На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оплата труда работников растениеводства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Педагогическая наука педагогическая действительность: ее становление и развитие
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опьг предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт и, в-третьих, передать ег< следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое ново< поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.
     Что такое педагогика? Наука, изучающая закономерности передачи старшим и активноп усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называете педагогикой."
     В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» («пейда» - ребенон «гогее» - вести) можно перевести как «детоводитель», «детовожатый». Таким образом, «педагогика» буквальном переводе с греческого - детовождение. Основными категориями педагогики являются развитие, воспитание, образование, обучение.
     В результате развития науки, техники и культуры происходят дифференциация знаний специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляете особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настояще время большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяютс особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими данными и т.д.
     Основные «ветви» древа педагогической науки следующие.
     Общая педагогика -- изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитана являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасл педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составным частями общей Ледагргики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теори организации и управления в системе образования.
     Дошкольная педагогика -- изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.,
     Педагогика общеобразовательной школы -- исследует содержание, формы и методы обучена и воспитания ШКОЛЬНИКОВ:[3] г
     Специальная педагогика (дефектология) -- наука об особенностях развития и закономерности обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки, зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления: сурдопедагогика -- изучае закономерности обучения и воспитания глухих, тифлопедагогика -- слепых и слабовидящих дете олиго- и френопедагогика -- умственно отсталых детей; логопедагогика -- разрабатывающая вопрос исправления речи детей и подростков.
     Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования - изучает разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся средних специальных учебных заведений.
     Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителе всех возрастов.
     Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов.
     Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.
     Значительное место в системе педагогических знаний занимает история педагогии раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные историчесю эпохи, разных стран и народов.
     В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующ! научного и практического подтверждения. В современных условиях педагогику рассматривают к науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного профессионального развития, так как современная система образования и воспитания касает практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения , профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Поскольку объектом обучения воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занима главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Методология пед. Науки и деятельности. Особенности, структура и тенденции развития современной пед. Науки.
    Понятие «методология педагогической науки»
Успех развития любой науки во многом зависит от разработки методов исследования. Из истории развития педагогики видно, что изначально педагогическая мысль базировалась на философских умозрительных заключениях, выступая результатом творческой деятельности выдающихся мыслителей. Динамика ее развития в то время была менее интенсивна в сравнении с периодом, когд теоретическая деятельность стала сочетаться с практикой. К таким педагогам прежде всего относятс: Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. В XIX в. ста проводиться много экспериментов и исследований, способствовавших развитию теории обучения и воспитания. В настоящее время для осуществления этой задачи разработано много методов. Кроме того, появилось целое учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательско деятельности, называемое методологией.
Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и < способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре?
педагогической теории. Методология также разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы. Каждый педагог может заниматься любым видом деятельности, в тс числе и всеми одновременно.
Под методологией понимают совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе развития той или иной науки.
Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения (рефлексии) реально действительности в сознании человека. Педагогическая наука развивается, исходя из следующих методологических положений:-
воспитание как общественное явление обусловливается потребностями общества и тенденциями
его развития.
Важное значение в воспитании приобретает сама личность: ее устремления, задатки и способности;
решающее значение в получении воспитания играет активность самой личности. Личность долже стремиться к получению достойного воспитания, только при таком условии можно достигнуты наилучших результатов.
Без методологических знаний сложно грамотно провести педагогическое или какое-либо другое исследование. Ведь в содержание методологической культуры входят: методологическая рефлёкси? (анализ собственной научной деятельности), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления,конструирования.
Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких как: у
система знанйй. т. .е. методологические исследования. Их задача - выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов; 2) система научно-исследовательской деятельности, т. е. методологическое обеспечение. Этот аспе предполагает использование методологические знания для обоснования программы исследования оценки ее качества. / 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 вопрос 2. Методологическое познание
На стадии прикладного методологического познания в каждой предметной области образуются (см. рис.2) относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде методологий. Методология как частная система знаний, возникающая на методологических стадиях познания, является в существенной степени (и это отражено в её названии, происшедшем от "метод" и "...лог учением о методах (и теориях), возникающих на соответствующих ступенях познания. Методологию следует сводить к совокупности методов, подобно тому, как не сводится метрология к совокупности измерений, зоология к совокупности зверей и т.д. Наиболее важные точки приложения методологии: выявление объекта и предмета исследования;
постановка научной задачи или проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологически ошибки, приводящие, например, к выдвижению псевдопроблем, что существенно затрудняет
получение результата); 
построение путём сочетания известных элементов научно-методического аппарата и/или создания новых элементов, пополняющих научно-методический аппарат науки, метода (или теории) решения рассматриваемой научной задачи (проблемы) и оценка его применимости;
решение проблемы выбора между конкурирующими методами и теориями, поиск критерия истинное
теории;
анализ обоснованности и оценка достоверности получаемых выводов; оценка научно-технического уровня и значимости получаемых научных результатов. Другими словами, методология формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи (проблемы): даёт научное обоснование ochobhi компонент проводимого научного исследования, таких как:
объект исследования - это вполне определённая часть познаваемой предметной области (процесс явление и т.п.), изучение которой является целью исследования;
предмет исследования - та сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании. Один и тот же объект может быть предметом ряда различных исследований. Пример, относящийся
военной науке:
объект исследования - боевые действия (БД) войск;
предмет исследования (варианты): 
        На стадии методологического познания получаемые знания интегрируются (на уровне элементов как действующих, так и пока ещё складывающихся, иногда альтернативных, методологических теорий) в научные основы методологической науки эмпирического и теоретичес
уровней.
2.1. Эмпирические основы
Эмпирические основы методологического уровня и предметного уровня по составу элементов не отличаются. Особенностью является лишь то, что эмпирические факты на стадии прикладного Методологического познания - методологические, а на стадии философского методологического / познания - философско-методологические (отражают свойства философских предметных наук и учений, процессы их возникновения и развития, а-также свойства методологий различных предметж областей).
2.2. Теоретические основы
Теоретические основы методологической науки в качестве составных элементов включают ; исходные эмпирические основы (методологической науки); исходные теоретические основы (методологической науки); методические основы (методологической науки) методологические
результаты. . ..
По своей структуре теоретические основы методологической науки аналогичны теоретическим ochoi
предметной науки.
Понятийный аппарат методологического уровня познания представляет собой совокупность специфических понятий, категорий, терминов и определений, вводимых в рамках создания методологических основ данной науки (так понятийный аппарат философского уровня включает а вокупность специфических философских терминов и понятий - объект, субъект и др., а также наибог общих категорий - единичное, особенное, всеобщее и др., вводимых по определению в рамках создания философских теоретических основ науки, причём "философские понятия и представлен обладают предельной общностью"]
Методические основы методологической науки включают научно-методический аппарат методологической науки и методологические основы методологической науки, объединяющие в своём составе методы обоснования и сами обоснования конкретных элементов научно-методическс аппарата методологического уровня.
Научно-методический аппарат методологической науки включает более или менее широкий набо средств (способов, приёмов, методических подходов, методов, методик) описания, анализа, объяснения (предсказания) и синтеза (оптимизации) свойств рассматриваемого множества методов теорий, а также их практического использования в научной и практической деятельности. Методологические результаты интегрируют в своём составе логические основы методологическс уровня и методологические данные.
Методологические данные - это совокупность методологических положений и выводов (в том чисг методологических гипотез, соотношений, принципов, концепций, закономерностей и законов, вытекающих из рассматриваемых методологических фактов) и обусловленных этими выводами методологических рекомендаций, которыми следует руководствоваться при применении и развит наук как частных систем знаний, (уровень методологии предметной области) и науки в целом как об системы знаний (уровень всеобщей методологии научного познания).
В рамках развития методологических наук наиболее совершенно, формой организации знаний является методологическая теория. Основным объектом изучения методологической теории, в отличие от предмет! ной, является та или иная совокупность методов.
Методологическая теория имеет структуру, аналогичную ране рассмотренной, применительно к теории вообще, и включает не которую совокупность взаимоувязанных частных методологических методов, применяемых по отношению к методам теориям тех или иных наук, выступающим в качес объекта методологии.
Примером методологической теории, возникшей в довольно широкой предметной области, а именн
области технических наук, является теория принятия технических решений.
Результатами наиболее глубокого развития методологических теорий является возникновение
метатеорий.
Метатеория - теория, анализирующая структуру, методы и свойства другой, так называемой
содержательной теории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 вопрос взаимосвязь теории в педагогике. Методология и логика практической пед деятельности. В современной литературе под методологией понимают прежде всего методол научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавател деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских сре, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движени следователя в процессе решения исследовательских задач.
