На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Правосознание

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Существуют  различные формы общественного  сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это  политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание. 
Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении. Особенность правосознания как специфической формы общественного сознания выражается в следующем. 
1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений. 
2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства. 

ВВЕДЕНИЕ.  
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практике древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической науке. На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. 
 

ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Чуйков Д., аспирант Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ).
Субъектом правопонимания всегда выступает конкретная личность, человек конкретной исторической эпохи с определенным образованием, кругозором и уровнем правовой культуры. Понимание права преломляется через призму личных качеств и взглядов индивида, иными словами, через сознание, проблемы которого уже не одно тысячелетие занимают умы ученых и мыслителей. Сознание является формой психического отражения действительности, в том числе и права.
Высшей ступенью в развитии отражательных способностей материи является социальное отражение, которое присуще обществу на любой  стадии его развития .
В.А. Чефранов определяет его как идеальное воспроизведение социальной или природной действительности в процессе воздействия на нее и преобразования ее человеком .
Социальное  отражение обладает специфическими чертами, которые качественно отличают его от других видов отражения.
Во-первых, оно осуществляется человеком целенаправленно , так как люди, обладая сознанием, ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению посредством различной деятельности.
Во-вторых, социальному отражению присущ упорядоченно-системный характер . Это обусловлено способностью отражающихся в сознании объектов в виде идеальных образов формироваться в определенном порядке, образуя тем самым системы, с целью решения поставленных перед обществом задач.
Таким образом, основой работы сознания является его  уникальная способность отражать те или иные явления действительности. Очевидно, что право, будучи объективно сложившейся в обществе совокупностью  принципов, норм и правил поведения, взаимодействует с сознанием  индивида посредством его отражения. В результате этого формируется особая форма общественного сознания, именуемая в юридической науке правосознанием. В настоящем исследовании данное положение автор принимает за отправной пункт.
Правовое сознание объективно, поскольку отражает реальный мир, существующий независимо от сознания. Вместе с тем это исключительно  субъективное явление, так как отражение  – это творческий акт, который так или иначе несет на себе отпечаток индивидуальности и неповторимости носителя правового сознания – уникального и единственного в своем роде индивида.
Наличие объективного и субъективного позволяет нам  утверждать, что между миром и  его отражением не существует отношения  тождества, но существует диалектическая связь, на основе которой происходит их развитие.
Ввиду того, что  не представляется возможным точно  указать предмет правосознания, в качестве критерия одного его недостаточно для выделения правосознания  как особой формы общественного  сознания. Поэтому следующим таким  критерием служит форма закрепления  правосознанием полученных знаний. Они  находят свое выражение в свойственных только правосознанию понятиях и  категориях .
Трудно не согласиться  с Н.Я. Соколовым, утверждающим, что «преломление потребностей общественного развития в категориях прав и обязанностей, соотнесенных с действующей системой права, и является способом отражения профессионально-юридического сознания, качественно отличным от способов отражения других форм общественного сознания» .
Основными среди  них можно назвать следующие  категории: право и обязанность, юридическая ответственность, правоотношение, законность и т.д. Только посредством  юридических категорий правосознание  может выразить отношение к какому-либо правовому явлению, будь то норма  права или юридически значимое действие. На основе этих категорий правосознание  оценивает поведение субъектов  права как правомерное и неправомерное, осознает интересы и цели индивидов. Важно иметь в виду, что в  зависимости от содержания категорий, которое постоянно изменяется в  связи с развитием общества, меняется и оценка, которая в них выражается.
Цель правосознания  «состоит в том, чтобы определенной системе политической организации  общества соответствовал определенный порядок общественных отношений». Конкретизируя данное положение,
Н.Я. Соколов считает, что основной целью правосознания является обеспечение правопорядка и законности.
Исходя из этого, можно прийти к выводу, что цель правосознания заключается в конечном счете в достижении определенного идеала в регулировании отношений между субъектами права, путем систематизации имеющихся и выработке новых правовых знаний и оценок.
В юридической  науке нет единого определения  правосознания.
И.Е. Фарбер определил правосознание как «совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знания правовых явлений, так и оценку с точки зрения классовой (или общенародной) справедливости, а также новые правовые требования, отражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития» .
По мнению Е.А. Лукашевой, «правосознание – это взгляды, представления, мысли, чувства, настроения, выражающие понимание необходимости установления и функционирования определенного правового порядка в обществе».
К.Т. Бельский пишет, что «это категория исторического материализма для обозначения той формы общественного сознания, которая отражает через призму классовых интересов противоречия общественного бытия, связанные с неравенством, и выражающаяся в системе правовых идей, теорий, взглядов и психологических форм, проявляющихся в общеобязательных правовых нормах, в групповом, индивидуальном и общественном правосознании».
В.А. Щегорцов указывает, что «правосознание – это взгляды, идеи, мысли, представления, убеждения, ценностные ориентации людей, которые выражают знание, понимание и классовое осознание необходимости установления и функционирования определенного правопорядка в обществе, действующего права, отношение к его требованиям, проявляющееся в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования».
Для Г.С. Остроумова правосознание – это «представления, понятия, идеи, выражающие потребности в опосредовании поведения людей государственно-правовой волей».
А.К. Уледов под правосознанием понимает «совокупность взглядов, в которых выражается отношение людей о своих правах и обязанностях, о правомерности или неправомерности того или иного поведения».
В.А. Чефранов пишет, что правосознание представляет собой «совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, отражающих общественное бытие сквозь призму классовых отношений и воплощающихся в нормах права, выступающих как практическая сторона правового сознания, правовых теориях, правовых представлениях обыденного порядка, а также в групповых и индивидуальных правовых взглядах» .
Это далеко еще  не полный перечень определений, однако этого достаточно, чтобы можно  было выделить несколько основных характеристик  правосознания.
    Во-первых, правосознание – это форма общественного сознания, а значит, продукт сознательной и целенаправленной деятельности человека.
    Во-вторых, это совокупность взглядов, представлений, понятий, идей, оценок, чувств и т.д., то есть всего того, что содержит субъективное отношение человека.
    В-третьих, предметом правосознания являются право и правовые явления, то есть правовая реальность в ее целостности и противоречивости.
    В-четвертых, правосознание проявляется в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования.
Таким образом, можно заключить, что правосознание – это форма общественного сознания, содержащая субъективное отношение индивида к правовой реальности и проявляющая себя в форме социально значимых действий и поступков человека. 
 
