На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фирма и предпринимательство. Современные формы предпринимательства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 20 С. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: 
 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
 
    ТЕМА:
 
Фирма и предпринимательство.
Современные формы предпринимательства.
 
 
 
 
          Факультет                                               финансово-учётный
      Специальность                                           финансы и кредит 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2011 год.
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
 
I  глава
 
ФИРМА – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО  ЭКОНОМИКИ
 
1.1 Фирма  как экономическая единица....................................................................4
1.2 Предпринимательство, бизнес, коммерция.......................................................8
1.3 Предприниматель.  Культура предпринимательства.......................................12
 
II  глава
 
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
2.1 Теории  предпринимательской функции и прибыли.......................................17
2.2 Трансакционная  теория фирмы........................................................................22
2.3 Теория  фирмы: технологический и институциональный  подходы...............24
 
III  глава
 
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
3.1  Классификация  предприятий по формам собственности  на капитал..........27
3.2  Классификация  предприятий по степени концентрации  производства......38
3.3  Особенности предпринимательской деятельности в России........................42
 
Заключение
 
Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ВВЕДЕНИЕ
 
              "Идеи  экономистов и  политических мыслителей  – и когда они  правы, и когда  ошибаются, - имеют  гораздо большее  значение, чем принято  думать. В действительности только они правят миром".
               Джон  Мейнард Кейнс
    Данная  работа посвящена вопросам, связанным  с такими категориями, как фирма  и предпринимательство. На мой взгляд, проблемы, касающиеся современного состояния  предпринимательства в мире и  в частности в нашей стране, имеют колоссальные масштабы и не должны быть оставлены без глубокого изучения. Ведь за последние несколько лет популярность предпринимателей достигла своего апогея. Никогда еще не писали так много о немногих. И по сей день тяга к предпринимательству сильна как никогда, особенно в рамках экономики с огромным аппетитом по части новых услуг и новых технологий. Каждый год по России тысячи предпринимателей учреждают новые коммерческие фирмы. Предпринимательство позволяет практически каждому человеку, желающему добиться успеха, сделать это. Поэтому неудивителен возрастающий с каждым годом интерес к личности бизнесмена. Современный бизнес представляет собой сложную систему, с закономерностями которой просто необходимо познакомиться.
    Главной целью моей работы является раскрытие сущности предпринимательства, выявление основных парадоксов и главных проблем современного бизнеса, обозначение роли предпринимателя в современном обществе. Говоря о роли предпринимательства в России, очень важно проиллюстрировать современное его состояние путём приведения статистических данных за последние годы. Моей основной задачей является на основе изученного материала осветить наиболее актуальные аспекты бизнес-деятельности, определить положение фирмы в экономике, изложить классические и современные теории и концепции экономического развития, обозначить распространённые классификации фирм по различным критериям.
 
 
 
    I  ГЛАВА
     ФИРМА – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ
 
    
      Фирма как экономическая  единица
 
    ФИРМА – это экономическая единица, нанимающая факторы производства для изготовления продукции – товаров или услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству. Фирмы относят к сектору производителей. Экономисты выделяют следующие СВОЙСТВА фирм:
    1) каждая фирма принимает единое решение. Это позволяет экономистам рассматривать фирму как первичную, единую компоненту производственного процесса, а домохозяйства – аналогичной компонентой процесса потребления;
    2) большинство решений фирмы принимают,  преследуя единственную цель – получить максимальную прибыль;
    3) фирмы являются полновластными  пользователями факторов производства. На ресурсном рынке роль фирм  аналогична роли, которую играют  домохозяйства на рынке товаров  и услуг.
    Мотивов, стимулирующих каждую фирму участвовать в столь сложном и рискованном процессе как производство товаров и услуг, и принципов, которыми она руководствуется в своей деятельности, может быть много – и желание проявить себя, и благотворительность, и нанесение минимального экологического урона, и зависть и т.п. Однако экономисты считают, что главным мотивом любого частного предпринимателя является возможность получения прибыли, а основным принципом деятельности каждой фирмы служит достижение максимальной прибыли. Иными словами, экономическая наука строится на предположении, что любая фирма, принимая свое решение, всегда будет придерживаться той альтернативы, которая обещает принести ей максимальную прибыль.
    В западной экономической литературе разработаны теории оптимизации  деятельности фирмы, в основе которых не заложен принцип максимизации прибыли. По мнению некоторых исследователей, целью фирмы является максимизация не прибыли, а объема продаж. Утверждается, что менеджеры стремятся проводить политику фирмы так, чтобы получать какой-то минимальный уровень прибыли, удовлетворяющий держателей акций и создающий у них иллюзию благополучия, а основные усилия направлять на увеличение объема продаж. Это отражается на престиже фирмы. В крупной корпорации менеджер получает жалование, значительно превышающее жалование менеджера мелкой высокорентабельной корпорации.
    ФАКТОРЫ производства – экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные  в процесс производства ресурсы. В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия, поэтому производство всегда есть единство его факторов.
    В экономической теории выделяют четыре основных фактора производства, с  помощью которых осуществляется производство товаров и услуг.
    Земля.  Экономист вкладывает в понятие «земля» гораздо больше, чем большинство людей. К понятию "земля" относятся все естественные ресурсы – все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.
    Капитал. Понятие "капитал", или "инвестиционные ресурсы", охватывает все средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием.
    Здесь важно отметить еще два момента. Во-первых, инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, термин "капитал" не подразумевает деньги. Правда, экономисты часто говорят о "денежном капитале", имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако деньги, как таковые, ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал – инструменты, машины и другое производительное оборудование – это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.
    Труд. Это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг (за исключением особого вида человеческого таланта – предпринимательской способности, которую мы рассмотрим отдельно в силу ее специфической роли в капиталистической экономике).
    Предпринимательская способность. Наконец, можно раскрыть тот особый человеческий ресурс, который мы называем предпринимательской способностью, или предприимчивостью. Обозначим специфическое значение этого термина, определив четыре взаимосвязанные ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ:
    1. Предприниматель берет на себя  инициативу соединения ресурсов  земли, капитала и труда в  единый процесс производства  товара или услуги. Выполняя роль  свечи зажигания и катализатора, предприниматель одновременно является  движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.
    2. Предприниматель берет на себя  трудную задачу принятия основных  решений в процессе ведения  бизнеса, то есть те креативные  решения, которые и определяют курс деятельности предприятия.
    3. Предприниматель – это новатор,  лицо, стремящееся вводить в обиход  на коммерческой основе новые  продукты, новые производственные  технологии или даже новые  формы организации бизнеса.
    4. Предприниматель – это человек, идущий на риск. Это следует из тщательного изучения других трех его функций. В капиталистической системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки и, в конце концов, банкротство. В общем, предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами – своими собственными и своих компаньонов или акционеров.
    ФАКТОРЫ предпринимательской деятельности: 
- условия повышенного риска; 
- быстрая смена направлений деятельности; 
- при необходимости быстрая смена места осуществления деятельности; 
- инвестирование в новые не выпускавшиеся ранее виды товаров.