      Всякая методология выполняет регулятивные, нормативные функции. В этом, собствеш состоит ее назначение. Но методологическое знание может выступать либо в дескрипти (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, т.е. в форме предписаний, npi указаний к деятельности.
      Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономернс научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная направлен регуляцию деятельности.
      В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философе общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего, философа уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в це. Методологические функции выполняет вдя система философского знания. Второй уровень общенаучная методология -- представляет собой теоретические концепции, применяемые ко ? или к большинству научных дисциплин. Третий уровень -- конкретно-научная методология, совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специал! научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфиче для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких ypoi методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогиче исследованиях. Четвертый уровень -- технологическая методология -- составляют методи техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпиричес материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного зна На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
      Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними сущест определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное с вание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу позн; и преобразования действительности.
      Теперь рассмотрим педагогическое исследование в его движении, в динамике, как npoi перехода от незнания к знанию. Для этого придется пользоваться некоторыми весьма оби. категориями, в первую очередь главными из тех, которыми характеризуется любая деятельнс цель, средства, результат. Кроме того, понадобятся понятия общенаучного уровня: эмпириче< описание, теоретическая модель (общее представление об избранном объекте исследовав нормативная модель (общее представление о том, что нужно делать с объектом, чтобы максима] приблизить его к научно обоснованному представлению о нем) и проект (конкретные но деятельности, рекомендации для учителя, составителя учебников и т.д.). Пользуясь терминологией, покажем основные этапы- и процедуры, характеризующие логику педагогичеа исследования.
      Чтобы представить обобщенную логику педагогического исследования в наиболее краткс доступном виде, изобразим его как последовательность переходов от эмпирического опис; педагогической действительности, как она представляется исследователю в первом приближении, отображению в теоретических моделях и в нормативной форме (в нормативных моделях).
      Методы педагогического исследования в отличие от методологии - это сами способы изуч< педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономеjc связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследовани! математические и статистические методы.
      Методы изучения педагогического опыта -- это способы исследования peaj складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей.
      Наблюдение -- целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в проц которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся 3ai (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному план выделением конкретных объектов наблюдения.
      Методы опроса -- беседа, интервью, анкетирование. Беседа -- самостоятельный дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по зар; намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свобод форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирова привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придержива заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интер ответы записываются открыто. 
      Анкетирование -- метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресоЕ анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к nv анкетирование -- заочным опросом.
      Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письмен графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдель дисциплинам и т.д.
      Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, класс журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя не* рыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организ;
образовательного процесса.
     Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент -- специаг организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогиче< эффективности. Педагогический эксперимент -- исследовательская деятельность с целью изуче причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное м< лирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследовател педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и процессов. 8 вопрос Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
     С развитием теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия - субъект и объект управления. В авторитарных педагогических системах свойством субъектности однозначнс наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль (позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с требованиями извне. Однако саойство субъектности присуще всем людям. А. В. Брушлинский счита что субъектность развивается уже в три месяца, но отчетливо проявляется лишь в предметно- манипулятивной деятельности, когда, например, ребенок ставит один кубик на другой, т.е. решает задачу и понимает - решил он ее или нет. Способность устанавливать обратную связь - универсаль механизм саморегуляции (Анохин, Бернштейн, Виннер) и показатель свойства субъектности. В традициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равнозаинтересованные субъекты - педагоги и воспитанники.
     Субъект - это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. А. Н.Леонтьев отмечал, ч формирование-личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Если н первых порах формирование личности обусловлено ее связями с окружающей действительностью, широтой ее практической деятельности, ее знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она становится не только объектом, но и субъектом воспитания.
     Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это влияние (внешний стимул) долж1 быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости, интерес и др.). В процессе воспитания большое место занима< внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Опосредование внешних воздействий че внутренние условия (С.Л.Рубинштейн) происходит в процессе непосредственных или опосредованн взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений. Эту диалектическую обусловленность применительно к детям показал А. С. Макаренко. Он отмечал, что со всем сложившимся миром, окружающей действительностью ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, 'усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка".
     Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его характер поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношение окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому важно знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возрастных этапах. Не менее важно проникнуть в глубинные механизмы этого процесса и понять, каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человеке определяет его развитие как личности. Здесь речь должна идти о специально организованной встречной активности личности, получившей название самовоспитания.
     При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник сам задумывает свою игру и сам играет, отражая в ней свое понимание воспринятой hi действительности.
     В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации, которая способствует перестройке деятельности на основе постаж им задач преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших человеческих качеств.
     Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели к; субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.
     Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способное- и общественного самосознания ребенок начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту
воспитания. С возникновением этого нового весьма своеобразного в формировании личности факт человек сам становится воспитателем.
    Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленн; на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.
    Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом в достижении поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9вопрос. Пед процесс как основная категория педагогики. В педагогике можно выделить три категории: воспитание, образование, обучение. Рассмотрим их по отдельности.
   Воспитание - это целенаправленный и специальный процесс формирования этических, эстетических, нравственных, умственных и физических качеств человека.
   Образование - это усвоение человеком определенной совокупности знаний, обобщенных на> формирование на этой основе определенных качеств личности.
   Обучение - это совместная деятельность учителя и учащихся, которая направлена на усвоен знаний, умении и навыков, в ходе которой осуществляется развитие личности.
   Сейчас под воспитанием понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения и поколению. Воспитатель передает накопленный человечеством опыт, знакомит с миром культуры, инициирует к самовоспитанию. Ученик должен овладеть культурой работы над собой, способами общения и нравственным понятиям. 0
   Вторая категория педагогики - образование - понимается как процесс обучения, воспитания человека и их результат, который представляет собой систему. Образование включает в себя и воспитание. Принципы, методы, формы обучения и воспитания являются основным фактором направленности образования (педагогического или технократического, демократического или авторитарного).
   Обучение - третья категория педагогики В процессе обучения происходит процесс взаимодейс учителя и ученика, как результат - развитие ученика. В этом процессе учитель передает знания, жизненный опыт, основы культуры, управляет процессом освоения обучения, создает условия для развития психических свойств личности учащегося.
   Воспитание и обучение диалектически связаны друг с другом. Воспитание и обучение, являясь способами осуществления педагогического процесса, представляют собой технологии образования которых фиксируются этапы и ступени достижения выдвинутых целей образования.
   Воспитание и обучение рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры и являются качественными характеристиками образования, включающими в себя результаты педагогического процесса, которые отражают степень реализации целей образования.
   Соотношение же этих трех категорий выразим в утвер>едении, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как организованную определенным образом деятельность, результатом которой является развитие человека.
   Если рассматривать процессы воспитания, обучения Или образования в качестве системы, то необходимо выделить следующие элементы: цель, средства, результат, объекты! и субъекты! процесса.
   Существует также процесс самовоспитания, который характеризуется постановкой учеником воспитательной цели перед самим собой. При этом он одновременно является субъектом и объект!
процесса воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10вопрос Объект и предмет педагогики и задачи.
Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» - «дитя» и «аго» - «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики - ребенок, человек, личност Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения сво? особый предмет исследования. Закономерностями детского организма и протекания физиологичен процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии - закономерности становления и развития психических функций у ребеь на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
Педагогика объединяет и синтезирует в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития н о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания Педагогика - это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путе? реализации законов воспитания и методик обучения.
Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект - растущего, развивающегося человека - нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на осн философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических й психофизиологических исследований.
Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, е возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также | философии педагогики. Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера: они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики. Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практичеа применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.
Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные- Постоянные задачи
Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике - это связь межд' преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатам где результатами являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов. Закономерные связи - связи, удовлетворяющие определенным требованиям. Одно из таких требований - объективность связи, т. е. ее независимость от желания, настроения участников педагогического взаимодействия. Важен и причинно-следственный характер связи. Он выражается том, что результаты педагогического процесса предопределяются строгим набором факторов. Тре важный фактор - всеобщность, т. е. проявление закономерных связей в работе педагога. И, након» отмечается повторяемость закономерных связей: их способность воспроизводиться в аналогичны) ситуациях.
Каузальные (случайные) связи. Основная причина их возникновения - отвлекающие временные
психические состояния школьников.
Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность - это всегда творческий процесс. Однако существуют определенн рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».
Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.
Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование Bbinoj функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.
