На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая конкуренция

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение                        3
1. Сущность экономической конкуренции                     5
2. Виды конкуренции и их особенности                 10
3. Конкуренция на российском рынке                 20                                                                                                     
Заключение            28
Список использованных источников         29 
          Введение

      Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых одним понятием – рынок.
      Рынок – место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое и одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время  существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения. В словаре В. Даля рынок трактуется как сфера товарного обращения.
      Рынок – это обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения.
      Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование, состязание.
      В экономической литературе существует множество определений категории  «конкуренция».
      По  определению классической школы, конкуренция  есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание.
      По  Карлу Марксу, конкуренция – это  борьба между предпринимателями  за наиболее выгодные условия вложения капитала.
      Конкуренция на деле всегда включала в себя и  продолжает включает понятие борьбы – борьбы между субъектами рынка  за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно разрушительном характере.
      Учитывая  все вышеизложенное актуальность данной темы в современных условиях бесспорна, ведь без конкуренции нет рыночной системы.
      В первом вопросе данной работы раскрывается сущность экономической конкуренции. Второй вопрос посвящен видам экономической конкуренции, а именно: совершенной (чистой), монополистической конкуренции, олигополии и монополии. В заключении рассматривается сложившаяся конкурентная среда на российском рынке.
 

       1. Сущность экономической конкуренции
      Конкуренция (от латинского concurrentia – столкновение, состязание) – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.
      Она способствует эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила  им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
      Конкуренция выполняет в рыночной экономике  важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции  рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: Что? Как? Для кого производить?
      Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики  и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий [5, с.230].
      При наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность  уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким  образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
        Основные условия возникновения  конкуренции [5, с.233]:
      1. полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
      2.   полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
      3. противостояние всем другим товаропроизводителям  в борьбе за покупательский  спрос.
      Функции конкуренции [6, с.129].
      1. Функция размещения (аллокационная)  – направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.
      2. Инновационная функция – стимулирует  внедрение достижений науки и  техники, выпуск новых видов  продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции  и услуг, и т.д.
      3. Распределительная функция –  создает условия для получения  доходов и прибыли наиболее  успешным предприятиям и приводит  к банкротству предприятия, чья  продукция и услуги невостребованные.
       4. Контрольная функция – инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
      Конкуренция способствует установлению равновесной  цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные  фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют  настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов
      Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
      Конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
      При противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое  расслоение. В конкуренции участвует  множество мелких собственников, которые  только начинают вести свою хозяйственную  деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.  

        

      Рис. 1.1 Классификация экономической  конкуренции [8, с.215]
      По  методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую (рис.1.1).
      Ценовая конкуренция предполагает продажу  товаров по более низким ценам, чем  у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.
      Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
      По  отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
      Внутриотраслевая  конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
      Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
      По  степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Более подробно рассмотрим данную классификацию во втором вопросе данной работе.
 

       2. Виды конкуренции и их особенности
      Взаимодействие  между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов  и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться  для разных типов (моделей) рынка.
      По  степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (рис.2.1): 

        