    СУЩНОСТЬ  предпринимательства проявляется  в следующих принципах:
    Ориентация на человека – он главная ценность и предприятия, и общества в целом.
    Этот  принцип реализуется в России также как и во всем мире. В  конечном счете, потребитель продукции  или услуг предпринимателя является человек. Даже если продукция используется для производственных нужд, решение покупать или не покупать продукцию предпринимателя решают руководители фирм потребителей.
    Беззаветное служение покупателю. Предприятие работает на него и существует благодаря ему.
    Этот  принцип, безусловно, совпадает и у наших предпринимателей. и у американских, и у любых других. За одним исключением, если предприниматель не является жуликом. Кстати, наши российские законы позволяют зарабатывать огромные суммы денег нечестным 
с точки зрения справедливости способом, пользуясь доверием наших граждан и непониманием происходящих процессов во властных структурах. Например, будучи руководителем предприятия, наш предприниматель имеет несколько законных способов увода активов от их собственников.

    Создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, демократических традиций, соблюдение этических норм поведения.
    Третий  принцип предпринимательства в  России только зарождается – культурная среда фирмы, демократия и этические  нормы поведения развивались на Западе сотню лет, а Россия в этом смысле остановилась на уровне дикого капитализма начала века. Только сейчас начались разговоры о необходимости кодекса корпоративного управления. Но и то пока этот 
документ будет носить рекомендательный характер.

    Постоянное стремление вырваться вперед. Опередить, успеть, обойти, превзойти конкурента. Максимальное использование преимуществ конкурентной среды.
    Постоянное  стремление вырваться вперед проявляется  в России в грубых и нецивилизованных формах. Умышленные банкротства, увод активов, вооруженные захваты предприятий конкурентов, теракты, использование властных и силовых структур для устранения конкурентов – вот способы, которыми нередко пользуются многие российские предприниматели для достижения успеха.
    Итак, фирма представляет собой хозяйственное  звено, реализующее собственные  интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг  путём планомерного комбинирования факторов производства.
 
    
      Предпринимательство, бизнес, коммерция
 
    Во  все времена человек искал способы лучшей жизни. Одни при этом эксплуатировали рабов, другие крепостных крестьян, третьи торговали, используя свое исключительное положение в обществе. Испанцы искали золото инков и вывозили затем в Европу, становясь при этом сказочно богатыми. Государство эксплуатировало собственный народ в лагерях и 
таким образом получало богатство для избранных. Предпринимательство как явление, получившее развитие с возникновением капиталистических отношений, капиталистического способа производства так же позволяет получить значительное богатство при определенных условиях, но оно в корне отличается от вышеприведенных способов добиться благополучия или успеха в жизни. Предпринимательство позволяет практически каждому человеку, желающему добиться успеха, сделать это.

