На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль бюджетной политики в решении государственных задач

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………………...3
     1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………………………6
     1.1 Место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики………………………………………………………….…..6
     1.2 Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России….10
     1.3 Бюджетный механизм как инструмент  бюджетной политики……………14
     2. Роль бюджетной политики в  решении государственных задач……………16
     2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов………….16
     2.2 Оценка бюджетной политики России  в области расходов ……………….19
     2.3 Проблемы управления государственным долгом и регулирования межбюджетных отношений……………………………………………………………26
     3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России………………………………………………………………………..34
     Заключение……………………………………………………………………….38
     Список  использованной литературы…………………………………………...40
     Приложение  А……………………………………………………………………42
     Приложение  Б……………………………………………………………………44
     Приложение  В……………………………………………………………………45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     С усложнением экономических отношений, в общественной жизни все большую  роль начинает играть государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
     Бюджетная политика в России постоянно находится  в центре общественного внимания. Это обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической  политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов  власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных  организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку  именно в бюджетной политике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестко сталкиваются интересы различных общественных групп.
     Проведение  бюджетной политики неразрывно связано  с анализом характера и целей государства, его экономической, социальной, финансовой стратегией, общими перспективами развития страны и, следовательно, с реальными путями достижения намечаемых при этом задач. Тем более актуально изучение бюджетной политики в наше время, когда осуществляется поворот страны в сторону ускоренного интенсивного развития и достижения передовых конкурентных позиций в мировой экономике.
     Главной же целью совершенствования бюджетной  политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для  перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
     Создание  нового типа российской экономики и  проведение структурных реформ в  нашей стране требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так  и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и  бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных  расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической  политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного  результата.
     Эффективная бюджетная политика государства  в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют  активная позиция и координация  деятельности центрального аппарата и  местных органов власти. От эффективности  проведения бюджетной политики зависят  реализация программ экономического и  социального развития, устойчивость финансового положения страны, темпы  роста объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальная защита населения.
     Актуальность  темы исследования. Значимость избранной  темы определяется процессами, происходящими  в мировой и российской экономике, а также в экономической науке. В конце 1990-х годов начала набирать силу тенденция к расширению государственного вмешательства в экономическую деятельность, которая окончательно оформилась десятилетие спустя. Международный финансовый кризис, начавшийся в России в 2008 году, дал толчок к резкому ускорению данного процесса, что потребовало серьезного внимания к повышению эффективности использования бюджетных ресурсов.
     В России, в период создания системы  государственных финансов в 90-х годах  прошлого века, бюджетная политика проводилась крайне неэффективно. В  результате чего ее негативные последствия проявились, в конечном счете, в системном финансовом кризисе 17 августа 1998 года. В последствии проведение бюджетных реформ в области межбюджетных отношений, бюджетного процесса и бюджетной сети (реорганизация бюджетных учреждений) обеспечило радикальное оздоровление бюджетной системы и заложило хорошую основу для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере. Тем не менее, согласно официальным прогнозам Министерства экономического развития, при отсутствии значительных улучшений, в первую очередь, на международных финансовых рынках, ожидаемые доходы российского бюджета в 2010 году будут ниже запланированных. Президент России в своем бюджетном послании констатирует, что перспективы восстановления положительного роста ВВП остаются неопределенными, высок уровень числа безработных, медленно снижается инфляция, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан.
     Таким образом, в условиях тяжелейшего  финансово-экономического кризиса  наша страна, в особенности, нуждается  в нахождении эффективных путей  и методов совершенствования  бюджетной политики, способных стабилизировать  ситуацию в национальной экономике  и ускорить процесс перехода к  устойчивому экономическому росту.
     Цель  курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
    определить особенности реализации бюджетной политики в России на современном этапе;
    Провести анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ;
    определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
     Нормативно-правовой базой данной работы послужили: Бюджетный  кодекс, законы Российской Федерации, другие нормативные документы. В  процессе написания курсовой работы были использованы труды российских и зарубежных ученых по проблемам бюджетной политики в России, а также статистические данные Госкомстата РФ, периодические издания, сеть Интернет, информационно-правовая система «Консультант-плюс» и прочие источники. Значительный вклад в развитие теории управления публичными финансами внесли следующие авторы: Врублевская О.В., Глазьев С.Ю., Горегляд В.П., Грязнова А.Г, Дмитриева О.Г., Иванов В.В., Иванова Н.Г., Игудин А.Г., Илларионов А.Н., Карданов А.Т., Котляревский С.И., Кузнецов С.М. , Лавров А.М., Лексин В.Н., Минский X., Павлова Л.П., Пансков В.Г., Подпорина И.В., Позднякова Т.А., Поляк Г.Б., Попова М.И., Родионова В.М., Романова В.Ф., Романовский М.В., Сабанти Б.М., Сабитова Н.М., Сенчагов В.К., Сомоев Р.Г., Сычев Н.Г., Ткачук М. И., Фисенко М. К., Христенко В.Б., Швецов А.Н. и целый ряд других.
     Объектом  исследования является бюджетная политика Российской Федерации.
     Предметом выступают результаты бюджетной  политики в области доходов, расходов и межбюджетных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 

