На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реструктуризация Банковской системы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Банковская система России…………………………………………..5
      Характеристика банковской системы РФ……………………………….....5
        Основные тенденции развития Банковской системы РФ на современном этапе………………………………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. Меры правительства и Банка России по реформированию банковской системы……………………………………………………………..12
2.1. Направления реформирования банковской системы……………………12
2.2 Меры правительства и Банка России по стабилизации экономического положения банков……………………………………………………………….17
2.3 Основные проблемы и пути развития банковской системы России……24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список  использованной литературы…………………………………………..32
 

      Введение 

     В современном мире значение банков вышло за рамки собственно денежных и кредитных отношений. Банки выступают в роли института, стоящего наравне с государством и рынком. Без них немыслима нормальная, рациональная организация хозяйственной деятельности в общественном масштабе. Мощные социально ответственные банки способны превратить рыночную стихию в орудие эффективной политики государства. Слабые банки – фактор неизбежного ослабления государства и деградации экономики.
     Актуальность  данной проблемы состоит в следующем: до настоящего времени не найдено оптимального пути реформирования банковской системы России. Было предпринято много попыток по структурной перестройке банковской системы, разрабатывались программы по ее реструктуризации. Но ни одна из мер не принесла должного эффекта.
     Поэтому целью данной курсовой работы является поиск наиболее оптимальных путей реформирования банковской системы России, мер по ее реструктуризации. А задача состоит в выявлении сущности банков, определении их основных характеристик и функций, установлении тенденций и перспектив развития банков на современном этапе, выявлении положительных и отрицательных сторон в их деятельности.
     Предметом исследования здесь выступают сами банки как элементы банковской системы и банковский сектор экономики в целом. А, следовательно, объектом выступят финансовые отношения, складывающиеся в процессе формирования, распределения и перераспределения банковских ресурсов, а также и состояние экономики в целом.
     В первой главе курсовой будет охарактеризована банковская система России, уровни банковской системы, а также современные тенденции и о необходимости преобразований работы банка.
     Вторая  часть курсовой полностью посвящена  проблемам развития российской банковской системы и направлениям ее реформирования. Методологическую основу исследования составляют научные проработки ученых, ведущие современные учебные пособия зарубежных и отечественных экономистов, научные статьи в экономических журналах и газетах.
     В практической части курсовой используются последние данные о сегодняшнем состоянии банков из Бюллетеня банковской статистики и др. статистических изданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. Банковская система России

       Характеристика банковской системы РФ
 
     Банки выполняют разнообразные функции  и вступают в сложные отношения  между собой и другими субъектами хозяйственной жизни. Поэтому четкое и бесперебойное функционирование банковской системы можно назвать жизненно важным условием для нормального экономического развития любой из стран мира. Стабильное положение в банковской системе является необходимым условием экономического процветания.
     Банковская  система любой страны представляет собой совокупность различных видов национальных банков, банковских институтов и иных кредитных организаций, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.
     Российская  банковская система включает центральный банк, кредитные организации, состоящие из коммерческих банков и других кредитно-расчетных учреждений, иногда объединенных в рамках холдингов, а также банковскую инфраструктуру. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» во второй статье определяет с правовой точки зрения понятие банковской системы. «Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков».
     Наша  банковская система называется двухуровневой. Это подчеркивает принципиальные различия в статусе и функциональном предназначении Центрального банка РФ и всех прочих кредитных организаций.
     Первый  уровень - это уровень Центрального банка РФ, которому дан ряд отличительных функций и полномочий, выделяющих его по сравнению с другими банками. Прежде всего, это установление и методическое обеспечение правил совершения и учета банковских операций, выпуск наличных денег (эмиссия), организация платежного оборота, лицензирование банковской деятельности и надзор за всеми кредитными организациями, регулирование банков и иных кредитных организаций посредством учетной, резервной политики и установления для них обязательных экономических нормативов. Именно поэтому Центральный банк РФ занимает особое место в банковской системе.
