На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Операционный анализ в процессе принятия финансовых решений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУВПО  «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»
Факультет экономический
Кафедра менеджмента

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 
Студентки 602 группы Щербаковой Марии Михайловны
1 Тема  Операционный анализ в процессе принятия финансовых решений (на примере ООО «ВКМ-СТАЛЬ»)
2 Срок представления  работы к защите 
3 Исходные  данные для научного исследования  работы отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, материалы периодической печати, статистические данные, бухгалтерская отчетность предприятия, Internet.
4 Содержание  курсовой работы
    4.1 Теоретические аспекты операционного анализа в принятии финансовых решений
    4.1.1 Финансовые  решения и обеспечение условий  их реализации
    4.1.2 Сущность  операционного анализа в деятельности  предприятия
    4.1.3 Операционный анализ как инструмент для принятия решения
    4.2 Операционный  анализ деятельности ООО «ВКМ-СТАЛЬ»
    4.2.1 Организация  принятия финансовых решений  в ООО «ВКМ-СТАЛЬ»
    4.2.2  Анализ показателей операционного  анализа по ООО «ВКМ-СТАЛЬ»
    4.2.3 Оценка  и прогнозирование предпринимательского риска в ООО «ВКМ-СТАЛЬ»
    4.3 Разработка  рекомендации для принятия финансовых  решений в ООО «ВКМ-СТАЛЬ» с использованием результатов операционного анализа
    4.3.1 Применение  операционного анализа в процессе  принятия финансовых решений на предприятии
    4.3.2. Рекомендации по совершенствованию  в проведении операционного анализа деятельности ООО «ВКМ-СТАЛЬ»

Руководитель  работы ________________________________Л. Б. Подкопалова

Задание принял к исполнению ________________________________________ 

 

Реферат
       Курсовая  работа содержит 53 страницы, 4 таблиц, 4 рисунка,  40 использованных источников, 4 приложения.
     ФИНАНСОВЫЕ  РЕШЕНИЯ, ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ, ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ, ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ, МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД, ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ, ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ, ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, ОПЕРАЦИОННЫЙ ЛЕВЕРИДЖ, ПРЕДПРИНИМЕТЛЬСКИЙ РИСК.
     Объектом  исследования является процесс принятия финансового решения с использованием результатов операционного анализа  в ООО «ВКМ–СТАЛЬ».
      Цель  работы – изучение приемов использования операционного анализа в принятии финансовых решений на предприятии, а так же разработка рекомендации по совершенствованию использования приемов операционного анализа в ООО «ВКМ-СТАЛЬ».
      В процессе работы использовался экономический анализ, расчетно-аналитический, графический, горизонтальный и вертикальный анализ.
      В результате исследования проведен анализ принятия финансовых решений в ООО  «ВКМ-СТАЛЬ» и разработаны практические рекомендации по совершенствованию  методов  использования операционного анализа в деятельности предприятия.
      Область применения – в практике работы финансового менеджера, руководителя ООО «ВКМ – СТАЛЬ».
 

Содержание
Введение 6
1 Теоретические  аспекты операционного анализа в принятии финансовых решений  
    1.1 Финансовые  решения и обеспечение условий  их реализации
9
    1.2 Сущность  операционного анализа в деятельности  предприятия
15
    1.3 Операционный  анализ как инструмент для  принятия решения
17
2 Операционный  анализ деятельности ООО «ВКМ-СТАЛЬ»  
    2.1 Организация  принятия финансовых решений  в ООО «ВКМ-СТАЛЬ»
21
    2.2  Анализ  показателей операционного анализа  по ООО «ВКМ-СТАЛЬ»
24
    2.3 Оценка и  прогнозирование предпринимательского  риска в ООО «ВКМ-СТАЛЬ»
30
3 Разработка  рекомендации для принятия финансовых решений в ООО «ВКМ-СТАЛЬ» с использованием результатов операционного анализа  
    3.1 Применение  операционного анализа в процессе  принятия финансовых решений  на предприятии
35
    3.2. Рекомендации  по совершенствованию в проведении операционного анализа деятельности ООО «ВКМ-СТАЛЬ»
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Список  использованных источников 46
Приложение  А 50
Приложение  Б 51
Приложение  В 52
Приложение  Г 53
 
