На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Таможенный тариф

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
Таможенный  тариф: структура, функции, многообразие видов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
Введение                                                                                               3
1 Таможенный  тариф, его содержание                                              5
      Понятие и признаки таможенного тарифа                                  5
      Элементы таможенного тарифа                                                   8
    Виды таможенных тарифов                                                        15
      Классификация таможенных тарифов                                       15
      Особенности таможенных тарифов зарубежных стран           21
    Функции таможенных тарифов                                                  25
4 Таможенный тариф Российской Федерации                                29
4.1 Формирование  таможенного тарифа в России                          29
4.2 Основные направления таможенно-тарифной политики        
Российской  Федерации                                                                      35
Заключение                                                                                         43
Список  использованной литературы                                                45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Таможенная  политика – это мощный рычаг, при  помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей. Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.
     Средства  регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).
     Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями, использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
     Актуальность  темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.
      Объект  исследования – таможенные тарифы как важнейший инструмент современной торговой политики.
      Цель  – рассмотреть и проанализировать таможенные тарифы и тенденции их развития. 
     На  основании цели в работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать  понятие и составляющие элементы  таможенных тарифов;
- выявить   функции таможенного тарифа
- рассмотреть  виды и способы формирования  таможенных тарифов;
- изучить  российскую и зарубежную историю  формирования и развития системы  таможенных тарифов;
- рассмотреть  таможенный тариф современной  России, выявить пути  оптимизации.
   При написании работы были использованы учебные пособия. Периодические издания, монографии, законодательная база, ресурсы Интернет, статистическая информация. 
 
 
 
 
 

    Таможенный  тариф, его содержание
 
      Понятие и  признаки таможенного тарифа
 
     По  мнению историков, термин «тариф» в  понимании «бесспорная оплата»  – бесспорная с точки зрения формы (только наличными), времени оплаты (здесь и сейчас) и размера (именно столько, ни больше, но и не меньше) – был впервые применен во Франции в эпоху Крестовых походов или немного позже. Сам термин пришел во французский из арабского, а в Леванте тарифом называли портовый сбор с кораблей, который шел на содержание маяков и карантинов, и был он одинаков для всех. В наиболее точном переводе с арабского «тариф» – это то, с чем не спорят [16].
    Таможенный тариф является важнейшим комплексом инструментом государственного регулирования внешней торговли. Применение тарифа представляет собой процесс таможенно-тарифного регулирования внешнеторговых операций.
     Таможенные  тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применения которого признается международными нормами.
     Существует несколько подходов к определению Таможенного тарифа: 1) Таможенный тариф отождествляется с таможенной пошлиной. Этот подход встречается в непрофессиональной литературе (учебник по экономической теории, по мировой экономике и внешнеэкономической деятельности). В этом случае отождествляется огромное целое с его маленькой частью или элементом.
     2) Содержательный. В этом случае изучается содержание, структура, виды, функции и принципы применения таможенного тарифа в реальной практике.
     3) Таможенный тариф как специальный государственный нормативный документ. В России таможенный тариф и любые изменения в нем утверждаются специальными постановлениями Правительства страны. Таможенный тариф – нормативный документ федерального уровня в области таможенного дела[6].
     В зависимости от того, какая сторона  торговой политики считается важной, существуют несколько дополняющих  друг друга определений таможенного  тарифа. Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:
- инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
- свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);
- конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
     Таможенные  тарифы как инструмент торговой политики используются с начала XVIII в. Несмотря на многократное снижение пошлин, проведенное  после Второй мировой войны, таможенные тарифы играют существенную роль в регулировании современной внешней торговли, воздействуя на объем и структуру импорта. Одной из важных функций таможенного тарифа является защита национальных производителей от иностранной конкуренции. Сдерживание импорта осуществляется посредством сравнительно высоких ставок пошлин и прогрессивного увеличения размеров таможенных сборов в зависимости от степени обработки товаров[16].
     Таможенные  тарифы изменяются в соответствии с  объективными процессами развития национальных хозяйств и структурными сдвигами в международной торговле.
     Перестройка таможенных тарифов происходит следующим  образом: во-первых, уменьшаются и  частично отменяются ставки пошлин на промышленные изделия; во-вторых, образуются двусторонние или региональные таможенно-тарифные объединения с беспошлинным режимом торговли (всеми товарами или определенными группами товаров) между странами-участницами; в-третьих, прогрессирует унификация структуры таможенных тарифов и отдельных областей таможенного дела.
    Таможенный  тариф имеет следующие признаки:
    1) Таможенный тариф – это комплексный инструмент государственного регулирования внешней торговли;
    2) Инструмент экономического регулирования  или экономического воздействия на параметры внешней торговли;
    3) Таможенный тариф базируется на специальных классификациях товаров как объектов внешней торговли, как объектов тарифного регулирования. В России в качестве такого классификатора применяется ТН ВЭД;
    4) Таможенный тариф в любой стране имеет особую нормативно – правовую базу применения;
    5) Таможенный тариф содержит коды товаров в соответствии с их местом в ТН ВЭД. Содержит наименования товаров, подлежащих таможенному обложению;
    6) тарифы содержат определенное количество видов и уровней ставок таможенных пошлин[9, с.156]. 
 