     Хотелось  бы высказать и отношение к  одной из проблем, активно обсуждаемых в последнее время, - положение Банка России в сфере государственно - и гражданско-правовых отношений. На наш взгляд, Банк России является независимым органом государственной власти с уникальным статусом. Это требование Конституции России, которое не следует подвергать ревизии. У Банка России есть специфические функции. Они связаны с совершением операций на рынке для осуществления де-нежно-кредитной политики. Решение об их проведении должны принимать не политики, а банкиры-профессионалы. Отнесение Банка России к органам государственной власти не означает, что его надо в гражданско-правовом смысле облекать в форму государственного учреждения. Опасность данной формы для Центрального банка РФ не только в том, что она ограничивает его независимость. Она неприменима для Банка России, так как создает возможность парализации его деятельности. Он должен иметь свою, только ему присущую организационно-правовую форму, закрепленную в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Гражданское законодательство позволяет это сделать.
     Второй  уровень банковской системы - это кредитные организации. Вне зависимости от особенностей их статуса (банк или небанковская кредитная организация, российские банки с иностранным капиталом или филиал иностранного банка) все они подконтрольны Банку России и не обладают его полномочиями. Их основное предназначение – это проведение банковских операций, обслуживание клиентов, субъектов экономических отношений.
     Банки не могут функционировать изолированно. Для выполнения своих экономических  функций ими востребован ряд  важных услуг, которые обеспечиваются банковской инфраструктурой. Значение банковской инфраструктуры в последние годы все более возрастает. Под ней понимают совокупность организаций, облегчающих банкам их деятельность.
     Двухуровневая банковская система является одной  из самых распространенных форм построения банковских систем.
     Банки могут объединяться в группы и холдинги.
     В соответствии со ст. 4 Закона о банках банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение  кредитных организаций, в котором  одна (головная) кредитная организация  оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации.
     Банковским  холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение  юридических лиц с участием кредитной  организации. е котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации.
     В целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, коммерческая организация, которая в соответствии с указанным Федеральным законом может быть признана его головной организацией, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга.
     Управляющей компанией банковского холдинга в соответствии с Законом о банках признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг.
       Основные тенденции развития Банковской системы РФ на современном этапе
 
     Перемены, происходящие в банковском деле последние  десять лет, настолько кардинальны, что все чаще можно слышать, как  их называют «банковской революцией». Возможно, именно эта революция сделает  банки следующего поколения совершенно непохожими на сегодняшние.
     Российская  банковская система со всеми ее специфическими особенностями и типично российскими  чертами не существует изолированно. Она входит в мировую банковскую систему, является ее необходимой составляющей. Вследствие этого все изменения, которые претерпевает мировая банковская система, все новейшие тенденции, проявляющиеся в ходе ее эволюции, не могут не отражаться на состоянии российской банковской системы. Учитывая данный факт, остановимся подробнее на основных тенденциях развития банковской системы в мире.
     Они носят глобальный характер и являются следствием глубинных макроэкономических процессов в мировой экономике (интеграция, либерализация, резкий научно-технический  подъем) и затрагивают практически  все банки без исключения в  разных странах мира независимо от уровня их развития и существующей в той или иной стране организационной структуры банковской системы. В современном мире наблюдаются следующие глобальные тенденции развития мировой банковской системы:
     • Увеличение и усложнение услуг. Банки постепенно расширяют спектр предоставляемых клиентам услуг. В последние годы новые услуги особенно активно развиваются под воздействием увеличивающейся конкуренции, технологических перемен, возрастающего уровня финансовой грамотности и информированности клиентов. В рамках этой тенденции можно отметить и появление принципиально новых форм осуществления услуг (Интернет).
     • Рост конкуренции. Это явление продиктовано макроэкономическими процессами либерализации и распространения рыночных методов ведении хозяйства. Оно является также следствием упрощения: за последнее время технологий общения и взаимодействия в результате огромных достижений в телекоммуникационной области. В настоящее время практически не существует географического барьера для экономических отношений.
     •Дерегулирование. Тотальное дерегулирование в банковской сфере началось в 1980-х гг. в США, Тогда был принят целый ряд законодательных актов, ослабивших влияние государства на банковскую систему. Начало процесса тотального дерегулирования имело широкий резонанс в других странах, вынужденных принимать аналогичные законы для поддержания конкурентоспособности своих банков на мировом рынке. Сегодня банки по всему миру имеют все меньше и меньше регулирующих их деятельность ограничений. Они в большей степени руководствуются рыночными механизмами.
