На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Основы функционирования  рынка.
Впервые понятия  спроса и предложения в экономической  науке исследовал в своих работах  английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924).
Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание  и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в  определенный период времени, т. е. спрос - форма выражения потребности.
Важно заметить, что спрос характеризует не просто желание покупателя иметь этот товар, но и его способность заплатить  за этот товар (т. е. возможность купить товар). Важнейшими характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.
Объем спроса на какой-либо товар или услугу - это  количество товара или услуги, которое  потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного  периода времени.
Цена спроса на какой-либо товар или услугу - это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.
Спрос - это одна из сторон многомерного процесса рыночного  ценообразования. Характерные для  него причинно-следственные зависимости  имеют вид устойчиво действующих  экономических законов.
В западной экономической  литературе спросом называют то, что  связывает покупаемые блага с  теми "жертвами", которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребно-стями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью - день-гами покупателя. Иначе говоря, спрос - это планы или намерения по-купателя относительно покупки товара.
Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности  покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос - это платежеспособная потребность общест-ва в целом, т.е. государства, предприятий и населения.
Рыночный спрос  определяется путем суммирования величин  спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обознача-ется буквой D (от англ. demand - спрос).
Между объемом  спроса и ценой спроса существует определенная зависимость, которая  выражается в законе спроса.[9]
Закон спроса: чем  выше цена товара, тем меньше величина спроса на него; и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше величина спроса на него.[1]
В частности  закон спроса выражает:
- обратную зависимость  между ценой и покупаемым количеством  товаров;
- постепенное  убывание спроса на данный  товар или услугу.
Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или  услуг зависит от уровня их цен. При  этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньше количество товаров или услуг будет куплено потребителями. По рис.1 видно, что если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то объем продаж данного товара или услуги возрастает. Зависимости подобного характера возникают, например, в следующих ситуациях: когда рынки дефицитны, т. е. очевидна нехватка каких-либо товаров или услуг, то цены на эти товары и услуги неизбежно будут расти. Напротив, когда на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т. е. продажа, возможна лишь при условии снижения цен.
Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное  убывание спроса. Снижение количества продаж данного товара или услуги происходит не только вследствие роста  их цены, но и вследствие насыщения  потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая  покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю  сравнительно меньшую ползу, выгоду, удовлетворение.[3]
Кроме цены самого товара на спрос оказывает влияние  множество других факторов. Учесть их всех очень трудно. Однако возможно выделить наиболее существенные:
- цены на товары-заменители;
- цены на дополняющие  товары;
- доходы покупателей;
- мода, вкусы  и предпочтения покупателей;
- реклама;
- сезонные изменения  в спросе;
- ожидания покупателей.
Изменение неценовых  факторов спроса вызывает перемещение  и изменение конфигурации, наклона  кривой спроса, выражая изменение  количества проданных товаров по той же цене. Спрос не бывает статичен, он постоянно меняется под воздействием неценовых факторов, о чем свидетельствует то или иное смещение кривой спроса.[9]
Увеличение спроса под воздействием неценовых факторов (рис.1) - это смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж по той же, неизменяющейся, цене.
При уменьшении спроса (рис.2) кривая смещается влево  и вниз. Это уменьшение спроса также  вызвано неценовыми факторами и  выражается в снижении объема продаж при неизменяющейся цене за единицу  товара.
Изменения спроса на товары вызывает адекватную реакцию  со стороны рыночного предложения  этих товаров.
Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителей продать определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Иначе, предложение  -это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.
Объем предложения - то количество товара или услуги, которое  готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного  периода времени.
Цена предложения - минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара или услуги.
Зависимость между  объемом и ценой предложения  выражается в законе предложения.[9]
Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше величина его предложения; чем ниже цена товара, тем меньше величина его  предложения.[1]
Закон предложения  показывает, что существует прямая зависимость между ценой и  объемом предложения. Тот факт, что  объем предлагаемых товаров увеличивается  с ростом цены на него, объясняется  стремлением производителей увеличить  свою прибыль. Чем выше цена, тем  больше у них стимулов для производства и продажи своего товара.[9]
Основным, ведущим  фактором в законе предложения выступает  цена. Для продавца цена - побудительный  мотив и стимул к тому, чтобы  производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя  цены - сдерживающий фактор, так как  высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.
