На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Реформы Александра 2

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
Вступление Александра на престол 19 февраля 1855 года произошло  при весьма тяжелых для России обстоятельствах. Неудачи русских  войск в Крыму были удручающими, атмосфера в стране тягостной. Однако поездка в Крым осенью 1855 года и  знакомство с реальным состоянием дел  в проигравшей войну державе  стали настоящим потрясением  для Александра. “Адреса” с предложениями  реформ по-прежнему поступали в многочисленные петербургские канцелярии. От царя ждали ответа. Александр дал его  через несколько месяцев –  в марте 1856 года. 
К этому времени накопилось множество объективных предпосылок для проведения коренной аграрной реформы. 
Во-первых, помещичье хозяйство, основанное на внеэкономическом принуждении крестьян к труду, все заметнее переживало кризисное состояние, эффективность хозяйств снижалась, остро стоял вопрос о переходе от натурального к рыночному хозяйству. 
Во-вторых, быстрое развитие промышленности входило в противоречие с феодальными отношениями в сельском хозяйстве. Для промышленности явно не хватало рынка сбыта своих товаров вследствие низкой покупательской способности подавляющей части населения-крестьян. Промышленность испытывала острую нехватку свободной рабочей силы, поскольку крепостные крестьяне, составляющие большую часть населения, не обладали правом на свободное перемещение из деревни в город, на промышленные предприятия. 
В-третьих, страна болезненно переживала поражение в Крымской войне, которое явилось результатом военного и технического отставания от передовых стран мира. 
В-четвертых, в стране фиксировалось все большее количество крестьянских антифеодальных выступлений, что не могло не волновать.30 марта 1856 года, выступая перед московским губернским и уездными предводителями дворянства, Александр произнес знаменитые слова: “…гораздо лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу…”. Именно этот день принято считать днем начала Великих реформ.
 
 
 
 
 
 
 
 

      Часть 1. Личность императора Александра Николаевича в первые годы его царствования.
      
Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича  Александр с самых первых дней своей жизни почитался как  будущий монарх, потому что ни у  императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в  своем поколении он был старшим  князем. Соответственно его образование  и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить  его к высокой миссии.
      Первым  воспитателем Александра II был капитан  Мердер, а в девять лет его обучением  занялся В. А. Жуковский. Программа, по которой учился будущий император, была тщательно проработана и  направлена на то, чтобы сделать, чтобы  сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения  мелочами военного дела. Программу  Александр успешно освоил, но уберечься  от военной "муштры" того времени  не смог.
      В двадцать три года цесаревич женился  на Марии Александровне, принцессе  Гессен-Дармштадской. С этого времени Александр начинает свою служебную деятельность. На протяжении десяти лет он являлся правой рукой своего отца. Судя по свидетельствам историков, Александр II находился под сильным влиянием отца, и перенимал некоторые его качества. Однако его отличали от железного характера Николая врожденная мягкость и великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно - в разные моменты жизни он производит разное впечатление.
      Первые  годы своего царствования император  пытался ликвидировать последствия  Восточной войны и порядков николаевского  времени. В отношении внешней  политики Александр явился продолжателем "начал Священного Союза", руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов  продолжать войну, если не достигнет  почетного мира. Таким образом, он продемонстрировал Европе, что, в  этом плане, является продолжателем  политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император продолжит  дело своего отца. Однако на практике это  оказалось не так: "повеяло мягкостью  и терпимостью, характеристичными  для темперамента нового монарха. Сняты  были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее... ", говорили, что "государь хочет  правды, просвещения, честности и  свободного голоса. " В действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал "откровенного изложения всех недостатков". Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности... "
      Хронология
    1855 — 1881 гг. Царствование Александра II Николаевича
    1861 г., 19 февраля Отмена крепостного права в России
    1864 г. Проведение судебной, земской реформ и реформы образования
    1860-1870-е годы проведение военной реформы
    1870 г. Проведение городской реформы
 
Часть 2. Реформы Александра II
Земская реформа 1864 года 
Либеральная реформа, вызванная необходимостью заменить систему бюрократического управления в областных учреждениях, при которой областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учета местной специфики.
Проект земской  реформы разрабатывался с 1859 комиссией  при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 — П. А. Валуев). Подписанное Александром II «Положение о земских и уездных учреждениях» отразило различные интересы дворянских группировок.
    Процесс избрания
Согласно «Положению» 1864, создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы - и те, и другие выборные, на началах бессословности. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). От выборов, таким образом, отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция. Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков.
    Устройство  и функционирование
Губернские и уездные  земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в  чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а  управы собственно занимались выполнением  решений. Земские собрания можно  сравнить с местными парламентами, а управы - с правительствами
Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства. 

