: указывается  год и чаще всего в предложном падеже с предлогом в (в нынешнем или в прошлом, в… году); далее следует указание на месяц, как правило, в родительном падеже (декабря) и на день, когда произошло описываемое, чаще всего в винительном или предложном падеже с предлогом в (въ десятыи ден).
  Таким образом, анализируемый материал позволяет нам говорить о наличии формулы: Нынешнего… года декабря в… день.
    Повествовательная часть, начинающаяся  с датировки, отмечена во всех  разновидностях челобитных. Этот  основной способ зачина изложения  обстоятельств дела лишь в собственно челобитных уступает повествовательному- глагольному- зачину.
  Изложение обстоятельств дела начинается с  глагола- сказуемого, подлежащее следует  за ним. Такое начало свойственно  повествовательному стилю речи.
  В казусном разделе челобитных, где сообщается о том или ином событии в жизни челобитчика, обстоятельствах, условиях, в которых он оказался и которые вынудили его обратиться в официальные органы или к феодалу с жалобой, просьбой, официальным заявлением, доносом или иском, изложение сути дела ведется свободно. Тем не менее, и в этом разделе используются и традиционные формулы, и устойчивые, выработанные приказно-деловой практикой приемы начала повествования.
  Второй  раздел основной части челобитной представляет собой особую формулу, в которую заключалось содержание просьбы.
  В подавляющем большинстве исследуемых  челобитных официального и частного характера формула просьбы начинается с развернутого обращения: полного  титула, имени и отчества адресата с эпитетами милосердный или  милостивый, присоединяемым к титулу царя, и благоверная, который включался в титул царицы. После обращения в рассматриваемых актах следует побудительное предложение со сказуемым- глаголом пожаловать7 с обязательным прямым дополнением меня, нас. В качестве второго однородного сказуемого в формуле просьбы используется обычно глагол волеизъявления велеть8 в сочетании с инфинитивом, называющим желаемое действие.
  Заключительная  формула (конечный протокол) челобитных весьма единообразна как в официально-, так и в частно-деловых актах. Она состоит из обращения и глагола смиловаться в повелительной форме: Црь гсдрь смилуися.
  Такая формула конечного протокола (с  глаголом смиловаться в повелительной  форме) представлена в 42,7% случаев в  официально-деловых челобитных (прошения (13), изветные (3), исковые (20), явочные (9), отсрочные (2)) и в 30% случаев в частно-деловых (прошения (4), изветные (1), исковые (7), явочные (3)).
  Более распространена была форма конечного  протокола, в которой употреблялись  оба глагола: смилуйся, пожалуй, в результате чего автор стремился усилить воздействие на адресата: црь гсдрь смилуися пожалуй. Данная конечная формула в 52,7% случаев используется в официально-деловых актах (прошения (19), изветные (4), исковые (24), мировые (2), явочные (7), отсрочные (1), ставочные (1)) и в 62% случаев- в частных челобитных (прошения (18), изветные (1), исковые (9), явочные (3)).
  Таким образом, конечный протокол челобитных в двух его вариантах: обращение + смилуйся (смилуйся, пожалуй)- был единым и для официально- и для частно-деловых челобитных XVII в, отступления обнаружены лишь в 5%. Большая часть отступлений заключается в отсутствии формулы конечного протокола.
  5. Обращения граждан  в коллежском делопроизводстве.
  В период коллежского делопроизводства наименование вида документа- «челобитная»- не изменилось. Значительным изменениям подверглась форма их написания. В 1723 г. Петр I издал указ «О форме суда», который во многом изменил правила составления челобитных.9 Указ предписывал, чтобы титул царя указывался только один раз в начале челобитной, а сама просьба излагалась по пунктам. Это облегчало изучение содержания челобитных и формулирование решений об их исполнении, которые проставлялись на полях против каждого пункта.
  Текст челобитных в XVIII в. писали в следующей последовательности: в начале указывался титул царя: «Державнейший царь, государь милостивейший», затем излагалось содержание просьбы, которая начиналась со словесной формулы: «Всемилостивейший государь, прошу Вашего Величества», а заканчивать челобитную следовало словами: «Вашего Величества нижайший раб». В правление Екатерины II эта уничижительная формула была отменена и челобитные (которые все чаще стали называть «прошения челобитчиковые») стали подписывать «Всеподданнейший» или «Верноподданнейший».
