На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Корпоративная этика и кодекс чести туристской деятельности для повышения эффективности бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………………2-4
Глава 1 Основы корпоративной  этики
   1.1.Сущность  корпоративной этики……………………………………………5-7
   1.2.Этические  нормы в деятельности организаций………………………….7-11
   1.3.Этика делового общения «сверху - вниз»……………………………….11-14
   1.4. Этика  делового общения «снизу-вверх»………………………………..15-16
   1.5.Этика  делового общения  «по горизонтали»……………………………16-18
Глава 2 Кодекс корпоративной  этики
2.1. Сущность  кодексов корпоративной этики………………………………..19-21
2.2. Подходы к  созданию этических корпоративных  кодексов……………...21-24 

Заключение……………………………………………………………………...25-26
Список используемой литературы………………………………………………...27
Приложение 1 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»…………………………………………………………………………........28-46
Приложение 2 Подходы  к созданию этических кодексов…………………….....47
Приложение 3 Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации……………………………………………………………………….48-52
Приложение 4 Требования к служащим сферы гостеприимства……………53-55 
 
 
 
 
 

Введение
Можно ли ответить на вопрос: «Как с помощью кодекса  чести действительно повысить эффективность  управления компанией?» Мало выработать и внедрить кодекс. Надо чтобы он стал нормой поведения для  менеджеров и собственников, а возможно и  всей организации. Это отдельная  задача и часто она не выполняется.
     В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий  и методов, и проблематика данного  исследования по-прежнему несет актуальный характер.
     Характеризуя  степень научной разработанности  проблематики, использование элементов  корпоративной этики и корпоративной  культуры для повышения эффективности  бизнеса, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных  авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических  изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и  источников отмечается недостаточное  количество полных и явных исследований этой темы.
     Научная значимость данной работы состоит в  оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой  проблеме – еще одним независимым  авторским исследованием. Практическая значимость темы состоит в анализе  проблем, как во временном, так и  в пространственном разрезах.
     Определенная  значимость и недостаточная научная  разработанность проблемы использования  элементов корпоративной этики  и корпоративной культуры для  повышения эффективности бизнеса  определяют научную новизну данной работы.
     Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике. Ко второй отнесены учебная  литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая  литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб - сайты организаций.
     Цель  работы – изучение темы Корпоративной  этики и кодекса чести  туристской деятельности для повышения эффективности  бизнеса, как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
     Поставленная  цель определяет задачи исследования:
     1. Рассмотреть теоретические подходы  к корпоративной этике и культуре, а также созданию корпоративных  кодексов чести для повышения  эффективности бизнеса;
     2. Выявить основную проблему данной  темы в современных условиях;
     3. Показать пути решения выявленных  проблем и сделать расчет путей  их решения;
     4. Провести и обозначить тенденции  развития тематики корпоративной  этики и кодекса чести  туристской  деятельности для повышения эффективности  бизнеса.
     Работа  состоит из введения, двух глав основной части, выводов (заключения), списка литературы и приложений.
     Во  введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники  информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема и поставлена гипотеза.
     В первой главе рассмотрены общетеоретические  вопросы, определяются основные понятия, обуславливается актуальность выбранной  темы, рассматривается сущность, основные нормы, а также проблемы и возможные  методы их решения.
     В главе второй, рассмотрены понятия  кодексов чести корпоративной этики, раскрывается их сущность и основы. Также описываются возможные  подходы в создании кодексов, их эффективность и проблемы, возможное  влияние на будущее фирмы или  организации.
     Результаты  исследования могут быть применены  на практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава. Основы корпоративной  этики.
 
      Сущность  корпоративной этики.
         Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин: объектом ее изучения является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин "этика" был введен еще Аристотелем. Аристотель глубокомысленно заметил, что этика " помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться". Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы и нормы.
         Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, корпоративная этика выделяет одну из сфер общественной жизни. 
             Для нас этика - прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо как неэтическое. Отсюда полезно различать этику как идеал и этику как действие. Руководителя или работника должно интересовать и то, и другое, но в рамках профессиональной этики. 
    Существует так называемая "профессиональная этика", и в частности - "корпоративная этика". 
    Речь идет о нормах поведения работника, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику. 
    Деловая этика - это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. 
    Деловая этика - это прежде всего этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации; использование этических методов конкуренции. 
           Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.

           Корпоративной этике в последнее время уделяется все большее внимание. Это выражается в увеличении обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.). Курсы изучения основ общей этики поведения вводятся также в некоторые школьные программы, в систему среднего специального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.
           Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение корпоративной этики является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
           Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил корпоративной этики становится ее « визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и на сколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.
           Взаимосвязь этики в широком смысле и корпоративной этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встреч. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Не маловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия  и представления человеку человека.    Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.
           Для установления полезных и приятных деловых взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных в повседневной жизни и особенно в служебной обстановке. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения мы сталкиваемся повсеместно.
           Частным вариантом беседы выступает телефонный разговор. Общие правила этики (как, например, вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу и тому подобное) дополняются в данном случае некоторыми специальными, определяемыми спецификой телефонного разговора.
           Итак, практически все направления корпоративной этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме  того, все без исключения направления корпоративной этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и тому подобное. 

