На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Место и роль права в системе нормативного регулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Сущность права и понятие системы нормативного регулирования…………………………………………………………………..…5
     1.1 Понятие права, признаки и функции  права……………………….….5
     1.2 Признаки и понятие нормы права………………………………….….9
Глава 2 Право в системе нормативного регулирования………………………14
     2.1 Понятие системы нормативного  регулирования……………………14
     2.2 Виды социальных норм………………………………………………19
     2.3 Право и политические нормы……………………………………..…21
     2.4 Право и мораль……………………………………………………..…23
     2.5 Право и корпоративные нормы………………………………………25
     2.6 Право и технические нормы………………………………………….27
     Заключение……………………………………………………………..…29
     Список  используемых источников и литературы………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     На  сегодняшний день тема моей курсовой работы весьма актуальна, так как общество сложный механизм, это целая система самых разнообразных отношений, которые нуждаются в упорядочении, регулировании. Для этого в обществе складывается система социального или нормативного регулирования. Социальное (нормативное) регулирование – это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Поскольку общественная жизнь сложна и многообразна, социальные нормы (правила поведения общего характера, устанавливаемые и санкционируемые государством) заметно различаются не только по регулированным сферам общественных отношений, но и по способам установления и обеспечения.
     Право – особый вид социальных норм, так как имеет все признаки этих норм, но характеризуется и особыми чертами, которые не присущи другим средствам социального регулирования
     Право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется, прежде всего тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирования которых объективно существует.
     Эволюция  нормативно-правовой базы общества связана  с появлением и развитием новых  видов общественных отношений. Право, по сути, отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм.
     Это отличает право, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.
     Целью написания данной курсовой работы является исследование роли и места права в системе нормативного регулирования.
     В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
     - изучить понятие права, признаки и функции права;
     - охарактеризовать признаки и понятие нормы права;
     - показать место права в системе нормативного регулирования;
     - проанализировать понятие системы нормативного регулирования;
     - рассмотреть виды социальных норм.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1 Сущность права и понятие системы нормативного регулирования 

