На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкурентная среда туристского предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Конкурентная  среда туристского             предприятия

 
1. Определение конкуренции
1.1 Виды конкуренции
Конкуренция -- это состязательность, противоборство на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получе-ние максимальной прибыли или достижение иных конкретных це-лей. Помимо конкуренции между производителями (продавцами) существует и конкуренция между потребителями (покупателями) товаров и услуг.
С точки зрения характера конкурентной борьбы различают  со-вершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция -- вид отраслевого рынка, на котором неограниченное количество предприятий продают стан-дартизованный (то есть однородный) продукт, и ни одно предпри-ятие не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждого пред-приятия в общем объеме продукции на рынке должна совпадать менее чем на 1%.
Совершенная конкуренция  определяется следующими предпо-сылками:
- конкуренты  не могут устанавливать рыночную  цену, а могут только приспосабливаться к ней;
- каждое предприятие  не рассматривает конкурентов  как уг-розу ее рыночной доле;
- ни один участник конкуренции не в состоянии оказать вли-яние на решения, принимаемые другими участниками;
- информация  о ценах, количестве продукта, технологии про-изводства и вероятной прибыли доступна любому предприятию;
- вход на рынок  и выход из него свободен  в долгосрочной перспективе.
Несовершенная конкуренция -- это такое состояние ры-ночной системы хозяйствования, при котором нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции. Степень несовершенства конкуренции (или монополизма) может быть различна. Первой ступенькой к монополизму является моно-полистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция -- тип отраслевого рынка, в котором достаточно большое число производителей пред-лагает дифференцированные (уникальные) продукты, отличающи-еся друг от друга отдельными характеристиками, что позволяет им осуществлять определенный контроль над ценой продажи то-вара или услуги. В туристском бизнесе дифференцируемыми мож-но считать туры в Москву и Санкт-Петербург, по Золотому коль-цу России, тематические туры по России, связанные с жизнью и деятельностью ее выдающихся представителей.
Следующей ступенькой на пути к несовершенной конкурен-ции является олигополия. Олигополия означает, наличие на рынке нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и сбыта определенной продук-ции (услуги), взаимодействующих друг с другом. Олигополией можно считать существование в советское время фирм «Спутник» и «Интурист», осуществляющих в настоящее время взаимосвязи с современными фирмами типа рекламного агентства «Бегемот».
Товар, реализуемый  олигополистическими предприятиями, мо-жет быть дифференцированным (кругосветные туры) и стандарти-зованным (туры в Турцию и Грецию). Основными вопросами для согласования в современных олигополиях являются цены, объемы продаж, направление выездных туров и т. д. Для частичной моно-полизации внутренних туров объединяются предприятия различ-ных отраслей: транспорта, гостиничного комплекса, АПК и др.
Высшей ступенью несовершенной конкуренции является чис-тая монополия. Это тип отраслевого рынка, на котором суще-ствует единственный продавец товара, не имеющего близких за-менителей. Чистый монополист диктует цену и, контролируя пред-ложение, осуществляет контроль над ценой. Чистая монополия чаще присутствует на местных рынках, чем на национальных и, тем более, мировых. Но монополизироваться по направлениям ту-ризма могут и отдельные предприятия, например агротуризм, транспортный, деловой и т. д.
Высшей формой несовершенной конкуренции является монопсония, когда на рынке имеется лишь один покупатель.
Этим рыночным структурам соответствуют четыре основных вида рыночной цены. В условиях совершенной конкуренции цена устанавливается на рынке. Эту цену принято называть равно-весной ценой. Потребители увеличивают спрос по мере сниже-ния цены; производители же увеличивают предложение по мере роста цены. Малейшему увеличению спроса сопутствует соответ-ствующее предложение, а цена остается неизменной.
На рынке монополистической  конкуренции цены устанавлива-ются многими крупными компаниями. Однако на этом рынке предприятия вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемерной дифференциации продукции и услуг. При такой модели рынка предприятия стремятся расширить свою область предпочтения путем индивидуализации своей продукции. Прежде всего это происходит с помощью товар-ных знаков, наименований и рекламных кампаний, которые одно-значно выделяют различия продукта.
На рынке, где  господствуют олигополии, величина спроса уве-личивается при снижении цен  и уменьшается при их росте. Одна-ко ценообразование в условиях олигополии отличается опреде-ленной стабильностью среднеотраслевых цен. Здесь несколько предприятий одной отрасли практически всегда пытаются согласо-вать свою ценовую политику.
