На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическое развитие России в эпоху средневековья

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
    ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ       ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА…..………………………..……...…4
    ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА……...7
    ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ ГОСУДАРСТВА………………………......12
    ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА……………………………….................................................15
    ХОЗЯЙСТВО РУССКИХ КНЯЖЕСТВ И ЗЕМЕЛЬ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ……………………………….…..16
    ЭКОНОМИКА РУСИ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ……………………………………………….……….19
    РОСТ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ…………………….………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     До  настоящего времени ученые всех стран  с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило  становление Древнерусского государства, спор между ними будет длиться  ещё долго, так как в данный момент мало подтверждений для однозначной  теории его образования, вся древнерусская  история построена на основании  “Повести временных лет”. Из-за этого  возникло и продолжает возникать  множество различных теорий относительно подлинной российской истории.
     Традиционно историю Древнерусского государства  отечественные историки делят на три периода:
     I период (IX -середина X в.) - формирование  государства, правление первых  Киевских князей (Олега, Игоря,  Святослава);
     II период ( вторая половина X - первая  половина XI в.)-эпоха расцвета Киевской  Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное  Солнышко и Ярослава Мудрого;
     III период (вторая половина XI - начало XII в.) - время территориально-политической раздробленности.
     В этой работе я рассмотрю факторы, обусловившие образование Древнерусского государства, предпосылки и этапы  его развития; различные теории о  возникновении Древнерусского государства  и его историческое значение. А так же экономику княжеств и земель в период феодальной раздробленности. 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ПРЕДПОСЫЛКИ И  ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
     Киевская  Русь одно из крупнейших государств Средневековья IX-XII вв. В отличие от Восточных  и Западных стран, процесс формирования государственности имел свои специфические  черты - пространственные и геополитические. Геополитическое пространство, в  котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского  и мусульманского, языческого и иудейского. В ходе своего становления Русь приобрела  особенности как Восточных, так  и Западных государственных образований, поскольку занимала срединное положение  между Европой и Азией и  не имела ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного  равнинного пространства. Потребность  в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала  сплачиваться народы с разным типом  развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную  власть.
     Древнерусское государство возникает в неоднородном обществе и представляет собой способ регулирования отношений между  различными социальными слоями, классами и т.д.
     Государственность у славян начинает формироваться  с VI в., когда происходит переход  от родовой и племенной общины к соседской общине, формируется  имущественное неравенство. На образование  Древнерусского государства существует много причин, вот основные из них:
     1. Общественное разделение труда. Более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства существования; так, большую роль в жизни рода начинала играть военная добыча. Со временем появились профессиональные ремесленники, воины. Частые переселения родов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение из рода групп искателей военной добычи (дружин) - все эти процессы вынуждали то и дело отступать от традиции, основанные на обычае, старые решения не всегда срабатывали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях.
     2. Развитие экономики. Не только изменившееся индивидуальное и групповое самосознание и сложившиеся межплеменные отношения, но и хозяйственная, экономическая деятельность побуждала людей к поиску более подходящих форм общего существования. Значение экономического фактора в возникновении государства обычно преувеличивается в исследованиях сторонников марксизма и других учений, считающих производство (или распределение произведенного) основой общественной жизни. Соотношение между экономикой и идеями, которыми руководствуются люди, между хозяйственной деятельностью и способами организации власти много сложнее, чем это представляется марксистам. Не вдаваясь в подробности давнего спора "материалистов", выдвигающих на первый план экономические потребности людей, и "идеалистов", считающих идеи основным фактором социального развития, ограничимся признанием тесной взаимосвязи материального мира и человеческого сознания. Частная собственность не могла возникнуть, пока человек не осознал свою отделенность от рода; но на дальнейшее развитие самосознания отдельной личности, несомненно, воздействовали практические, материальные результаты раздробления общей родовой собственности. Экономические факторы влияли на становление государства, но это влияние не было ни прямым, ни определяющим. Государство возникло тогда, когда непосредственно связанные с экономикой имущественные различия были не слишком существенны; формировавшаяся государственная власть первоначально почти не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни. Носители новой, предгосударственной и государственной власти (князья, дружинники) выделялись из общества не по имущественному, а по профессиональному признаку. При этом часто совпадавшие профессии воина и правителя (стоявшего над традиционной, патриархальной властью родовых старейшин) почти единодушно признавались общественно полезными.
