На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
Физическая  культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов   

План:
1.Основные понятия  и их краткая характеристика 
2.Физическая культура  и спорт как социальные феномены  общества 
3.Физическая культура  как часть общечеловеческой культуры 
4.ФК как учебная  дисциплина 
5.Основные положения  организации физического воспитания  в вузе 
6. Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.     Основные понятия  и их краткая  характеристика  

1.1.                           Физическая культура 
    Физическая  культура как учебная дисциплина  хорошо  знакома большинству студентов  с детства. В то же время  в высшей школе её назначение  как учебной дисциплины определено  тем, что вклад физкультурного  образования в общее высшее  образование должен состоять  в обеспечении студентов всеми  аспектами знаний о жизнедеятельности  человека, о его здоровье и  здоровом образе жизни. А также  в овладении всем арсеналом  практических умений и навыков,  обеспечивающих сохранение и  укрепление здоровья, развитие и  совершенствование его психофизических  способностей и качеств личности. (Давиденко Д. Н., Пономарев Г.Н. , 2004).
     Ученые, изучавшие понятие физическая  культура склоняются к единодушному  мнению, что среди комплекса причин  становления физической культуры  следует признать ведущей объективную  необходимость подготовки подрастающих  и взрослых поколений к жизненной  практике. Главными формами которой,  во многом определяющими сам  факт существования человека  как социально биологического  существа, были и остаются трудовая  профессиональная и оборонная  деятельность (В.П. Полянский, 1999).
     Физическая  культура – часть культуры, представляющая  собой совокупность ценностей,  норм и знаний, создаваемых и  используемых обществом в целях  физического и интеллектуального  развития способностей человека, совершенствования его двигательной  активности и формирования здорового  образа жизни, социальной адаптации  путем физического воспитания, физической  подготовки и физического развития (ФЗ).
1.2. Спорт 
     Дословно  переводится с английского языка  как развлечение. Является частью  физической культуры. Существует  ряд понятий: «массовый спорт»  или «спорт для всех», «спорт  высших достижений». Эти понятия  существенно отличаются между  собой. Объединяет их соперничество.  Исследователи отмечают, что спортивные  соревнования – это игровое,  гуманистически ориентированное  соперничество. По отношению к  соревновательным ситуациям в  реальной жизни, спортивное соревнование  выступает как гуманная модель (Столяров В.И., 2005).
     Спорт  – сфера социально-культурной  деятельности как совокупность  видов спорта, сложившаяся в форме  соревнований и специальной практики  подготовки человека к ним  (ФЗ).
1.3. Физическое воспитание 
     В электронной  библиотеке эрудит отмечается, что  понятие «физическое воспитание»,  входит в общее понятие «воспитание»  в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание  в целом, физическое воспитание  представляет собой процесс решения  определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т. д.), либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительная особенность физического воспитания,  заключается, прежде всего, в том, что процесс, направлен на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, которые определяют физическую работоспособность. www.erudition.ru. Отметим, что ФВ один из эффективных инструментов воспитания личности.
     Физическое  воспитания – процесс, направленный  на воспитания личности, развитие  физических возможностей человека, приобретение им умений и навыков  в области ФКиС в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры (ФЗ).
1.4. Физическая подготовка 
     Великий  русский физиолог И.М. Сеченов  писал, что основу любой деятельности  человека составляет двигательная  деятельность. Процесс физической  подготовки позволяет сделать  эту деятельность более совершенной.  У физиологов существует выражение  «Функция рождает орган». В основе  ФП лежит процесс тренировки  или адаптации органов и систем  организма человека, повышение их  функциональных возможностей, развитие  двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), улучшение  способности координировать движения  и волевые качества (Озолин Н.Г., 2004).
     Различают  общую и специальную физическую  подготовку. Общая физическая подготовка  направлена на создание фундамента  общей или неспецифической адаптации  к успеху в самых различных  видах деятельности. Специальная  физическая подготовка направлена  достижение успеха применительно  к особенностям какой-либо специальной деятельности (профессиональной, спортивной и др.), избранной в качестве объекта углубленной специализации (Кузнецов).
