На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и функция рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 

Введение 

1.Понятие  рынка и его характеристика, закон  стоимости.
1.1. Понятие  рынка.
1.2. Характеристика  рынка.
1.3. Основные  положения закона стоимости.
1.4. История  возникновения обмена и рынка.
2. Виды  рынка и их особенности, Сущность  и функции рыночной экономики.
2.1Сущность  и функции рыночной экономики.
2.2. Виды  рынка и их особенности.
3. Преимущества  и недостатки рыночной экономики.
3.1.Преимущества  рыночной экономики.
3.2.Недостатки  рыночной экономики. 

Заключение 

Список использованной литературы 

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Современная экономика развитых стран носит  рыночный характер. Рыночная
система оказалась наиболее эффективной  и гибкой для решения основных
экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела
цивилизованные  формы, и, по всей видимости, будет определять экономический
облик будущего во всех странах мира.
Актуальность  выбранной темы обусловлена переходом  от административно-
командной модели к рыночной экономике в  России. Длительное время в стране
отвергались товарно-денежные отношения соответствующие  им форм собственности,
а практика развития национальной экономики почти  полностью была изолирована
от мирового рынка. Разрушалось натуральное  и полунатуральное хозяйство,
которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия).
В результате этих и многих других проблем стали  постепенно развиваться
рыночные  отношения и сам рынок.
Актуальность  определила цель исследования – изучить  рынок, его сущность,
функции и роль в жизни общества, рассмотреть  противоречия рынка.
В соответствии с целью автор определяет следующие  задачи:
  1. Рассмотреть общие основы товарного производства, товара, стоимости.
История возникновения обмена, рынка.
  2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели
рыночной  организации, что такое рыночная экономика, виды рынков.
  3. Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности
рыночной экономики, рынок и государственное макроэкономическое регулирование.
  4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.
На основании  рассматриваемых автором статей, учебников, научной литературы,
можно сказать, что данная тема широко и  многогранно освящена во многих
источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучали уже давно.
Большое внимание до сих пор ей уделяют  современные экономисты, которые
рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических  отношений.
Данная  курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка
литературы.
В первой главе целесообразно выделить, что  человечество большую часть своей
истории прожило без рынка, было развито  натуральное хозяйство. Затем перешли
к товарному  хозяйству, в результате чего экономический  субъект стремился
достичь Частных интересов и разделить  труд между товаропроизводителями.
Сначала развивался обмен, который повлек за собой развитие рынка. Рынок с
присущей  ему конкуренцией создает прочную  основу товарного хозяйства. Рынок  –
понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его
однозначно.
Во второй главе говориться о сущности рынка, который выполняет ряд функций. В
экономике принято выделять следующие типы рынков: по общественному разделению
труда, по степени ограничения конкуренции, по степени регулируемости, по
организации рыночного обмена, по соответствию законодательным нормам, по
экономическому  назначению объектов рыночных отношений. Эти все виды рынка
взаимосвязаны между собой и развивают экономику в целом.
В третьей  главе автор рассматривает положительные  и отрицательные стороны
рынка. Развитие рынка привело к его  усложнению, это вызвало формирование и
усложнение  его инфраструктуры. Рыночная экономика  не может существовать и
функционировать без государственного регулирования. Это необходимо для самого
рынка, представляющее условие его надежной работы. Но государство не должно
злоупотреблять  вмешательством в экономику, так  как это может повлечь за собой
негативные  последствия. 
 

    Понятие рынка и его характеристика, Закон стоимости.
 
1. 1. Понятие рынка и его характеристика. 

Можно дать несколько определений рынка.
Рынок – это обмен, организованный по законам  товарного производства и
обращения, совокупность отношений товарного  обмена.
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей  и продавцов, иными
словами, отношение спроса и предложения.
Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая
между собой производителей и потребителей продукции.
Так, рынок  рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как
обмен, организованный по законам товарного  производства и обращения. В книге  Ф.
Котлера рынок характеризуется как совокупность существующих и потенциальных
покупателей товара. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит
вместе  покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги.Иинтересно высказались о рынке американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д.
Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса
о взаимодействии тех, кто принимает экономические  решения: миллионы
потребителей  принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком
количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить;
владельцы факторов производства – кому и  как эти товары продавать.
Рынок является фундаментом для понимания  ключевых путей экономического развития
и путей  повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность
отражает  совокупность отношений товарного  обмена всех хозяйствующих субъектов,
людей и общества в целом. Вполне обоснованны  утверждения экономистов и о
том, что  рынок представляет собой определенную систему экономических отношений
между продавцами и покупателями в сфере  обмена. Воздействие рынка на
экономические отношения продавцов и покупателей  обеспечивается через
использование таких атрибутов, как цена, спрос  и предложение, конкуренция,
прибыль и убытки, то есть всего того, что  включается в понятие «рыночный
механизм».
Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и
зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе
общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении,
обмене и потреблении. 

