На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Современная Русская православная Церковь и национальная благотворительная модель: страницы истории

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Современная Русская православная Церковь и национальная благотворительная  модель: страницы истории

Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую многовековую традицию. Логика становления отечественной  государственности привела к  тому, что одну из центральных ролей в общественном призрении играла Русская Православная Церковь (далее РПЦ). Веками всечеловеческая, христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. К сожалению, достаточно долго эти понятия отождествлялись исключительно с религиозной деятельностью РПЦ и христианской моралью. Замалчивался тот реальный вклад, который внесла РПЦ в дело помощи «сирым и убогим» на протяжении всей своей истории. Однако, по мере возрождения в конце XX – начале XXI вв. отечественной благотворительности и восстановления института социальной работы становится очевидной необходимость изучения и практического применения опыта религиозной благотворительности РПЦ, которая с самого начала своего существования была организацией, взявшей в свои руки заботу о бедных и неимущих людях. Традиции милосердия, благотворительной деятельности активно развивались в восточно-христианской церкви с самого начала ее формирования. 
Со времен христианизации Руси до 1917 г. дело «общественного презрения» находилось в руках церкви.

Однако после  октября 1917 г. Церкви запретили всякую социальную заботу. Ленинским декретом она была отделена от государства  и школы. Храмы подвергались варварскому  разрушению. Конфискации церковного имущества, разорение монастырей, убийства и высылки священнослужителей – вот обычная практика того периода. Две войны, репрессии в 1928 и в 1934 гг. нанесли древней Русской Церкви такой удар, от которого ей не удаётся оправиться и до сих пор. Однако самым тяжким испытанием в условиях социальной изоляции стала невозможность проявлять благотворительность в мужской жизни верующих. 
Все же и в это трагическое время РПЦ была духовным пастырем в делах милосердия. В начале 20-х гг. в России разразился страшный голод, унесший огромное число человеческих жизней. Советская власть было не в состоянии справиться с бедствием, а во многом и усугубляла его. Не раз гонимый 
Святитель Тихон обращался к Христианам всего мира помочь россиянам, а также к приходам, уцелевшим от грабежа, с просьбой о пожертвовании церковных украшений, не имеющих обрядового предназначения в фонд помощи голодающим 
[1][69]. В это время РПЦ тратила на милосердно-благотворительную деятельность средств менее чем другие организации, фонды.

Во время Великой Отечественной войны РПЦ не оставалась в стороне от общего дела борьбы с врагом. В первый же день войны, глава Православной 
Церкви в России, Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий, 74-летний старец, опубликовал своё воззвание ко всем верующим нашей страны. В этом воззвании Митрополит Сергий обращается со всею силою убедительности к патриотическим чувствам верующих людей, призывает к исполнению священного долга перед родиной освящая этот патриотический порыв первосвятительским благословением [2][70].

На призыв первосвятителя Митрополит Сергий Русской Церкви все  верующие отозвались на это обращение. Они охотно несли, по примеру своих  патриотов- предков, не только деньги, облигации, но и лом серебра, меди и другие вещи: обувь белье, полотно  и т.д. Было заготовлено и сдано немало вяленой и кожаной обуви, шинелей, шапок, носков, перчаток, белья. Был организован особо сбор на подарки для бойцов в день Красной Армии, давший свыше 30 тыс. рублей, подарки были разнесены по лазаретам раненым, которые сердечно встречали такую внимательную о них заботы.
По всей стране служили молебны о даровании  победы. В приходах проводился сбор средств для обороны и подарков бойцам, на содержание раненых в  госпиталях и сирот в детских  домах. На сооружение танковой колонны  имени Дмитрия Донского было собрано 8 млн. рублей. Сибирская эскадрилья «За Родину» была построена и оснащена за счет средств клириков и мирян. Всего за войну на нужды фронта православными верующими было собрано 
200 млн. рублей [3][71].