    Предпринимательство как процесс – это, пожалуй, поиск  наилучшего применения основных трех факторов производства – земли, труда  и капитала. При этом предприниматель  получает вознаграждение, несоизмеримое  с обычной заработной платой. Этот дополнительный доход некоторые экономисты называют предпринимательским доходом.
    "Предпринимательская  деятельность – организация и  соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных  благ и услуг, удовлетворяющих  общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя". 1
    Основными УСЛОВИЯМИ существования и развития предпринимательской деятельности являются:
    относительная обособленность и экономическая свобода предпринимателей;
    наличие рыночного пространства;
    развитые товарно-денежные отношения;
    собственность на средства производства и конечный продукт деятельности, а также  возможность получать или передавать права собственности на экономические  блага.
    Термин "предпринимательская деятельность" используют, когда хотят подчеркнуть новаторскую сторону предпринимательства, новое качество как самой деятельности, так и её результатов.
    Предпринимательство и бизнес тесно связаны друг с  другом, но являются всё же разными  понятиями. Бизнес – это более  общее понятие процесса создания новой стоимости, прибыли предпринимателя. В процессе бизнеса используется уже имеющаяся к этому времени идея, патент, собственное изобретение предпринимателя.
    С другой стороны в уже готовом, функционирующем бизнесе постоянно  должны применятся новые технологии, новые, более эффективные способы организации бизнеса. Все это возможно при наличии предпринимательства или, можно сказать, духа предпринимательства. В уже работающем бизнесе основные его владельцы должны создавать условия, чтобы каждый сотрудник организации чувствовал себя предпринимателем. Когда в организации умирает дух предпринимательства, то этот бизнес умирает, под прессом конкурентов и новых технологий.
    Бизнес  и рынок неразрывны, они существуют и развиваются вместе.
    В процессе эволюции рыночной экономики изменяется и экономическая организация бизнес-деятельности вместе с изменениями условий её существования.
    С усилением экономической роли государства и общественных организаций видоизменяется характер социального заказа. Государство становится не только одним из заказчиков (наряду с индивидуальными потребителями и другими фирмами), но и регулятором бизнеса.
    С развитием кредитно-финансовой системы бизнес-деятельность всё больше зависит от возможностей привлечения и использования заёмных средств. Банковская сфера становится не только особым объектом бизнеса, но и пронизывает все остальные формы предпринимательства.
    Изменяются отношения собственности в процессе организации бизнеса. В результате отделения управления от собственности непосредственным субъектом бизнес-деятельности становится профессиональный управляющий – менеджер. Общую координирующую функцию при этом продолжает выполнять собственник капитала.
    Таким образом, современный бизнес представляет собой систему отношений между непосредственными организаторами производства и теми лицами, организациями и структурами, которые образуют внутреннюю и внешнюю среды бизнес-деятельности.
    Внутренняя  среда складывается из отношений  между собственниками капитала, менеджерами  и наёмными работниками. Внешняя же характеризуется взаимодействием организаторов бизнеса с государственными и общественными структурами, поставщиками, кредиторами и потребителями. При этом каждый вовлечённый в систему деловых отношений контрагент имеет собственные интересы.
 
Участники бизнес-деятельности Их  интересы
Внутренняя  среда
Собственник капитала Сохранение  и умножение капитала; Получение постоянных и устойчивых доходов;
Право принимать  окончательные решения
Менеджер Получение прибыли  и развитие фирмы; Собственные интересы
Наёмные работники Высокая заработная плата; Надёжность  рабочего места, хорошие условия  труда;
Высокий уровень социальной защищённости
Внешняя среда
Государство и общественность Создание рабочих  мест, социальное равновесие; Конкурентоспособность на мировом рынке;
Получение налоговых доходов;
Стабильность  цен;
Защита  окружающей среды и интересов  потребителя
Поставщики Высокие доходы и низкие расходы; Стабильность  договорных связей
Кредиторы Высокие проценты; Гарантия  возврата кредита;
Возможность влияния на фирмы
Потребители Широкий выбор, высокое качество, низкие цены; Высокий уровень сервисных услуг
 
    Очевидно, что такое многообразие интересов  очень трудно, подчас даже невозможно реализовать бесконфликтно. Поэтому  экономический и социальный успех бизнес-деятельности зависит от того, насколько удалось минимизировать разрыв между интересами отдельных контрагентов и добиться динамического равновесия между их целями.
    Теперь  можно определить сущность термина "коммерческая деятельность", или просто "коммерция". Коммерция – это торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. В широком смысле это одна из форм бизнес-деятельности, связанная со сферой торговли. В узком смысле это часть любого бизнеса, связанная с заключением торговых сделок. Основная роль современной коммерции – всестороннее обслуживание непосредственно производства и рационализации сферы обращения. К новейшим формам коммерческой деятельности можно отнести:
    лизинг – своеобразное сочетание аренды и кредита для реализации средств производства;
    факторинг – ускорение торговых сделок по реализации продукции путём покупки у производящей фирмы требований к своим клиентам.
 