 

§ 1. Понятие  правосознания
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни  организованного в государство  общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием  государства в раннеклассовых обществах. На формирование и развитие правосознания  как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно  взаимосвязано и взаимодействует  с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права  и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание - не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства. 
Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. Оно включает и само представление о праве, т.е. правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества и государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством и обществом. Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне. 
Внутри государства и на международном уровне правосознание действует в тесной связи с политическим сознанием, что дало основание для применения в юридической и философской литературе понятия "политико-правовое сознание". Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно связано с политическим сознанием. Однако тесная связь между ними не исключает качественного различия между названными формами сознания. 
Политическое сознание отражает политические отношения общества, ядро которого образуют отношения между социальными группами, классами, нациями, народами, их отношения к государству. Политическое сознание выражает внутри- и межгосударственные отношения в обобщенном, концентрированном виде. Правовое сознание отражает правовые отношения между участниками правовой жизни общества. В сферу правового сознания включаются также правовые явления, которые получают политическую оценку, но по своей сущности, внутреннему качеству не являются политическими. Так, например, обстоит дело с социальными, экономическими, культурными правами человека, отношениями в области земледелия и водопользования, правилами охраны окружающей среды, охраны и гуманизации труда. 
Интерпретация сущности и содержания правосознания основывается на самом понимании права. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в правопонимании определилось несколько позиций, точек зрения. Это отражается и на толковании вопросов правосознания. Некоторые авторы включают право, понимаемое как совокупность норм, установленных и гарантированных государством в самосодержание правосознания, рассматриваются нормы как формализованные элементы правосознания. Несомненно, что нормативный характер права есть один из важнейших аспектов в характеристике качества этого социального феномена. В то же время право понимается и как особый вид общественных отношений - правовых отношений. 
В анализе природы права выдвинуты идеи, акцентирующие связь права с моралью, справедливостью; право трактуется как нормативное выражение справедливости. Такой подход в правопонимании дает возможность раскрыть конкретно-исторический характер социальной справедливости и ее выражение в нормах права, закрепляющих меру воздаяния и требования, равный масштаб, применяемый к субъектам права. 
Социальной основой права является признание индивидуальной автономии, свободы личности. Понимание права как меры свободы, формы свободы в реальных отношениях показывает возможность раскрытия приоритета человеческой личности в сложной структуре социальных явлений. Право - это формальная свобода, формальное равенство людей. 
Правосознание как важнейшая составная часть правовой жизни общества взаимодействует с другими элементами правовой системы: юридическими нормами, принципами, институтами, совокупностью правовых учреждений; процессами правотворчества и правореализации; правовыми отношениями. Эти взаимные связи и взаимодействие элементов правовой системы дают возможность представить в единстве правовую сторону общественной жизни. 
Право во всех его ипостасях представляет собой социокультурный феномен. В культурологическом аспекте правосознание можно рассматривать как элемент культуры общества, его правовой культуры. Правовая культура включает ценности, созданные людьми в области права. Она развивается и обогащается на основе принципа преемственности. Важные ценности современной правовой культуры были созданы еще в Древнем Риме его замечательными юристами. Правовая культура общества - это и определенное состояние, и уровень правосознания, совершенства законодательства, всей системы юридических актов, эффективность деятельности юридических учреждений, качество юридической практики. Применительно к конкретной личности правовая культура понимается и как определенное позитивное состояние ее правосознания и соответствующее правомерное поведение. 
В истории человечества отражен поступательный путь развития права, правосознания, всей правовой культуры. Конечно, на отдельных этапах жизни конкретного общества, государства можно наблюдать и отступления, зигзаги, тупиковые ситуации. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практике древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли свое отражение в системе права, правосознании, юридической науке. Принципы свободы, равенства, справедливости, гуманизма обретали все более многообразные и совершенные формы выражения в правосознании, праве разных народов и государств. Для буржуазного общества характерной чертой является юридическое мировоззрение, которое рассматривает право как первооснову, фундамент общественной жизни. Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений и институтов. В развитых государствах реализуются принципы концепции "правового государства", "верховенства права", осуществляются права человека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международного сообщества и прежде всего во "Всеобщей декларации прав человека" (1948 г.), "Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах" (1966 г.), "Международном пакте о гражданских и политических правах" (1966 г.). В "Декларации прав и свобод человека и гражданина", принятой в 1991 г. Верховным Советом РСФСР, подчеркивается, что "права и свободы человека принадлежат ему от рождения", "общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР".
 
