На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социализация личности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский  Государственный Университет
Факультет социологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по теме:
«Социализация личности» 
 
 
 
 
 
 

По дисциплине:
«Социологическая  теория» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2008 год
СОДЕРЖАНИЕ.
                                                                                                                                                                                                                                                
                                                                                                                                  стр. 

1. Введение………………………………………………………..…….…….…  3
1. Определение понятия личность. Теории развития личности.…….…….… 3
2. Определение понятия социализация. Теории социализации…….………… 8
3. Современные инструменты социализации………..………………..……....  10
4. Социальные статусы и роли.…………………………...……………………. 13
5.  Вывод…………………………………………………………………………. 14
6. Список литературы…………………………………………………………… 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Развитие  общества в экономической, технологической, духовной и других сферах  общества изменяют условия социализации и даже сами нормы. Что делает актуальным изучение механизма социализации личности в этих новых условиях.
     В осмыслении и дальнейшей разработке вопроса социализации личности важную роль играет изучение и критический анализ состояния данной проблемы в прошлом, что позволит выявить ее продуктивность в исторической перспективе, обосновать применимость определенных концепций для анализа специфики социализации.
     Анализ  психологических и социологических  источников конца XIX - начала XX веков показал, что в центре внимания исследователей находилось изучение и описание процесса взаимодействия личности и социальной среды в категории “социализация личности”, содержанием которой является процесс освоения индивидом социального опыта, системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей и функций1. 

     Глава 1. Определение понятия  личность. Теории развития личности. 

     Для того, чтобы понять что такое личность необходимо провести границу между  понятиями человек – индивид  – личность.
     Человек – понятие биологическое, в Большой Советской Энциклопедии определяется, как высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек – это высший уровень организации материи, известный нам, он является представителем рода homo sapiens, отличающимся от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
     Индивид – [от лат. individuum – неделимое] – единичная особь Homo sapiens, отдельное человеческое существо, единство социального и биологического, в котором определяется уникальным сочетанием генетически запрограммированного и социально приобретенного индивидуального набора черт, свойств, качеств. Именно в связи с этим принципиальной характеристикой индивида выступает его способность преодолевать свою изначально заложенную биологическую ограниченность и реально, при этом вполне осознанно управлять своей поведенческой активностью и контролировать практически весь комплекс важнейших психологических процессов.2 Природные характеристики и свойства индивида проявляются в личности как базовые социально обусловленные ее элементы.
     Личность – 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.3 Таким образом, я подхожу к тому, что нельзя говорить о личности вне общества. Личность – понятие включенное в общество, являющееся его неотъемлемой частью. Личности людей формирующейся при взаимодействии друг с другом, на правах общих ценностей и норм, окружающей среды, собственного опыта и, конечно же, культуры. 
         Таблица 1. Теории развития личности 

     
     Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:
     1) того, как, по нашему мнению, нас  воспринимают другие;
     2) того, как, по нашему мнению, они  реагируют на то, что видят; 
     3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.4
     В соответствии с данными представлениями  человек строит свои действия, что  и определяет его личность.
     Джордж  Герберт Мид опирался на понятие  Кули зеркального «Я», он включил  «Я» (Я сам, как Я есть) в непрерывное взаимодействие с «Мы» (Я, каким видят меня другие). "Мы" представляет позиции социальной группы, обобщенного другого, и через восприятие  роли в игре и «воображаемые репетиции» мы внутренне усваиваем ценности  группы в качестве своих собственных5. По Миду, общество и социальный индивид (социальное «Я») конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других («обобщенного другого») – этапы превращения физиологии организма в рефлексивное социальное «Я»6. По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии: 

    Стадия  имитации, на которой ребенок повторяет  отдельные действия, присущие той  или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней  стетоскоп. Т.е. копирует поведение взрослого не понимая его.
    Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли – play stage), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».
    Стадия игры (коллективного играния ролей – game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами, например, когда группа детей 5-8 лет распределяет какие-либо роли: «дочки – матери», «казаки – разбойники» и т. д.
 
