На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политический портрет Л.И.Брежнева

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное Государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 
Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф. Катанова
Институт  истории и права 
 
 

РЕФЕРАТ
По дисциплине: история
На тему: «Политический портрет Л.И.Брежнева» 
 
 
 

                    Выполнил: студент 1 курса, группы БЮ-112,  Куличихина  В.Е.
                  Проверил: доцент кафедры исторических наук  Медведева Н.Н. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Абакан  – 2011
План
    Введение
      Биография Л.И.Брежнева
      Внутренняя политика в период правления Л.И.Брежнева
      а) Смена  политического курса. Тенденции  развития;
      б) Конституция СССР 1977 г. Правозащитное движение;
      в) Противоречия экономического развития.
    3. Внешняя  политика в период правления  Л.И.Брежнева
      а) Политика «разрядки»;
      б) СССР и  социалистические страны.
    Заключение
    Библиографический список 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
    Актуальность  темы «Политический портрет Л. И. Брежнева» заключается в том, что до сегодняшних дней среди  людей идёт спор о том, что можно  ли вину за все негативные явления, сложившиеся в середине 60-х годов - начале 80-х годов, возложить лично  на Л. И. Брежнева? Или это самый  упрощённый вариант объяснения сломившейся  ситуации. Возможно, Брежнев стал лишь флагманом той социальной группы, которая связана с административно-управленческим звеном. И именно её интересы играли решающую роль в то время, они же и определили характер того времени, определяемого ныне как застой. 
В жизни Советского Союза период 1965-1980 гг. называют «эпохой Брежнева», а на злобном языке перестройки – «периодом застоя».  
          В 1990-91 гг. большие опросы среди граждан разных национальностей СССР обнаружили замечательное явление. Из всех исторических эпох, как их представляли себе жители нашей страны, больше всего положительных оценок получила «эпоха Брежнева», а наихудшим временем оказалась перестройка. 
         Цель реферата - изучить политическую карьеру и значимость личности Л.И. Брежнева в эпоху его правления – то есть провести анализ политического портрета Л. И. Брежнева. 
На основании данной цели выделим основные задачи работы:  
- привести биографические данные Л. И. Брежнева; 
- рассмотреть характерные черты Л. И. Брежнева на должности первого секретаря партии; 
- провести анализ брежневской эпохи «застоя»; 
- выявить направления внешней политики Советского государства при Л. И. Брежневе. 
         Таким образом, объектом анализа в реферате является непосредственно Л. И. Брежнев как виднейший политик советского периода, а предметом – история СССР. 
         Теоретической основой реферата послужили учебники, учебные пособия по истории отечества, а также узконаправленная литература, рассматривающая политику глав государств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биография Л.И.Брежнева
    «Мне  посчастливилось родиться, вырасти, получить трудовую закалку в рабочей  семье, в большом рабочем поселке. – Так начинает свои воспоминания Леонид Брежнев, – Одно из самых ранних, самых сильных впечатлений детства – заводской гудок. Помню: заря только занимается, а отец уже в спецовке, мать провожает его у порога. Ревет басовитый гудок, который, казалось мне, слышен по всей земле».1
    Леонид  Ильич Брежнев родился 19 декабря 1906 года в семье рабочего-металлурга в селе Каменское (ныне г. Днепродзержинск) . Трудовую жизнь начал с пятнадцати лет. После окончания в 1927 году Курского землеустроительно-мелиоративного техникума работал землеустроителем в Кохановском районе Оршанского округа Белорусской СССР. В комсомол вступил в 1923 году, в члены КПСС - в 1931. В 1935 году оканчивает металлургический институт в г. Днепродзержинске, там же работал инженером на металлургическом заводе. 
На свой первый ответственный пост в Днепропетровском обкоме партии Брежнев был выдвинут в 1938 г., когда ему было около 32 лет. По тем временам карьера Брежнева была не из самых быстрых. Брежнев не был карьеристом, который пробивается вверх, расталкивая локтями других претендентов и предавая своих друзей. Он отличался уже тогда спокойствием, лояльность к коллегам и начальству и не столь пробивался вперед сам, сколько его продвигали вперед другие. На самом первом этапе Брежнева продвигал вперед его друг по Днепропетровскому металлургическому институту Грушевой, который был первым секретарем Днепродзержинского горкома партии. После войны Грушевой остался на политической работе в армии. Он умер в 1982 г. в чине генерал-полковника. Брежнев, присутствовавший на этих похоронах, неожиданно упал перед гробом своего друга, разразившись рыданиями. Этот эпизод для многих остался непонятным. В годы войны у Брежнева не было сильной протекции, и он продвинулся мало. В начале войны ему было присвоено звание полковника, в конце войны он был генерал-майором, продвинувшись всего на один чин. Не баловали его и по части наград. К концу войны он имел два ордена Красного Знамени, один Красной Звезды, орден Бoгдaна Хмельницкого и две медали. По тем временам для генерала это было мало. Во время Парада Победы на Красной площади, где генерал-майор Брежнев шел вместе с командующим во главе сводной колонны своего фронта, на его груди было гораздо меньше наград, чем у других генералов. 
После войны Брежнев был обязан своим продвижением Хрущеву, о чем тщательно умалчивает в своих воспоминаниях.

