Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Место и роль права в системе нормативного регулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Год: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Сущность права и понятие системы нормативного регулирования…………………………………………………………………..…5
     1.1 Понятие права, признаки и функции  права……………………….….5
     1.2 Признаки и понятие нормы права………………………………….….9
Глава 2 Право в системе нормативного регулирования………………………14
     2.1 Понятие системы нормативного  регулирования……………………14
     2.2 Виды социальных норм………………………………………………19
     2.3 Право и политические нормы……………………………………..…21
     2.4 Право и мораль……………………………………………………..…23
     2.5 Право и корпоративные нормы………………………………………25
     2.6 Право и технические нормы………………………………………….27
     Заключение……………………………………………………………..…29
     Список  используемых источников и литературы………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     На  сегодняшний день тема моей курсовой работы весьма актуальна, так как общество сложный механизм, это целая система самых разнообразных отношений, которые нуждаются в упорядочении, регулировании. Для этого в обществе складывается система социального или нормативного регулирования. Социальное (нормативное) регулирование – это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Поскольку общественная жизнь сложна и многообразна, социальные нормы (правила поведения общего характера, устанавливаемые и санкционируемые государством) заметно различаются не только по регулированным сферам общественных отношений, но и по способам установления и обеспечения.
     Право – особый вид социальных норм, так как имеет все признаки этих норм, но характеризуется и особыми чертами, которые не присущи другим средствам социального регулирования
     Право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется, прежде всего тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирования которых объективно существует.
     Эволюция  нормативно-правовой базы общества связана  с появлением и развитием новых  видов общественных отношений. Право, по сути, отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм.
     Это отличает право, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.
     Целью написания данной курсовой работы является исследование роли и места права в системе нормативного регулирования.
     В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
     - изучить понятие права, признаки и функции права;
     - охарактеризовать признаки и понятие нормы права;
     - показать место права в системе нормативного регулирования;
     - проанализировать понятие системы нормативного регулирования;
     - рассмотреть виды социальных норм.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1 Сущность права и понятие системы нормативного регулирования 