         Предприниматель.  Культура предпринимательства
 
    В последние несколько лет популярность предпринимателей достигла своего апогея. Никогда еще не писали так много о немногих. Но и по сей день тяга к предпринимательству сильна как никогда, особенно в рамках экономики с колоссальным аппетитом по части новых услуг и новых технологий. Каждый год по России тысячи предпринимателей учреждают новые коммерческие предприятия. Некоторые потерпят неудачу, несмотря на наличие изящных бизнес-планов и значительных успехов в своей предшествующей деятельности в качестве служащих корпораций. Другие преуспеют, несмотря на почти полное отсутствие предшествующего опыта. Разница между победителями и проигравшими нередко состоит в том, что многие подаются в бизнес, чтобы заработать достаточное количество денег и обеспечить себе и своей семье безбедное существование. Однако удается получить доходы от своего нового бизнеса далеко не многим. Безусловно, помимо объективных факторов (таких, как наличие бизнес-плана, финансовой поддержки, опыта, квалифицированного персонала и т. д.) важную роль играют субъективные и личные качества самого предпринимателя. Если человек, открывший новый бизнес, уверен в себе, стремится к четко намеченной цели, шансов победить и  преуспеть у него гораздо больше.
    Процесс предпринимательства, на каком бы иерархическом  уровне он ни осуществлялся, независимо от сферы совершения сделки тесно связан с культурной средой, которая структурно — по отношению к фирме — подразделяется на внешнюю культурную среду и внутреннюю культурную среду.
    Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на поведение субъектов и объекта предпринимательства.
    Внутренняя  культурная среда относится к микросреде фирмы и имеет отношение как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.
    Состав  культурной среды характеризуется совокупностью факторов, к которым относят политику, технологию, образование, искусство, ценности и отношения, религию, язык, правоведение, социальный статус. Рассмотрим влияние каждой из этих категорий на развитие фирмы.
    Политика  является всем известной категорией, однако не все предприниматели учитывают возможности этого фактора культуры в организации предпринимательства. Изучение политики может помочь понять потенциал общественного вклада той или иной страны в деловой климат фирмы. Стабильность политического климата, характеристики группировок, партий, поддерживающих зарубежный бизнес или препятствующих ему, степень влияния каждой из этих группировок — это те факторы, которые позволяют оценить степень предпринимательского риска в политическом отношении.
    Технология  — это область точных понятий, методов, измерений и знаний. Изучение технического уровня среды предпринимательства может дать информацию об уровне развития и потенциале рынка, о степени развитости его инфраструктуры, о том, какова степень урбанизации и развития "промышленных ценностей", а также выявить отношение к науке и нововведениям, установить научный потенциал, возможности проведения научных исследований.
    Образование и искусство, их уровень и профиль редко учитываются в организации предпринимательской деятельности. Однако сравнительный анализ этих факторов культуры может оказать помощь при изучении грамотности и ее влияния на техническое и профессиональное обучение, а также на эффективность рыночных связей и предпринимательских отношений. Образовательный уровень формирует к тому же отношение к ценностям, что целесообразно определять при формировании и развитии предпринимательской деятельности.
    Религия оказывает большое влияние на экономическую деятельность. Основные мировые религии — христианство, буддизм и ислам — имеют несколько разновидностей (например, католицизм и протестантство). Своеобразный взгляд на мир и истинные ценности, как и отправление религиозных обрядов, может стимулировать или препятствовать стремлениям к переменам, применению новых методов в предпринимательстве. Для успешного осуществления предпринимательской деятельности необходимо учитывать развитость и роль религии в каждой стране, где планируется организация бизнеса.
    Язык  является основой, средством всех коммуникаций. В предпринимательской деятельности, — как на национальных, так и на международных рынках — требуется знание нескольких языков. Английский язык является доминирующим, более половины деловой переписки в мире осуществляется на этом языке. Есть страны, где стремятся пользоваться только своим языком, например во Франции. Это следует учитывать при организации бизнес-коммуникаций предпринимателям, бизнесменам, деловым людям.
    Правоведение  — знание законов своей страны, которые отражают нормы и правила отношений к ценностям, к собственности, защите личности, не должны восприниматься предпринимателями как второстепенный элемент культуры. Сравнение и знание различных систем законодательства могут способствовать пониманию традиций бизнеса в различных странах. Это может помочь избежать конфликтов, а в случае необходимости обратиться к органам правовой защиты.
    Социальный  статус населения, социальные особенности организации общества и первой его ячейки — семьи в предпринимательстве имеют такое же значение, как и другие факторы культурной среды. Предприниматель в этом контексте должен знать, представляют ли его деловые партнеры семейные фирмы или же он будет иметь дело с профессиональными партнерами. Не менее важным является исследование социальной стратификации населения, чтобы установить, существует ли заметная разница между высшими, средними и низшими классами и каково их отношение к предпринимательству. Исследование и знание социальных особенностей общественных организаций позволяют установить, будут ли они содействовать или противостоять успеху в деятельности предпринимателя в конкретных социальных условиях.
    Культура, согласно выражению Г. Хофстеда, может  рассматриваться как "коллективное программирование мышления".2  В этом смысле особое значение приобретает уровень организационной культуры, которая представляет собой способность фирмы (личности) эффективно соединять, интегрировать элементы всего комплекса взаимосвязанных факторов и процессов в системе предпринимательства.
 