По каждому  из великого множества товаров цена свидетельствует о необходимости  либо сокращения его выпуска, если спрос  снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых товаров  выручка, доход, прибыль. Чем они  выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле предложение товаров на рынке - это сложный процесс, требующий соответствующего вознаграждения организации, собственно выпуска или, при необходимости, переориентации производства товаров в соответствии с потребностями. Рыночное предложение товаров имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по переориентации ресурсов, изменению технологий, объемов выпуска и продажи товаров.[3]
Предложение товаров  имеет вид кривой с положительным  наклоном, отражающей прямую зависимость  между двумя переменными - ценой  товара и его количеством, или  объемом для продажи на рынке (рис.2) .
Согласно закону предложения - при прочих равных условиях, чем выше цена товаров, тем большее  их количество может быть произведено  и представлено к продаже на рынках.
Количество и  объем товаров изменяются в соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров. Понятие «изменяющееся  предложение товаров» подразумевает  смещение кривой в ту или иную сторону. Смещение кривых (рис.4) , означающее изменение  предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий:
- изменение цен  на факторы производства;
- технический  прогресс;
- сезонные изменения;
- налоги и  субсидии;
- увеличение  спроса на другие товары;
- цены на товары,
- которые производятся совместно с рассматриваемым товаром;
- ожидания производителей;
- реклама, маркетинг
Все перечисленные  факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает  решающее влияние на изменения в  предложении этого товара на рынке.[9]
  Рыночное равновесие  цен спроса и  предложения
Рыночным процессом  ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке  под влиянием тенденций и специфических  особенностей как спроса, так и предложения. Они проиллюстрированы на соответствующих графиках рис.1 и рис.2 с помощью кривых. Однако рыночные силы намного богаче тех моделей, которые были представлены.
Совместим на одном  графике линии спроса и предложения.
Как видно из рис.5, линии спроса и предложения пересекаются в одной точке (точка Е). В этой точке цен, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.
Объем продаж в  этой точке называется равновесным  объемом рынка (QE).
QE=QS=QD
Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (PE).
PE=PS=PD
Таким образом, рыночное равновесие - это состояние  рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.
Различают частичное  и общее равновесие.
Частичное равновесие - равновесие на отдельно взятом рынке  товаров и услуг факторов производства.
Общим экономическим  равновесием называется такое состояние  национальной экономики, при котором  на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ни один из этих экономических  агентов не заинтересован в изменении  объема своих закупок и продаж.[9]
Понятие общего равновесия разработано Вальрасом. В его трактовке, это состояние, при котором эффективное предложения  и эффективный спрос уравнивается на рынке услуг. [2]
Равновесие всей экономической системы в целом  называется экономическим равновесием  и проявляется в виде пропорциональности:
- между производством  продукции и его потреблением;
- между вовлеченным  в оборот ресурсами и их  использованием;
- между предложением  товара и их спросом;
- между материально-вещественными  и финансовыми потоками.
Согласованность данных пропорциональностей общественного  производства приводит к сбалансированному  развитию экономической системы  в целом. Однако каждая производственная единица обладает известной автономностью, поэтому пропорциональность в национальном хозяйстве прокладывает себе дорогу как тенденцию и предполагает отклонение от равновесия, которое  по-разному тактируется в разных экономических школах.
Модели  макроэкономического  равновесия
Согласно рис. 5:
1. Горизонтальный (кейсианский) отрезок
2. Промежуточный  отрезок
3. Вертикальный (классический) отрезок
Такой подход впервые  сформулировал А. Смит. Его последователи  экономисты неоклассики исходят  из того, что рыночная система обеспечивает полное использование ресурсов, причем возникающая иногда диспропорция разрешается на основе автоматического саморегулирования. Благодаря Смиту в экономике всегда достигается уровень производства при полной зан1.1 Виды денег: товарные, символические и кредитные деньги
Деньги - это  особый товар, выполняющий роль всеобщего  эквивалента. Они выражают затраты  общественного труда, воплощённого в товаре, и на этой основе обеспечивают их обмениваемость. Деньги являются абсолютно ликвидным средством обмена, т.е. товаром, имеющим наибольшую способность к сбыту.
