На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Форма государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие формы государственного правления 5
Глава 2. Монархия 7
         2.1 Абсолютная монархия 12
         2.2 Конституционная монархия 15
Глава 3. Республика 17
         3.1 Президентская республика 19
         3.2 Парламентская республика 23
         3.3 Смешанная республика 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
 

Введение
       Форма правления -- это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.
       Форма  правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.
       Темой данной курсовой работы является "Форма  государственного правления". Эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государственного правления является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.
       Цель нашего научного исследования следующее: рассмотреть формы государственного правления.
       Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
      дать понятие формы государственного правления;
      рассмотреть монархическую форму государственного правления;
      рассмотреть республиканскую форму государственного правления.
       Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
       В первой главе мы рассматриваем понятие формы государственного правления и приходим к выводу, что она раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании и, что известны две формы правления: монархия и республика.
       Во второй главе мы рассматриваем понятие и виды монархии и приходим к выводу, что монархия  -- это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства -- монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственность перед населением. Основными видами монархии является абсолютная и конституционная.
       В третьей главе мы рассматриваем понятие и виды республиканской формы правления и приходим к выводу, что республика -- это форма  правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Существуют три виды республиканской формы правления: президентская, парламентская и смешанная.
       Тема данной работы рассматривается во всех юридических учебниках, так как является одной из важнейших тем при изучении курса теории государства и права.
       Для данной курсовой работы мы использовали конституцию Российской Федерации, и специальную литературу таких авторов, как Матузов Н.И., Малько А.В., Марченко М.Н., Лазарева В.В. и других.
 

Глава 1. Понятие формы государственного правления
       Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов. Он апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их  сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве.
       Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе - лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты достижения единых задач и целей.
       Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.
       Среди факторов, обуславливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.
       На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.
       При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.
       Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.1
       Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
 

