На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Трансферт и коммерциализация результатов научно-технологической деятельности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение

     Необходимость оказания услуг в области коммерциализации технологий, в частности, оказания услуг центрами коммерциализации, вызвана тем, что в Российской Федерации имеется большее количество законченных или близких к окончанию технологических разработок с сильным инновационным элементом. При этом большая часть этих разработок, имеющих широкие перспективы коммерциализации и высокий потенциал создания бизнеса, даже не оформлена в виде инновационного проекта.
     Новые технологии играют важную роль в экономике  Российской Федерации. При этом разработка новых технологий осуществляется на базе НИОКР, выполненных академическими, государственными научно-техническими и производственными учреждениями. Подавляющее большинство научных учреждений, экспериментальное оборудование и опытные производства принадлежат государству, а ученые получают заработную плату из бюджетных средств. Высококвалифицированный и потенциально высоко мотивированный персонал этих учреждений может рассматриваться в качестве основы развития наукоемкого бизнеса в Российской Федерации. Однако эффективность деятельности большей части инновационных малых и средних предприятий, основанных на базе вышеназванных учреждений, несправедливо низка из-за отсутствия практического опыта работы в рыночных условиях и низкой квалификации менеджмента.
     Трансфер  и коммерциализация технологий относительно самостоятельные процессы и могут  существовать отдельно друг от друга. Тем не менее,  они могут быть взаимосвязаны.  В этом случае,  именно в результате трансфера технологии появляется возможность успешной коммерциализации. 

      1 Коммерциализация результатов научно-технической  деятельности: ее сущность и особенности

 
      Коммерциализация  технологий – это получение выгоды от коммерческого использования информации о технологии и/или самой технологии, в отличие от трансфера технологии, который предполагает передачу технологии получателю, который и осуществляет ее промышленное освоение (но не обязательно извлекает из этого прибыль – примером являются экологические технологии).
      В ходе коммерциализации технологий доход может быть получен:
      - от любых коммерческих соглашений, связанных с эксплуатацией технологий, включая трансфер технологий;
      -  от выполнения исследовательских работ по доведению технологии до уровня рыночного применения;
      -   от продаж лицензий на использование технологий третьим лицам;
      - от создания разработчиками стартап компаний или совместных предприятий со стратегическими партнерами для собственного производства продукции/услуг с применением разработанных технологий.
      Результаты процесса коммерциализации приносят выгоду не только в виде возврата инвестиций в НИОКР, но и в виде увеличения объемов выпуска продукции, повышения ее качества и снижения цены, помогают определить требования к обученности сотрудников для обеспечения работы компании на уже существующих и на вновь создаваемых рынках. Именно коммерциализация технологий часто является главной движущей силой, вызывающей создание новых и омоложение старых секторов промышленности.
      Ключевых  участников процесса продвижения технологии можно разбить на две большие группы:
      - авторы (владельцы) технологий;
      - инвесторы (покупатели) технологий.
      В первой группе разработчиков и авторов  технологий возникло несколько разнородных  подгрупп авторов и владельцев технических  разработок в связи с тем, что разные разработчики по - разному решали проблемы финансирования работ. Первую подгруппу авторов технологий составляют активно развивающиеся научно-исследовательские институты, которым удалось найти финансирование, в основном, в виде международных грантов и прямых иностранных инвестиций. Это наиболее успешная группа, которая является источником значительного количества новых перспективных технологий и «ноу-хау». Ко второй подгруппе можно отнести те научно-исследовательские коллективы, которые серьезно ограничены в средствах, финансируются небольшими грантами и существуют в основном, на энтузиазме ученых. Эта группа имеет большое количество технологий, которые доведены до определенной стадии, но не подготовлены к коммерциализации. Эта группа имеет наибольший потенциал коммерциализации технологий.
      Малые и средние инновационные предприятия, которые прошли определенный путь коммерциализации своих разработок и специализируются на узких сегментах рынка, образуют третью подгруппу. Эта группа чаще всего  нуждается в расширении своих малых и средних предприятий за счет привлечения оборотных средствах. Четвертую подгруппу образуют ученые и изобретатели, которые по ряду причин выбыли из научных коллективов и процесса организованной научной деятельности и перешли в разряд «одиночек». Они чрезвычайно ограничены в средствах, но продолжают работать и патентовать разработки на свой страх и риск, среди которых встречаются перспективные идеи и технические решения. Однако, проблема этой подгруппы состоит в том, что разработать и довести технологию до рыночного применения сейчас очень трудно без научно-производственной кооперации и концентрации большого количества финансовых и людских ресурсов.
      Достаточно  разнородна и другая группа участников процесса коммерциализации – потенциальных инвесторов. Здесь также можно выделить 4 подгруппы. К первой подгруппе инвесторов, которые финансируют разработки технологии на самых ранних этапах, следует отнести различные государственные российские и международные фонды и программы. К таковым относятся, например, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Международный научно-технический центр (МНТЦ), программы Европейского Союза, в частности, EuropeAid и другие.
      Негосударственные фонды, гранты и программы образуют вторую подгруппу инвесторов. В эту группу следует отнести международные проекты, фонды и гранты. Часто участники этой подгруппы начинают инвестировать в разработки только тогда, когда исследовательские коллективы уже получили финансирование от государственных фондов и в рамках российских и международных программ.
      Венчурные фонды и «бизнес – ангелы»  образуют третью подгруппу инвесторов. В настоящее время с преимуществом  иностранных венчурных фондов начинают конкурировать российские венчурные  фонды. И иностранные и российские венчурные фонды и бизнес – ангелы осваивают лишь небольшое число разработок, имеют значительное количество ограничений по секторам деятельности и часто специализируются только на разработках для определенной индустрии. Инвестиции членов этой подгруппы предусматривают полную или частичную передачу прав на результаты исследований финансирующей стороне, которая в дальнейшем заинтересована в их в эксплуатации или перепродаже стратегическому инвестору.
      Четвертую подгруппу образуют промышленные компании, финансирующие научные исследования с целью их дальнейшего использования в собственной деятельности. Такие предприятия развивают так называемую внутрифирменную коммерциализацию технологий, когда крупные российские и иностранные компании, имеющих собственные научные бюджеты, финансируют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с целью внедрения новых технологий в своих производствах.
      Важнейшую роль в процессе коммерциализации результатов  НИОКР играют такие участники  процесса коммерциализации, как центры коммерциализации, администрации разного уровня, консалтинговые компании, инновационные центры и другие. Эти участники процесса коммерциализации технологий, не являясь инвесторами, оказывают существенное содействие в коммерциализации технологий и привлечении финансовых средств. Их функции могут быть определены как брокерские, консультационные или юридические, защищающие и продвигающие на рынок интеллектуальную собственность разработчиков.[2,c.19-24]
      На  рисунке 1.1 показаны пять основных этапов, характеризующих реализацию процесса коммерциализации. Как видно из рисунка, на пути новой технологии от ее первичной генерации к успеху на рынке находятся пять этапов, или стадий.

