На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система права: понятие, структура, элементы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Московский  государственный  университет экономики, статистики и информатики 
  (МЭСИ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Курсовая  работа  

  по  дисциплине: Теория государства и права
  Тема: Система права: понятие, структура, элементы   
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил:
                    Специальность: Юриспруденция
                    Мальцева  Марина Павловна  
                   
                   

                    Проверил:
                    К.Ю.Н., преподаватель
                      кафедры права  ВЕИ 
                    Зернова Ольга Геннадьевна  
                   
                   
                   
                   

Ижевск, 2009
 


СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ 3
  ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРАВА: ПОНЯТИ, СТРУКТУРА, ЭЛЕМЕНТЫ 4
  1.1. Понятие системы права 4
  1.2. Реализация права 8
  1.3. Применение права 13
  1.4. Стадии применения права 14
  1.5. Акты применения права 19
  ГЛАВА 2. Система законодательства 24
  2.1. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии. 24
  2.2. Юридический процесс 29
  ГЛАВА 3. Тенденции  развития системы права и системы законодательства 35
  Заключение 39
  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40 

Приложение 
 
 
 
 

 


ВВЕДЕНИЕ

 
 
     В данной курсовой работе рассматривается  вопрос, системы российского права. 
     Люди  с древних  пор вступали в различные  отношения  друг с другом. По мере цивилизации человечества стали  появляться законы, преобразованные  из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются  и отношения, и это требует  создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло  своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.   
     На  мой взгляд, понятие «система права» появилось тогда когда общество пришло к выводу о том, что для  рационального регулирования общественных отношений необходимо разбить право  по специфике области регулирования  общественных отношений. Таким образом, появляются отрасли права, а, следовательно, и кодексы как законодательство этой отрасли.
     Система права -  это строение права, которое  позволяет ориентироваться в  законодательстве, квалифицировать  нарушения и принимать соответствующие  меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.
     Преобразование  права в систему путем деления его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве.
 


ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРАВА: ПОНЯТИ, СТРУКТУРА, ЭЛЕМЕНТЫ

  1.1. Понятие системы  права

 
     Система права суть внутреннего  строения (структуры) права, отражающего объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия - объяснить одновременное интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом. Последнее, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содержания и формы, имеет собственное содержание и источники развития. Особо здесь нужно подчеркнуть то, что структура права (его система) обусловливает его форму (систему законодательства) и неразрывно с ней связана.
      Чтобы познать и освоить право как  систему, необходимо выявить основания построения, критерии интеграции и дифференциации юридических норм. Для этого целесообразно использовать различные подходы и измерения, раскрывающие основные формы существования и логику развития правовой материи.
      С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные от них критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек. Производными в этом плане могут "быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество. Отсюда берут начало системообразующие, цементирующие право как единое целое связи и те связи, которые обусловливают его деление на естественное и позитивное. Под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа, т.е. те права и обязанности, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе. Позитивное право представляет собой систему норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства и общества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти). При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.
      Эти же критерии лежат в основе дифференциации права на частное и публичное. Первое направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов отдельных лиц, второе охраняет общие интересы государства.
      Исторический  подход позволяет проследить весь путь становления права как системы. Общим видимым критерием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой дает возможность обозначить преимущественные системообразующие начала, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки ее элементов, архитектонику. В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифицированное, статутное, декретное право).
     Исторический  взгляд, раскрывая генетические связи  системы права, составляющие ее основу, одновременно позволяет проследить динамику изменений системы во времени  и пространстве. Это связано, в  частности, с развитием человека как индивида и члена различных  социальных образований. Здесь проявляются  влияние на право различных религиозных, идеологических, этнических факторов, соотношение между ними. В этом плане, например, выделяются системы мусульманского права, индусского права.
     Системно-структурный срез обозначает пространственное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность комбинаций юридических норм обусловлены структурированностью общественных отношений и целенаправленностью их правового опосредования. Структурные образования в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, линейное, матричное), по степени жесткости, связанности элементов и др. В определенные периоды развития общества и права на передний план выступает наиболее оптимальная структура. В настоящее время таковой является образование, включающее в себя нормы, институты, отрасли права.
     Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.
     Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного  отношения. Для правового регламентирования  отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).
     Институт  права - это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).
     Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.
     Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль конституционно-процессуального права.
     Критериями  деления права на отрасли и  институты выступают предмет  и метод правового регулирования.
     Предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен - трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты:
     1) это жизненно важные для человека  и его объединений отношения; 
     2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;
     3) это устойчивые, повторяющиеся и  типичные отношения; 
     4) это отношения поведенческие,  за которыми можно осуществлять  внешний контроль (например, юрисдикционными  органами).
     Общественные  отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.
     Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.
     При регулировании общественных отношений  используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношение, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.
     Наиболее  распространены и популярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