     • Рост стоимости ресурсов. Дерегулирование в сочетании с возрастающей конкуренцией обусловливает рост издержек по пассивным операциям (привлечению средств). Это приводит к тому, что снижение операционных издержек становится для многих банков основным способом поддержания конкурентоспособности предоставляемых финансовых услуг.
     • Технологическая революция. Существенный рывок в развитии науки и техники, особенно в области компьютерных и телекоммуникационных средств, обеспечил возможность применения разнообразных банковских технологий, недоступных ранее.
     • Консолидация « географическая экспансия. Максимальный эффект от использования средств автоматизации и других технологических нововведений достигается в крупных транснациональных финансовых структурах. Поэтому в последнее время резко активизируется деятельность банков по созданию филиалов, отделений и холдинговых компаний. Наблюдаются такие явления, как взаимное слияние банков и поглощение одного банка другим. Усиливается борьба за привлечение новых клиентов и как следствие проникновение в новые, менее насыщенные банковскими услугами регионы.
     • Глобализация банковского дела. Географическая экспансия и консолидация приводят к выходу некоторых банковских структур за рамки отдельной страны и даже континента. Образуются огромные транснациональные банки с многотысячными коллективами работников и много-миллиардными активами (в США в 1991 г. насчитывалось 49 банков с активами более 10 млрд. долл.).
     • Общее повышение уровня банковских рисков. Нестабильность экономических процессов, а также ослабление государственного регулирования и рост конкуренции приводят к увеличению доли более рискованных операций в банковском бизнесе.
     Эти тенденции приводят к появлению  ряда новых проблем в мировой банковской системе, таких, как: углубляющийся раскол между крупными транснациональными и небольшими банками, постепенное срастание банковских и страховых операций, управление рисками информационных систем в условиях полной автоматизации, необходимость повышения скорости и качества расчетов и многие другие. Неудивительно, что и для российской банковской системы как части банковской системы мира ряд перечисленных проблем является достаточно актуальным.
     Необходимо  отметить, что во всем мире финансовые организации стремятся решать возникающие проблемы, прежде всего концентрируя внимание на двух областях: менеджменте и банковских технологиях. Сегодня все основные тенденции развития банковской системы относятся именно к этим областям. Рассмотрим. как отразились мировые тенденции развития на российской банковской системе.
     Соответствие  банковского сектора реалиям  и требованиям экономики страны достигается четким определением правовых и экономических основ деятельности кредитных организаций. Задача реформирования банковской системы, определенная принятой Правительством России и Банком России стратегией развития банковского сектора. требует приближения основных правовых норм функционирования банков к международным стандартам. Изменения, в частности, должны затронуть сферу защиты прав вкладчиков и других кредиторов, банковский надзор, обеспечение конкуренции на рынке банковских услуг, валютное регулирование и контроль, стандарты учета и отчетности, качество корпоративного управления в банках.
     После кризиса заметно увеличилась концентрация активов и капитала в достаточно небольшой группе кредитных организаций. Половина ресурсной базы банковской системы сегодня контролируется восемью банками. Половина совокупного капитала сосредоточена в 13 банках.
     Ресурсная база банковской системы увеличивается с каждым годом. Однако основной прирост привлеченных средств происходит за счет крупных банков. В сфере капитализации банковской системы складывается похожая картина. Концентрация активов и капитала у группы общенациональных банков соответствует мировой практике. Все это естественно и нормально, если происходит в здоровой конкурентной среде.
     В то же время общая обстановка в  банковской системе выглядит несколько  тревожной. Если во внимание принять  фактор инфляции, то во многих банках происходит обесценивание капитала. Так, с учетом инфляции у многих финансово устойчивых банков собственные средства сокращаются.
     Структурная динамика банковской системы и экономические  факторы дают основания для прогноза о продолжении сокращения числа действующих кредитных организаций.
     В результате макроэкономической стабилизации только за последний год рентабельность кредитных операций, по расчетам экспертов, снизилась в 1,5 раза. Нас ждет дальнейшее снижение инфляции. При дальнейшем снижении ставки рефинансирования средняя банковская маржа (доходность операций) у многих банков при существующих расходах и высокой доле неработающих активов может приблизиться к нулевой отметке.