 
 

1. Понятие правосознания  
 Сознание выступает  единством всех психологических  процессов, состояний и свойств  человека как личности. Это высший  уровень психического отражения  человеком объективной действительности. Это единство всех форм познания  человека, его переживаний и отношений  к тому, что он отражает (ощущения, память, мышление, мечта, настроение, принципиальность и др.). 
   Носителем сознания может быть только личность, то есть человек в единстве всех своих социально-психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность. 
   Структурными элементами сознания являются: постоянство сознания, познание (приобретение в ходе общественно-практической деятельности знаний об окружающем мире — от ощущений к творческому мышлению), знания (целостная и систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком с помощью мышления и памяти), усвоение (понимание, запоминание и возможность использования определенных сведений), переживания (реакция на конкретные обстоятельства, факторы, отражение реального мира). Высшим уровнем сознания выступает самосознание. 
   Правосознание — это производная от общего понятия сознания. В самом термине “правосознание” объединены два слова — “сознание” и “право”. Следовательно, правосознание — это та часть общественного и индивидуального сознания, объектом которого является законодательство в целом, отдельные акты и нормы, права, свободы и обязанности личности и других участников правоотношений, правоприменительные акты, правомерное и противоправное поведение, правопорядок и законность и мн. др. 
   Правосознание — это система правовых чувств, эмоций, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему праву, к юридическим понятиям и категориям, к юридической практике, к правам, свободам, обязанностям, так и к другим желаемым правовым явлениям. 
   В числе функций правосознания можно назвать: познавательную, регулятивную, функцию правового моделирования, оценочную, функцию правового воспитания, прогностическую функцию. 
   Оценочная функция правосознания выражается в установлении сходства (тождества) каких-либо социально-правовых явлений своих собственных представлений о должной личностной или социальной полезности (ценности) этих явлений. 
   Познавательная функция правосознания выражается в получении и систематизации правовых знаний, соответствующих уровню развития общества и способности человека усваивать и применять эти знания в практической деятельности. 
   Регулятивная функция правосознания — это регламентационно-результативное воздействие правосознания на поведение своих субъектов (носителей правосознания).
 
 

ВВЕДЕНИЕ
Как явление  духовной жизни, право принадлежит  к сфере обществен-ного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, право-применительные решения и другие юридические феномены могут рассмат-риваться как своеобразные теоретические и практические проекции культу-ры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реально-сти, выступает категория правовое сознание. 
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способ-ствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укре-плению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание об-щества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Право-вые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволе-ний и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосоз-нания. 
Развитое правосознание и правовая активность граждан являются ос-новой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом право-вого государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая состав-ная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью. 
          Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, прове-денного в данной работе, и раскрывает причины моего интереса к изучаемой проблеме.