      Основные  положения закона стоимости.
 
Бенджамин Франклин, а затем через 50 лет Адам Смит
объяснили рыночный обмен на основе теории трудовой стоимости. Давид Рикардо
уточнил содержание закона стоимости, сущность которого в том, что обмен
товарами  на рынке осуществляется в соответствии с общественно-необходимыми
затратами труда на их производство. То есть стоимость  создается в производстве,
а признается как общественно-необходимые затраты  лишь на рынке.
При этом взаимодействуют три главных  черты (требования) закона стоимости:
  1) закон стоимости отвергает индивидуальные затраты на производство, а
цена  товара на рынке всегда ориентируется  на общественно-необходимые затраты труда;
  2) стоимость товара (величина общественно-необходимых затрат труда на
его производство) является центром притяжения цены;
  3) цена товара отклоняется от его стоимости под воздействием закона
спроса  и закона предложения.
Колебания рыночных цен вокруг стоимости товара имеют три принципиальных варианта:
  1) D = S – спрос и предложение на данный товар на данном рынке примерно
равны, поэтому цена товара совпадает с его стоимостью;
  2) D > S – спрос превышает предложение, и цена товара будет выше его
стоимости (возникает конкуренция среди  покупателей);
  3) D < S – спрос меньше предложения, поэтому цена отклоняется вниз от
стоимости, возникает конкуренция среди  продавцов, которая создает экономическое давление на товаропроизводителя.
Закон стоимости рыночной экономики имеет  следующие функции:
  1. Регулирующая функция состоит в том, что закон стоимости (через цены)
регулирует  объемы производства и продажи отдельных  товаров, а вместе с тем структуру всего общественного производства, распределение средств производства и труда между отраслями. Происходит это регулирование через отклонение цен от стоимости товаров на рынке. Равенство спроса и предложения при данном уровне цен (рыночное равновесие) позволяет сохранять и стабильный объем производства.
Если  же спрос на товар будет меньше, чем его предложение, то цена будет ниже стоимости, а производство данного товара станет экономически невыгодным. Это ведет к сокращению производства невыгодного товара, к перемещению средств производства и рабочей силы в другие отрасли.
Наоборот, при превышении спроса над предложением цена товара будет выше его стоимости, что способствует расширению производства, притоку капитала, средств производства и рабочей силы в выгодные отрасли. В итоге структура общественного производства приводится в соответствие со структурой общественных потребностей, а точнее, с платежеспособным спросом населения на товары и услуги. Это обеспечивает бездефицитность экономики, предупреждает товарный голод, спекуляцию, обесценивание денег, снижение уровня потребления.
  2. Стимулирующая функция закона состоит в его воздействии на снижение
затрат  на производство, повышение производительности труда, эффективности производства на базе внедрения достижений научно-технического прогресса. Цена товара колеблется вокруг средних общественно-необходимых затрат труда. Это означает, что рынок создает постоянное экономическо стимулирование товаропроизводителей, побуждает их к снижению индивидуальных затрат на производство товара (ниже общественно-необходимых затрат труда), что
обеспечивает  им устойчивое положение на рынке. Но для этого каждый
товаропроизводитель должен повышать производительность труда, рационально использовать материально-технические ресурсы, повышать качество товаров на базе новой техники и технологии производства.
  3. Закон стоимости дифференцирует товаропроизводителей, осуществляет
социальное  расслоение под влиянием рыночной конкуренции  и отклонений
индивидуальных  затрат на производство товара от уровня общественно-необходимых затрат труда. Закон стоимости благоприятствует сочетанию мелкого, среднего и крупного производства, многообразию форм хозяйствования, но в ходе конкуренции
слабые утрачивают хозяйственную самостоятельность, попадают в зависимость от более крупных и сильных.
Таким образом, закон стоимости выражает отношение цены к общественно
необходимому  труду, затрачиваемому на производство товаров. В принципе чем больше труда затрачено на производство какого-либо товара, тем больше
приходится  за него платить. Но на процесс купли-продажи  действует не только трудоемкость, но и многие другие факторы: качество товара, соотношение между спросом и предложением, степень монополизма продавцов и покупателей,
государственная политика цен, количество выпущенных бумажных денег и т.д. Поэтому реальная цена почти всегда отклоняется от стоимости, но стоимость всегда остается тем средним положением, вокруг которого колеблются цены. 