     К счастью, наблюдающийся экономический  рост должен сделать процесс сокращения числа банков достаточно плавным и растянутым во времени. За период 2007-2008г. банковская система потеряла до 25% банков, преимущественно мелких. При этом следует понимать, что такой естественный ход событий не будет даже ассоциироваться с кризисными явлениями. Совокупная доля на рынке «уходящих» кредитных организаций, составила не более 5%.
     Таким образом, в ближайшие годы следует  ожидать ужесточения конкурентной борьбы и продолжения концентрации активов и капитала в банковской системе.
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. Меры правительства и Банка России по реформированию банковской системы

     2.1 Направления реформирования банковской системы

 
     Без кардинальных изменений банковская система Российской Федерации может  стать фактором, реально препятствующим реализации экономической программы Правительства. Российские банки, понесшие огромные потери в результате кризиса, по-прежнему не способны стать надежной опорой в возрождении российской экономики и государственности. В то же время без их активной роли достижение названных целей является крайне трудным.
       В настоящее время наиболее  острые и очевидные проявления  кризиса преодолены, банковская  система находится в состоянии  поиска путей выживания и адаптации  к новым условиям. На первый  план выдвигаются проблемы реструктуризации  и рекапитализации банковской системы.
     Однако  без помощи государства самостоятельное  приспособление банков к сложившимся  макроэкономическим условиям при недостаточных  внутренних ресурсах затянется на долгие годы. Принимая потери банковской системы  равными 2,5% ВВП, можно подсчитать, что для восстановления капитала российской банковской системы за счет собственных усилий (из заработанной прибыли) может понадобиться 5-8 лет. В этих условиях Правительство Российской Федерации просто не может взять в свои руки инициативу по реструктуризации и рекапитализации банковской системы. Государство призвано сыграть одну из ключевых ролей в этом процессе. Его участие должно базироваться на поиске компромисса между потребностями и приоритетами развития банковского сектора и возможностями федерального бюджета.
     Рассмотрим  каждый из методов реформирования банковской системы подробнее.
     Под реструктуризацией банковской системы  понимается формирование ее новой конфигурации путем использования средств  поддержки и санирования, банкротств, слияний и поглощений. Основное направление реструктуризации – повышение концентрации банковского капитала.
     Проведение  реструктуризации банковской системы  России необходимо решить вопрос о  структуре банковской системы, позволяющей  обеспечить систему расчетов, осуществить кредитование экономики, обслуживание сбережений граждан.
     Проведение  процедуры реструктуризации требует  соответствующего организационного и  законодательного обеспечения.
     Основными принципами реструктуризации должны стать:
     1. экономическая и социальная необходимость сохранения банков;
     2. определение «опорных» банков, исходя  из интересов развития банковской  системы региона;
     3. сохранение крупных многофилиальных  банков, обладающих современными  банковскими технологиями;
     4. ограничение круга банков, которым предоставлено право выполнять платежи в бюджеты и внебюджетные фонды;
     5. минимизация государственных затрат  на проведение процедур реструктуризации.
     Основным  звеном системы реструктуризации банковской системы Российской Федерации должно стать Агентство по реструктуризации кредитных организаций.
     Для решения указанных вопросов, прежде всего, необходимо обеспечить возврат  бюджетных денежных средств из «проблемных  банков». При индивидуальном подходе  Банка России и Министерства по налогам  и сборам России к «проблемным банкам» с точки зрения их возможностей осуществлять текущие налоговые платежи и выполнять требования реструктуризации задолженности по клиентским бюджетным обязательствам предусматривается, что инициирование Банком России отзыва лицензии, равно как осуществление мер финансовой поддержки «проблемных банков», происходит на основании наличия (отсутствия) соглашения между Министерством по налогам и сборам и указанными банками.
     Интересам России отвечает стратегия, ориентированная  на создание крупных многофилиальных банков. По объему активов и капитала такие банки должны входить в число крупнейших банков Европы. Их общее число должно сократиться до 700-800 крупных банков, работающих во всех регионах, и до 40-50 очень крупных многопрофильных банков федерального значения.