1.1 Понятие права, признаки и функции права
      
     Общее определение права не является однозначным. Это следует из признания международных стандартов основных прав и свобод человека и гражданина, их закрепления в гл. II Конституции РФ, приоритета международных соглашений над внутренним законодательством (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).
     Разумеется, право проявляется не только в международных стандартах и внутреннем законодательстве. Оно «живет» и выполняет регулирующую функцию в правосознании, реальных правоотношениях, юридической практике, правовой доктрине.
     В предлагаемом подходе акцентируется  внимание на нормативном проявлении феномена права нормативной природе естественного (надпозитивного) права. Оно, как и всякое право, нуждается в юридическом опосредствовании (международные стандарты), переводе на язык внутреннего законодательства и государственной гарантированности. Даже если мы говорим о глубоких корнях и социальной обусловленности надпозитивного права (в частности, на уровне абсолютных общечеловеческих ценностей), тем не менее мы должны признать, что оно имеет внешние формы выражения как международные стандарты и с точки зрения нормативности внутреннего законодательства.1
     Нормативная характеристика выступает на первый план в позитивном праве, о чем свидетельствует ряд его признаков.
     Во-первых, оно проявляется как система  нормативных установлений. Нормативная характеристика права не сводится к наличию в законодательстве нормативных предписаний конкретного свойства (обязываний, дозволений, запретов). В нормативных правовых актах, особенно кодифицированных, обнаруживается согласование и взаимодействие обобщенных установлений законодательства (программных положений, предписаний-принципов, нормативных обобщений) и предписаний, содержащих модели, эталоны поведения.
     Во-вторых, право исходит от государства. Оно  или устанавливается, или санкционируется  государством. Даже если и возникает вопрос о фактических правовых притязаниях, неотделимых от природы человека (блок естественного права), то реальную и гарантированную реализацию они могут получить в связи с нормативным опосредствованием соответствующих притязаний в международных документах, являющихся фактом признания и юридического закрепления в законодательстве государства.
     В-третьих, право выражает согласованную волю социальных слоев и групп населения, воплощает общечеловеческие ценности свободы, равенства, справедливости. Здесь нужно видеть проявление самой сущности права, которое всегда имеет волевой характер, обладает ценностными показателями.
     В-четвертых, право устанавливает меру свободы  в поведении граждан и других субъектов социальных связей.
     В-пятых, право регулирует поведение людей через установление вида и меры возможного и обязанного поведения, угрозу применения принуждения в случаях нарушения запретов.
     В-шестых, право обеспечивается государством, гарантируется набором средств, в том числе потенциальной  возможностью применения средств государственного принуждения.
     В связи с признанием общесоциального  компонента и ценностей в современном  праве России уместно сформулировать следующее его определение.
     Право – это система нормативных установлений, формируемых или санкционированных государством, обусловленных природой человека и общества, выражающих баланс интересов социальных слоев и групп населения, определяющих меру свободы граждан и других субъектов социальных связей, регулирующих общественные отношения в направлении преодоления социального напряжения, на достижение равновесия и благополучия, обеспеченных потенциальной принудительной силой государственного принуждения.2
     Важно обратиться к характеристике свойств  права как специфического средства урегулирования общественных отношений.
     Системность. Право – системное образование, имеющее строение, связь и взаимодействие составляющих компонентов как «по вертикали», так и «по горизонтали», совокупное назначение (функционирование), саморегулирование и целостность.3
     Общеобязательная нормативность характеризуется способностью распространять свое действие на всех и каждого (неперсонифицированность), регулировать социальные связи непрерывно и не исчерпывается однократной реализацией, возможностью конкретизации в высокой степени абстрактных нормативных предписаний.
     Формальная  определенность ? придание государством, создаваемым им правилам поведения официальной формы выражения и тем самым общеобязательного значения. Названное свойство – это субъективное право как вид и мера возможного поведения, юридическая обязанность как вид и мера обязанного поведения, юридическая ответственность как вид и мера принудительного претерпевания лишения благ, непосредственно принадлежащих виновному в совершении правонарушения лицу.
     Государственная обеспеченность (гарантированность). Возведение права в закон, придание правилам поведения официального внешнего выражения означает, что государство гарантирует осуществление, реализацию таких правил. Оно обеспечивает стабильность, определенность регулируемым социальным связям, а в случаях прямого нарушения обязываний, запретов, а также злоупотребления правом применяет к правонарушителю меры государственного принуждения.
     Возможности права как регулятора социальных связей обнаруживаются через его  функции. Категория «функции права» раскрывает его сущность, характеризует роль и назначение права в жизни общества.
     В современном обществе назначение права  состоит в обеспечении правового  порядка, устранении произвола и  несвободы, раскрытии творческого  потенциала личности, предотвращении незаконного вмешательства в сферу правомерной и правоактивной деятельности лиц, установлении меры свободы в поведении людей и реализации полномочий, приведении в действие механизма юридической ответственности либо других ограничительно принудительных мер. Во всем этом нужно видеть функции права как основные направления воздействия права на социальные связи, сознание и поведение людей. Право при этом причастно к осуществлению функций государства и выполняет общесоциальные функции. В частности, право является важным средством, правовой формой в осуществлении следующих функций: всемерного обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина; социальной, экономической, укрепления законности и правопорядка и др. Оно взаимодействует с другими институтами общества и государства.
     Вместе  с тем право имеет свое собственное  назначение и осуществляет свои специфические  функции. Во-первых, это регулятивная функция, направленная на закрепление социальных связей, относящихся к предмету правового регулирования, а также к обеспечению их развития. В частности, это конституционное закрепление статуса ветвей власти, государственного устройства, форм демократии, порядка формирования и функционирования институтов публичной власти. Это введение в правовые рамки всей совокупности общественных отношений, определение направлений поведения людей, реализации прав и обязанностей. Здесь обнаруживается регулятивно-статическая сторона названной функции. Право, кроме того, призвано выполнять роль развития общественных отношений, развертывания творческого потенциала общества, активизации энергии людей через формирование общедозволительного режима правового регулирования, стимулирования, поощрения и т.п. Здесь проявляется другая, регулятивно-динамическая сторона этой функции права.
     Во-вторых, это охранительная функция, без которой право оказалось бы бессильным и неспособным к выполнению своей роли и назначения. Эта функция права призвана вытеснять нежелательные для общества явления и отношения, охранять права и законные интересы лиц, безопасность граждан, общества и т.п. через установление юридических запретов и деятельность правоохранительных органов.
     В-третьих, это информационно-воспитательная функция. Право обладает информационным потенциалом и способностью воздействия на волю и сознание людей через заложенную в нем информацию, прежде всего ценностного свойства. В таком плане право выполняет воспитательную роль, формирует правосознание граждан и ценности правовой культуры. Постановка вопроса о функциях уместна не только на уровне общеправовом, но и на уровне межотраслевых блоков, на уровне отрасли права, а также в связи с установлением сущности отдельных правовых явлений. Например, особенности процессуального права с позиции его функций становится уже насущной проблемой. Вопрос о функциях отдельных правовых явлений (правотворчества, правосознания, правовых отношений и др.) уже не является новым, в том числе и в учебной литературе. 

