На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Уровень и качество жизни населения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» 

НА  ТЕМУ: УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         
         
         
         
         
 
 
 
Екатеринбург
2010г. 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение ………………………………………………………………………….3 

1. Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения ……………………………………………………………...................6
1.1. Понятие уровня и качества жизни населения ….………………………….6
1.2. Индикаторы измерения уровня и качества жизни …………….…………12 

2. Основные показатели уровня и качества жизни населения ...………...21 2.1. Показатели уровня и качества жизни населения России …..…………….21
2.2. Основные направления повышения уровня жизни населения России.....31
    
Заключение   ……………………………………………………………………38 

Литература………………………………………………………………………40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В В Е Д Е Н  И Е

 
     В эпоху глобализации и углубления интеграционных процессов, расширения внешнеэкономических связей и различных  форм экономического сотрудничества наличие  сопоставимой информации является необходимым  условием для оценки экономического и социального положения страны в мире. В настоящее время результаты сопоставлений широко используются международными организациями, национальными государственными органами и неправительственными организациями разных стран, журналистами и учеными для аналитических и практических работ.
     Уровень жизни занимает центральное место  в социально-экономической жизни  общества. В цивилизованных странах  главная задача государства - это  обеспечение достойного уровня и  качества жизни населения. В современных  преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. От решения данной проблемы во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. В связи с этим необходимо четко представлять сущность данного понятия, его роли в жизни государства. В последние годы тема стала особенно актуальна, так как вследствие мирового экономического кризиса показатели уровня и качества жизни значительно снизились. Кризис заставил по новому взглянуть на индикаторы и показатели уровня и качества жизни. Очень важно знать от каких показателей зависит качество и уровень жизни, поэтому необходимость теоретического исследования взаимосвязи уровня экономического развития страны и составляющих качества жизни населения
предопределяют  актуальность моего исследования и его практической значимости.
     Изучению  вопросов повышения жизненного уровня были посвящены работы многих экономистов. Значительную роль в разработке их методологических основ сыграли  труды К. Маркса. Исследованиями в  этой области занимались С.Л. Брю, Дж.М. Кейнс, Ф. Котлер, А. Маслоу, С. Фишер и др. Зарубежными авторами разработаны национальные модели уровня жизни, показатели их оценки, механизмы регулирования.
     В нашей стране развитие систематических  оценок уровня жизни населения принадлежит одному из выдающихся ученых – Вайнштейну.
     Немалый вклад внесли: Бузляков Н.И., Капустин Е.И., Майер В.Ф., Римашевская Н.М. и  др. Отдельно следует отметить исследования Всероссийского центра уровня жизни, проведенные  под руководством В.Н. Бобкова. В  трудах отечественных авторов нашли отражение проблемы повышения уровня жизни, разработка и классификация индикаторов уровня жизни.
     В последние десятилетия смысл, который  ученые придают термину "уровень  жизни", и вкладываемое в него содержание претерпели серьезные изменения. До недавнего времени специалисты в области измерения уровня жизни располагали всего двумя давно сложившимися, традиционными подходами к решению этой задачи. Оба подхода, как выяснилось, имеют серьезные недостатки, осмысление которых позволило поставить вопрос об идеальном с теоретической точки зрения показателе уровня жизни, т. е ориентире, к которому следует стремиться в прикладных исследованиях и практических измерениях. Существующие разногласия в методологии определения уровня жизни, недостаточно целенаправленный анализ его показателей, высокая социальная цена осуществленных в России экономических реформ обусловливают необходимость тщательного изучения указанных позиций и подтверждают актуальность темы данной курсовой работы.
     Основная  цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в Российской Федерации.
     В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества жизни населения России, а также обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.
     Предмет исследования определяется как совокупность экономических отношений, обусловливающих  уровень жизни населения. Объектом исследования является уровень жизни  населения и влияющие на него условия  как определенный срез социально-экономических отношений.
 