    1.2.Этические  нормы в деятельности  организаций.
         Регулирование моральных отношений, не обозначенных в законодательстве, в организациях происходит при помощи этических  норм. Этические нормы – это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.
         Правила запрещают дискриминацию по следующим  признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партийная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное  положение и другие.
         Запрету также подлежат: сексуальные домогательства; высмеивание работников; расовое и религиозное презрение; замечания, шутки и другие действия, создающие на рабочем месте агрессивную обстановку; угрозы; грубость; насилие; использование, продажа наркотиков; появление на работе в алкогольном и токсическом, наркотическом состоянии; утрата или кража собственности организации; неправильное, неэффективное пользование собственностью организации; разглашение информации, являющейся служебной, коммерческой тайной; хранение материалов личного характера на рабочем месте; отказ в досмотре своего рабочего места и используемой информации работникам кадровых служб; использование расходных материалов и средств связи организации в личных целях; передача администрации неточной, искаженной информации; обман путем завышения своих расходов, например, на питание, проезд, проживание, другие траты; обман государственных, правительственных органов, внешних организаций; ложные заявления от имени организации; злоупотребление силой и влиянием своей организации и угрозы по отношению к другой; выполнение распоряжений, являющихся нарушением законодательства; пренебрежительные высказывания; унижение конкурентов, их товаров и услуг; разговоры с посторонними об условиях договора и тем самым обнародование этих условий; разговоры с лицами, не работающими в организации, об изобретениях, применяемых в организациях, о производственных планах, об исследованиях рынков, о производственных мощностях, о частной информации; использование также недостойных методов и услуг, как, например, промышленный шпионаж, незаконное проникновение на чужую территорию, кража, подслушивание, наем служащих для получения частной информации о сотрудниках, о конкурентах; взяточничество; получение подарков и денег от поставщика, клиента (к подаркам относятся: материальные ценности, услуги, например, персональные скидки при покупках товаров для личного пользования или обслуживание по льготным ценам и т.д.); получение комиссионных; вручение подарков представителям поставщика и т.д.
         Этические нормы – правила этики принимаются  на общем собрании коллектива, для  того чтобы они воспринимались работниками  как свои собственные. Они могут  быть приняты и администрацией, но в то же время обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников. 

       По содержанию правила могут весьма различаться, нередко они начинаются с обращения руководителя организации к работникам.
         Приведем  в пример широко распространенную структуру  правил этики организации, включающую следующие разделы:
        Введение
        послание руководителя организации
        каким должен быть работник организации
        каналы связи
        трудовые династии
        частная жизнь работников
        собственность организации
        традиции и ритуалы организации
        конкурсы профессионального мастерства
        юбилеи работников
        деловая репутация
        честь и достоинство работников
        взаимоотношения с другими организациями
        отношение к законам
        общественная жизнь организации
        отношение к политической жизни
        использование торговых марок
        авторские права
        отношение с государственными и муниципальными служащими
        отношения между руководителями и подчиненными
        отношения между руководителями
        отношение к женщинам – работницам организации
        отношение к молодежи, работающей в организации
        отношение к тем, кто работает и учится
        отношение организации к пенсионерам
        основные ценности организации
        основные этические принципы
        правила конкуренции
        социальная ответственность организации
        принципы справедливости организации.
         Принятые  правила не имеют статуса нормативного правового акта, и за их нарушение нельзя применять юридические санкции, меры дисциплинарной ответственности. Средством защиты нормы от нарушения является общественное мнение. Это также могут быть суды чести и подразделения, рассматривающие конфликты.
         Можно включать в правила этики некоторые  нормы из морального кодекса и  придать им статус нормативного правового  акта.
         В условиях становления рыночных отношений  в стране соблюдение этических норм в деятельности организации во многом зависит от работодателя, действия которого в погоне за прибылью зачастую бывают аморальными. Не признавая права  нанимаемого человека, работодатель грубо их нарушает, ограничивает его  свободу. Аморальное поведение работодателя заключается в следующем:
        непризнание прав наемного работника, неисполнение своих прямых обязанностей
        привнесение в трудовые отношения агрессивности
        сохранение опасных для здоровья условий труда
        низкий уровень организации труда
        отказ от управления дисциплиной
        страх, как основной метод управления поведением нанимаемого работника
        управление наемными работниками посредством произвола
        унижение чести и достоинства человека, его деловой репутации
        необъективное отношение к человеку
        нарушение трудового законодательства и т.п.
      Все ведущие  корпорации мира постоянно уделяют  большое внимание вопросам нравственности. И это не случайно, так как корпоративная  мораль позволяет усилить самоуправляемость  человека.
      Этика трудовых отношений в российских условиях предполагает их оценку с помощью  таких понятий, как:
        правильно – неправильно 
        справедливо – несправедливо 
        гуманно – негуманно 
        человечно – бесчеловечно
        законно – незаконно
        нарушает  права – не нарушает права
        ограничивает  свободу – не ограничивает свободу
        равное  положение – неравное положение
        добро – зло.
        Это результат положительного влияния  этики советского времени. Советская мораль достаточно рискованна и даже излишня в тех случаях, когда люди вступают в конкурирующие, антагонистические отношения.
        Так же на российских рынках существует мораль «дикого» рынка. Она обуславливается целями первоначального накопления капитала. Этому виду морали присущи спекулятивные, грабительские тенденции, паразитизм, стремление к наживе любой ценой и др. Но со временем общество привносит порядки и кодексы, которые приводят рыночные отношения в порядок.
      Третий вид  морали – мораль рыночных отношений – основан на убеждении, что в условиях рыночных отношений не требуется любовь, великодушие, симпатия, сострадание, а достаточно лишь уважения со стороны другого лица, признание его равным себе, отказа от нарушения прав работников. Эта мораль все больше завоевывает мир.
      Все в большей степени  в корпоративных  и деловых отношениях получает распространение  этика ответственности  вместо этики убеждений. 