«В качестве меры стоимости деньги выступают  измерительным инструментом для  сделок. Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть его цена». [8, стр.141]
Современные представления  о сущности денег можно обобщить следующим образом: деньги, будучи общественным явлением, представляют собой товар, который функционирует в качестве средства обращения, счётной единицы  и средства сохранения стоимости, т.е. выполняют:
функцию средства обращения;
функцию средства платежа;
функцию средства накопления;
функцию мировых  денег.
Сегодня деньги чаще всего принимают ту или иную форму почти ничего не стоящей  бумаги или депозитов в банках. Есть три основные вида денег: товарные деньги (золото, серебро), символические деньги и кредитные деньги.
Товарные деньги используются как средство обмена, а также продаются и покупаются как обычный товар. К девятнадцатому веку товарными деньгами были почти  исключительно только такие металлы, как серебро и золото. Эти формы  денег имели «внутреннюю ценность (стоимость)»; это означает, что они  обладали ценностью сами по себе. Ввиду  этого, отсутствовала необходимость  гарантировать их ценность со стороны  правительства, и количество денег  в обращении регулировалось рынком через спрос и предложение  золота или серебра. Однако металлические  деньги имеют недостатки, поскольку  для того, чтобы выкопать их из недр земли, требуются редкие ресурсы; более  того эти деньги могут стать редкими  или избыточными просто из-за случайного открытия месторождений драгоценных  металлов.
Появление бумажных денег - более сложное явление. Что  заставило ценить людей нечто, не имеющее внутренней стоимости?
На первом этапе  любое государство стремится  к минимизации издержек, возникающих  при совершении сделки. Использование  чистого золота в качестве денег  слишком дорого, так как при  совершении сделки каждый раз требуется  время для установления пробы  золота и отмера требуемого количества. Для уменьшения этих издержек государство выпускает золотые монеты известного веса и чистоты. Монеты, в отличие от золотых слитков, легче использовать при заключении сделок, так как стоимость их широко признана.
Следующим шагом  правительства является выпуск золотых  сертификатов - листков бумаги, которые  могут быть обменены на определенное количество золота. Если люди доверяют платежным обязательствам правительства, то эти билеты будут оцениваться  также как и само золото. Более  того, поскольку эти билеты легче  золота, применять их для совершения различных сделок значительно проще. Таким образом, никто не носит  золото при себе, а обеспеченные золотом государственные билеты становятся деньгами.
Наконец, с течением времени необходимость золотого обеспечения теряется. Если все признают бумажные сертификаты в качестве средства обращения, они будут цениться и служить в качестве денег. Таким  образом, система, основанная на товарных деньгах, постепенно трансформируется в систему, использующую бумажные деньги.
Символические деньги - это средство платежа, чья  стоимость или покупательная  способность в качестве денег  превосходит издержки их производства или ценность при альтернативном использовании.
Существенным  условием для существования символических  денег является наличие контроля над правом производства денег.
Помимо символических  и товарных денег существует и  третья группа, к которой относится  большая часть применяемых в  современной экономике денег - это  кредитные деньги.
Кредитные деньги - это средство обмена, которые представляют собой обязательства частного лица или фирмы. Видами кредитных денег  являются векселя, банкноты, чеки.
Вексель - «вид ценной бумаги, письменное долговое денежное обязательство, которое даёт право  владельцу (держателю векселя) по истечении  срока требовать с должника (векселедателя) уплаты обозначенной в векселе суммы. Вексель обычно выдаётся на срок до 1 года, чаще на 1- 3 месяца».
Банкноты - «денежные  знаки, выпускаемые эмиссионными банками  при совершении кредитных операций. В отличие от бумажных денег они  выступают как знак не только полноценных  денег, но и кредита, имеют хождение в обращении наряду с другими  денежными знаками, свободно на них  размениваются». [6, стр. 91] Первоначально  банкноты имели золотую гарантию, обеспечивающую ее обмен на золото. Банкноты выпускаются строго определенного  достоинства, и по существу они являются национальными деньгами на всей территории государства.