Глава 1. Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения

1.1 Понятие уровня  и качества жизни  населения

 
     Понятия "уровень жизни" и "качество жизни" являются предметом изучения многих дисциплин. В современной научной литературе эти понятия трактуются по-разному в зависимости от целей и задач исследования.
     Подход  с точки зрения производства рассматривает  уровень жизни в зависимости  от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности  общественного производства. Так, Н.И. Бузляков отмечает: "… в экономической литературе наиболее распространено представление об уровне жизни как о количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил" [4, с.72].
     Несколько иной подход к пониманию уровня жизни  населения определяет И.И. Елисеева: "Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей", "денежная же оценка благ и услуг представляет собой стоимость жизни" [3, с.34].
     Директор  Всероссийского центра уровня жизни В.Н.Бобков рассматривает уровень жизни с точки зрения потребления: "В современной интерпретации понятием "уровень жизни" характеризуются доходы, людей не как таковые, а выраженное в денежной и условно денежной форме потребление ими разнообразных потребительских комплектов" [12, с.58]
     А.Г. Крыжановская дает следующее определение: "Качество жизни - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека". [22, c.273]
     Представляется  достаточно обоснованным определение уровня жизни в узком и широком смысле.
     В узком понимании - через характеристику уровня потребления населения и  степени удовлетворения потребностей (изменение доходов, расходов и потребления  населением благ и услуг). Потребность  можно определить как непосредственное выражение необходимости, которая требует своего удовлетворения, благодаря чему выступает исходной причиной деятельности. Одной из фундаментальных особенностей развития потребностей является их кумулятивный характер роста, а именно: появление новых потребностей не приводит к исчезновению старых. Привычки, вкусы, наклонности и предпочтения человека влияют на формирование различных потребностей. Это влияние носит субъективный характер. Но на формирование потребностей оказывают влияние не только субъективные факторы. В качестве объективного "раздражителя" потребностей выступают различные внешние рычаги, которые могут быть экономическими, социально-психологическими или организационными. В совокупности они составляют объективные факторы формирования потребностей [7, с.43].
     Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки "разложить по полочкам" все  многообразие потребностей людей. Так, выдающийся экономист А. Маршалл  отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и другие. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (материальные) и вторичные (духовные) [2, с.32].
     При изучении уровня жизни в узком  смысле в большинстве случаев  речь идет о материальных и важнейших  духовных потребностях.
     К материальным, как правило, относят  потребности в питании, одежде, жилье, предметах быта, транспорте, здоровье и других. К духовным в свою очередь относят потребности в образовании, культурном развитии. Важно подчеркнуть, что практически все потребности имеют материальную основу, то есть требуют материальных затрат, а источником их покрытия является доход. Именно поэтому доход применительно к уровню жизни следует трактовать как потребность и как источник удовлетворения потребностей. Следует заметить тот факт, что выделенная совокупность потребностей может изменяться в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и природными условиями существования человека - одни потребности исключаются из ряда необходимых, другие, напротив, добавляются к их числу. Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается,  прежде всего, духовных потребностей [6, c.23].
     Таким образом, в узком смысле слова  уровень жизни выражается в количестве и в качестве потребляемых человеком  благ и услуг, или, иначе - как отношение  уровня доходов населения к стоимости жизни.
     В широком понимании уровень жизни  представляется через характеристику уровня человеческого развития (состояние  здоровья и возможности населения  для удовлетворения потребностей) и  условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности населения). Другими словами, уровень жизни в данном аспекте рассматривается как совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения [3, с.33-34].
     Уровень жизни существует и используется вместе с целым семейством синонимичных и близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни  и другие.
     Прежде  всего - это народное благосостояние, наиболее широкое и емкое понятие  из этого набора. "Под народным благосостоянием понимается сложный социально-экономический феномен, интегрирующий характеристики уровня, образа и качества жизни населения, каждая из которых представляет лишь некоторый срез единого, но многогранного и объемного общественного организма. В конечном счете, народное благосостояние отражает развитие потребностей людей, состояние и способы их удовлетворения применительно к основным сферам жизнедеятельности: сфере труда, потребления, культуры, репродуктивного поведения, общественно-политической жизни" [14, с.9].
     К настоящему времени "народное благосостояние" стало постепенно утрачивать популярность, будучи, во-первых, термином, относящимся  к устаревающему словарю централизованной плановой экономики, во-вторых, под  влиянием растущей употребимости понятий уровня и качества жизни и, в-третьих, в связи с определенной несовместимостью термина "благосостояние", имеющего позитивный смысловой оттенок, со значительным падением уровня жизни большинства населения страны.
     Качество  жизни определяется как субъективная оценка степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Российские ученые активно обратились к исследованию проблем качества жизни, прежде всего в связи с обострением системного кризиса и углублением социально-экономических противоречий в обществе, что выражается, главным образом, в снижении реальных доходов населения, углублении имущественной дифференциации, росте заболеваемости населения и постепенном сокращении продолжительности его жизни [17, c.57-58]. 