  1.3. Этика делового общения «сверху - вниз».
       В деловом общении «сверху - вниз»,  т.е.  в  отношении  руководителя  к
подчиненному  золотое правило этики можно  сформулировать  следующим  образом: «Относитесь к своему подчиненному  так,  как  вы  хотели  бы,  чтобы  к  вам относился руководитель».  Искусство  и  успех  корпоративного  общения  во  многом определяются  теми  этическими  нормами  и  принципами,  которые  использует руководитель по отношению к своим  подчиненным.  Под  нормами  и  принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо,  а какое – нет. Эти нормы касаются, прежде всего, того,  как и на  основе  чего отдаются распоряжения в процессе  управления,  в чем выражается  служебная дисциплина, определяющая деловое общение.  Без соблюдения  этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в   коллективе   дискомфортно,    нравственно    незащищенными.    Отношение руководителя  подчиненным влияет  на  весь  характер  делового  общения,  во многом определяет его нравственно - психологический климат. Именно  на  этом уровне  формируются в первую  очередь нравственные  эталоны   и   образцы поведения. Отметим некоторые из них:
         Стремитесь превратить вашу организацию  в сплоченный    коллектив   с
высокими  моральными  нормами  общения.  Приобщите   сотрудников   к   целям организации. Человек будет  только  тогда  чувствовать  себя  нравственно  и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация  с  коллективом. Вместе с тем каждый остаться  индивидуальностью,  и хочет,  чтобы его уважали таким, каким он есть.[9, с.72];
       При    возникновении    проблем    и    трудностей,    связанных    с недобросовестностью,  руководителю следует выяснить  ее  причины.  Если  речь едет  о невежестве, то  не  следует   бесконечно  попрекать  подчиненного  его слабостями, недостатками. Подумайте,  что вы  можете  сделать,  чтобы   помочь ему преодолеть их. Опирайтесь  при этом на сильные стороны  его личности.
       Если сотрудник не выполнил  вашего распоряжения, необходимо  дать  ему понять, что вам известно  об этом, иначе он может   решить,  что  провел  вас.  Более  того,  если  руководитель  не  сделал  подчиненному  соответствующего  замечания,  то  он  просто  не  выполняет  своих  обязанностей  и  поступает неэтично.
       Замечание  сотруднику  должно   соответствовать   этическим   нормам.
Соберите  всю  информацию  по  данному  случаю.  Выберите  правильную  форму общения. Вначале попросите  объяснить  причину  невыполнения  задания  самого сотрудника,  возможно,  он  приведет  неизвестные вам факты.  Делайте ваши замечания один на один - необходимо уважать достоинства и чувства человека.
       Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
       Тогда, когда это уместно, используйте  прием «бутерброда»  –  спрячьте
критику между двумя комплиментами. Закончите  разговор на  дружеской  ноте  и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что  вы  не держите зла.
       Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах.  Если совет поможет, вас, скорее всего не поблагодарят. Если не поможет – на  вас ляжет вся ответственность.
       Не  обрастайте  любимчиками.   Относитесь   к   сотрудникам   как   к
равноправным  членам и ко всем с одинаковыми  мерками.
       Никогда  не  давайте  возможность   заметить,  что  вы   не   владеете
ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.
       Соблюдайте принцип  распределительной   справедливости  –  чем   больше заслуги, тем больше  должно быть вознаграждение.
       Поощряйте свой коллектив даже  в  том  случае,  если  успех   достигнут
главным образом благодаря успехам самого руководителя.
       Укрепляйте у подчиненного чувство   собственного  достоинства.  Хорошо  выполненная работа, заслуживает  не только  материального,  но  и  морального поощрения. Не  ленитесь лишний раз похвалить  сотрудника.
       Привилегии, которые вы делаете  себе,  должны  распространяться  и  на
других  членов коллектива.
       Доверяйте сотрудникам и  признавайте   собственные  ошибки  в  работе.
Члены коллектива все равно, так или иначе, узнают о них. Но  утаивание ошибок– проявление слабости и непорядочности.
       Защищайте своих подчиненных  и будьте им преданными. Они   ответят  вам тем же.
       Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая,  прежде  всего два фактора: 1)ситуацию, наличие времени для нюансов, 2)  личность  подчиненного – кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник  или  человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от  этого  следует выбирать  и  этически  наиболее   приемлемые   нормы   поведения   и   формы распоряжения.
       Формами распоряжения  могут   быть:  приказ,  просьба,  запрос  и  так
называемый  «доброволец».
       Приказ. Чаще всего следует использовать  в  чрезвычайной  ситуации,  а
так же в отношении недобросовестных сотрудников.
       Просьба.  Используется  в  том   случае,  если  ситуация  рядовая,   а
отношение  между  руководителем  и  подчиненным  основано   на   доверии   и доброжелательности. Такая форма  позволяет сотруднику высказать  свое  мнение на проблему в том  случае, если она по  каким-либо  причинам  не  может  быть решена. А если соответствующим образом  произнести фразу, то у сотрудника  не возникнет никакого сомнения, что  это приказ
       Вопрос. «Есть ли смысл заняться  этим?”, “Как мы должны это  сделать?».
Лучше применять в тех случаях,  когда  вы  хотите  вызвать  обсуждение,  как
лучше сделать работу или  подтолкнуть  сотрудника  к  тому,  чтобы  он  взял
инициативу  на  себя.  При  этом  сотрудники  должны  быть  добровольными  и  достаточно  квалифицированными.   В   противном   случае   некоторые   могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.
       «Доброволец». «Кто хочет это  сделать?». Подходит для такой   ситуации,
когда работу не хочет  делать  никто,  но,  тем не  менее,  она должна  быть
сделана.  В  этом  случае  доброволец  надеется,  что  его  энтузиазм  будет
соответствующим образом оценен в дальнейшей работе. 

