На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«СИБИРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ» (ГОУ  ВПО «СГГА»)
Кафедра экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине        МАКРОЭКОНОМИКА
На тему Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах
 
 
                                             Студента 1-го курса               
                                                 ЗИМИНА ПАВЛА
                                                 группа – БЭ-11
                                                                                   (группа)
Руководитель  к.э.н. НИТЯГО
                                                ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА
                                                                               
        Оценка после защиты _________________
                                                            Дата защиты _________________________
 
 
НОВОСИБИРСК, 2011
ЗАДАНИЕ
    на  курсовую работу
    По  дисциплине: Макроэкономика
    Студент Зимин Павел
    Группа  БЭ – 11
    Тема  курсовой работы Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах
    Исходные данные к работе (перечень основных материалов, необходимых для выполнения курсовой работы) Экономическая теория / под ред. Камаева В.Д. - М., "Владос". 2009.
    Цель курсовой работы
    Провести  теоретическое исследование обосновать необходимость и значимость теории спроса и предложения
    Краткое содержание курсовой работы (название глав)
    Введение 
    1. Теоретическое обоснование спроса и предложения в условиях рынка
    2. Взаимосвязь спроса и предложения
    Заключение 
    Список использованных источников 10 с.27
Задание на выполнение курсовой работы выдано «18» сентября 2011 г.
Первый просмотр курсовой работы руководителем «1»  декабря 2011 г.
Техническое оформление работы и сдача ее на кафедру «19»  декабря 2011 г.
 
Министерство  образования и науки Российской Федерации
    Федеральное агентство по образованию
    Государственное образовательное учреждение высшего
    профессионального образования
    «СИБИРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ
    АКАДЕМИЯ» (ГОУ ВПО «СГГА»)
Кафедра экономики  и менеджмента
    Рецензия
    На  курсовую работу по дисциплине «Макроэкономика»
    Студента 1 курса, Зимина Павла, БЭ-11   группы
На тему Спрос  и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах
         Срок представления: 19.12.2011 г.
    Представил:____________________________________________________
         Объем: 28 страниц
    Работа  к защите: _________________ рекомендуемая оценка _________
       (допускается, не  допускается)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научный руководитель  ___________________________/Нитяго И.В./
    “_____” _______________________ 20___ г.
    Оглавление:
Введение……………………………………………………………...................5
Глава 1. Теоретическое обоснование спроса и предложения
      в условиях рынка
    1.1. Сущность и история возникновения теории спроса и предложения…………………………………………………….………..7
1.2. Закон спроса  и предложения……………………………………………..11
Глава 2. Взаимосвязь спроса и предложения
2.1. Равновесная  цена………………………………………………..................18
2.2. Дефицит и  избыток на рынке…………………………………..................20
2.3. Совокупный  спрос и совокупное предложение………………………....21
Заключение………………………………………………………………….....27
Список  литературы………………………………………………...................29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
    Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.
    Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей  спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных  товаров и услуг. Состояние рынка  определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных  понятия: спрос и предложение.
    Спрос и предложение - взаимозависимые  элементы рыночного механизма, где  спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения  в уровне цен на товары.
    Изменение соотношения между спросом и  предложением порождает колебания  рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания  устанавливается тот уровень  цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения  и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
    Цель  данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения  с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
    В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
    - рассмотреть  теоретические понятия спроса  и предложения; 
    - раскрыть  основные влияющие факторы и  законы спроса и предложения; 
    - проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.
    Предмет исследования в работе - экономические  категории спроса и предложения.
    Объект  исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
    Приемы  и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе  имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными  и практическими выводами по рассматриваемой  теме.
    Степень разработанности проблемы. Методологическую основу теории спроса и предложения  составляют идеи основоположников экономической  науки.
    В работе использованы труды таких  теоретиков, как А. Смит, А. Маршалл, Кейнс, М. Фридман.
    В настоящее время рассматриваемая  проблема широко обсуждается на страницах  научных и специализированных изданий. Вместе с тем для большинства  работ свойственна узкая направленность исследований, связанная с историческим развитием экономической мысли  и современными реалиями. В качестве перспективного направления исследований представляется изучение законов спроса и предложения и их практической реализации в рыночной экономике.
    Актуальность  данной темы состоит в том, что  спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому  важно знать, как они взаимодействуют  в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как  они функционируют в рыночной экономике.
 