     
      Место и роль бюджетной  политики в системе  государственного регулирования
 
     Основу  политики любого государства составляет социально-экономическая политика, связанная с распределением и  перераспределением жизненных ценностей  одних субъектов в пользу других, формированием и использованием государственных финансово-денежных ресурсов в целях финансирования выполнения задач, стоящих перед  страной. Главное звено социально-экономической  политики - финансовая политика. Центральное  место в последней занимает бюджетная  политика.
     Бюджетная политика – это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной  сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной  и в целом в финансовой.
     Несмотря  на различия во взглядах ученых, специалистов в области государственных финансов по поводу определения бюджетной  политики, все они сходятся в том, что по сравнению с другими  направлениями финансовой политики и связанных с нею другими  элементами экономической политики (денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой, налоговой) бюджетная политика занимает ведущее место и служит для  выполнения государством своих целей  и задач.
     Например, по мнению одного из признанных специалистов в области финансов Г.Б. Поляка «Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой». В данном определении следует отметить некоторую некорректность: бюджетная политика является частью финансовой политики. Финансовая политика в целом осуществляется, главным образом, в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса.[14] В Бюджетном кодексе дается определение бюджетного процесса, как «регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности».[1]
     По  мнению авторов учебника «Финансы»  под редакцией проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской и проф. Сабанти  Б.М., «нельзя сводить бюджетную  политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и  важности работа. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и  субъектами Федерации, в структуре  расходной части бюджета, в распределении  расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета и т.п.»[15]
     Академик  А. М. Годин и бывший заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и бюджетному регулированию банковской деятельности И. В. Подпорина полагают, что «бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом, – является одним из основных инструментов экономической политики государства».[5] Здесь раскрываются как некоторые направления бюджетной политики, так и ее место в реализации экономической политики государства в целом.
     И.М. Александров определяет бюджетную  политику с точки зрения бюджетной  сферы как «совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием  и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом  и государством». [2]
     В любом случае все авторы едины  в одном: бюджетная политика связана  с комплексом решений в области  доходов и расходов бюджета.
     Бюджетная политика непосредственно реализуется  в деятельности разных структур органов власти всех уровней бюджетной системы.
     К таким органам относятся:
    органы представительной и исполнительной власти;
    финансовые и налоговые органы;
    органы денежно-кредитного регулирования и органы финансового контроля;
    главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
    государственные целевые внебюджетные фонды.
     Представительные  органы власти всех уровней рассматривают, регулируют и утверждают проекты  бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы власти всех уровней  осуществляют бюджетное планирование, составление проектов бюджетов и  их внесение на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением  бюджетов в соответствии с функциональной и ведомственной бюджетной классификацией. Правительство РФ разрабатывает  и представляет на рассмотрение Государственной  Думе РФ основные направления бюджетной  политики, Банк России обслуживает  денежные счета Казначейства РФ, счета  государственных внебюджетных фондов и счета территориальных бюджетов. Главным распорядителем бюджетных  средств является первый получатель бюджетных средств, который имеет  право распределять средства между  распорядителями и получателями бюджетных средств. Главный распорядитель  бюджетных средств готовит бюджетную  роспись по распорядителям и получателям  средств, утверждает им сметы доходов  и расходов, изменяет в случае необходимости  распределение средств между  статьями утвержденной сметы, осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств. Распорядителем бюджетных средств является орган исполнительной власти, который распределяет средства между получателями, утверждает сметы доходов и расходов, контролирует целевое использование бюджетных средств получателями. Бюджетополучателем является бюджетное учреждение (организация), финансируемое в сметном порядке из бюджета или внебюджетного фонда. К контрольно-счетным органам относятся Счетная Палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований. Контрольно-счетные органы осуществляют контроль за исполнением бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов использования средств бюджетов и внебюджетных фондов.