    Организационная культура это комплексная характеристика развитости той или иной социально-экономической структуры, присущих ей типа и формы организации жизни и деятельности людей, уровня их организационных знаний (ценностей), навыков (традиций), умений, мышления и сознания.
    Культура  предпринимательской деятельности зависит от культуры каждого сотрудника фирмы и в первую очередь от организационной культуры руководителя фирмы. Культурный предприниматель должен уметь моделировать, видеть горизонты предпринимательской деятельности своей фирмы, побуждать к работе и стимулировать работу других, воплощать намеченное в жизнь, уметь в любых ситуациях принимать решения и брать ответственность на себя. Для этого предприниматель должен быть наделен оригинальным воображением и хорошим умением сводить сложное к простому, чтобы выделить главное, определить будущее предприятия на несколько лет вперед.
    Важнейшим фактором культуры предпринимателя  является его квалификация как специалиста, которая предполагает знание им философии  всей технологии, экономики и инструментария предпринимательства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     

 
 
 
 
 
 
 
 
    II  ГЛАВА
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 
    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
         Теории предпринимательской  функции и прибыли
 
    Предпринимательство как несение бремени  риска или неопределённости: Р. Кантильон, И. Тюнен, Ф. Найт
    Ричард  Кантильон был одним из самых  значительных предшественников классической школы, который посвятил предпринимательству  небольшой фрагмент своей единственной книги "Эссе (очерк) о природе торговли вообще" (1755 г.). Он впервые ввёл термин "предприниматель" в экономическую теорию, обозначив так человека, покупающего по известной цене, а продающего по неизвестной, и, следовательно, несущего риск. Кантильон подчёркивает, что предприниматель вовсе не обязательно должен что-либо производить или заниматься предпринимательской деятельностью на свои деньги. Так что предпринимательская функция у Кантильона чётко отличается от функций капиталиста и управляющего. Взаимодействию предпринимателей (коммерции) он придавал первостепенное значение в экономике.
    Следующий этап развития идеи о том, что сутью  предпринимательской функции является несение бремени риска, связан с  именем И. Тюнена. Во втором томе своей  работы по названием "Изолированное  государство" (1850 г.) он определяет прибыль  предпринимателя как остаточный доход, получающийся, если из валовой прибыли вычесть процент на инвестированный капитал, плату за управление и страховой взнос. Таким образом, доход предпринимателя, по Тюнену, связан не просто с риском, а с риском непредсказуемым, неисчислимым, от которого нельзя застраховаться.
    Попытку примирить основанную на неисчислимом риске теорию предпринимательства  с маржиналистским подходом предпринял Фрэнк Найт. В своей книге "Риск, неопределённость и прибыль" (1935 г.) он развивает различие между исчисляемым и неисчисляемым риском. Первый он называет собственно риском, а второй – неопределённостью. Риск предполагает известный набор исходов, для которого существует известное распределение объективных вероятностей. Другое дело – ситуация "подлинной неопределённости",3 в которой ни вероятности, ни даже полный набор возможных исходов неизвестны, так как отсутствует прецедент. Эта неопределённость не может быть ни застрахована, ни капитализирована, ни оплачена в форме заработной платы. Итак, предпринимателем, согласно Найту, является человек, берущий на себя бремя подлинной неопределённости и избавляющий от него своих "поставщиков". Он несёт полную ответственность за то, что собственники ресурсов получают их рыночную цену. Для того, чтобы специализироваться на этой функции, предпринимателю требуются специфические личные качества, прежде всего интуиция.
    Предпринимательство как координация  факторов производства:
Ж.-Б. Сэй
    Важный  вклад в развитие теорий предпринимательства  внёс Ж.-Б. Сэй, изложивший теорию производства и распределения, отводящую важную роль предпринимателю, в своих трудах  "Трактат политической экономии" (1803 г.) и "Полный курс практической политической экономии" (1828 г.). Главную функцию предпринимателя он видел в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого фактора, включающего не только труд, но и научные знания, необходимые для производства продукта и организации производственного процесса. Выполнение этих функций связано с известной долей риска, хотя Сэй не подчёркивает её значение. Величина факторных доходов, согласно Сэю, определяется законами спроса и предложения. В доход предпринимателя кроме заработной платы входят также процент на принадлежащий ему капитал (если этот капитал участвует в деле) и премия за риск.
    Таким образом, в трактовке Сэя предпринимательство имеет сходство с другими факторами производства. Однако доход предпринимателя, в том числе и заработную плату, Сэй считает остаточным. Предприниматель олицетворяет спрос на рынке факторов производства и, следовательно, выплачивает каждому из них свою долю. В целом, предприниматель у Сэя ближе к менеджеру (причём в широком понимании, с учётом творческих аспектов его деятельности) и четко отличается от капиталиста.