 

6. Обращения граждан в министерском делопроизводстве.
  В период министерского делопроизводства письменные обращения частных лиц  в государственные учреждения были названы «просительские дела и бумаги». В их состав входили прошения, жалобы и отзывы. В прошениях излагались просьбы. Их было несколько видов:
  - тяжебные (о праве собственности  и владения);
  - исковые (о договорах, вознаграждениях  за убытки, обиды);
  - встречные (с предъявлением обратного  иска по взаимному соглашению);
  - доносы (о преступлениях, злоупотреблениях или проступках) и т.п.10
  Жалобами  назывались обращения, подаваемые тяжущимися сторонами в высшие учреждения на решения или действия низших учреждений.
  Отзывы  подавались высшему в уголовном  судопроизводстве учреждению с жалобой  на приговоры низшей судебной инстанции.
  В учреждениях XIX в. сложился определенный порядок составления документов. Во многом он регламентировался законодательством.
  Законами  устанавливались определенные правила  составления прошений, жалоб и  отзывов. В документе выделялись следующие части: заглавие, содержание, подпись, скрепа, «особенные пометки», бланковые и «конвертные надписи». Каждая часть должна была быть соответствующим образом оформлена.
  В прошениях, жалобах, отзывах обозначался  адресат.
  Наименование  разновидностей документов - «прошение», «жалоба», «донос», подаваемых должностным лицам, обозначалось вместе с указанием автора.
  Изложение содержания прошений, жалоб, отзывов  предоставлялось по пунктам, в первом из которых указывалась причина  написания документа, а в последующих излагалось само дело. В конце формулировалась просьба.
  Каждое  прошение подписывалось особо. Подпись  на прошениях, жалобах и отзывах, подаваемых в присутственное место, разбивалась по одному слову или  по несколько слов под каждым пунктом. Подпись на прошениях и жалобах, подаваемых на имя императора и составляемых без разделения текста на пункты, ставилась в конце документа.11
  Просительские документы писались на гербовой бумаге. Срок исполнения документов колебался  от двух до шести недель, но иногда достигал и шести месяцев.
  На  всем протяжении дореволюционного периода  процессу составления и оформления прошений уделялось постоянное внимание, о чем свидетельствует увеличивающееся  количество законодательных актов, распоряжений, инструкций, определяющих как форму просительских документов, так и порядок работы с ними. Например, в «Положении о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве», утвержденном в 1911 г., для ускорения исполнения документов предписывалось все жалобы направлять тем лицам, от которых зависело решение вопроса.12 

 

   7. О работе с  обращением граждан  в I годы советской власти.
  7.1 Первые нормативно-правовые  акты о работе  с заявлениями  и жалобами граждан.
  Работа  с гражданами всегда была одним из действенных средств надзора  государства за деятельностью государственного аппарата и должностных лиц. Известно, что руководитель Советского государства В.И. Ленин уделял работе органов государственной власти с заявлениями и жалобами большое внимание.13 По его инициативе было принято VI Всероссийским съездом советов, состоявшимся 6-9 ноября 1918 г. «О точном соблюдении законов», провозгласившее право каждого гражданина обжаловать действие любого должностного лица, волокиту или иные ущемления их законных требований.
  Важное  значение имел декрет ВЦИК от 12.04.1919, который возложил «контроль за организацией во всех учреждениях приема всякого рода жалоб и заявлений и правильного их движения на органы государственного контроля, при которых предлагалось создать специальное бюро жалоб и заявлений».14
  Данные  нормативные документы впервые на территории всей страны законодательно закрепили организацию работы с жалобами и заявлениями граждан, которая предусматривала обязательное рассмотрение всех обращений, необходимость обобщения, а также проведения анализа по поступившим вопросам.
 

7.2 Губернские бюро  жалоб.
  В апреле 1919 г. в составе Наркомата  государственного контроля было создано  Центральное бюро жалоб и заявлений. На местах, при губернских отделениях государственного контроля также создались  бюро жалоб и заявлений. Заявления и жалобы должны были приниматься без исключения от всех граждан Республики в присутственные дни. Заявители могли подавать жалобы как устно, так и письменно. Устные жалобы заносились в журнал в присутствии посетителя, зачитывались ему и им подписывались. Никакими сборами и пошлинами заявления граждан не должны были облагаться.