 
1. Понятие и значение правосознания

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни  организованного в государство  общества. Правосозна-ние – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представля-ет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действитель-ность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и прак-тике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориенти-ров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.  
          На формирование и развитие правосознания как одну из форм общест-венного сознания оказывают воздействие социально – политические, эконо-мические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с по-литическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. 
          Специфика правосознания состоит в том, что оно воспринимает, а за-тем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, пра-ведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм по-ведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового, пра-вомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспече-ния права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Но в первую очередь правосознание сориентировано на создание всех условий для осуще-ствления прав человека и гражданина. 
          Значение правосознания в правовой жизни общества раскрывается че-рез его функции. В теории государства и права принято выделять следующие функции правосознания: 
1) познавательную; 
2) оценочную; 
3) регулятивную. 
          Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни. Субъектами такого познания являются как законодатели, так и граждане: ка-ждый из них использует представления о сущем и должном праве для вы-полнения своих задач в правовом регулировании. 
          Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания да-ется оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически зна-чимым. Правовая оценка – это деятельность субъектов права, как граждан, так и правоприменителей, по установлению различных жизненных обстоя-тельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того, чтобы оценить то или иное поведение с позиции права, необходимо иметь доста-точный уровень правосознания. 
Важно выполнение правосознанием функции регулирования поведения человека, т.е. роль его как «механизма срабатывания» правового предписа-ния в сознании человека и проявления его в поступках, действиях. Эта функ-ция реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права ком-плекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей моти-вации поведения. В этом случае правосознание выступает как мотив кон-кретного вида проведения.  
          С некоторой долей условности можно утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит именно правосознание, посколь-ку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не сталкивались с правовыми актами. 
          Таким образом, правосознание представляет собой органическое един-ство познавательных, оценочных и установочных элементов.

1.  Введение.

           Как явление  духовной жизни, право принадлежит  к сфере общественного и индивидуального  сознания. Нормы права, нормативные  акты, правоприменительные решения  и другие юридические феномены  могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.         
   Правовое  сознание оказывает активное  воздействие на регулирование  всего многообразия жизненных  процессов в обществе и государстве,  способствует консолидации граждан,  всех социальных групп, поддержанию  и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание  общества, уважение граждан к  закону являются основой крепости  государства, эффективного функционирования  политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости  прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все  это воздействует на формирование  мотивов и установок поведения  человека в правовой сфере  жизни общества, а через регулирование  правового поведения личности  проявляется активная роль права,  правосознания.         
   Развитое  правосознание и правовая активность  граждан являются основой верховенства  права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства.  Воспитание правосознания граждан  – необходимая составная часть  профилактики правонарушений, борьбы  с преступностью.         
   Все вышесказанное  обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины интереса  автора к изучаемой проблеме.         
   Теория  государства и права традиционно  исследует такие категории как  понятие, сущность, структура правосознания,  его функции.
  Однако в  данной работе помимо указанных вопросов мы рассмотрим также каким образом правосознание общества, отдельных групп, индивидов связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества, какова его роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом.

2.  Понятие правосознания, его структура, виды и уровни.

            Правосознание  представляет собой основу и  органическую составную часть  правовой жизни организованного  в государство общества. Правосознание  – явление идеальное, непосредственно  не наблюдаемое. Оно представляет  собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность  в форме юридических знаний  и оценочных отношений к праву  и практике его реализации, социально-правовых  установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей  в юридически значимых ситуациях.[1]         
   На формирование  и развитие правосознания как  одну из форм общественного  сознания оказывают воздействие  социально – политические, экономические,  культурные факторы, оно взаимосвязано  и взаимодействует с политическим  сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.         
   Специфика  правосознания состоит в том,  что оно воспринимает, а затем  и воспроизводит жизненные реалии  через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления  общеобязательных норм поведения.  Правосознание очерчивает границы  правового и не правового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Но в первую очередь правосознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.         
   Значение  правосознания в правовой жизни  общества раскрывается через  его функции. В теории государства  и права принято выделять следующие  функции правосознания:
  1)   познавательную;
  2)   оценочную;
  3)   регулятивную.                
  Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни. Субъектами такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.          
  Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка – это деятельность субъектов права, как граждан, так и правоприменителей, по установлению различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того, чтобы оценить то или иное поведение с позиции права, необходимо иметь достаточный уровень правосознания.         
   Важно выполнение  правосознанием функции регулирования поведения человека, т.е. роль его как «механизма срабатывания» правового предписания в сознании человека и проявления его в поступках, действиях. Эта функция реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание выступает как мотив конкретного вида проведения.         
   С некоторой  долей условности можно утверждать, что для большого числа людей  нормативом поведения служит  именно правосознание, поскольку  они не знают конкретных нормативно-правовых  предписаний, никогда не сталкивались  с правовыми актами.         
   Таким образом,  правосознание представляет собой  органическое единство познавательных, оценочных и установочных элементов. 

Правосознание

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективноевосприятие правовых явлений людьми.

Термин

Будучи  специфической формой сознания, правосознание  имеет свой особый предмет отражения  и объект воздействия. Предметом отражения  правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.
Таким образом, правосознание  не только отражает юридическую действительность, поведение людей  в сфере права, но и участвует  в регулировании  поведения, а также  в определении  тех отношений, которые  объективно нуждаются  в правовой регламентации.
На  основе правовых установок  и ценностных ориентации, сопоставления своего поведения с правовыми  установками осуществляется регулятивная функция  правосознания, возникает  побуждение к правомерному или противоправному  поведению.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.