 

       Введение 

      Среди вопросов, относящихся к управленческому  экономическому анализу, наиболее значительным представляется блок так называемого управленческого операционного, или производственного, анализа, объектом изучения которого служат взаимосвязи объемов и структуры производства продукции, затрат и операционной прибыли.
      Осуществление любого вида предпринимательской деятельности приводит к возникновению затрат, которые должны покрываться продажами (выручкой). Если сумма выручки оказывается больше понесенных затрат, то итогом становится так называемая операционная прибыль (финансовый результат от обычной деятельности).
      Операционный  анализ позволяет установить причины  формирования полученной операционной прибыли, количественно оценить  воздействие производственных факторов на ее динамику, обосновать ее прогнозное значение с учетом выявленных зависимостей.
      Экономическая наука и практика занимаются изучением  затрат одновременно с развитием  производства. В настоящее время  можно выделить несколько подходов к их изучению. Затраты характеризуют  объем ресурсов в денежном выражении, использованных на производство и сбыт продукции за определенный период, и трансформируются в системе учетной информации организации в экономический показатель – себестоимость.
      Показатель  себестоимости утратил свое нормативное  определение, тем не менее величина себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг имеется в нормативно регулируемом бухгалтерском Отчете о прибылях и убытках (форма № 2) и отражает величину производственных затрат предприятия, признанных расходами в данном отчетном периоде, в соответствии с принятой учетной политикой. При формировании показателей себестоимости для организаций различной отраслевой принадлежности немаловажное значение имеют отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), которые не имеют нормативного статуса, а являются рекомендациями.
      Актуальность  темы: в рамках операционного анализа  первичным выступает показатель объема производства (объема произведенной продукции), так как от него напрямую зависит величина израсходованных на создание продукции сырья, материалов, трудо- и энергозатрат и других дополнительных затрат, без которых создать и реализовать продукцию невозможно (аренда и содержание производственных помещений, амортизация основных производственных средств, трудозатраты управленческого и вспомогательного персонала, реклама и транспортировка продукции и т.д.). Характер зависимости перечисленных и многих других операционных затрат от изменения объемов и структуры выпускаемой предприятием продукции и финансовые последствия этого - вот что является предметом изучения операционного анализа.
      Цель  работы – изучение приемов использования операционного анализа в принятии финансовых решений на предприятии, а так же разработка рекомендации по совершенствованию использования приемов операционного анализа.
      Исходя  из поставленных целей, можно сформировать следующие задачи:
      рассмотреть основные принципы и задачи операционного анализа;
      исследовать приемы и показатели операционного анализа;
      изучить специфику принятия финансовых решений на предприятии;
      изучить вопросы, касающиеся проведения факторного анализа безубыточности; выбора оптимальных решений из имеющихся альтернатив;
      повести операционный анализ деятельности ООО «ВКМ-СТАЛЬ»;
      дать рекомендации по усовершенствованию применяемого операционного анализа.
     Объектом  исследования в работе является специфика применения операционного анализа в процессе принятия финансовых решений в ООО «ВКМ-СТАЛЬ».
     Предмет изучения – процесс принятия финансового решения в ООО «ВКМ-СТАЛЬ». 

 