     Бюджетная политика призвана обеспечить ряд стратегических целей:
    обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств;
    создание эффективной системы управления государственными финансами;
    обеспечение приемлемой налоговой нагрузки на экономику;
    концентрация финансовых и экономических ресурсов на решении приоритетных социальных задач;
    снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен;
    реформирование межбюджетных отношений. Государство активно воздействует на экономические отношения
     посредством использования инструментов финансовой политики, поэтому ее иногда называют налогово-бюджетной по основным инструментам, с помощью которых она воздействует на хозяйственную ситуацию в стране.
     Основными инструментами проведения государственной  бюджетной политики являются, прежде всего, налоги, государственные расходы, госзакупки, трансферты, госзаймы, стратегические финансовые резервы. Например, используя налоги, как фискальный инструмент государство путем уменьшения сбора налогов с населения может повысить такой компонент совокупного спроса, как потребительские расходы. Уменьшение налогов на прибыль корпораций приведет к росту инвестиций. Через государственные закупки государство может стимулировать производство и инвестиционных, и потребительских товаров.
     Через межбюджетные трансферты преодолевается влияние объективных различий в  уравнивании социально-экономического развития регионов и обеспечивается сбалансированность бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов, осуществляется софинансирование долгосрочных программ развития. Рассматривая формы и типы бюджетной политики, нельзя ее отделять от налоговой политики – второй составной части финансовой политики, поскольку это исказит понимание  самого ее механизма.
     По  степени участия государства  в процессе макроэкономического  регулирования финансовая политика может проводиться в двух формах: дискреционная и недискреционная (автоматическая).
     Первая - дискреционная форма - основана на сознательном вмешательстве государства в налоговую систему (изменение налоговой структуры, налоговых ставок) и госрасходы. Ее целью является бюджетное регулирование экономического роста, занятости и инфляции.
     Вторая - недискреционная форма финансовой политики - имеет меньшее значение. Она основана на автоматически действующих нормах, то есть вступающих в действие без необходимости принятия правительством каких-либо специальных мер. Она реализуется с помощью "встроенных стабилизаторов", к которым относят, прежде всего, систему прогрессивного налогообложения, а в сфере бюджетных расходов – и софинансирование общественных работ и систему социальных пособий. Так, в период процветания экономики вследствие роста доходов налоговые поступления автоматически возрастают (при прежних ставках), что, в свою очередь, сдерживает экономический подъем. В период спада при сокращении ВНП налоговые поступления автоматически сокращаются, и эти сокращения удерживают спад. Трансфертные платежи (социальные пособия) - один из компонентов бюджетных расходов - ведут себя прямо противоположно. Выплаты по ним пособий и субсидий малоимущим слоям населения сокращаются во время подъема и возрастают по мере спада производства.
     Различают также два типа финансовой политики, относительно подхода к бюджетному дефициту.
     Стимулирующая финансовая политика имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном подходе политика снижения налогов может привести к росту бюджетного потенциала (снижению бюджетного дефицита) за счет расширения производства и накопления капитала.
     Сдерживающая  финансовая политика (фискальная рестрикция) ограничивает циклический подъем экономики путем ограничения бюджетных расходов (снижения бюджетного дефицита или его полной нуллификации), увеличения налогов или комбинирования этих мер. В краткосрочной перспективе такой тип бюджетно-налоговой политики позволяет снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочной перспективе, особенно при минимизации государственных инвестиций, сдерживающая бюджетно-налоговая политика при сочетании с жесткой денежно-кредитной политикой и неэффективным управлением экономикой со стороны государства создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко является реальностью в переходной экономике, в том числе и в России. [8]
     В целом эффективность финансовой политики и бюджетной, как ее части, определяется соответствием интересам  общества, иначе – результатами регулирования экономических и  социальных процессов, и достижением  макроэкономической стабильности.
     Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит  от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования  финансовых ресурсов в бюджет (возможный  бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный  потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический  объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).
     На  основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности  реализации функций государства, включая  функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов. 