     1.2 Признаки и понятие нормы права 

     Как отмечалось, теория государства и  права изучает общие проблемы, охватывающие государственно-правовую жизнь общества, развития и функционирования государства и права, правовой системы, формы, механизмы государственной деятельности, правового регулирования и т.п. Вместе с тем предмет науки и учебной дисциплины охватывает первичный уровень изучаемой материи, имеющий тем не менее общее значение как для государственной деятельности (государственный служащий, должностное лицо), так и для системы правового регулирования, его механизма (норма права, нормативное предписание). Познание и воплощение в понятийный строй категории «норма права» имеет важное методологическое значение как внутри самой науке и теории государства, так и в межотраслевом общении многочисленных научных дисциплин.
     Норма права характеризуется как исходящее от государства общее правило поведения, выражающее согласованную волю социальных слоёв и групп населения, регулирующее определённый вид общественных отношений, гарантированное на случай возможного нарушения принудительной силой государства.
     Норма права – начальная «клеточка» системы права, является поэтому носителем всех признаков и свойств, присущих и свойственных праву в целом.4 В норме права закрепляются такие социальные связи, которые имеют наиболее важное значение и ценность для личности, общества и государства, которые являются типическими, постоянно повторяющимися, адресуются неопределённому кругу субъектов этих связей (неперсонифицированы).
     Норма права устанавливается или санкционируется  государством. Устанавливается тогда, когда управомоченные государственные органы и должностные лица сами принимают общеобязательные правила поведения. Санкционируется в случаях, когда управомоченные государственные органы и должностные лица либо делегируют полномочия принимать общеобязательные правила поведения (профсоюзы, например, регулируют отдельные виды трудовых отношений), либо придают общеобязательный характер правилам поведения, создаваемым негосударственными образованиями (уставы, учредительные договоры хозяйственных обществ и др.). Различают поэтому предварительное санкционирование (делегирование полномочий) и последующее санкционирование.
     Норма права – общее правило, эталон, масштаб поведения, адресованный индивидуальным и коллективным субъектам права.
     В ней указывается на социальную желательность  и оправданность, «нормальность их поведения». Чем она точнее и полнее соответствует условиям жизни людей, тем оказывается жизнеспособнее и результативнее в своём действии. Норма права всегда является правилом поведения общего абстрактного характера. В соответствующих нормативных предписаниях поэтому обнаруживается большая или меньшая степень отдалённости (абстрактности) по отношению к регулируемому жизненному случаю.
     Норма права гарантируется в своём  осуществлении правосознанием, убеждением, воспитанием, в случае нарушения – применением мер государственного принуждения.
     Норма права, кроме этого, характеризуется  формально-юридическими показателями:
     – имеет предоставительно-обязывающий  характер – одним субъектам предоставляет юридические возможности, на других возлагает бремя обязанностей;
     – соединяет в себе количественные и качественные характеристики регулируемой социальной связи: вид и меру возможного поведения, вид и меру должного поведения, вид и меру невыгодных последствий в случае правонарушения;
     – содержит распоряжения государства различного свойства – общие ориентации, обязывания, дозволения, запреты, ограничения, рекомендации, стимулы, поощрения;
     – характеризуется строением, содержит следующие элементы: гипотезу, диспозицию, санкцию.
     Нормы права классифицируются по различным основаниям:
     – по отраслевой принадлежности нормы  права делятся на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права и др.;
     – по соотносимости с методами правового  регулирования различают диспозитивные, императивные, рекомендательные, поощрительные нормы;
     – по функциональному назначению нормы  права разделяются на нормы материального  и нормы процессуального права. Данное основание классификации  обусловливается особенностью норм процессуального права которые: адресованы субъектам носителям властных полномочий; определяют порядок реализации норм материального права и имеют «обслуживающий» характер; обеспечиваются специфическими процессуальными санкциями (отмена решения по делу, признание юридически ничтожным принятого правового акта и др.) (см. рисунок  1);