  1.2. Реализация права

 
 
      Право имеет смысл и ценность для  личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в  жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить содержание, права субъекта и тем самым способствуют его реализации.
      Реализация  права — это  осуществление юридически закрепленных и гарантированных  государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.
      Слово "реализация" происходит от латинского "realis" - вещественный и буквально означает овеществление. В наше время реализация определяется как осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т.п. Термин «реализация права» аналогичен по смыслу. Право как нечто нематериальное, как некая возможность реализуется, овеществляется в действиях, в активном поведении людей, в пользовании материальными и духовными ценностями, благами.
      Вместе  с тем реализация права имеет  еще один смысловой оттенок: право  в отличие от иных возможностей (планов, программ, намерений и т. п.) характеризуется повышенной способностью к реализации, обеспечено гарантиями.
      Следующий момент, усложняющий анализируемое понятие, заключается в том, что и само право представляет собой многогранное явление, включающее в себя право естественное и позитивное, объективное и субъективное. Реализация права должна быть понята с учетом такого его разнопланового содержания.
      Реализация  права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юридические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму.
      Юридические механизмы реализации права многообразны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны.
      В романо-германской правовой системе процесс правореализации включает в себя следующие этапы.
      Первый  этап - возведение естественного права  в закон (позитивное право), придание ему нормативной формы. Ядро естественного  права составляют права человека, его социально-правовые притязания, вытекающие из природы человека и  общества. Для реализации этих притязаний необходимо законодательное, нормативное  признание их государством. Возведение прав человека в закон означает: а) их конституционное закрепление; б) их закрепление в текущем законодательстве.
      На  втором этапе включаются различные  механизмы реализации закона, с помощью  которых происходит перевод предписаний  закона в конкретное содержание субъективных прав и юридических обязанностей. Механизмы эти многообразны: конкретизация закона в подзаконных нормативных актах правительства, министерств, ведомств, органов самоуправления и др., в локальных нормативных актах; разъяснение норм закона в актах официального толкования; процессуальные нормы, регулирующие процедуры принятия, применения и принудительного исполнения закона; многообразные акты применения норм права. Сюда же входит деятельность государственных органов по подготовке и принятию Правовых актов.
     Третий, заключительный, этап представляет собой  собственно реализацию права. Именно здесь  права из возможности превращаются в действительность, и это превращение  происходит по воле обладателя права, т. е. от субъекта права зависит, будет  ли право реализовано, когда и  в каких пределах.
      В англосаксонской правовой системе процесс правореализации идет иначе.
      Возведение  правовых притязаний, т. е. естественного  права, в ранг обязательной нормы  осуществляется судом. Суд, рассматривая конкретное юридическое дело, тщательно анализирует фактические обстоятельства возникшего спора, притязания сторон и, определяя их взаимные права и обязанности, разрешает конфликт. В качестве нормативного основания при разрешении дела выступает прецедент - ранее вынесенное судебное решение по аналогичному делу.
      Механизм  реализации правового притязания в  англосаксонской правовой системе более прост, нежели в романо-германской, поскольку не требует предварительного законодательного закрепления. Опасность же судейского произвола не следует преувеличивать, ибо всегда есть возможность обжалования судебного решения в вышестоящий суд. Заметим, что, например, в Англии, где и сформировалось англосаксонское право, высшей судебной инстанцией является Палата лордов - верхняя палата английского Парламента.
      Итак, для понимания того, что такое  реализация права, необходимо уяснить  следующее: в реализации права в  принципе заинтересован только тот, кто имеет субъективное право, т. е. субъект права. Все иные лица - обязанная сторона, правоприменитель, законодатель - действуют, в конечном счете, в интересах управомоченного. Деятельность названных лиц и органов, юридические нормы, которые эту деятельность регулируют, в совокупности образуют сложный и многоаспектный механизм реализации права. Следовательно, решение вопроса о том, будет право реализовано или нет, зависит от его обладателя. Лишь по его воле может быть использован, введен в действие механизм реализации права. Важно лишь, чтобы такой механизм был в наличии, мог действовать качественно и эффективно.
      Частью  механизма реализации права выступают  механизмы защиты субъективного права, т. е. механизмы юридической ответственности. В процессе защиты право восстанавливается, и вновь появляется возможность его реализации. Юридическая ответственность в известной мере обеспечивает охрану субъективных прав от незаконных посягательств и тем самым создает необходимые условия для их реализации.
     Непосредственная  реализация, т.е. осуществление права  в фактическом поведении, происходит в трех формах (см. Приложение №1).
     Форма первая - соблюдение запретов. Здесь  реализуются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюдения запретов необходимо воздержание от запрещенных действий, т. е. пассивное поведение. Так, ч. 3 ст. 8 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено: «Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей». Для соблюдения, зафиксированного, в данной норме запрета требуется, пассивное поведение: воздержание от представления к назначению на должность судьи, если нет согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
     Все охранительные нормы содержат запрет, который, хотя и не формулируется  прямо, логически вытекает из смысла нормы: если за какие-то действия в санкции  нормы установлена юридическая  ответственность, то очевидно, что такие  действия запрещены законодателем. Подобного рода запреты установлены  нормами Особенной части Уголовного кодекса и нормами Кодекса об административных правонарушениях.
     Форма вторая — исполнение обязанностей. Это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т. п.. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ «кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования».
     Форма третья - использование субъективного  права. В такой форме реализуются  управомочивающие нормы, в диспозициях  которых предусмотрены субъективные права. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом». Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право, может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует по прямому назначению), посредством совершения юридических действий (передача вещи в залог, дарение, продажа и т.д.), через предъявление требования к обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т. е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном порядке).