Глава 2. Монархия
       Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти.2 Основными признаками классической  монархической формы правления являются:
       -  вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку - монарху. Он принимает решения от своего имени, может образовать или упразднить любые органы и т.д.;
       -  монарх пользуется - титулом (король, царь, император, фараон);
       -  монарх  получает власть, как правило,  по наследству;
       -  народ не имеет отношения к формированию власти, прежде всего главы государства.
       Выше уже говорилось, что основными признаками монархии являются наследственный порядок замещения поста главы государства и его неответственность. Лишь в Малайзии монарх переизбирается раз в 5 лет султанами субъектов федерации и только из их числа. Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вицемонарха в отличие от вице-президента (правда, иногда губернатор в колониях Великобритании именовался вице-королем) в некоторых странах. Лишь в ОАЭ существует «коллегиальная монархия»: полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации.
       Современные монархии претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монарх везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современными терминами. В конституциях говорится о «демократической и социальной» монархии (Конституция Марокко 1972 г.), о «конституционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1990 г.), монархи октроируют (даруют) конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992 г., Оман 1996 г.), создают подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ). В некоторых развивающихся странах введены институты, демократизировавшие монархическую форму правления (Непал, Иордания, Кувейт и др.).
       Монарх не несет политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности. Он может оставить престол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).
       Для того чтобы подчеркнуть верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась.
       Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.
       Остановимся подробнее на характеристике разновидностей монархической формы государственного правления.
       Древневосточная монархия. Как первая в истории человечества форма государственного правления,  она имела уникальные,  только ей присущие черты. В  государствах  Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя,  патриархального быта.  Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху.
       Древнеримская монархия  выступала в форме империи (I-III вв.н.э.).
       Эпоха Римской империи подразделяется на два периода - период принципата и период домината.
        При принципате формально еще сохраняются элементы республиканской формы правления и основные учреждения республики.  Действуют  народные собрания и сенат.  Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении государственных дел  они  не  играют. Все основные  функции сосредотачиваются в руках императора.  В зависимости от конкретных условий он исполняет полномочия любого должностного лица:  командует армией,  осуществляет суд по гражданским делам, по своему усмотрению комплектует сенат,  отменяем решения  любого  органа власти, арестовывает граждан и т.д. Император является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль.
       В III  веке  н.э.  в Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). В этот период полностью исчезают  республиканские  учреждения. Управление  государством  сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает  исполнителей  -  сановников.  Император открыто провозглашал свое божественное происхождение.  Порядок в Римской империи поддерживался при  помощи  многочисленного  административно-судебного и военного аппарата.
       Государственные формы,  присущие  Римской  империи,  особенно  на поздней ее стадии, стали образцом для подражания в средние века. Они в значительной мере  получили  реальное  отражение  в  государственности Франции, Германии, Испании, самой Италии.
Феодальная (средневековая)  монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархий.
       Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы,  не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-Саксонское государства,  Киевская Русь).  Раннефеодальное государство характеризуется раздробленностью   территории   и   слабой   центральной властью. Феодальная  военная  и чиновная знать в этот период вынуждена была уживаться с остатками родового самоуправления.  По мере  развития феодальных отношений  общинные  земли  подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов.
       Одновременно формируется аппарат центральной власти.  Особенность данного аппарата состояла в  том,  что  общие  органы  государственной власти были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.
       Разновидностью раннефеодального  государства  является  раннефеодальная империя,  которая возникла как результат завоеваний воинственными феодальными государственными образованиями многочисленных,  слабо организованных народов,  между которыми не было прочных экономических, военных и культурных связей (так, например, образовались империи Карла Великого, Чингисхана).  Империи  возглавлялись единым владыкою - королем, великим князем,  халифом или ханом.  В центре создавалась сильная власть, которая поддерживалась военной дружиной и народным ополчением.
       Место и значимость в структуре власти определялись не размером земельных пожалований,  а их положением, которому соответствовала доля военной добычи.
       Несмотря на кажущуюся мощь, раннефеодальные монархии были непрочными государственными образованиями. Захват все новых земель и порабощение населяющих эти земли крестьян объективно способствовали феодализации общественной жизни.  Создавались крупные феодальные  землевладения, которые  становились  соперниками  центральной власти.  Феодалы  в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в своих собственных экономических интересах.  Они постепенно устраняются от военных походов под знаменем короля,  поскольку им  выгоднее  заниматься собственным хозяйством и не делиться с владыкою устойчивыми доходами, получаемыми от своих крестьян.
       Итак, с  развитием  крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи - она распадается на  отдельные изолированные государства.
       Сословно-представительная монархия - это  такая  централизованная форма государственного правления, при котором власть монарха ограничена сословно-представительным  органом   (собранием).3   Такие   сословно представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии.  Во Франции это Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы, в России - Земский собор.
       Сословно-представительное собрание состояло из духовенства,  дворянства и представителей так называемого  третьего  сословия  (купцов, ремесленников, средних землевладельцев).  Это были, как правило, совещательные органы при монархе,  занимающиеся  законодательной  деятельностью и  контролем над финансами.  Наряду с центральными органами сословного представительства создавались  и  местные  сословно-представительные органы  (провинциальные  штаты во Франции,  ландтаги отдельных земель в Германии, губские и земельные избы в России).
        В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархию.
 