  Жалобы  и заявления должны были включать точные сведения о заявителе15 и о лице или учреждении, на действия которого приносится жалоба, а также перечень свидетелей и доказательств, подтверждавших жалобу, если такие были. К жалобе или заявлению могли быть приложены необходимые документы или копии, которые после рассмотрения жалобы возвращались заявителю.
  Рассмотрению  подлежали жалобы, в которых сообщалось о нарушениях или неисполнении декретов, распоряжений центральной власти, злоупотреблениях должностных лиц, канцелярской волоките, грубом обращении с гражданами, арестах, обысках, конфискациях и реквизицией имущества граждан. Жалобы могли подавать не только потерпевшие, но также лица и учреждения, оказавшиеся свидетелями незаконных действий.
  Не  рассматривались жалобы на решения, приговоры и определения судебных органов, если только они не указывали  на злоупотребления со стороны судей. Также не подлежали рассмотрению жалобы на постановления СНК и ВЦИК. Жалобы частного характера, между гражданами, должны были рассматриваться местными народными судьями.
  Бюро  жалоб выдавало заявителю расписку в получении жалобы, а если получало ее по почте, то обязано было уведомить  отправителя. Работа местных бюро жалоб и заявлений строилась следующим образом. Во главе бюро стоял заведующий, он имел заместителя. В состав бюро входил юрисконсульт, контролеры, расследующие жалобу; по одному представителю от ВКП(б) и профсоюзов. Имелась канцелярия во главе с секретарем. Все поступившие жалобы регистрировались и поступали на предварительное рассмотрение заведующему или заместителю. Жалобы, признанные необоснованными, отклонялись, об этом уведомлялся жалобщик. Жалобы и заявления, требующие проверки, направлялись по распоряжению заведующего или заместителя в соответствующие государственные учреждения, ревизионный отдел губотделения госконтроля или сотруднику бюро жалоб для непосредственного расследования.
  Рассмотренные жалобы со всеми материалами поступали для решения в общее присутствие бюро жалоб, которое выносило по ним постановление или решение. Это постановление утверждалось заведующим губотделения госконтроля, после чего оно доводилось до заявителя и того учреждения или должностного лица, на которого жаловался гражданин.
  Постановление или решение подлежало обязательному  исполнению в срок, указанный бюро. В случае неисполнения бюро привлекало виновного к судебной ответственности  или сообщало в Центральное бюро жалоб.
  Местные бюро жалоб должны были в конце каждого месяца составлять отчет о движении жалоб по определенной форме в 3-х экземплярах: I экземпляр- в Наркомат госконтроля, II- в Центральное бюро жалоб, III- для публикации в местной газете.
  Форма ежемесячного отчета была следующей:
  - год, месяц, число, наименование отделения;
  - общее число поступивших за  месяц жалоб. 

  А. Предмет жалобы:
  а) самоуправство военных властей;
  б) действие земельных комитетов;
  в) чрезвычайный налог;
  г) реквизиция и конфискация;
  д) продовольственное дело;
  е) незаконные обыски и аресты;
  ж) недостатки транспорта;
  з) школьные непорядки;
  и) канцелярская волокита;
  Б. На кого принесена жалоба:
  а) чрезвычайные комиссии;
  б) военные власти;
  в) железные дороги;
  г) продовольственные отряды;
  д) сельские комитеты;
  е) совнархозы; 

  В. Кто подавал жалобы:
  а) крестьяне;
  б) рабочие;
  в) красноармейцы;
  г) советские служащие;
  д) торгово-промышленный элемент;
  е) бывшие помещики;
  ж) советские учреждения;
  з) крестьянские общества;
  Г. Движение жалоб:
  - оставалось от прошлого месяца;
  - рассмотрено;
  - находится в производстве.
  Д. Результаты жалоб:
  - устранение от должности виновного  лица;
  - возбуждение вопроса о предании суду;
  - исключение из партии;
  - поставлено на вид.16
  В 1925- 1926 гг. НК РКИ и его местные  органы проводили обследования учреждений с целью усовершенствования делопроизводства. При обследовании изучались порядок  составления и оформления документов, их движение, регистрация, контроль исполнения. Усовершенствования в области делопроизводства наркомат внедрял и в своем аппарате и подведомственных учреждениях. Руководствуясь требованиями НК РКИ, в бюро жалоб Царицынской губернской РКИ были введены регистрационно-контрольные карточки.17
  В графе «О чем жалоба» кратко излагалась суть вопроса.