После войны  РПЦ совместно с другими религиозными организациями активно участвовала в борьбе за мир. Немалые взносы были сделаны ею в советский фонд мира. Опыт миротворческого служения Русской Церкви общепризнан. Он укрепил ее международные связи как гуманитарного, так и экономического характера. Несмотря на то, что открытые нападки на Церковь, в силу ее заслуг перед страной прекратились, она, как и прежде, была вынуждена совмещать активную патриотическую позицию во внешней политике с социальным индифферентизмом внутри страны. Если отдаление Церкви от государства способствовало восстановлению ею автономии, то, с другой стороны, это же 
«отлучило» религию от благотворительности. Попытки Церкви стать полезной обществу разбивались о принцип: «Социализм можно построить и без Бога».

Перестройка изменила отношение официальной власти к неоднократным заявлениям деятелей Церкви о желании включиться в возрождающееся движение милосердия. Ответ на них ограничивался включением духовенства в состав 
Советского фонда культуры, Детского фонда им. В.И. Ленина и т. д. 
Неудовлетворенность возникшими на волне обновления форм благотворительности выражалось еще и в том, что милосердие для христианина, как сказано в 
Евангелии, не может быть абстрактным. Это любовь на деле. Священнослужители всё чаще высказывались против формального отношения к средствам Церкви как к источнику финансирования общегосударственных социальных акций и планов благотворительной работы глобального характера [4][72].

Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации  подтвердила отделение религиозных объединений от государства, но уже на фоне всеобщего признания роли Церквей в процессе обновления. Перестройка вернула ей право на приоритет в делах милосердия и сострадания. По Закону о свободе вероисповеданий [5][73], религиозным объединениям и церквям разрешено заниматься благотворительностью, что сразу активизировало их социальную работу. Приходы помогают прихожанам медикаментами, пастырским попечительством. Получаемая Церковью помощь из-за рубежа распределяется среди многосемейных, малоимущих, инвалидов-прихожан. Организована школа медсестер при Марфо-Мариинской обители, появился новый синодальный отдел благотворительности.
Благотворительность не мыслится без возрождения религиозно- нравственного воспитания. На этой ключевой идее построена выдвинутая РПЦ концепция духовного просвещения и благотворительности [6][74]. Она содержит следующие первоочередные и перспективные задачи: 
. • возрождение прихода как христианской общины единомышленников; 
. • возрождение церковных братств и разного рода церковных движений; 
. • организация церковного здравоохранения; 
. • создание епархиальных комиссий по благотворительности; 
. • подготовка преподавателей катехизиса; 
. • организация благотворительного бюджета (приходского епархиального, общецерковного).

Конкретные направления  благотворительной работы включают также создание епархиального дома для престарелых, церковного интерната  для сирот, книжных магазинов  духовной литературы, епархиальной библиотеки, комитета социальной помощи, специализированных приходских учреждений 
(воскресных школ, курсов катехизаторов для взрослых, детского сада, библиотеки, столовой, общества трезвости и пр.).

Веками Православная Церковь выполняла великую миссию, развивая патриотическое отношение  к прошлому, препятствуя нарушению  социального равновесия во имя будущего нации. Поэтому всякий раз, после социального потрясения русская культура возрождалась, обнаруживая незыблемость своих духовных основ.
Современная Русская  православная Церковь и национальная
благотворительная модель: страницы истории 

Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую
многовековую традицию. Логика становления отечественной
государственности привела к тому, что одну из центральных  ролей в
общественном призрении  играла Русская Православная Церковь (далее РПЦ).
Веками всечеловеческая, христианская идея любви к ближнему призывала
национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. К
сожалению, достаточно долго эти понятия отождествлялись  исключительно с
религиозной деятельностью  РПЦ и христианской моралью. Замалчивался тот
реальный вклад, который внесла РПЦ в дело помощи «сирым и убогим» на
протяжении всей своей истории. Однако, по мере возрождения  в конце XX –
начале XXI вв. отечественной  благотворительности и восстановления
института социальной работы становится очевидной необходимость изучения
и практического  применения опыта религиозной благотворительности  РПЦ,
которая с самого начала своего существования была организацией, взявшей
в свои руки заботу о бедных и неимущих людях. Традиции милосердия,
благотворительной деятельности активно развивались  в
восточно-христианской церкви с самого начала ее формирования. Со времен
христианизации  Руси до 1917 г. дело «общественного презрения» находилось
в руках церкви.  