На рынке чистой монополии цена устанавливается  одним мо-нополистом, при монопсонии -- одним монопольным покупате-лем. На монопольном рынке устанавливается стабильный спрос, который не зависит от цены. Монопольные цены порождают монопольную прибыль.
В условиях конкурентной борьбы предприятия интересуют ко-нечные экономические результаты. Эти результаты внешне выра-жаются в объеме продаж и прибыли.
1.2 Методы конкуренции
Методы конкуренции  можно условно разделить на добросовест-ные  и недобросовестные.
Под добросовестными  методами конкуренции понима-ются официально утвержденные или широко распространенные приемы конкурентной борьбы, которые предполагают цивилизо-ванные взаимоотношения и обмен информацией между конкурен-тами, поиск форм совместного существования, выработку согла-шений по спорным вопросам. Добросовестная конкуренция -- это:
- повышение качества  продукции;
- снижение цен;
- реклама;
- послепродажное  обслуживание;
- создание новых  товаров;
- равенство с  конкурентом в достижении выгоды  и др.
В условиях жесткой  борьбы между товаропроизводителями  ча-сто используются методы, связанные  с нарушением норм и пра-вил конкуренции.
К недобросовестным методам конкуренции относятся:
- демпинговые  цены;
- установление  контроля над конкурентом;
- экономический  и промышленный шпионаж;
- злоупотребление  господствующим положением на  рынке;
- незаконное  использование марок известных  предприятий;
- подкуп и  шантаж официальных лиц с целью  захвата новых рынков сбыта  или создания препятствий конкурентам;
- тайные сговоры  на торгах;
- недобросовестное  копирование товаров и продукции  конку-рентов;
- нарушение стандартов  и условий поставки товаров;
- ложная информация  и реклама, вводящие конкурента  в за-блуждение;
- сокрытие дефектов;
- нарушения в  финансовой и бухгалтерской отчетности, поз-воляющие снизить долю официальных  доходов и, таким образом, сократить  налоговые расходы.
Классификация рынков, а также типов и методов конкуренции позволяет более эффективно осуществлять маркетинговые разра-ботки и добиваться с их помощью реальных успехов в привлече-нии покупателей, сбыте продукции и, следовательно, обеспечивать стабильность производства или его расширение.
1.3 Формирование конкурентоспособности
Для предпринимательской  деятельности в области туристского  бизнеса характерна высокая степень  конкуренции. Под конкурен-цией понимается соперничество между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заинтересованными в до-стижении одной и той же цели -- максимизации прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.
Чтобы создать  конкурентоспособное предприятие, надо не про-сто модернизировать  производство и управление, но и  четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. При-чем главным должно быть умение определить, а затем быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимуще-ства. Все усилия в производстве и управлении должны быть на-правлены на развитие тех качеств предприятия или выпускаемой им продукции, которые выгодно отличают его от потенциальных или реальных конкурентов.
Для характеристики конкурентоспособности предприятия  вы-деляются следующие основные уровни конкурентоспособности:
- технический  уровень продукции предприятия настолько не-обычен, или, по крайней мере, так отличается в лучшую сторону в сравнении с изделиями конкурентов, а их сбытовые подразделе-ния и службы маркетинга настолько мощные, что стоит лишь по-ставить потребителям то, что заявлено в рекламе, как они будут бесконечно счастливы. Любые дополнительные усилия на произ-водстве или в управлении они считают излишеством;
- свой уровень  производства продукции предприятия  стремят-ся довести до уровня  основных конкурентов на основе  заимство-ванных технических приемов, технологий, методов организации производства. Они приобретают сырье и материалы из тех же ис-точников, что и их конкуренты, стараются пригласить на работу специалистов из конкурирующих предприятий;
- успехом в  конкурентной борьбе становится функция управ-ления, которая чуть ли не целиком зависит от качества, эффек-тивности управления и организации производства в самом широ-ком смысле. Это может быть и более экономичный аппарат уп-равления, и более высокая оперативность в принятии решений, и лучшая мотивация работников и т. п.