  Делопроизводитель, получив и вскрыв почту, заносил  сведения на карточку. Затем жалоба передавалась заведующему бюро жалоб, а от него исполнителю. Передачу документа  от одного лица к другому делопроизводитель фиксировал в графе «движение жалобы», здесь же указывались сроки отправления и получения документов, напоминаний. Срок исполнения указывался вверху карточки, где были обозначены числа месяца. Для осуществления контроля исполнения на указанное число ставится цветовой индикатор.
  Когда дело по данной жалобе было закончено, в графе «когда объявлено» проставлялась  дата в соответствующем квартале напротив графы «результат рассмотрения».
  Заполненные карточки находились у делопроизводителя в отдельном ящике, карточки располагались по алфавиту жалобщиков. После вынесения решения по жалобе карточки перемещались в конец ящика, где в особом отделении стояли 13 разделителей с обозначением социального состава жалобщиков: рабочие, крестьяне, крестьянские общества, общественные организации, рабселькоры, красноармейцы, инвалиды, служащие, кустари, остальные категории трудящихся, государственные учреждения, невыясненные лица, нетрудовой элемент.
  Ежеквартально осуществлялся учет жалоб, решенных с положительным или отрицательным результатом.
  Дела  с документами по жалобам хранились  в бумажных папках в неподшитом виде. Если из дела вынимались необходимые  документы, на их место вкладывался  так называемый «листок- справка».18
  При возвращении документа листок- справка уничтожался.
 

   7.3 Анализ жалоб  и заявлений.
  Ежегодно  проводился анализ поступления и  разрешения жалоб. Так, например, за 1927 год в бюро жалоб Царицынский  РКИ поступило 599 жалоб, из них на:
  - бюрократизм и волокиту- 31%;
  - небрежное и невнимательное отношение к трудящимся- 15%;
  - бесхозяйственность- 10%;
  - трудовые споры- 7%;
  - прочие- 37%.
  Из  числа поступивших жалоб было:
  - удовлетворено- 49%;
  - передано на рассмотрение в  другие учреждения- 11%;
  - признано необоснованными- 27%;
  - осталось в производстве- 13%.
  Подчас  лишь вмешательство губ РКИ помогало в решении тех или иных вопросов. Например, у крестьянина Первеева по подозрению агента угрозыска была отобрана лошадь, а сам он привлечен  к суду. Суд крестьянина оправдал и постановил вернуть лошадь как незаконно отобранную. В течение года крестьянин ходил с исполнительным листом от губпрокурора в милицию и другие учреждения, но лишь после жалобы в губ РКИ получил лошадь обратно.
  Крестьяне, объединенные в кооперативное товарищество, собрали денег на приобретение запчастей для трактора. В губгосторге им отказали за неимением запчастей, хотя на складе торга они были. По просьбе крестьян был послан инспектор губ РКИ, после чего кооперативное товарищество получило запчасти.
  Заводоуправление  Бекетовского лесозавода треста «Волго- Каспий- Лес» приняло на работу 32 подростка, они работали 7 месяцев, затем их рассчитали, не заплатив. Подростки обращались в профсоюз, их уполномоченный в течение года ходил по разным учреждениям, и лишь после вмешательства губ РКИ они получили свои деньги.
  По  распоряжению Усть- Медведицкого окружного  отдела народного образования была уволена учительница Попова как  дочь священнослужителя, хотя общее  собрание граждан станицы Кременской и школьный совет ходатайствовали  за нее как за добросовестного и примерного работника. Губ РКИ принял участие в этом вопросе, Попова была восстановлена на работе, ей выплачено содержание за все время с момента увольнения.
  Интересные  сведения о работе бюро жалоб этих органов, хранящихся в региональных государственных архивах.
 

   8. Работа с обращениями  граждан в 30-е  годы.