 
 

      Элементы таможенного тарифа
 
   Элементами  таможенного тарифа являются: таможенные пошлины, их виды и ставки, система  группировки товаров, таможенная стоимость  товаров и методы ее определения, тарифные льготы и привилегии.
     Таможенная  пошлина – это платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения[10, с.351].
     Ставка  таможенной пошлины – это указанный  в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов[10,с.351].
      Система группировки товаров – это  распределение товаров по определенным группам в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности, разработанной на основе общемировой практики классификации товаров[10,с.351].
     Таможенная  стоимость товара – это цена сделки, фактически уплаченная за товар на момент пересечения им таможенной границы.
     Тарифные  льготы – это льготы, предоставляемые  в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, в форме освобождения от уплаты пошлин, в форме снижения ставки таможенной пошлины либо в форме установления тарифных льгот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.
     Таможенные  преференции – это специальные  преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров отдельных стран и не распространяющиеся на аналогичные товары других стран.
      Рассмотри более подробно составные элементы таможенного тарифа.
     Основными видами таможенных пошлин являются конвенциональные и автономные.
     Конвенциональные  пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве  режимом наибольшего благоприятствования  в торговле. Их размеры устанавливаются  в соответствии с международными договорами и являются минимальными.
     Автономные  таможенные пошлины, напротив, применяются  к вещам, которые происходят из стран  и их союзов, не пользующихся в стране режимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными. Особые таможенные пошлины могут быть как конвенциональными, так и автономными.
     Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.
     Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении вещей, происходящих из государств, заключающих договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами Международной торговли.
     Таможенные  тарифы предусматривают возможность  введения дополнительных пошлин. К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные.
     Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров  по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт наносит  экономический ущерб национальным товаропроизводителям.
     Применение  антидемпингового тарифа предусмотрено  международным антидемпинговым  законодательством, подписанным большинством стран – членов ГАТТ в 1967г. Величина дополнительной импортной пошлины  устанавливается в размере демпинговых ножниц цен.
     Компенсационные пошлины применяются в отношении  тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит  ущерб национальным производителям аналогичной продукции. Картельные пошлины применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.
     Величина  ставок дополнительных пошлин обычно в несколько раз превышает  уровень максимальных ставок и, кроме того, могут быть предусмотрены дополнительные формы юридической ответственности импортеров (штрафы и т. п.).
     При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются  постоянно действующими, временные  вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более 4 месяцев.
     При взимании таможенных пошлин обычно применяются  три способа. Основной из них –  взимание процента от стоимости товара. Такие пошлины называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Эти пошлины называются специфическими. При их использовании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора.
     В конце восьмидесятых годов завершилась  работа над созданием Гармонизированной  системы описания и кодирования  товаров, которая вступила в силу с 1 января 1988 года, и к которой  присоединилось большинство стран мира. На долю данных государств приходится 85% всего объёма международной торговли [8].
     Гармонизированная система описания и кодирования  товаров включает в себя: Унифицированную  товарную номенклатуру. Основные правила  классификации товаров и Алфавитный указатель.
     В России товары классифицируются на основании  ТН ВЭД (торговая номенклатура внешнеэкономической  деятельности).
     Таможенная  пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой статистикой. Под таможенной стоимостью товара понимается нормально складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по второй он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.
     Таможенная  стоимость товаров учитывается, прежде всего, при начислении различных  таможенных платежей и при установлении стоимости товаров для применения санкций за таможенные правонарушения.
     Принципы  определения таможенной стоимости  товара были включены в текст ГАТТ в 1947 г. (статья 7 «Оценка в таможенных целях») и уточнены в ходе Токийского раунда переговоров в 1976-1979 гг.[9].