          
2.4. Этика делового общения «снизу-вверх».
       В деловом общении «снизу-вверх»,  т.е.  в  отношении  подчиненного  к
своему  начальнику, общее этическое правило  поведения  можно  сформулировать следующим образом: «Относитесь  к своему руководителю так, как вы хотели  бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».          [10, с.43];
       Знать, как следует обращаться  и относиться к своему руководителю,  не
менее важно, чем то, какие нравственные  требования  следует  предъявлять  к своим подчиненным. Без этого  трудно найти «общий язык» и с  начальником  и  с подчиненными.  Используя  те  или  иные  этические  нормы,  можно   привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником,  но  можно  настроить его и  против себя, сделать своим недоброжелателем.
       Вот несколько необходимых этических  норм и принципов,  которые   можно использовать в общении  с руководителем.
          Старайтесь  помогать  руководителю   в   создании   в   коллективе
доброжелательной  атмосферы, упрочению справедливых отношений.  Помните,  что ваш  руководитель нуждается в этом в  первую очередь.
       Не  пытайтесь  навязывать  руководителю   свою   точку   зрения   или
командовать им. Высказывайте  ваши  предложения  или  замечания  тактично  и  вежливо. Вы не можете прямо ему что-то приказать.
       Если в коллективе надвигается  или уже случилось какое-либо  радостное
или,  напротив,  неприятное   событие,   то   об   этом   следует   сообщить
руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь  облегчить  выход  из этой ситуации, предложить свое решение.
       Не разговаривайте с начальником   категорическим  тоном,  не  говорите
всегда  только  «да»  или  только  «нет».  Вечно   поддакивающий   сотрудник
надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда  говорит «нет», служит постоянным раздражителем.
       Будьте преданы и  надежны,  но  не  будьте  подхалимом.  Имейте  свой
характер  и принципы. На человека, который  не имеет устойчивого  характера  и твердых принципов, нельзя положится, его поступки нельзя предвидеть.
       Не стоит обращаться за помощью,  советом, предложением и  т.д.  «через
голову»,  сразу  к  руководителю   вашего   руководителя,   за   исключением
экстренных  случаев. В противном случае ваше поведение может  быть  расценено  как неуважение или пренебрежение  к мнению начальника или как сомнение в  его компетентности. В любом  случае  ваш  непосредственный  руководитель  в  этом случае теряет авторитет и достоинство.
       Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите  вопрос  и  о
ваших правах. Помните, что ответственность  не  может  быть  реализована  без соответствующей степени  свободы действий. 

           2.5.Этика делового общения «по горизонтали».
       Общий  этический  принцип   общения  «по  горизонтали»,   т.е.   между
коллегами   (руководителями   или   рядовыми    членами    группы),    можно
сформулировать  следующим образом: «В деловом  общении  относитесь  к  своему коллеге  так,  как  вы  хотели  бы,  чтобы  он  относился  к  вам».  Если  вы затрудняетесь, как вести  себя в той или иной  ситуации,  поставьте  себя  на место вашего коллеги.
       Применительно к коллегам-управляющим  следует иметь в виду, что   найти верный тон  и  приемлемые  нормы  делового  общения   с  равными  по  статусу  сотрудниками из других подразделений  – дело весьма непростое. Особенно  если речь идет об общении  и отношениях внутри одного  предприятия. В  этом  случае  они нередко являются соперниками  в борьбе за успех и продвижении  по  службе. В то же самое  время это люди, которые вместе  с вами  принадлежат  к   команде общего управляющего. В  рассматриваемом  случае  участники   делового  общения должны чувствовать  себя равными по отношению  друг к другу.
       Вот несколько принципов этики  делового общения между коллегами.[11, с.35];
    Не требуйте  к  себе  какого-либо  особого  отношения  или  особенных
привилегий со стороны другого работника.
       Попытайтесь достичь  четкого   разделения  прав  и  ответственности   в
выполнении  общей работы.
       Если круг ваших обязанностей  пересекается  с  вашими  коллегами,  это
весьма  опасная  ситуация.   Если   управляющий   не   разграничивает   ваши
обязанности и ответственность от других, попытайтесь  сделать это сами.
       В отношениях между коллегами  из других отделов вам  следует   отвечать
самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих  подчиненных.
       Если вас просят временно перевести  в другой отдел вашего  сотрудника,
не посылайте  туда недобросовестных и неквалифицированных  работников – ведь по нему  там будут судить о вас и вашем отделе в целом. Помните, может случиться,  что  с вами поступят таким же безнравственным образом.
       Не относитесь с предвзятостью  к своим  коллегам.  Насколько   возможно
отбрасывайте  предрассудки и сплетни в общении  с ними.
       Называйте своих собеседников  по имени и старайтесь делать  это чаще.
       Улыбайтесь, будьте дружелюбны и  используйте все многообразие  приемов и средств, чтобы показать  доброе отношение  к  собеседнику.  Помните  –  что посеешь,  то пожнешь.
       Не  давайте  обещаний,  которые   вы   не   сможете   выполнить.   Не
преувеличивайте  свою  значимость  и  деловые  возможности.  Если   они   не оправдаются, вам  будет  неудобно,  даже  если  на  это  были  объективные причины.
       Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать  о  личных
делах, а тем  более проблемах.
       Старайтесь слушать не себя, а  другого.
       Не старайтесь показаться лучше,  умнее, интереснее,  чем  вы  есть  на
самом деле. Рано или поздно все равно  выплывет наружу и встанет на  свои места.
       Посылайте импульсы ваших симпатий  – словом,  взглядом,  жестом  дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите  прямо в глаза.
       Рассматривайте вашего коллегу  как  личность,  которую   нужно  уважать
саму  по себе, а не как средство для  достижения ваших собственных целей.
       