Однако после  октября 1917 г. Церкви запретили всякую социальную заботу.
Ленинским декретом она была отделена от государства  и школы. Храмы
-----> Page:
ена от государства  и школы. Храмы
подвергались варварскому  разрушению. Конфискации церковного имущества,
разорение монастырей, убийства и высылки священнослужителей – вот
обычная практика того периода. Две войны, репрессии  в 1928 и в 1934 гг.
нанесли древней  Русской Церкви такой удар, от которого ей не удаётся
оправиться и  до сих пор. Однако самым тяжким испытанием в условиях
социальной изоляции стала невозможность проявлять  благотворительность в
мужской жизни  верующих. Все же и в это трагическое  время РПЦ была
духовным пастырем в делах милосердия. В начале 20-х  гг. в России
разразился страшный голод, унесший огромное число человеческих жизней.
Советская власть было не в состоянии справиться с  бедствием, а во многом
и усугубляла его. Не раз гонимый Святитель Тихон  обращался к Христианам
всего мира помочь россиянам, а также к приходам, уцелевшим от грабежа, с
просьбой о пожертвовании церковных украшений, не имеющих обрядового
предназначения  в фонд помощи голодающим [69]. В это  время РПЦ тратила на
милосердно-благотворительную  деятельность средств менее чем  другие
организации, фонды.  

Во время Великой  Отечественной войны РПЦ не оставалась в стороне от
общего дела борьбы с врагом. В первый же день войны, глава Православной
Церкви в России, Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий, 74-летний
старец, опубликовал  своё воззвание ко всем верующим нашей  страны. В этом
воззвании Митрополит Сергий обращается со всею силою убедительности к
патриотическим  чувствам верующих людей, призывает  к исполнению
священного долга  перед родиной освящая этот патриотический порыв
первосвятительским  благословением [70].  

На призыв первосвятителя Митрополит Сергий Русской Церкви все верующие
отозвались на это обращение. Они охотно несли, по примеру своих
патриотов-предков, не только деньги, облигации, но и лом  серебра, меди и
другие вещи: обувь  белье, полотно и т.д. Было заготовлено  и сдано немало
вяленой и кожаной обуви, шинелей, шапок, носков, перчаток, белья. Был
организован особо  сбор на подарки для бойцов в день Красной Армии,
давший свыше 30 тыс. рублей, подарки были разнесены  по лазаретам
раненым, которые  сердечно встречали такую внимательную о них заботы. 

По всей стране служили молебны о даровании  победы. В приходах проводился
сбор средств  для обороны и подарков бойцам, на содержание раненых в
госпиталях и  сирот в детских домах. На сооружение танковой колонны имени
Дмитрия Донского было собрано 8 млн. рублей. Сибирская эскадрилья «За
Родину» была построена  и оснащена за счет средств клириков и мирян.
Всего за войну  на нужды фронта православными верующими  было собрано 200
млн. рублей [71].  

После войны РПЦ  совместно с другими религиозными организациями активно
участвовала в  борьбе за мир. Немалые взносы были сделаны ею в советский
фонд мира. Опыт миротворческого служения Русской  Церкви общепризнан. Он
укрепил ее международные  связи как гуманитарного, так  и экономического
характера. Несмотря на то, что открытые нападки на  Церковь, в силу ее
заслуг перед  страной прекратились, она, как и  прежде, была вынуждена
-----> Page:
й прекратились, она, как и прежде, была вынуждена
совмещать активную патриотическую позицию во внешней  политике с
социальным индифферентизмом внутри страны. Если отдаление Церкви от
государства способствовало восстановлению ею автономии, то, с  другой
стороны, это же «отлучило» религию от благотворительности. Попытки
Церкви стать  полезной обществу разбивались о  принцип: «Социализм можно
построить и без  Бога». 

