На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Специальная психология как отрасль психологической науки

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение…………………………………………………………………………….……3
Глава 1. Основные направления специальной психологии………………………..…..4
1.1. Олигофренопсихология……………………………………………………..….… 7
1.2. Сурдопсихология…………………………………………………………………..7
1.3. Тифлопсихология…………………………………………………………………….8
Глава 2. Современные представления о нормальном иотклоняющемся развитии……………………………………... ……………………………………….….19
2.1. Общие  закономерности отклоняющегося  развития ………………………..…..12
Заключение  ……………………………………………………………………………....15
Список  литературы……………………………………………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Возникновение специальной психологии (от греч. specialis - особенный, своеобразный) как самостоятельной  отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Однако это было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт - все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.
    До  этого времени специальная психология являлась неотъемлемой частью дефектологии - комплексной науки, включающей как разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, так и разработку научно обоснованных медико-психолого-педагогаческих коррекционных воздействий применительно к детям, имеющим различные недостатки в психофизическом и личностно-социальном развитии
    Психология  специальная - отрасль психологии, изучающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. Изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры мозга головного, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.
    Психология  специальная, как и педагогия  специальная, входит в состав дефектологии - комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.
    Выявлено, что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные  изменения психического развития, перестройку  жизненной позиции, системы взаимоотношений  с окружающими, мышления, восприятия и пр. На базе данных психологии специальной  строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, консультация профессиональная и отбор профессиональный.
    Основной  задачей психологии специальной  является формирование адекватной личности в условиях применения специальных  методов и приемов воспитания и обучения, за счет коих происходит замещение и перестройка нарушенных функций. 