      По  Фрейду – индивид всегда находится  в состоянии конфликта с обществом  из – за присущих ему биологических  побуждений (прежде всего сексуальных), которые противоречат культурным, социально одобряемым. Поэтому процесс формирования личности, социализации – есть процесс обуздания биологических побуждений. Структура личности по Фрейду делится на Оно (Ид), Эго и Суперэго. Первое по его мнению, является по его мнению основополагающим и содержит унаследованную биологическую предрасположенность индивидуума, а эго и суперэго формируются в первые пять лет жизни. Теория, следовательно описывает становление личности с точки зрения части процесса социализации, в котором сексуальность и половая дифференциация играют главную роль. Данный процесс происходит постадийно, и каждая стадия должна приносить удовлетворение, чтобы появился положительный результат. Если на какой – либо стадии возникают проблемы, они вызывают расстройство личности в зрелом возврате. Именно тогда психоанализ поможет раскрыть причины подсознательного, приводя их к сознанию и тем самым решая проблему.7
      Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно  отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное  развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.
      Первый  период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это  время у детей формируется  способность надолго сохранять  в памяти образы предметов окружающего  мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой.
      Второй  период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В  это время дети учатся различать  символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто – то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.
      В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже  называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.
      В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.8
      Гарвардский психолог Лоренс Колберг (1963), придававший  большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Пиаже.
      Колберг выделил шесть стадий нравственного  развития личности, которые сменяют  одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.
      Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий  о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в
      основном  стремятся приспосабливаться к  окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила  поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, потому что «это правильно». Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.
      На  пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь, если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека.
      На  шестой стадии у людей формируются  собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют  к себе такие же требования, как  и к любому другому человеку. Наверное, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.
      Экспериментальные исследования выявили некоторые  недостатки теории Колберга. Поведение  людей часто не вполне соответствует  той или иной стадии: даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя поразному в сходных ситуациях. Кроме того, возникли вопросы относительно шестой стадии развития личности: правомерно ли считать, что несколько выдающихся деятелей в истории человечества достигли какогото особого уровня развития своей личности? Быть может, дело скорее в том, что они явились на определенном историческом этапе, когда их идеи обрели особое значение. Однако, несмотря на критику, труд Колберга обогатил наше понимание развития нравственности.9
Глава 2. Определение понятия социализация. Теории социализации. 

     Понятию социализация в Большом толковом социологическом словаре дается следующее определение:
     Социализация (socialization) – 1. (так же называемая энкультурацией) процесс, в ходе которого культура общества передается детям; модификация с младенчества поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни. В этом смысле  социализация есть функциональная предпосылка для каждого общества, необходимая для любой социальной жизни, а также для культурного и социального воспроизводства и общих, и частных социальных форм. Как подчеркнули Парсонс и Блейз (1955), социализация в семье и где-либо еще предполагает интеграцию в общество, с одной стороны, и дифференциацию индивидуума – с другой. 2. Замена частной собственности на средства производства государственной собственностью. 3. (Марксизм) тенденция капиталистического производства ко все большей зависимости от коллективной организации (например, взаимосвязь многих различных процессов). Это одна из важных причин, почему Маркс ожидал осуществления в конечном счете перехода к социализму (и общественной собственности на средства производства).
     В данном понятии значение 1 наиболее важно для социологов и антропологов. Кроме того, характеризуя отношения между индивидуумом и обществом, оно соединяет социологию и психологию. Теории социализации сосредоточились на:
     (а)  когнитивном развитии (например, Пиаже);
     (б)  приобретении нравственной и  персональной идентичности через  семейные отношения (например, Фрейд);
     (в)  выработке понимания «Я» и  социальной идентичности (например, Дж. Х. Мид);
     (г)  интериоризации нравственных категорий  и ценностей группы (например, Дюркгейм);
     (д)  развитии социального мастерства, поддерживающего интеракцию во всех назначениях и прежде всего в лингвистической коммуникации, посредством которой социальная и физическая окружающая среда приспосабливается и интерпретируется (например, Бернштейн).10
     Само  собой именно значение 1 понятия  «социализация» меня и интересует в рамках данной работы. Иными словами социализация как результат социального научения, взаимодействия и общения, как результат самоактуализации и самореализации, самопрезентации индивида обществу и становлению его личности.
     По  Эриксону11 процесс социализации связан с возрастными кризисами индивида, где общество способствует их приятному разрешению. В результате чего формируется идентичность. В рамках его концепции, применительно к каждой стадии развития рассматриваются агенты социализации двух уровней - базисные социальные институты и референтное окружение индивида. Качественные особенности каждого из них существенно важны не только в смысле благоприятного разрешения индивидуального кризиса развития, но и с точки зрения социализации индивида.
     Бергер  и Лукман делят социализацию на первичную  и вторичную. Где «первичная социализация есть та первая социализация, которой  индивид подвергается в детстве  и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация – это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества»12. У Бергера и Лукмана так же как и у Эриксона отведено большое место агентам социализации – это «значимые другие».
     «Высшей стадией социализации, согласно Миду, является формирование социального рефлексивного «Я», отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии социальный контроль “врастает” в личность и приобретает форму внутреннего самоконтроля».13
     Наряду  с понятием социализация в силу кризиса  ценностей и высокого уровня социальной неопределенности в некоторых обществах  существует такое понятие как  ресоционализация. Согласно определению  Н.Смелзера, «ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. ... Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания»14. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Современные инструменты социализации. 

