На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль образования и самообразования в социализации личности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
РОЛЬ  ОБРАЗОВАНИЯ И 
САМООБРАЗОВАНИЯ
В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 
 
 

Выполнила: 

Преподаватель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Мытищи
2011 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

   ВВЕДЕНИЕ
    Понятие личности
    Социализация личности
    Роль образования в процессе социализации и индивидуализации личности
    Роль самовоспитания и самообразования в социализации личности
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

      Миллионы  лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то непреходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.
      Современная социальная действительность со все  большей отчетливостью требует  воспитания и развития у молодого человека качеств инициативного  и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с людьми.
      В настоящее время проблема ценностей общества и системы ценностей личности требует серьезного рассмотрения. Не вызывает сомнения то, что в жизни человека и общества ценности обеспечивают ориентацию в действительности. Разделяемые личностью ценности являются важнейшими детерминантами ее поведения, решений, выборов.
      Теология, философия, психология, естественные и  социальные науки - некоторые из течений, в русле которых предпринимаются  попытки понять всю сложность  человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества — стремительный рост численности населения, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
      Проблема  человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Эти вопросы приобретают  особую значимость в период обновления нашего общества.
      В данной работе была предпринята попытка  рассмотреть образование и самообразование, как показатель личностной ценности и функции, и роль, которую играет образование и воспитание в процессе социализации личности.

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

      Рассмотрение  поставленных вопросов нам необходимо начать с анализа понятия «человек», с выяснения различия между понятиями «человек» и «личность». Хотя данные понятия и являются однопорядковыми, они, тем не менее, не тождественны.
      И в этой сфере существует одно интересное мнение, заключающееся в том, что «личность — есть общественно развитый человек». Как мы увидим далее, вышесказанное является кратчайшим изложением практически всей философии о личности, так как почти все философы и психологи сходятся во мнении, что человек как личность — продукт общества.
      Главное качество в человеке — это его  разумность. Можно сказать, что призвание  человека состоит в том, чтобы  изменять мир с помощью силы знания.
      Существует  также точка зрения, согласно которой  вопрос этот праздный; каждый, мол, если он чувствует и мыслит, совершает поступки, находится в общении с окружающими, уже тем самым утверждает себя как личность.
      Говоря  о личности, необходимо уточнить, что  же представляет собой сам термин. Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски (ср. русское «личина»), которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.
      Личность  представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности).
      Сущностная  характеристика раскрывается, прежде всего, через раскрытие самосознания, воли, характера, нравственной зрелости, черт мировоззрения, ее реальных прав и обязанностей, социальной активности, ее способности быть свободной и действовать свободно.
      Первым  понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является "индивид". Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Или, другими словами —  представитель рода человеческого.
      Человек, с одной стороны, — часть природы, с другой — существо социальное, социальный индивид, член конкретного  общества. Человек как биологическое  существо разделяет судьбу своих  «меньших братьев», то есть животных: рождается, болеет, испытывает потребность в пище, продолжает жизнь в потомстве, умирает…
      Однако  это не означает, что биологическое  в человеке — это только то, что  генетически сближает и роднит человека с животным предком, но и то биологически новое, чем мы отличаемся от животного. Можно указать следующие наследственные особенности человеческого организма, которые оказывают влияние на его общественную жизнь: прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку лучше охватывать взглядом окружающую обстановку; следствие прямо хождения — свободные руки с подвижными пальцами; центральное бинокулярное зрение для улучшенной ориентировки в пространстве; большой утонченный мозг и сложная нервная система; сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи.
      Индивидом считается всякий человек в онтогенезе, то есть от рождения до смерти. Он приобретает  индивидуальность в результате каких-либо биолого-социальных преобразований и  становится личностью лишь по достижению определенных вершин в своем интеллектуальном и социальном развитии, не раньше. Под становлением личности здесь подразумевается приобретение определенных свойств (качеств), которые характеризуют индивида как личность. Западными же учеными была выдвинута следующая версия, которая заключается в том, что при рождении каждый человек проходит так называемый «кризис рождения», который имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека.
      Формирование  личностных качеств человека зависит не только от положения человека в обществе, но и находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием, зависит от индивидуального отношения человека к своему положению. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависит от его индивидуального сознания, понимания смысла жизни, его способностей и потребностей.
      В рамках общественных отношений бытие  каждого человека индивидуализировано. Как уже было сказано ранее, индивид  — представитель человеческого рода и личностью он не рождается, а становиться. Личность не только продукт и объект общества, но и субъект исторического процесса. Именно в качестве субъекта индивид и поднимается на уровень личности, реализующей себя в общении, труде, познании и творчестве. И чем больше воздействие индивида на окружающую среду, тем заметнее он проявляет себя как личность. Здесь необходимо отметить, что личность и индивидуальность никак не могут быть тождественны, даже притом, что они неразрывно связаны друг с другом (яркая индивидуальность — у яркой личности). Это также замечает Ананьев Б. Г. и пытается их
      По  этому поводу, по проблеме личности и индивидуальности, существует множество  мнений, так как индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность, — как и личность (богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем различных задатков; при этом одно из его дарований, как правило, довлеет под всеми другими, определяя оригинальный способ их сочетания). Таким образом, если индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью. Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования.
      Социальная  личность складывается в общении  людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она представляет как система  социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, соперничестве и т. д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель — наши притязания.
      Духовная  личность составляет тот невидимый  стержень, ядро нашего «Я», на котором  держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям  и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам.
      Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и соответствующих  потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития, вместе с тем, возрастающие, тяжелые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее «расщеплению» или деградации. 

