На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Подготовка и организация выступления перед аудиторией

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВРСИТЕТ
РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ 

Кафедра менеджмента 

Менеджмент 

Реферат
Подготовка  и организация выступления перед  аудиторией 

Выполнила студентка                                                                     Наумова
3 курса                                                                                                Екатерина
                                                                                                             Олеговна
группа ГЭ-1-09
дневное отделение
факультет экономики и управления 
 

Руководитель:                                                                     Кабанова
к.э.н., доцент                                                                        Наталья Алексеевна 
 

Москва 2011 г. 

Оглавление
    Введение …………………………………………………………………..3
    Подготовка речи: выбор темы, цель речи ……………………………….5
    Структура публичной речи ………………………………………………11
    Логические и интонационно-методические закономерности речи ……18
    Речевой этикет …………………………………………………………….23
    Имидж оратора……………………………………………………………. 25
    Поза, жесты, мимика оратора …………………………………………….26
    Заключение ………………………………………………………………...29
    Список использованной литературы ……………………………………..31
 

 

     Введение    
 «Публичное  выступление – это путешествие  с определенной целью, и маршрут  должен быть нанесен на карту.  Ни один здравомыслящий человек  не начнет строить дом, не  имея проекта. Как же он может начать выступление, не имея хотя бы приблизительного плана или тезисов» - писал  Дейл Карнеги.  Готовиться к выступлению, - подчеркивает Д.Карнеги - это значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в  определенном порядке.       
 Публичное  выступление является  линейной коммуникацией, когда  сообщения направляются  коммуникатором (оратором) в одну сторону без обратной связи с реципиентом.
Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важное условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Не случайно в народе говорят: "Слово  принадлежит наполовину тому, кто  говорит, а наполовину тому, кто слушает". Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо  спланировать, подготовить и реализовать выступление, используя  речевое  мастерство и   ораторское  искусство.  Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.  Хорошо подготовленная речь – это на девять десятых произнесенная речь.
     Не  только умение подготовить речь, но  и  умение  свободно  держаться  перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом  и  мимикой  и  безошибочно реагировать  на  поведение  аудитории  –  таковы  объективные  требования  к оратору, стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.
     Основой зарождения ораторского искусства  как социального явления стала  насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших  общественную  значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо  владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на  их выбор.
     Ораторское  искусство обслуживало и обслуживает  интересы определенных социальных классов, групп, отдельных  личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано  как в нравственных, так и в безнравственных целях. Нравственная позиция оратора – это, пожалуй, самое главное в ораторском искусстве. Она важна не только для политического деятеля, но и для любого оратора, чье слово может оказать  влияние на судьбу людей, помочь  принять правильное решение. Ораторское искусство, в зависимости от сферы применения, подразделяется на различные роды и виды:
     - Социально-политическое выступления. Это выступления, посвященные  вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях и т.п.;
     - академические   – учебные лекции, научные доклады, обзоры, сообщения;
     - судебные – речи, произносимые  участниками процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.;
     - социально-бытовые  - приветствия, юбилейные, застольные, поминальные и т.п.;
     - богословско-церковные – проповеди,  речи на соборе.
     Каждый  род объединяет определенные виды речи с учетом  функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления его темя и цели.               
 
 
 
 