     Качество  жизни, следовательно, следует рассматривать как совокупность определенных характеристик жизненно важных для человека сторон, процессов и явлений, отражающих его современное существование, как в аспекте трудовой деятельности, так и в аспекте жизнедеятельности вообще.
     Современный экономический словарь определяет термин "качество жизни" как социально-экономическую  категорию, представляющую обобщение  понятия "уровень жизни" и включающей в себя "не только уровень потребления  материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека, душевный комфорт". На наш взгляд, проблема исследования состоит не в том, чтобы к понятию "уровень жизни" добавить понятие "качество жизни", а в том, чтобы при анализе и оценке уровня жизни отразить качество жизни, для чего необходима соответствующая систематика потребностей людей и надлежащая оценка уровня их развития и степени удовлетворения [3, с.47-50].
     Необходимо  отметить, что качество жизни как категория экономической науки взаимосвязана с такими, близкими по своему происхождению и содержанию понятиями, как образ жизни, стиль жизни, уровень жизни человека.
     Образ жизни есть сплав объективных  условий и субъективной стороны  деятельности людей, выражение, прежде всего, их социально-экономической активности. Образ жизни "ведут", практикуют, он является как бы общей формулой повседневного бытия личности. Другими словами образ жизни - это типичные, практикуемые нормы, поведения людей, способ их повседневной деятельности в сфере труда и быта, в производстве и потреблении как материальных, так и духовных ценностей.
     Таким образом, качество жизни отражает степень  удовлетворения целого комплекса разнообразных  материальных, духовных, интеллектуальных, культурных, эстетических и других потребностей людей.

1.2 Индикаторы измерения  уровня и качества  жизни

 
     Для определения уровня и качества жизни  населения необходимо четко иметь  понятие о тех элементах, которые  помогают оценить социально-экономическое положение в стране.
     Следует не за бывать и том, что эти понятия  испытывают воздействие множества  факторов.
     Интегральными индикаторами измерения уровня жизни  являются: реальные доходы на душу населения, реальная заработная плата, поступления доходов от вторичной занятости, от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивидендов (по акциям и облигациям), процентов по вкладам населения, пенсий, пособий, стипендий.
     С помощью этих индикаторов изучаются  и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.
     Реальные  доходы населения Др определяются делением общей суммы денежных доходов на индекс потребительских цен:
     
     где ДД - общая сумма денежных доходов населения;
      - индекс потребительских цен.
     Различаются реальные доходы населения без учета услуг и с учетом услуг.
     Реальные  доходы без учета услуг - часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальных и культурных потребностей.
     Реальные  доходы с учетом услуг - часть ВВП, используемая населением на потребление и накопление материальных благ и услуг. [3,c.34]
     Для характеристики роста (снижения) реальных доходов исчисляются индексы  реальных доходов всего населения, а также индексы реальных доходов  в разрезе социальных групп.
     При исчислении индексов реальных доходов должна быть обеспечена сопоставимость цен; для этого при расчетах учитывается изменение цен за сравнимый период - индекс потребительских цен.
     Реальная  заработная плата работников - составная  часть реальных доходов (с учетом услуг).
     Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы на индекс потребительских цен на товары и услуги:
     
     где ЗПр - реальная заработная плата,
     ЗПН - номинальная заработная плата;
      - индекс потребительских цен.
     В политике доходов и заработной платы далеко непоследнее место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию.
     Дифференциация  доходов и заработной платы позволяет  оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности  и определить характер политики доходов и заработной платы.
     Индикаторами  дифференциации доходов и заработной платы являются:
     распределение населения по уровню среднедушевых  доходов - показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;
     распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения - показатель (в процентах) доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20% -ных (10% -ных) групп населения;
     децильный коэффициент дифференциации доходов - соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;
     коэффициент дифференциации доходов населения  по субъектам Федерации - соотношение  наибольшего и наименьшего уровня средне-душевых доходов в субъектах Федерации;
     коэффициент дифференциации заработной платы - соотношение  наибольшего и наименьшего уровней  заработной платы между отраслями, регионами, профессиями, внутри отраслей и предприятий и т.д. [4,c.72]
     Одними  из наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов являются также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца, позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.
     График  неравенства доходов (кривая Лоренца) изображен на рис.4.1
     