     Определение таможенной стоимости производится с использованием следующих методов:
- по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
- по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);
- по цене сделки с однородными товарами (метод 3);
- вычитания стоимости (метод 4);
- сложения стоимости (метод 5);
- резервный метод (метод 6).
     Основным  методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. Причем каждый последующий метод может  применяться, если не может быть использован  предыдущий.
     При первом методе под ценой сделки понимается как фактически уплаченная цена, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.
     В таможенную стоимость вещей при  оценке по цене сделки с ввозимыми  товарами должны быть включены отнесенные за счет покупателя и исчисленные  отдельно следующие расходы: затраты на транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления, в том числе расходы по погрузке-выгрузке, складированию товаров, их страхованию, по выплате посреднических вознаграждений, стоимость контейнеров и иной оборотной тары, которые рассматриваются как единое целое с оцениваемыми вещами; расходы, связанные с упаковкой ввозимых вещей, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке; стоимость вещей, работ и услуг, которые были предоставлены покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования при производстве или продаже на экспорт оцениваемых товаров, в том числе сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, вспомогательных материалов, затраты на инженерную и опытно-конструкторскую проработку; лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности; величина части прямого или косвенного дохода, получаемого продавцами от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых вещей.
     Основной  метод таможенной оценки неприменим, если коммерческие операции совершают взаимосвязанные партнеры. К ним относятся, в частности, юридически признанные партнеры в предприятии, участники сделки, имеющие в своей собственности не менее 5 % в уставном капитале другого участника, прямо или косвенно контролирующие друг друга, или если обоих контролирует третье лицо либо они являются близкими родственниками.
     При использовании второго метода в  качестве базы для определения таможенной стоимости принимается цена сделки с идентичными товарами.
     Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами по следующим параметрам: назначение и характеристики; качество, наличие товарного знака и репутация на рынке; страна происхождения; производитель.
     Цена  сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если товар продается в одну и ту же страну, ввозится одновременно или почти одновременно с оцениваемым товаром, на тех же коммерческих условиях и в тех же количествах. Если идентичные товары ввозятся в ином количестве или на других коммерческих условиях, то цены корректируются с учетом этих различий и таможенным органом документально подтверждается их обоснованность.
     Метод оценки по цене с однородными товарами предполагает использование в качестве базы для определения таможенной стоимости цену сделки по однородным с импортируемым товарам.
     Под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
     При определении однородности товаров  учитываются их характеристики, назначение, качество, наличие товарного знака  и репутация на рынке, страна происхождения. В случае, когда выявляется более одной цены внешнеторговой сделки по однородным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых вещей применяется самая низкая из них.
     Метод оценки на основе вычитания стоимости  используется при возникновении у экспортера расходов на территории импортера и включении этих расходов в контрактную цену. Из цены единицы товара вычитаются, если они могут быть выделены, расходы на выплату комиссионных вознаграждений, на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы, возникающие на территории страны ввоза вещей, суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов, подлежащих уплате в стране импортера.
     В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании  метода оценки на основе сложения стоимости принимается цена, рассчитанная путем сложения издержек производства, общих затрат, связанных с доставкой товара до места таможенного оформления, прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки таких товаров в данную страну.
     В случае если таможенная стоимость не может быть определена декларантом  в результате последовательного  применения пяти указанных методов, она устанавливается резервным  методом с учетом мировой таможенной практики и ст. VII ГАТТ «Оценка в таможенных целях». В качестве базы определения таможенной стоимости не могут быть использованы: цена товара на внутреннем рынке страны-импортера; цена на товары отечественного происхождения; цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны; произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена.
     В Российской Федерации таможенная стоимость товаров определяется на основании Закона «О таможенном тарифе»[3]. 
 
 
 
 