  Наиболее  четко порядок работы с жалобами и заявлениями был разработан в постановлениях правительства  начала 30-х годов XX столетия. Об этом свидетельствуют:
  - постановление ЦИК СССР от 13.04.1933 «О рассмотрении жалоб трудящихся и принятии по ним необходимых мер», которое предписывало выделить «ответственных руководящих работников в областных, краевых и районных исполнительных комитетах и в советах, возложив на этих работников ответственность за всю работу по своевременному рассмотрению и разрешению поступающих жалоб, установить точный порядок приема, направления и рассмотрения жалоб; организовать систематическую проверку исполнения решений по жалобам»19;
  - постановление ВЦИК от 01.07.1934 «Об упорядочении дела рассмотрения и разрешения жалоб»20, которое определило порядок приема жалоб, их направление и рассмотрение в исполнительных комитетах и советах; устанавливало обязательность проверок сведений, сообщаемых в органы печати, о нарушениях в работе учреждений и должностных лиц. Постановление закрепило сроки рассмотрения жалоб: в краевых (областных) органах- в срок не выше одного месяца со дня подачи жалобы, в районных и городских органах соответственно не позже 20 дней.
  Постановления 1933 и 1934 гг. охватили главные моменты приема и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, а также регламентировали организацию данной работы на протяжении более 30 лет.
  Постановление ЦИК СССР от 14.12.1935 «О положении дел  с разбором жалоб трудящихся» предписывало всем центральным исполнительным комитетам союзных республик возложить персональную ответственность за постановку приема и разрешения жалоб трудящихся в автономных республиках, краях, областях, районах, городах и сельских советах на представителей исполнительных комитетов и советов, установив дни и часы приема жалобщиков председателями исполнительных комитетов, их заместителями, и обязало председателей исполнительных комитетов обеспечить рассмотрение поступающих жалоб в тех органах, к компетенции которых относятся вопросы, затронутые в жалобах. Вынесение решений по жалобам в сельских и городских органах должно было осуществляться в присутствии заявителей, представителей заинтересованных организаций и лиц, проводивших расследование жалобы. Председатели исполкомов обязывались установить строгий контроль за прохождением жалоб. Вопрос разрешалось закрыть лишь после фактического выполнения принятого по жалобе решения, и предписывалось обязательно известить жалобщиков о вынесенных решениях.
  Таким образом, декларативно и формально  организация работы с обращениями  трудящихся была определена правильно, но политическая обстановка в стране наложила свой отпечаток на реальное выполнение постановлений и использование  их норм властями. Закрытые ранее, но опубликованные в настоящее время материалы свидетельствуют о тенденциозности в 1930-е и последующие годы прошлого столетия как публикаций, так и исполнения писем, носивших, как правило, характер политических, сфабрикованных разоблачений. В то же время огромный поток писем с жалобами на нарушения демократических норм просто игнорировался.
   
 

   9. Законодательство  РФ о работе  с обращениями  граждан.
  Основным  нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы организации приема граждан  в Российской Федерации, до сих пор является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»21. Он исходит из принципов централизации государственной власти, строгой подчиненности по вертикали нижестоящих органов государственной власти вышестоящим и содержит общие требования, не вписывающиеся в сложившееся по Конституции Российской Федерации 1993 года федеративное государственное устройство, основанное на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  В развитие вышеназванного указа в 1960-1970 гг. был издан ряд постановлений: «О порядке рассмотрения писем депутатов  Верховного Совета РСФСР»22, «О предложениях, заявлениях и жалобах граждан, поступивших в адрес сессий Верховного Совета РСФСР»23, «О предложениях, заявлениях и жалобах граждан, поступивших в адрес сессий Верховного Совета СССР»24. В них на руководителей государственных и общественных органов была возложена личная ответственность за своевременное рассмотрение и правильное разрешение вопросов, поставленных в письмах.
  4 марта 1980 г. Президиум Верховного  Совета СССР утвердил новую  редакцию Указа «О порядке  рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»25. В нем говорилось, что все государственные и общественные органы должны обеспечить гражданам право вносить в письменной и устной форме предложения об улучшении деятельности государственных органов и общественных организаций, критиковать недостатки в работе, обращаться с заявлениями, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.