    Итак, мы выяснили, что  этический уровень  корпорации характеризуется  степенью ориентации руководителей и  ее рядовых сотрудников  в своем поведении  и принятии решений  на нравственные нормы  деловых отношений. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Глава. Кодекс корпоративной  этики.
 
        Сущность  кодексов корпоративной  этики.
 
     Первопричина  этических проблем в бизнесе - противоречия в интересах заинтересованных групп. Бизнес включает в себя экономические  отношения между многими группами людей: клиентами, наемными работниками, акционерами, поставщиками, конкурентами, правительствами и сообществами - заинтересованными сторонами. Для  наиболее эффективного управления современный  менеджер должен учитывать всю совокупность интересов, а не только интересы акционеров.
     Часто заинтересованные группы выдвигают  противоречивые требования.
     Например, противоречие интересов компании и  потребителя: возможна ли продажа товара, не соответствующего по качеству декларируемому (недобросовестная реклама)?
     Компания  стремится к максимально выгодному  освещению своего товара и привлечению  клиентов, интерес - процветание фирмы. Потребитель заинтересован в  максимально объективном сообщении  о потребительских качествах  товара, интерес - полная информированность.
     Следует отметить, что не все проблемы имеют  моральный аспект. Например, вопрос, стоит ли внедрять некий новый  продукт в Европе прежде, чем в  США, не имеет нравственной составляющей. А вопрос о разных критериях качества (или разных нормах информационной открытости о качестве товара) для  продукции одной фирмы, экспортируемой в США и страны третьего мира, уже затрагивает нравственные нормы.
     Поэтому важнейшие задачи кодекса корпоративной  этики - установить приоритеты в отношении  целевых групп и пути согласования их интересов. 

     Этические кодексы в корпорациях разрабатываются  для повышения уровня этичности  поведения руководителей и рядовых  сотрудников. Такие кодексы описывают  систему общих ценностей и  правил этики организации/корпорации, которых должны придерживаться ее работники. Они необходимы для описания целей организации, создания нормальной этической атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно их доводят до работников в виде печатных материалов. Этический кодекс может быть разработан для организации в целом, и в этом случае он содержит общие, как для менеджеров, так и для рядовых исполнителей этические правила. Кодекс также может быть создан для определенных функциональных подразделений с целью решения специфических этических проблем. Чтобы сделать этические кодексы более действенными, в организациях обычно принимают определенные дисциплинарные меры, направленные на наказание за нарушение кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса. По своему содержанию и объему этические кодексы весьма разнообразны – от кодекса на одну страницу «Формулировка деловой этики» корпорации Exon до «Этического стандарта» компании Citycorp, объемом в 60 страниц. Этические кодексы представляют собой своеобразные «путеводители» к правильному поведению, дают общие ориентиры в спорных ситуациях, помогают профессионально контролировать тех менеджеров, которые иногда просят, даже приказывают своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки.
Кодекс корпоративной  этики может выполнять три основные функции:
    репутационную;
    управленческую;
    развития корпоративной культуры.
Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп (описание политик, традиционно закрепляемых в международной практике по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т.д.). Таким образом, кодекс, являясь инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.
Управленческая  функция кодекса состоит в регламентации поведения в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем:
          регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами,
          определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях,
          указания на неприемлемые формы поведения.
   Корпоративная этика, кроме того, является составной  частью корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность. 