    Виды  таможенных тарифов
 
      Классификация  таможенных тарифов
 
     Таможенные  тарифы классифицируются по различным признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия.
     Прежде  всего, тарифы делятся на простые  и сложные. Простой тариф предусматривает  для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.
     Сложный тариф предполагает определение  по каждому товару двух и более  ставок таможенных пошлин.
     Сложный таможенный тариф наиболее часто  используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет  оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более тесное экономическое сотрудничество. Общее число товарной продукции в тарифах развитых стран составляет около трёх тысяч. Причём каждая товарная позиция обычно содержит более мелкие позиции, позволяя, таким образом, увеличивать число товаров, облагаемых таможенными пошлинами.
    Автономный  – таможенный тариф, который вводится, изменяется и отменяется государством в автономном режиме, т.е. без согласования с другими государствами или союзами других государств. Особенности:
    1) решение об отводе и вводе  принимается государством самостоятельно в соответствии с теми полномочиями, которыми государство обладает как носитель таможенного суверенитета;
    2) правовая база такого тарифа – исключительно национальные нормативно-правовые документы;
    3) государство в этом случае присоединяется к международным соглашениям по вопросам предоставления тарифных преференций и другим проблемам тарифного регулирования;
    4) решение о введении каких-либо ставок или видов пошлин принимают уполномоченные органы государства без каких-либо консультаций с уполномоченными органами стран-внешнеторговых партнеров;
    5) такой тариф часто являлся  способом реализации внешнеторговой политики – протекционизма в области внешней торговли;
    6) этот тариф часто применялся  в условиях недостаточной открытости национальной экономики отдельных стран, которые характеризовались реализацией курса на эк. замкнутость или закрытость.
    Конвенционный – таможенный тариф в рамках которого решение по использованию тарифных инструментов принимается (полностью или частично) на основе соглашений с другими странами или союзами других государств. Конвенционный – систематизированный перечень ставок таможенных пошлин, которые вводятся, изменяются или отменяются на основе соглашений с другими странами-внешнеторговыми партнерами. В этом тарифе определенную долю занимают ставки таможенных пошлин, которые согласованы с другими государствами-внешнеторговыми партнерами. В отдельных случаях согласованные ставки могут быть установлены на более низком уровне, чем ставки пошлин с третьими странами. Одним из примеров введения и использования конвенционного тарифа является единый таможенный тариф государств, входящих в таможенный союз или стран экономического союза[9].
    Интегрированный тариф – таможенный тариф, который кроме информации собственно тарифного характера содержит сведения о применении других инструментов государственного регулирования экспорта или импорта конкретные товары на национальную или единую таможенную территорию. Этот тариф содержит:
    1) обычно известную информацию собственно тарифного характера (код товара, наименование, единицы измерения, одна или несколько ставок ввозных или вывозных пошлин);
    2) может содержать ставки сезонных пошлин (только на товары сезонного характера); ставки особых пошлин, если на данный товар введены антидемпинговые, компенсационные или специальные пошлины;
    3) может быть указано наличие или отсутствие тарифной квоты, введенной группой государств для какого-либо товара (группы товаров) на определенный период времени.
    Запретительный  таможенный тариф – тариф, который применяется рядом государств в целях ограничения или даже полного экономического запрета ввоза или вывоза товара на таможенную территорию страны. Обычно применяется для жесткого ограничения масштаба ввоза импорта иностранного товара на территорию страны. Отсутствует формальный запрет или количественные ограничения на ввоз или вывоз товаров. Инструментом ограничения ввоза (вывоза) товаров является исключительно только таможенная пошлина соответствующего вида и ставки. Этот тариф обычно является автономным, поэтому выбор видов и ставок пошлин, а также их изменение Правительство выполняет без каких-либо консультаций с государствами-контрагентами. Полный запрет импорта  отдельных товаров государство осуществляет с помощью системы жестких защитных тарифных мер. При этом их защитный эффект усиливается за счет одновременного использования косвенных налогов, база для формирования которых включает в качестве элемента применяемые таможенные пошлины.  Этот тариф государство может применять в сочетании с мерами нетарифного регулирования, включая меры количественного ограничения ввоза (вывоза) товара (контингентирование, квотирование). Это высокая  средненоминальная и средневзвешенная ставка таможенных пошлин[9].
      Использование этого тарифа уменьшает  ценовую конкурентоспособность иностранного товара за счет увеличения величины косвенных налогов, которыми облагается импортный товар, а также торговых наценок в оптовой и розничной торговле. В результате применения этого тарифа резко уменьшается ценовая  конкурентоспособность импортного товара на внутреннем рынке или экспорта товара на любых секторах мирового рынка.
    По  виду внешнеторговых операций различают: импортный и экспортный тариф.
    Импортный тариф – который применяется для регулирования объема и структуры ввоза иностранных товаров на коммерческих условиях. В России эти товары ввозятся на условиях режима выпуска для внутреннего потребления.