  В Указе установлено, что делопроизводство по обращениям граждан в государственные  органы, на предприятия, в учреждения и организации должно вестись в порядке, который утверждается Советом Министров СССР. Исходя из этого Совет Министров СССР 13 октября 1981 г. издал Постановление «О порядке ведения делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях»26 , явившееся основанием для разработки «Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденного 30 ноября 1981 г.27 В нем был определен четкий порядок работы с этими документами.
  В 80-е годы было издано несколько постановлений, связанных с улучшением работы с  заявлениями, предложениями и жалобами граждан: «Об обращениях граждан в Верховный Совет СССР»28, «Об обращениях граждан в Верховный Совет РСФСР, в Верховные Советы автономных республик и местные Советы народных депутатов РСФСР»29.
  Принятый 30 июня 1987 г. Закон СССР «О порядке  обжалования в суд неправомерных  действий должностных лиц, ущемляющих права граждан» предусматривал возможность обжалования в суд любых действий должностного лица, за исключением тех, которые специально регламентированы уголовным, гражданским, административным и другим законодательством, а также действий, связанных с обеспечением обороноспособности страны и государственной безопасности.
  Демократические преобразования, на путь которых вступила Россия в последнее десятилетие  уходящего века, коренным образом  изменили отношение властных структур к обращениям граждан. Оно «очистилось» от партийного диктата, идеологических догм и наслоений и обусловливается исключительно нормативно-правовыми актами.
  Важным  шагом на этом пути стала принятая в 1993 году новая Конституция Российской Федерации.30 Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на судебную защиту, возмещение причиненного морального и материального ущерба закреплены в ст. 24, 33, 46, 52, 53, 55 и ряде других статей основного закона страны.
  Аналогичные нормы закреплены в конституциях республик, входящих в состав Российской Федерации, уставах субъектов Российской Федерации.
  Кроме того, организация рассмотрения обращений  граждан регламентируется Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»31 и другими нормативными актами.
  Закрепление прав и свобод человека и гражданина в основном законе страны стало важным конституционно-правовым средством их защиты и одной из организационно-правовых гарантий их обеспечения.
  Усилению  защиты прав и законных интересов  граждан также способствует Федеральный  конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»32, подписанный Президентом страны. В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
  Найти защиту своих прав россияне могут  и в международных организациях, «если исчерпаны все имеющиеся  внутригосударственные средства правовой защиты». Это зафиксировано в ст. 46 основного закона.
  Наша  страна 26 февраля 1996 г. вступила в Совет  Европы и взяла на себя все вытекающие отсюда обязательства.
  В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод33, принятой Советом Европы 4 ноября 1950 г. и вступившей в силу 3 сентября 1953 г., после ее ратификации были образованы два органа: Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. В эти органы и подавались жалобы на нарушение прав и свобод, предусмотренных Европейской конвенцией. В настоящее время комиссия упразднена. Остался Европейский суд по правам человека. Он рассматривает жалобы, связанные с нарушением только тех прав и свобод, которые гарантированы конвенцией и протоколами в ней. Ими устанавливаются главным образом гражданские и политические права и свободы. Большинство социально-экономических прав не закреплены конвенцией. Жалобы по не закрепленным конвенцией правам отклоняются.
  В настоящий момент не принят федеральный  закон, регламентирующий порядок обращений граждан и отвечающий современным социально-политическим условиям. Однако 18 июня 1997 г. подобный закон был принят в Москве.
  В проекте федерального закона «Об  обращениях граждан» содержатся нормы, определяющие права граждан на обращения, указаны основные категории обращений и их определения.
  С точки зрения делопроизводства,  работа с обращениями граждан  регламентируется специальными общеотраслевым документом «Типовое положение о  ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан  в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по стандартам и Главного архивного управления при Совете Министров СССР от 30 ноября 1981 г. № 463/162/298.
  Самая распространенная категория- обращения граждан по личным вопросам. В ней можно выделить систематически повторяющиеся жалобы на невыплаты детских пособий, жилищные проблемы, несогласие с решениями судов.
  Вторая  по частоте повторений категория- обращения  граждан, информирующие о различных нарушениях, которые, по их мнению, допускают местные власти, правоохранительные органы или другие структуры. Сюда же относятся жалобы на формальный подход к обращениям населения со стороны местных чиновников.
  Далее по количеству следуют обращения предприятий и коммерческих структур с различными жалобами и инициативами, запросы властных структур и депутатов различного уровня.