Земское собрание в провинции. Гравюра, 1865 год 

Земские собрания и  управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели  принудительной власти, так как полиция  им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.
Земские собрания и  управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.
Земская реформа проводилась  не повсеместно и не одновременно. К концу 70-х гг. земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в Области войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Позже земские органы появились на окраинах: в СтавропольскойАстраханскойОренбургской губерниях. Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 г.
Земская реформа содействовала  развитию местной инициативы, хозяйства  и культуры.
Судебная  реформа Александра II 
Объявлена Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов). Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.
В соответствии с Судебными  уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались  следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:
    осуществление правосудия только судом;
    независимость судов и судей;
    отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства);
    несменяемость судей;
    бессословность суда (равенство всех перед судом);
    гласность судопроизводства;
    состязательность;
    самостоятельность судей;
    устность судопроизводства.
Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.
При рассмотрении уголовных  дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.
Второй инстанцией для окружных судов была судебная палатаимевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных. 
Сенат рассматривался как верховный кассационный суд  и имел уголовный и гражданский  кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.
Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.
Председатели судов, прокуроры и судебные следователи  должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или  солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.
Крупнейшим шагом  по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института  адвокатуры.
20 ноября 1866 г. было  разрешено “во всех повременных  изданиях печатать о том, что  происходит в судах”. Судебные  репортажи, сообщавшие о русских  и заграничных процессах, становятся  заметным явлением в прессе.
Началом практической реализации судебной реформы принято  считать учреждение окружных судов  в Санкт-Петербурге и Москве в апреле 1866 г. С 1867 г. Стала функционировать Харьковская судебная палата. Первоначально в соответствии с указом от 19 октября 1865 г. предполагалось ввести в действие Судебные уставы от 20 ноября 1864 г. в 10 губерниях в 1866 г., а к 1870 г. - во всех губерниях, управляемых по общему губернскому учреждению. Однако к 1894 г. дореформенный суд сохранялся в 23 губерниях и областях на севере, востоке и юго-востоке империи.
Политические процессы 1870-х гг. демонстрировали правительству, что суд в России перестал служить  надёжной опорой существующего строя. Особенное впечатление произвело  оправдание в 1878 г. Веры Засулич. Поэтому в 70 - 80-х гг. XIX в. последовала серия законодательных актов, изменявших Уставы 1864 г. и направленных на изменение порядка рассмотрения дел о государственных преступлениях, изъятие из подсудности суда приясжных дел по должностным преступлениям, о злоупотреблениях должностных лиц банков, о двоебрачии, об убийстве и покушении на убийство должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, расширение практики закрытых заседаний, отмену права Сената на возбуждение уголовного преследования против губернаторов, изменение правил о вызове свидетелей со стороны обвиняемого.
В сложившейся к  концу XIX в. судебной системе Российской империи можно было выделить четыре типа судебного устройства:
    37 внутренних губерний России, где судебная реформа была осуществлена в полном объеме;
    Северо-Западный крайЮго-Западный крайСеверный Кавказ и Прибалтика, где мировые судьи назначались правительством, а не выбирались, на Кавказе и в Прибалтике так и не был введен суд присяжных;
    Царство Польское, где не было суда присяжных и суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством;
    ЗакавказьеАрхангельская губернияСибирьТуркестанский крайЗакаспийская и Квантунская области, где не было судов присяжных, суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством и на них возлагалось также производство предварительного следствия и нотариальное производство.
 