    Глава 1. Основные направления специальной психологии
    Наиболее  рано сформировавшимися как в  теоретическом, так и прикладных аспектах были такие направления  специальной психологии, как психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология слепых (тифлопсихология).
    В настоящее время наблюдается  тенденция к пересмотру кли-нико-психологических  терминов и их замене терминами психолого-педагогическими (вместо «психология умственно отсталых» и «олигофренопсихология» все чаще употребляются термины «психология детей с выраженными (стойкими) отклонениями в интеллектуальном развитии», «психология детей с недоразвитием познавательной сферы» и др. Помимо названных направлений современная специальная психология включает в себя: психологию детей с задержкой психического развития, психологию детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, психологию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, психологию лиц с нарушениями речи, психологию детей со сложными недостатками развития.
    Кроме того, все чаще в образовательных  учреждениях встречаются дети, испытывающие трудности социально-психологической адаптации и обучения вследствие тяжелых соматических заболеваний (заболевания крови, органов дыхания, различные виды аллергий, желудочно-кишечные и сердечные заболевания и др.), а также в связи с последствиями тяжелых эмоциональных переживаний (посттравматические стрессовые расстройства - ПТСР), превышающих по своей интенсивности или длительности индивидуальные адаптивные возможности ребенка (дети - свидетели или жертвы насилия, внезапная потеря близких или разлука с ними, смена привычной культурно-исторической и языковой среды обитания и др.).
    Неуклонный  рост числа сочетанных отклонений в  развитии, увеличение количества детей  с психогенными нарушениями, проявляющимися в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации, существенно затрудняют и осложняют решение коррекционно-образовательных задач как, в общем, так и в специальном образовании.
    Фактически  в специальной психологической  помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида, а также учащиеся школ общего назначения. Следует признать, что в настоящее время в связи с усилением интеграционных процессов в образовании, имеющих часто характер стихийности, в одном классе или дошкольной группе могут находиться самые разные категории детей, которые в свое время Л. С. Выготским были отнесены к разряду «трудных». Это и дети «биологического риска», у которых отклонения в поведении и различных видах деятельности возникают вследствие какого-либо органического дефекта или длительных хронических заболеваний, и дети «социального риска», к которым кроме несовершеннолетних правонарушителей, детей и подростков с нарушениями поведения в настоящее время правомерно отнести детей из детских домов и приютов, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Последние, находясь в тяжелых социальных условиях, зачастую, будучи психосоматически ослабленными, оказываются в образовательном учреждении еще и в полной психологической изоляции по причине предубеждений этнического порядка, имеющих место как у детей и родителей, так иногда и у работников образования.
    Человек с недостатком в функции какого-либо органа (например, глухой или слепой), страдающий умственным недоразвитием, имеющий физические уродства, издавна привлекал к себе не только праздное любопытство обывателей, но и научный и человеческий интерес служителей церкви, анатомов, философов, педагогов и писателей.
    В известном романе В. Гюго «Человек, который смеется» описаны весь трагизм и одиночество человека, непохожего на других. О состоянии человека, вид которого вызывает у толпы зевак малодостойные чувства, В.Гюго говорит: «Быть смешным по внешнему виду, когда душа переживает трагедию, что может быть унизительнее таких мучений, что может вызвать в человеке большую ярость?».
    Даже  сейчас, когда известны причины возникновения  большинства отклонений в психофизическом развитии, на восприятие людей с теми или иными проблемами в развитии оказывает влияние феномен «веры в справедливый мир» - у человека есть своего рода защитная реакция на несчастья: если они с кем-то случаются, то он этого заслуживает. В специальных экспериментах (М. Лернер) было показано, что чем сильнее страдает жертва, тем большую антипатию она вызывает и тем больше испытуемые склонны оправдывать ее мучения. Но если человек не является безучастным наблюдателем, а может реально помочь другому, демонстрируя свою силу, компетентность, ответственность, в этом уровень позитивного восприятия человека, имеющего аномалии, повышается. Отношение к детям, имеющим различные отклонения в раз-га, несет на себе печать длительной истории эгоизма и себялюбия общества, особенно явно проявлявшихся в годы инфантицида.
    1.1. Олигофренопсихология
    Олигофренопсихология - раздел психологии специальной, изучающий  развитие психическое и возможности  его коррекции у людей умственно-отсталых с тяжелыми формами недоразвитости мозга головного. Выявляет причины  их отсталости умственной (врожденные дефекты системы нервной, результат  болезни или травмы), изучает их психологические особенности, формы  и степень выраженности дефекта, способствует созданию программ и методик  их обучения во вспомогательных школах.
    1.2. Сурдопсихология
    Сурдопсихология - (психология глухих) - раздел психологии специальной, изучающий развитие психическое  глухих и слабослышащих людей, возможности  его коррекции в условиях обучения и воспитания, в частности —  в условиях специального обучения. Ее задачи:
    1) исследование путей предотвращения  немоты у людей с дефектами  слуха, исключающими нормальное  речевое общение;
    2) выявление особенностей их деятельности  познавательной;
    3) выяснение компенсаторных возможностей  замены слухового восприятия  зрительным, вибрационными ощущениями  и пр.;
    4) изучение особенностей мышления, памяти и других процессов  психических, формирующихся в  условиях отсутствия или недоразвитости  слуховых ощущений.
    При нарушении слуха не только существенно  затрудняется формирование речи и мышления словесного, но и страдает развитие деятельности познавательной в целом.
    Основной  задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет коих можно преодолеть недостатки слуха, получить достаточное образование, обеспечить участие в деятельности трудовой.
    Учет  данных сурдопсихологии - необходимое  условие организации обучения и  воспитания глухих и слабослышащих  детей, их производственной подготовки и трудоустройства.
    1.3. Тифлопсихология
    Тифлопсихология - (психология слепых) - раздел психологии специальной, изучающий закономерности развития деятельности психической  индивида с полностью или частично нарушенным зрением:
    1) развитие психическое слепых  и слабовидящих людей;
    2) пути и способы его коррекции  при обучении и воспитании;
    3) возможности компенсации нарушений  восприятия зрительного с помощью  других анализаторов - слуха и  осязания. Также исследуются психические  особенности восприятия, памяти  и мышления в условиях дефицита  информации, связанного с отсутствием  зрения или его слабостью. Использование  результатов тифлопсихологии позволяет  на научной основе строить  процесс обучения, воспитания и  деятельности трудовой слепых  и слабовидящих.
    При таких нарушениях страдает не только ориентировка в пространстве, но, в  силу замедленности и неполноты  формирования сенсорного опыта, нарушается развитие мышления наглядно-образного.
    Основной  задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет интенсификации работы других анализаторов (слуха, осязания), а также  формирование чувства препятствия. Для построения адекватных образов  предметов могут подключаться процессы воображения; при этом формирование памяти логической обычно опережает развитие памяти образной.
    Особая  часть тифлопсихологии - изучение психологии слепоглухонемых - людей с полной ранней потерей зрения и слуха, в  обучении и развитии которых отечественная  тифлопсихология и сурдопсихология  добились заметных успехов (И. А. Соколянский, О. И. Скороходова, А. И. Мещеряков).
    Глава 2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
    Определение «степени нормальности» человека - сложная и ответственная междисциплинарная  проблема. Личностно ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной, так и мировой системы образования на всех его уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми знаниями и навыками, позволяющими ему обеспечить «индивидуальную траекторию развития» не только так называемого среднестатистического ребенка, но ребенка, отличающегося яркой индивидуальностью и неповторимостью.
    В связи с этим «норма» по отношению  к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.
    Статистическая  норма - это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует  средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции  людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических  качеств особенно важна на этапе  первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т.п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68 % лиц данной возрастной категории, пола и т.д. Имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, обеспеченные соответствующей системой диагностических методов, позволяют квалифицировать с большей или меньшей точностью наблюдаемые особенности детского развития как индивидуальные варианты нормативного развития или как «отклонения» (так называемая кривая Гаусса.). Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних величин, тем с большим основанием можно квалифицировать данный случай как отклонение (рис. 1). 

    
    
          68, 26%      
     
    
          95,44%      
     
    

и т.д.................


          99,72%      

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.