     Физическая  подготовка – процесс, направленный  на развитие физических качеств,  способностей (в том числе навыков  и умений) человека с учетом  его деятельности и социально-демографических характеристик (ФЗ).
1.5. Федеральный закон  «О ФКиС в РФ»
     Федеральный закон «О ФКиС в РФ» принят от 4 декабря 2007 года. Состоит из 43 статей, которые регулируют правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области ФКиС в РФ, определяет основные принципы законодательства о ФКиС.
     К важнейшим статьям относятся ст.1 «Предмет регулирования». Она была озвучена выше. Ст.2 «Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ». С них мы начали лекцию. Ст. 3 «Принципы законодательства о ФКиС»:
- обеспечения права  каждого на свободный доступ  к ФКиС как необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности…;
- запрет на дискриминацию  и насилие в области ФКиС;
- обеспечения безопасности  жизни и здоровья лиц, занимающихся  ФКиС…;
- непрерывность и  преемственность физического воспитания  граждан, относящихся к различным  возрастным группам и др.;
- учет интересов  всех граждан при разработке  и реализации федеральных программ  развития ФКиС.
     ФЗ включает такие статьи как: «Спортивный клуб», «Права и обязанности спортсменов», «Правила видов спорта», «Противодействие использованию допинговых средств и (или) методов в спорте». «Спортивный паспорт». С ними можно познакомиться у нас на кафедре, в интернете или библиотеке. Остановимся более подробно на ст. 28
«ФКиС в системе образования».
1. Образовательные  учреждения с учетом местных  условий и интересов обучающихся,  самостоятельно определяют формы  занятий ФК, средства ФВ, виды  спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий  ФК на основе государственных  образовательных стандартов и  нормативов физической подготовленности;
2. Организация физического  воспитания в образовательных  учреждениях включает в себя:
- проведение обязательных  занятий по ФК в пределах  основных образовательных программ  в объеме, установленном государственным  образовательным стандартами, а  также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями  и спортом в пределах дополнительных  образовательных программ;
- создание условий,  в том числе обеспечение спортивным  инвентарем и оборудованием, для  проведения комплексных мероприятий  по физкультурно-спортивной подготовке  обучающихся; 
- формирование у  обучающихся навыков ФК с учетом  индивидуальных способностей и  состояния здоровья, создание условий  дл вовлечения обучающихся в занятия ФКиС;
- осуществление физкультурных  мероприятий во время учебных  занятий; 
- проведения медицинского  контроля за организацией физического воспитания;
- формирование ответственного  отношения родителей к здоровью  детей и их ФВ;
-  проведение ежегодного  мониторинга ФП и ФР обучающихся;
- содействие организации  и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.     Физическая культура  и спорт как  социальные феномены  общества 
     Для современного общества ФКиС являются важной частью общей культуры человечества. Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности не связанной с ФКиС (Лубышева Л.И., 2004).
     Известный историк Ласло Кун, анализируя предпосылки возникновение ФКиС, писал, что человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого человеческого тела, организма человека как главной производительной силы.
     При подготовке к охоте древние люди совершали ритуальные обряды,  имитировали действия охотника в беге, лазании, метании стрельбе. Через некоторое время они установили связь между подготовкой к охоте и её результатом.  Вычленение подготовки, как специфической деятельности и является началом возникновения физической культуры.
     За время развития человеческой цивилизации ФКиС приобрела новые функции. Уточним, что под функциями ФКиС понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
     Специалисты по психологии, физиологии отмечают, что занятия ФКиС позволяют как никакая другая деятельность формировать психические качества и свойства личности. В ряде исследований отмечается, что спортсмены легче общаются в коллективе, быстрее договариваются при решении спорных проблем. Известный специалист по психологии И.П. Волков пишет, что такие качества, как дружелюбие, чувство коллективизма, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, формируемые в спорте, нужны человеку в его трудовой жизни. А такие психомоторные свойства,  как быстрота реакции, выносливость, концентрация внимания и др., выявляемые у спортсменов, являются необходимыми свойствами для успешной профессиональной адаптации в ряде современных профессий – оператора, диспетчера, летчика и т.д. (Волков И.П., 2002).
     ФКиС присущи следующие общекультурные и социальные функции: воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др. (Лубышева Л.И., 2004).
 