    Предпринимательство как новаторство: Й. Шумпетер
    Йозеф Шумпетер относится к самым оригинальным мыслителям первой половины XX века. Историю политэкономии он рассматривал как процесс восходящего развития аналитического аппарата и методов исследования экономических явлений. Известен концепцией экономической динамики, центральное место в которой отводится предпринимательской функции. Шумпетер выдвинул теорию «эффективной конкуренции», которая изображает рыночный механизм в эпоху «большого бизнеса» как плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующихся на нововведениях и придающих особый динамизм экономическому развитию. Ему принадлежит динамическая концепция цикла, где цикличность рассматривается как закономерность экономического роста. Согласно этой концепции, движущая сила процветания – массовые инвестиции в основной капитал, которые служат воплощением определённых новшеств. Кризисы, согласно логике Шумпетера, не являются неизбежными. Они возникают как следствие панической реакции на закономерное прекращение бума. Важнейшая роль в теории циклов отводится кредиту, который создает возможность вовлечения в экономический оборот дополнительных экономических ресурсов и тем самым реализации нововведений. Марксистской теории социалистической революции Шумпетер пытался противопоставить вывод о неизбежности постепенной трансформации частнопредпринимательского капитализма в экономическую систему, развитие которой будет регулироваться и направляться государством.
    Из  книг Шумпетера всемирную известность  получили три: "Теория экономического развития" (1912 г.), глубокий экономико-социологический трактат "Капитализм, социализм и демократия" (1942 г.) и "История экономического анализа" (1954 г.). Он был убеждённым сторонником и энергичным проповедником маржинализма.
    Шумпетер  описывает гипотетическое стационарное состояние "кругооборота", которое  характеризуется неизменным набором, количеством, а также способами  употребления всех производимых благ. В этих условиях полной информации о настоящем и будущем продукт  без остатка распределяется между владельцами производительных благ, так что не возникает не только остаточный доход, но и процент.
    Для того чтобы экономика сошла со своей привычной траектории и "резко  изменила свои собственные показатели", 4  должны быть осуществлены так называемые "новые комбинации", основными видами которых являются:
    производство новых благ;
    применение новых способов производства и коммерческого использования существующих благ;
    освоение новых рынков сбыта;
    освоение новых источников сырья;
    изменение отраслевой структуры (создание или подрыв монополии) 5
    Всем  этим экономическим новаторством занимаются люди, которых Шумпетер назвал предпринимателями. Он указывает два способа извлечения производительных благ из старых и  привлечения в новые, потенциально более производительные: командная власть и кредит – создаваемые банками деньги (для рыночной экономики).
    Личные  свойства предпринимателя отмечали многие теоретики, но только Шумпетер попытался их систематизировать. Это  специфическая мотивация, требующая не удовлетворение потребностей, а активной деятельности ради создания "империи", победы над соперниками и радости творчества. Это своеобразный интеллект, сильная воля и развитая интуиция.
    Говоря  о предпринимательском доходе, Шумпетер раскрывал его сущность. Так, предприниматель, изымающий ресурсы из старых комбинаций, должен предложить за них больше, чем было принято раньше, поэтому издержки его ещё больше возрастут. Но затем они будут покрыты и вдобавок будет получен остаточный доход – прибыль. Источником этого дохода Шумпетер считает временное монопольное положение, которое приобретает добившийся успеха предприниматель. Он рассматривает здесь два типа новых комбинаций. Первый связан с усовершенствованием производства старого блага и снижением издержек (внедрение новой технологии, использование нового источника сырья, укрепление фирмы). 6 Второй связан с открытием новых рынков: производство совершенно нового блага или нахождение новых рынков сбыта для блага уже существующего. 7
    Итак, из новаторской функции предпринимателя Шумпетер выводит не только прибыль, но и процент и даже экономический цикл.
    Влияние концепции Шумпетера на теорию предпринимательства  было подавляющим, однако главное направление  экономической теории продолжало её игнорировать, поскольку она не укладывалась в рамки статического равновесного анализа.
    Теории  специфической предпринимательской  функции и прибыли как остаточного  дохода нельзя назвать интегрированными в основное неоклассическое течение  экономической науки. Характерный  для этой теории неравновесный подход, подчёркивание неустранимой неопределённости и субъективных моментов, связанных с личностью типичного предпринимателя, противоречат неоклассической парадигме исследований. Однако на более конкретном уровне анализа экономическая теория предпринимателя продолжает существовать и изучаться.
 