1. 3. История возникновения  обмена и рынка 

Существуют  три основных условия, сделавшие  рынок объективно необходимым.
Первое  условие – общественное разделение труда, возникшее в глубокой
древности. История знает ряд крупных  ступеней общественного разделения труда.
Первая  из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение
ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот
процесс бесконечен, он объективно связан с  ростом производительности труда.
Разделение  труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались  в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри обшины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы»,
положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность
«покупателям» подойти и посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.
Здесь мы имеем зародыш бартера –  одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
Развитие  обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к
производству  тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и
смогло  появиться товарное производство в  подлинном смысле слова, т.е.
производство  таких изделий, которые нужны  их производителю не для
собственного  потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего
получить  взамен десятки других нужных для  него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.
Второе  условие – это экономическая  обособленность производителей.
Товарный  обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто  не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на
коллективную  собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства  необходимо и третье условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.
Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно  в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка –это не результат достижений разума, а следствие очень длительного
исторического развития.
Таким образом, рынок – это обмен, организованный по законам товарного
производства  и обращения, совокупность отношений  товарного обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношение спроса и предложения, сфера обмена внутри страны и между странами. Для возникновения рынка нужны условия: общественное разделение труда, экономическая обособленность
производителей, свобода предпринимательства. 

2. Виды рынка и их особенности. Сущность рыночной экономики 

2.1. Виды рынка и их особенности. 

Система рынков – совокупность всех видов  рынков, характеризующихся
разнообразными  критериями и признаками.
Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому система рынков сложна и многообразна. С
точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:
- легальный  (официальный);
- нелегальный  (теневой),
Нелегальный рынок – неотъемлемый элемент  теневой экономики, под которой понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.
Различают два типа рынка: совершенной и  несовершенной конкуренции.
Несмотря  на специфичность каждого рынка, все они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга.
Каждый  производитель, намереваясь расширить  свое производство, может
рассчитывать  на то количество средств производства, капиталов и работников, которое могут предоставить ему соответствующие рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие на
соседних  рынках. Экономическая жизнь в обществе протекает на двух уровнях:
- микроэкономическом, который характеризует поведение хозяйствующих субъектов
при обмене;
- макроэкономическом, характеризующем ход воспроизводства  (в том числе
рыночную  ситуацию) в масштабе всего народного  хозяйства (национальной
экономики).
Рыночная  система функционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции
производителей, оптимального участия государства  в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующих экономических рычагов.
На внутренний рынок в условиях интеграции национальных экономик воздействует система мирохозяйственных связей, которые определили содержание гипермакроэкономики.
Структура рынка включает виды рынков в зависимости  от ряда критериев. Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга:
1. По объектам рыночных  отношений:
- товаров  и услуг;
- средств производства;
- рабочей  силы;
- ссудного  капитала;
- финансов;
- ценных  бумаг.
2. По географическому  положению:
- местный;
- региональный;
- национальный;
- мировой.
3. По проявлению  конкуренции:
- свободный;
- монополистической  конкуренции;
- олигополический;
- монопольный  (монопсонный).
4. По объему продаж:
- розничный;
- оптовый.
5. По механизму регулирования:
- совершенной  конкуренции;
- несовершенной  конкуренции;
- регулируемый (под контролем государства).
Таким образом, рынок как развитая система  отношений товарного обмена
представляет  собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого
большого  рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою
очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д.
Рынок выполняет ряд существенных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую. 

2.2. Сущность и функции рыночной экономики.
Рыночная  экономика характеризуется как  система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая  опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.  Рыночная экономика  гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей - максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции. 

Совершенная конкуренция  предполагает:
множество покупателей и продавцов,
однородность  товаров и услуг,
отсутствие  ценовой дискриминации,
полную  мобильность всех ресурсов,
абсолютную  информированность о ценах. 

В реальной действительности существуют обстоятельства, значительно отклоняющиеся от идеальных и превращающие совершенную конкуренцию в несовершенную. Это означает, что экономическая свобода существует как потенция, как возможность, превращение которой в действительность модифицируется многими обстоятельствами и, в конечном счете, уровнем экономического развития. 

Основу  рыночной экономики составляет частная  собственность. Она является гарантией  соблюдения добровольно заключенных  контрактов и невмешательства третьих  лиц. 

Классическая  рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства  в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определивший правила  рыночной игры и следящий за выполнением  этих правил. 