     3. Заинтересованность общества в появлении государства. Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу-общиннику появлении было удобно и выгодно, чтобы князь и дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных родов; старейшины, которые испокон веку должны были заботиться об интересах своего рода, своей общины, не годились на роль беспристрастных арбитров. Разрешение межобщинных споров силой оружия было чересчур обременительно для общества; по мере осознания общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интереса, создавались условия для передачи важнейших судебных полномочий исторически. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ  ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
     Процесс распада первобытнообщинных и возникновение  феодальных отношений у восточных  славян к IX столетию зашел столь  далеко, что неизбежно должно было возникнуть государство, так как  государство возникает там, где  создаются условия для его  появления в виде деления общества на классы. Имущественное и социальное расслоение среди общинников привело  к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать  и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается  для поддержания своего господства в государственных структурах. Процессы разложения первобытнообщинного строя  и раскол общества на классы предшествуют образованию древнерусского государства  и протекают имманентно, конечно  в связи с внешним миром, свидетельством чего являются и внешняя торговля, но без решающего участия его  во внутренней жизни славянского  населения Восточной Европы.
     Началом формирования древнерусской народности следует считать IX - X вв. - время возникновения на Руси феодальных отношений и образования Древнерусского государства.
     VIII - IX вв. в истории славянства были  временем разложения первобытно  общинных отношений. При этом  переход от одного общественного  строя (первобытно общинного)  к другому, более прогрессивному, а именно феодальному обществу, в конечном счете, был результатом  развития производительных сил,  эволюции производства, которая  в свою очередь в основном  явилась следствием изменения  и развития орудий труда, орудий  производства.
     Наряду  с развитием производительных сил  в области сельскохозяйственного  производства и усовершенствованием  земледельческой техники огромную роль в разложении первобытно общинных отношений сыграло общественное разделение труда, отделение ремесленной  деятельности от сельского хозяйства.
     Когда же в общину проникло разделение труда  и члены ее стали каждый в одиночку производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке, тогда выражением этой материальной обособленности товаропроизводителей явился институт частной собственности.
     Поселения становятся центрами ремесленного производства и обмена, превращаются в города. Города вырастают на основе старых городищ времен первобытного строя, возникают как ремесленно - торговые поселения. Наконец княжий острог нередко  обрастает поселением городского типа. Так возникли города на Руси: Киев, Перьяславль, Ладога, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск, Гуров, Червень и  др.
     Город явление характерное не для первобытно общинного строя, а для феодального  строя. По рекам и сухопутным дорогам  тянулись купеческие караваны. По Неве, Ладжскому озеру, Волохову озеру, Ловати и Днепру проходил водный путь “из  варяг в греки ”. Торговые пути вели чрез Карпаты в Ризу и германские города.
     Рост  торговли вызвал развитие денежного  обращения. На Руси пользовались главным  образом восточными серебряными  монетами, но встречались и Византийские, и западноевропейские монеты. Когда-то на Руси в качестве денег использовали меховые деньги представлявшие собой  кусочки меха (куны, ререзаны, погаты и пр.). С течением времени их заменили железные деньги, которые сохранили  старые названия (мордки, векши и  пр.). С конца Х века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам - гривнам.
     Торговля  разлагала общину, способствуя еще  большему укреплению экономически могущественных семейств. Господствующая верхушка в  древнерусских источниках выступает  под названием князей, дружинников, бояр, старой чади и т.д. Вырастает  она из старой племенной знати  и из местной богатой верхушки.
     Накапливая  ценности и угодия, создавая мощную дружинную организацию совершая походы заканчивающиеся захватом военной  добычи и пленников превращаемых в рабов, накапливая дань, собирая  поборы, торгуя и занимаясь ростовщичеством, древнерусская знать отрывается от племенных и общинных объединений  и превращается в силу стоящую  над обществом и подчиняющую  себе ранее свободных общинников.
     Возникает и развивается основа феодального  общества - феодальная собственность  на землю. Нам известны города принадлежащие  князьям: Изьяславль, Вышгород, Белгород; княжеские села: Ольжичи, Берестово, Ракома. Вокруг сел лежали нивы (пашни), луга, охотничье - промысловые и рыболовные угодия, бортные уходы. На камни, деревья, столбы отмечающие княжеские земли  наносились княжеские томги - знаки  собственности. Князья либо осваивали  свободные земли, либо захватывали  их у ранее свободных общинников превращая последних на основе вне  экономического принуждения в рабочую  силу свою и вотчины.