 Воспитание человека
      Известно, что ФК формирует физические (сила, быстрота, выносливость и т.д.) и психические качества (воля, смелость и решительность, трудолюбие); гуманистические убеждения (свободу, достоинство, творчество, разностороннее и гармоничное развитие личности); социальную активность (капитан, физорг и т.д.).
Образование человека
     Образование – это процесс овладения знаниями, умениями и навыками. В процессе занятий человек овладевает знаниями, умениями и навыками, которые создают возможности для развития личности.
Оздоровление  человека
     Движения издревле, считались эффективным средством оздоровления. Сейчас, широкую известность получила валеология, рассматривающая средства ФКиС как инструмент оздоровления. Физические упражнения, солнце, воздух и вода, применяемые систематически и дозировано, являются эффективным средством укрепления и поддержания здоровья здоровых людей и лечения ослабленных. Часто, лечение средствами ФКиС называют реабилитацией или (восстановлением).
     Большинство зарубежных специалистов считают, что в современном обществе спорт выполняет следующие функции:
·        обеспечение потребностей личности (проведение свободного времени, развлечение, преодоление вредных привычек, отвлечение от различных проблем и т.п.);
·        поддержание здоровья нации и  восприятие спорта прежде всего как превентивного и профилактического средства от многих неинфекционных заболеваний;
·        утверждение и укрепление положительного имиджа и национального престижа страны путем успешного выступления  спортсменов на различных международных  соревнованиях (политическая функция);
·        воспитания населения в духе господствующей в обществе идеологии (идеологическая функция);
·        объединения нации и поддержание  общественного порядка (социальная функция);
·        улучшение международных отношений  и укрепление дружбы между народами (международная функция);
·        защита отечества и укрепление обороноспособности (военная функция);
·        повышение производительности труда, укрепление дисциплины и снижение заболеваемости в организациях и учреждениях (экономическая  функция) и т.д. (Фетисов В.А., 2005).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.     Физическая культура  как часть общечеловеческой  культуры 
      В словосочетании физическая культура присутствует понятие «культура». Традиционно принято считать, что это понятие включает все то, что противопоставляется слову «природа». Социологи, при рассмотрении понятия культура определяют его через понятие «ценности». Социальные явления, которые социальный субъект (индивид, социальная группа или общество в целом) оценивает позитивно, рассматривает как значимые, полезные, привлекательные, а потому поддерживает, сохраняет, передает из поколения в поколение, выступают для него как ценности (Столяров В.И., 2005). Ориентация (установка) людей на определенные ценности называют ценностными ориентациями (ориентация по франц. установка). Различают три вида ценностей: декларативные, эмоциональные и реальные. Поэтому, понятие культура может характеризовать деятельность социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) по созданию, освоению и потреблению сложного и многообразного мира ценностей (Столяров В.И., 2005).
     Рассматривая ценности ФК, современные ученые выделяют два уровня ценностей: общественный и личностный (Лубышева Л.И., 2004).
     К общественным ценностям ФК относят: интеллектуальные, ценности двигательного характера, ценности педагогических технологий, мобилизационные и интенционные ценности.
     Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания и здорового стиля жизни.
     К ценностям двигательного характера, по мнению (Лубышева Л.И., 2004), следует отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе ФВ и спортивной подготовки, личные достижения подготовленности человека в движении, его реальный потенциал.
     Под ценностями технологий формирования физической культуры понимают, различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки.
     Интенционными ценностями ФК являются, сформированность общественного мнения, престижность ФКиС в данном обществе, их популярность у различных категорий людей, а главное, желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей ФК. В эту же группу входят установки людей, на занятия физическими упражнениями и спортом.
     К мобилизационным ценностям ФКиС относят, воспитываемые в процессе занятий, способность к рациональной организации бюджета своего времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и поражение. Эти ценности помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях.
     Личностный уровень освоения ценностей ФКиС определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
     Исходя из этого можно сформулировать следующее определение понятия "физическая культура личности". Это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье (Виленский М.Я., Соловьев Г.М., 2001).
     Ученые выделяют несколько уровней физической культуры личности. Приведем их краткую характеристику:
1.      Ситуативный, при котором отмечается отсутствие специальных знаний и интеллектуальных способностей, представлений о социально-духовных ценностях физической культуры. Физическое совершенство характеризуется низким уровнем физического развития и несоответствием физической подготовленности возрастному эталону, отдельным индивидуальным особенностям. В целом отсутствует положительное отношение к освоению ценностей физической культуры ….
2.      Начальной  грамотности характеризуется наличием  элементарных знаний и представлений  о ценностях физической культуры, связанных с оздоровительной,  прикладной, спортивной и другими  видами физкультурной деятельности… Осваиваются отдельные простейшие элементы физической культуры (выполнение утренней зарядки, закаливающих процедур, развитие определенных физических качеств, двигательных умений и навыков и т. д.), которые можно рассматривать как формы гигиенической физической культуры и попытки физического самосовершенствования. Физическое совершенство характеризуется удовлетворительным уровнем физического развития и подготовленности… Приобщение к организованной групповой оздоровительной и спортивной деятельности становится реальностью, отмечаются попытки систематизации деятельности.
3.      Уровень  образованности отражает познание  существенных положений физической  культуры и ее социально-духовных  ценностей. Отмечаются интеллектуальные  способности и эрудированность.  Физическое совершенство характеризуется  хорошей степенью физического  развития и подготовленности, соответствующей  возрастному эталону, индивидуальным  особенностям или спортивным  достижениям. Как правило, физическое  самосовершенствование и организованные  групповые формы занятий становятся  нормой.
4.      Творческий  уровень отражает глубокое понимание  и убежденность в практической  необходимости использования физической  культуры, ее социально-духовных  ценностей для формирования всесторонне  и гармонически развитой личности. Познавательные интересы в области  физической культуры включены  в общую направленность личности, в систему жизненных ценностей  и планов. Физическое совершенство  характеризуется высокой степенью  физического развития и подготовленности, соответствующей возрастному эталону,  индивидуальным особенностям или  спортивным достижениям. Физическое  самообразование и физическое  самосовершенствование приобретают  системность и творческую основу.
     Приведенные выше уровни физической культуры личности, косвенно можно оценить по отношению студентов к занятиям ФКиС. Наиболее широко такие исследования проводились научными коллективами под руководством Л.И. Лубышевой (респондентами выступали студенты сибирских вузов) и М.Я. Виленским (респондентами выступали студенты педагогических вузов Москвы).
     Считается, что у нас в стране ФКиС занимается 5 – 10% населения. В наиболее экономически развитых странах количество занимающихся составляет от 40 до 60% населения. Концепция развития ФКиС в стране предполагает активное привлечение студентов к занятиям ФКиС, особенно перспективным видится развитие игровых видов спорта. Число занимающихся должно составить не менее 40%.
     Обратимся к данным, полученным 5 – 7 лет назад и попытаемся выяснить роль побудительных факторов, активизирующих спортивную деятельность студента, определить, что же движет им: чувство долга или глубокая заинтересованность, жизненная потребность или необходимость выполнить норматив учебной программы и получить зачет (Лубышева Л.И., 2004).
Таблица 1
Отношение студентов  разного пола к физкультурно-спортивной деятельности, %
Отношение к физкультурно-спортивной деятельности  
 