Перестройка изменила отношение официальной власти к  неоднократным
заявлениям деятелей Церкви о желании включиться в  возрождающееся
движение милосердия. Ответ на них ограничивался включением духовенства в
состав Советского фонда культуры, Детского фонда им. В.И. Ленина и т. д.
Неудовлетворенность возникшими на волне обновления форм
благотворительности выражалось еще и в том, что  милосердие для
христианина, как  сказано в Евангелии, не может  быть абстрактным. Это
любовь на деле. Священнослужители всё чаще высказывались против
формального отношения  к средствам Церкви как к источнику  финансирования
общегосударственных социальных акций и планов благотворительной  работы
глобального характера [72]. 

Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации подтвердила
отделение религиозных  объединений от государства, но уже  на фоне
всеобщего признания  роли Церквей в процессе обновления. Перестройка
вернула ей право  на приоритет в делах милосердия и сострадания. По
Закону о свободе  вероисповеданий [73], религиозным объединениям и
церквям разрешено  заниматься благотворительностью, что  сразу
активизировало  их социальную работу. Приходы помогают прихожанам
медикаментами, пастырским попечительством. Получаемая Церковью помощь
из-за рубежа распределяется среди многосемейных, малоимущих,
инвалидов-прихожан. Организована школа медсестер при  Марфо-Мариинской
обители, появился новый синодальный отдел благотворительности. 

Благотворительность не мыслится без возрождения религиозно-нравственного
воспитания. На этой ключевой идее построена выдвинутая РПЦ концепция
духовного просвещения  и благотворительности [74]. Она содержит следующие
первоочередные  и перспективные задачи: 

?      возрождение прихода как христианской общины единомышленников; 

?      возрождение церковных братств и разного рода церковных движений; 

?      организация церковного здравоохранения; 

?      создание епархиальных комиссий по благотворительности; 

?      подготовка преподавателей катехизиса; 

?      организация благотворительного бюджета (приходского
епархиального, общецерковного). 

Конкретные направления  благотворительной работы включают также создание
епархиального дома для престарелых, церковного интерната  для сирот,
книжных магазинов  духовной литературы, епархиальной библиотеки, комитета
социальной помощи, специализированных приходских учреждений (воскресных
школ, курсов катехизаторов  для взрослых, детского сада, библиотеки,
столовой, общества трезвости и пр.). 

Веками Православная Церковь выполняла великую миссию, развивая
патриотическое  отношение к прошлому, препятствуя  нарушению социального
-----> Page:
льного
равновесия во имя будущего нации. Поэтому всякий раз, после социального
потрясения русская  культура возрождалась, обнаруживая  незыблемость своих
духовных основ.   
 

Социальная деятельность РПЦ в сфере образования. 

Живая практика РПЦ  трудами многих священников мирян-катихизаторов,
родителей и самих  обучаемых породила многообразные  формы религиозного
образования, катихизация  мирян и миссионерства: 

? воскресные школы при храмах; 

? евангелические  кружки для взрослых; 

? группы подготовки  взрослых ко крещению; 

? православные  детские сады; 

? православные  группы в государственных детских  садах; 

? православные  гимназии, школы, лицеи; 

? православные  факультативны в частных и государственных школах; 

? систематические  беседы по определенным программам  в храмах; 

? публичные лекции  в храмах; 

? лекции по отдельным  предметам, темам и проблемам  в вузах; 

? православные  курсы катихизаторов; 

? Православный  Свято-Тихоновский богословский институт; 

? Православный  университет Иоанна Богослова  и другие подобные ему высшие
учебные учреждения; 

? организованные  паломничества; 

? православные  детские, юношеские и семейные  лагеря; 

Помощь престарелым  и инвалидам. Характерно в этом отношении деятельность
православного общества «Надежда и спасение», которое оказывает
разнообразную помощь престарелым людям на дому. Доброй традицией стало
проведение благотворительных  вечеров и концертов для престарелых,
инвалидов, ветеранов  войны и труда с участием духовенства и детских
хоров воскресных школ [79]. 