  С оперативным окончательным ответом  о положительном решении еженедельно  уходит в регионы около 10% от общего количества поступивших жалоб, другие находятся в процессе проверки и остаются на контроле у сотрудников аппарата до принятия окончательного решения по вопросу. Это связано с разницей в скорости обработки- количество обращений нарастает быстрее, чем идет рассмотрение, поскольку в аппарат полномочного представителя люди обращаются в наиболее запущенных и сложных ситуациях, когда аппарату в свою очередь требуется время на промежуточные запросы, проверку фактов через другие структуры, например через Генеральную прокуратуру.
  Существует  категория заявлений, которые полномочный  представитель передает на рассмотрение губернатору лично во время поездок  в регионы. В качестве примера  можно привести получивший резонанс в прессе случай, когда в Рязанской  области после личного обращения полпреда к губернатору деревенской женщине в течение недели была погашена двухлетняя задолженность по детскому пособию. Женщина прислала письмо с горячими словами благодарности в адрес Президента и его полномочного представителя.
  В отдельных случаях, носящих частный характер, местная администрация самоустраняется от решений социально-экономических вопросов, что является причиной жалоб и обращений в федеральные органы власти. Принимаются меры, в результате которых, как правило, удается урегулировать назревшие проблемы.
  Также рассмотрение жалоб осуществляется с выездом на место руководящих  сотрудников аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации и проводится в комплексе  с изучением проблем социальной защиты и обеспечения семей военнослужащих, погибших при исполнении ими воинского долга, а также семей военнослужащих, ставших инвалидами в результате увечий и контузий.
  Работа  по обеспечению выполнения требований законодательных и нормативных  актов, а также поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о социальной защите и обеспечении семей военнослужащих из числа пострадавших или погибших при выполнении воинского долга признана одним из основных направлений в деятельности аппарата полномочного представителя Президента РФ. Исключены любые ограничения в приеме членов семей военнослужащих, пострадавших или погибших при выполнении воинского долга. Их обращения рассматриваются в максимально сжатые сроки.
  Все письма с обращениями граждан  в аппарат ППП РФ в ЦФО поступают двумя путями. Первый: непосредственно в аппарат, где он регистрируется обычным способом и вносится в общую базу данных автоматизированной системы «Делопроизводство» аппарата полномочного представителя. Второй: через Управление Администрации Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Документы регистрируются в автоматизированном информационном комплексе «Обращения граждан» Управления по работе с обращением граждан.
  На  лицевой стороне первого листа  документа в правом верхнем углу письма (телеграммы) проставляется дата его поступления (специальный штамп красного цвета), в правом нижнем углу- регистрационный номер, состоящий из индекса управления (А26), тематического шифра, раскрывающего основное содержание письма (телеграммы) (в Управлении по работе с обращениями граждан разработан специальный тематический классификатор обращений граждан, позволяющий уже по регистрационному номеру определять тематику письма (телеграммы). Например, тематический шифр №01- вопросы промышленности и строительства, тематический шифр №02- вопросы труда и зарплаты и т.д.), и его порядкового номера (например: А26-08-1505 от 05.04.2001).
  После регистрации письма (телеграммы) в  Управлении по работе с обращениями  граждан, электронная карточка зарегистрированного документа по каналам внутренней электронной связи передается в базу данных аппарата ППП РФ в ЦФО, через какое то время поступают и сами документы. Во все электронные карточки, поступивших в аппарат писем (телеграмм) из Управления по работе с обращениями граждан, автоматически проставляется новый индекс- литера «Г» (с целью различия их от документов, зарегистрированных непосредственно в аппарате ППП РФ в ЦФО), и регистрационный индекс выглядит следующим образом: Г- 1505 от 05.04.2001.
 

   10. Особенности организации и ведения делопроизводства по обращениям граждан на современном этапе.
  Правила ведения делопроизводства по обращениям граждан установлены Типовым  положением о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам  граждан. Этот нормативный документ является основой для ведения делопроизводства по обращениям граждан.
  Прежде  всего, необходимо уяснить главное  правило: делопроизводство по обращениям граждан имеет ряд особенностей, и поэтому ведется отдельно от общего делопроизводства.
  К особенностям делопроизводства по обращениям граждан относят:
  - обязательную регистрацию всех  поступивших обращений, за исключением  анонимных;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.