Чек - «денежный  расчётный документ установленной  формы, содержащий приказ (поручение) владельца  счёта кредитному учреждению о выплате (перечислении) предъявителю чека указанной  в нём суммы. Денежный чек - расчётный  документ, который используют предприятия, организации, население для получения  в кредитных учреждениях наличных денег». [6, стр. 91]
Понятие денежного рынка, его участники  и инструменты
Денежный рынок - система экономических отношений  по поводу предоставления на срок до одного года денежных средств. Денежный рынок, наряду с рынком капитала представляет собой часть более общей финансовой категории - финансовый рынок.
Денежный рынок  включает в себя следующие элементы:
Рынок краткосрочных  ценных бумаг;
Рынок межбанковских  кредитов;
Рынок евровалют.
Участниками денежного  рынка являются с одной стороны  лица, предоставляющие деньги на срок до одного года (кредиторы), а с другой стороны - лица заимствующие деньги на определённых условиях (заёмщики). Одной  из категорий участников рынка являются финансовые посредники - лица, посредством  которых денежные средства переходят  от лиц, предоставляющих денежные средства, к лицам, получающим денежные средства. Предоставление денежных средств возможно без финансовых посредников.
В качестве кредиторов и заёмщиков на денежном рынке  выступают: банки, небанковские кредитные  организации, предприятия и организации  различного типа - юридические лица, физические лица, государство в лице определённых органов и организаций, международные финансовые организации  и другие финансово-кредитные учреждения
В качестве финансовых посредников на денежном рынке выступают: банки, профессиональные участники  фондового рынка, брокеры, дилеры, управляющие  компании и другие финансово-кредитные  учреждения.
Интересы участников денежного рынка состоят в  получении дохода от операций с различными финансовыми инструментами денежного  рынка. Кредиторы получают доход  в виде процента на ссуженную стоимость. Заёмщики получают доход в виде дополнительной прибыли, полученной от использования  заимствованных денежных средств. Финансовые посредники получают доход в виде комиссионного вознаграждения.
Финансовыми инструментами  денежного рынка являются различные  краткосрочные ценные бумаги: облигации, казначейские (правительственные) векселя, коммерческие векселя (юридических  лиц), банковские векселя, акцептированный  банковский чек, коммерческие бумаги (ноты), депозитные сертификаты (юр. лиц), сберегательные сертификаты (физ. лиц), краткосрочные  кредиты, межбанковские кредиты, коммерческие кредиты и т.д.
 «Движение  денег, обслуживающее реализацию  товаров, а так же нетоварные  платежи и расчёты в национальной  экономике - есть денежное обращение.  Форма организации денежного  обращения в стране, сложившаяся  исторически и закреплённая законодательно, образует денежную систему». [7, стр.135] Её основными элементами являются:
наименование  денежной единицы (рубль, доллар и др.);
масштаб цен;
виды государственных  денежных знаков, имеющих законную платёжную силу, порядок их эмиссии  и обращения (обеспечение, выпуск, изъятие  и т.д.);
регламентация безналичного оборота;
государственные органы, осуществляющие регулирование  денежного обращения.
«Главным элементом  денежного рынка являются деньги. Они покупаются и продаются на денежном рынке, который включает финансовые институты, обеспечивающие взаимодействие спроса на деньги и их предложение, а так же денежные потоки, входящие и исходящие из этих учреждений. Элементами механизма функционирования денежного рынка являются спрос  на деньги, предложение денег и  цена денег (процентная ставка)». [6, стр.432] При сделках на рынке денег  деньги обмениваются на другие ликвидные  активы по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы  процента.
Совокупным спросом  на деньги называется общее количество денег, которое желают иметь в  данный момент домохозяйства, бизнес, правительство. Совокупный спрос состоит  из двух частей: спрос на деньги для  сделок и спрос на деньги как средство сохранения богатства.
Спрос на деньги для сделок обусловлен тем, что населению, предприятиям, правительству нужны  деньги для покупки товаров и  услуг. Этот спрос зависит от:
объёма номинального ВВП (чем больше производится товаров  и услуг, чем выше цены на них, тем  больше нужно денег для обслуживания торговых и платёжных операций, следовательно, спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному ВВП);
скорости обращения  денег (чем она больше, тем меньше денег необходимо для торговых сделок, и наоборот).