    2.2      Трансакционная теория  фирмы
 
                 "Наиболее  важной формой  приспособления к  проблеме существования  трансакционных издержек  является возникновение  фирмы".
    Рональд Коуз 8
      В неоклассической теории понятие фирмы фактически сливалось с понятием производственной функции. Вследствие этого в ней даже не возникало вопросов о причинах существования фирм, особенностях их внутреннего устройства и т. д. Можно сказать, что она ставила знак равенства между фирмой и индивидуальным экономическим агентом.
    Трансакционная  теория фирмы представляет собой  попытку преодолеть такой упрощённый подход. Её развитие шло под знаком нескольких фундаментальных идей, связанных  с именами ряда выдающихся экономистов. В 1937 году Р. Коузу впервые удалось поставить и частично разрешить вопрос, который традиционной теорией даже не ставился: почему существует фирма, если есть рынок?
    Хотя  основоположником трансакционной теории по праву считается Коуз, хронологически ей предшествовала концепция Ф. Найта, изложенная в книге "Риск и неопределённость" (1921 г.).  Отличительным признаком фирмы он считал отношения найма и связывал её существование с тем, что она способствует лишнему распределению риска между рабочими (стремящимися избегать риск) и предпринимателями (нейтральными к риску). В обмен на стабильную оплату, застрахованную от случайных колебаний, рабочие соглашаются подчиняться контролю предпринимателя.
    Объяснение  Коуза было иным. По его мнению, соображения  экономии трансакционных издержек являются решающими при выборе организационной формы и размеров фирмы. Именно стремлением избегать издержек по заключению сделок на рынке можно, согласно Коузу, объяснит существование фирмы, в которой распределение ресурсов происходит административным путём (посредством приказов, а не на основе ценовых сигналов). В пределах фирмы сокращаются затраты на ведение поиска, исчезает необходимость частого перезаключения контрактов, деловые связи приобретают устойчивость.
    Но  тогда возникает обратный вопрос: зачем нужен рынок, если вся экономика может быть организована наподобие единой фирмы (идеал К.Маркса и других социалистов)? На это Коуз отвечал, что административный механизм также не свободен от издержек, которые нарастают по мере увеличения размеров организации. Поэтому границы фирмы, по его мнению, будут проходить там, где предельные издержки, связанные с использованием рынка, сравниваются с предельными издержками, связанными с использованием иерархической организации.
    Следующий шаг в развитии трансакционного подхода был сделан в работе А. Алчиана и Г. Демсеца "Производство, информационные издержки и экономическая организация" (1972 г.). Сущность фирмы они выводили из преимуществ кооперации, когда, совместно используя какой-либо ресурс в составе целой "команды", можно достигать лучших результатов, чем действуя по одиночке. Однако производство единой "командой" затрудняет оценку вклада каждого участника в общий результат, порождая стимулы к оппортунизму. Отсюда – потребность в контроле. Агент, берущий на себя по соглашению с другими участниками функции контролёра, становится собственником фирмы.
    Огромный  вклад в развитие трансакционной теории фирмы был внесён О.Уильямсоном. В своём труде "Экономические  институты капитализма" (1985г.) он пишет, что фирма обеспечивает более надёжную защиту специфических ресурсов от "вымогательства" и позволяет их владельцам быстрее приспосабливаться к непредвиденным изменениям. Это – лейтмотив его концепции. Однако лучшая адаптация достигается ценой ослабления стимулов.
    Близка  к этим идеям концепция Д. Крепса (1990 г.), строящаяся вокруг понятия "организационной  культуры". Из-за неизбежной неполноты  контрактов критическое значение для  любой фирмы имеет вопрос об адаптации  к неожиданным изменениям. Но необходимую  свободу манёвра ей удаётся получить, только если её работники будут твёрдо уверены, что она не злоупотребит этой свободой во вред им. Организационная культура и связанная с ней репутация – довольно ценный ресурс.  
    Несмотря  на множественность подходов, трансакционная теория выделяет несколько сквозных характеристик, определяющих сущность фирмы. Это существование сложной сети контрактов, долговременный характер отношений, производство единой "командой", административный механизм координации посредством признаков, инвестирование в специфические активы. Во всех из них фирма выступает как орудие по экономии трансакционных издержек.
    Важнейшие выводы теоретиков трансакционной концепции  таковы: в экономике складывается рынок организационных форм, на котором  фирмы разного типа вступают между собой в конкуренцию. Процветание лучших и отмирание худших организационных форм определяются в конечном счёте их способностью обеспечивать экономию трансакционных издержек. Не существует абсолютных преимуществ одного вида форм перед всеми остальными. Каждая форма собственности имеет свой набор трансакционных издержек, который при определённых условиях может превращать её в наиболее эффективную.
 