      Рисунок 1.1 – Основные этапы коммерциализации[1,c.22]
      На  стадии генерации идеи происходит инициация проекта коммерциализации. Автор нового технического или управленческого решения предлагает нечто, потенциально востребованное на рынке. Это «нечто» может представлять собой как изделие или процесс с новыми техническими характеристиками, так и некоторую организационную или правовую модернизацию существующего бизнеса. Привлечение ресурсов и новых участников позволяет процессу коммерциализации перейти на следующую стадию. Фактически это стадия создания лабораторного образца, когда идея приобретает вид технологии. На этой стадии развития проекта определяется коммерциализуемость технологии, т.е. потенциальная возможность построения бизнеса на ее основе. Если участниками проекта будет показана осуществимость технологии, аргументированно продемонстрированы преимущества этой технологии перед альтернативными, то будет получено подтверждение коммерциализуемости проекта. Главная задача на стадии выращивания технологии — выявить и проанализировать рыночные перспективы технологии, определить критическое время, за которое необходимо подготовить работоспособный образец нового рыночного продукта, чтобы соответствующим образом материализовать технологию в виде нового товара, нового рыночного предложения.
      Успешное  прохождение стадии выращивания  технологии и обоснование ее потенциальной коммерциализуемости логично ведут к следующему этапу коммерциализации - демонстрации прообраза рыночного предложения. Фактически на этом этапе необходимо перейти от лабораторного образца (который демонстрирует лишь техническую осуществимость идеи) к образцу опытному. Опытный образец - это первое приближение к готовому продукту, который уже можно демонстрировать потенциальным покупателям. Такой образец должен в полной мере отвечать на большинство вопросов будущих покупателей.  На следующей стадии новый товар необходимо успешно ввести на рынок, для этого необходимо делать упор на убеждение общества принять новинку и учитывать инфраструктуру потребления вашего нового товарного предложения с учетом технического развития региона, культуры потребления подобного типа товаров.
      На  последней стадии стабильности необходимо обрести уверенность в том, что  построенный на новых знаниях  бизнес, во-первых, просуществует достаточно долго; во-вторых, будет занимать значительную или ощутимую долю рынка; в-третьих, даст начало новому бизнесу в отдаленной перспективе[1,c.21-35].