1.1 Понятие права, признаки и функции права
      
     Общее определение права не является однозначным. Это следует из признания международных стандартов основных прав и свобод человека и гражданина, их закрепления в гл. II Конституции РФ, приоритета международных соглашений над внутренним законодательством (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).
     Разумеется, право проявляется не только в международных стандартах и внутреннем законодательстве. Оно «живет» и выполняет регулирующую функцию в правосознании, реальных правоотношениях, юридической практике, правовой доктрине.
     В предлагаемом подходе акцентируется  внимание на нормативном проявлении феномена права нормативной природе естественного (надпозитивного) права. Оно, как и всякое право, нуждается в юридическом опосредствовании (международные стандарты), переводе на язык внутреннего законодательства и государственной гарантированности. Даже если мы говорим о глубоких корнях и социальной обусловленности надпозитивного права (в частности, на уровне абсолютных общечеловеческих ценностей), тем не менее мы должны признать, что оно имеет внешние формы выражения как международные стандарты и с точки зрения нормативности внутреннего законодательства.1
     Нормативная характеристика выступает на первый план в позитивном праве, о чем свидетельствует ряд его признаков.
     Во-первых, оно проявляется как система  нормативных установлений. Нормативная характеристика права не сводится к наличию в законодательстве нормативных предписаний конкретного свойства (обязываний, дозволений, запретов). В нормативных правовых актах, особенно кодифицированных, обнаруживается согласование и взаимодействие обобщенных установлений законодательства (программных положений, предписаний-принципов, нормативных обобщений) и предписаний, содержащих модели, эталоны поведения.
     Во-вторых, право исходит от государства. Оно  или устанавливается, или санкционируется  государством. Даже если и возникает вопрос о фактических правовых притязаниях, неотделимых от природы человека (блок естественного права), то реальную и гарантированную реализацию они могут получить в связи с нормативным опосредствованием соответствующих притязаний в международных документах, являющихся фактом признания и юридического закрепления в законодательстве государства.
     В-третьих, право выражает согласованную волю социальных слоев и групп населения, воплощает общечеловеческие ценности свободы, равенства, справедливости. Здесь нужно видеть проявление самой сущности права, которое всегда имеет волевой характер, обладает ценностными показателями.
     В-четвертых, право устанавливает меру свободы  в поведении граждан и других субъектов социальных связей.
     В-пятых, право регулирует поведение людей через установление вида и меры возможного и обязанного поведения, угрозу применения принуждения в случаях нарушения запретов.
     В-шестых, право обеспечивается государством, гарантируется набором средств, в том числе потенциальной  возможностью применения средств государственного принуждения.
     В связи с признанием общесоциального  компонента и ценностей в современном  праве России уместно сформулировать следующее его определение.
     Право – это система нормативных установлений, формируемых или санкционированных государством, обусловленных природой человека и общества, выражающих баланс интересов социальных слоев и групп населения, определяющих меру свободы граждан и других субъектов социальных связей, регулирующих общественные отношения в направлении преодоления социального напряжения, на достижение равновесия и благополучия, обеспеченных потенциальной принудительной силой государственного принуждения.2
     Важно обратиться к характеристике свойств  права как специфического средства урегулирования общественных отношений.
     Системность. Право – системное образование, имеющее строение, связь и взаимодействие составляющих компонентов как «по вертикали», так и «по горизонтали», совокупное назначение (функционирование), саморегулирование и целостность.3
     Общеобязательная нормативность характеризуется способностью распространять свое действие на всех и каждого (неперсонифицированность), регулировать социальные связи непрерывно и не исчерпывается однократной реализацией, возможностью конкретизации в высокой степени абстрактных нормативных предписаний.
     Формальная  определенность ? придание государством, создаваемым им правилам поведения официальной формы выражения и тем самым общеобязательного значения. Названное свойство – это субъективное право как вид и мера возможного поведения, юридическая обязанность как вид и мера обязанного поведения, юридическая ответственность как вид и мера принудительного претерпевания лишения благ, непосредственно принадлежащих виновному в совершении правонарушения лицу.
     Государственная обеспеченность (гарантированность). Возведение права в закон, придание правилам поведения официального внешнего выражения означает, что государство гарантирует осуществление, реализацию таких правил. Оно обеспечивает стабильность, определенность регулируемым социальным связям, а в случаях прямого нарушения обязываний, запретов, а также злоупотребления правом применяет к правонарушителю меры государственного принуждения.
     Возможности права как регулятора социальных связей обнаруживаются через его  функции. Категория «функции права» раскрывает его сущность, характеризует роль и назначение права в жизни общества.
     В современном обществе назначение права  состоит в обеспечении правового  порядка, устранении произвола и  несвободы, раскрытии творческого  потенциала личности, предотвращении незаконного вмешательства в сферу правомерной и правоактивной деятельности лиц, установлении меры свободы в поведении людей и реализации полномочий, приведении в действие механизма юридической ответственности либо других ограничительно принудительных мер. Во всем этом нужно видеть функции права как основные направления воздействия права на социальные связи, сознание и поведение людей. Право при этом причастно к осуществлению функций государства и выполняет общесоциальные функции. В частности, право является важным средством, правовой формой в осуществлении следующих функций: всемерного обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина; социальной, экономической, укрепления законности и правопорядка и др. Оно взаимодействует с другими институтами общества и государства.
     Вместе  с тем право имеет свое собственное  назначение и осуществляет свои специфические  функции. Во-первых, это регулятивная функция, направленная на закрепление социальных связей, относящихся к предмету правового регулирования, а также к обеспечению их развития. В частности, это конституционное закрепление статуса ветвей власти, государственного устройства, форм демократии, порядка формирования и функционирования институтов публичной власти. Это введение в правовые рамки всей совокупности общественных отношений, определение направлений поведения людей, реализации прав и обязанностей. Здесь обнаруживается регулятивно-статическая сторона названной функции. Право, кроме того, призвано выполнять роль развития общественных отношений, развертывания творческого потенциала общества, активизации энергии людей через формирование общедозволительного режима правового регулирования, стимулирования, поощрения и т.п. Здесь проявляется другая, регулятивно-динамическая сторона этой функции права.
     Во-вторых, это охранительная функция, без которой право оказалось бы бессильным и неспособным к выполнению своей роли и назначения. Эта функция права призвана вытеснять нежелательные для общества явления и отношения, охранять права и законные интересы лиц, безопасность граждан, общества и т.п. через установление юридических запретов и деятельность правоохранительных органов.
     В-третьих, это информационно-воспитательная функция. Право обладает информационным потенциалом и способностью воздействия на волю и сознание людей через заложенную в нем информацию, прежде всего ценностного свойства. В таком плане право выполняет воспитательную роль, формирует правосознание граждан и ценности правовой культуры. Постановка вопроса о функциях уместна не только на уровне общеправовом, но и на уровне межотраслевых блоков, на уровне отрасли права, а также в связи с установлением сущности отдельных правовых явлений. Например, особенности процессуального права с позиции его функций становится уже насущной проблемой. Вопрос о функциях отдельных правовых явлений (правотворчества, правосознания, правовых отношений и др.) уже не является новым, в том числе и в учебной литературе. 