      После работы в Запорожье Брежнев, также по рекомендации Хрущева, был выдвинут на пост первого секретаря, Днепропетровского обкома партии, а в 1950 г. — на пост первого секретаря ЦК КП(6) Молдавии. На XIX съезде партии осенью 1952 г. Брежнев как руководитель молдавских коммунистов был избран в состав ЦК КПСС. На короткое время он вошел даже в состав Президиума (кандидатом) и Секретариата ЦК, которые были значительно расширены по предложению Сталина. Во время съезда Сталин впервые увидел Брежнева. Старый и больной диктатор обратил внимание на крупного и хорошо одетого 46-летнего Брежнева. Сталину сказали, что это партийный руководитель Молдавской ССР. “Какой красивый молдаванин”, — произнес Сталин. 7 ноября 1952 г. Брежнев впервые поднялся на трибуну Мавзолея. Вплоть до марта 1953 г. Брежнев, как и другие члены Президиума, находился в Москве, и ждал, когда их соберут на заседание и распределят обязанности. В Молдавии он был уже освобожден от работы. Но Сталин так ни разу и не собрал их.
      После смерти Сталина состав Президиума и Секретариата ЦК КПСС был немедленно сокращен. Из состава был выведен и Брежнев, но он не вернулся в Молдавию, а был назначен начальником Политуправления Военно-Морского Флота СССР. Он получил чин генерал-лейтенанта и должен был снова надеть военную форму. В ЦК Брежнев неизменно поддерживал Хрущева. В начале 1954 г. Хрущев направил его в Казахстан руководить освоением целины. Он вернулся в Москву только в 1956 г. и после XX съезда КПСС стал снова одним из секретарей ЦК и кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС. Брежнев должен был контролировать развитие тяжелой промышленности, позднее оборонной и аэрокосмической, но все главные вопросы решал лично Хрущев, а Брежнев выступал как спокойный и преданный помощник. После июньского Пленума ЦК в 1957 г. Брежнев стал членом Президиума. Хрущев ценил его лояльность, но не считал достаточно сильным работником.
    После ухода на пенсию К. Е. Ворошилова Брежнев  стал его преемником на посту Председателя Президиума Верховного Совета СССР. В  некоторых западных биографиях это  назначение оценивается едва ли не как поражение Брежнева в борьбе за власть. Но в действительности Брежнев  не был активным участником этой борьбы и был очень доволен новым  назначением. Он и не домогался тогда  поста главы партии или правительства. Он был вполне удовлетворен ролью  “третьего” человека в руководстве. Еще в 1956—1957 гг. ему удалось перевести  в Москву некоторых людей, с которыми он работал в Молдавии и на Украине. Одними из первых были Трапезников  и Черненко, которые стали работать в личном секретариате Брежнева. В  Президиуме Верховного Совета именно Черненко стал начальником канцелярии Брежнева. В 1963 г., когда Ф. Козлов потерял  не только благосклонность Хрущева, но и был сражен инсультом, Хрущев долго колебался при выборе своего нового фаворита. В конечном счете , выбор его пал на Брежнева, который и был избран секретарем ЦК КПСС. Хрущев имел очень крепкое здоровье и рассчитывал еще долго оставаться у власти. Между тем сам Брежнев был недоволен этим решением Хрущева, хотя перемещение в Секретариат увеличивало его реальную власть и влияние. Он не жаждал окунуться в крайне трудную и полную хлопот работу секретаря ЦК. Не Брежнев был организатором смещения Хрущева, хотя он знал о готовящейся акции. Среди главных ее организаторов не было согласия по многим вопросам. Чтобы не углублять разногласий, которые могли сорвать все дело, они согласились на избрание Брежнева, предполагая, что это будет временным решением. Леонид Ильич дал свое согласие. Будучи одним из главных участников заговора, приведшего к смещению Хрущева, он с 1964 возглавляет партию и играет первостепенную роль в осуществлении новой коллегиальной политики СССР. Выступая гарантом стабильности ситуации внутри страны, разделяя с А. Косыгиным ответственность за проведение экономических реформ, а с М. Сусловым - за следование «правильной» идеологической линии, Брежнев накладывает заметный личный отпечаток на советскую внешнюю политику этого периода. За вторжением в Чехословакию в 1968 следует полоса поисков путей разрядки напряженности в отношениях с Западом, пока роковое вторжение в Афганистан не выявляет подлинного лица дряхлеющего, костенеющего режима. Удовлетворив свое честолюбие неким подобием культа личности, Брежнев умирает в 1982 в атмосфере зреющего скандала.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Внутренняя  политика в период правления Л.И.Брежнева
    Деятельность  Леонида Ильича Брежнева на первом этапе его руководства страной  имела явно положительный характер. Были свернуты все неразумные начинания в экономическое сфере, введенные во времена Хрущева, прекратился массовый снос православных храмов. По экономической реформе, начатой Косыгиным, была расширена самостоятельность предприятий, сокращено количество плановых показателей, введены зачатки рыночного оборота сверхплановой продукции, материальное стимулирование и хозяйственный расчет. Темпы роста произведенной продукции в начале правления Л.И. Брежнева поднялись относительно «хрущевских», хотя и продолжали оставаться ниже «сталинских».
    Смена политического курса. Тенденции  развития
    С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. Генеральным  секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной  работе. Именно он был одним из инициаторов  и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к  стабильности общества. Главой правительства  был назначен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности. Часть новых руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ. Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской "оттепели" к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого социализма". В официальных документах "развитой социализм" трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма этапа "развитого социализма". Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика "совершенствования" социализма. Активными проводниками концепции "развитого социализма" были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю.В. Андропов и преемник последнего К.У. Черненко. 
 