1.2 Процесс формирования  и реализации бюджетной  политики в России 

     В связи с тем, что бюджетная  политика осуществляется, главным образом, в ходе бюджетного процесса, а роль бюджета является центральной во всех политических решениях, принимаемыми органами, ответственными за проведение бюджетной политики, считаем возможным  принять ту информационную базу, которая  применяется для подготовки бюджета, в качестве основы для рассмотрения процесса формирования бюджетной политики.
     Таким образом, бюджетная политика в России, главным образом, формируется на основе:
    законов и нормативно-правовых актов, регулирующих сферу бюджетных отношений;
    основных положений бюджетного послания Президента РФ Правительству Российской Федерации;
    прогнозов социально-экономического развития;
    основных направлений бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
    сведений среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования);
    показателей сводного финансового баланса;
    показателей денежной программы, составляемой Центральным банком;
    показателей долгосрочных федеральных целевых программ. [1]
     В соответствии с Конституцией РФ и  Бюджетным кодексом РФ (ст. 170) приоритет  в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который  в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане  приоритетные направления бюджетной  политики на текущий год и среднесрочную  перспективу (3 года). В рамках этого  послания Правительство РФ разрабатывает  соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики, вносит их в Государственную  Думу для рассмотрения и принятия. В ходе этой работы первоначальное содержание законов может претерпеть значительные изменения. Правительство  РФ должно либо согласиться с предлагаемыми  изменениями либо уйти в отставку. В случае отказа от принятия федерального закона о бюджете возможен роспуск Государственной Думы.
     Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов. На основании последних органы исполнительной власти разрабатывают проекты бюджетов.
     Перспективный финансовый план разрабатывается на основе данных и показателей прогноза социально-экономического развития государства. Он содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Этот план законодательно не утверждается. Его задача состоит в информировании законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы.
     Долгосрочные  целевые программы разрабатываются  органом исполнительной государственной  власти или органом исполнительной власти местного самоуправления и утверждаются соответствующим законодательным  или представительным органом власти. Долгосрочные целевые программы  содержат технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых социально-экономических  результатов реализации программы, сведения о распределении объектов и источников финансирования по годам  и другие данные. [1]
     В соответствии с бюджетным посланием  Президента РФ Федеральному собранию и другими необходимыми документами  и материалами разрабатывается  закон о бюджете, который является главным финансовым законом, выражающим экономическую и социальную политику государства. В Российской Федерации, в соответствии с конституционным  распределением полномочий между уровнями власти – федеральным уровнем, региональным и местным самоуправлением, принимаются  и реализуются законы о федеральном
     бюджете, региональном бюджете и бюджете  местного самоуправления.
     В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся  общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета. Также в нем должны содержаться  нормативы распределения доходов  между бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации в случае, если они не установлены бюджетным  законодательством Российской Федерации.
     Законом (решением) о бюджете устанавливаются:
    перечень главных администраторов доходов бюджета;
    перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
    распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам главных администраторов, источников финансирования дефицита бюджета;
    распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
    общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
    величина нефтегазового трансферта на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
    объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
    общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае
     утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета, на второй год планового  периода в объеме не менее 5 процентов  общего объема расходов бюджета;
    источники финансирования дефицита бюджета, установленные статьями 94 (в случае принятия федерального бюджета с дефицитом), 95 и 96 настоящего Кодекса на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
    верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием, в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям;
    иные показатели федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета, установленные соответственно кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом. [1]
     Закон о бюджете составляется на определенный период времени, именуемый бюджетным периодом. В практике бюджетного планирования различают понятия «бюджетный год» и «бюджетный период». Бюджетный период может охватывать любое временное пространство (один, два, три календарных года и даже быть более длительным) в зависимости от того, на какой по длительности срок распространяется расчет планируемых бюджетных показателей. При бюджетном планировании тот или иной конкретный бюджетный год может быть взят за основу расчетных проектировок. В этом случае такой бюджетный год становится базовым годом. Россия впервые перешла с однолетнего на трехлетнее планирование бюджета в 2007 году, где первый год является текущим, остальные – входят в плановый период. Таким образом, с 2007 года бюджетная политика разрабатывается на 3 года. Однако в связи с мировым экономическим кризисом наша страна временно была вынуждена вернуться в 2009 году к прежнему периоду планирования. Возврат же к принципу 3-летнего бюджетного планирования был осуществлен, начиная с бюджета на период 2010–2012 годов. Это ярко отражает динамизм бюджетной политики.
     Как уже было отмечено выше, бюджетная  политика реализуется в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации  средств в бюджет и их использованию, а также в процессе определения основных направлений развития бюджетных отношений и выработки конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. В связи с этим, представляется, что основными звеньями в совокупном комплексе мер по реализации бюджетной политики выступают:
    политика в области доходов бюджета;
    политика в области расходов бюджета;
    политика в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом;
    политика в области регулирования межбюджетных отношений.
     В соответствии с основными направлениями  бюджетной политики Президент России в своем ежегодном бюджетном послании Федеральному собранию определяет и конкретизирует те задачи, которые должны найти свою реализацию в федеральном бюджете на текущий и последующий плановый период. Так, в бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» четко выделены 4 крупных направления бюджетных мероприятий - в области доходов, расходов, межбюджетных отношений, совершенствования технологий формирования и исполнения бюджета.
     В области доходов бюджета необходимо продолжить сбережение части нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье, а также  принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов и повышению  собственного бюджетного потенциала бюджетов всех уровней публичной власти. Должна быть продолжена работа по оптимизации  налоговой системы.
     В области бюджетных расходов, главным  образом, бюджетная политика должна обеспечить максимально эффективное  использование ресурсов, для чего необходимо отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и  объемы финансового обеспечения  ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства  в тех сферах, где в необходимых  объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться  рыночными частными институтами.
     В рамках мер, касающихся бюджетной сбалансированности поставлена задача ограничить размеры  бюджетного дефицита, в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы. Предполагается предусмотреть достаточные трансферты для покрытия возникающего дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния.
     В области межбюджетных отношений  некоторыми из поставленных задач являются: инвентаризация, анализ финансового  обеспечения и оптимизация публичных  обязательств; создание стимулов для  повышения качества управления бюджетным  процессом на региональном и местном  уровнях; активное расширение региональных и местных полномочий с учетом принципа закрепления за каждым уровнем  власти тех из них, которые могут  быть наиболее эффективно выполнены  на данном уровне власти; обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов государственных и муниципальных услуг, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных услуг; усиление механизмов финансового администрирования наиболее пострадавших от кризиса публично-правовых образований; в случае невыполнения субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями своих обязательств, а также в случае неэффективного использования финансовой помощи предполагается инициировать введение временной финансовой администрации. 