     1.2 Признаки и понятие нормы права 

     Как отмечалось, теория государства и  права изучает общие проблемы, охватывающие государственно-правовую жизнь общества, развития и функционирования государства и права, правовой системы, формы, механизмы государственной деятельности, правового регулирования и т.п. Вместе с тем предмет науки и учебной дисциплины охватывает первичный уровень изучаемой материи, имеющий тем не менее общее значение как для государственной деятельности (государственный служащий, должностное лицо), так и для системы правового регулирования, его механизма (норма права, нормативное предписание). Познание и воплощение в понятийный строй категории «норма права» имеет важное методологическое значение как внутри самой науке и теории государства, так и в межотраслевом общении многочисленных научных дисциплин.
     Норма права характеризуется как исходящее от государства общее правило поведения, выражающее согласованную волю социальных слоёв и групп населения, регулирующее определённый вид общественных отношений, гарантированное на случай возможного нарушения принудительной силой государства.
     Норма права – начальная «клеточка» системы права, является поэтому носителем всех признаков и свойств, присущих и свойственных праву в целом.4 В норме права закрепляются такие социальные связи, которые имеют наиболее важное значение и ценность для личности, общества и государства, которые являются типическими, постоянно повторяющимися, адресуются неопределённому кругу субъектов этих связей (неперсонифицированы).
     Норма права устанавливается или санкционируется  государством. Устанавливается тогда, когда управомоченные государственные органы и должностные лица сами принимают общеобязательные правила поведения. Санкционируется в случаях, когда управомоченные государственные органы и должностные лица либо делегируют полномочия принимать общеобязательные правила поведения (профсоюзы, например, регулируют отдельные виды трудовых отношений), либо придают общеобязательный характер правилам поведения, создаваемым негосударственными образованиями (уставы, учредительные договоры хозяйственных обществ и др.). Различают поэтому предварительное санкционирование (делегирование полномочий) и последующее санкционирование.
     Норма права – общее правило, эталон, масштаб поведения, адресованный индивидуальным и коллективным субъектам права.
     В ней указывается на социальную желательность  и оправданность, «нормальность их поведения». Чем она точнее и полнее соответствует условиям жизни людей, тем оказывается жизнеспособнее и результативнее в своём действии. Норма права всегда является правилом поведения общего абстрактного характера. В соответствующих нормативных предписаниях поэтому обнаруживается большая или меньшая степень отдалённости (абстрактности) по отношению к регулируемому жизненному случаю.
     Норма права гарантируется в своём  осуществлении правосознанием, убеждением, воспитанием, в случае нарушения – применением мер государственного принуждения.
     Норма права, кроме этого, характеризуется  формально-юридическими показателями:
     – имеет предоставительно-обязывающий  характер – одним субъектам предоставляет юридические возможности, на других возлагает бремя обязанностей;
     – соединяет в себе количественные и качественные характеристики регулируемой социальной связи: вид и меру возможного поведения, вид и меру должного поведения, вид и меру невыгодных последствий в случае правонарушения;
     – содержит распоряжения государства различного свойства – общие ориентации, обязывания, дозволения, запреты, ограничения, рекомендации, стимулы, поощрения;
     – характеризуется строением, содержит следующие элементы: гипотезу, диспозицию, санкцию.
     Нормы права классифицируются по различным основаниям:
     – по отраслевой принадлежности нормы  права делятся на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права и др.;
     – по соотносимости с методами правового  регулирования различают диспозитивные, императивные, рекомендательные, поощрительные нормы;
     – по функциональному назначению нормы  права разделяются на нормы материального  и нормы процессуального права. Данное основание классификации  обусловливается особенностью норм процессуального права которые: адресованы субъектам носителям властных полномочий; определяют порядок реализации норм материального права и имеют «обслуживающий» характер; обеспечиваются специфическими процессуальными санкциями (отмена решения по делу, признание юридически ничтожным принятого правового акта и др.) (см. рисунок  1);