 

Две тенденции  развития
    В общественно-политической жизни 60-х 70-х  годов происходили сложные и  противоречивые процессы. Под видом  борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева  свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение  промышленных и сельских партийных  организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности  по отношению к личному приусадебному  хозяйству. Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации отечественной и зарубежной для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия дня развития науки.
    В начале 70-х годов Л.И. Брежневым  было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик  по уровню экономики и культуры и  что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании  новой исторической общности советского народа. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства  республик достигнуто не было. Более  того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требующие  незамедлительного разрешения. Представители  республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло  должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального  самосознания народов, выступления  в защиту национальных интересов  рассматривались как проявление местного национализма.
    В развитии общественно-политической жизни  все более четко прослеживались две тенденции: демократическая  и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х начале 80-х годов  интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в  учреждениях. Создавались организации  народного контроля и технического творчества, постоянно действующие  производственные совещания (ПДПС). В  их составе насчитывались сотни  тысяч рабочих, специалистов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала  иллюзию участия в управлении общественным производством широких  масс населения.
    Принципиальные  вопросы развития экономики, форм и  методов ее управления рассматривались  на партийных съездах XXIV (1970 г), XXV (1975 г), XXVI (1980 г). На съездах принимались  планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры "совершенствования" хозяйственного механизма, которые  не устраняли, однако, чрезмерной централизации  и командно-приказных методов  управления. Увеличилась численность  административного аппарата. За два  десятилетия количество общесоюзных  министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работали около 18 млн. чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны.                                                                                                                 
    Общественные  объединения из представителей различных  категорий населения действовали  при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение  в нем рабочих, колхозников и  интеллигенции определялись партийными органами. Под партийным контролем  находилась повседневная работа всех структур государственной власти в  центре и на местах. 