2.2.Подходы  к созданию этических  корпоративных кодексов.
     Содержание  кодекса компании определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей.
Как правило, кодексы  содержат две части:
    идеологическую (миссия, цели, ценности);
    нормативную (стандарты рабочего поведения).
При этом идеологическая часть может не включаться в содержание кодекса.
В профессионально  однородных организациях (банки, консалтинговые компании) часто используются кодексы, описывающие в первую очередь  профессиональные дилеммы. Эти кодексы "вышли" из описанных ранее  кодексов профессиональных сообществ. Соответственно, содержание таких кодексов в первую очередь регламентирует поведение сотрудников в сложных  профессиональных этических ситуациях. В банковской деятельности, например, это доступ к конфиденциальной информации о клиенте и сведениям, об устойчивости своего банка. Кодекс описывает правила  обращения с такой информацией, запрещает использовать сведения в  целях личного обогащения.
     В первую очередь здесь решаются управленческие задачи. Дополнение такого кодекса  главами о миссии и ценностях  компании способствует развитию корпоративной культуры. При этом кодекс может иметь значительный объем и сложное специфическое содержание и адресоваться всем сотрудникам компании.
     В больших неоднородных корпорациях  сочетание всех трех функций становится сложным. С одной стороны, существует ряд политик и ситуаций, традиционно  закрепляемых этическими кодексами  в международной практике. Это  политики по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам; описание ситуаций, связанных с возможными злоупотреблениями: взятки, подкуп, хищения, обман, дискриминация. Исходя из управленческой функции, кодекс описывает стандарты образцового  поведения в таких ситуациях. Такой кодекс имеет значительный объем и достаточно сложное содержание. Адресация его всем группам сотрудников  в условиях значительной разницы  в образовательном уровне и социальном статусе сотрудников затруднена. В то же время развитие корпоративной  культуры компании требует единого  кодекса для всех сотрудников - он должен задавать единое понимание миссии и ценностей компании для каждого  сотрудника.
     В такой ситуации используются 2 варианта кодекса - декларативный и развернутый.
     "Кредо", или декларативный вариант этического кодекса используется для предъявления этических принципов с начала XX века. К таким кодексам относятся Кредо (декларация ценностей) «Джонсон и Джонсон» (1944 г.), Кодекс «Семь духов (принципов)» поведения сотрудников «Мацусита электрик» (1933 г.). Они описывают общие принципы поведения сотрудников на уровне деклараций.
     По  сути, декларативный вариант - это  только идеологическая часть кодекса  без регламентации поведения  сотрудников. Например "Кредо" включает 4 развернутых ценности, «Семь духов» - семь основных принципов. При этом в конкретных ситуациях сотрудники сами должны ориентироваться, как им себя вести, исходя из базовых этических  норм.
     Подобные  кодексы действуют и по сей  день. Однако в ряде случаев сотрудникам  трудно оценить этическую правомерность  конкретного поступка исходя из общих  принципов. Следовательно, для того, чтобы кодекс действительно работал, компании прибегают к постоянной трансляции этих принципов через  пение гимна, регулярное обсуждение и другие корпоративные ритуалы. Например, начиная с 70-х годов, компания «Джонсон и Джонсон» установила практику постоянного обсуждения и критического обзора "Кредо". Во время кризиса, вызванного отравлением тайленола, Ларри Фостер, вице-президент компании по связям с общественностью, сказал, что у компании не было иного варианта поведения, кроме удаления тайленола с рынка. Отказаться сделать это значило нарушить "Кредо".
     Итак, декларативный вариант кодекса  решает в первую очередь задачи развития корпоративной культуры. При этом для предоставления кодекса международному сообществу и решения конкретных управленческих задач необходима разработка дополнительных документов.
     С 80-х годов XX века распространение  получил также развернутый вариант  кодекса с подробной регламентацией этики поведения сотрудников (P&G, ВР). В них была зафиксирована  конкретная регламентация поведения  сотрудников в отдельных областях, где риск нарушений был высок  или возникали сложные этические  ситуации. Эти регламенты описывались  в виде политик в отношении  заказчиков, потребителей, государства, политической деятельности, конфликта  интересов, безопасности труда.
     При этом большой объем и сложность содержания таких кодексов определяют их выборочную адресацию. В большинстве компаний такие кодексы разрабатываются для высшего и среднего менеджмента и не являются всеобщим документом, объединяющим всех сотрудников.
См. приложение 2
     Итак, каждая компания определяет собственные  задачи, для решения которых она  намерена использовать такой инструмент, как кодекс корпоративной этики. Но создание кодекса, естественно, не ограничивается только написанием текста документа. Существует специфика исполнения подобных документов: заставить исполнять этический  кодекс нельзя. Поэтому для того, чтобы он действительно работал, еще на этапе его создания необходимо предусмотреть процедуры, включающие в процесс разработки документа  по возможности всех сотрудников  компании. Только при условии принятия каждым сотрудником кодекса корпоративной  этики он будет реально исполняться.
     Но  как выполнить такую задачу в  крупной корпорации? Как быть, если крупной компании нужен кодекс, выполняющий  одновременно все функции: развивающий корпоративную культуру, повышающий эффективность управления, положительно влияющий на репутацию?
     Кодекс  корпоративной этики позволяет  решать различные «щекотливые» вопросы, такие как открытое обсуждение выплаты  вознаграждений или продвижения  по служебной лестнице отдельных  сотрудников. Как правило, у каждой компании свой индивидуальный кодекс, однако, основы каждого из них складываются из общепринятых моральных ценностей  и законов бизнеса. Наибольший вклад  в его формирование вносит верхушка компании, непосредственные руководители. Ценность кодекса корпоративной  этики заключается в том, что  его существование приводит к  повышению рейтинга и привлекательности  бизнес - компании для инвесторов и  партнёров. Это связано с тем, что фирма, таким образом, демонстрирует  внутреннюю дисциплину, сплочённость членов и, соответственно, надёжность. С этой точки зрения примечательно, что в 2002 году в США был принят закон, обязывающий все компании предоставлять этические кодексы  для публичного доступа или аргументировать  их отсутствие. 
    И так, кодекс корпоративной этики: 
- определяет порядок разрешения конфликтных или нерегламентированных ситуаций; 
- определяет и регулирует нормы поведения и морали в корпоративной среде; 
- регулирует порядок принятия решений в сложных экономических или других ситуациях; 
- формирует положительный имидж компании в бизнес – среде, тем самым, повышая уровень доверия со стороны партнёров по бизнесу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Заключение 