     Рисунок 1Виды юридических  норм5 

     – нормативные предписания в соответствии с назначением и местом в системе  законодательных и иных нормативных  правовых актов подразделяются на следующие  виды:
     1. Нормативные справки (преамбулы).
     2. Отправные нормативные установления (программные положения – задачи, цели, правовые прогнозы); предписания-принципы (общецивилизационные, правового государства, общеправовые и др.); нормативные обобщения (дефиниции, конструкции, презумпции и др.). Это все образует нормативный массив общих частей нормативных правовых актов.
     3. Предписания-масштабы поведения  – нормативный массив особенных  частей нормативных правовых  актов.
     4. Специализированные обеспечивающие  предписания – дополнительные, исключительные, коллизионные, фикции, преюдиции, сроки, примечания и др.
     Предложенная  классификация нормативных предписаний  обусловлена структурой нормативных  правовых актов, иерархическим их соотношением, технико-юридическими показателями. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Право в системе нормативного регулирования 

     2.1 Понятие системы нормативного регулирования 

     В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как  правильно поступить в той  или иной ситуациях на работе, в  общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.
     В современной общественной науке  обоснован взгляд на общество как  на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством  общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы.
     Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей.
     Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе  неизбежны отрицательные последствия для социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований данной социальной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития.
     Во-вторых, в процессе развития регулирования  в обществе все более возрастает удельный вес социального; не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени - свободы человека, автономной личности; соответственно в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с этим абстрактность, всеобщность - то, что так или иначе относится к общественному сознанию.
     В-третьих, закономерной тенденцией развития социального  регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль экономического базиса на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях.
     В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры.
     Инфраструктура - это не просто структура социального регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды, звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы... В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает главным образом в виде организационного "базиса", или "скелета", особого построения нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование этого регулирования.
     Следует строго разделять идеальную и  фактическую инфраструктуру социального  регулирования. Первая - это такая  модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами. Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное положение организационно нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе и в данное время, их реально существующую расстановку, которая, выражая ее идеальную модель, в то же время исторически находилась и находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин, в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества, к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей. В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особая, в наличии существующая реальность, данность нормативно-организующих форм. Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от его видов. Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.
     Индивидуальное - упорядочение поведения людей при  помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному  случаю, к конкретным лицам.
     Нормативное - упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распостроняются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.
     Индивидуальное - это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать заново, существуют довольно широкие возможности для субъективистики, произвольных решений. Появление нормативного регулирования - первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачек в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономического порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования - упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая и произвола.
     Весьма  существенно, что нормативное регулирование  затрагивает область общественного сознания, связывается с ним, связывается с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе - это масштаб, критерий будущей оценки форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде.
     Разумеется, нормативное регулирование имеет  и свои минусы, в особенности в  случаях, когда оно становится орудием  политической власти авторитарного  типа, авторитарной идеологии. Да и  с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая.
     Этим  и объясняется потребность, которая  остро ощущается в ходе общественно-исторического  развития, - заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе, правовое, индивидуальным.
     Однако  это не должно заслонять громадных  социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которого имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, кода и складывается устойчивая инфраструктура регулирования6.
     Если  говорить о системе нормативного регулирования как об автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить как всю совокупность норм, посредством которых осуществляется регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений, коллективов, между собой в рамках объединений, коллективов, а так же взаимоотношений с природой, регулируемых посредством социально-технических норм. Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам.
     Однако, следует помнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка - это совокупность всех правовых явлений, определяемых в конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм: социально-технические и собственно социальные. Это наиболее общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.