    2.3     Теория фирмы:  технологический  и институциональный  подходы
 
    В экономической теории существует два известных подхода к рассмотрению природы фирмы.
    Технологический подход сформировался на базе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. В экономической литературе этот подход часто фигурирует как функциональный, что подчёркивает способ анализа поведения фирмы. В его основе лежит предположение о том, что всегда есть возможность определить функцию, выражающую максимальный объём выпуска при заданном уровне развития техники и технологии, при всех возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии. Такая функция в экономической теории получила название производственной.
    В рамках технологического подхода проблема определения оптимального размера, или границ фирмы, является центральной. В этом поиске необходимо прибегнуть к эффекту экономии на масштабах производства, или по-другому эффекту возрастающей отдачи от масштаба. В соответствии с его действием, оптимальным размером фирмы можно считать тот, до достижения которого не происходит резкого роста переменных издержек. Другими словами, положительный эффект экономии на масштабе производства используется полностью.
    Альтернативный  технологическому взгляд на проблему поведения фирм был разработан в  рамках институциональной экономической  теории. Институциональная традиция изучения вопросов, связанных с процессами функционирования фирмы, берёт своё начало с классической статьи Р. Коуза "Природа фирмы" (1937 г.).
    В соответствии с институциональным подходом, центральной проблемой изучения фирмы становятся не условия максимизации прибыли, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономерностей её дальнейшего развития и, в конечном итоге, исчезновения.
    Фирма представляет собой субъект рынка, внутреннее строение которого иерархично. Коуз в своём определении фирмы отмечал: "Фирма ... есть система отношений, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя". 9
    Более пяти десятилетий тому назад, когда  в экономической теории рыночный механизм традиционно считался главным  средством обеспечения хозяйственной координации, Коуз показал, что именно фирмы дополняют рынок, предложив рассматривать фирму и рынок как альтернативные способы экономической организации. Следовательно, выбор при принятии предпринимателем административного решения состоит в том, чтобы определить, каким образом дешевле осуществлять трансакции: путём создания фирмы или посредством рыночного механизма.
    Современная неоинституциональная теория, одним из наиболее ярких представителей которой является О. Уильямсон, предлагает ещё более глубокое погружение в сущность экономической природы фирмы. В соответствии с этим подходом фирму можно определить как "сеть долгосрочных отношенческих контрактов между собственниками преимущественно преимущественно интерспецифических активов с целью минимизации трансакционных издержек в условиях неопределённости и оппортунистического поведения агентов". 10
    Институциональная теория фирмы изучает вопросы, связанные  не только с поиском оптимального размера фирмы, но и с причинами  её происхождения, а также механизмами внутренней координации её деятельности. Эти механизмы во многом определяют лицо фирм – их организационные формы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
III  ГЛАВА
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
    3.1       Классификация предприятий по формам собственности на капитал
 
    В современной экономике существует множество организационных форм бизнеса. С правовой точки зрения, все организации выступают как  юридические лица, подразделяемые на две группы: коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.
 
    
Классификация предприятий по форме  присвоения собственности
        индивидуальные
      коллективные
(кооперативы,  товарищества, акционерные общества, ассоциации и т.д.)
      государственные
(федеральные,  муниципальные)
 
 
Классификация предприятий по форме  права собственности
1.  частные  (юридических  лиц)
2.  государственные  (федеральные,  муниципальные)
3.  совместные
    Итак, рассмотрим важнейшие формы организации бизнеса.
    Частный предприниматель.
    Такого  рода фирму также называют бизнесом одного человека. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.
    ПРЕИМУЩЕСТВА:
    1. Единоличное владение легко учредить, так как юридическая процедура 
оформления весьма легка и регистрация фирмы такого рода обычно не 
требует больших затрат.

    2. Владелец сам себе хозяин и  располагает значительной свободой 
действий. Для принятия решений о том, что и как производить, не надо 
ждать решений никаких собраний, партнеров или директоров.

    3. Владелец может предоставлять  клиенту персональные услуги.
    4. Стимулы энергичной работы –  самые эффективные. Владелец получает 
все в случае успеха и теряет все в случае неудачи.

    Однако  существуют и недостатки этой организационной  формы, и они весьма значительные.
    НЕДОСТАТКИ:
    1. За редким исключением, финансовые  ресурсы единоличного 
предпринимателя недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в 
крупное предприятие. При такой форме единоличных владений процент банкротства относительно высок, поэтому коммерческие банки не очень охотно предоставляют большие кредиты.

    2. Осуществляется полный контроль  над деятельностью предприятия. 
Владелец должен выполнять все основные решения, например, относительно 
покупки, продажи, привлечения и содержания персонала; не упускать из 
внимания технические аспекты, которые могут возникнуть в производстве, в 
рекламе и в распределении продукции.

    3. Наиболее важным недостаток заключается в том, что единоличный 
владелец являет субъектом неограниченной ответственности. Это означает, 
что самостоятельные предприниматели рискуют не только активами фирмы, но 
и своими личными активами. Если предприятие обанкротилось, он 
персонально и единолично отвечает по долгам фирмы. Для уплаты долгов в 
этом случае может быть продано личное имущество владельца.

    Партнерство (товарищество).
    Партнерство – это форма организации бизнеса  путём естественного развития единоличного владения.
    По  степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все  партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях –  один или несколько участников могут  играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в её управлении.
    ПРЕИМУЩЕСТВА:
    1. Подобно частной фирме, партнерство  легко организовать. Почти во  всех случаях заключается письменное  соглашение, причем бюрократические процедуры необременительны.
    2. Поскольку в партнерство (товарищество) объединяется много людей, 
начальный капитал может быть большим, чем в единоличном частном предприятии довольно проблематично.

    3. Управление фирмой может быть  специализировано. Каждый из партнеров может принять на себя ответственность за конкретный участок работы.
    НЕДОСТАТКИ:
    1. Когда несколько человек участвуют  в управлении, подобное разделение 
власти может привести к несовместимости интересов, к несогласованной 
политике или бездействию, когда требуются решительные действия. Еще 
хуже, когда партнеры расходятся по главным вопросам. По всем этим 
причинам управление партнерством может быть неповоротливым и 
затруднительным.

    2. Финансы компании все еще ограниченны,  хотя значительно превосходят 
возможности частного владения. Финансовых ресурсов трех или четырех 
партнеров может не хватить, или они могут быть таковы, что все же будут 
сильно ограничивать потенциальный рост прибыльного предприятия.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.