Конституция СССР 1977 г.
    В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной  и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рассмотрение проекта  Основного Закона расценивалось  как доказательство преимуществ  советской демократии перед буржуазной. В основу новой Конституции была положена концепция "развитого социализма". Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства Советы. Все Советы народных депутатов Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти. Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР.
    Ядром политической системы общества "развитого  социализма" называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей  и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его  развития, линию внутренней и внешней  политики. Подтверждалась основа экономической  системы социалистическая собственность  на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной.
    Отдельные разделы Конституции были посвящены  вопросам социального развития и  внешней политики. Был зафиксирован принцип социалистического интернационализма  в отношениях СССР с социалистическими  странами и государствами, освободившимися  от колониальной зависимости. Сохранялись  основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном  устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских  граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правозащитное движение
    Усиление  идеологического нажима на общественную жизнь после периода "оттепели" вызвало широкое распространение  движения диссидентства. На первых порах  деятельность диссидентов (лиц, взгляды  которых шли вразрез с официальной  идеологией) была направлена на улучшение  существующей системы, позднее на отказ  от нее. Наиболее яркими их представителями  были: историк Рой Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции художники, писатели, музыканты обратилась с открытым письмом к Л.И. Брежневу. В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И.В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали активизации оппозиции.
    Диссидентами  была налажена публикация за рубежом  литературных произведений, запрещенных  в стране ("Тамиздат"). Возникла так называемая бесцензурная печать ("Самиздат"). В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как "вредные" и "враждебные". Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А.И. Солженицын). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Противоречия  экономического развития
Хозяйственные реформы середины 60-х годов
    Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х начала 60-х годов не привели  к позитивным сдвигам. Падали темпы  экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной  необходимость продолжения экономических  реформ.
    Преобразования  коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с их личных хозяйств.
    Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая  реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой  участвовали хозяйственные работники  и крупные ученые-экономисты, в  их числе B. C. Немчинов, Л.М. Бирман и др. В ходе дискуссии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Идеи эти были расценены как несвоевременные, тем не менее, в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в систему управления промышленностью. Упразднялись Советы народного хозяйства, и восстанавливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действовать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности предприятий. Реформа, таким образом, повышала роль экономических методов управления. Но она не затрагивала основ командно-административной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Индустриальное  развитие
    С 1966 г. приступили к работе на новых  условиях хозяйствования свыше 700 производственных коллективов. Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. В  процессе осуществления реформы  развернулось слияние мелких предприятий  с крупными. Создавались производственные объединения (ПО). Входившие в их состав заводы и фабрики были связаны  производственной кооперацией по выпуску  готовой продукции или комплексной  переработкой сырья. Одним из крупнейших объединений стал "АвтоЗИЛ". В его состав вошли Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева и несколько заводов-филиалов в других городах (в частности, в Рославле и Мценске). Подразделения некоторых производственных объединений размещались в разных экономических районах и союзных республиках.
    Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовой общественный продукт  вырос на 13%, промышленная продукция  на 50% (официальные данные). В больших  масштабах велись капитальное строительство  и реконструкция действующих  производств. Было возведено 1900 промышленных предприятий. Завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. Начали действовать  Западно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове. Окончилась прокладка газопровода Средняя Азия - Центр протяженностью 2750 км. Общая длина построенных нефте и газопроводов превысила 35 тыс. км.
    Как и в предшествующие десятилетия, труженики промышленности выступали  с многочисленными трудовыми  начинаниями. Десятки тысяч рабочих  участвовали в движении изобретателей  и рационализаторов, соревновались  за высокую производительность труда. В то же время в соревновании присутствовали «показуха» и элементы формализма. Многие трудовые инициативы оказывались надуманными (например, борьба за бездефектное изготовление продукции).
    Индустриальное  развитие 70-х начала 80-х годов  характеризовалось углублением  тенденций, вызванных политикой  формирования единого народнохозяйственного  комплекса. С целью "взаимодополнения" республиканских хозяйств и их объединения в единый комплекс развивались процессы общесоюзного разделения труда. Так, в Азербайджанской ССР преимущественное внимание уделялось газовой и нефтехимической промышленности. Ее продукция поставлялась в другие республики Закавказья.
    Осуществлялись  программы создания территориально-производственных комплексов. С их помощью также  предполагалось укрепить хозяйственные  связи республик. В эти годы сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбулский комплексы. Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Прибалтике на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.
    На  рубеже 70-х начале 80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли  тяжелой индустрии, прежде всего  оборонная. Производство военной техники  на машиностроительных предприятиях достигало 60% всей выпускаемой ими продукции. В период десятой пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести  промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Более того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социальная  сфера
    Противоречия  в развитии общества затруднили выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило  улучшить условия быта сотен тысяч  горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры (официальная статистика). Медленнее  запланированного шел рост реальных доходов населения.
    В 70-х - начале 80-х годов резко сократились  капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по "остаточному" принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Это  являлось одной из причин оттока сельских тружеников в города. За период между  Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась  со 100 млн. до 163,3 млн. Их доля в общем  составе населения страны превысила 62%.
    Руководители  высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение  в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное  снабжение продовольственными и  промышленными товарами, действовали  специальные поликлиники, больницы, санатории. "Номенклатура" была надежной опорой проводимого политического  курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны  некоторых руководящих работников, славословия в адрес Л.И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической партии. Попытки преемников Л.И. Брежнева преодолеть "деформации социализма" успеха не имели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Внешняя политика в период правления Л.И.Брежнева
Политика ''разрядки"
    На  рубеже 60-70-х годов значительно  активизировалась деятельность СССР на международной арене. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН  одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении  ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил  в силу. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми  капиталистическими государствами. В 1966 г. в ходе визита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области  изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались  отношения между Советским Союзом и ФРГ. Расширились торговые связи  с Италией. Важной формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Получило развитие заключение договоров на компенсационной основе. Долгосрочные контракты о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов на территории СССР были подписаны с Великобританией. Советско-японское соглашение предусматривало участие Японии в разработке Южно-Якутского угольного бассейна. По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики "разрядки" международной напряженности. Кульминацией процесса "разрядки" стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.
    Процесс "разрядки" оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах  мира. В связи с этим в 1978 и 1982 гг. состоялись специальные сессии Генеральной  Ассамблеи ООН по разоружению. Некоторые предложения советских представителей в ООН были учтены при составлении итоговых документов, касающихся ограничения гонки вооружений. Однако принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и др.) не позволили им достичь договоренности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.