     Подготовка  речи: выбор темы, цель речи
     Подготовка  к выступлению – очень важное  и ответственное дело в деятельности оратора.  И прав Д.Карнеги, утверждавший, что " многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь".
     Подготовка  к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать. 
     Работу  по  подготовке  речи  можно  подразделить  на  две  основные   фазы:
докоммуникативную,  т.е. планирование и  подготовку   выступления   и   коммуникативную   – реализацию выступления.
     В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:
     - тема и цель выступления;
     - участники коммуникации, аудитория;
     - условия: место и время.
Работа на этом этапе носит характер  учета  и  оценки  объективных  данных: тема и цель выступления  обычно  задаются  программой,  расписанием  и  т.п. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес для выступающего и его слушателей.
     Состояние аудитории и обстановка также  не выбираются выступающим.
     Следует помнить, что выступление имеет  три составляющие:
     - Задача, или цель, речи;
     - Тема или проблема;
     -  Метод выступления.
     Цель  речи состоит в том, чтобы представить  новую информацию, которая требует  осмысления и убедить – побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили точку зрения. Знание  цели  усиливает  внимание. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха. .
     Стержневая  идея   –   это   основной   тезис,   который   необходимо   ясно сформулировать с самого начала.   В  речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Стержневая   идея   дает   возможность   задать   определенную   тональность выступлению.   Например,   доклады   на   научно-технические   темы    могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в  непроизносимых, но  подразумеваемых  выражениях  типа  «Если  вы  не  сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и  то-то». Подобный  слегка  раздраженный  тон  позволяет  докладчику  эффективнее донести свою идею до слушателей.
     Сформулировать  основной тезис выступления означает ответить на  вопрос,  зачем  говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
     Требования  к основному тезису выступления:
     -  фраза  должна  утверждать  главную  мысль  и   соответствовать   цели   выступления;
     -  суждение  должно  быть   кратким,   ясным,   легко   удерживаться   в      кратковременной памяти;
     - мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
     Тема  выступления  должна быть конкретизирована, интересна, понятна для аудитории.
Оратор должен владеть темой. Это значит, что  все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать  мысли дополнительным материалом. Необходимо участь, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы  слушателей. Тему следует  тщательно  выбирать. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким.  Если  есть  возможность,  то нужно  остановиться  на  том,  что  хорошо   знакомо   и   интересно   лично  выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Затем, нужно попробовать сузить тему  выступления,  чтобы  она  представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете,  оспаривать  ли  некую  точку  зрения  или  излагать  новую версию.
Если есть возможность, то необходимо подумать над  будущей  речью  несколько дней.  Речь должна вызреть.   Необходимо выбрать тему, обдумывать ее в свободное время,  сделать ее предметом бесед, записывать пришедшие  в самое различное время мысли, примеры, соображения. За это время появится множество новых идей. В процессе выбора темы и определения целевой установки рекомендуется    проконтролировать   себя вопросами:          
- Действительно  ли меня интересует тема или  может ли она стать интересной  для меня?          
- Достаточно  ли я знаю по данному вопросу  и могу ли я заручиться достаточными  данными?          
- Смогу ли  я  уложиться в отведенное время?          
- Соответствует  ли  мое выступление уровню моих знаний и опыту?          
- Будут ли  соответствовать мои тема и  цель уровню знаний, интересам  и установкам слушателя? 
     Итак,  подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.
     Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие  эффективности ораторской речи –  это контакт со слушателями. Поэтому  при планировании  публичного выступления  значительную роль играет анализ аудитории. Важно  определить, что интересно  и полезно людям, что им нравится  и, наоборот, что не производит на них впечатления.
     Анализ  аудитории может идти по ряду параметров: возраст, пол, религиозная и культурная основа, интеллектуальный уровень, профессия, национальность, политическая ориентация, уровень осведомленности в данном вопросе, социальное и экономическое  положение. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать.
     Существенный  признак аудитории – количественный состав слушателей.  Малочисленной аудиторией легче управлять, но при этом оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с "листа" перед небольшим количеством слушателей.
     После анализа следует приспособить выступление  к аудитории, выбрать соответствующий  код – общий или профессиональный, простой или сложный.
     В процессе речи параллельно  анализируется реакция аудитории и вносятся соответствующие коррективы.
     Желательно  заранее  поговорить  с  некоторыми  людьми   из   предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.  