Программа по борьбе с безработицей. Знамением времени  стала проблема
безработицы. Её решение  также находится в сфере внимания РПЦ Сейчас
совместно с храмом святых апостолов Петра и Павла  в Лефортове Отдел
разрабатывает программу  по созданию рабочих мест. Планируется, что
безработные прихожанки будут заниматься на дому швейным  делом [80].
Кроме того, вопросы  женской безработицы призван  решать и созданный при
Отделе Координационный  совет женских благотворительных организаций.
Думается, и сестричества, и братства могут и должны самым  активным
образом участвовать  в деле церковной благотворительности, в решении
целого ряда социальных проблем. Этому процессу способствует подписанное
в текущем году Соглашение о сотрудничестве Русской Православной Церкви с
Министерством социальной защиты. 

Особым направлением социального служения Русской православной церкви в
современных условиях является работа с беженцами, организация
продовольственной, наиболее нуждающимся соотечественника в странах
ближнего зарубежья  и республиках РФ. 

В сотрудничестве с государственными и общественными  организациями Отдел
оказывает консультативную, а по мере сил и материальную помощь в виде
одежды, продуктов  питания, проездных документов. 

Проблемам оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам был
посвящен ряд  конфессий и семинаров Русской  православной церкви (Чечня,
-----> Page:
освящен ряд конфессий  и семинаров Русской православной церкви (Чечня,
Северная Осетия и Ингушетия), помощь была оказана на сумму 500 тыс.
долларов. США. 

Оказание помощи жертвам стихийных бедствий и  чрезвычайных ситуаций. 

Весьма характерным  является то факт, что благотворительная  помощь и
милосердная поддержка  оказывается независимо от национальной и
религиозной принадлежности. По этому поводу Отделом проводилась
конференция, где  принимали участие представители  духовенства, в том
числе и московского. 

Работа с заключёнными.  

Все большее место  в милосердной деятельности православия  занимает работа
с заключенными. Церковь не забывает и своих чад, преступивших черту
закона и справедливо  оказавшихся лишенными свободы. Священники, несмотря
на приходскую загруженность, идут к страждущим, неся им слово Истины. В
октябре 1994 года в  домодедовском Учебном центре состоялась совместная
конференция представителей исправительных учреждений и Церкви. С обеих
сторон были высказаны  пожелания дальнейшей совместной работы в деле
духовного просвещения  и воспитания осужденных. Благодаря  открытости и не
формальности подхода руководства данного управления к проблеме
воспитания лиц, оказавшихся в заключении, в настоящее  время более чем в
60 исправительно-трудовых  учреждениях, изоляторах открыты  православные
храмы, часовни, молельные  дома. Анализ почты из мест заключения
свидетельствует о великом значении храма в деле духовной поддержки
заключенных и  их исправления. 

Подобная деятельность осуществляется во многих исправительно-трудовых
колониях. (Например, в исправительно-трудовой колонии  № 33 в Саратове,
где в 1992 г. был  освящен храм блаженной Ксении Петербургской, в
исправительно-трудовой колонии № 5 в Санкт-Петербурге, где  самими
заключенными был  построен новый храм во имя священномученика Вениамина
Петроградского. Храм был освящен патриархом Московским и веся Руси
Алексием II, передавшим в дар заключенным Библию и др. религиозную
литературу) [82].  

Общеизвестно, что  пребывание осужденных в тюрьмах  мало способствует их
нравственному исправлению. Обычно в заключенном видят, прежде всего,
преступника, а  основной формой воздействия на него считается наказание.
Вернувшиеся на свободу  люди часто вновь становятся на путь преступления.
Общение с осужденными  верующих, духовных лиц строится на принципиально
иной нравственно-психологической  основе. Человека, совершившего
преступление, они «отделяют» от самого преступления. Они видят в этом
человеке не столько  виновника, сколько жертву злой воли. Такая
психологическая установки позволяет священнослужителю  или
верующему-мирянину в общении с осужденным избежать позиции морального
превосходства, роли воспитателя в ее упрощенном понимании. «Священник не
просто побеседует и утешит, – пишет иеромонах  Сергий, первый за
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.