     Формируются различные группировки зависимого люда. Одни из них холопы утратили свою свободу в результате продажи  долговых обязательств, семейного или  служебного положения, другие челядь стали  рабами в результате пленения. С  течением времени термин челядь начинает обозначать всю совокупность людей  зависящих от господина. На начальном  этапе истории Киевской Руси рабство  играло весьма существенную роль.
     Огромную  массу сельского населения составили  свободные общинники, обложенные только данью. В источниках они выступают  под названием - люди, но чаще всего  их называют смерды. Смерды считались  княжескими людьми, но по мере захвата  их земель и угодий князьями и боярами  они сохраняя свое старое название - смерды, превращались в феодально-зависимых  и их повинности в пользу господина  стали носить феодальный характер. Дань перерастала в оброк. Среди  зависимого населения насчитывалось  немало закаленного люда потерявшего  свою независимость в результате долговых обязательств. Этот кабальный  люд выступает в источниках под  названием рядовичей и закупов. Многочисленными были изгои, люди изжитые (гоить - жить) то есть люди, выбитые  из обычной жизненной колеи порвавшие  со своей социальной средой. Так  складывались зависимые группировки  непосредственных производителей в  Киевской Руси. На Руси начало формироваться  классовое раннефеодальное общество.
     Складывание феодальных отношений у восточных  славян не могло не обусловить образование  раннефеодального государства. Таковым  в Восточной Европе было Древнерусское  государство со стольным градом Киевом.
     Борьба  со скандинавскими викингами варягами на северо - западе, с хазарами, а  позднее с печенегами, тюрками  и другими кочевыми племенами  на юго - востоке и юге ускорил  процесс складывания мощных территориальных  объединений, пришедших на смену  племенным союзам.
     Слиянием  Киева и Новгорода завершается  образование Древнерусского государства. Это событие летопись связала  с именем Олега. В 882г. в результате похода дружин под предводительством  Олега из Новгорода в Киев по пути «из варяг в греки» оба важнейшие  центра Руси были объединены. Киевский князь стал создавать опорные  пункты в землях восточных славян, собирать с них дань и требовать  их участия в походах. Но много  земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само Древнерусское  государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль  Великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову.
     Столицей  Древнерусского государства стал Киев. Это произошло, потому что он был  древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими  традициями и связями. Расположенный  на пограничье леса и степи с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками основными средствами передвижения тех времен Киев был ядром восточнославянского  мира. К тому же Киев был одинаково  близок к Византии, к востоку и  западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси.
     Конец Х столетия ознаменовался завершением  объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича. В 981 г. была присоединена область червенских городов Перемышль то есть восточнославянские земли до Сана. В 992 г. вошли в состав Древнерусского государства земли  хорватов лежавшие по обоим склонам  Карпатских гор. В 989 г. русские дружинники ходили на Ятвягов и русское население  заселявшее край вплоть до границ владений Пруссов положило начало Черной Руси. В 981 г. к Древнерусскому государству  присоединилась земля Вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись  следы былой ее независимости. Спустя 3 года в 984 г. после битвы на реке Пищане власть Киева распространилась на Радимичей. Так было закончено  объединение всего восточного славянства в едином государстве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ ГОСУДАРСТВА
     Важнейшую роль в формировании Руси как крупнейшего  европейского государства, в развитии ее экономических, политических, семейных связей с Европой и Византией  сыграло принятие в 988 году князем Владимиром христианства, в качестве государственной  религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем  и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление  населения, почитавшего своих языческих  богов. Христианство утверждалось медленно. Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. Христианская церковь  с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно  проводила эту линию в практику. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга  христианской церкви.
     Христианство  сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в  укреплении власти киевских князей: церковь  присваивает киевскому князю  все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим  образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.
     Принятие  на Руси христианства как государственной  религии определялось рядом причин. Возникновение в VII - IX вв. классового раннефеодального строя и государственной  религии явилось результатом  связанных друг с другом процессов. Формирование местных княжений и  создание на их основе в IX в. древнерусского государства с центром в Киеве  требовало в свою очередь изменений  в идеологической области, религии. Попытки же противопоставить христианству реформированный языческий культ  не привели к успеху. Русь в IX - X вв. традиционно была связана с Константинополем - “Царьградом” и со славянами в  Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившемся в  тесном общении с Византией. Эти  связи в значительной степени  определяли церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир и на константинопольскую кафедру. Киевские князья могли сами выбирать то направление  христианства, в наибольшей степени  отвечающее политическим и культурным нуждам государства.