     1.3 Бюджетный механизм как инструмент бюджетной политики 

     Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Для благоприятного воздействия  бюджета на общественные процессы в  условиях становления рыночных отношений  создаются определенные предпосылки  и соблюдаются основополагающие принципы бюджетного регулирования. К  ним можно отнести устойчивость денежного обращения в стране, наличие законодательных актов, определяющих рамки и содержание бюджетного процесса в стране, обязанности, права и взаимоотношения его  участников.
     Бюджетный механизм используется для воздействия  на конкретные отрасли экономики  через:
     1) формы организации отношений  в бюджетной сфере; 
     2) методы концентрации бюджетных  средств; 
     3) принципы расходования бюджетных  средств; 
     4) объем средств бюджета, которые  используются государством, регионами,  органами местного самоуправления.
     В структуре бюджетного механизма  определены четыре звена:
     1) механизм мобилизации бюджетных средств;
     2) механизм расходования бюджетных средств;
     3) механизм балансирования бюджета;
     4) механизм организации межбюджетных  отношений.
     Рассмотрим  механизм формирования доходов бюджета  в виде схемы:
                                                                           2
                                                                                                2          Федеральный
                                              3                                                                  бюджет
                                                            Региональный
                                                                 Бюджет                 4
                      Местный 
                      Бюджет          4
                    
                          1                                             1                                          1
       