Предприятия, которым  удалось достичь этих требований кон-курентоспособности, оказываются  впереди конкурентов на мно-гие  годы. Именно это обеспечивает перспективный  успех пред-приятию на рынке, долговременное превосходство над конкурен-тами, потому что. такие предприятия не только не стремятся ко-пировать опыт других предприятий и даже не просто хотят пре-взойти самые жесткие из существующих здесь стандартов. Такие предприятия являются предприятиями с производством мирового класса -- быстрорастущими и более прибыльными, чем их кон-куренты. Они:
- имеют рабочих  и управляющих такой квалификации, кото-рых постоянно ищут и стремятся  переманить к себе другие пред-приятия;
- настолько компетентны  и так хорошо разбираются в разра-ботке и изготовлении производственного оборудования, что все другие поставщики такого оборудования постоянно стремятся по-лучить у таких компаний с. производством мирового класса совет или рекомендацию относительно возможных модификаций в по-ставляемом ими самими оборудовании, а также стараются заклю-чить с ними соглашение об испытании на их предприятиях своих пробных моделей и прототипов новой техники;
- более гибки  и проворны в сравнении с  конкурентами при любых изменениях  рыночной конъюнктуры, структуры спроса или уровня цен; быстрее, чем они, поставляют на рынок новые про-дукты;
- совмещают процессы  разработки новых изделий и  подготов-ки их производства; когда  инженеры и конструкторы конкуриру-ющих  предприятий пытаются скопировать  или перенять что-либо, то быстро обнаруживают, что просто не могут создать нечто по-добное ни на одном из своих предприятий;
- постоянно улучшают  свои производственные системы,  стан-ки и оборудование, совершенствуют  технологию, обеспечивают по-стоянное  повышение квалификации своих работников. Такие пред-приятия полагаются, в основном, на собственные НИОКР, на экспериментирование, постоянную подготовку и переподготовку ра-бочей силы, обновление организации управления. Любые стандар-ты для компаний с производством мирового класса -- вещь эфе-мерная, не более чем очередной верстовой столб на бесконечной дороге к совершенству. [13]
2. Маркетинговые исследования  конкурентов
2.1 Конкурентная среда  туристского предприятия
Для предпринимательской  деятельности в сфере туризма в боль-шинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Конку-ренция -- один из сущностных признаков туристского рынка. Она рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как «невидимая рука» рынка (А. Смит), уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределе-ния труда и капитала. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или фи-зическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достиже-нии одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.
Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом определяются особенностями  конкурентной среды туристской фир-мы. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она определяет многие маркетинговые характеристи-ки: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирова-ния сбыта и т.д. Кроме того, сквозь призму взаимоотношений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество -- основ-ной двигатель рыночных процессов.
На силу конкурентной борьбы в сфере туризма влияет множе-ство факторов. Однако некоторые  из них повторяются чаще других. Рассмотрим наиболее важные.
1. Борьба усиливается,  когда число конкурирующих фирм  уве-личивается, и когда они становятся  относительно сравнимы с точки  зрения размеров и возможностей. Количество фирм -- важный фак-тор,  поскольку большее число предприятий повышает вероятность новых стратегических инициатив. При этом уменьшается влияние каких-либо отдельных фирм на всех остальные.
Если фирмы-соперники  сравнимы по размерам и возможностям, они могут конкурировать на примерно равных основаниях. Если же конкуренция становится для некоторых фирм тяжелее, это свидетельствует о появлении фирм-лидеров, а также о какой-то степени контролирования с их стороны рынка.
Конкурентная  борьба усиливается тогда, когда  спрос на продукт растет медленно. В быстро расширяющемся рынке соперничество ос-лабляется тем, что здесь всем хватает места. Правда, чтобы идти в ногу с развивающимся рынком, фирмы обычно используют все свои финан-совые и управленческие ресурсы, уделяя намного меньше внимания переманиванию клиентов от соперников. Когда рост рынка замедляет-ся, предприятия начинают борьбу за рыночную долю. Это стимулирует появление новых стратегических идей, маневров и мер, направленных на переманивание клиентуры конкурентов.
Конкуренция на туристском рынке усиливается в  связи с тем, что спрос на туристские услуги подвержен значительным сезонным колебани-ям. Поэтому фирмы часто прибегают к использованию скидок, уступок и других тактических действий, имеющих целью увеличение продаж.
Конкурентная  борьба усиливается, если туристские продукты фирм недостаточно дифференцированы. Дифференциация турист-ского продукта сама по себе не является сдерживающим конкурен-цию фактором. Однако она имеет возможность оживлять (разнооб-разить) конкурентную борьбу посредством принуждения фирм к по-иску новых путей повышения качества туристских услуг.