     Христианство  утверждало равенство людей перед  Богом. По новой религии путь в  рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости  от честного исполнения ими своих  обязанностей на земле. Принятие христианства укрепило государственную власть и  территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное  значение, заключавшееся в том, что  Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно  расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры.
     Во  главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый  константинопольским патриархом, отдельные  области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Принятие христианства в православной традиции стало одним  из определяющих факторов нашего дальнейшего  исторического развития.
     Русь  стала страной где осуществилось  необычайное и довольно прочное  сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали  поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие  праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который  и доныне отмечается перед Великим  постом. Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к провеянным веками явлениям природы, которые так внимательно и  точно определялись язычеством. Двоеверие  стало удивительной отличительной  чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию. Когда мы говорим об историческая значении христианства, то, прежде всего, имеем в виду последующее развитие церкви, её постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь - экономическое, политическое, духовное культурное, которое  церковь стала со временем оказывать. При церквях и монастырях создавались  школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские  художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных  летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов.
     Церковь и духовенство активно работали на укрепление семьи, общества, государства, способствовали унижению уровня эксплуатации. Однако, содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях  и обрядах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
     Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно  создавало благоприятные условия  для развития земледелия, ремесел, внешней  торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний  период способствовало превращению  князей и бояр в землевладельцев.
     Благодаря образованию государства формируется  древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства  происходит складывание единой древнерусской  народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского  и белорусского.
     Древнерусское государство в течение веков  после своего возникновения отбивало “волны” кочевников, принимало  удар на себя, обеспечивая тем самым  благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом  и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая  внутренние противоречия, углубляя социально-культурный раскол. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. ХОЗЯЙСТВО РУССКИХ КНЯЖЕСТВ И ЗЕМЕЛЬ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
     На  период правления князя Ярослава Мудрого приходится расцвет Киевской Руси. При нем происходит расселение народа по территории русского государства, на его окраинах (особенно на юге  со стороны степей) возводятся новые  города для защиты от врагов. После  удачных сражений с кочевниками-печенегами враги долго не нападали на русские  земли. А в результате побед над  финскими племенами и литовцами  к русским отошло все прибрежье  Чудского озера, где позже был  основан город Юрьев (позже Дерпт). На Волге был поставлен город  Ярославль. К началу XI в. границы Руси простирались от Ладожского озера до среднего течения Днепра (с севера на юг) и от Оки до Западного Буга (с востока на запад).
     Своим детям Ярослав Мудрый после своей  смерти оставил единое государство  с обширными территориями, сильное  и богатое. В 1054 году перед своей  кончиной он разделил Русь на волости (области). Старшему сыну досталось  киевское княжение, т. е. он был поставлен великим князем над всеми другими. По наказу отца младшие сыновья должны были во всем слушаться старшего брата и почитать его как своего отца, а старшему полагалось заботиться о своих братьях и не кичиться своим возвышением над ними. После кончины Ярослава начались распри между князьями из-за неудовольствия своей волостью, которые перерастали в войны друг с другом.
     Таким образом, Киевская Русь распалась на феодальные княжества. При феодальном ведении хозяйства все производится для собственного потребления. Каждая феодальная вотчина имела свой внутренний рынок, где шел торговый обмен. Ремесленник, например, мог обменять свои изделия  на продукты, произведенные здесь  же на территории княжества. Другими  словами, каждое феодальное княжество  представляло собой мини-государство, которое полностью находилось на самообеспечении.
     При внуках Ярослава междоусобица только усилилась. Это было вызвано тем, что князья в то время определенных наследственных земель не имели, которые  переходили бы в княжеских семьях от отца к сыну. Вся русская земля  после смерти одного из князей делилась заново между остальными князьями. Старшему по родству князю доставалась  лучшая область. Самая сильная борьба разворачивалась, естественно, за Киевское княжество. Если умирал великий князь  киевский, то великое княжение доставалось  не его сыну, а его брату, так  как дядя был старше племянника. Многих князей такое положение дел  не устраивало. Поэтому они разными  путями старались завладеть лучшими  волостями, не дожидаясь смерти одного из своих старших родственников.