                                              Доходная база территорий 
     1 – собственный доход;
     2- отчисления от федеральных налогов  и сборов;
     3 – отчисления региональных налогов,  поступающих в местные бюджеты;
     4 – финансовая помощь.
     Данные  звенья бюджетного механизма функционируют  при взаимодействии методов, способов, условий, объемов, движений бюджетных  средств.
     Выделяют  следующие блоки бюджетного механизма:
     1) блок планирования и прогнозирования  бюджета;
     2) блок исполнения бюджета;
     3) блок бюджетного контроля.
     Каждый  из вышеперечисленных блоков имеет свои собственные специфические методы, и с их помощью решаются поставленные задачи и достигаются желаемые цели.
     С помощью различных методов блока  планирования бюджета составляются планы и прогнозы по осуществлению концентрации и расходования бюджетных средств. Причем планы и прогнозы составляются как на государственном, так и на региональном и местном уровнях, бюджеты составляются в форме балансов доходной и расходной частей. Это позволяет оперативно управлять бюджетными отношениями на государственном, региональном и местном уровнях, а также для контроля над общим экономическим состоянием в стране или регионе. Сравнивая фактические и запланированные показатели по бюджету, можно проследить за изменениями в протекающих экономических и социальных процессах и вовремя принять необходимые решения, поставить задачи.
     В Российской Федерации, как и во всех федеративных государствах, существуют три функциональных звена бюджетной системы:
     1) федеральный бюджет;
     2) региональные бюджеты;
     3) местные бюджеты.
     Специфика каждого из звеньев бюджетной системы — в совокупности прав, возложенных на бюджетные организации того или иного уровня, отражаемых в бюджетном законодательстве. Таким образом, бюджетный механизм является основным инструментом регулирования финансовой ситуации в стране, а также в отдельно взятых регионах либо на местном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Роль бюджетной  политики в решении  государственных  задач 

     2.1 Анализ современной  бюджетной политики  в области доходов  федерального бюджета 

    Таблица 1 – Доходы федерального бюджета  на 2008 – 2010 гг. и на плановый период 2011 – 2013 гг., руб.
    
    
    По  представленным данным следует отметить, что общая сумма доходов в 2009году сократилась по отношению к 2008г на 20%, однако в 2010 году эта величина увеличилась на 13%.
    В прогнозе также планируется увеличение доходов.
    Наибольшую  долю в структуре доходов занимают Вывозные таможенные пошлины (около 30% и налог на добычу полезных ископаемых (около 16% за анализируемый период), что связано с сырьевой ориентированностью страны. (таблица 2)
    Следующее место в структуре доходов занимает Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на  территорию Российской Федерации. (что связано со значительными объемами импорта около 13%
    Значительный  рост наблюдается в 2009 г у показателя «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности» на фоне снижения других статей доходов.
      Диаграмма 1 – Доходы федерального  бюджета, руб.
      

    Таблица 2 – Удельный вес доходов федерального бюджета, % 

      

    Таблица 3 – Темп роста доходов федерального бюджета, %
      

     Прогноз доходов федерального бюджета на 2011-2013 годы  произведен на основе сценарных  условий функционирования экономики  Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.
     Основные  показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2011-2013 годы, представлены в таблице 4 приложения А.
    Прогноз доходов сформирован с учетом принятых в конце 2009 года и начале 2010 года, а также предлагаемых к  принятию изменений в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство и нормативные правовые акты Правительства  Российской Федерации, касающиеся внешнеэкономической  деятельности и вступающие в действие в течение 2010 года и с 1 января  
2011 года.

    Нефтегазовые  доходы
    К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
    - налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (нефть, газ горючий природный  из всех видов месторождений  углеводородного сырья, газовый  конденсат из всех видов месторождений  углеводородного сырья);
    - вывозных таможенных пошлин на  нефть сырую;
    - вывозных таможенных пошлин на  газ природный;
    - вывозных таможенных пошлин на  товары, выработанные из нефти.
    Таблица 5 – нефтегазовые доходы на 2008 – 2010 гг., руб.
      2008 2009 2010
    Нефтегазовые  доходы 4389433698,6 2797620258,0 3194681720,0
 
    В 2009 году значительно сокращаются  на 1591,8 млрд. руб. и составляют 2787,6 млрд. руб. В 2010 увеличились на 397,1 млрд. руб..(Таблица 4)
     Из  выше сказанного можно сделать вывод, что за весь рассматриваемый период наблюдается не очень положительная  тенденция, самая главная проблема это уменьшение общей величины доходов, это связано с неблагоприятной  ситуацией, как в экономике страны, так и в мировой экономике. 