     Оценка  темы, цели и аудитории является  основой  и  фоном  следующего  этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания  сообщения  на  данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии  с  конкретной обстановкой. Этот этап включает:   
- Поиск и  подбор материалов.  Основными источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи, являются:
     - официальные документы;
     - научная, научно-популярная литература;
     - справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари  по различным отраслям  знаний, лингвистические словари, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;
     - художественная литература;
     - статьи из газет и журналов;
     - передачи радио и телевидения;
     - результаты социологических опросов;
     - собственные знания и опыт;
     - личные контакты, беседы, интервью;
     - размышления и наблюдения.
     Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.
     При подготовке к выступлению  необходимо использовать  и так называемый  местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание  слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.
     Чтение  литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими  данными – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, который  требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению необходимо начинать заранее.  
     Данный  этап подготовки во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи, критически осмысливает материал, выясняет основные проблемы.
     - Композиционно-логическое оформление речи.  При планировании выступления необходимо определить метод – выбор ключевых слов и их подача.
     Для информационной речи такими словами  могут быть анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ.
     Цель  убеждающей речи может включать слова принять, сделать, вступить, поддержать, согласиться, внести  вклад, помочь, защитить, предложить, разделить мнение, выступить за.
     Возможны  интонационные окраски выступлений:
     - мажорная;
     - беспечная или юмористическая;
     - шутливая;
     - сердитая или упрекающая;
     - мрачная;
     - торжественная;
     - предостерегающая;
     - просительная.
     - Использование фактологического материала. Цифровые   данные,   для   облегчения   восприятия   лучше   демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда  в  устном  выступлении  количество  цифрового  материала ограничено, на него лучше ссылаться,  а  не  приводить  полностью,  так  как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.   

     Место  и время  –  важные факторы успешного  выступления.  На речь влияют место, освещение, температура в помещении и пр.  Небольшая комната располагает к спокойному, тихому тону, к беседе, а большой зал  настраивает на громкий голос, на наступательный, ораторский стиль. Если выступление планируется перед небольшой группой слушателей, то необходимо выбрать небольшое помещение.  Ничто так не гасит энтузиазм, как обширные помещения и пустые кресла в зале. Лучше поставить плотно стулья в небольшом помещении, чем рассадить слушателей в большом зале. Аудиторию нелегко расшевелить, если она разбросана по залу, поэтому прежде чем начать выступление, попросить слушателей  перейти вперед и сесть поближе к  выступающему.
     Человек, находящийся в большой аудитории, может утратить свою индивидуальность. Он становится частью толпы,  и в этом случае на него значительно легче воздействовать, чем если бы он был отдельным индивидуумом. Он будет  смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его совершенно не тронули бы, если бы он был только одним из слушающих оратора.
     Имеет значение время дня и день недели. Ранним утром труднее овладеть вниманием  аудитории, а после обеда его  легко потерять. Поэтому в таких  ситуациях следует использовать возбуждающие приемы – юмор, драматизацию, необычный материал.
     Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно  заранее  придти  в  зал  и  освоиться. Если   предполагается   использование   микрофона,   то    его    необходимо отрегулировать.
     Подниматься  на трибуну необходимо только в том случае, если аудитория довольно велика и в связи с этим возникает необходимость для оратора стоять на возвышении. Лучше стоять  рядом со своими слушателями, превратив выступление в беседу.   

     Докоммуникативная   фаза   обязательно   должна    завершаться    репетицией выступления.  Потренироваться  можно  перед  близкими  или  друзьями,  можно использовать средства аудиозаписи  и  видеозаписи,  чтобы  проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним  словом,  посмотреть  на  себя  со стороны.   

     Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы  слушателей, ведение дискуссии и т.д.                            