    Экспортный тариф – который государство применяет для регулирования объема и структуры вывоза отечественных товаров в коммерческом режиме.
    По  количеству ставок различают: одноколонный, двухколонный, многоколонный.
    Одноколонный – таможенный тариф, который государство для тарифного регулирования внешней торговли применяет только одну ставку пошлины для регулирования ввоза (вывоза) товаров. Считается, что этот тариф является простым тарифом. В этом тарифе государство применяет одну (единственную) ставку пошлины для таможенного обложения товаров. Поэтому тариф содержит только одну колонку ставок ввозных (вывозных) пошлин. Этот тариф не дает возможности государству дифференцировать ставки ввозных (вывозных) пошлин с учетом конкретных особенностей торгово-экономических отношений с отдельными странами, группами стран. В рамках этого тарифа государство лишено возможности использовать некоторые виды таможенных пошлин для защиты внутреннего рынка (сезонные пошлины, тарифные квоты и контингенты). При этом тарифе невозможно применять тарифные преференции. При этом тарифе государство не может вводить тарифные льготы при импорте отдельных товаров.
    Двухколонный (двойной тариф) – таможенный тариф, в рамках которого государство предусматривает использование 2-х различных ставок таможенных пошлин. Этот тариф обычно относят к типу сложных таможенных тарифов. Этот тариф предусматривает введение только 2 ставок ввозные (вывозные) таможенные пошлины. Порядок введения таких ставок, их изменение, критерии ввода или отмены определяется национальным таможенным законодательством или нормативными документами Правительства каждой страны. Двойной тариф содержит 2 уровня или размера ставок пошлин, которыми облагается один и тот же товар. 1 уровень – минимальные ставки ввозных (вывозных) пошлин; 2 уровень – генеральные (максимальные) ставки таможенных пошлин. Этот тариф дает возможность в ограничительных размерах дифференцировать внешнеторговую политику государства. Применение этого тарифа (в ограничительных масштабах) дает возможность государству-импортеру вступать в таможенный союз или подписывать соглашения о создании межгосударственной зоны свободной торговли.
    Многоколонный тариф. К многоколонным обычно относят тарифы, которые содержат более 2 ставок таможенных пошлин. Этот тариф может содержать ставки таможенных пошлин  и другие инструменты тарифного регулирования, которые являются автономными, а другие – конвенционными или договорными. Этот тариф содержит как минимум 3 уровня ставок таможенных пошлин. 1уровень – базовые ставки таможенного тарифа. Применяются в торговле с другими государствами или союзами государств, с которыми подписаны соглашения о взаимном предоставлении РНБ. Эти ставки являются средними по величине. 2уровень – генеральные ставки (максимальные). Самые высокие по величине. Устанавливаются через введение коэффициента корректировки базовых ставок пошлин. Обычно в качестве такого критерия корректировки используются 2 обстоятельства: наличие или отсутствие РНБ; доказанность страны происхождения товара, с помощью предоставления необходим. сертификатов (в РФ – формы А и форма СТ1). 3уровень – преференциальные ставки (более низкие чем базовая ставка). Обычно преференциальные ставки применяются в соответствии с общей системой преференций, которая была введена в начале 70-х гг. прошлого века на основе решения Генеральной ассамблеи ООН. Система этих преференций является элементом широкой программы мер по оказанию экономической помощи развивающимся и наименее развитым странам. В соответствии с общей системой рекомендовано применять пониженные ставки ввозных пошлин для товаров, которые импортируются из развивающихся стран (в размере 50% от базовой ставки); для товаров, которые импортируются из наименее развитых государств. Общей системой рекомендовано импортировать их товары на условиях беспошлинной торговли; рекомендовано развитым государствам с нулевой ставкой ввозных пошлин.
    Тарный  таможенный тариф. Объект ввоза – ввозимая тара; вывозимая тара за пределы таможенной территории страны. Тариф может применяться только при условии перемещения товара через таможенную границу. Тариф может применяться по отношению только к порожней таре (т.е. пустая). Тариф применяется в том случае, если тара не облагается пошлинами вместе с товаром. Возвратная тара – которая должна возвращаться экспортеру. К таре могут относиться следующие объекты: грузовые контейнеры; ж/д вагоны и платформы; грузовые автомобили; морские суда; транспортные самолеты. Критерии дифференциации определяет Правительство страны (грузоподъемность, способ перемещения, экологические характеристикии т.д.). Правительством страны может приниматься решение 1) о полной отмене тарной пошлины; 2) об увеличении такой пошлины; 3) о ее снижении, в том числе на заранее указанный период времени.
    Транзитный  таможенный тариф – совокупность таможенных пошлин для обложения товара и транспортных средств, перемещаемых чрез таможенную территорию одной страны в процессе их движения. Тариф включает следующие элементы: перечень товаров, перемещаемых через таможенную территорию страны в режиме транзита; ставки таможенных пошлин, которые применяет государство для обложения ввозимых транзитных товаров; виды транзитных таможенных пошлин; совокупность условий применения транзитных пошлин и транзитного тарифа. Транзитный тариф применяется только по отношению к иностранным товарам и транспортным средствам, пересекающим таможенную территорию страны в рамках таможенного режима международного транзит. Эти товары оформляются с помощью специальных транзитных документов, подтверждающих факт невозврата этих товаров на таможенную территорию страны.  
 