     Для Руси это было сложное время, самым  негативным образом отразившееся на хозяйстве русских княжеств. Во время  междоусобных войн князья со своими дружинами  нападали на вотчины других князей, повсеместно опустошая села и  города. На полях уничтожались посевы, а жителей угоняли в плен. Воюющие  между собой младшие князья не только не слушались великого князя, но и нередко совершали набеги на его земли. Не гнушались они  и дружбой с половцами, поселившимися  тогда на месте печенегов в  южных степях. Воспользовавшись раздробленностью Руси, половцы нападали на русские  земли, угоняли скот, сжигали русские  города и селения, а жителей целыми тысячами забирали в плен, чтобы  затем продать их в рабство. Русские  князья нередко прибегали к помощи печенегов, а в плату отдавали им на разграбление русские города. Уцелевшие жители разбегались по лесам. Хозяйственная деятельность того времени осуществлялась плохо. Князья с дружинами нередко пользовались тем, что добывали в результате походов  на соседей. Все это подрывало  экономику Киевской Руси.
     В то время княжества жили натуральным  хозяйством: все, что здесь производилось, здесь же и потреблялось. В результате постоянных войн хозяйства пришли в  упадок. Кругом была полная неурядица. Много народа умерло от голода и  болезней. Поля не обрабатывались. От частых пожаров нередко выгорали целые  города, так как в те времена  постройки были деревянные. Плотность  населения сильно уменьшилась. Торговля падала и уже не приносила такого дохода, как раньше. Происходило  обнищание Руси. Этот период описывается  в древнерусской летописи «Слово о полку Игореве».
     Однако  нашелся человек, сделавший попытку  объединить разрозненное государство, – это князь Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, живший в конце XI – начале XII вв. Он собирал князей и пытался их всячески примирить, а дружины объединить и совместными силами разбить половцев. Для отражения набегов кочевников часто собирались еще городские ополчения, состоящие из сельского и городского населения. Ополчения носили временный характер. Когда боевые действия завершались, ремесленники и крестьяне возвращались к своим исконным занятиям.
     После избрания в 1113 году на великое княжение Владимира Мономаха половцы были изгнаны с русских земель, княжеские  распри утихли. Князья – нарушители порядка строго наказывались, вплоть до того, что у них отбирались их княжества. На дорогах стало спокойнее, и возобновилась торговля. Постепенно налаживалось хозяйство. Жители поселений, занимающиеся земледелием, вновь сеяли  хлеб, сажали огороды и разводили  скот. Голод отступал. Так благодаря  Владимиру русское государство  смогло отдохнуть от долгих лет смут.
     После смерти Владимира Мономаха княжеские  междоусобицы возобновились, а Киев совсем скоро перестал быть главным  русским городом. Вернулись половцы, которые не давали проходу русским  купцам. Почти прекратилась торговля с Грецией. В результате всего  этого Киевская земля обеднела. Началось переселение киевлян в менее  плодородную, но более спокойную  Суздальскую землю, лежащую на северо-востоке.
     Таким образом, разделение Киевской Руси на княжества не прекратило усобиц и  раздоров между князьями. Княжества  начали дробиться между наследниками. Появились конфликты между князьями и местным боярством. Обороноспособность государства была сильно ослаблена. 

     6. ЭКОНОМИКА РУСИ  В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ  РАЗДРОБЛЕННОСТИ

     Экономической основой феодальной раздробленности  является натуральный характер феодального  хозяйства, каждое из которых приспособлено  для самостоятельного существования. Здесь все производится для собственного потребления.
     В 30-е гг. XI в. произошел распад Киевского государства на феодальные княжества (равные по территории западным королевствам), страна уже не представляла собой единого экономического организма.
     В каждом из экономически обособленных княжеств шел свой внутренний товарообмен. Сельская продукция, ремесленные изделия  производились и продавались  здесь же. Вследствие такой экономической  раздробленности последовала и  политическая, что и послужило  причиной к образованию мелких княжеств-государств. Например, на территории Московской области  существовало несколько таких экономически замкнутых районов – это княжества  Коломенское, Можайское, Дмитровское  и т. д.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.