Пол студентов Занимаются систематически  
Занимаются  эпизодически
 
Не занимаются в свободное время
Все все студенты 36.9 44.5 18.6
женщины 12.9 53.5 33.9
мужчины 21.8 50.1 28.1
 
 
      Автор отмечает, что в целом лишь у 15,1% студентов длительность и регулярность занятий отвечает требованиям рационального двигательного режима.
     Результаты опроса показывают, что 73,2%  студентов высоко оценивают социальную значимость физической культуры, считая её важнейшим элементом общей культуры человека.
    Приведем данные, полученные на студентах РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (2007). Среди наиболее предпочтительных видов спорта, которыми хотят заниматься студенты университета, отметим:
-игровые виды – около 70% студенты хотят заниматься 2 – 3 раза в неделю;
-плавание – более 60% студентов 2 раза в неделю, особенно много любителей плавания среди старшекурсников около 80%;
 -аэробика – более 70% девушек хотят заниматься 2 раза в неделю.
     Важным нам представляется рассмотрение причин, препятствующих физкультурно-спортивной деятельностью студентов. Студенты университета выделяют несколько: недостаток времени, удаленность от мест занятий, усталость от учебы и другие. Изучение отрицательных мотивов показывает, что наиболее значимым фактором, как считают студенты, является недостаток свободного времени – 48,3% опрошенных студентов отметили этот фактор (Егорычев А.О., Егорычева Э.В., 2007).
       В тоже время большинство социологов, исследовавших бюджет свободного времени студентов, утверждают о наличии значительного количества времени, которое студенты отводят на досуговые занятия: от 1,5 до 3,5 часов в учебный день (Лубышева Л.И, 2004). Автор исследования делает вывод, что причиной низкой активности в ФСД является не количественный недостаток свободного времени, а неумение рационально им распорядиться, и главное – невысокая ценность ФСД в структуре свободного времени студентов.
Таблица 3
      Причины, препятствующие занятий физкультурно-спортивной деятельностью студентов различных вузов, %
     Причины, препятствующие занятий физкультурно-спортивной деятельностью студентов различных вузов  

 
Профиль вуза       
недостаток времени    Недостаток физкультурных  знаний            в организации самостоятельных  занятий Недостаток инвентаря  и спортивной формы Отсутствие выбора вида спорта Слабая организация  массовой физкультурно-оздоровительной  работы в вузе О причинах не задумывался   
Нет ответа
Все студенты         41.9 11.6 7.0 5.5 7.3 26.7 -
гуманитарные  55.8 6.5 8.8 6.6 3.9 13.0 5.2
технические 47.6 13.2 7.8 9.3 3.5 18.2 0.4
смешанные 48.3 10.2 7.8 7.0 5.0 19.6 2.1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4.     Физическая культура  как учебная дисциплина 
    Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, учебная дисциплина ФК преподается в высших учебных заведениях в объеме 408 часов с 1-го по 4-й курс.
    Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.