     2.2 Оценка бюджетной  политики Росси  в области расходов  федерального бюджета 

    Анализ  динамики расходов ФБ РФ за период 2008 – 2010 гг. показал, что расходная часть  бюджета РФ увеличивается в период с 2008 года по 2009 год. В 2010 году произошло  некоторое снижение. Расходы ФБ на 2008 г. составили 6 729,781 млрд. руб., на 2009 г. – 9 660,061 млрд. руб., на 2010 – 8 323,345 млрд. руб. (Таблица 6, Приложение Б)
    Наибольший  удельный вес составляют Межбюджетные трансферты, их удельный вес составляет в среднем за анализируемый период около 40%. Кроме того, из федерального бюджета РФ финансируются Общегосударственные  вопросы, включая обслуживание государственного долга, доля этих расходов в среднем  составляет около 9%. Примерно четверть расходов составляют расходы на Национальную экономику. Мала доля расходов на Охрану окружающей среды, меньше 1%.
    Расходы на здравоохранение
    Конституция РФ гарантирует права граждан  на охрану их здоровья, поэтому задача государства - обеспечить для каждого  гражданина получать качественную медицинскую  помощь. Государство финансирует  развитие здравоохранения за счет средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов, а также  через систему обязательного  медицинского страхования (ОМС), созданную в России в 1991 году.
    Основные  расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая ОМС. Доля расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2008-2009 годах составляла не более 4 %.
    Решение демографической проблемы также  является одним из приоритетных направлений  государственной политики. В 2007 году на решение данной проблемы было выделено дополнительно 32,3 млрд. руб. С учетом расходов на материнский базовый  капитал обязательства федерального бюджета по демографическому проекту  составляют около 165 млрд. руб. ежегодно.
    Основные  расходы на культуру несут бюджеты  субъектов РФ. Финансовая поддержка  кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей  степени из федерального бюджета.
    В 2010 году расходы федерального бюджета  на культуру, кинематографии и СМИ  составили 102,110 млрд. руб., что на 9,57 % меньше чем в 2009 году.
    Расходы на образование
    Статья 43 Конституции РФ закрепляет право  каждого гражданина на образование  в государственных и муниципальных  учреждениях. Образование финансируется  из бюджетов всех уровней бюджетной  системы.
    Из  федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере. В период с 2008 по 2010 года доля расходов федерального бюджета почти не изменилась и  составила чуть более 4%.
    Кроме того, с 2006 года часть средств федерального бюджета в рамках приоритетного  национального проекта «Образование»  дополнительно направляется на трансферты в региональные бюджеты, в основном на поддержку школьного образования.
    Национальная  оборона является основным и самым  весомым составным элементом  безопасности государства (наряду с  правоохранительной деятельностью  и предупреждением и ликвидацией  последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). На протяжении последних лет около 15 % расходов бюджета страны (2,6-2,8 % ВВП) составляет доля расходов на национальную оборону, что свидетельствует об их стабильности.
    Параметры расходов на национальную оборону, заложенные в бюджеты последних лет, отражают последовательно проводящуюся в  государстве политику укрепления его  обороноспособности. В целом, бюджеты  последних лет позволили стабилизировать  ситуацию по финансированию Вооруженных  сил и перейти от поддержания  жизнеспособности армии на минимальном  уровне к модели развития.
    Природные особенности и сложившиеся экономические  реалии обуславливают неравномерное  размещение производственного и  ресурсного потенциала по территории страны, что ведет к огромному  разрыву в уровнях бюджетной  обеспеченности регионов.
    Выравнивание  уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью  межбюджетных трансфертов, которые  в виде дотаций, субсидий или субвенций  направляются во все регионы. В 2007 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета составили 3757,356 млрд. руб.
    Основная  часть финансовой помощи регионам предоставляется  из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда  софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда  реформирования региональных и муниципальных  финансов, Фонда компенсаций.
    Основным  по своему значению и объемам предоставляемых  средств является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов  РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности и создание равных условий для  субъектов РФ в части реализации основных социальных гарантий. Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов (потенциальных  налоговых возможностей территории), климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей, отражающихся на стоимости предоставления бюджетных услуг. 

    Таблица 7 – Темп роста расходов бюджета, %
Темпы роста 2008 к 2007 2009 к 2008 2010 к 2009 2011 к 2010 2012 к 2011 2013 к 2012
Расходы бюджета - ИТОГО, млрд. руб. 112,41 143,54 86,16 112,36 100,47 101,27
Общегосударственные вопросы 95,27 109,77 86,22 105,72 159,39 104,87
Национальная  оборона 67,66 211,09 79,91 83,52 98,74 100,38
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 86,06 175,00 88,06 92,68 97,29 98,79
Национальная  экономика 146,40 162,80 50,80 202,99 100,58 93,57
Жилищно-коммунальное хозяйство 40,98 125,45 120,73 107,32 40,32 78,24
Охрана  окружающей среды 124,06 128,19 83,81 153,94 103,50 95,75
Образование 117,13 121,13 79,91 148,44 100,63 100,45
Культура, кинематография и средства массовой информации 124,93 125,93 91,43 80,22 171,97 93,52
Здравоохранение и спорт 136,76 131,11 68,23 188,75 109,74 90,21
Социальная  политика 137,18 110,16 88,82 1027,38 107,93 107,90
Межбюджетные  трансферты 140,76 134,35 104,56 1,13 1046,51 99,40
     Диаграмма 2 – Расходы федерального бюджета, млрд. руб.
    