       Структура публичной речи
     В теории ораторского искусства под  структурой  речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
     Основными элементами речи в выступлении являются:
     1. Введение,  которым оратор привлекает внимание слушателей и настраивает  его на тему своего выступления.
     2. Главная идея;
     3. Основная часть, в которой раскрываются  главные пункты сообщения;
     4. Заключение, в котором подводятся  итоги.
     Примерное распределение времени:
     - вступление и главная идея  – 10-15%;
     - основная часть – 60-65%;
     - заключение – 20-30%.
     Каждая  часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время  подготовки ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого "закона края".
     Цель  введения – привлечь  внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в сообщении. Привлечь внимание можно одним из следующих способов:
     - Рассказать что-то из личного  опыта.
     - Дать иллюстрацию в виде словесного  рассказа или наглядного изображения.
     - Обратиться к чему-либо, известному  по опыту всей аудитории.
     - Начать с риторического вопроса.  Например, на лекции по коммуникации  можно спросить аудиторию, не  слишком ли много в нашей  жизни коммуникации, и не слишком  ли мало мы ее изучаем и  учимся владеть?
     - Для привлечения внимания слушателей  можно начать выступление с  какой-нибудь потрясающей  цитаты известного человека.
     Ориентирующий материал дает аудитории основу, необходимую  для понимания основного содержания. Этот  материал связан с главной идеей, в нем содержится необходимая информация, с его помощью докладчик устанавливает доверие к себе и показывает слушателям важность сообщения.
     Чтобы ориентировать слушателей, можно:
     - Дать историческую основу;
     - Дать определение основных терминов;
     - Взять примеры из личного жизненного  опыта и связать их с заданной  темой;
     - Указать на важность темы для  слушателей.
     Введение - важная часть, поэтому должно быть тщательно продуманным, выглядеть  свободным, естественным.   «Засиживаться» на вступлении не стоит – оно должно быть кратким.
     Главная идея выступления должна быть представлена в виде краткого, ясного и четкого положения. Если этой идеи нет, аудитория подчас не может понять, о чем идет речь, и теряет внимание.
     Начало  выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно  является  исключительно  важным, так как в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести  впечатление.
     В Основной  части  выступления  развертывается главная идея, раскрываются ее аспекты. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.  Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.  В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Существует шесть методов последовательного изложения идеи:
     Индуктивный метод- изложение материала  от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод используется в агитационных выступлениях;
     Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор вначале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Этот метод получил широкое распространение в выступлениях пропагандистского характера;
     Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей;
     Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и  углубленному его анализу;
     Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней;
     Исторический  метод – изложение материла в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или  ином лице, предмете с течением времени.
     Использование различных методов изложения  материала  в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.
     План  развития основной части должен быть ясным. Предмет  выступления  должен
раскрываться  конкретно и стройно. Должно быть  подобрано  как  можно  больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Даже в серьезную по содержанию речь уместно ввести элементы юмора.           
 Каким бы  методом не пользовался оратор в выступлении, его речь  должна  быть доказательной, суждения и положения убедительными.           
 Располагая  определенным образом доводы  в своей речи, оратор не должен  забывать о таком важном принципе  построения речи, как принцип  усиления. Суть его заключается  в том, что значимость, вес,  убедительность аргументов постепенно  нарастают, самые сильные доводы  используются в конце рассуждения.            
 Продумывая  структуру своей речи,  выступающий не должен забывать о поддержании внимания, которое со временем притупляется и человек  перестает слушать. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой из существующих приемов использовать:             
- обращение  к слушателям с неожиданным  вопросом;              
- прерывание  речи, использование паузы;              
- вопросно-ответный  ход;              
- примеры из  художественной литературы, пословицы,  поговорки, фразеологические выражения  и т.п.              
 Излагая основную  часть  очень   важно   не   перерасходовать   время, обязательно оставив его для заключения.
     Заключение    является важной  композиционной частью любого выступления. Народная мудрость утверждает: "Конец венчает дело".  В заключении подводятся итоги,  формулируются выводы, которые следуют из главной цели основной идеи выступления или аудитория побуждается к определенным действиям. Некоторые исследователи коммуникаций предлагают заключить обобщением, т.е. можно еще раз подчеркнуть важность проблемы, верность основной идеи, плодотворность использованного метода, при этом используя  такие приемы,  как:  личный опыт, юмор, иллюстрации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.