     Инструментами социализации личности в современном  мире выступают Средства массовой информации - печать, телевидение, радио, и не так давно массово распространился Интернет.
     СМИ, радио и телевидение могут  напрямую и быстро передавать сообщение адресатам  и оказывать «дрессирующие» воздействие на личность. Так и происходит в тоталитарных государствах, где государственный контроль выступает естественным инструментом политики. В США деятельность СМИ не финансировалась государством, там доминировали интересы капитала, что позволило СМИ провозгласить себя «свободным» и «независимым» в противовес «монополии государственного контроля». Еще в 1974 году Раймонд Уильямс в своей книге «Телевидение: технология и культурная форма» отмечает, что СМИ могут быть включены в процесс социализации - как фактор обучения и становления для будущего функционального члена социума.
     Тем самым процесс социализации посредствам СМИ, телевидения и радио предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Общество должно задумываться над тем, что ему транслируют, общественный контроль здесь чрезвычайно важен. Во – первых сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Во – вторых социализация личности предполагает преодоление негативных явлений воздействия на сознание и поведение людей. В – третьих, что немаловажно, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. Не смотря на существование общечеловеческих ценностей влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. На примере учебника15 по русскому языку для иностранцев – Рис.1, можно представить каким образом в штатах воспитывали отношение к России в 80 – х. годах XX столетия.
     Интернет  в отличие от вышеперечисленных  инструментов социализации отличается открытостью с точки зрения социальной и институциональной организации, поскольку сами пользователи становятся разработчиками технологии и творцами всей сети в целом. Поскольку наша повседневная деятельность основывается на коммуникации, а Интернет видоизменяет способ нашей коммуникации друг с другом, наша жизнь оказывается в сильной зависимости от этой новой технологии16.
     Родившись в Америке в 196917 году, в 90- х. годах XX столетия  Интернет стал носить глобальный характер. В связи с чем высказывались самые
Рис.1
       