      1.1 Методы продвижения проектов коммерциализации технологий

 
      Существуют  самые различные способы классификации  методов продвижения проектов коммерциализации технологии. Рассмотрим несколько из них:
      -вертикальный  и горизонтальный методы продвижения проектов коммерциализации технологий;
      -продвижение проектов коммерциализации технологий с применением Интернет – инструментов;
      -продвижение проектов коммерциализации технологий с использованием услуг сетей трансфера технологий;
      -продвижение проектов коммерциализации технологий на венчурных ярмарках, выставках;
      -продвижение проектов коммерциализации технологий на технологических брокерских событиях.
      При вертикальном продвижении проектов коммерциализации технологий весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях научно-исследовательской деятельности от подразделения к подразделению. Это так называемая внутрифирменная коммерциализации технологий. Однако, применимость этого метода весьма ограничена в связи с тем, что либо сама организация должна быть мощным концерном, объединяющим все виды отделов, производств и служб, либо предприятие должно разрабатывать и выпускать узкий спектр весьма специфической продукции, не содержащей разнородных составных частей (например, новые химические или фармакологические материалы).
      Горизонтальный  метод продвижения технологий –  это метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной технологии распределены между другими участниками коммерциализации технологий и, в частности, могут быть переданы центрам коммерциализации технологий.
      Использование Интернет - инструментов для продвижения проектов коммерциализации технологий. При этом можно пользоваться традиционными инструментами, такими как web-сайт, электронная почта, поисковые системы, так и специфическими, такими как сети трансфера технологий.
      При продвижении проектов коммерциализации технологий можно задействовать  web-сайт как инструмент продвижения технологии в Интернет. Общая схема построения процесса продвижения технологии на основе web-сайта включает четыре основных этапа:
      -определение целей и стратегий их достижения, проведение маркетинговых исследований, разработка плана необходимых мероприятий;
      -реализация сайта. На этом этапе должны быть решены вопросы выбора места размещения сайта, провайдера услуг Интернет, разработан дизайн сайта и его структура, произведено первоначальное информационное наполнение, и после проведения предварительного тестирования web-сайт может быть размещен в среде Интернет;
      -привлечение посетителей – текущих и потенциальных покупателей продвигаемого товара или услуги;
      -оценка полученных результатов и их соответствия поставленным целям.
      Технологическое брокерское событие – это серия  предварительно организованных в одном  месте встреч между теми компаниями, которые предлагают новые технологии, и теми компаниями, которые ведут поиск новых технологий. Такие встречи бывают двухсторонними, когда участниками являются инновационные компании и их потенциальные партнеры, или трехсторонними, когда во встречах дополнительно участвуют сотрудники центров коммерциализации, которых в этом случае называют технологическими брокерами (технологический брокер – это организация, оказывающая услуги в области трансфера технологии, например, центр трансфера технологии, центр коммерциализации, инновационный центр и др.). Использование такого инструмента продвижения технологий позволяет центрам коммерциализации:
      Продвижение проектов коммерциализации технологий через сети трансфера технологий. В настоящее время в России и за рубежом активно работает ряд сетей трансфера технологий, как национальных, так и международных, объединяющих центры коммерциализации, венчурных инвесторов, бизнес – ангелов и консультантов. Ниже приводятся электронные адреса некоторых информационных источников об инновационных проектах и инвесторах:
      -Российская сеть трансфера технологий – www.rttn.ru;
      -Франкороссийская инновационная сеть – www.rfrnet.org;
      -Британороссийская технологическая сеть – www.brin.co.uk;
      -Европейская Сеть Инновационных Релей – Центров irc.cordis.lu;
      -Сеть частного капитала www.nvst.com;
      -Система поиска партнеров для реализации инновационных проектов – www.gate2growth.com;
      -Компания Yet2.com, подбирающая партнеров для реализации проектов коммерциализации технологий – www.Yet2.com.
      Выставки  и ярмарки инвестиционных и инновационных  проектов являются активным механизмом продвижения проектов трансфера технологий и инициации инновационных проектов. Выставки и ярмарки обеспечивают приток отечественного капитала в российский технологический сектор, венчурных средств в инновационные компании на ранних стадиях трансфера технологий и российских и иностранных инвестиций в наиболее перспективные технологические отрасли. В результате участия в ярмарках разработчики и инновационные компании получают возможность установить контакты с потенциальными инвесторами, приобрести опыт общения с потенциальными инвесторами и провести презентации компании. Инновационные компании получают возможность взглянуть на свой бизнес «со стороны» и переосмыслить стратегию его развития. При подготовке к ярмарке и в ее ходе часто происходит переоценка стоимости инновационной компаниии ее проекта. Наиболее крупной российской ярмаркой инновационных проектов является Российская Венчурная Ярмарка, организуемая ежегодно Российской Ассоциацией Прямого и Венчурного Инвестирования (РАВИ)[4,c.10-35].