     Рисунок 1Виды юридических  норм5 

     – нормативные предписания в соответствии с назначением и местом в системе  законодательных и иных нормативных  правовых актов подразделяются на следующие  виды:
     1. Нормативные справки (преамбулы).
     2. Отправные нормативные установления (программные положения – задачи, цели, правовые прогнозы); предписания-принципы (общецивилизационные, правового государства, общеправовые и др.); нормативные обобщения (дефиниции, конструкции, презумпции и др.). Это все образует нормативный массив общих частей нормативных правовых актов.
     3. Предписания-масштабы поведения  – нормативный массив особенных  частей нормативных правовых  актов.
     4. Специализированные обеспечивающие  предписания – дополнительные, исключительные, коллизионные, фикции, преюдиции, сроки, примечания и др.
     Предложенная  классификация нормативных предписаний  обусловлена структурой нормативных  правовых актов, иерархическим их соотношением, технико-юридическими показателями. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Право в системе нормативного регулирования 

     2.1 Понятие системы нормативного регулирования 

     В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как  правильно поступить в той  или иной ситуациях на работе, в  общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.
     В современной общественной науке  обоснован взгляд на общество как  на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством  общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы.
     Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей.
     Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе  неизбежны отрицательные последствия для социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований данной социальной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития.
     Во-вторых, в процессе развития регулирования  в обществе все более возрастает удельный вес социального; не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени - свободы человека, автономной личности; соответственно в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с этим абстрактность, всеобщность - то, что так или иначе относится к общественному сознанию.
     В-третьих, закономерной тенденцией развития социального  регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль экономического базиса на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях.
     В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры.
     Инфраструктура - это не просто структура социального регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды, звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы... В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает главным образом в виде организационного "базиса", или "скелета", особого построения нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование этого регулирования.
     Следует строго разделять идеальную и  фактическую инфраструктуру социального  регулирования. Первая - это такая  модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами. Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное положение организационно нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе и в данное время, их реально существующую расстановку, которая, выражая ее идеальную модель, в то же время исторически находилась и находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин, в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества, к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей. В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особая, в наличии существующая реальность, данность нормативно-организующих форм. Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от его видов. Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.
     Индивидуальное - упорядочение поведения людей при  помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному  случаю, к конкретным лицам.
     Нормативное - упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распостроняются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.
     Индивидуальное - это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать заново, существуют довольно широкие возможности для субъективистики, произвольных решений. Появление нормативного регулирования - первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачек в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономического порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования - упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая и произвола.
     Весьма  существенно, что нормативное регулирование  затрагивает область общественного сознания, связывается с ним, связывается с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе - это масштаб, критерий будущей оценки форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде.
     Разумеется, нормативное регулирование имеет  и свои минусы, в особенности в  случаях, когда оно становится орудием  политической власти авторитарного  типа, авторитарной идеологии. Да и  с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая.
     Этим  и объясняется потребность, которая  остро ощущается в ходе общественно-исторического  развития, - заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе, правовое, индивидуальным.
     Однако  это не должно заслонять громадных  социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которого имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, кода и складывается устойчивая инфраструктура регулирования6.
     Если  говорить о системе нормативного регулирования как об автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить как всю совокупность норм, посредством которых осуществляется регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений, коллективов, между собой в рамках объединений, коллективов, а так же взаимоотношений с природой, регулируемых посредством социально-технических норм. Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам.
     Однако, следует помнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка - это совокупность всех правовых явлений, определяемых в конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм: социально-технические и собственно социальные. Это наиболее общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.