 
 
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1. Сущность и история возникновения теории спроса и предложения
    Спрос и предложение - два взаимосвязанных  и основополагающих понятия в  рыночной экономике. Впервые законы спроса и предложения детально начал  исследоваться в середине XVI века. Впервые детальная разработка закона спроса и предложения появилась  в трудах испанского и перуанского  юриста и экономиста Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.
    Его теория субъективной стоимости приводит к различению элементов спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Это послужило основой определения понятий публичных торгов и соперничества покупателей и продавцов.
    А.Маршалл  приводит следующую формулировку рынка: «Рынок – это всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения  и заключающая сделки по поводу любого товара». Дав теоретический анализ "цены спроса" и "цены предложения", Маршалл подходит к определению цены равновесия, которая представляет собой точку пересечения кривых спроса и предложения (динамика спроса определяется убывающей предельной полезностью, а динамика предложения - возрастающими издержками производства). В рамках маршаллианского анализа снимается вопрос о том, что является конечным основанием цен - полезность или издержки. Оба фактора одинаково значимы и спор по этому поводу аналогичен, по выражению Маршалла, спору о том, "разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц". Тем не менее, если вводить в анализ цены равновесия фактор времени (а Маршалл был первый, кто это сделал и ввел понятие о равновесии рынков в различных временных диапазонах) и анализировать ситуацию мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия, то воздействие спроса и предложения на цену равновесия не будет одинаковым. Mapшалл подробно проанализировал эти ситуации, придя к выводу, что в условиях мгновенного равновесия на цену оказывает исключительное влияние спрос, в условиях же долгосрочного равновесия - цена регулируется издержками. Иными словами, чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на цену, а чем этот период продолжительнее, тем большее влияние на цену оказывают издержки.
    Анализируя  ситуацию мгновенного и краткосрочного равновесия, Маршалл делает вывод, что  в этих условиях приоритет получает спрос, потому что предложение в  большей степени инерционно и  не успевает за колебаниями первого. Это понятно, поскольку для изменения  предложения требуется время  для создания дополнительных производственных мощностей. На данном временном отрезке  повышение спроса ведет к росту  цен. Предприниматель в этих условиях получает временный дополнительный доход (квазиренту - по определению  Маршалла) которая представляет собой  разницу между новой, более высокой  ценой товара и издержками производства. Однако она носит временный характер, поскольку высокий дополнительный доход привлекает новых товаропроизводителей, в силу чего предложение увеличивается, цена падает и в долгосрочном периоде  квазирента исчезает.
    Следует отметить, что в "Принципах политической экономии" анализируется стихийное  регулирование цен в условиях свободной конкуренции. В то же время  в период написания работы Маршалла происходило быстрое развитие производственных монополий, и он, естественно, не мог  обойти вниманием проблему монополии  и ее влияния на процессы ценообразования. В данном вопросе Маршалл опирался на теоретическое наследие французского экономиста О. Курно (1801-1877), который  еще в 1838 г. в работе "Исследование математических принципов богатства" исследовал проблему установления цен  в условиях монополий. Курно с помощью математической модели рассмотрел ценообразование для случая, когда одна фирма концентрирует производство и предложение какого-либо товара и показал, что подобная фирма устанавливает цену значительно выше той, которая, при тех же условиях производства, установилась бы при наличии конкурентов. Превышение монопольной цены над конкурентной Курно объяснил тем, что повышение первой цены встречает только единственное ограничение в виде спроса, в то время как повышение второй цены имеет и другое ограничение в виде политики цен конкурентов.
    Маршалл также допускает, что монополия  будет ограничивать объем производства товара, ища такой объем при  таком уровне цены, который обеспечит  ей максимальное расхождение между  валовой выручкой и валовыми издержками. Монополист потеряет весь свой монопольный  доход, если будет производить такое  большое количество, при котором  его цена предложения будет равняться  цене спроса; количество, которое обеспечит  максимальный монопольный доход, всегда значительно менее этого. Однако Маршалл рассматривает монополию  как частный случай на общем фоне неограниченной конкуренции, закономерности ценообразования в условиях которой  остаются господствующими. Другими  словами, теория Маршалла - это теория цен в конкурентных условиях. (И  во всех теориях последователей Маршалла и даже у их критиков предполагается, что экономика, если брать ее целиком, конкурентна.)
    Говоря  о других аспектах теории ценообразования  Маршалла важно упомянуть о "ренте потребителя", которую Маршалл ввел в свою теорию спроса. Эта рента представляет собой избыток общей полезности покупаемых товаров над фактически заплаченной за них суммой денег, то есть разницей между тем, что готовы заплатить покупатели и фактической ценой товара. Маршалл определил этот род потребительского излишка как "...излишек сверх цены, уплачиваемый потребителем в действительности, который он скорее уплатит, чем останется без данной вещи". Маршалл приводит следующий пример: коробок спичек стоит 1 пенс, но для курильщика он столь дорог, что за удовольствие закурить немедленно он готов заплатить значительно дороже. Разница между тем, что готов заплатить курильщик за спички и тем пенсом, который он действительно платит, и есть, по мнению Маршалла, выигрыш или "рента потребителя". (Другое, более традиционное обозначение для данного понятия -- излишек потребителя)