      1.2 Модели процесса коммерциализации результатов научно-технической деятельности

 
      Еще в конце XX в. вполне нормальной считалась так называемая линейная модель коммерциализации «НИР — НИОКР — производство». Цепочка превращения знания. В данной цепочке отсутствует рынок. То есть, по нынешним понятиям, это не рыночно ориентированная последовательность. Более того, в этой цепочке нет никакой обратной связи: проводим НИОКР на основе результатов НИР, а в производство запускаем то, что сконструировали на этапе НИОКР. Сегодня предпочтительнее ориентироваться на так называемую рыночную модель коммерциализации, то есть ту, где присутствует рынок.

      Рисунок 1.2 - Рыночная модель коммерциализации[1,c.53]
      На  рис. 1.2 представлена рыночная модель коммерциализации. Видно, что в данном представлении появился основной элемент - рынок. Все компоненты взаимодействуют между собой, а наличие обратных связей позволяет учесть рыночные настроения на самом раннем этапе работы над новой технологией. Важно отметить такой момент, что цикл исследований и разработок в различных отраслях промышленности существенно различается. Например, в сфере информационных технологий период разработки нового продукта может составлять от нескольких лет до нескольких дней или даже часов, в то время как, например, в фармакологии от идеи до нового лекарственного средства проходят десятилетия. Поэтому следует ориентироваться на масштаб времени в каждой отрасли и делать соответствующие поправки. То есть в ряде случаев следует ориентироваться не на сегодняшний рынок, а на представление о рынке, каким он станет через некоторое время[1,c.52-53]. 
 
 
 

      2 Трансфер результатов научно-технической  деятельности

 
      Трансфер  технологий (technology transfer) буквально переводиться как «передача технологий в направлении приложения знаний». Поскольку технология в данном контексте является по существу информацией, трансфер представляет собой распространение технологий с помощью информационных каналов различного типа: от лица к лицу, от группы к группе, от организации к организации.
      Трансфер  технологий подразделяется на коммерческий и некоммерческий.
      Коммерциализация технологий (коммерческий трансфер) - это элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу технологии в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями. К коммерческим формам передачи технологий относятся лицензионные соглашения, инжиниринг, контракты и субконтракты на проведение совместных НИОКР и производственную кооперацию (в том числе на создание совместных предприятий), инвестиционные и другие виды соглашений, связанные с уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную и промышленную собственность.
      Объектами коммерческого трансфера технологий являются:
      -объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии;
      -ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента, услуг консультантов и подготовки кадров;
      -технические и технологические знания и информация.
      В свою очередь, диффузия научно-технических  знаний и информации, в отличие  от коммерциализации технологий, является некоммерческим элементом трансфера научно-технических достижений. Этот способ реализуется либо в тех случаях, когда владелец научно-технического знания не осознает, не имеет возможности или не заинтересован в его коммерциализации, либо в случаях, когда само знание, являясь фундаментальным, базовым, не подлежит коммерциализации.
      Объектами некоммерческого трансфера технологий являются:
      -научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры стандарты, описания патентов, каталоги проспектов и т.п.;
      -международные конференции, симпозиумы, выставки;
      -обучение и стажировка ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов сторонами[6].
      Трансфер  технологий не преследует цель эффективности  реализации разработки, а лишь является инструментом достижения этой цели. Возможна ситуация, когда разработка реализуется (коммерциализируется) самими разработчиками, но чаще разработка осуществляется коллективом исследователей, инженеров и изобретателей, а коммерциализируется на других предприятиях. Тогда, помимо уровня разработки, который определяет интерес принимающей стороны, технология должна обладать необходимой готовностью к трансферу - иметь необходимую техническую документацию, правовую защищенность, демонстрировать прототип.
      Трансфер технологий, в последнее время, является целью менеджеров научно-исследовательских организаций и включает ряд организационных, информационных и поведенческих решений, направленных на продвижение технологии от исследовательской лаборатории до рынка экономически эффективным образам и вовремя. В условиях вовлеченности российских разработчиков в мировой рынок технологий, должен происходить двусторонний поток технологий при посредстве эффективно работающих структур по трансферу. В российских условиях невостребованности многих инновационных проектов, потоки трансфера технологий следует рассматривать или при передаче их за границу, или, в перспективе, как средство реализации российских инновационных проектов. Тем не менее, в современном мире глобальной экономики международный трансфер технологий и организация международного сотрудничества является, и являлся, начиная с Японии и заканчивая Китаем, базовой основой подъема и быстрого роста их экономик.
      Актуальность  задач по трансферу технологий, как относительно нового явления, заключается в том, что государственные лаборатории, научно-исследовательские институты, университеты озадачены прикладным технологическим использованием своих исследовании. Поскольку, часто неявно, эффективность их работы (особенно это практикуется в США) оценивается с точки зрения эффективного использования технологий на мировом рынке.
      Схематически  трансфер можно представить в  виде рисунка 2.1.
      