Если предположить, что необходимое количество денег  не связано с изменением ставки ссудного процента i, тогда при данных объёме ВВП и скорости обращения денег кривая спроса на деньги для сделок Dt будет иметь вид вертикальной прямой [6, стр.433].
Спрос на деньги как средство сохранения богатства  объясняется тем, что часть своих  доходов население сберегает. Дж.М. Кейнс называл его спекулятивным. Спекулятивный мотив спроса на деньги обусловлен тем, что экономический субъект приберегает некоторый резерв, пытаясь выбрать наиболее выгодный вариант сохранения своего капитала в зависимости от конъюнктуры рынка. Есть три варианта сбережения: сохранять доходы в виде денег; покупать ценные бумаги; приобретать недвижимость и другие материальные ценности с целью их накопления, а не потребления. Последняя форма сбережений более всего характерна для инфляционной экономики. В нормально функционирующей экономике выбор осуществляется между деньгами и ценным бумагами.
У каждого способа  размещения сбережений есть свои достоинства  и недостатки. Деньги не приносят дохода, но абсолютно ликвидны, т.е. могут сразу и без всяких затрат быть использованы для покупок и платежей. Ценные бумаги (например, государственные облигации) приносят устойчивый доход в виде процента, но менее ликвидны. Необходимо время, а возможно и деньги, чтобы превратить их в платёжное средство. Выбор между деньгами и облигациями и определяет колебания процентной ставки. Повышение уровня процентной ставки приводит к росту спроса на облигации и соответственно (при фиксированном объеме сбережений) сокращению спроса на деньги. И наоборот, снижение уровня процентной ставки сопровождается сокращением спроса на облигации и ростом спроса на деньги. Таким образом, существует обратная зависимость между спросом на деньги (как средство сохранения богатства) и движением процентной ставки. Графически эта зависимость изображена на рис. 1.3.1. [6, стр.433]
Нисходящая кривая никогда не будет касаться оси  абсцисс, так как существует некоторая  минимальная ставка процента imin, при которой неудобства хранения сбережений в форме облигаций не будут компенсироваться доходом на них, и никто не будет предъявлять спрос на облигации.
Совокупный спрос  на деньги можно получить, суммировав спрос на деньги для сделок Dt и спрос на деньги со стороны активов Da. Кривая общего спроса Dm (рис. 1.3.2) не касается оси абсцисс, потому что норма процента не может упасть ниже минимальной предельной ставки imin. Она не касается и оси ординат, так как составляющая спроса на деньги Dt не зависит от ставки процента.
2.Денежная масса: спрос и предложение денег.
Спрос на деньги и их предложение, пожалуй, самые  сложные категории современной  рыночной экономики. Это связано, во-первых, со сложностью экономической природы  денег. Еще в прошлом веке было замечено, что «деньги для экономической  науки - это то же, что квадратура круга для геометрии». Во-вторых, движение денег в современной экономике происходит не автономно, а в экономической системе с многоцелевой направленностью, где действуют как объективные, так и субъективные факторы. При этом роль денег неоднозначна, в одних экономических процессах они являются зависимой переменной (например, при стагнации экономики или гиперинфляции деньги теряют активную роль), а в других - при экономическом росте с использованием широкого спектра факторов - их роль весьма существенна. В-третьих, роль спроса на деньги, его позитивное воздействие на экономику в российских условиях намного меньше, чем в развитых рыночных экономиках, что связано с широкомасштабной трансформацией нашей экономической системы, в условиях которой многие экономические процессы неустойчивы, а поведение субъектов рынка носит зачастую ажиотажный характер.
К числу основных факторов спроса на деньги относят следующие:
спрос на денежные средства, необходимые для осуществления  хозяйственной деятельности, авансирования  оборотных средств, выплаты заработной платы и т.д. Этот вид спроса, который экономисты называют «спрос на сделки», включает две самостоятельные, но взаимозависимые компоненты - физическое качество товара (на макроэкономическом уровне - ВВП в неизменных ценах) и стоимость товара, выраженная в текущих ценах (на макроэкономическом уровне - ВВП в текущих ценах);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.