      Рис. 2.1 Модели рынка 

      Совершенная (чистая) конкуренция — тип рыночной структуры, при которой существует очень большое количество фирм, изготавливающих однородную, или стандартизированную продукцию, причем каждая фирма в отдельности не может влиять на цену выпускаемой продукции, равно как и ее потребители (покупатели).
      К основным  признакам совершенной  конкуренции относятся следующие [5, с.234]:
    присутствие на рынке большого количества фирм;
    все фирмы выпускают совершенно одинаковую продукцию, т. е. потребителю безразлично, у какого продавца покупать (неценовая конкуренция отсутствует);
    ни одна из фирм в отдельности не может оказывать влияние на рыночную цену так как занимает очень малую долю рынка. Совершенно конкурентная фирма является «прайс-тейкером» (price taker), т. е. ценополучателем; она принимает цену на свой товар как данную, не зависящую от объема продаваемой продукции. Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы является абсолютно эластичной. Это означает, что фирма может продавать любое количество продукции, которое она может произвести, по рыночной цене Р0 или по любой другой более низкой цене. Но при цене выше Р0 спрос будет равен нулю, так как фирма потеряет всех своих покупателей (точно такую же продукцию по цене Р0 они могут купить и у других фирм). А более низкую цену (ниже Р0) фирма устанавливать не будет, так как она может всю продукцию продать по рыночной цене;
      4) свободный вход в отрасль и выход из нее. Любая фирма может приступить к выпуску продукции, уже выпускаемой другими фирмами. Если же фирма хочет выйти из дела, то она не сталкивается ни с юридическими, ни с технологическими, ни с финансовыми барьерами. Всегда могут найтись покупатели, готовые приобрести то, во что фирма вложила свои деньги, т. е. считается, что в данном случае невозвратных издержек нет;
      5) равный доступ к информации: у покупателей и продавцов имеется полная информация о товаре (ценах, производственных издержках и г. д.), а все производители обладают одинаковой информацией относительно технологии производства этого товара. Таким образом, информация распределена симметрично.
        Рынок совершенной конкуренции — это рынок, где удовлетворяются условия (черты) совершенной конкуренции.
      Конкурентная  фирма — это фирма, работающая на совершенно конкурентном рынке. На таких рынках, где работает множество фирм, продающих однородную продукцию, и где существует абсолютно свободный доступ новых фирм на рынки, цена складывается под воздействием рыночного спроса и предложения всех фирм. Конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную извне, не зависящую от производимого и продаваемого ею количества продукции. Если конкурентная фирма решит поднять цену своей продукции выше рыночной, то она сразу потеряет всех своих покупателей. Поскольку продукция, предлагаемая конкурентной фирмой, абсолютно идентична продукции ее конкурентов, покупателю безразлично, у кого именно ее покупать. Покупатели тут же уйдут к конкурентам, предлагающим рыночную цену.
      Таким образом, на совершенно конкурентных рынках каждая фирма принимает рыночную цену. Поэтому при выборе объема выпуска, максимизирующего прибыль, эта фирма будет рассматривать цену как постоянную величину, не зависящую от стратегии самой фирмы. В таких условиях каждая отдельная фирма максимизирует свою прибыль, только изменяя объемы производства.
      Иным  образом ведут себя фирмы на рынках несовершенной конкуренции. Работая на таких рынках, фирмы могут повышать цены на свою продукцию, не опасаясь потери всех своих клиентов. Вместе с тем, если фирма на несовершенно конкурентном рынке хочет увеличить объемы продаж, она может понизить свои цены и привлечь тем самым дополнительных покупателей. Иными словами, фирмы на рынках несовершенной конкуренции сами могут выбирать цены на свою продукцию. В целях максимизации прибыли такие фирмы планируют и цены, и объемы производства.
      Монополистическая конкуренция - распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительна.
      Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т. е. каждая из множества мелких фирм выпускает продукт, несколько отличающийся от продукции конкурентов. Количество фирм на рынке может достигать 25, 40, 60 и т.д. К монополистической конкуренции относятся рестораны, пекарни, станции техобслуживания, производство зубной пасты, мыла, дезодорантов, стирального порошка, рынок лекарств, лыж, велосипедов и т. д. [6, с.132].
      Спрос на продукцию фирм, действующих в  условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако, если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. Тоже относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.
      Конкурентность  рынков монополистической конкуренции также очень высока, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм. Сравним для примера рынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй - монополистической конкуренции.
      Выход на рынок стальных труб затруднителен  из-за большого эффекта масштаба и крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие экономические прибыли, это приведет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало, чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета или предназначенные для стирки разных видов тканей).
      Теория  монополистической конкуренции  была впервые описана Эдвардом Чемберлином в труде «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.) и независимо от него Джоан Робинсон в работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции». Как видно из названия, модель монополистической конкуренции совмещает монополистические и конкурентные аспекты. Каковы же основные черты монополистической конкуренции?
      - на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм, каждая их которых занимает незначительную часть рынка;
      - эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
      - вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов;
      - фирмы на рынках монополистической конкуренции независимы в выборе цены и объема выпуска. Предприниматель, решая вопрос о цене, не принимает во внимание возможную реакцию своих конкурентов;
      - доступ к информации о ценах, возможных прибылях фирм на рынках монополистической конкуренции относительно прост.
      - как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля.
      - отсутствие взаимной зависимости фирм и невозможность тайного сговора;
      - экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую (товарную) конкуренцию;
      - как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма имеет убывающую кривую спроса, т. е. является «искателем цены», а ее предельный доход меньше цены.
      Именно  убывающая кривая спроса, отражающая существование дифференциации продукта, отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции. Если монополистический конкурент снизит цену, то спрос на его продукцию возрастет, поскольку часть покупателей начнут приобретать товар его фирмы, а не других. Нo не все покупатели переключатся на продукцию фирмы с более низкой ценой на товар, так как многие из них являются приверженцами продукции определенной марки, предпочитают своего парикмахера и массажиста, кому-то нравится именно эта продавщица и именно по этой причине он приходит в этот магазин, или он расположен недалеко от дома или работы. Таким образом, продукт дифференцируется по качеству, услугам, размещению, вместе с тем могут быть и мнимые различия, созданные посредством рекламы за счет более удачного дизайна, упаковки, использования торговой марки. Теорию монополистической конкуренции не сложно понять, рассмотрев кратко срочное и долгосрочное состояния равновесия для фирмы. Тем самым мы увидим, как фирмы определяют объем производства и устанавливают цену, при которых прибыль будет максимальной.