     Формирование  объема и структуры расходов федерального бюджета на 2011-2013 год осуществляется с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определяющих приоритетные направления расходов федерального бюджета и необходимости  исполнения «длящихся» расходных обязательств.
     В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2011-2013 годах  определены следующие основные приоритеты расходов федерального бюджета:
     - безусловное исполнение законодательно  установленных обязательств по  выплате социальных пособий и  компенсаций в сфере социальной  защиты населения, включая пенсионное  обеспечение военнослужащих;
     - обеспечение сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда Российской  Федерации для дальнейшего развития  пенсионной системы;
     - индексация в 2011 году денежного  довольствия военнослужащих и  приравненных к ним лиц, фондов  оплаты труда работников федеральных  государственных учреждений, денежного  содержания (заработной платы) судей  и прокурорских работников;
     - обеспечение обязательств в сфере  образования здравоохранения и  социального обслуживания населения  с повышением адресности предоставления  социальной помощи;
     - обеспечение закупки новых видов  вооружения, совершенствования боевой  подготовки, реализации социальных  гарантий для военнослужащих, обеспечения  постоянным и служебным жильем  военных;
     - обеспечение содержания и развития  транспортной инфраструктуры, в  том числе автомобильных дорог;
     - постепенное сокращение антикризисных  мер поддержки экономики, концентрация  ресурсов на мероприятиях, направленных  на модернизацию и технологическое  развитие экономики, повышение  ее энергетической эффективности,  в том числе инновационных  проектах и важнейших научных  разработках.
     - подготовка особо значимых международных  мероприятий (проведение XXII Олимпийских  зимних игр и XI Паралимпийских  зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады  2013 года в г. Казани, саммита  АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).
     При этом при формировании объема бюджетных  ассигнований реализованы следующие  подходы:
     1) концентрация ресурсов на наиболее  значимых мероприятиях и объектах  с уточнением объемов бюджетных  ассигнований на исполнение отдельных  расходных обязательств, пересмотром  сроков решения поставленных  задач, оптимизацией расходов  на обеспечение деятельности  органов государственной власти  и федеральных бюджетных учреждений  с учетом отраслевых особенностей;
     2) рассмотрение вопросов финансового  обеспечения реализации Указа  Президента Российской Федерации  от 24 декабря 2009 г. № 1468 ( в части передачи на федеральный бюджет милиции общественной безопасности), в том числе за счет обмена полномочиями между уровнями государственного управления, и вопросов реформирования денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, при подготовке проекта федерального бюджета на 2012-2014 годы;
     4) определение бюджетных ассигнований, необходимых для индексации в  2011 году на 6.5% денежного довольствия  военнослужащих и приравненных  к ним лиц с 1 апреля 2011 года, фондов оплаты труда работников  федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников с 1 июня 2011 года, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2011 года;
     5) сохранение в 2011-2013 годах действующих  в текущем году условий денежного  содержания федеральных государственных  гражданских служащих с сокращением  численности федеральных государственных  служащих в течение 2011-2013 годов  на 20% и сохранением 50% расчетной  экономии по фонду оплаты труда  в распоряжении соответствующих  федеральных органов государственной  власти;
     6) неувеличения в 2011-2013 годах по  сравнению с 2010 годом расходов  на обеспечение выполнения функций  (содержание) федеральных государственных  органов;
     7) продления до 2014 года приостановки  действия нормативных правовых  актов об увеличении численности  работников федеральных государственных  органов, ранее приостановленных  на текущий год, в том числе  Генеральной прокуратуры Российской  Федерации, Следственного комитета  при прокуратуре Российской Федерации,  Федеральной службы судебных  приставов, Федеральной миграционной  службы, МЧС России.
     Распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделам и подразделам  действующей классификации расходов бюджетов представлено в приложении № 1.
     В целях реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года в текущем году планируется одновременно с проектом федерального бюджета на 2011-2013 годы представить в Государственную Думу аналитическое распределение бюджетных ассигнований по государственным программам, перечень которых будет определен Правительством Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.