Задача внедрения результатов исследований в практику. Временные задачи
Их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки педагогики:
создание библиотек электронных учебников:
разработка стандартов педагогического профессионализма:
выявление типичных стрессов в работе учителя:
создание дидактических основ обучения «трудных» детей:
разработка тестов уровней педагогического мастерства:
анализ типовых конфликтов в отношениях учитель - ученик. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11 вопрос. Педагогический процесс как целостное явление Понятие целостности педагогического процесса
Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересован! том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: 2 целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровен его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. . Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование hoi качества.
Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительны; переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей' действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса. Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостност личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельнс 13 вопрос § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всесторон! развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценнс усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих
способностей.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышле! практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полез) труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человек учебно-познавательной деятельности или учении.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. С тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогичес процесс, имеет заданную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к зна! от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической "передаче' знаний., умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии наход: педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний - он развивает и воспитывает, т.е! осуществляет целостную педагогическую деятельность. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремле? к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуег познания, субъект педагогического процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16 вопрос. Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация
В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленно множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочж научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогичеа деятельности.
Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно- воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Э взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учител который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (чг детали), которые называются методическими приемами. Например, составление плана изучаемог материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п. По отношени методу приемы носят частный подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогиче< задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между сс могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической зада1- других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучень Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразны приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса. Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспита которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной сторон! различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.). а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средстЕ массовой информации и т.п.).
Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообр методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на раб младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях, есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19 вопрос Методы воспитания: понятие и классификация
       Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последнс учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) може влиять и вне деятельности педагога, без педагога (
     Методов воспитания чрезвычайно много. По некоторым скромным подсчетам, основных общепринятых методов не менее пятисот. Использовать отдельные методы, не сознавая при этом системы, применяемой на практике, - трудно. Систематизация методов также нужна для лучшего запоминания (
     До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы (см. табл.). Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практ
     
          Классификация метод
ов по источникам передачи содержания
Группы методов
    Виды методов
      Источники передачи содержания
!группа Словесные методы Рассказ, беседа, инструктаж и др.
I! группа Практические методы Упражнения, тренировка, самоуправление и др.
1111 группа Наглядные методы Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др
 
 Г.И. Щукина предлагает следующую классификацию методов воспитания * Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:
         методы формирования сознания;
         методы формирования поведения;
   методы формирования чувств и отношений. Это тоже широко распространенная классификация.
    1. Методы формирования сознания учащихся предназначены'для того, что передавать информа от учителя к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрени поведения, отношений (Хрест. 11.1). Среди этой группы методов центральное место занимает ме убеждений Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Oh является ведущим в воспитательной работе. Этот метод служит для формирования взглядов, коте в сознании учащегося, в его тезаурусе раньше не имелось (или они не были закреплены), или дактуализеции имеющихся знаний ( Самоутвермодение и самовыражение личности школьника происходит в условиях нечетко i осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми t глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событие допускает ошибки в суждениях ( Одним из основных противоречий, которые разрешаются в процессе воспитания, являете противоречие между примитивными представлениями школьника о сущности происходящих собьп теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания. 2, Методы организации деятельности и формирования поведения - это практически* методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе позн он не только созерцатель, но и деятель. К этой группе методов относятся: упражнение, приучен! поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используь непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влия! на формирование сознания человека. Более подробно остановимся на методе упражнений Метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощь разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задани> помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручен требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения. Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практически задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, кг показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания ему (
    3, Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельное используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - з( побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности^ создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успе
                          контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др. ( 11,1.5. Формы воспитания Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Использ термины "воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания". Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательнь целей.
        В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной рабо" нет. Наиболее распространенной является кпассис|>икация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружко групповая и индивидуальная. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательно!
работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности. Например, для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков "Что? Где? Когда?", конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и,т.п.
     При осуществлении задач нравственного нвоспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемосты, акции милосердия, литературно- музыкальные композиции и т. п.). Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитатель процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находитьс? педагогическая целесообразность (Виноградова М.Д., 1977; аннотация).
     Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личносп
     Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.
     Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быт нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывае личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активно! работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.
                               Закономерности воспитания Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объектив действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствам при любых конкретных обстоятельствах.
     Можно выделить следующие закономерности воспитания (Пидкасистый П.И., 1996):
      о воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.