  1.3. Применение права

 
     Реализация  права в большинстве случаев  происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.
      Во-первых, в механизме реализации отдельных  норм заранее запрограммировано  участие государства. Это, прежде всего нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Например, реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину. Выделение жилья из муниципального или государственного жилого фонда требует индивидуального властного решения соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т. е. путем принятия индивидуальных властных решений, гражданам и организациям выделяются земельные участки, находящиеся в собственности государства.
      Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т. е. акты применения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).
      В-третьих, право применяется в случаях  возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный орган (так, хозяйственные споры между организациями рассматривают арбитражные суды).
     В-четвертых, применение права необходимо для  определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.
     Таким образом, применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц  по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
     Применение  права имеет следующие признаки:
      1) осуществляется органами или  должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;
      2) имеет индивидуальный характер;
      3) направлено на установление конкретных  правовых последствий - субъективных  прав, обязанностей, ответственности;
     4) реализуется в специально предусмотренных  процессуальных формах;
     5) завершается вынесением индивидуального  юридического решения.

  1.4. Стадии применения права

 
      Применение  норм права - сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия - установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая - выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья - принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья - заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение - акт применения права. 
 
 


        

        

        

        

      
        
 

      1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. При совершении преступления это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора - обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т.д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами - материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т. д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.
      Сбор  доказательств может быть сложнейшей Юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработной плате и др.
      К доказательствам, с помощью которых  устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.
      Требование  относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т.е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии со ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
      Требование  допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальные законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (п. 1 ст. 79 УПК).
      Требование  полноты
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.