Соперничество возрастает в соответствии с размером отдачи от успешных стратегических маневров. Чем больше отдача от стра-тегии, тем  выше вероятность того, что другие фирмы будут склонны принимать  тот же стратегический маневр. Отдача существенно зави-сит от скорости реакции конкурентов. Если ожидается, что конку-ренты будут реагировать медленно или не будут реагировать совсем, фирма--инициатор новых конкурентных стратегий может получить преимущество во времени, которое труднопреодолимо для соперни-ков. Предприятия, обладающие объективными данными о потенци-але конкурентов, находятся в выгодной позиции, поскольку могут правильно оценить скорость и саму ответную реакцию соперников. Такие знания и умения являются очевидным преимуществом при оценке потенциальной отдачи от стратегических инициатив.
Борьба имеет  тенденцию к усилению, когда уход из отрасли становится дороже, чем  продолжение конкуренции. Чем выше барь-еры для выхода (т.е. уход с  рынка более «дорогой»), тем сильнее фир-мы расположены, остаться на рынке и конкурировать на пределе своих возможностей, даже если они могут получить меньшую прибыль.
7. Конкуренция  принимает острый и непредсказуемый  характер при увеличении различий  между фирмами в смысле их  стратегий, кадрового состава, общих приоритетов, ресурсов. Подобные разли-чия увеличивают вероятность того, что отдельные фирмы будут вес-ти себя непредсказуемо и принимать маркетинговые стратегии, ко-торые приведут к рыночным неопределенностям. Наличие таких «чу-жаков» (обычно это новые фирмы на рынке) создает подчас совершенно новую рыночную ситуацию.
Рассмотренные факторы и их реальное проявление убедительно свидетельствуют, что  конкурентная среда туристского  предприятия, являясь частью его  маркетинговой среды, должна быть предметом самостоятельного изучения и оценки. Совокупность субъектов рынка и их отношений, складывающихся в ходе конкурентной борьбы и определяющих интенсивность конкуренции, представляет собой очень важное с практической точки зрения направление маркетин-говых исследований.
Анализ конкурентов  и выработка конкретных действий в отноше-нии главных соперников часто приносят даже больше пользы, чем су-щественный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные  и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, на-стоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно со-риентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.
Практически все  выдающиеся маркетинговые успехи фирм ос-новываются на использовании собственных лучших сил против сла-бых мест конкурентов. Сделать это удается лишь при хорошо нала-женной системе их исследования. Система маркетинговых исследований конкурентов дает турист-скому предприятию возможность:
- полнее оценить  перспективы рыночного успеха, зная  о дея-тельности конкурентов;
- легче определять  приоритеты;
- быстрее реагировать  на действия конкурентов;
- вырабатывать  стратегию максимально возможной  нейтрали-зации сильных сторон конкурентов;
- повышать конкурентоспособность  и эффективность предпри-ятия  в целом;
- обеспечивать  информацией о конкурентах сотрудников  пред-приятия и тем самым мотивировать  их деятельность;
- совершенствовать  систему обучения и повышения  квалифи-кации персонала;
- лучше защищать  и расширять позиции предприятия  на рынке. 
Оценка состояния конкурентной борьбы осложняется тем, что чрезвычайно трудно проводить анализ деятельности всех конкурен-тов, работающих на рынке. Поэтому выделяются две стратегические группы конкурентов: прямые и потенциальные.

Прямые конкуренты -- это предприятия, которые в прошлом и настоящем выступали и выступают как таковые.
Среди потенциальных  конкурентов различают:
-предприятия,  которые расширяют круг предлагаемых  услуг, со-вершенствуют продуктовую стратегию для того, чтобы лучше удов-летворять потребности клиентов и в результате стать прямыми кон-курентами;
-новые фирмы,  вступающие в конкурентную борьбу.
Идея стратегических групп помогает сделать процесс  анализа конкуренции наиболее управляемым. Так, различные конкуренты дол-жны быть подвергнуты анализу с разным уровнем глубины. Те, ко-торые оказывают или могли бы оказать существенное влияние на деятельность фирмы, исследуются особо тщательно. Однако, как уже отмечалось, потенциальные «новички" на рынке зачастую несут не меньшую угрозу, чем прямые конкуренты.
2.2 Элементы анализа  конкурентов
Сбор всех данных, необходимых для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схе-ма исследований, предложенная американским ученым М. Порте-ром. Эта схема состоит из четырех основных элементов, характери-зующих конкурентов: цели на будущее, текущие стратегии, представ-ления о себе и возможности. Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систе-матическим накоплением соответствующей информации. Всю ин-формацию можно подразделить на две группы:
- количественная, или формальная, информация;
- качественная  информация.