       1 Теоретические аспекты операционного анализа в принятии финансовых решений 

      1.1 Финансовые решения  и обеспечение  условий их реализации 

      Любая организация каждодневно сталкивается с решением неких задач, которые  подразумевают под собой выбор  определенной альтернативы. Поэтому, принятие решений можно назвать одной из главных составляющих управленческой деятельности и привести несколько примеров данных определений:
      Принятие  решений – это особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор  способа достижения поставленной цели. 1
      Принятие  решения – важнейший этап, ключевой элемент в деятельности любой сложной системы, функционирующей в реальных условиях внешней среды. Процесс принятия решения у человека всегда ассоциируется с деятельностью в условиях информационного дефицита. 2
      Что же такое решение? Обычно в процессе какой-либо деятельности возникают  ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных  вариантов действия. Результат этого  выбора и будет являться решением. Таким образом, решение – это выбор альтернативного варианта из имеющихся, который отвечает нашим требованиям по решению определенной задачи.
      Любому  поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения  являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
      Что же отличает управленческие, а в  частности финансовые решения? Рассмотрим некоторые критерии отличия.
      Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
      Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально–экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
      Разделение  труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
      Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые, в частности финансовые решения.
      Рассмотрев  эти отличительные особенности  принятия решений в организациях, можно дать следующее определение финансового решения.
      Финансовое  решение –  это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на увеличение прибыли (снижение убытков) организации.
      В процессе управления организациями принимается огромное количество финансовых решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице: 

Таблица 1.1 – Классификация финансовых решений
Классификационный признак Группы  финансовых решений
Степень повторяемости проблемы Традиционные Нетипичные
Значимость  цели Стратегические Тактические
Сфера воздействия Глобальные Локальные
Длительность  реализации Долгосрочные Краткосрочные
Прогнозируемые  последствия решения Корректируемые Некорректируемые
Метод разработки решения Формализованные Неформализованные
Количество  критериев выбора Однокритериальные Многокритериальные
Форма принятия Единоличные Коллегиальные
Способ  фиксации решения Документированные Недокументированные
Характер  использованной информации Детерминированные Вероятностные
 
      Данная  классификация помогает определить к какому классу относится возникшая  проблема и быстрее найти альтернативу для ее решения.
      Как и любая другая сфера принятия решений, финансовые решения предполагают выбор из двух или более направлений  действий. Если существует только одно возможное направление, никакого решения  принимать не нужно. Часто одним  из доступных вариантов является сохранение ситуации, существовавшей до принятия решения. Любой процесс принятия решения, в том числе и финансовых, должен включать следующие шесть этапов:3
      Этап 1: Формулирование цели.
      Тому, кто принимает решение, следует  ясно представлять себе, какого именно результата он хочет достичь. Выходя утром из дома, человек должен решить, в какую сторону пойти. Чтобы сделать это, необходимо знать, какова ближайшая цель. Если цель заключается в том, чтобы пойти на работу, то может потребоваться решение повернуть направо; если же надо сходить в местный магазин – повернуть налево. Когда человек, принимающий решение не знает куда пойти, то он не в состоянии принять осмысленное решение о том, в какую сторону повернуть.
      Этап 2: Определение возможных направлений действий.
      Необходимо  осознать возможные направления  действий. При этом следует учитывать  все ограничения свободы действий, накладываемые законом или другими  силами, не подконтрольными лицу, принимающему решение. Чтобы принимать обоснованные решения, необходимо постоянно изыскивать возможности, позволяющие наилучшим образом достичь поставленных целей. В контексте финансов бизнеса это означает выявление новых объектов для инвестирования, а также средств, необходимых для того, чтобы их профинансировать. Такие возможности не всегда очевидны, и компаниям следует постоянно их искать. Компания, не делающая этого, почти наверняка придет в упадок, а благоприятные возможности будут использованы более передовыми конкурентами.
      Этап 3: Сбор данных, относящихся к принятию решения.
      Необходимо  рассмотреть каждое из возможных  направлений действий и выявить  относящуюся к нему информацию. Не все данные о конкретном способе  действий важны. Предположим, что человек  хочет купить машину с определенным объемом двигателя и при этом ставит единственной целью поиск модели с наилучшим соотношением надежности и цены. Этому человеку будут интересны только сведения о надежности и цене машин. Другая информация, например, цвет, дизайн или страна сборки, к делу не относится. Это не означает, что цели покупателя машины должны ограничиться рассмотрением вопроса о цене и надежности; просто, если эти параметры подходят, другие факторы не имеют значения.
      Следует проигнорировать даже те данные, которые  непосредственно влияют на эксплуатационные затраты, если они одинаковы для всех машин с выбранным объемом двигателя, например, налог на транспортные средства. Так как принятие решения включает в себя выбор из нескольких возможностей, то решение принимается именно на основе различий между этими возможностями. Наличие налога на транспортные средства будет значимым фактом в том случае, когда решение состоит в выборе: иметь или не иметь машину, так как этот налог является одним из видов расходов автовладельца. Его не нужно будет платить, если не покупать машину. Там, где влияние общих факторов несущественно, не должны учитываться также и предыдущие затраты, потому что они одинаковы для всех возможных направлений действия.
      Этап 4: Оценка данных и  выработка решения.
      На  этом этапе сравнивают существующие возможности, используя существенные данные таким образом, чтобы выделить то направление действий, которое будет наилучшим для достижения поставленных целей.
      Этап 5: Осуществление  принятого решения.
      Бессмысленно  тратить время и преодолевать трудности, принимая эффективное решение, если не предпринять действий по обеспечению его реализации. Такие действия не ограничиваются необходимыми мерами по вступлению в силу принятого решения, но включают контроль над ним на протяжении всего его цикла жизни. Должны быть предприняты шаги, которые гарантируют или будут стремиться гарантировать осуществление запланированных мер.
      Этап 6: Мониторинг результатов  принятия решения.
      Принятие  эффективного решения требует тщательного  мониторинга результатов предыдущих решений. В широком смысле это объясняется двумя причинами.
      Полезно оценить надежность прогнозов, на основе которых принималось решение. Если прогноз оказался неудачным, то лица, принимающие решения, должны задуматься о том, можно ли повысить его надежность, используя различные методы и базы данных. Несомненно, поздно улучшать уже принятое и осуществленное решение, но такая практика позволит в будущем повысить качество принимаемых решений.
      Если  решение на практике оказалось плохим по той или иной причине, в том числе из-за непредвиденных изменений рыночной среды, мониторинг должен это показать; в результате могут быть рассмотрены изменения, способные улучшить положение вещей. Это не означает, что первоначальное решение будет отменено. К сожалению, мы не можем изменить прошлое, но нередко можем предпринять шаги, ограничивающие отрицательный эффект принятия неэффективного решения.
      На  практике большая часть процесса мониторинга финансовых решений  осуществляется с помощью финансового  анализа, который использует следующие методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие4:
    горизонтальный анализ;
    вертикальный анализ;
    трендовый анализ;
    метод финансовых коэффифиентов;
    сравнительный анализ;
    факторный анализ;
    операционный анализ.
      Наиболее  подробнее остановимся на последнем методе финансового анализа – операционном анализе.  
 