            В результате написания настоящей  работы можно подвести итоги  и сделать следующие выводы: овладение  навыками корпоративной и деловой этики  является  необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других.  Эти навыки в будущем могут сыграть важную  роль при заключении сделки или подписании контракта.
       Противоречие между этикой и   бизнесом,  весьма  остро  проявляется   в
деловом общении, причем на самых разных его  уровнях: как между  организацией и социальной средой, так и внутри  самой  организации.  Между  управляющими, предпринимателями  и  вообще  деловыми  людьми  по  отношению  к  указанному противоречию существуют две основные позиции.
Считающие себя прагматиками полагают, что в  деловом общении и  вообще в  бизнесе  этика  сама  по  себе   не   нужна.   Единственная   обязанность управляющего корпорацией,  работающего  по  найму  у  владельца  бизнеса,  - любыми доступными средствами  максимизировать  прибыль,  «делать  как  можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам  общества,  воплощенным  в законах и этических  традициях.
       С  этой  позиции,  которую   можно  назвать   «деловой   макиавелизм»,
этические нормы и сам  язык  этики  рассматриваются  как  помеха  в  деловом общении. В нем стараются  избегать разговоров о  морали,  этических  идеалах, долге  и  социальных  обязанностях,  поскольку   в   результате   появляются«излишние»,  «не  относящиеся  к  делу»  проблемы,  касающиеся  моральной  и социальной ответственности. 

     В настоящее время возрастает значение профессиональной этики  в регулировании  различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно  совершенствовать профессиональные нормы  применительно к  изменяющимся общественным отношениям.  
       Выработка нравственно выверенной линии поведения  каждого сотрудника, коллектива и  корпорации в целом является важнейшей  задачей кадрового менеджмента. От успеха в этом непростом деле зависит репутация корпорации, ее управленческой команды, отдельных  структурных подразделений и  каждого сотрудника. Поскольку современные  корпорации функционируют и развиваются, как правило, в многопрофессиональных  средах, система моральных регулятивов  корпоративного поведения должна выстраиваться  в рамках деловой этики.
       Вторая позиция по отношению  к противоречию между  этикой  и  бизнесом состоит в том,  что соблюдение этических норм  в  деловом  общении  признается  важным не только с точки  зрения ответственности бизнесменов  перед  обществом и самими  собой, но и необходимым   для  эффективности  производства.  В  этом случае  этика   рассматривается  не  только  как   необходимый   нравственный  императив   поведения,   но   и   как   средство,    помогающее    увеличить рентабельность,  способствующее  укреплению  деловых   связей   и   улучшению делового  общения. 

     В нашей стране значительное число  бизнесменов из тех, кто обогатился в 1992 г., использовав для обогащения механизмы, которые были введены государством, не хотят сегодня ни подкупать, ни убивать, а стремятся выработать общие цивилизованные правила поведения. Они понимают, что если продолжать идти по прежнему пути, он приведет их к самоуничтожению. Это осознание - важный поворот к пониманию необходимости деловой этики, ее уважения и соблюдения.
      Чем более благополучной  становится  этическая  атмосфера  в  обществе,  тем более  благоприятная  обстановка  создается  для  бизнеса.  Вместе   с   тем неэтическое поведение  и  общение  рано  или  поздно  обернется,  если  и  не прямыми  экономическими  убытками,  то  во  всяком  случае   социальными   и нравственными издержками как  для предприятия, так и для  социальной среды. 
 
 

                      Список использованной  литературы: 

1. Аристотель. Соч.в 4-х т. Т.4 – М.: Мысль, 1983
2. Браим  И.Н. Этика делового общения. – Минск: Жизнь, 1996
3. Волгин  Б.В. Деловые совещания. - М.: Деловая мысль, 1998
4. Гусейнов  А. А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарики, 2001
5. Дебольский М.С. Психология делового общения. - М.: ПРИОР, 1992
6. Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. – М.: ИНФРА, 2006
7. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М.: Дело, 2000
8. Росенко М.Н. Основы этических знаний. – СПб: Лань, 2002
9. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. – Симферополь: Маяк, 1996
10. Теория морали и этика бизнеса. Курс лекций. Под ред.  В.А. Гвозданного   – М.: Росс. Экон . Акад., 1995
11. Честара Дж. Деловой этикет. - М.: САНК, 2000
12. Широкова И.Г., Этика. М.: ПРИОР, 2000
13. Щёкин Г. В. Практическая психология менеджмента. Как делать карьеру. Как строить организацию.— К., 1994 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1
Федеральный закон «Об основах  туристской деятельности в РФ»
Принят  Государственной Думой  
4 октября 1996 года 
Одобрен Советом Федерации  
14 ноября 1996 года. 