Количественная  информация является объективной, отражает фактические данные о деятельности конкурентов и включает такие аспекты, как:
- организационно-правовая  форма;
- численность  персонала;
- активы;
- доступ к  другим источникам средств;
- объемы продаж;
- доля рынка;
- рентабельность;
- руководители  фирмы;
- наличие и  размеры филиальной сети;
- перечень основных  видов услуг;
- другие количественные  данные (например, стоимость услуг,  расходы на рекламу и т.д.).
Так как услуги воспринимаются очень индивидуально  и зависят оттого, кто их оказывает, в сфере туризма велико значение качествен-ных характеристик конкурентов:
- репутация конкурентов;
- известность,  престиж;
- опыт руководства  и сотрудников;
- частота трудовых  конфликтов;
- приоритеты  на рынке;
- гибкость маркетинговой  стратегии;
- эффективность  продуктовой стратегии;
- работа в области внедрения на рынок новых продуктов;
- ценовая стратегия;
- сбытовая стратегия;
- коммуникационная  стратегия; ?организация маркетинга;
- контроль маркетинга;
- уровень обслуживания  клиентов;
- приверженность  клиентов;
- реакция конкурентов  на изменение рыночной ситуации.
Качественная  информация представляет собой область  субъек-тивных оценок, поскольку включает многие неформализуемые па-раметры. Она может быть дополнена отзывами клиентов, специали-стов, экспертов.
Комплексную оценку деятельности конкурентов можно полу-чить, используя специальные таблицы, в которых содержатся дан-ные об основных конкурентах. Анализ материалов этих таблиц по-зволяет правильно и своевременно реагировать на:
- смену основных  конкурентов;
- специфические  особенности стратегий конкурентов. Результаты анализа показывают:
- где сильные  места у конкурентов и где  они слабее;
- чему конкуренты  отдают предпочтение;
- как быстро  можно ожидать реакции конкурентов; 
- какие существуют  барьеры для выхода на рынок;
- каковы перспективы выстоять в конкурентной борьбе.
Информация о  конкурентах, сгруппированная по определенным показателям, дает возможность построить  конкурентную карту рынка.
2.3 Построение конкурентной  карты рынка
Заключительным  этапом маркетинговых исследований конку-рентов является построение конкурентной карты рынка. Она пред-ставляет собой классификацию конкурентов по занимаемым ими позициям на рынке. Конкурентная карта рынка может быть построена с использова-нием двух показателей:
? занимаемой  рыночной доли;
? динамики рыночной доли.
Распределение рыночной доли позволяет выделить ряд  стандар-тных положений туристских предприятий на рынке:
лидеры рынка;
? предприятия  с сильной конкурентной позицией;
? предприятия  со слабой конкурентной позицией;
аутсайдеры рынка.
При всей важности показателя рыночной доли необходимо иметь в виду, что он представляет собой статическую оценку на определенный момент времени. В связи с тем  что ситуация на рынке достаточно динамична, не-обходимо знать тенденции  изменения данного показателя и связанное с ней изменение конкурентной позиции предприятия. Указанные тенден-ции можно оценить с помощью величины темпа роста рыночной доли.
Для определения  степени изменения конкурентной позиции це-лесообразно выделить типичные состояния предприятия по дина-мике его рыночной доли:
предприятия с  быстро улучшающейся конкурентной позицией;
предприятия с  улучшающейся конкурентной позицией;
предприятия с  ухудшающейся конкурентной позицией;
предприятия с  быстро ухудшающейся конкурентной позицией.
Конкурентная карта рынка строится исходя из пере-крестной классификации размера и динамики рыночной доли пред-приятий. Это позволяет выделить 16 типовых положений предприя-тий, отличающихся степенью использования конкурентных преиму-ществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. Наиболее значимым положением обладают предприя-тия 1-й группы (лидеры рынка с быстро улучшающейся конкурент-ной позицией), наиболее слабым -- аутсайдеры рынка с быстро ухуд-шающейся конкурентной позицией (16-я группа).
При равенстве  рыночных долей для ранжирования предприятий используется показатель стабильности их рыночных долей. Он харак-теризует степень приверженности клиентов услугам фирмы и показы-вает, какую часть в общем объеме продаж составляют продажи посто-янным потребителям. Применение показателя стабильности рыночной доли как уточняющего коэффициента позволяет однозначно распреде-лить предприятия внутри каждой классификационной группы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.