      1.2 Сущность операционного  анализа в деятельности  предприятия 

     Операционный  анализ (break-even analysis) – один из наиболее эффективных способов измерения и анализа затрат. Это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Целью операционного анализа является нахождение наиболее выгодного сочетание переменных и постоянных издержек, цены и объема реализации. Ключевыми элементами операционного анализа являются валовая маржа, операционный и финансовый рычаг, порог рентабельности и запас прочности фирмы.
     Операционный  анализ – это анализ зависимостей финансовых результатов предприятия от издержек и объемов производства (реализации). Поэтому его называют также анализом "издержки - объем - прибыль". Этот вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и управления предприятием.
     Данный  метод оперативного управления финансами предприятия является эффективной формой финансового планирования, потому что операционный анализ, проведенный по основным продуктам, позволяет ответить на ключевые вопросы ведения бизнеса:
     - какой продукт, либо направление  бизнеса приносит наибольшую прибыль, а какие убыточны?
     - производство каких продуктов  расширять и финансировать, а  производство каких продуктов  сворачивать? 
     - каковы оптимальные цены на  продукты?
     - какие затраты наиболее значительны  по каждому продукту?
     - каким образом можно воздействовать на значимые статьи затрат?
     Операционный  анализ – неотъемлемая часть управленческого учета. В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.
     К основным элементам операционного анализа относятся:
     - расчет операционного рычага,
     - расчет запасов прочности,
     - расчет порога рентабельности.
     Действие  операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
     В практических расчетах для определения  силы воздействия операционного  рычага применяют отношение так  называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли.
     Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Желательно, чтобы маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
     Показатель  силы воздействия производственного рычага определяет, во сколько раз возрастает прибыль при 1 %-ом росте выручки от реализации продукции. Таким образом, зная данные о росте выручки от реализации продукции и силу воздействия производственного рычага, можно прямым способом определить рост прибыли при увеличении объема выпуска продукции. Чем больше доля постоянных затрат в структуре общих издержек, тем сильнее сила воздействия операционного рычага. Следует отметить, что сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации.
     Точка безубыточности (порог рентабельности) характеризует достижение такого объема производства, при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат; это можно определить также как объем выручки от реализации продукции, при которой величина валовой маржи равна общей сумме постоянных издержек. При такой реализации предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли.
     Валовая маржа рассчитывается в относительном  выражении к выручке. С помощью  этого показателя определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты.
     Запас финансовой прочности определяется как разница между выручкой от реализации продукции и порогом рентабельности. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.
     Запас финансовой прочности показывает превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности. Чем  больше эта величина, тем более финансово-устойчивым является предприятие. 
 