Городская реформа (реформа  городского самоуправления) 1870 года.
Имела собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство. Подготовка реформы началась еще в 1862 году, но царь выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет.
В 1862 году началась работа по подготовке реформы. Были созданы  в губернских и уездных городах 509 комиссий, предназначенных для  выработки предложений. Но предложенное многими нововведение о выдаче избирательных  прав всем сословиям не устраивало правительство, во многом это тормозило  реформу.
На основании сводки выработанных комиссиями материалов министерством  внутренних дел под руководством Петра Александровича Валуева было составлено «Городовое положение» в 1864 году. Положение было направлено в Государственный совет, где пролежало еще два года. Когда уже не было иного выбора, Александру II пришлось принять принцип «всесословности», и 16 июня 1870 года изменённый закон был принят. Он стал началом второй реформы местного самоуправления.
    Городское общественное управление
Статьёй 2 «Городового  положения» вводились городские  общественные управления, в ведении  которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная  безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.
Статья 15 провозглашала, что под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское  избирательное собрание, дума и городская  управа.
Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных в городскую думу раз  в 4 года.
Дума избиралась на 4 года, причем по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права, исключение — число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных. Возглавлял думу городской глава (он не мог быть евреем).
Основными функциями  думы являлись «назначение выборных должностных лиц и дела общественного  устройства», «назначение содержания должностным лицам городского общественного  управления и определение размера  оного», «установление, увеличение и  уменьшение городских сборов и налогов» и прочие. Расходы на содержание думы были в ведомстве губернатора. Заседания думы могли быть назначены «по усмотрению городского головы», по требованию губернатора или по желанию не менее одной пятой числа гласных.
Городская управа выбиралась городской думой на 4 года, её функциями  были:
    «Непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного правления»
    Сбор нужных сведений для думы
    Составление городских смет
    Взимание и расход городских сборов, отчёт перед думой о своей деятельности
Управа могла посчитать  незаконным решение думы, в таком  случае в дела вмешивался губернатор.
    Выборы  в думу
В 509 городах России были введены думы — бессословные органы городского самоуправления. Они избирались раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. По размеру уплачиваемого налога избиратели делились на три избирательных собрания.
Требования к избирателю были следующими:
    Он должен был быть Российским подданным
    Быть старше 25 лет
    Владение имуществом, с которого уплачиваются налоги, или владение промышленным предприятием
    Отсутствие недоимок по сбору налогов
Избиратель не должен быть судим, снят с должности или  находиться под следствием.
По статье 24 «Городового  положения» составлялся список из избирателей, отсортированный по уплачиваемым за год налогам. К первой избирательной  группе (собранию, разряду) относились уплачивавшие одну треть общего сбора  налогов, ко второй — также уплачивающие треть, а к третьей — все остальные избиратели. Составленный список по разрядам отправлялся на утверждение городской думой.
Городской глава избирался  губернатором (в крупных городах — министром внутренних дел) из числа гласных.
Реформа 1870 года послужила  толчком к торгово-промышленному  развитию городов, она закрепила  систему органов городского общественного  управления. Одним из результатов  реформ Александра II являлось приобщение общества к гражданской жизни. Была положена основа для новой русской  политической культуры.
Но после реформы  городского самоуправления у провинциальных городов возникла новая проблема — по закону часть доходов направлялась на содержание правительственных учреждений, полиции и других государственных структур. Из-за этого они испытывали некоторые трудности в решении городских проблем.
Военная реформа 

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.
Милютинские военные  реформы прошли в период 60—70-х  годов XIX века.
Военные реформы Милютина можно разделить на две условные части: организационные и технологические.
Организационные реформы
Доклад Военного министерства 15.01.1862 года:
    Превратить резервные войска в боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время рекрутов.
    Подготовку рекрутов возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами.
    Всех заштатных «нижних чинов» резервных и запасных войск, в мирное время считать в отпуску и призывать только в военное время. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новые части.
    Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировать батальоны внутренней службы.
Быстро внедрить эту  организацию не удалось, и лишь с 1864 года была начата планомерная реорганизация армии и сокращение численного состава войск.
К 1869 году было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. (в основном за счёт сокращения «не боевого» элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного времени новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счёт резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30—40 дней, в то время как в 1859 году на это требовалось 6 месяцев.
Новая система организации  войск содержала и ряд недостатков:
    Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было).
    Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия.
    Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время как вся кавалерия европейских государств была вооружена пистолетами.
В мае 1862 года Милютин представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». В основе этого документа лежали следующие положения:
    Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию.
    Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.
    Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему заведование всеми местными военными учреждениями.
Уже летом 1862 года вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа, а в конце 1862 года — Одесский.
В августе 1864 года было утверждено «Положение о военных округах», на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом, он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.
В 1864 году было создано ещё 6 военных округов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.