     Появление банковских институтов такого масштаба существенно изменит ситуацию во взаимоотношениях банковского и  реального сектора экономики  России, российской банковской системы  и мировых финансовых рынков. Только крупные банки в состоянии предоставлять значительному числу клиентов весь комплекс современных банковских услуг, аккумулировать достаточные финансовые ресурсы и перераспределять их между секторами экономики, удовлетворять спрос крупных предприятий на кредитные ресурсы, обеспечивать переток денежных средств из одних регионов в другие, привлекать иностранный инвестиционный капитал.
     Чрезвычайно ответственной задачей является прекращение деятельности банков, восстановление работоспособности которых не представляется возможным. В настоящее время доля наиболее «проблемных банков» составляет почти 20% от их общей численности, причем в них сосредоточено около 40-45% банковских активов. Важно не затягивать ликвидационные процедуры, так как это приводит к «растаскиванию» хороших активов, росту убытков и нанесению ущерба клиентам. Необходимо внести соответствующие поправки в законодательство, строго ограничив временные рамки процедуры банкротства.
     Целям дальнейшего повышения концентрации банковского капитала может служить  инициирование слияний и объединений банковских учреждений, в том числе под принуждением.
     Реструктуризация  банковской системы будет неполной, если в стране не появится система  защиты вкладчиков. Участвовать в  системе гарантирования вкладов  должны все банки, имеющие доступ на рынок частных вкладов. А такой доступ должны иметь только банки с устойчивым финансовым положением. На начальном этапе государство должно помочь в формировании данной системы.
     Перспективы банковской системы России во многом зависят и от ее рекапитализации. Рекапитализация – это наращивание капитала и повышение его качества. Нынешний уровень совокупного капитала российских банков (около 111 млрд. рублей) не отвечает требованиям экономического роста и не позволяет банковской системе развернуть масштабные операции по кредитованию реального сектора. Более того, недостаточная капитализация банковской системы чревата новым, еще более тяжелым, чем нынешний, кризисом.
     Капитализация является не только конкурентным преимуществом, но и существенным фактором устойчивости развития того или иного коммерческого банка. Банки, обеспечивающие максимальный рост капитала, так или иначе сумеют воспользоваться избытком финансовых резервов для кредитования, в то время как весьма ликвидные, но недостаточно капитализированные банки будут вынуждены размещать свои финансовые ресурсы в сравнительно низкодоходные активы.
     В этих условиях важнейшая задача состоит  в поиске источников финансирования программ реструктуризации и рекапитализации  российской банковской системы.
     На  этом фоне возможности России весьма ограничены. Именно поэтому использование государственных средств должно сопровождаться жесткими требованиями к банкам, получающим помощь, с тем, чтобы исключить проведение ими рискованных операций, неоправданное удовлетворение интересов акционеров и менеджеров. Однако пока происходит противоположное: Банк России не обнародовал ни принципов отбора критериев своих кредитов, ни условий, выдвигаемых при оказании последними финансовой поддержки.
     В целях привлечения средств банков в рекапитализацию банковской системы Банк России мог бы – в рамках представленных ему инструментов принуждения – потребовать от акционеров согласия на списание убытков, исполнения уставных капиталов банков, введения ограничений на выплату дивидендов в банках и т. п.
     Среди других мер по рекапитализации банковской системы России приоритетное значение имеют следующие действия:
     1. Прямое участие государства в  капиталах крупных коммерческих  банков. В последующем продажа  доли государства станет одним  из источников пополнения федерального бюджета.
     2. Обусловленная финансовая поддержка:  предоставление банкам кредитов  под залог контрольных пакетов  акций или приобретение таких  пакетов; предоставление кредитов  под залог прав требования  по кредитным договорам коммерческих  банков с предприятиями или под залог самих предприятий; финансирование государственных программ развития только через банки, находящиеся под контролем государства; субсидирование размера процентных ставок при кредитовании банками предприятий реального сектора и/или предоставление государственных гарантий по таким ссудам.
     В условиях острого дефицита средств  поддержки банковской системы особую роль призваны сыграть меры косвенного характера:
     поощрение (или принуждение) акционеров коммерческих банков к вводу ограничений на выплату дивидендов, наращивание акционерного капитала и т.п.;
     применение  индивидуальных норм пруденциального  надзора в отношении банков, в  значительных объемах предоставляющих  кредиты реальному сектору;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.