Черты, структура и функции рынка: 

Характерными  чертами современного рынка являются: экономическая свобода, конкуренция, мобильность ресурсов, автономность действий участников рынка, полная информированность  субъектов, социализация и глобализация экономических связей (рис. 7.2).
Формы проявления экономической свободы:
— свобода  выбора сферы применения своих способностей;
— свобода  выбора сферы применения своего капитала; 


    — свобода  выбора партнеров; 

    — свобода  ценообразования; 

    — свобода  выбора уровня риска; 

    — полная ответственность за свои решения, действия и их последствия. 

Конкуренция в наиболее общем понимании означает, что тем, чем занимается один из хозяйствующих  субъектов, могут свободно заниматься и другие. Она (конкуренция) является одним из самых важных стимулов экономического роста и в то же время в процессе эволюционного развития порождает  монополизм, ограничивающий и деформирующий  конкуренцию. 

    Принципы  функционирования рыночной экономики  отражены на рис. 7.3.

Наиболее  важные функции рыночной экономики. 

Регулирующая  функция. Рынок регулирует все экономические  процессы — производство, обмен, распределение  и потребление, определяя пропорции  и направления размещения экономических  ресурсов на микро- и макроуровнях за счет расширения или сужения объемов спроса и предложения.
Стимулирующая функция. Рынок стимулирует производителей снижать затраты, улучшать качество и потребительские свойства товаров. Он создает надежный механизм мотивации  труда, стимулирует повышение эффективности  экономики на основе внедрения новейших достижений нтп.
Распределительная функция. Доходы производителей и потребителей в рыночной экономике дифференцируются посредством цен на ресурсы (первичные  доходы), порождая социальное расслоение общества по доходам.
Санирующая  функция. Посредством конкуренции  рынок очищает экономическую  среду от неконкурентоспособных  хозяйств и поддерживает наиболее эффективных. Этот механизм санирования деперсонифицирован и потому не может быть несправедливым.
Функция аллокации. Рынок обеспечивает производство оптимальной комбинации вещественных товаров и услуг при помощи наиболее эффективной комбинации ресурсов. Эффективной является комбинация ресурсов, обеспечивающая производство с минимальными альтернативными затратами.
Информационная  функция. Рынок посредством цен  информирует производителя, торговца, потребителя о том, что выгодно  производить, а что — нет, сколько  и каких товаров нужно предложить, на какие слои населения необходимо ориентироваться в своей хозяйственной  деятельности.
Функция интеграции. Рынок объединяет субъектов  экономической системы в одно целое, содействуя формированию единого  экономического пространства как в пределах отдельного государства, так и в пределах мировой экономики.
Этапы формирования рынка: 

    — классический свободный рынок (до середины XIX в.), в котором государство не вмешивалось в экономику, выступая "ночным сторожем", следившим за тем, чтобы все, кто имеет самостоятельный источник дохода, аккуратно платили налоги в государственную казну; 

    — регулируемый рынок (середина XIX — 50-е годы XX в.) характеризовался вмешательством государства в экономическую жизнь общества с целью ограничения всевластия монополии и защиты конкурентной среды; 

    — социально  ориентированный рынок, где, кроме  механизмов регулирования, государство  выполняет функцию социальной защиты населения. 
     

    Преимущества  и недостатки рыночной экономики.
3. 1. Преимущества рынка 

В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя.
Ориентация  на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и
поставщиков ресурсов ориентироваться в своей  деятельности на требования
потребителей.
Рыночная  система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:
1. Применение  наиболее производительной технологии, которая позволяет
добиваться  наименьших издержек.
2. Информирование  поставщиков ресурсов и предпринимателей  об изменениях в
спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.
3. Сочетание  личных и общественных интересов.  Через конкуренцию оказывается
воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков
ресурсов  так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном
использовании ограниченных ресурсов.
Основное  достоинство конкурентной рыночной системы – это ее постоянное
стимулирование  эффективности производства. «Экономика производит то, что
требуют потребители, путем применения самой  эффективной технологии. Рыночная
система функционирует и корректируется автоматически в результате
децентрализованных  решений, а не централизованного  решения правительства».
Приведенные выше положения позволяют сделать  следующие выводы:
1. Рыночная  экономика представляет собой  такую форму организации
хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих
субъектов и решение трех основных проблем  экономики (что, как и для кого
производить) обеспечивается через воздействие  рынка и его механизмов.
2. Отличительной  особенностью рыночной системы  является ее способность
перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних
условий.
3. Рыночная  система лучше других приспособлена  для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества.
Для любой  рыночной системы обязательно наличие  таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий.
Основой этой системы является рынок, который  за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности. 
 