      Олигополия - тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует несколько фирм, и каждая из них способна самостоятельно оказывать влияние на рыночную цену. К олигополии относятся такие отрасли, как производство алюминия, меди, стали, автомобильная промышленность, производство холодильников, пылесосов, стиральных и швейных машин, телефонных аппаратов и т.д., т.е. олигополистический рынок (как и монополистически конкурентный) включает множество реально существующих рынков. При этом дифференциация продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль, которые связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями, действиями, предпринимаемыми ведущими фирмами отрасли, с тем, чтобы не допустить в нее новых конкурентов.
      Другой  особенностью олигополии является взаимозависимость  решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение в условиях олигополии не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.
          Выделяют  следующие основные черты олигополии:
    Небольшое количество фирм, господствующих на рынке; на российском рынке автомобилей - это «ВАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ», «КамАЗ».
    Продукция может быть однородной (производство алюминия) или дифференцированной (производство автомобилей).
    Ограничение доступа на рынок новых фирм. К естественным преградам относятся эффект масштаба, который может сделать неприбыльным сосуществование многих фирм на рынке, так как для этого нужны большие финансовые средства (речь идет об естественном олигополии) и патентование и лицензирование производственных технологий, вместе с тем фирмами могут быть предприняты и стратегические действия, затрудняющие вступление новых фирм в отрасль. Например, фирмы могут угрожать конкурентам, что переполнят рынок товарами и снизят тем самым цены. Но время от времени приток новых фирм все-таки происходит.
    Каждая фирма способна оказывать влияние на рыночную цену товара и зависит это от характера взаимодействия фирм. Значительное влияние на цену оказывает тайный сговор фирм.
    Всеобщая взаимозависимость фирм. Олигополист должен предвидеть реакцию конкурентов на изменение ценовой стратегии фирмы, учитывая при этом, что конкуренты также постараются спрогнозировать ситуацию. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Именно всеобщая взаимозависимость — отличительная черта олигополии.
      Не  существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей олигополии [4, с.301].
      Модель  дуополии Курно. Впервые попытка  объяснить поведение олигополии была предпринята французом Антуаном Огюстеном Курно в 1838 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках:
      - на рынке присутствуют только две фирмы;
      - каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.
      Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение сбыта за счет снижения цены фирмой X вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы У. И наоборот, увеличение сбыта за счет снижения цены фирмой Y приведет к сокращению спроса на продукцию фирмы X.
      Однако  в модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом, что когда фирма Х выходит на рынок и отнимает у фирмы Y часть потребительского спроса, последняя «сдается», вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако в действительности фирма Y может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Х на рынок. Такие действия фирм («ценовая война») не охватываются моделью Курно.
      «Ценовая  война» снижает прибыли обеих  сторон. Поскольку решения одной из них влияют на решения другой, существуют основания договориться о фиксации цен, разделе рынка с целью ограничения конкуренции и обеспечения высоких прибылей. Поскольку всякого рода сговоры подпадают под антимонопольное законодательство и преследуются государством, фирмы в условиях олигополии предпочитают от них отказываться.
      Так как ценовая конкуренция невыгодна  никому, каждая фирма была бы готова держать более высокую цену при  условии, что ее конкурент поступит аналогичным образом. Даже если изменится спрос, или сократятся издержки, или произойдут еще какие-то события, позволяющие снизить цену без ущерба для прибыли, фирма не сделает этого из опасения, что конкуренты воспримут подобный шаг как начало ценовой войны. Повышение цен также непривлекательно, так как конкуренты могут и не последовать примеру фирмы.
      Реакция фирмы на изменение цен конкурентами отражена в модели изогнутой кривой спроса. Эта модель была предложена в 1939 г. американцами Р. Холлом, К. Хитчем и П. Суизи. В основе этой модели лежит предположение, что если фирма поднимет цену, то конкуренты, скорее всего не станут в ответ повышать цены. В результате фирма потеряет своих потребителей. Если же фирма снизит цену, то конкуренты, скорее всего, последуют за ней, чтобы сохранить свою долю рынка. Резкое различие в эластичности спроса при ценах выше и ниже первоначальной приводит к тому, что кривая предельного дохода прерывается, а это значит, что снижение цены не сможет быть компенсировано расширением объема продаж.
      Модель  изогнутой кривой спроса дает ответ  на вопрос, почему фирмы в условиях олигополии стремятся поддерживать стабильные цены, перенося конкурентную борьбу в неценовую область.
      Монополия - тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей. Если же рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это — монопсония. Мы уже знаем, что монопсонистом может быть государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров. Основное внимание уделим монополии, так как в условиях монопсонии будут действовать те же самые принципы. Будем рассматривать модель простой монополии, т. е. предположим, что не существует диверсификации цен — продажи разным потребителям продукции по разной цене, монополист всю свою продукцию продает по единой цене.
      К основным признакам монополии следует отнести следующие [9, с.156]:
    На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.
    Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.
    Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая принесет ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену» (price-searcher).
    Вступление в отрасль заблокировано, т. е. существуют экономические, технические, юридические и другие барьеры для входа в отрасль.
    Имеются ограничения в доступности информации, например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.
      В экономической теории различают  следующие виды монополии [8, с.195]:
      1. Естественная монополия. Отрасль  является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии - экономия от масштаба производства (центральное отопление, водоснабжение, газоснабжение и т. д.). В качестве примера естественных монополий в России можно привести «Газпром», РАО «ЕЭС», железные дороги и др. Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. С естественными монополиями тесно связаны монополии, которые базируются на владении уникальными природными ресурсами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.