противоречивые  суждения по поводу новых моделей  социального 
взаимодействия. По мнению Мануэля Кастельса –  одного из самых известных социологов современности, эксперта по информационному  обществу – новые – избирательные  модели социальных отношений приходят на смену формам взаимодействия между людьми, основанными на территориальных связях. Еще в 1991 году Говард Рейнгольд в своей книге «Виртуальное сообщество» приводил убедительные доказательства рождения новой формы сообщества, объединяющего людей в онлайновом режиме вокруг новых ценностей и  интересов и образующего связи дружбы, которые могут распространяться также и на межличностное взаимодействие. Таким образом сообщества, возникающие в Интернете носят не территориальный характер, обеспечивают социальное взаимодействие, поддержку, информацию, чувство принадлежности к группе и социальную идентичность.
        Но существует и другой взгляд на воздействие Интернета. Больше всего это мнение распространено в СМИ и оно сводится к тому, что распространение Интернета способствует социальной изоляции, разрыву общественных связей и разрушению семейной жизни. По мнению критиков Интернета, молодежь вместо социализации в реальном мире, находит возможность социализации в мире Виртуальном. Я считаю, что социализация посредством Интернета имеет место существовать. Но может ли происходить социализация в Виртуальном мире? Возможно ли вообще настолько отстраниться от своей реальной сущности? Проведя небольшое исследование Интернет – зависимой молодежи18 в возрасте от 18 до 23 лет я пришла к выводу, что Интернет в большей степени привлекателен для поддержания и укрепления не только уже имеющихся знакомств, но и предоставляет широкий круг новых знакомств. В Интернете свободно происходит формирование личности и экспериментирование с нею, ведь «никто не знает, что вы собака». Даже не смотря на то что конструирование личности  молодежи в современном мире происходит уже и в Интернете, Виртуальная реальность не становится высшей19, ведь даже живя параллельной жизнью на экране мы тем не менее связаны с бренностью наших физических сущностей.
     В любом случае социализация посредством  СМИ, радио, телевидения и Интернета будет зависеть от тех смыслов, которые заложит само общество, что и накладывает определенную ответственность. Например, демонстрация насилия на телевидении и как следствие рост насилия в обществе приведет к обратному эффекту социализации – десоциализации20.  
 
 

     Глава 4. Социальные статусы и роли. 

     Человек, будучи существом социальным, входит одновременно во многие социальные группы и занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Не бывает такого, когда человек целиком и полностью принадлежит только одной группе. В нашем обществе, например, очень распространена ситуация, когда женщина одновременно может выполнять очень много ролей: руководитель предприятия, водитель, жена, мать, домохозяйка и так далее. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них используются понятия социального статуса и социальной роли.
     Социальный  статус (лат. status - положение) - соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. Социальные статусы, как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и ранжированы относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении. Престиж социального статуса зависит от социальных определений реальности в целом и сам является социально определенным, осознается личностью в качестве объекта ориентации социального действия. Каждый социальный статус - прежде всего оценка, добиваясь которой субъект усваивает социальные нормы и представления, фиксируемые как предписанная данному положению совокупность прав и обязанностей, реализация которых формирует социальную роль (Р. Линтон).
     Различают прирожденный, или наследуемый, социальный статус и достигнутый, связанный с активностью субъекта по его обретению; а также личный, определяющий положение субъекта в системе межличностных отношений (особенно в малой группе) в зависимости от признания его личностных качеств. Так как каждый участник социальных взаимодействий вписан в систему многообразных связей и деятельностей по поводу обеспечения социальных функций, то субъект одновременно занимает несколько статусных позиций. Возможное расхождение требует предпочтения одного социального статуса другому или приводит к конфликту как между ними (Парсонс)21.
     Социальная роль - нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. Понятие «роль» было введено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж.Г. Мидом в 1930-х22. 
 
 

     Вывод 

     Социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества. Таким образом, объектом исследования социализации становится весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Эти качества охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.
     Вместе  с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления в соответствии с уровнем своей внутренней культуры, степени развития гуманизма, милосердия и уважения к другим людям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

1. Кондратьев  М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. - М.: «ПЕР СЭ», 2007. - 464 с.
2. Общая психология. Словарь - М.: «ПЕР СЭ», 2005. - 251 с. Ред.-сост. Л.А. Карпенко.  
Под общ. ред. А.В. Петровского.

3. Чарльз Хортон  Кули. Человеческая природа и  социальный порядок. - М.: «Идея-пресс, ДИК», 2000. - 312с.
4. David Jary, Julia Jary. Dictionary of Sociology - М.: «Вече», 2001. -Том 1.  
Стр. 421. Перевод Н. Марчук.

5. Энциклопедический  социологический словарь/ Общая  редакция академика РАН Осипова  Г. В. 1995.-940 с.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.