      СОЦИАЛИЗАЦИЯ  ЛИЧНОСТИ 

      Этапы социализации:
      Известно, что младенец вступает в большой  мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
      Социализация  охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.
      Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс  формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
      стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
      игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
      стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
      Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).  

      РОЛЬ  ОБРАЗОВАНИЯ В  ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. 

      Современная педагогика изучает социализацию личности на всех возрастных этапах в двух аспектах, во - первых, исследуя сущность относительно социально – контролируемой ее части – воспитания (его тенденции и перспективы, определяя его принципы, содержание, формы и методы), во – вторых, изучает общество как социализирующую среду (выявляя его воспитательные возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека и нивелирования, коррекции, компенсации негативных).
      Рассмотрение  социализации с социологической  и психологической, точек зрения дает возможность определить два подхода к механизмам социализации: со стороны общества в целом как системы и со стороны личности. Если рассматривать социализацию как процесс социологический, то механизмы социализации  это механизмы, обеспечивающие функционирование общества - системы, воздействующей на своих членов. Поэтому социологический подход к социализации в качестве механизмов социализации рассматривает механизмы воздействия общества на личность. Применительно к личности (психологический подход) механизм социализации показывает как, каким образом, обеспечивается перевод социального в глубинные структуры личности.
      В педагогике, психологии и социологии, выделяется общая тенденция в  подходах к изучению проблемы социализации: развитие личности рассматривается  в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социальной среды в процессе социализации.
      Результат социализации – социализированность, то есть сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, определяется как результативная конформность индивида к социальным предписаниям, вне зависимости от того, представлены ли они как соответствующие статусу ролевые ожидания или требования общества к данному члену общества. Социальные изменения в обществе могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную (переезд, в том числе вынужденный, из страны в страну, из региона в регион, потеря работы, и т.д.), и возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности приспособиться к новым условиям. Поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.
      Но  чем глубже усвоены социальные ценности и социальный опыт, чем шире социальные связи, тем богаче и индивидуальная жизнь человека, его возможности самореализации, то есть проявления своих склонностей и способностей. Невозможно описать движение личности в процессе социализации без описания того влияния, которое личность испытывает от процесса индивидуализации: специфика социализации на каждом возрастном этапе предопределена этим влиянием.
      Если говорить о социализации, то здесь неосознанное следование нормам сменяется объективацией (актуализацией социальных значений), и затем – интериоризацией или включением социального знания в систему индивидуальных смыслов личности.
      Следует иметь ввиду, что при практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике работы образовательных учреждений различных форм собственности, индивидуализация всегда относительна. Мы выделяем некоторые причины этой относительности: реально приходится учитывать индивидуальные особенности не каждого отдельного слушателя, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; учитывать лишь те особенности, которые важны с точки зрения учения; учитывать свойства, которые важны именно для данного слушателя.
      Следует обратить внимание, что обращение к индивидуальным ресурсам стимулируется, также как и обращение к социальному опыту, затруднениями, с которыми сталкивается личность при необходимости разрешения различных жизненных ситуаций. Нередко возникает необходимость отказа от возможности использования известных путей и обращения к себе, своему непосредственному опыту.
      В то же время, обращение к индивидуальному  и социальному опыту происходит практически параллельно. Социализация и индивидуализация не просто сменяют  друг друга в зависимости от этапа постижения действительности, а переплетаются в решении жизненных задач, как с использованием социально означенного знания, так и с использованием индивидуального знания.
      Особый  интерес представляют особенности  развития зрелой личности в контексте взаимодействия социализации и индивидуализации. Главной особенностью данного процесса является его обращенность во внутрь, в глубь личности, то есть зрелость предстает как период наполнения жизни смыслом. Это значит, что с определенного момента процессы социализации и индивидуализации являются не просто взаимовлияющими процессами, а единым процессом развития личности.