       2.1 Абсолютная монархия
       При  абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.4 Мнения исследователей по поводу того, существуют ли в современном мире абсолютные монархии, неоднозначны. Некоторые считают, что в чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые и имеются, то к ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, государства Саудовской Аравии. Правда, нет конституции в королевстве Бутан, но там есть закон о Национальном собрании, и этот своеобразно формируемый парламент собирается на сессии, хотя выполняет на деле лишь совещательные функции. Абсолютные монархии теперь «обшиты» конституционной или парламентской оболочкой.
       По существу, монарх властвует безраздельно, даже в некоторых конституциях говорится, что вся власть исходит от монарха (а не народа), он имеет право абсолютного вето по отношению к актам своеобразных парламентских органов: их решения не вступают в силу без согласия монарха, но по форме в такой монархий есть признаки ограниченной монархии, хотя в некоторых странах действие конституций на десятилетия приостанавливается (Бахрейн), они отменяются монархом (Свазиленд), а парламенты на годы распускаются (Кувейт, где только и существует полностью выборный парламент). В некоторых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответственности правительства перед парламентом (по традиции правительство возглавляет сын, брат или другой близкий родственник монарха, но, как отмечалось, парламент имеет на деле совещательный характер). К тому же, например, в Брунее, в парламенте численно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, т.е. назначенные монархом. Парламент по существу рассматривается как особая форма мусульманского института аш-шура -- совещания правителя с авторитетными людьми. Да и конституция, хотя документ называется, таким образом, не является основным законом. Это лишь королевский низам, дарованный монархом. Подлинной же конституцией считаются две священные книги мусульман -- Коран и сунна (особенно первый). Учитывая указанные обстоятельства, видимо, все же правильнее называть сохранившиеся монархии такого рода полуабсолютными.
       Большинство из рассматриваемых монархий имеют теократические черты. В наиболее отчетливой форме они выражены в арабских монархиях (кроме Марокко), в султанате Бруней. Это -- теократические полуабсолютные по форме и абсолютные по существу монархии. К их числу принадлежат и королевство Бутан в Гималаях, хотя теократические черты в данном случае выражены слабее. Особую роль в полуабсолютной теократической монархии играет семейный совет. Он, в частности, определяет преемника монарха (это не обязательно старший сын), может заставить монарха отречься от престола. Связи органов государства с населением имеют своеобразный характер. Во-первых, они определяются религиозными догмами. Во-вторых, они персональны, основываются на верности монарху и принадлежности к общине правоверных (умме). В-третьих, они, по существу, односторонние, хотя существует Мажилис (право любого «правоверного» члена уммы прийти на прием к монарху, что на практике не всегда осуществляется), эти связи имеют характер повиновения. В-четвертых, такие связи осуществляются в значительной мере через авторитетных лиц в общине правоверных. Назначаемые местные органы государства состоят аз членов королевской семьи (губернаторы) и других приближенных к монарху лиц. В связях с населением они выступают не столько как представители государства, сколько как олицетворение монаршего дома.
       Особое место среди полуабсолютных теократических монархий занимают ОАЭ. В этом государстве вся полнота власти принадлежит, как отмечалось, коллегиальному органу -- Совету эмиров семи объединившихся эмиратов. Национальное собрание (назначаемый эмирами своего рода парламент) состоит даже не при этом Совете, а при правительстве, тоже назначаемом эмирами. Хотя решения Совет принимает коллегиально, определяющие позиции принадлежат эмиру крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ. Его глава периодически переизбирается Советом эмиров его председателем и до Временной конституции 1971 г. имеет значительные властные полномочия.
 

       2.2 Конституционная монархия
       В конституционных монархиях  власть монарха юридически ограничена - как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.
       Как форма правления,  конституционная монархия возникаем в период становления буржуазного общества.  Формально она  не  утратила  своего значения в  ряде  стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.).
       Парламентарная монархия  характеризуется   следующими   основными признаками:
       - правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
       - лидер партии,  обладающий наибольшим числом  депутатских  мест, становится главой государства;
       - в законодательной,  исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
       - законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
       - правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Парламентарная монархия характерна для современных индустриально развитых государств, с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.).5
       При дуалистической монархии государственная власть  носит  двойственный характер.  Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях  формируется  независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов,  а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918).
       Дуалистическая монархия первоначальная форма ограниченной монархии.
       Такая форма, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти.
       Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как  выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах6.
       В настоящее время «классических», дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.
       Таким образом, мы рассмотрели монархические формы государственного правления и каждой из них дали краткую характеристику. Выяснили то, что при абсолютной монархии правитель обладает огромной властью над народом, чем в конституционной.
 

       
       Глава 3. Республика
       Республика - это форма  правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.7 Общими  признаками  республиканской формы правления являются:
       - существование единоличного и коллегиального главы государства;
       - выборность  на  определенный  срок  главы  государства и других верховных органов государственной власти;
       - осуществление  государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
       - юридическая  ответственность главы государства в случаях,  предусмотренных законом;
       - обязательность  решений  верховной  государственной  власти для всех других государственных органов;
    преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.
       Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.8
       В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью  их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.
       Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.
       Республиканская  форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.
       В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковым были Спарта и Римская республика V - II вв. до н. э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.
       В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V - IV вв. до н. э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.
       По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую) республики.
 

       3.1 Президентская республика
       Президентская республика -  одна  из  разновидностей  современной формы государственного правления,  которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.9 Перечислим  наиболее  характерные черты президентской республики:
       - внепарламентский  метод избрания президента и формирования правительства;
       - ответственность  правительства  перед  президентом,  а не перед парламентом;
       - более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
       В большинстве республик мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки -- президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.