    Маршалл формулирует не только закон убывающей  предельной полезности, но и закон  убывающей предельной производительности, рассматривая его в качестве теории спроса на факторы производства, в  частности утверждая, что заработная плата имеет тенденцию быть равной чистому продукту труда. В то же время, отдавая дань классической политической экономии, он пишет, что одновременно заработной плате присуща тенденция  находиться в тесном, хотя и весьма сложном соотношении с издержками воспроизводства, обучения и содержания производительных работников. Что касается предложения труда, то здесь Маршалл  разделяет концепцию У. Джевонса (1835-1882), которого считают основоположником английского варианта теории предельной полезности. Напомним, суть концепции  Джевонса в том, что человеческие усилия обладают положительной ценностью, и труд будет предлагаться до тех  пор, пока человек ощущает превышение удовлетворенности над неудовлетворенностью. Именно тяготы труда, по мнению как  Джевонса, так и Маршалла, управляют  предложением производственных усилий. Интересно отметить, что Маршалл  распространяет действие второго закона Госсена на процесс производства, где распределение инвестиций между  альтернативными возможностями  он рассматривает как иллюстрацию  равенства отношений предельных полезностей к ценам.
    В целом работа Маршалла внесла значительный вклад не только в разработку теории цены равновесия, но также в исследование теории процента, прибыли и ренты. В частности, прибыль Маршалл  приписывает четвертому фактору  производства - организации, и включает ее в нормальную цену предложения, в отличие от квазиренты. В теории процента он рассматривает его со стороны спроса и предложения капитала, где ставка процента со стороны предложения капитала зависит от предпочтения настоящих благ будущим, а со стороны спроса на капитал - от его производительности.
    Таким образом, Альфред Маршалл заложил  основы неоклассической экономической  теории, показав как цена и объем  производства определяются при взаимодействии спроса и предложения. Данная теория ценообразования была применена  и к рынкам факторов производства. В дальнейшем неоклассическая теория совершенствовалась в нескольких направлениях: создавалась теория общего экономического равновесия и масштаба производства; создавались модели несовершенной  конкуренции; подводился базис под  теорию формирования спроса и т.д.
    1.2. Закон спроса и  предложения
    Теория  спроса и предложения - теория, объясняющая, как потребительские предпочтения образуют спрос, а издержки предпринимателей – предложение. И  как спрос  и предложение, взаимодействуя, устанавливают  равновесие между количеством товаров  и услуг и их ценами.
    Теория  спроса и предложения рассматривает  закономерности между количеством  товаров на потребительском рынке  и спросом на них со стороны  покупателей. Кривая спроса показывает взаимосвязь между количеством  товара и ценой, т.е. какое количество товара покупатели готовы приобрести по каждой цене. По мере уменьшения цены спрос растёт. На него также влияют и доходы покупателя. Нормальный товар  – такой, которого люди покупают больше при росте доходов. Низший товар  – тот, которого люди покупают меньше при росте доходов. Теория учитывает  ожидания покупателей, их вкусы и  предпочтения. Если люди ожидают роста  цен, то стараются купить товар до изменения цены. Помимо такого показателя, как кривая спроса, в рассматриваемой  нами теории существует также кривая предложения,  показывающая, какое количество товара, и по какой цене продавцы могут продать на рынке. Когда цены растут, у производителей появляются стимулы в производстве товара, и растёт производство.
        Какие желания уравновешиваются на рынке?  Согласно теории, с одной стороны, желание покупателя купить товар, с другой – желание продавца его продать. Когда предложение превышает спрос или спрос превышает предложение – планы покупателей или продавцов меняются. Иногда суммарное количество товара, предложенное для продажи, в точности совпадает с количеством товара, которое покупатели хотят купить – и тогда рынок находится в состоянии равновесия (спрос равен предложению).
        Теория спроса и  предложения утверждает, что существует только единственная цена, при которой  планы продавца и покупателя совпадают  – это равновесная цена. Рыночный механизм имеет тенденцию к равновесию. Чрезмерное количество товаров давит  на цену, и она уменьшается, это  сигнал покупателям менять свои потребительские  планы.
        Она показывает, что  если спрос больше предложения –  образуется избыточный спрос, ведущий  к дефициту. Меняются планы продавцов, они могут наращивать выпуск товаров. Другие продавцы видят выгоду в возросшем  спросе и увеличивают цену. В результате изменения планов произойдёт воздействие  на цену снизу, поднимая её вверх. Покупатели также станут менять свои планы, урезают  потребление. Изменение планов продавцов  и покупателей ведёт рынок  в состояние равновесия. Все эти  факторы и взаимозависимости  и исследует теория спроса и предложения. Она показывает, как рыночный механизм управляет экономикой, т.е. как взаимосвязь  спроса и предложения воздействует на колебание цен.
    Закон спроса
    Спрос - это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом.
    На  спрос воздействует ряд рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы  и предпочтения, их число на рынке, цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем, обычно предстает  рынок, где имеется возможность  выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретет больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот. 
Например, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться, как показано в шкале спроса.