      1.3 Операционный анализ  как инструмент  для принятия решения 

      Для выработки широкого круга финансовых решений достаточно регулярно используется операционный анализ. Это один из результативных методов для оперативного и стратегического планирования и управления эффективностью деятельности предприятия, в основе которого лежат линейные зависимости между величиной выпуска товаров, выручкой от реализации и затратами предприятия.5
      Операционный  анализ – один из наиболее эффективных способов, позволяющий анализировать влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции и в конечном счете на эффективность деятельности предприятия. Он позволяет путем моделирования отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Эффективность его определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование. 6
      Распространены и другие названия операционного анализа: маржинальный анализ, анализ безубыточности, CVP-анализ (costs — volume — profit analysis).
      Применение  операционного анализа позволяет  обосновать широкий спектр показателей, влияющих на конечную эффективность деятельности:
    безубыточный объем продаж и минимальную цену реализации;
    наиболее выгодный ассортимент при ограниченных ресурсах;
    влияние структурных сдвигов в ассортименте на прибыль предприятия;
    принятие заказа по ценам ниже себестоимости;
    принятие решения о снижении цен при увеличении объемов сбыта продукции;
    решение задачи «производить или покупать детали, полуфабрикаты».
      Применение  операционного анализа позволяет  также определять минимальную величину заказа.
      Операционный  анализ помогает определить наиболее выгодную комбинацию соотношения между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом производства (рисунок 1.1)
      
      Рисунок 1.1 – Сущность операционного анализа 

      Анализ  источников (А. Браун «Операционный  анализ как подход к ценообразованию»; И. Еремеев «Операционный анализ и оптимизация ассортиментной политики»; «Операционный анализ как базовый  элемент процесса управления текущими затратами: модель CVP» (http: www.uu.com.ua)) показал, что именно операционный анализ позволяет оценивать эффективность работы организации и выработку рекомендаций по управлению.
      Данные  операционного анализа играют решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия, используются управляющими для совершенствования технологии и организации производства, для создания механизма достижения максимальной прибыли.
      Необходимым элементом операционного анализа  является изучение структуры затрат, то есть соотношения переменных и постоянных затрат предприятия. Причем не существует какой-то единой рекомендации о наилучшей структуре затрат даже в пределах одной отрасли. Оптимальность их соотношения зависит от конкретных условий работы предприятия и воздействующих факторов, включая долгосрочную тенденцию и ежегодные колебания в уровне продаж и т. п.
      Механизм  управления эффективностью деятельности предприятия с использованием системы  «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» основан на ее зависимости от следующих факторов:
      а) объема реализации;
      б) суммы и уровня чистого операционного  дохода;
      в) суммы и уровня переменных операционных издержек;
      г) суммы постоянных операционных издержек;
      д) соотношения постоянных и переменных операционных издержек.
      Эти факторы могут рассматриваться  как основные при формировании суммы  различных видов прибыли, воздействуя  на которые можно получить необходимые  результаты, повышая эффективность  деятельности предприятия.
      Таким образом, при простоте используемой модели операционный анализ привлекателен тем, что информационной базой для него служат доступные данные о полной выручке и полных расходах предприятия за несколько анализируемых периодов.
      Анализ  взаимосвязи «затраты — объем  производства — прибыль» позволяет решать многие аналитические задачи и служит мощным информационным средством при подготовке управленческих решений.
      С помощью данного анализа определяются важные для управления величины: точка  безубыточности, показатель безопасности, операционный риск и критический уровень цены реализации. 