3. 2. Недостатки  рынка 

Позитивные  функции рынка делают его в  принципе достаточно эффективной
системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества.
Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития
общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки
(несовершенства).
Во-первых, функционирование рыночной системы  основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно
возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.
Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды  неизбежно возникают
монополизированные  структуры, ограничивающие свободу  конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
В-третьих, стихийно действующий механизм рынка  не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствуетформированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанныхнепосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальныхтрансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения,образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально
ориентированных сфер.
В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость  трудоспособного
населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.
Все эти  негативные свойства рынка проявляются  и в переходной экономике, что подтверждает опыт России.
Вместе  с тем эти черты рыночного  несовершенства могут быть смягчены
осуществлением  разумной экономической политики. Здесь  особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики. 

3. 3. Институты рыночной  экономики 

Функционирование  экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечивается
деятельностью «рыночных институтов» – специализированных организаций,
функционирующих в рамках особого рынка. В наше время эти институты связаны
между собой и зависят друг от друга.
Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой  и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений; рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы и т.д.
Деятельность  всех этих звеньев инфраструктуры товарного  рынка заполняет
экономическое «пространство», своеобразными «полюсами» которого являются производители и потребители. Основная функция инфраструктуры рынка товаров заключается в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного производства.
Рынок капиталов состоит из двух частей: «кредитного рынка» и «рынка
ценных  бумаг».
Кредитный рынок – это рынок заемного капитала; его функционирование
обеспечивается  посредством банков, страховых компаний, различных фондов, способных мобилизовать свободные денежные средства и превращать их в кредиты.
На рынке  ценных бумаг продаются прежде всего доли участия в собственности предприятия; это рынок собственного капитала, его основной институт – «фондовая
биржа».
Рынок труда существует наряду с рынком капиталов, выступая составной
частью  рынка факторов производства. На рынке  труда осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи труда.
Государственные финансы составляют необходимый  элемент рыночной
инфраструктуры. Свои функции они выполняют посредством  центрального и местного бюджета.
Возникновение рынка ценных бумаг вызвано утверждением такой формы
организации производства как акционерное общество. Их появление стало
естественным  результатом развития производства в ходе его индустриализации,
когда коренным образом менялись технические  основы производства, росли его масштабы, увеличивались размеры предприятий. Крупные предприятия, доказав преимущество над мелкими, нуждались в значительных массах капитала, необходимых
для инвестиций. Заметно выросли размеры первоначального  капитала, т.е. суммы денег, позволяющие организовать производство. Отдельным предпринимателям стало не под силу открывать новые предприятия или совершенствовать уже действующие.
Поэтому они были вынуждены объединить свои капиталы и создавать акционерные общества – предприятия, основная часть капитала которых образуется из взносов предпринимателей, становящихся в силу этого «акционерами». Акционеры не несут личной ответственности по долгам предприятия. Ответственность здесь носит
коллективный  характер, риску подвергается только вложенный в предприятие капитал, а не личная собственность акционеров.
Таким образом, совокупность связанных между  собой институтов, действующих в
пределах особых рынков и выполняющих определенные функции, составляет
инфраструктуру  рыночной экономики. Классификация  рыночной инфраструктуры, ее
специфическое содержание определяется особенностями  рынков, в пределах
которых функционируют данные элементы. 

3. 4. Государственное  регулирование рынка 

«Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система
законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов
и определяющая правила «рыночной игры».
Рыночная  экономика доказала, что нет альтернативы при решении главных
экономических задач. Во-первых, рынок обеспечил  взаимосвязь производства и
потребления. Во-вторых, гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Механизм этой оценки заключен в том, что состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее купить или продать заставляет продавцов и покупателей постоянно поддерживать «рыночную
форму». В-третьих, рынок создает условия  для высокой эффективности
производства. Конкуренция выбирает преуспевающих, тем самым безжалостен к отстающим.
Достоинство рыночной системы заключается, прежде всего, в рассмотрении
анализа эффективности распределения ресурсов и свобод. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство той продукции, в котором общество
больше  всего нуждается. Благодаря этому  в экономику внедряется более  новые технологии производства. «Невидимая рука» управляет на рынке личной выгодой,
которая обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых товаров. В связи с этим многие экономисты сомневаются, как правильно необходимо вмешиваться в функционирование свободных рынков, или регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным. Важный не экономический аргумент, который также составляет
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.