      Особую  роль в процессе взаимодействия социализации и индивидуализации, в ходе которого формируется личность, адекватная общественным потребностям своего времени, играет образование.
      Понятие образование – весьма сложное  и многоаспектное. Не вдаваясь в  подробный анализ данного понятия, отметим, что в самом общем  определении образование – это  общественно организуемый и нормируемый  процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.
      Роль  образования в процессе социализации и индивидуализации весьма специфична. Понимание личностью окружающего природного и социального мира, своего места в нем формируется под воздействием двух относительно различных потоков информации. С одной стороны, оно есть следствие окружающих социальных условий, отражения и познания реальных отношений каждым индивидом, с другой – оно является результатом усвоенных в процессе обучения и воспитания знаний, норм, требований, свойственных общественному познанию и составляющих совокупный, теоретически обобщенный и осмысленный опыт общества, класса или социальной группы.
      Убеждения человека, система его мировосприятия не вытекают непосредственно из той  информации, которую общество сознательно  и целенаправленно адресует своим  членам. Сознание человека формируется в результате соотнесения усваеваемых знаний с непосредственными наблюдениями и практикой межличностных отношений и это является непременным условием превращения знаний в убеждения, в устойчивые жизненные установки и привычки поведения. Однако, то, что процесс формирования убеждений не является чисто интеллектуальным и оказывается тесно связанным со всей практической деятельностью человека, вовсе не снижает роли образования. Более того, недостаточно высокий уровень образования приводит к одностороннему восприятию реальных отношений, в которые включается личность.
      В итоге отметим, что при всей многоаспектности и обширности исследований проблемы социализации и индивидуализации в  педагогике, психологии и социологии, общей является тенденция изучения развития личности в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социальной среды. Конечным итогом социализации является максимальная индивидуализация социального знания, наполнение его реальным индивидуальным смыслом; а индивидуализации - создание социально значимого продукта, воплощение своей уникальности в социуме.
       Роль  образования в процессе социализации и индивидуализации личности определяется тем, что понимание личностью  окружающего природного и социального  мира формируется под воздействием окружающих социальных условий, и является результатом усвоенных в процессе обучения и воспитания знаний, норм, требований.  

РОЛЬ  САМОВОСПИТАНИЯ И  САМООБРАЗОВАНИЯ  В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ 

      Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.
      Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать  как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.
      Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
      Самообразование - это система внутренней самоорганизации  по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
      Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.
      Самообучение - является аналогом учению.
      Самообучение - это процесс непосредственного  получения человеком опыта поколений  посредством собственных устремлений  и самим выбранных средств.
      Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни». Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.
      Характер  каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и  духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.
      Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и  сообщает каждой из них свой оттенок.
      Общественное  воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.
      Если  человек черпает все свои знания, ощущения и  пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными. 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем  социально - человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту  деятельность совершать. На первых порах  с помощью взрослого, а затем и без нее.
    Личность  и возникает тогда, когда индивид  начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему  извне - той культурой, в лоне которой  он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.
    Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
    Личность  есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
    Личность  не "только целеустремленная, но и  самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве "Я", которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью - это, значит, иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.
    Образование, самовоспитание и самообразование помогают процессу формирования личности протекать более эффективно. 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы: Монография. – Москва, Петропавловск – Камчатский, 1997.- С.79 - 85
    Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. – М.,1984. – 137с.
    Ильенков Э. В. Что же такое личность? Философия и культура. М., 1991.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.