 

       2 Операционный анализ  деятельности ООО  «ВКМ-СТАЛЬ» 

      2.1 Организация принятия  финансовых решений в ООО «ВКМ-СТАЛЬ» 

      Прежде  чем говорить об организации принятия решений рассмотрим структуру управления ООО «ВКМ-СТАЛЬ».
      ООО «ВКМ-СТАЛЬ» - динамично развивающееся промышленное предприятие по производству стального литья для выпуска и ремонта железнодорожных вагонов, а также чугунных отливок различного направления.
     На  данном предприятии линейно-функциональная структура управления (Приложение А), которая основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними. В ООО «ВКМ-СТАЛЬ» реализуется принцип демократического центризма, при котором подготовка и обсуждение решения производится коллегиально, а принятие решения и ответственность генеральным директором единолично. На предприятии действуют четкие связи подчиненности, централизация управления в одних руках, а также разделение труда и квалифицированная подготовка решений.
     Предприятия возглавляет генеральный директор, которому подчиняются технический  директор, директор по качеству, директор по производству, коммерческий директор, директор по экономике и финансам,  директор по персоналу, директор по защите ресурсов и начальник протокольного отдела. Также есть несколько помощников: по социальным вопросам, по организационной работе, по работе с молодежью, по безопасности и персоналу. В непосредственном подчинении ген. директора находится бухгалтерия и юридический отдел.
       На сегодняшний день в условиях жесткого конкурентного рынка необходимы преобразования в сторону расширения полномочий на среднем уровне управления. Для преобразований такого рода в экономике используется термин «децентрализация». Суть децентрализации — в распределении власти (полномочий) принимать решения между различными уровнями управления. Децентрализация управления воздействует на организационную структуру предприятия, а именно, способствует более четкому, формализованному определению всех уровней управления и всех подразделений.
      Можно отметить следующие преимущества данной структуры:
    Простота
    Понятность
    Регулируемость отношений
    Предсказуемость.
      Рассмотрим  ветвь, которая связана с принятием  финансовых решений: 


Рисунок 2.1 – Структура управления финансами в ООО «ВКМ-СТАЛЬ» 

      Отдел информационных технологий разрабатывает различные программы которые помогут облегчить работу с большими потоками информации, собираемой со всех цехов и отделов завода.
      Отдел организации труда и заработной платы рассчитывает расходы на оплату труда, различные социальные выплаты и т.д. Так же данный отдел занимается анализом фотографии рабочего времени и проводит его хронометраж.
      Отдел экономического анализа, внутреннего контроля и аудита занимается проверкой различных фактических данных с экономической точки зрения, контролем за результативностью выполнения работ, анализируются причины отклонений и каким образом данные отклонения повлияют на экономические показатели работы. После чего данная информация попадает в планово-экономический отдел, где разрабатываются планы на предыдущий период, а так же в данный отдел поступает информация от начальников цехов и бригад по поводу выполнения планов за определенный период (день, неделя, месяц, квартал). На основе представленной информации сравниваются различные показатели и выявляются отклонения связанные с плановыми и нормативными значениями.
      Следующим этапом прохождения информации является финансовый отдел, где рассчитываются различные показатели связанные с финансовыми затратами всего предприятия, а так же разрабатывается финансовый план на определенный период.
      Бухгалтерия на основе приведенных данных их различных  отделов составляет единый отчет  предприятия – бухгалтерский  баланс и прилагающиеся к нему документы.
      Разработка  финансового решения затрагивает  каждый из представленных отделов. Окончательное  финансовое решение принимается  управляющим директором на основе информации полученной от каждого отдела. Перед  этим представитель от отдела должен предоставить свои «за» и «против» данной финансовой идеи. В последствии руководитель либо отвергает данную идею по обоснованным причинам, либо доводит до всех отделов предприятия, после чего начинается его реализация. 
 