    Таблица 1. Шкала спроса
Цена 1 кг яблок  
(руб.)
    Продано (тонн)
200     2
150     4
130     6
100     9
80     15
50     25
 
    Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимосвязь цены и спроса.
    Кривая  спроса (по цене)
      
 

Рис. 1. Кривая спроса
    Закон спроса выражает следующую функциональную зависимость спроса (С) от цены (Ц): С=F(Ц), где F - показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. И обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.
    Кривая  С1-С2 на графике показывает, как при  повышении цены платежеспособная потребность  людей сокращается и наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.
    Важно учитывать и такую тенденцию, касающуюся цен на субституты (заменители), т.е. два товара, имеющие одинаковое значение для потребителя. Если повышается цена на первый продукт, то это ведет  к увеличению спроса на другой. Когда  покупатель предпочел приобрести второе нужное ему благо в большем  количестве, то становится очевиден эффект замены (закуплено больше полезностей  по относительно меньшей цене). Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса ("чувствительность" его объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс): 
    

    Эластичным  спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, при повышении  цены автомашины на 1% объем продаж снижается  на 2%.
    

 
    В этом случае: Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют различные знаки. Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали, или ни понижались цены на соль, спрос на нее не изменен.
    Закон предложения
    Предложение - это сумма товаров, которые продавцы готовы продать по альтернативным ценам. На предложение влияют несколько факторов:
      число продавцов на рынке;
      различия в технологических методах изготовления одноименных товаров (более технологичные изделия пользуются предпочтением потребителей);
      цены на продаваемые продукты, субституты и другие виды изделий.
     На  рынке обычно возникает возможность  реализации альтернативного количества предлагаемого блага по разным ценам. Продавцы одного и того же вида товара устанавливают два уровня цен:
    Цену, ниже которой никто не стал бы продавать;
    Цены, по которым никто из них не откажется реализовывать продукт.
    Например, на каком-то местном рынке продаются  яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок  будет возрастать, как показано в  шкале предложения.
    Таблица 2. Шкала предложения
Цена 1 кг яблок 
(руб.)
Продавцы  готовы продать (тонн)
    200 25
    150 15
    130 9
    100 6
    80 4
    50 2
 
    Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают взаимозависимость цены и предложения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.