Глава I. Общие положения 
Статья 1. Основные понятия 
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности

Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности 
Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности 
Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности 
Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности. Единый федеральный реестр туроператоров 
Статья 5. Стандартизация и классификация объектов туристской индустрии

Глава III. Права и обязанности туриста 
Статья 6. Права туриста 
Статья 7. Обязанности туриста

Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта 
Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта 
Статья 10. Особенности реализации туристского продукта 
Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом

Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов 
Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов 
Статья 12. Объединения туристов

Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации 
Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации

Глава VII. Безопасность туризма 
Статья 14. Обеспечение безопасности туризма 
Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов 
Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций 
Статья 17. Страхование при осуществлении туристской деятельности

Глава VII.1. Финансовое обеспечение 
Статья 17.1. Требования к предоставляемому финансовому обеспечению 
Статья 17.2. Размер финансового обеспечения 
Статья 17.3. Срок действия финансового обеспечения 
Статья 17.4. Основания для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии 
Статья 17.5. Порядок выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии 
Статья 17.6. Договор страхования ответственности туроператора

Глава VIII. Международное сотрудничество 
Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма 
Статья 19. Представительство федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации

Глава IX. Заключительные положения 
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности 
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона 
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный  закон определяет принципы государственной  политики, направленной на установление правовых основ единого туристского  рынка в Российской Федерации, и  регулирует отношения, возникающие  при реализации права граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства  на отдых, свободу передвижения и  иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального  использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Глава I. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем  Федеральном законе используются следующие  основные понятия:
· туризм - временные  выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан  и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных  и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
· туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
· туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих  в Российской Федерации;
· туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих  в Российской Федерации, в другую страну;
· туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно  в Российской Федерации;
· туризм международный - туризм выездной или въездной;
· туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
· туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;
· турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных  и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
· туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского  показа, а также иные объекты, способные  удовлетворить духовные и иные потребности  туристов, содействовать поддержанию  их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
· туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств  размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и  отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного  назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
· туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и  размещению, оказываемых за общую  цену (независимо от включения в  общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
· туроператорская  деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского  продукта, осуществляемая юридическим  лицом (далее - туроператор);
· турагентская деятельность - деятельность по продвижению  и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом  или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
· заказчик туристского  продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель  несовершеннолетнего туриста;
· формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
· продвижение  туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского  продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
· реализация туристского  продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского  продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу  услуг в соответствии с данным договором;
· экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях  на период менее 24 часов без ночевки  в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;
· экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами  показа в стране (месте) временного пребывания;
· гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным  языком, знание которого необходимо для  перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
· инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении  туристских маршрутов;
· туристская путевка - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского  продукта и являющийся бланком строгой  отчетности. 
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности

Законодательство  Российской Федерации о туристской деятельности состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в  соответствии с ним федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также  законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить  настоящему Федеральному закону и принимаемым  в соответствии с ним федеральным  законам.
Содержащиеся  в других законах и нормативных  правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить  настоящему Федеральному закону.
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Государство, признавая  туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,
- содействует  туристской деятельности и создает  благоприятные условия для ее  развития;
- определяет  и поддерживает приоритетные  направления туристской деятельности;
- формирует представление  о Российской Федерации как  стране, благоприятной для туризма;
- осуществляет  поддержку и защиту российских  туристов, туроператоров, турагентов  и их объединений. 
Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
- обеспечение  права граждан на отдых, свободу  передвижения и иных прав при  совершении путешествий;
- охрана окружающей  природной среды;
- создание условий  для деятельности, направленной  на воспитание, образование и  оздоровление туристов;
- развитие туристской  индустрии, обеспечивающей потребности  граждан при совершении путешествий,  создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства  и граждан Российской Федерации,  развитие международных контактов,  сохранение объектов туристского  показа, рациональное использование  природного и культурного наследия.
Приоритетными направлениями государственного регулирования  туристской деятельности являются поддержка  и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного  туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:
- определения  приоритетных направлений развития  туризма в Российской Федерации;
- нормативного  правового регулирования в сфере  туризма;
- разработки  и реализации федеральных, отраслевых  целевых и региональных программ  развития туризма;
- содействия  в продвижении туристского продукта  на внутреннем и мировом туристских  рынках;
- защиты прав  и интересов туристов, обеспечения  их безопасности;
- содействия  кадровому обеспечению в сфере  туризма;
- развития научных  исследований в сфере туризма;
- стандартизации  и классификации объектов туристской  индустрии;
- формирования  и ведения единого федерального  реестра туроператоров (далее  также - реестр);
- информационного  обеспечения туризма;
- создания благоприятных  условий для развития туристской  индустрии;
- оказания государственных  услуг в сфере туризма;
- взаимодействия  с иностранными государствами  и международными организациями  в сфере туризма, в том числе  через представительства федерального  органа исполнительной власти  в сфере туризма за пределами  Российской Федерации.
(часть третья  в ред. Федерального закона  от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный  орган исполнительной власти, на который  возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере  туризма (далее - федеральный орган  исполнительной власти в сфере туризма).
(часть четвертая  в ред. Федерального закона  от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
Порядок оказания услуг по реализации туристского  продукта определяется Правительством Российской Федерации.
(часть пятая  введена Федеральным законом  от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
Статья 4.1. Условия  осуществления туроператорской  деятельности. Единый федеральный реестр туроператоров
(введена Федеральным  законом от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
В целях защиты прав и законных интересов граждан  и юридических лиц осуществление  туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается  юридическим лицом при наличии  у него договора страхования гражданской  ответственности за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского  продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также - финансовое обеспечение).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.