2.2 Анализ показателей операционного анализа в ООО «ВКМ-СТАЛЬ» 

     В последнее время все больше внимания уделяется проведению анализа прибыли, которая базируется на делении затрат на постоянные и переменные и (исчислении) маржинального дохода от продаж. Такой  подход позволяет выявить зависимость  прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов, а на основе этого - управлять процессом формирования ее величины. Кроме того, можно проследить взаимосвязь объема производства (реализации) услуг и их себестоимости.
     В целях изучения зависимости между  изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое влияние уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определить критические («мертвые») точки объема производства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков.
     Анализ  безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени.
     Проведем  расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости в целом  по предприятию. Для этого построим таблицу 2.2. 
 
 
 

Таблица 2.1 - Исходные данные для расчета порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости в целом по ООО «ВКМ-СТАЛЬ»
      
Показатель 2007 год 2008 год 2009 год Отклонение
07-08 08-09
Абсолют Т роста, % Абсолют Т роста, %
Выручка (нетто) от продаж 455339 790305 445231 334966 42 -345074 -78
Прибыль от продажи продукции 49619 18611 133218 -31008 -167 114607 86
Полная  себестоимость 405720 771694 460211 365974 47 -311483 -68
Переменные  затраты 280350 643098 329700 362748 56 -313398 -95
Маржинальный  доход  174989 147207 115531 -27782 -19 -31676 -27
Постоянные  затраты 125370 128596 130511 3226 3 1915 1
Доля  маржинального дохода в выручке 0,384 0,186 0,259 -0,20 -106 0,07 28
Порог рентабельности 326225 690389 502961 364163 53 -187428 -37
Запас финансовой устойчивости:              
тыс. рублей 129114 99916 -57730 -29197,4 -29 -157646 273
% 28,4 12,6 -13,0 -16 -124 -26 198
Безубыточный  объем, тыс. руб 326225 690389 502961 364163 53% -187428 -37%
 
      Из  таблицы 2.1 видно, что в 2008 году порог рентабельности увеличился на 364163 тыс. руб., а в 2009 – уменьшился на 187428 тыс. руб. Это значит, что в 2007 году нужно было продать продукции на сумму 326225 тыс. рублей, чтобы покрыть все затраты, в 2008 – 690389 тыс. рублей, а в 2009 размер минимальной выручки упал до 502961 тыс. рублей. При такой выручке рентабельность равна нулю. Увеличился и безубыточный объем реализации продукции в натуральном выражении на 333 тыс. штук или на 20,63%.
      По  данным таблицы видно, что фактическая  выручка 2007 года составила 455339 тыс. рублей, в 2008 году – 790305 тыс. рублей, что выше пороговой на 28350 тыс. рублей и 643098 тыс. рублей соответственно, что говорит о запасе финансовой устойчивости или зоне безубыточности фирмы, а в 2009 году ситуация обратная – запас финансовой устойчивости отрицателен. В 2008 году запас финансовой устойчивости сократился на 29197 тыс. рулей, а в 2009 – на 157646 тыс. руб. В процентном выражении сокращение запаса финансовой устойчивости сократилось на 29% в 2008 году и на 17,1 в 2009 году. Это говорит о том, что выручка стала значительно ниже и предприятие можно считать убыточным, т.к. проедает собственный и заемный капитал и близиться к банкротству. Главной причиной данного обстоятельства стал кризис 2008 года, последствием которого стал спад спроса на продукцию данного предприятия. Поэтому нужно постоянно следить за ЗФУ, выяснять насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка фирмы. Это очень важный показатель для оценки финансовой устойчивости фирмы.
     Сила  воздействия операционного рычага (эффект операционного рычага) рассчитывается по формуле: 

     ЭОР = Валовая маржа / Прибыль 

     Рассчитаем  эффект операционного рычага ООО  «ВКМ-СТАЛЬ» в 2007 – 2009 гг. 

Таблица 2.2 – Расчет эффекта операционного рычага
      
Показатель 2007 год 2008 год 2009 год
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.