      Особенности таможенных тарифов зарубежных стран
 
     Существуют  два основных вида таможенной политики государства, отражающих общие подходы  к международной торговле - протекционизм  и "свободная торговля". Протекционизм  предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых - экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика "свободной торговли" направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью[5].
     В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира. Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам  отдельных стран, их можно разделить  на следующие группы:
     - Тарифы промышленно развитые государств;
     - Тарифы развивающихся стран.
     Таможенные  тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т.е. один и тот же товар может  облагаться разными по уровню пошлинами  в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство.
     Таможенные  тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся  стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.
     Ограничительная функция таможенных тарифов в  основном реализуется посредством  сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортируемой продукции.
     Наиболее  часто высокими пошлинами облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности - текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные  категории машин и оборудования, в первую очередь - электротехнического машиностроения.
     В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах  используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т.е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина -резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают.
     Характерной особенностью таможенных тарифов стран  Запада является то, что все они  основываются на Гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г.[5]
     Таможенным  тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся  стран. Средний уровень обложения  пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано, прежде всего, с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.
     С точки зрения защиты национального  рынка тарифными барьерами можно  выделить три группы развивающихся  стран:
     Для первой характерны ставки таможенного  обложения, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим ввоза  многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива.
     Ко  второй группе относятся государства  с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50-100%. К ним, в частности, относятся  Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея.
     Третья  группа развивающихся стран, где  пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.
     Наряду  с пошлинами в таможенные тарифы многих развивающихся стран включаются фискальные сборы и разнообразные  налоги. Кроме того, в тарифы часто  включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются специфические пошлины (особенно часто - в Сингапуре, Таиланде, Индонезии).
     Наряду  с национальными тарифами действуют  таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, установили общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое сообщество[5]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Функции таможенных тарифов
     Многие  экономисты отмечают, что импортный  таможенный тариф обычно выполняет  следующие основные функции:
- формирует  оптимальную товарную структуру  импорта путем различных по высоте ставок пошлин на ввоз различных товаров;
- защищает  отдельные национальные отрасли  экономики, которым может быть  нанесен существенный ущерб иностранной  конкуренцией;
- оказывает  воздействие на хозяйственные  результаты деятельности предприятий и социальную обстановку в стране, являясь составной частью механизма внутреннего ценообразования;
- позволяет  осуществлять активную внешнеторговую  политику, вести переговоры об  улучшении доступа национальных  товаров на внешние рынки, формировать зоны свободной торговли, таможенные союзы;
- содействует  оптимальному соотношению экспорта  и импорта страны и, следовательно,  оптимальному соотношению валютных  расходов и поступлений, формированию  оптимального торгового баланса; 
- служит  источником пополнения доходной части государственного бюджета[9].
     Возможность выполнять эти функции, всегда заложена в законодательную базу таможенно-тарифного  регулирования (закон о таможенном тарифе), в организацию и товарную структуру самого таможенного тарифа, в размер его ставок и механизм их формирования, в функции и организацию деятельности таможенной службы.
     Надо  отметить, что свою роль таможенный тариф в большинстве государств выполняет в тесной взаимосвязи  с налоговой системой страны, которая  обычно берет на себя часть фискальных функций тарифа и дополняет его регулирующее действие, а также во взаимодействии с другими средствами регулирования внешней торговли.
     Таможенный  тариф способствует удорожанию ввозимых товаров и защищает отечественных  поставщиков аналогичных или взаимозаменяемых товаров от чрезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Это особенно важно, когда значительный импорт ограничивает возможности сбыта продукции национальных предприятий настолько, что грозит им банкротством и потерей в стране рабочих мест. Потребность в защите отечественного товаропроизводителя связана с тем, что на мировом рынке существуют поставщики товаров, более конкурентоспособные, чем отечественные производители, в силу ряда причин.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.