      Рисунок 2.1 - Формы передачи технологий до стадии промышленного использования[9]. 

      Первый  и второй типы оказывают влияние  на достижение краткосрочного выигрыша и увеличения доли данного производителя  на рынке, а третий тип, преумножая исследовательские  ресурсы, имеет долгосрочное влияние  на конкурентоспособность.
      Американская  модель передачи технологий со spin-off фирмами (самостоятельные, отделившиеся от материнских организации) или отпочковавшимися фирмами, является первым, но довольно успешным опытом по стимулированию инновационной активности. Роль феномена трансферта технологий заключалась, в частности, в его вкладе в образование двух первых технополисов - всем хорошо известной Калифорнийской Силиконовой Долине и Массачусетском районе 128-й дороги.
      Успешный  трансфер технологий (ТТ) вплоть до стадии коммерциализации продукта предполагает постоянный многоуровневый обмен информацией. Использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий упрощает и делает возможным процесс обмена и восприятия далеко не всегда оформленных и сформулированных идей. Этот процесс обмена довольно хаотичен и часто следствием бывают неожиданные последующие открытия. Например, пользователи технологий обнаруживают сферу применения результатов НИОКР в тех областях, для которых они не предназначались. Интересной особенностью трансферта технологий является то, что в процессе изложения полученных результатов исследователи часто делают неожиданные последующие результаты. В частности, пользователи технологий часто обнаруживают сферу применения результатов НИОКР в тех областях, для которых они не предназначались.
      Выделяют следующие механизмы осуществления трансфера технологий:
      -обмен информацией на конференциях, индивидуальных встречах, выставках, посещении компаний, по интернету. Часто это первоначальное знакомство служит залогом будущего тесного сотрудничества в случае совпадения интересов;
      -обмен персоналом - обе организации выигрывают, учась, друг у друга. Эта форма служит начальным этапом образования стратегических альянсов.
      -обеспечение услуг по технической поддержке - прямой выход на клиентов, которым можно было бы продать технологию;
      -предоставление собственного часто уникального оборудования, мощностей в лизинг, а также передача опыта по работе с техникой;
      -продажа лицензий и ноу-хау;
      -заключение различных соглашений о совместной работе исследовательских отделов, если это разрешено законом. Например, в США практикуются так называемые CRADA - cooperative research and agreements, позволяющие компаниям использовать ресурсы федеральных лабораторий и институтов, заключая определенные соглашения с ними;
      -работа по контракту - заказ исследований и разработок в исследовательских отделах компаний или в федеральных лабораториях, университетах, научно-исследовательских центрах;
      -образование консорциумов. Особенно распространены горизонтальные консорциумы, когда промышленные конкуренты вкладывают совместно ресурсы в доконкурентные стадии разработок и исследований. Вертикальные консорциумы предполагают сотрудничество производителя и его дистрибуторов с федеральными лабораториями по проведению неких исследований[9].

      2.1 Трансфер результатов научно-технической деятельности как регулятор диффузных процессов

 
      Диффузия  инновации - процесс, посредством которого нововведения передаются по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Сущность диффузных процессов на разных уровнях возникновения инновационной среды определяется равновесным распространением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, сфере услуг. В конечном счете диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве[5,c. 56].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.