     Прямая  линия ОА называется линией абсолютного равенства распределения доходов. Она отражает ситуацию, когда 20% людей принадлежат 20% доходов, 40% людей - 40% доходов и т.д. Кривая ОВ показывает долевое распределение доходов по группам семей в действительности.
     Усиление  неравенства в распределении  доходов выражается в изменении  конфигурации кривой Лоренца в сторону  увеличения ее вогнутости по отношению  к линии абсолютного равенства.
     Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАС. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1 или от 0 до 100%. Следует отметить что, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
     Для определения общего направления изменений в распределении доходов используется коэффициент направленности процесса стратификации населения - отношение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума к численности населения с доходами выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует нарастание или снижение поляризации общества.
     В России на долю 20% наименее обеспеченных приходится 6% доходов, а на долю 20% наиболее обеспеченных - 47%. Это соотношение  близко к среднему по странам. Аналогично распределены доходы, например, в Великобритании, Эстонии, Киргизии. Более низкое соотношение доли доходов 20% наиболее и наименее обеспеченных людей - в Словакии (12% к 31%), Чехии (10% к 37%), Венгрии (9% к 37%). В ряде развивающихся стран это соотношение намного выше - в ЮАР (3% к 63%), Чили (3% к 61%), Мексике (4% к 51%).
     Коэффициент Джини в России составляет 38%, что  также находится на среднем уровне. Это ниже, чем в ЮАР (58%), Чили (56%) и Мексике (50%), но выше, чем в Венгрии (17%), Словакии (19%), Чехии (26%), Польше (27%).
     К частным индикаторам уровня жизни  относятся показатели потребления  отдельных товаров и услуг - на душу населения, семью, по социальным группам, регионам, - показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.
     Натуральные индикаторы характеризуют уровень  потребления, обеспеченности теми или  иными благами. Для того чтобы  получить представление об уровне удовлетворения конкретной потребности, может быть использовано несколько показателей. Например, для того чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктах и их калорийности, их сопоставление с научно обоснованными нормами.
     При этом потребление основных продуктов  питания на душу населения определяется с учетом потребления как произведенных  в стране, так и импортированных  продуктов независимо от вида потребления  и способа продажи продуктов населению.
     Уровень удовлетворения потребностей в услугах  школьного образования характеризуется  с помощью данных о доле детей  школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах и обучающихся за границей. Необходимо учитывать также техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава.
     Стоимостные индикаторы отражают затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику. Эти индикаторы группируются по видам потребностей, например затраты на питание, оплату жилья, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т.д.
     Общее потребление материальных благ и  услуг в стоимостном выражении включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства, например продукции личного подсобного хозяйства. Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей.
     К интегральным, обобщающим, индикаторам  качества жизни относятся индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.
     Важнейшим индикатором является индекс развития человеческого потенциала. Однако он очень слабо улавливает качественные характеристики жизни, имеет существенные недочеты и поэтому требует корректировки. Он представляет собой среднеарифметическое трех индексов - ожидаемой средней продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения (в долларах, по паритету покупательной способности):
     
     где ж - индекс ожидаемой средней продолжительности жизни;
     о - индекс уровня образования;
     ВВП/Н - валовой внутренний продукт на душу населения.
     Он  варьируется от 0,252 в Эфиопии до 0,960 в Канаде.
     В 90-е гг. значение индекса развития человеческого потенциала в России уменьшилось (с 0,85 до 0,77). При этом в наибольшей мере сократились индексы ВВП на душу населения и ожидаемой средней продолжительности жизни. Близкие к российскому значения этого индекса характерны для некоторых постсоциалистических стран - Белоруссии, Болгарии, Румынии, Литвы. Более высокое значение отмечается в развитых странах - Германии, Нидерландах, Швеции, Финляндии, Японии (свыше 0,9). За ними идут Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Аргентина, Мексика, Чили - свыше 0,8.
     Важным  индикатором качества жизни является также индекс интеллектуального  потенциала общества. Интеллектуальный потенциал общества отражает уровень  образования населения и состояния  науки в стране. При расчете  индекса интеллектуального потенциала учитываются уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, удельный вес затрат на науку в ВВП.
     За  период рыночных реформ в России индекс интеллектуального потенциала общества снизился почти наполовину. Это произошло  в результате сокращения расходов на науку, снижения образовательного уровня молодого поколения. Эта тенденция  сохранится в ближайшие годы.
     Индикатором качества жизни является также человеческий капитал на душу населения. Он отражает уровень затрат государства, предприятий  и граждан на образование, здравоохранение  и другие отрасли социальной сферы  в расчете на душу населения. Чем  выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала. Человеческий капитал даже в бедных странах превосходит воспроизводимый, включающий материально-вещественные условия производства.
     К индикаторам качества жизни относится  и коэффициент жизнеспособности населения. Он характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения социально-экономической политики, осуществляемой в момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. По результатам исследования ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) в 2006 г. коэффициент жизнеспособности населения России был определен в 1,4 балла. Балл ниже 1,5 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения.
     Коэффициент жизнеспособности населения по разным группам стран имел следующее  значение:
     5 баллов - не имеет ни одна страна  в мире;
     4 балла - Швеция, Голландия, Бельгия, Дания;
     3 балла - США, Япония, Германия, о.  Тайвань, Сингапур, Южная Корея  и др.;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.